Психологическое здоровье младших школьников
«Забота о здоровье ребенка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».
В современном мире важнейшим условием полноценного развития ребенка является сохранение и укрепление его психологического здоровья.
А что же такое психологическое здоровье?
Прежде всего это психические процессы и механизмы, но термин «психологическое здоровье», относится к личности в целом и находится в тесной связи с высшем проявлениями человеческого духа. Психологическое здоровье делает личность самодостаточной. Не мы извне задаем ей рамки, нормы, ориентиры, не мы ее оцениваем привычным образом: эта личность — развитая, эта — не очень, эта — на среднем уровне. Мы должны вооружать ребенка — в соответствии с его возрастом — средствами самопонимания, самоприятия и саморазвития в контексте взаимодействия с окружающими его людьми и в условиях культурных, социальных, экономических и экологических реальностей окружающего мира.
По существу эту же мысль высказывает А.Ф. Лосев, говоря о том, что «личность есть такая единственность и неповторимость, которая является не только носителем сознания, мышления, чувствования и т. д., но вообще субъектом, который сам же себя соотносит со своим окружением» (А.Ф. Лосев, 1989).
Проблема психического здоровья привлекала и привлекает внимание многих исследователей из самых разных областей науки и практики: медиков, психологов, педагогов, философов, социологов и др.
В психологическую литературу понятие психического здоровья стало входить сравнительно недавно. Почти во всех психологических словарях термин «психическое здоровье» отсутствует. Лишь в словаре под редакцией А. В. Петровского и М.Г. Ярошевского (1990) сделана попытка определить это понятие с точки зрения психологии. Психологическое здоровье рассматривается в словаре как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности. В ряде психологических работ психическое здоровье соотносится с переживанием психологического комфорта и психологического дискомфорта.
Психологическое здоровье, в свою очередь, — основа жизнеспособности ребенка, которому в процессе детства и отрочества приходится решать отнюдь непростые задачи своей жизни: овладевать собственным телом и собственным поведением, научаться жить, работать, учиться и нести ответственность за себя и других, осваивать систему научных знаний и социальных навыков, развивать свои способности и строить образ «Я». Поскольку психологическое здоровье — условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни, очевидно, ни родителям, ни педагогам не стоит экономить силы на его формирование в детстве. Сегодня забота о психологической безопасности и здоровье школьников становится обязательным целевым ориентиром в работе каждого образовательного учреждения и учителя, показателем достижения ими современного качества образования. Здоровье ребенка, пожалуй, одно из тех немногих требований, которое в равной мере представлено в ожиданиях всех заказчиков образовательных услуг, поэтому его можно трактовать как интегрирующую часть консолидированного заказа на качественное современное образование со стороны государства, общества, и индивида.
Анализ отечественной и зарубежной литературы о проблеме психического и психологического здоровья показывает, что в применяемом ранее и до настоящего времени понятие «психологическое здоровье» отражается чаще всего альтернатива состоянию психического нездоровья: это отсутствие выраженных психических расстройств; определенный резерв сил человека, благодаря которому он может преодолеть неожиданные стрессы или затруднения, возникающие в исключительных обстоятельствах; состояние равновесия между человеком и окружающим миром, гармонии между ним и обществом, сосуществование представлений отдельного человека с представлениями других людей об «объективной реальности».
Главным приоритетом школы является укрепление здоровья обучающихся в адаптационный период. Психологическое сопровождение проводится на протяжении всего учебного года, в тесной взаимосвязи с родителями, педагогами, и узкими специалистами. Все эти специалисты заинтересованы в отслеживании процесса и результата собственной деятельностью, поскольку на основании получаемой информации принимаешь решения, менять подходы, привлекать новые ресурсы. То есть управлять ситуацией и собственной деятельностью.
Адаптацию в школе проходят все первоклассники. И чем лучше подготовлен к ней ребенок, тем меньшую психологическую и физическую нагрузку он испытывает. В этот период активизируется работа школьного психолога, которая основывается на использовании программ: «Школьный старт» (Т.В. Билова, М.Р. Битянова), «Все цвета кроме черного» (М.М. Безруких, А.Г. Макеева), «Я учусь владеть собой» (Н.П.Слободняк).
Основными формами деятельности являются:
- Индивидуальный подход;
- Игровые занятия;
- Доброжелательная и дружелюбная атмосфера в классе;
- Переживание успеха как радость;
- Самостоятельная оценка своей работы;
Систематически в начальной школе проводится комплексная игра «Посвящение в первоклассники» где, происходит знакомство с каждым ребенком, узнают его интересы, личностные особенности. Устанавливается прочная связь между учителем и учениками.
Проводятся развивающие занятия такие как: «Лестница роста» которая помогает формировать у первоклассников психологический потенциал, обеспечивающий успешное продвижение ребенка в учебной деятельности, овладение новой социальной ролью ученика, адекватную самооценку, навыки регуляции поведения и самоконтроля, развивать мелкую моторику и коммуникативные умения;
«Бесценный дружеский союз» призвана сформировать у ребенка представления о дружбе как форме межличностных отношениях, развивать умение аргументировать свои ответы, способствовать развитию дружеских отношений между детьми в классе;
«Психологический КВН» необходим для развития навыков группового взаимодействия сплочение, формирование чувства команды, развитие умений конструктивно проявлять свои эмоции и чувства, развитие самовосприятия и принятие других, развитие творческих способностей.
Для сохранения психологического здоровья, особую роль играют тематические классные часы, такие как: «Я в школе», «Я и мое имя», «Наши эмоции», «Звездная страна», «Как лошадка Лу стала храброй», «Серебрины и Серебрята», «Настенькино Чудо», «Как Вася поссорился с творческим мышлением», «Про гусеничку Ду сю», «Сказка про обыкновенного мальчика, с которым произошла необыкновенная история», «Экология души», «Как не попасть в неприятную ситуацию», данные занятия способствуют знакомству и сплочению коллектива, закладывают нравственные ориентиры, стимулируют способность к размышлению, развивают ребенка относительно себя самого и эмоциональной регуляции поведения , предупреждают и снижают тревожность, повышают уверенность в себе.
За ошибки детей ни в коем случае нельзя ругать, но каждая ошибка должна быть разобрана с ребенком, чтобы он понял как сделать правильно.
Таким образом, современная школа должна всерьез и по-настоящему становиться не только местом, где детей обучают, но и пространством их полноценного взросления, питательной средой становления успешных, счастливых и здоровых людей. Это возможно только в атмосфере душевного комфорта и благоприятного социально-психологического климата в образовательном учреждении, поддерживающего и даже инициирующего процессы развития личности и ее психологических потенциалов. Следовательно, образовательное учреждение должно быть территорией безусловной психологической безопасности.
Источник
Психическое здоровье школьника
учебно-методический материал на тему
Психическое здоровье школьника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihicheskoe_zdorove_shkolnika.docx | 7.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Психическое здоровье – состояние психических процессов, функций, механизмов, его вызывающих. В концепции психического здоровья заложены также представления о степени социальной адаптации и личностной адекватности, о компенсаторных возможностях и существовании резервных
сил психики человека. Для младшего школьника ведущей деятельностью-двигателем его психического развития — является обучение, Психическое здоровье ребенка в начальных классах напрямую связано с включенностью в учебный процесс. С одной стороны, особенности психики сказываются на успеваемости и поведении школьника. С другой, — школа и семья являются центральными звеньями социальной среды, непосредственно влияющими на психику ребенка. Тесное взаимодействие школы и семьи всегда приводит к положительной динамике в самочувствии школьника и его достижениях. Психическое здоровье младшего школьника зависит от ряда факторов:
1. Биологические: зрелость мозговых структур, динамические свойства нервнойсистемы (сила, подвижность, возбудимость нервных процессов), эти факторы включают в себя так же и физическое здоровье. Любое нарушение на уровне физиологии может привести к таким проблемам как рассеянности, невнимательности и т.д. Положительно повлиять на этот фактор можно путём соблюдения правил ЗОЖа, правильного питания и эмоциональной обстановки в семье и в классе
2. Психологические: сформированность учебной мотивации, степень эмоционально-волевой зрелости, адекватное отношение к сверстникам,
учителям, успехам и неудачам. Недостаточное количество сна, нерегулярное и неправильное питание, недостаточная активность, продолжительные монотонные занятия — это факторы, которые накапливаются и в результате оказывают влияние на психологическое состояние школьника. Положительно повлиять на этот фактор можно путём ведения активного образа жизни, правильного питания и генерирования положительных эмоций
3. Социальные: к этим факторам можно отнести воспитание внутри семьи и общества, жизнь в мегаполисе и поток информации, который окутывает ребёнка не только вне школы, но и внутри её. Эти и другие факторы могут повлиять на психику учащегося как положительно, так и отрицательно. Ребенок слишком рано сталкивается с непростыми проблемами, ею психика не всегдасправляется с теми социальными условиями, в которых он оказывается. Положительно повлиять на этот фактор можно путём развития и соблюдения семейных традиций и умения найти точки соприкосновения с социумом. Так же на положительное проявление этих факторов может повлиять умение находить важные детали в потоке информации, и умения применить эти знания на практике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ведущая идея методики: «Сенсорная свобода и психомоторное раскрепощение».
В статье описывается метод Х.Алиева «Ключ», применяемый в укреплении физического и психического здоровья школьников.
Тревожно-мнительных учащихся по результатам анализа психологов становится все больше. Страдают ли эти дети от предвзятого, несправедлигого отношения педагога в силу особенностей своей психики? Данная .
Сохранение здоровья школьников-актуальная проблема сегодняшнего дня. Успешное обучение в школе, повышение качества знаний возможны, если ребёнок здоров. В статье рассматриваются здоровьесберегающие и .
Инновационные технологии воспитательной работы с учащимися.
Формирование здоровой и социально продуктивной личности через гармоничное развитие способностей самовыражения и самопознания при помощи арт-терапии. .
Сохранения психического здоровья школьника, родителям, педагогам необходимо придерживаться некоторым важным принципам.Предлагаю вашему вниманию памятку по сохранению психического здоровья младшего шко.
Источник
психологическое здоровье младших школьников
статья на тему
в данной статье я хочу поделиться опытом, как сохранить психологическое здоровье младших школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskoe_zdorove_mladshih_shkolnikov.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
«Забота о здоровье ребёнка –это
не просто комплекс санитарно-
гигиенических норм и правил…
и не свод требований к режиму,
питанию, труду, отдыху. Это прежде
всего забота о гармоничной полноте
всех физических и духовных сил, и
венцом этой гармонии является
На современном этапе развития общества активизация человеческого фактора выступает как одно из условий дальнейшего общественного прогресса. В связи с этим, перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее, строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.
Начало обучения в школе – это новый и важный этап в воспитании и развитии ребёнка. Став школьником, он впервые включается в систематическую, общественно значимую деятельность. Многие важные черты духовного мира ребёнка закладываются в начальных классах. Именно здесь он получает основы систематических знаний. Здесь формируется его нравственный облик, развивается характер, воля. Воспитание личности младшего школьника являет собой создание условий для его самореализации как социального субъекта. Задача учителя – создание среды обучающей, воспитывающей, развивающей, создающей условия для творческой реализации личности, самостоятельности и активности. Как же сделать так, чтобы учёба вызывала прилив энергии, а обучение было в радость?
Возможность и эффективность педагогического влияния на процесс реализации личности младшего школьника определяется стилем педагогической деятельности, формой взаимодействия с ним учителя. На мой взгляд, высокая степень эффективности педагогического влияния на ученика достигается при демократическом стиле педагогической деятельности, высшей формой проявления которого является диалогическая форма общения, характеризуемая как субъект –субъектные отношения. Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребёнка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. На уроках наши учителя стараются, чтобы каждый из учащихся пережил радость достижения, осознал свои возможности, поверил в себя. Без ощущения успеха у ребёнка пропадает интерес к школе и учебным занятиям. Поэтому педагогически оправдано создание для школьника ситуации успеха – субъективное переживание удовлетворения от процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности. Технологически эта помощь обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в психологической атмосфере радости и одобрения, создаваемые вербальными (речевыми) и невербальными (мимико-пластическими) средствами. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как и открытая поза и доброжелательная мимика, создают благоприятный психологический фон, помогающий ребёнку справиться с поставленной перед ним задачей. Проявления гуманного отношения к детям, перечисленные в качестве факторов образовательного процесса, такие как любовь к детям, и оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья.
Технологические операции создания ситуации успеха:
- Снятие страха –помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. «Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться», «Контрольная работа довольно лёгкая, этот материал мы с вами проходили»
- Авансирование успешного результата –помогает учителю выразить свою твёрдую убеждённость в том, что его ученик обязательно справится с поставленной задачей. Это внушает ребёнку уверенность в свои силы. «У вас обязательно получится»
- Скрытое инструктирование ребёнка в способах и формах совершения действий –помогает избежать поражения. «Возможно, лучше всего начать с …» «Выполняя работу, не забудьте о …»
- Внесение мотива –показывает ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. «Твоим товарищам без твоей помощи не справиться»
- Персональная исключительность –обозначает важность усилий ребёнка в предстоящей или совершаемой деятельности. «Только ты и мог бы..», «Только тебе я и могу доверить…»
- Мобилизация активности или педагогическое внушение –побуждает к выполнению конкретных действий. «Нам уже не терпится начать работу», «Так хочется поскорее увидеть…»
- Высокая оценка детали –помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. «Тебе особенно удалось то объяснение», «Больше всего мне в твоей работе понравилось
Созданию психологического комфорта на уроке способствует дифференцированный подход к обучающимся. На уроках мы стараемся дать возможность учащимся проявить свою индивидуальность, творчество, избавить от чувства страха и вселить уверенность в свои силы. Дифференцированное обучение позволяет каждому ученику работать в своём темпе, возможность справиться с заданием, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения.
Созданию ситуации успеха способствует использование учителями коллективных форм обучения. В данном случае действует принцип «Одна голова хорошо, а две лучше» или «Что одному не под силу, то легко коллективу». Выполняя работу в паре постоянного или сменного состава, в группе, дети получают возможность справиться с заданием успешно. Кроме того, введение в урок коллективных форм обучения позволяет нам оживить занятие, учителя предоставляют возможность реализации коммуникативных потребностей учеников.
Низкий уровень коммуникативной компетентности находит отражение в увеличении количества детей с высокой социальной и межличностной тревожностью. Все чаще наблюдаются случаи отвержения и травли детей одноклассниками, переживания одиночества, проявления враждебности и агрессии по отношению к сверстникам. Все это придает особую актуальность воспитанию умения сотрудничать и быть толерантным к разнообразным мнениям, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему.
При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь ребенок выступает здесь как учитель), постоянно готовиться к ответу, ибо тебя обязательно тоже спросят (а детям это очень важно). Учатся говорить, отвечать, доказывать товарищу какое-то положение. Ребенок может делать на этом уроке или в этот момент урока то, что в другое время не разрешается – свободно общаться с товарищем, свободно сидеть. Ему очень нравится такая работа. Он говорит, но разговор-то деловой. Дети ограничены временем, поэтому стараются не отвлекаться, чтобы не отстать от других групп. Интересно, что, опрашивая друг друга, дети-«учителя» оказываются нередко более требовательны друг к другу, нежели учителя. Такая работа строится на сотрудничестве и взаимопомощи, обеспечивает участие в учебном процессе учащихся, хорошо раскрывает их индивидуальные особенности, обеспечивает развитие индивидуальных свойств личности.
Для того чтобы наши дети могли стать успешными, необходимо постоянно вести наблюдения за их ростом и развитием. Поэтому мы пошли по пути создания портфолио достижений учащихся. Портфолио начинаем вести в 1 классе. В ведении портфолио участвуют дети, учителя и родители. Портфолио –это фиксация развития ребёнка. Ребёнок имеет право заглядывать в свой портфолио. Ребёнок должен знать, как он развивается, какие изменения происходят в его развитии. Он должен учиться принимать свои достижения и недостатки.
Итак, одной из основных задач обучения и воспитания в начальной школе является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка.
— создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
— максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;
— развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
— формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
— формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;
— приобретение навыков рефлексии 2 , формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»);
— формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.
Мы считаем, что каждый урок и внеурочное занятие должны отвечать требованиям эдоровьесберегающей технологии.
Источник