Меню

Психологическое здоровье младшего школьника зависит от факторов

Психическое здоровье школьника
учебно-методический материал на тему

Психическое здоровье школьника

Скачать:

Вложение Размер
psihicheskoe_zdorove_shkolnika.docx 7.79 КБ

Предварительный просмотр:

Психическое здоровье – состояние психических процессов, функций, механизмов, его вызывающих. В концепции психического здоровья заложены также представления о степени социальной адаптации и личностной адекватности, о компенсаторных возможностях и существовании резервных

сил психики человека. Для младшего школьника ведущей деятельностью-двигателем его психического развития — является обучение, Психическое здоровье ребенка в начальных классах напрямую связано с включенностью в учебный процесс. С одной стороны, особенности психики сказываются на успеваемости и поведении школьника. С другой, — школа и семья являются центральными звеньями социальной среды, непосредственно влияющими на психику ребенка. Тесное взаимодействие школы и семьи всегда приводит к положительной динамике в самочувствии школьника и его достижениях. Психическое здоровье младшего школьника зависит от ряда факторов:

1. Биологические: зрелость мозговых структур, динамические свойства нервнойсистемы (сила, подвижность, возбудимость нервных процессов), эти факторы включают в себя так же и физическое здоровье. Любое нарушение на уровне физиологии может привести к таким проблемам как рассеянности, невнимательности и т.д. Положительно повлиять на этот фактор можно путём соблюдения правил ЗОЖа, правильного питания и эмоциональной обстановки в семье и в классе

2. Психологические: сформированность учебной мотивации, степень эмоционально-волевой зрелости, адекватное отношение к сверстникам,

учителям, успехам и неудачам. Недостаточное количество сна, нерегулярное и неправильное питание, недостаточная активность, продолжительные монотонные занятия — это факторы, которые накапливаются и в результате оказывают влияние на психологическое состояние школьника. Положительно повлиять на этот фактор можно путём ведения активного образа жизни, правильного питания и генерирования положительных эмоций

3. Социальные: к этим факторам можно отнести воспитание внутри семьи и общества, жизнь в мегаполисе и поток информации, который окутывает ребёнка не только вне школы, но и внутри её. Эти и другие факторы могут повлиять на психику учащегося как положительно, так и отрицательно. Ребенок слишком рано сталкивается с непростыми проблемами, ею психика не всегдасправляется с теми социальными условиями, в которых он оказывается. Положительно повлиять на этот фактор можно путём развития и соблюдения семейных традиций и умения найти точки соприкосновения с социумом. Так же на положительное проявление этих факторов может повлиять умение находить важные детали в потоке информации, и умения применить эти знания на практике.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ведущая идея методики: «Сенсорная свобода и психомоторное раскрепощение».

В статье описывается метод Х.Алиева «Ключ», применяемый в укреплении физического и психического здоровья школьников.

Тревожно-мнительных учащихся по результатам анализа психологов становится все больше. Страдают ли эти дети от предвзятого, несправедлигого отношения педагога в силу особенностей своей психики? Данная .

Сохранение здоровья школьников-актуальная проблема сегодняшнего дня. Успешное обучение в школе, повышение качества знаний возможны, если ребёнок здоров. В статье рассматриваются здоровьесберегающие и .

Инновационные технологии воспитательной работы с учащимися.

Формирование здоровой и социально продуктивной личности через гармоничное развитие способностей самовыражения и самопознания при помощи арт-терапии. .

Сохранения психического здоровья школьника, родителям, педагогам необходимо придерживаться некоторым важным принципам.Предлагаю вашему вниманию памятку по сохранению психического здоровья младшего шко.

Источник

Психологическое здоровье школьников:факторы риска нарушения и оптимальные условия его становления.

Выступление на методическом объединении педагогов-психологов ГБОУ ЦПМСС «Ново-Переделкино»

Скачать:

Вложение Размер
vystuplenie_psihologicheskoe_zdorove_shkolnikov.docx 19.72 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическое здоровье школьников: факторы риска нарушения

и оптимальные условия для его становления

Выступление на методическом объединении

педагога-психолога Сафоновой Т.В.

В 1979 году Всемирной Организацией Здравоохранения был введен термин “психическое здоровье”. Его можно определить как “состояние психической деятельности, которому свойственны детерминированность психических явлений, гармоническая взаимосвязь между отражением обстоятельств действительности и отношением индивидуума к ней, адекватность реакций организма на социальные, психологические и физические условия жизнедеятельности, благодаря способности личности контролировать свое поведение, планировать и осуществлять свой жизненный путь в микро- и макросоциальной среде». В отличие от понятия «психическое здоровье» термин «психологическое здоровье» встречается пока не часто. Появление этого термина связано с развитием гуманитарной методологии познания человека. Он назывался в числе базовых понятий новой ветви психологических исследований — гуманистической психологии, альтернативной перенесенному из естественных наук механистическому подходу к человеку.

Сегодня проблема психологического здоровья является актуальной и разрабатывается рядом исследователей (В.А.Ананьев, Б. С. Братусь, И.Н.Гурвич, Н.Г.Гаранян, А. Н. Леонтьев, В.Э. Пахальян, А.М. Степанов, А.Б.Холмогорова и др.). Проблеме психологического здоровья детей посвящены труды И.В.Дубровиной, В.В.Давыдова, О.В.Хухлаевой, Г.С.Никифорова, Д.Б.Эльконина и др.).

Р.Ассаджоли описывал психологическое здоровье как баланс между различными аспектами личности человека; С.Фрайберг — между потребностями индивида и общества; Н.Г.Гаранян, А.Б.Холмогорова — как процесс жизни личности, в котором сбалансированы рефлекторные, рефлексивные, эмоциональные, интеллектуальные, коммуникативные, поведенческие аспекты. Широко распространено понимание психологического здоровья в рамках адаптационного подхода (О.В.Хухлаева, Г.С.Никифоров).

В концепции модернизации системы образования важная роль отводится здоровьесберегающим технологиям, психологическому сопровождению детей в образовательных учреждениях, сохранению и укреплению психического здоровья. Сегодня еще продолжают оставаться вне поля видения и позитивного вмешательства дети, чье состояние можно охарактеризовать как пограничное относительно нормы и квалифицировать как » психически не болен, но психологически уже не здоров».

Психологическое здоровье — состояние, характеризующее процесс и результат нормального развития субъективной реальности в пределах индивидуальной жизни; максима психологического здоровья есть единство жизнеспособности и человечности индивида.

«Психологическое здоровье» характеризует личность в целом (в отличие от «психического здоровья», которое имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам), находится в непосредственной связи с проявлениями человеческого духа и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психического здоровья.

Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Таким образом, с одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.

Другими словами «ключевым» понятием для описания психологического здоровья является «гармония». И прежде всего, это гармония между различными составляющими самого человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими и т. п. Но это также и гармония между человеком и окружающими людьми, природой. При этом гармония рассматривается не как статическое состояние, а как процесс. Соответственно можно говорить о том, что «психологическое здоровье представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества, являющихся предпосылкой ориентации личности на выполнение своей жизненной задачи» (О.В.Хухлаева).

При этом психологическое здоровье человека тесно связано со здоровьем физическим, т.к. само использование термина «психологическое здоровье» подчеркивает неразделимость телесного и психического в человеке, необходимость и того, и другого для полноценного функционирования. Более того, в последнее время выделилось такое новое научное направление, как психология здоровья – «наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития» (В.А.Ананьев).

Следующий момент, который необходимо рассмотреть для содержательного наполнения понятия психологического здоровья, – это взаимосвязь его с духовностью. И.В.Дубровина утверждает, что следует рассмотреть психологическое здоровье с точки зрения богатства развития личности, т.е. включать в психологическое здоровье духовное начало, ориентацию на абсолютные ценности: Истину, Красоту, Добро. Таким образом, если у человека нет этической системы, то невозможно говорить о его психологическом здоровье. И с этим положением можно полностью согласиться.

Поняв, что такое психологическое здоровье, необходимо также обратить внимание на факторы риска нарушения психологического здоровья. Их можно разделить условно на две группы: объективные, или факторы среды, и субъективные, обусловленные индивидуально-личностными особенностями. Под факторами среды (для детей) понимаются семейные неблагоприятные факторы и неблагоприятные факторы, связанные с детскими учреждениями. В свою очередь, семейные неблагоприятные факторы можно подразделить на факторы риска, исходящие от:

  • типа детско-родительских отношений (дефицит общения родителей и ребенка, сверхстимуляции ребенка, гиперопека, чередование сверхстимуляции с пустотой отношений, формальное общение и др.),
  • семейной системы (взаимодействие по типу «ребенок – кумир семьи», отсутствие одного из родителей или же конфликтные отношения между ними).

В младшем школьном возрасте (от 6–7 до 10 лет) взаимоотношения с родителями начинают опосредоваться школой, т.к. ребенок впервые попадает в ситуацию социально оцениваемой деятельности, получает возможность объективного сравнивания своей деятельности с деятельностью других, что может приводить к значительному снижению самооценки детей. Кроме того, если ребенок воспринимает результаты учебы как единственные критерии собственной ценности, жертвуя при этом воображением, игрой, он приобретает ограниченную идентичность, по Э. Эриксону – «я есть только то, что я могу делать». Появляется возможность формирования чувства неполноценности, которое может негативно повлиять как на актуальную ситуацию ребенка, так и на формирование его жизненного сценария.

Но если рассматривать становление психологического здоровья только с точки зрения факторов риска, возникают вопросы, почему не все дети в неблагоприятных условиях «ломаются», а, наоборот, иногда добиваются жизненных успехов, и почему мы нередко сталкиваемся с детьми, выросшими в комфортной внешней среде, но при этом нуждающимися в той или иной психологической помощи. Поэтому необходимо учитывать оптимальные условия для становления психологического здоровья человека:

  • наличие в жизни ребенка трудных ситуаций, вызывающих напряжение соответствующие возрастным и индивидуальным возможностям детей. При этом задача взрослых – не помощь в преодолении трудных ситуаций, а помощь в поиске их смысла и обучающего воздействия;
  • наличие у ребенка положительного фона настроения (наличие у учащегося душевного равновесия, т. е. способности в различных ситуациях приходить к состоянию внутреннего покоя, оптимизм и способность самого ребенка быть счастливым). Хорошее настроение повышает эффективность решения человеком тех или иных проблем и преодоления трудных ситуаций;
  • наличие постоянной фиксации ребенка на прогрессе, положительных изменениях, которые относятся как к сфере учебной, так и внеучебной деятельности;
  • наличие социального интереса (способность интересоваться другими людьми и принимать в них участие).

Но важно то, что выделенные условия можно рассматривать только в вероятностном плане. С большой степенью вероятности ребенок вырастет в таких условиях психологически здоровым, при отсутствии их – с теми или иными нарушениями психологического здоровья.

Таким образом, обобщив все сказанное выше мы получаем «портрет» психологически здорового человека. «Психологически здоровый человек – это прежде всего человек спонтанный и творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Такой человек возлагает ответственность за свою жизнь прежде всего на самого себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом, хотя он не всегда формулирует его для себя. Он находится в постоянном развитии и, конечно, способствует развитию других людей. Его жизненный путь может быть не совсем легким, а иногда довольно тяжелым, но он прекрасно адаптируется к быстро изменяющимся условиям жизни. И что важно – умеет находиться в ситуации неопределенности, доверяя тому, что будет с ним завтра» (О.В.Хухлаева).

В целом же можно сделать вывод, что психологическое здоровье формируется при взаимодействии внешних и внутренних факторов, причем не только внешние факторы могут преломляться через внутренние, но и внутренние факторы могут модифицировать внешние воздействия. И еще раз необходимо подчеркнуть, что для психологически здоровой личности необходим опыт борьбы, увенчивающейся успехом.

Источник

Формирование психологического здоровья младших школьников как фактор адаптации к обучению в средней школе

Коновалова Наталья Владимировна
Формирование психологического здоровья младших школьников как фактор адаптации к обучению в средней школе

Статья в журнале «Известия Вгпу» №3 (272, 2016. с. 191–193

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ФАКТОР АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Рогов Михаил Владимирович,

кандидат биологических наук, доцент кафедры общей и педагогической психологии

Коновалова (Романченко) Наталья Владимировна,

студентка 1 курса гуманитарного факультета,

Воронежский государственный педагогический университет, учитель МБОУ СОШ №43 г. Воронежа

АННОТАЦИЯ. В статье рассматривается проблема формирования психологического здоровья младшего школьника. Формирующая работа в данном направлении определяет перспективы развития адаптационных возможностей личности ребенка при переходе в среднюю школу. Предложены рекомендации педагогам для работы в данном направлении.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: психологическое здоровье, психологическая адаптация, формирование, младший школьник, средняя школа.

Отклонения здоровья у современных детей на сегодняшний день достигают очень высоких показателей. Около 90% школьников имеют подобные нарушения со значительным количественным приростом в младших классах [1]. Здоровье как активная позиция человека в жизни — есть сумма субъективных особенностей, реализация которых опосредуется адаптационными возможностями личности в ситуации стремительно изменяющихся условий на протяжении онтогенеза.

По сумме внешних воздействий развитие ребенка в период младшего школьного возраста можно оценить как период интенсивных личностных изменений, позитивное проявление которых обеспечивается как успешностью адаптационных механизмов детей, так и должным высоким профессионализмом учителей начальной школы. Именно на учителя ложится большая часть ответственности в сохранении психологического здоровья учащихся, определяемого как «баланс между различными аспектами личности» [2], «как умение справляться с трудными жизненными ситуациями без отрицательных последствий» для личности [5]. Тем самым процесс формирования психологического здоровья младших школьников в контексте их адаптации к обучению в средней школе в профессиональной деятельности учителя начальных классов является важной составляющей. Адаптация как приспособительный ответ, актуализирующийся в ситуации периодов кардинальной смены деятельности человека и его социального окружения, выступает защитным механизмом психологического здоровья личности ребенка.

Результатом адаптации может стать не только адекватный механизм, приводящий к адаптированности и обеспечивающий успешность последующей учебной деятельности, но и неадекватный механизм приспособления ребёнка к средней школе, приводящий к дезадаптированности ребёнка, которая лишена положительных признаков, отличающих состояние адаптированности.

Пусковым механизмом адаптационных процессов становятся ситуационные влияния жизненных обстоятельств, опосредованных внешними воздействиями, чему соответствует переход ребенка в среднюю школу, рассматриваемый как наиболее сложная психолого-педагогическая проблема.

В социальном развитии личности школьника, теперь уже младшего подростка,происходят изменения: начинает активно формироваться самосознание, социальная позиция,сменяется ведущая деятельность: от учения к интимно-личностному общению, учащиеся стремятся к самоутверждению, у них появляется потребность быть взрослыми, осознавать себя личностью, отличной от других.Меняются авторитеты: если в младшем школьном возрасте авторитетом была первая учительница, то в подростковом возрасте это место плотно занимают сверстники. Отношение младшего подростка к учению становится положительным в том случае, если оно способствует улучшению положения школьника в коллективе. Ведь хороший ученик — не всегда хороший товарищ, учение в данном возрасте уступает общению.

Трудности при переходе из младшей школы в среднюю также вызывает изменение системы обучения, вместо одной учительницы появляется много новых учителей, у каждого из которых свои требования. Часто этот период жизни сопровождается стрессом, повышенной тревожностью, неуверенностью в себе, гипервозбудимостью, фрустрацией в форме агрессии или ухода от общения. Именно поэтому учителям и родителям так важно помочь школьникам как можно успешнее и быстрее адаптироваться к новым условиям. И конечно, процесс адаптации пройдёт без осложнений, если психологическое здоровье школьника будет сформировано на должном уровне.

Вопросам адаптации учащихся к средней школе уделяется гораздо меньше внимания, чем адаптации первоклассников или даже детей младшего дошкольного возраста к условиям развития в ДОУ. А ведь средняя школа ставит перед ребёнком не менее сложные задачи, чем начальная. Как нами уже было сказано, у учащихся изменяется социальная ситуация развития, ведущая деятельность, организация учебного процесса и прочее. К сожалению, как справедливо отмечает в своей статье А. Л. Журавлёв: «Ни у классного руководителя, ни у учителей- предметников нет возможности целенаправленно и системно адаптировать каждого ученика к изменившимся обстоятельствам» [3]. Основная забота учителей-предметников — усвоение детьми знаний по данной дисциплине. На то, чтобы вникнуть в проблему ребёнка, найти пути её решения у педагогов, обычно не хватает ни времени, ни специальных знаний.

Опасна ситуация самоизоляции младшего подростка, при которой отсутствует потребность в контактах с другими детьми. Трудности во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми могут возникнуть у учащихся с неадекватно завышенной самооценкой и уровнем притязаний. Такие дети чаще всего необоснованно стремятся к лидерству, негативно и агрессивно реагируют на затруднения, отказываются от деятельности с возможным проявлением несостоятельности. Противоречие между притязанием и неуверенностью в себе провоцирует возникновение отрицательных эмоций. Это может привести к снижению успеваемости, ухудшению состояния здоровья, причём не только психологического, на фоне явных признаков дезадаптации [3]. Также проблемы могут возникнуть и у ребят с заниженной самооценкой. На фоне неуверенности в себе и нерешительности может сформироваться чувство зависимости, которое блокирует развитие инициативы и самостоятельности. Психологическое здоровье как сложная, интегральная характеристика отражает баланс между успешностью функционирования личности и «ценой» достижения целей развития, которое выражается в ощущении эмоционального благополучия.

Главной характеристикой психологического здоровья в младшем школьном возрасте является его уязвимость, т. к. далеко не все дети владеют механизмами психологической защиты. Ребёнку необходимо адаптироваться к первому классу, затем к изменяющимся требованиям, возрастающей нагрузке и т. п.

Возможное семейное неблагополучие в отношении воспитания может стать одним из ведущих факторов риска нарушения психологического здоровья в младшем школьном возрасте. Программа формирования психологического здоровья младших школьников направлена на развитие у них способов взаимодействия, эмоциональной грамотности и ориентирована на соблюдение принципов доброжелательности, открытости, а также использования игровых технологий, методов арт-терапии.

Результатом осуществления работы, направленной на формирование психологического здоровья, является преодоление проблем психологической адаптации к обучению в средней школе. По результатам нашего исследования показатели адаптиро- ванности к обучению в 5 классе оказались выше, чем в 4 классе, что указывает в свою очередь на эффективность формирующего воздействия в отношении психологического здоровья.

Формирование психологического здоровья младших школьников проведено с использованием модифицированного нами варианта программы О. В. Хухлаевой «Тропинка к своему Я» [4] с учащимися 4 класса Высоковской СОШ в 2014-2015 учебном году. В октябре-ноябре 2015 года в пятом классе Высоковской СОШ проведено исследование с целью выявления уровня сформированности психологического здоровья посредством диагностики адаптации к обучению в средней школе (уровень школьной тревожности, сформированность учебной мотивации, характеристики психологического климата классного коллектива). Исследуемые показатели продемонстрировали положительную динамику в отношении развития адаптационных составляющих детей в пятом классе.

Результатом проведенной работы являются следующие рекомендации учителям:

1) в работе с учащимися, у которых повышен уровень тревожности, нужно быть более деликатным, сдержанным, создавая определённые условия — не давать заданий и поручений, с которыми ребёнок заведомо не справится; при опросе создавать доброжелательную атмосферу; создавать ситуации успеха; доброжелательно аргументировать выставляемую отметку, поощрять устно за приложенные усилия; по минимуму использовать в работе с такими учащимися элемент соревновательности; не сравнивать результаты этих учащихся с результатами других учеников;

2)для повышения уровня учебной мотивации необходимо: доброжелательное отношение педагога учащимся; предоставление школьникам посильных заданий, требующих активизации всех мыслительных процессов; использование творческих заданий, метода проектов; больше внимания к ученикам, у которых уровень мотивации ниже других;

3) для улучшения психологического климата в классном коллективе необходимо использовать групповые формы работы; игровые технологии; придерживаться демократического стиля общения.

Также рекомендуем продолжить работу по формированию и сохранению уровня психологического здоровья учащихся, так как она поможет ребятам успешнее сформировать навыки общения, в т. ч. со сверстниками. Использование всех перечисленных методов и форм обучения и воспитания улучшит показатели тревожности, мотивации психологического климата, которые, являясь условиями сохранения психологического здоровья учащихся, помогут их успешному обучению и дальнейшему развитию личности.

Психологическое здоровье младшего школьника, как показатель гармоничного развития здоровой личности, составляет основу потенциального становления профессиональной направленности в старших классах. Формирующее воздействие, нацеленное на поддержание психологического здоровья ребенка, в свою очередь выступает доминантой в определении пространства профессиональных компетенций педагога младшей школы.

Сложность развития личности в младшем школьном возрасте определяется актуальными потребностями в том, чтобы «научиться учиться», подготовиться к обучению в средней школе, а также острой потребностью ориентации личности ребенка на сохраняющее здоровье поведение в различных жизненных обстоятельствах с учетом возрастной повышенной уязвимостью психики.

Главной характеристикой постоянства психологического здоровья младшего школьника является наличие гармонии собственной личности в критических условиях, определяемых как возрастными характеристиками, так и ситуационными изменениями. Данный смысл характеристики психологического здоровья выглядит завершенным в условиях наполнения его свойствами адаптационных возможностей личности ребенка.

Современное развитие системы начального образования предполагает использования психологического ресурса в аспекте формирующего воздействия на учащегося. Поэтому психологическое обоснование проблем здоровья младших школьников представляется не просто актуальным психологическим вектором воспитательной работы в школе, но и полноценным перспективным вопросом разработки и широкого внедрения различных, практически апробированных программ формирования психологического здоровья личности младшего школьника как фактора адаптации к обучению в средней школе.

1. Бусловская, Л. К. Здоровье младших школьников: пути решения проблемы [Текст] / Л. К. Бусловская / / Начальная школа. — 2011. — № 6. — С. 16-17.

2. Ассаджиоли, Р. Психосинтез. Принципы и техники [Текст] / Р. Ассаджиоли; пер. с англ. Е. Перовой. — М. : ЭКСМО-Пресс, 2002. — 416 с.

3. Журавлёв, А. Л. Адаптация учащихся при переходе из начальной в среднюю школу [Текст] / А. Л. Журавлёв / / Народное образование. — 2002 — № 8. — С. 99-105.

4. Хухлаева, О. В.Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4) [Текст] / О. В. Хухлае- ва. — 2е изд., перераб. и доп. — М. : Генезис, 2008. — 304 с.

5. Хухлаева, О. В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников [Текст] / О. В. Хухлаева. — М. : Академия, 2003. — 325 с.

Источник

Читайте также:  Отдать часть здоровья человека
Adblock
detector