Меню

Психологическое здоровье младших подростков

Психологическое здоровье детей и подростков

Детский и подростковый возраст — это время роста не только физического, но и психоэмоционального. В этот период ребёнок максимально открыт для мира, и именно тогда происходит формирование его личности и в первую очередь под влиянием ближайшего окружения — семьи.

Об особенностях детской и подростковой психики, о признаках, которые требуют обращения за помощью к специалисту, читателям DNA health расскажет заведующая детским диспансерным отделением, врач-психиатр филиала «Психоневрологический диспансер № 13» ГБУЗ «Психиатрическая клиническая больница № 1 им. Н. А. Алексеева» Соловьёва Ольга Анатольевна.

— Подростковый возраст — особенно трудный период в жизни человека. Именно в это время подросток способен к максимальному личностному росту, но его психика весьма уязвима для негативного воздействия внешней среды. Тот факт, что самоубийство является третьей по значимости причиной смертности в возрастной группе 15–19 лет, говорит о том, что мы, родители, в большинстве своём не понимаем их психику. Как же обеспечить психическое здоровье ребёнка?

— Прежде чем ответить на ваш вопрос, хотелось бы дать определение, что такое психическое здоровье. Психическое здоровье — это состояние психической сферы человека, которое характеризуется общим душевным комфортом и обеспечивает адекватную регуляцию поведения, при этом обусловлено потребностями как биологического, так и социального характера. Иначе говоря, психическое здоровье — это здоровое мышление, активные познавательные процессы, хорошая память, хорошая способность к адаптации во внешних обстоятельствах и сформированная коммуникативная сфера.

Ограничения в удовлетворении главных потребностей человека ухудшают здоровье детей и подростков. Плохое материальное положение семьи, неполноценное питание детей и подростков, ощущение безысходности, трудности адаптации, конфликты индивидуума с окружением, неудовлетворённость желаний, одиночество, утомление, сознание неполноценности среди своих сверстников в коллективе — все эти проблемы порождают патологические способы борьбы со этими стрессами, например: алкоголизм, наркоманию, азартные игры, экстремальные формы поведения.

В семьях с достатком дети также часто не получают необходимого внимания, которое родители при своей большой занятости стараются возмещать деньгами и дорогими вещами. Дети без внимания родителей растут эмоционально обездоленными и социально одинокими, порой агрессивными.

Другая крайность — гиперопека. Она порождает безынициативность, несамостоятельность, депрессивные формы поведения, истероидные реакции.

На формирование психики подрастающего поколения влияют, наряду с биологическими предпосылками (наследственность, возраст, пол), факторы социальные: сиротство, нищета, беспризорность, явное и скрытое насилие, педагогическая запущенность, общая и учебная невротизация ребёнка или подростка, ломка национальных традиций, разобщённость поколений, экологическое неблагополучие.

Социум, ближайшее окружение ребёнка и подростка обуславливают рост реактивных состояний, посттравматических стрессовых расстройств, агрессивности, школьной дезадаптации и развитие так называемого компьютерного синдрома.

Таким образом, оценивая причины нарушения психического здоровья, следует отметить, что в некоторых случаях говорят о ведущем значении именно генетического фактора, в других случаях это последствия соматических заболеваний, чаще всего хронических болезней или интоксикаций, а также результат неверного воспитания, которое затрагивает процессы формирования личности. Эти моменты являются основными причинами возникновения и распространения психологических проблем в детском и подростковом возрасте.

— Согласно оценкам ВОЗ до 20 % подростков во всём мире имеют нарушения психического здоровья, но при этом не проходят диагностику и лечение. Какие симптомы могут сигнализировать о том, что ребёнок начинает поддаваться негативному воздействию внешней среды?

— К ранним признакам психических расстройств можно отнести ощущение тревоги, беспокойство по мелочам, состояние напряжения, которое долго держится и тяжело снимается, раздражительность, трудности концентрации внимания, снижение памяти, расстройство сна, быстрая утомляемость. В подростковый период организм претерпевает многочисленные изменения, в том числе и гормональные, что приводит к появлению специфических поведенческих проблем.

К психическим расстройствам, обычно начинающимся в подростковом возрасте, можно отнести депрессивные и маниакальные состояния, психозы, суицидальные расстройства, умышленные самоповреждения. Подростки объясняют это тем, что ощущение физической боли, которую они испытывают, нанося себе самоповреждения, перекрывает душевное и эмоциональное напряжение, что приносит облегчение их душевному состоянию.

К тревожным сигналам следует отнести и расстройства пищевого поведения: анорексию, булимию и компульсивное переедание.

На фоне генерализованного тревожного расстройства могут быть панические атаки. Иногда встречаемся с последствиями злоупотребления психоактивными веществами и подростковой делинквентностью, т. е. антиобщественным поведением.

Что может указывать на появление мыслей о суициде? Прежде всего, это перемена в поведении ребёнка-подростка. Например, был активным, живым, позитивным ребёнком и вдруг стал грустным, молчаливым, отстранённым, и наоборот, он был молчаливым, замкнутым, отстранённым от всех и вдруг изменился: прибрался у себя в комнате, на своём письменном столе, позвонил тем людям, с кем давно не разговаривал, стал более возбуждённым. Эти перемены в состоянии и поведении ребёнка должны насторожить родителей и педагогов: что-то с ребёнком не так, что-то он мог замыслить, поведение не соответствует его личности. Если подросток весь в своих мыслях, если у него нет интереса ни к чему и нет желания чем-либо заниматься, это должно обеспокоить родителей. В этом случае следует срочно обратиться с подростком к психологу, психотерапевту, поговорить с ним, проявить к нему внимание, попытаться вызвать его на откровенный разговор. Чаще всего это уже требует комплексного подхода: психотерапевтического, педагогического, медикаментозного.

— Почему возникают и как проявляются подростковые расстройства поведения?

— В детском возрасте проявления расстройств поведения обусловлены несогласованностью требований к ребёнку дома и в детском саду. Так, очень частой причиной, причём как в детском, так и в подростковом возрасте, являются случаи интеллектуальной перегрузки, когда родители ребёнку пытаются дать больше информации, чем он может усвоить в своём возрасте, избыток информации, получаемой ребёнком.

Другая группа распространённых причин: неблагополучное положение в семье, конфликтная ситуация между родителями, бракоразводные процессы. Дети всё чувствуют, это отражается на их эмоциональном реагировании и поведении.

Ещё следует назвать такие причины, как чрезмерная строгость родителей, когда ребёнок боится что-то сделать не так, боится наказания со стороны родителей. Также причиной может быть снижение двигательной активности, гиподинамия. Дети много времени проводят за уроками, занятиями музыкой, а на двигательную активность у них уже не остаётся ни времени, ни сил, в то время как моторное развитие, двигательные тренинги способствуют и интеллектуальному развитию в том числе.

Физиологическая перестройка подросткового организма сопровождается возникновением у них повышенной утомляемости и раздражительности. Они более страстные, более вспыльчивые, более возбудимые. У них процессы возбуждения превалируют над процессами торможения. Они более остро начинают переживать неодобрение своих товарищей, взрослых, педагогов. Появляется страх быть отверженными группой. Они предъявляют очень высокие требования к дружбе, которая строится уже не на совместной игре, как раньше, а на общности интересов, нравственных чувств. Характерна для подростков предрасположенность именно к отрицательным эмоциям. Это физиологические моменты в подростковом развитии. Эмоциогенными становятся только те ситуации, которые они считают значимыми для них.

Очень важна для них каузальная атрибутика: своеобразная одежда, цвет волос, ногти, серьги, пирсинги и прочее. Это демонстрация своей личности, привлечение к себе внимания, становление своего «Я», повышение самооценки.

— Как на это реагировать? Просто переждать этот переходный период?

— Реагировать надо спокойно, с пониманием психологических процессов в жизни подростка в этом периоде. Не вступать в конфликт, потому что это усиливает негативную реакцию и реакцию протеста. Подросток пытается осмыслить как самого себя, так и своих друзей, родителей, взрослых, он пытается найти своё место в обществе. Часто это бывает длительно и мучительно. Они испытывают чувство ненужности, бесполезности в этом обществе.

Читайте также:  Студия красоты здоровья мишель

Следует строить с ребёнком диалог, заниматься формированием здоровой внутрисемейной среды, правильной организацией быта ребёнка. Очень много зависит от уклада семьи и образования. Чем выше интеллект у подростка, тем меньше у него метаний, тем лучше он способен анализировать, прогнозировать, синтезировать, тем лучше у него работает мышление, тем лучше и быстрее он находит ответы на свои вопросы.

Нарушения в сфере эмоций у подростков с девиантным поведением обычно характеризуются депрессиями и повышенной тревожностью. В этом случае своевременное обращение к психологам и применение психотерапевтических методов, таких как ценностно-ориентированная психотерапия, рациональная психотерапия, семейная психотерапия, играют огромную роль.

Отмечу, что большую помощь в таких случаях оказывает Городской центр психологической помощи детям и подросткам. На первом месте для коррекции эмоциональных нарушений у детей и подростков стоят психотерапевтические методы. В детском возрасте, в дошкольном, хорошо работает проигрывание различных сценариев. Моторная реакция, активные мимические, пантомимические проявления помогают предотвратить перерастание некоторых эмоций в патологические. Проигрывая какие-то ситуации, дети расслабляются, снимается эмоциональное напряжение.

Арт-терапия, рисование, музыка оказывают целебное воздействие на психику подрастающего поколения. Посещение детских музыкальных программ в консерватории, филармонии, прослушивание классической музыки вносит неоценимый вклад в формирование эмоционального и социального интеллекта ребёнка.

— Расстройство приёма пищи, в первую очередь у девушек, сегодня в топах новостей СМИ. Чем опасна анорексия, булимия и компульсивное переедание? Почему они возникают? Как их предупредить и как лечить?

— Расстройства пищевого поведения бывают как самостоятельные проявления патологии, так и в рамках других психических расстройств.

Анорексия характеризуется стремлением во что бы то ни стало похудеть посредством отказа от пищи и вызовом рвоты, если всё-таки произошёл приём пищи, по их мнению, в большом количестве. На самом же деле определение порции пищи у таких людей не совсем объективно. И такая сверхценность этой идеи сопровождается изменённое восприятие собственного тела, изменённое сознание. Это расстройство, которое требует специального лечения.

К сожалению, мы очень часто сталкиваемся со случаями позднего обращения за помощью, когда мы наблюдаем уже дистрофические процессы в органах. Часто требуется госпитализация в стационар для активного лечения, обеспечения калорийного дробного питания, которое осуществляется совместными усилиями врачей и родителей ребёнка.

Булимия характеризуется приступами переедания с последующим очистительным поведением (вызывание рвоты, приём слабительных и мочегонных), чтобы избежать набора веса. Это опасное для жизни состояние требует внимания специалистов.

При компульсивном переедании приступы неумеренности в еде сопровождаются бесконтрольным употреблением большого количества пищи, в том числе и по ночам.

Интересно, что все эти расстройства пищевого поведения могут переходить один в другой. Нервная анорексия плавно переходит в булимию и в компульсивное переедание, переплетаясь друг с другом.

— Их лучше госпитализировать?

— Да, на начальном этапе лечения часто нужна госпитализация. Сейчас есть центры пищевых расстройств, там работают врачи-психиатры. И наш стационар, Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков им. Г. Е. Сухаревой, также имеет отделение, где лечат расстройства пищевого поведения.

Через зависимое поведение наши пациенты ищут удовлетворения и чувства безопасности. Они должны лечиться у врачей-психиатров, получать помощь психологов, психотерапевтов с применением психотерапии, которая помогает регулировать свои эмоции, с регуляцией образа жизни, с медикаментозным лечением. И это очень сложный и длительный процесс, который может занимать несколько лет.

— Есть положительные случаи такого лечения?

— Да, конечно, это подвергается лечению. Важно иметь желание вылечиться и поддержку родных и близких людей.

Источник

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2020

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В БЛАГОПОЛУЧНЫХ И НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЬЯХ

Потребность обсудить сам термин «психологическое здоровье», возникает в связи с тем, что он имеет сходство с другим общепринятым термином «психическое здоровье». Причем многие критерии психологического здоровья совпадают с критериями психического здоровья, принятыми ВОЗ, значительно отличаются лишь несколько, достаточно размытых и неопределенных. Совпадают критерии: адекватности, критичности, способности самоуправления. Отмечаются различия в следующих критериях: устойчивости и идентичности, умении планировать и способности изменять стиль поведения, характеризующих психическое здоровье (ВОЗ); автономии, независимости, стремлении к поставленной цели, а также набор таких качеств, как работоспособность, полноценность семейной жизни, самоуважение, оптимизм, чувство ответственности, способность радоваться, определяющих психологическое здоровье [6].

Термин «психическое здоровье» Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) ввела в употребление в 1979 г. и характеризуется, как состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляясь с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.

В научной литературе понятие психологического здоровья стало входить сравнительно недавно. Попытка определить это понятие с точки зрения психологии была предпринята А. В. Петровским и М. Г. Ярошевским (1990) в психологическом словаре под их редакцией. Где они характеризуют психологическое здоровье отсутствием болезненных психических отклонений, состоянием душевного благополучия личности, обеспечивающих адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности человека [ 15 ].

Целостный подход к рассмотрению сущности того, что обозначается как психическое и психологическое здоровье представлен в работах ряда отечественных исследователей современности (Братусь Б.С., Дубровина И.В., Слободчиков В.И., Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. и др.).

По мнению Б.С. Братуся (1988) психическое здоровье не однородно и имеет сложное, по уровневое строение. Высшим уровнем личностного здоровья является личностно-смысловой, определяющийся качеством смысловых отношений индивида, самоотношением и взаимоотношениями с другими людьми, общим смыслом и жизненным назначением. Следующий уровень — индивидуально-психологическое здоровье, он оценивается способностью человека строить адекватные способы реализации смысловых устремлений. И уровень психофизиологического здоровья, определяющийся спецификой внутренней, мозговой, нейрофизиологической организации актов психической деятельности [ 2 ].

Н.Г. Гаранян, А.Б. Холмогорова (1999) определяют психологическое здоровье, как процесс жизнедеятельности личности, в котором согласованы и уравновешены рефлекторные, рефлексивные, эмоциональные, интеллектуальные, коммуникативные, поведенческие аспекты [18].

Психологическое здоровье как интегральную характеристику личностного благополучия, которая включает в себя когнитивно-оценочный компонент физиологического, психологического, социального уровней его проявления, где исключительная роль отводится высшим психологическим образованиям личности, осуществляющим функции организации, регуляции, обеспечения целостности жизненного пути определяет Р. М. Хусаинова (2006) [19].

В.Н. Коновальчук (2007) психологическое здоровье, определяет, как системное образование психики человека, включающее структурные компоненты, и обеспечивающее ее функциональный баланс. При нарушении психологических защит происходит дестабилизация психики личности, ухудшается состояние психологического здоровья [11].

М.Г. Иванова (2010) характеризует психологическое здоровье, как интегральную характеристику состояния личности, отражающую сбалансированность между успешным функционированием личности и «ценой» достижения целей развития, как динамическое состояние, характеризующее личность в процессе жизнедеятельности, которое складывается в процессе интеграции, адаптации и регуляции личности [9].

Современный ребенок – это житель XXI века испытывает на себе влияние всех признаков настоящего времени. Сохранение и укрепление подрастающего поколения является одной из основополагающих задач развития страны. Развитый и здоровый ребенок успешно противостоит вредоносным факторам среды и обладает устойчивостью к утомлению, он хорошо адаптирован и социализирован в обществе.

Младший подростковый возраст можно назвать ключевым периодом в общем процессе формирования индивида как личности, в процессе становления нового характера, изменения структуры и состава деятельности ребенка зарождается концепция осознанного поведения, формируются нравственные устои и моральные нормы. Г.А. Цукерман (1995) считает, что начало подросткового возраста (10-12 лет) является первой реальной возможностью «зачатия и рождения» индивидуализированного субъекта саморазвития [22].

Поэтому возникает объективная необходимость теоретически осмыслено определить понятие психологического здоровья младших подростков, выделить критерии, показатели и содержательно определить его структурные компоненты.

Читайте также:  Критерии оценивания здоровья детей

О.В. Хухлаева (2001 ) выделяет следующие уровни психологического здоровья детей:

В ысший, идеальный уровень психологического здоровья это к реативный уровень , который выражает совершенную степень психологического здоровья. Данный уровень характеризуется наличием устойчивой адаптации и активным творческим отношением к действительности, способностями и стремлением к созиданию. О блада ющие таким уровнем психологического здоровья, дети – это творц ы , счастливо получившие в наследство здоровую генетику, здоровыхв психологическом плане родителей, хорошую развивающую среду. Т аких детей в детском коллективе около 5-7%.

Средний уровень психологического здоровья. – это адаптивный уровень. Обладающий таким уровнем психологического здоровья, ребенок , практически адаптирован к социуму, признаки дезадаптациипроявля ются лишь в некоторых сферах, но у него присутствуют признаки повышенной тревожност и и конформности.Это группа относительного риска, представляет средний уровень психического здоровья и составляет около 80% учащихся,.

Низкий уровень психологического здоровья это ассимилятивно-аккомодативный уровень. Ребенок с таким уровнем психологического здоровья, дезадаптирован, у него наблюдается нарушение регулятивных процессов, дисбаланс в отношениях с окружающими . У таких детей отсутствуют конструктивны е механизм ы психологической защиты , при этом они не способны к самоизменению в связи с требованиями социума (ассимиляционное преобладание) у них присутствуют аффектированные капризы (аккомодативное преобладание) и эпатажное поведение . Это дети с высоким индивидуальным развитием и очень низким социально-адаптивным уровнем . Их скрытая дезадаптация часто приводит к соматическим нарушениям [ 20 ].

В.А. Зубков (2010) в своей работе сформулировал структуру психологического здоровья младших подростков, и исследования смоделировал сущностные характеристики каждого компонента и показал, что психологическое здоровье младших подростков имеет неоднородную структуру – выделяются потребностно-мотивационный, инструментальный и ценностно ориентационный компоненты и выделил по уровневое строение: высокий или креативный уровень, средний – адаптивный и низкий – дезадаптивный) [8].

М.И. Ефанова (2013) рассматривает образ «Я» как один из компонентов психологического здоровья, показывет, что именно в младшем подростковом возрасте происходит смена предметных компонентов Я-концепции, к примеру, соотношение телесных и морально-психологических компонентов своего «Я». У подростка формируется достаточно устойчивый образ своего тела, привыкая к внешнему образу, он начинает принимать свою внешность и соразмеряет с ней уровень своих притязаний. Теперь на первый план выступают другие компоненты личностного «Я» – умственные способности, волевые и моральные качества, определяющие успешность в деятельности и в отношениях с окружающими. Элементы образа «Я» дифференцировано возрастают от младших возрастов к старшим, без заметных перерывов и кризисов [5].

М.В. Сухомлинова, А.М. Нерсесян (2014) выделяют новые «позитивные» критерии психологического здоровья младших подростков, предусматривающие стремление к саморазвитию и самореализации личности, способность сознательно руководить своими действиями и поступками, ответственность перед собой и окружающими [17].

Важную роль в формировании личности ребенка и состоянии его психологического здоровья играет ситуация в семьях. Именно в семье закладываются основы здоровья ребенка или его подверженности болезням. Представляя собой целый микромир со своими законами, традициями, моделями решения проблем, каждая семья обладает уникальными возможностями создания как гармоничных, так и дисгармоничных условий для функционирования человека. Проанализировав многочисленные исследования, проведенные в различных странах, эксперты ВОЗ обнаружили, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечается у детей, которые страдают от недостаточности общения со взрослыми или враждебного их отношения и у детей, которые воспитываются в условиях семейного разлада. И наиболее чувствительными к этому являются дети младшего подросткового возраста [1 ].

Семья может считаться благополучной в том случае, если в ней на добровольной основе и качественно взаимно исполняются обязательства супругов по отношению друг к другу и детям, в которой соблюдаются общепринятые общественные ценности и нравственные устои человечества, в которой царит атмосфера отношений с минимальным принуждением; это миролюбивая семья, которая способна себя материально обеспечить, не только к деторождению, но и воспитанию детей; это семья, сохраняющая и приумножающая человеческую культуру [16].

В психолого-педагогической науке социально благополучными семьями принято считать семьи гармоничные и педагогически компетентные. Г.А. Карпова (2001) благополучными называет полносоставные семьи, с благоприятным эмоциональным и моральным микроклиматом, с высокой педагогической культурой, имеющие материальную стабильность [10].

Р.В. Овчарова (2004) разделяет гармоничные семьи на два типа – педагогически талантливы и семьи, которым лишь изредка требуются психологическая помощь и консультации, в виде поддержки и одобрения [13].

Неблагополучие семей, где ребенку плохо, разнообразно – это могут быть семьи, где родители не исполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию детей, обращаются с детьми жестоко, бросают детей, где сами родители ведут аморальный образ жизни, эксплуатируют детей, запугивают их «для их же блага», попустительски относятся к развитию детей и т.д. в современном обществе достаточно распространены и семьи, которым присущи скрытые дефекты воспитания, явно не проявляющиеся на социальном уровне.

Разные авторы выделяют различные типы неблагополучных семей. Существующие классификации неблагополучных семей не противоречат, в некоторых случаях повторяют, но в целом дополняют, друг друга.

В.М. Целуйко (2006) с учетом доминирующих факторов, делит неблагополучные семьи на две большие группы: первую группу составляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия: это так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально-криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов, вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности, однако ценностные установки и поведение родителей в них резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что сказывается на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей. Это семьи, стремящиеся обеспечить успех ребенка, псевдосолидарные и псевдовраждебные, пограничные семьи, семьи состоятельных или известных людей, семьи с подменой семейных ролей, семьи с недееспособными членами, с детьми-инвалидами [21].

Ю.В. Корчагина (2010) в своих работах приводит наиболее полную классификацию неблагополучных семей, с различной степенью отклонения в поведении и отношениях членов семьи:

– проблемные семьи, нарушение функционирования которых обусловлено педагогической несостоятельностью родителей, чаще это конфликтные семьи с авторитарным, гипоопекающим или гиперопекающим стилем воспитания;

– кризисные семьи, неблагополучие в них основано на переживании внутренних или внешних кризисов, таких как смерть близких, развод, потеря работы, взросление детей, утрата жилья и т.д.;

– асоциальные семьи, характеризующиеся наличием алкоголизма и пренебрежением нуждами детей, на данной стадии родительско-детские отношения еще не разорваны полностью, и дети берут на себя «взрослые роли», пытаясь срыть пьянство родителей, занимаются уходом за младшими детьми и обеспечением семьи, стараются учиться в школе, в следствии чего у детей формируются взгляды и убеждения, противоречащие социально признанным нормам и правилам;

– аморальные семьи, отличающиеся систематическим употреблением психоактивных веществ, жестоким обращением с детьми, в которых отсутствуют необходимые безопасные условия жизни детей, эти семьи полностью утратили семейные ценности и игнорирующие функции воспитания и обучения детей, как правило, дети в таких семьях уже не учатся, часто подвергаются насилию, уходят из дома;

– антисоциальные семьи, характеризующиеся антиобщественным и криминальным поведением, отсутствием каких-либо нравственных, моральных норм или правил по отношению к наиболее уязвимым членам семьи, при крайней степени дисфункции эти семьи ведут паразитический образ жизни, нередко за счет склонения детей к попрошайничеству, воровству и проституции [12].

Негативные воздействия неблагополучной семьи причиняют необратимый вред здоровью ребенка, калечат его психику, тормозят развитие его личности, влекут за собой другие тяжелые социальные последствия.

Читайте также:  Главное здоровья вам во все органы

Некоторые показатели негативного влияния неблагополучной семьи на состояние ребенка приводит Землянухина Н.А. (2005) [ 7 ]:

1) в 50 % случаев наблюдается отклонения в поведении детей, что выражается в проявлении агрессивности, неадекватной реакции на замечания взрослых, совершения краж, бродяжничестве, хулиганстве, вымогательстве, демонстрации аморальных форм поведения.

2) в 70% неблагополучных семей отмечается нарушение развития детей: нежелание учиться, низкая успеваемость, не сформированность навыков личной гигиены, тревожность, неуравновешенность психики вплоть до неврастении, недоедание, болезни, подростковый алкоголизм.

3) в 45% неблагополучных семей установлено нарушение общения, выраженное не только в проявлении агрессивности по отношению к сверстникам, но и в конфликтном общении с учителями, нарушении социальных связей с родственниками, нормой становится употребление ненормативной лексики, в проявлении суетливости и/или гиперактивности в поведении, установлении контактов с криминогенными группировками.

В своих исследованиях эмоционального благополучия и психологического здоровья подростков из семей группы риска В.Н. Панкова (2011) показала, что раздражительность, физическая и вербальная агрессия, отрицание общепринятых норм и правил у подростков из неблагополучных семей являются следствием отсутствия интереса к себе, неприятия себя, несформированного самопонимания. Низкая степень рефлективности затрудняет для подростка понимание окружающих людей, приводит к снижению уровня субъективного благополучия и проявлению агрессии. Выявленные затруднения в самоотношении и самоосознании, неадекватные представления о своих способностях и возможностях тормозят процесс его адаптации в обществе и снижают уровень эмоционального благополучия подростка [14].

Анализ результатов самооценки подростков таких личных качеств, как ум, способности, характер, внешность, уверенность в себе, автор установила, что подростки, воспитывающиеся в социально-неблагополучных семьях, неспособны адекватно оценить результаты своей деятельности, им свойственна личностная незрелость, отсутствует умение адекватно сравнить себя с другими, низкий уровень самооценки подростков, который указывает на наличие неуверенности в себе или о наличии защитных реакций, возможно сигнализирует о декларировании собственного неумения и бессилия. У 30% подростков установлено нереалистичное, некритичное отношение к себе, своим возможностям. Результаты исследования подтверждают, что трудности в формировании личности подростка могут быть связаны с неблагоприятным внутрисемейным микроклиматом, негативным детским опытом [14].

З.М. Гаджимурадова и М.О. Омарова (2013) в ходе специального психологического исследования самосознания подростков из неблагополучных семей получили подтверждение своего научного предположения о том, что на позитивное развитие самосознания подростка, не смотря на множество различных взаимосвязанных между собой внешних и внутренних факторов, доминантно влияет семья [3].

В ходе проведения исследования было выявлено снижение самочувствия, активности и настроения у подростков. Используя диагностику самооценки тревожности Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина, исследователи выявили, что 23 подростка из 58 опрошенных имеют средний уровень тревожности, остальные 35 респондентов имеют высокий уровень тревожности. Это свидетельствует о том, что широкий спектр самых малозначительных событий для подростков становится угрожающим для формирования Я-концепции подростка. Из этого авторы сделали вывод, что высокий уровень тревожности у подростков из неблагополучных семей говорит о повышенном напряжении, беспокойстве и нервозности. Также результат исследования показал низкий уровень самооценки у всех подростков из неблагополучных семей. Для подростков с заниженной самооценкой характерны робость, молчаливость, подавленное настроение и склонность к самообвинениям. Подросток выбирает задачи более легкие, чем он способен решить. Из-за неуверенности в себе подросток слишком скромен и застенчив в тех ситуациях, где он реально мог бы проявить свою активность [3].

Таким образом по результатам приведенных исследований можно сделать вывод, что семья является важным фактором в становлении личности ребенка, а также, что к неблагополучию психического развития подростка ведет неблагополучие в семье, при этом у подростков проявляется агрессивность, запаздывает формирование социальной зрелости, дети не уверены в себе и имеют низкую самооценку, − формирование данных качеств как черт личности подростка происходит под влиянием деструктивных стилей поведения родителей в отношении своих детей. Особые проблемы у данной категории подростков вызывают аксиологический компонент – умение принять себя и других и инструментальный компонент, характеризующий эмоциональный комфорт и качество межличностных отношений, как составляющие психологического здоровья. В следствии низкой адаптивности, сопровождаемой эмоциональным напряжением, проявлением агрессии и негативизма снижается общий фон психологического здоровья, что затрудняет личностное становление, социальную успешность в выстраивании новых отношений.

Данная работа основана на материалах исследований, проведенных в рамках РФФИ № 19-013-00348 А (2019-2021 гг.).

Безруких М.М. Школа сегодня в большинстве случаев – это территория стресса // Учительская газета. – №10. – 6 марта 2018 года.

Братусь Б.С. Аномалии личности. – М.: Книга по Требованию, 2012. – 304 с.

Гаджимурадова З.М., Омарова М.О. Неблагополучная семья как фактор деструктивного самосознания личности подростка // Вестник Дагестанского научного центра Российской академии образования. – 2013. – № 1. – С. 18-22.

Дубровина И.В. Практикум по возрастной и педагогической психологи. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 160 с.

Ефанова М.И. Образ Я как компонент психологического здоровья младших подростков // Психологическое здоровье и психологическая культура в современном российском образовании: материалы Всерос. науч.-практ. конф. 31.10-01.11.2013 / Барнаул Изд-во Алт. гос. пед. ун-та, 2013. – 304 с.

Журавлев А.Л. Психологическое здоровье личности и духовно‑нравственные проблемы современного российского общества. — Москва; 2014. – 211 с.

Землянухина Н.А. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка [// Социальная педагогика. – 2005. – № 1. – С. 81-83.

Зубков В.А. Развитие позитивных личностных характеристик психологического здоровья младших подростков в учебной деятельности: автореф. дисс. … канд. психол. наук. – Нижний Новгород, 2010. – 28 с.

Иванова М.Г. Структурные, функциональные и динамические характеристики психологического здоровья личности: дисс. … канд. психол. наук. – Кемерово, 2010. – 256 с.

Карпова Г.А. Дети «группы риска»: реабилитационные программы педагогического взаимодействия. – СПб., 2001. – 216 с.

Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. – М.: Велби, 2014. – 600 с.

Корчагина Ю.В. Социально-психологическое сопровождение неблагополучных семей и семей группы риска, социального сиротства: метод. пособие для специалистов системы профилактики и преодоления семейного неблагополучия и социального сиротства. – М.: МГПИ, 2010. — 107 с.

Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 480 с.

Панкова Н.В. Эмоциональное благополучие и психологическое здоровье подростков из семей группы риска // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2011. – № 4. – С. 148-151.

Психология: словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.

Студопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https:// https://studopedia.org/10-44975.html (дата обращения: 22.03.2019).

Сухомлинова М.В., Нерсесян А.М. Роль основных новообразований младших подростков в формировании психологического здоровья // Вестник академии. – М.: Изд. Московская академия предпринимательства при правительстве Москвы, 2014. – № 4. – С. 165-169.

Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Эмоциональные расстройства и современная культура // Московский психологический журнал: – 1999. – № 2 – С. 61-90.

Хусаинова Р.М. Зависимость психологического здоровья учителя от возраста и стажа педагогической деятельности: автореф. дисс. … канд. психол. наук. – Казань, 2006. – 24 с.

Хухлаева О.В. Формирование психологического здоровья у школьников: автореф. … д-ра психол. наук. – М., 2001 – 142 с.

Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 271 с.

Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задачи для подростков и их педагогов. – М-Рига: ПЦ «Эксперимент», 1997. – 22 с.

Источник

Adblock
detector