Экспресс-диагностика уровня психологического здоровья
тест по психологии на тему
Психологическое здоровье. Даже не специалист интуитивно понимает, что эта тема важная и близкая любому человеку. Начнем с основных понятий.
Здоровье – это состояние полного физического, социального и душевного (т.е. психологического) благополучия, а не только отсутствие болезней или ограничения возможностей.
Термин «психологическое благополучие» наиболее просто и доступно передает значение словосочетания «психологическое здоровье». На самом деле это понятие сложное, объемное и очень важное.
Психологическое здоровье – совокупность характеристик гармонической личности, являющихся предпосылками стрессоустойчивости, социальной адаптации, комфорта, успешного поиска своего «Я», творческой самореализации. Посмотрите внимательно – это просто описание качеств счастливого человека!
Каждый человек с нарушениями психологического здоровья понимает это и без всяких методик – уходит ощущение полноты жизни, счастья, нет чувства парения и легкости; такому человеку трудно ставить цели и их достигать, его деятельность непродуктивна; он с трудом справляется со стрессами, плохо спит, может наступить соматическое заболевание или депрессия.
Особо нужно подчеркнуть, что основой психологического здоровья является гармония человека с самим собой: осознание своих желаний и мотивов, системы ценностей, смысла жизни и своего предназначения, творческая реализация, а также гармония с окружающим миром. Предлагаю простой, но очень точный тест.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekspress.docx | 13.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Экспресс-диагностика уровня психологического здоровья
Инструкция: Внимательно причитайте изложенные ниже 10 показателей психологического здоровья. В правом столбце укажите присущую Вам степень проявления каждого показателя.
Если показатель проявляется в полной мере – проставьте цифру 1. Если отсутствует – проставьте 0. Если показатель проявляется умеренно или время от времени – проставьте 0,5.
Показатели психологического здоровья
Вам присуще позитивное самоощущение, принятие себя, отсутствие аутоагрессивных тенденций
Вам присуще позитивное восприятие окружающего мира, отсутствие обвинительной и/или безответственной позиции, отсутствие агрессивных тенденций
Вам присущ высокий уровень развития рефлексии ( Рефлексия (от лат. reflexio — обращение назад) — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний)
Вам присуще стремление улучшать качество основных видов деятельности, желание учиться, развиваться
Вам присуще успешное прохождение возрастных кризисов, эффективное преодоление стрессов
Вам присуща хорошая социальная адаптация, наличие крепких социальных связей
Вам присуща потребность в двигательной активности
Вам присуща потребность в деятельности
Вам присуща творческая самореализация
У Вас есть мечта, Вы умеете мечтать
Сумму «Итого» *10=Индекс Вашего психологического здоровья
Экспресс-диагностика уровня психологического здоровья
Инструкция: Внимательно причитайте изложенные ниже 10 показателей психологического здоровья. В правом столбце укажите присущую Вам степень проявления каждого показателя.
Если показатель проявляется в полной мере – проставьте цифру 1. Если отсутствует – проставьте 0. Если показатель проявляется умеренно или время от времени – проставьте 0,5.
Показатели психологического здоровья
Вам присуще позитивное самоощущение, принятие себя, отсутствие аутоагрессивных тенденций
Вам присуще позитивное восприятие окружающего мира, отсутствие обвинительной и/или безответственной позиции, отсутствие агрессивных тенденций
Вам присущ высокий уровень развития рефлексии ( Рефлексия (от лат. reflexio — обращение назад) — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний)
Вам присуще стремление улучшать качество основных видов деятельности, желание учиться, развиваться
Вам присуще успешное прохождение возрастных кризисов, эффективное преодоление стрессов
Вам присуща хорошая социальная адаптация, наличие крепких социальных связей
Вам присуща потребность в двигательной активности
Вам присуща потребность в деятельности
Вам присуща творческая самореализация
У Вас есть мечта, Вы умеете мечтать
Сумму «Итого» *10=Индекс Вашего психологического здоровья
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на областных педагогических чтениях.
Материал для обследования учащихся коррекционных классов.
В разработке данной методики лежит факт повторений набора сходных общепсихологических типов в различных авторских классификациях (Кеттелл, Леонгард, Айзенк, Личко и др.).Предлагаемая методика содержи.
Тестовый комплекс по русскому языку для учащихся 9 класса составлен на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, п.
Использование компьютерного комплекса экспресс-диагностики для оценки состояния здоровья детей в системе образования.
Экспресс-диагностика процесса или результата моей деятельности с позиций сохранения и укрепления здоровья обучающихся.Для получения объективной информации о состоянии и динамике развития физической по.
Цель: диагностика познавательного развития детей 3-4 лет.
Источник
Психологическое здоровье методики диагностики
Днепропетровский национальный университет имени Олеся Гончара
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ
Полное определение понятия «здоровье» включает три уровня: 1) биологический (соматический), 2) психологический, 3) социальный. Поэтому определить понятие «здоровье» можно как полное биологическое, психологическое и социальное благополучие. Психологическое здоровье связано с особенностями личности, то есть со своеобразием характера и темперамента, взглядами, установками и концепцией своего «Я». Поэтому в процессе исследования психологического здоровья используются, в основном, психологические тесты, направленные на диагностику личности.
Психодиагностические методы имеют определенную специфику по отношению к традиционным исследовательским методам – описательному и экспериментальному. Их основной особенностью является измерительно-испытательная направленность, за счет которой достигается количественная и качественная квалификация объекта исследования. Одно из важнейших требований к психодиагностическим методам является стандартизация инструмента измерения, а также жесткая регламентация процедуры обследования [2].
Для психологической диагностики в процессе исследования психологического здоровья используется большое количество личностных опросников, показывающих те или иные радикалы характерологических особенностей. Наиболее часто применяемыми для дифференциально-диагностического исследования являются 16-факторный опросник Р. Кэттелла (16- PF ), личностные опросники Г. Айзенка (Е PI , Е PQ ), многоаспектный квантификационный тест Т. Лири, опросник Г. Шмишека, многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ), методики ММР І, СМИЛ [5].
Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ представляет собой модификацию теста ММРI. В процессе работы с методикой психолог получает многосторонний портрет человека, включающий спектр таких структурных компонентов личности, как мотивационная направленность, самооценка, стиль межличностного поведения, черты характера, защитные механизмы, когнитивный стиль, ведущие потребности, фон настроения, степень адаптированности индивида и возможный тип дезадаптации, наличие психических отклонений, выраженность лидерских черт, склонность к суициду, предрасположенность к алкоголизму, а также качественные и количественные характеристики устойчивых профессионально важных свойств. При этом большим преимуществом данной методики является наличие в ее структуре шкал достоверности, позволяющих определить не только надежность результатов, но и установку испытуемого на саму процедуру обследования. Это дает возможность интерпретации полученных данных через призму выявленных с помощью шкал достоверности тенденций к преувеличению имеющихся проблем или к их сглаживанию. Интерпретация профилей СМИЛ базируется на разработанной Л. Н. Собчик теории ведущих тенденций и лежащей в ее основе типологии индивидуально-личностных свойств .
В современной научной литературе в качестве коррелянта психологического здоровья рассматривается понятие психологического благополучия, которое понимается как способность человека успешно отвечать требованиям внешнего мира, активно приспосабливаться к ним [3] . С этих позиций перспективным является использование методики исследования шести основных конструктов психологического благополучия, разработанной К. Рифф. Качества личности в контексте изучения психологии здоровья можно измерять также и с помощью пятифакторной шкалы Гольдберга «Локатор большой пятерки». Теоретическая основа методики – популярная в последнее время пятифакторная модель личности.
Эмоциональная напряженность, которая присуща целому ряду профессий, вызывает у работников состояния, которые часто сопровождаются ярко выраженными вегетативными реакциями, отрицательно сказывающимися на их самочувствии, физическом и психологическом здоровье. Одним из главных последствий профессионального стресса является синдром «эмоционального выгорания». Для исследования этого феномена используются методики В. В. Бойко и К. Маслач, С. Джексон (в адаптации Н. Е. Водопьяновой). Следует отметить, что они основываются на разных моделях эмоционального выгорания: первая – на процессуальной, другая – на трехфакторной модели [4].
Вторую большую группу психодиагностических методик, применяемых при исследовании психологического здоровья, составляют проективные методики. Они представляют собой систему психодиагностических приемов, направленных на выявление неосознанных аспектов личности, которые наименее доступны непосредственному наблюдению или опросу. Эти методики дают возможность прогнозировать индивидуальный стиль поведения и переживания в эмоционально-значимых или конфликтных ситуациях. Для всех проективных методик характерна малая степень структурированности и разнообразие стимульного материала, нежесткость инструкций к заданию. Это способствует тому, что испытуемый обладает относительной свободой в выборе ответа или тактики поведения, которая детерминируется не социальными нормативами, а собственной системой взглядов, мотивов и ценностей. Кроме того, испытуемые не знают, что в их ответах диагностически значимо. Этот момент приводит к максимальной проекции личности. Наконец, проективные методики измеряют не отдельную психическую характеристику личности, а своего рода состояние личности в ее взаимодействии с социальным окружением [1].
Из проективных методик, применяемых при исследовании психологического здоровья, наиболее распространенными в настоящее время считаются интерпретативные методики – тест фрустрационной толерантности С. Розенцвейга ( P — F ), тематический апперцептивный тест (ТАТ), конститутивные методики – тест чернильных пятен Г. Роршаха, импрессивные методики – тест М. Люшера, а также цветовой тест отношений (Варшаловская Е.Б.), экспрессивные методики – рисуночные тесты («нарисуй человека» К. Маховер, «несуществующее животное»), аддитивные методики – тест «незаконченных предложений». Исследование фрустрационной толерантности с помощью теста С. Розенцвейга ( P — F ) позволяет косвенно оценить тип и направленность личности на психотравмирующие ситуации .
Достаточно активно применяются решетки Г. Келли. Техника репертуарных решеток представляет собой матрицу, состоящую из конструктов и элементов, создаваемых вовремя диалога испытуемого и исследователя. В дальнейшем после ее рангового заполнения производится корреляционный анализ факторов по кластерам переживаний испытуемого. Это позволяет рассматривать не только отдельные смысловые составляющие той или иной личностной характеристики, но и проследить ее взаимодействия с другими чертами и личностью в целом. При психотерапевтической работе данная методика служит не только диагностическим инструментом, но и достаточно мощным приемом, способствующим достижению взаимопонимания в диаде терапевт – клиент.
Результаты экспериментально-психологического исследования, полученные с помощью рассмотренных выше методик, имеют большое значение для понимания причин нарушения психологического здоровья, уточнения дифференциально-диагностических и прогностических критериев, планирования психотерапевтического воздействия и оценки его эффективности. При этом перспективным представляется использование не одного, даже максимально информативного, психологического теста, а формирование диагностического комплекса личностных опросников и проективных методик, которые характеризуют как личностные особенности человека, так и его взаимоотношения с окружающий средой .
1. Бурлачук Л. Ф. Введение в проективную психологию [Текст] / Л. Ф. Бурлачук. – К. : Ника – Центр, 1997. – 128 с.
2. Бурлачук Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике [Текст] / Л. Ф. Бурлачук. – СПб.: Питер, 2008. – 688 с.
3. Мельник Ю. И. Психология здоровья / Ю. В. Мельник // Журнал практ. психолога. – 2000. – №3. – С. 11 – 14.
4. Полякова О. Б. Психогигиена и профилактика профессиональных деформаций личности / О. Б. Полякова. – М. : НОУ ВПО Московский психолого-социальний институт , 2008. – 304 с.
5. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. [Текст]/ ред.-сост. Д. Я. Райгородский. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ», 1998. – 672 с.
Источник
Тесты на психическое здоровье
Психологическое и психическое тестирование
Тесты является частью психологической и психиатрической диагностики. Они помогает уточнить важные моменты психического состояния и разобраться в личности человека. Тесты — вспомогательное средство при постановке диагноза. Представленные тесты разработаны специалистами на основе клинических наблюдений авторов и широко применяются в медицинской практике.
Вместе с тем, не рекомендуется по результатам тестов по психодиагностике ставить себе диагноз самостоятельно. Тесты имеют диагностическую ценность, когда проводятся врачом-психиатром или психологом вместе с оценкой множества других физиологических и психических параметров.
Но, если вас тревожат вопросы собственного психического здоровья, пройти тест лишним не будет. Опросники, как правило, включают основные симптомы или жалобы. Выполняя тест, вы сможете заглянуть внутрь себя, задать правильные вопросы, проанализировать эмоции и ощущения в ответах. Главное преимущество тестов в универсальности и простоте применения. А за дополнительной подробной консультацией и психологической помощью лучше обратиться к специалисту.
Шкала депрессии Бека
Инструмент диагностики и самодиагностики, который поможет выявить наличие депрессии и определить степень ее тяжести. Методика разработана американским психотерапевтом Аароном Беком на основе клинических наблюдений. Является самым популярным и наиболее применяемым в мире диагностическим тестом оценки глубины депрессии и динамики улучшения .
Шкала безнадежности Бека
Шкала безнадежности (безысходности), разработанная профессором Аароном Беком, еще один полезный инструмент при диагностике депрессии. Она помогает оценить выраженность негативных переживаний и представлений по поводу собственного будущего для оценки наличия и глубины депрессии. Пройдите тест, если чувствуете, что уже длительное время вас одолевает пессимизм, чувство безнадежности и безволие.
Эдинбургская шкала послеродовой депрессии
Инструмент ранней диагностики депрессивных расстройств в предродовом и послеродовом периодах.
Шкала личностной тревожности Спилбергера-Ханина
Способ диагностики уровня тревожности, как личностной устойчивой характеристики. Определяет насколько широкий спектр ситуаций человек склонен воспринимать, как угрожающие.
Шкала Цунга для самооценки тревоги
Предназначена для измерения степени выраженности различных фобий, панических атак и других тревожных расстройств.
Обсессивно-компульсивная шкала Йеля-Брауна
Тест из 10 пунктов для определения степени тяжести симптомов обсессивно-компульсивного расстройства (или невроза навязчивых состояний).
Мотивация потребления алкоголя. Методика Завьялова.
Методика позволяет выявить, какие мотивы преобладают у человека в его влечении к алкоголю и уровень выраженности склонности к потреблению спиртного.
Диагностическая шкала биполярного спектра
Диагностика БАР затруднена в т.ч. высокой частотой коморбидности. Это когда БАР протекает одновременно с другими заболеваниями: тревожными расстройствами, злоупотреблением психоактивными веществами, расстройствами личности и СДВГ и проч. Зачастую от начала болезни до обращения к врачу проходит очень много времени — иногда до 10 лет. Тест позволяет выявить не только симптомы выраженного биполярного расстройства, но и более легкие состояния.
Тест на шизофрению
Диагностика шизофрении – дело далеко не простое. Диагноз ставится исключительно специалистами по совокупности многих факторов. Вместе с этим выделяют ряд симптомов, которые бывают у большинства больных шизофренией и почти не встречаются при других заболеваниях психики. Еще в 30-х годах прошлого века немецкий психиатр Курт Шнайдер выделил 5 групп симптомов шизофрении, которые характерны именно для этой болезни и назвал их «Симптомами 1-го ранга». Дальнейшие многочисленные исследования показали его правоту в том смысле, что подобные симптомы диагностируются у 80% больных, страдающих шизофренией. Поэтому они впоследствии вошли в официальные диагностические критерии классификации психических расстройств. Предлагаемый тест содержит описание симптомов, которые часто бывают у больных шизофренией (включая симптомы 1-го ранга по К. Шнайдеру) и очень редко при других расстройствах психики.
Любое психическое расстройство, даже относительно легкое, куда сильнее снижает качество жизни, чем многие болезни тела. Простая бессонница в итоге заставляет человека мучиться сильнее, чем к примеру гастрит. И, казалось бы, каждый, чья психика страдает, должен как можно скорее бежать к доктору и просить у него полечиться. Но на деле этого не происходит. Главный врач медицинского центра «Премиум», врач-психиатр, к.м.н., Феликс Банщиков рассказывает о заблуждениях и страхах, которые мешают получить квалифицированную помощь психиатра даже тогда, когда она жизненно необходима.
Источник