Психологическое здоровье медицинского работника
Вопросы сохранения и развития профессионального здоровья в медицине приобретают особую значимость. Повседневная деятельность медицинского специалиста сопровождается негативным воздействием многих вредных факторов, которые могут снижать общий уровень здоровья, а также способствовать формированию профессиональных заболеваний. Медицинский труд характеризуется высоким эмоциональным напряжением, связанным с ответственностью за жизнь и здоровье человека, высокой интенсивностью деятельности, частыми перегрузками. Психологические факторы оказывают как положительное, так и негативное влияние на личность медицинского работника, на сам лечебно-диагностический процесс и на качество оказываемых медицинских услуг. Именно поэтому вопросы здоровья и благополучия медицинских работников являются важными основами эффективной деятельности сферы здравоохранения. Они во многом определяют такую междисциплинарную категорию как «качество жизни» [3], которое в медицине напрямую затрагивает как медицинских работников, так и людей, получающих медицинскую помощь в системе здравоохранения.
Число научных работ, посвящённых изучению вопросам профессионального здоровья, немало. Больший интерес представляет изучение этой темы по двум направлениям: по вопросам профессиональной заболеваемости и проблеме эмоционального выгорания медицинских работников. Если проблема профессиональной заболеваемости находится в ведение специального раздела медицины – профессиональной патологии, то вопросы эмоционального, часто называемого «профессиональным» выгорания» находятся в межпредметной области, затрагивающей и медицину, и психологию [5]. В то же время, вопросы же влияния психологических факторов на профессиональное здоровье медицинского персонала, его сохранение и укрепление ещё остаются малоизученными.
Современные направления дефиниции профессионального здоровья и определения его факторов довольно разнообразны и разнонаправлены. В российской психологической науке категория профессионального представляется через призму компенсаторно-приспособительных механизмов личности, связанных с ее работоспособностью; через установление специфики характеристик, соответствующих профессиональным требованиям и влияющих на ее эффективность; через превенцию профилактике негативных процессов и потребность в обучении основам произвольной саморегуляции.
Профессиональное здоровье часто рассматривается как возможность организма включать компенсаторно-приспособительные механизмы, сохраняющие работоспособность личности при любых условиях профессиональной деятельности. С позиций валеологии, профессиональное здоровье — есть нормативное гомеостатическое состояние психофизиологических и психосоциальных параметров и функций, свойств и качеств, позволяющих человеку эффективно решать задачи своей профессии. В направлении психология здоровья профессиональное здоровье определяется как «интегральная характеристику функционального состояния организма человека по физическим и психическим показателям с целью оценки его способности к определенной профессиональной деятельности с заданными эффективностью и продолжительностью на протяжении заданного периода жизни, а также устойчивость к неблагоприятным факторам, сопровождающим эту деятельность». В качестве критерия профессионального здоровья Шостак В.И. рассматривает как максимально возможную эффективность деятельности специалиста, обусловленная функциональным состоянием его организма с учетом его физиологической стоимости [9].
Ведущим критерием, показателем профессионального здоровья, по мнению специалистов, может быть только профессиональная работоспособность [6]. Исследователи определили несколько групп факторов работоспособности. Первая группа факторов – факторы физического состояния, связанного с физической работоспособностью. Вторая группа факторов – факторы психического состояния, наиболее часто соотносимого с умственной работоспособностью. Третья группа факторов – это психосоциальные и социально-психологические факторы личности и коллектива.
Учёные, рассматривая профессиональное здоровье как совокупность конкретных характеристик специалиста (включая социально-психологические особенности его личности), отвечающих требованиям профессиональной деятельности и обеспечивающих ее высокую эффективность, приходят к выводам, что сохранение профессионального здоровья при одновременном обеспечении эффективности трудовой деятельности непременно связано с процессами психологической профессиональной адаптацией специалиста. Признаками профессиональной дезадаптации являются, как возникновение негативных психических состояний человека, так и снижение эффективности его деятельности. Как показывают исследования, данные показатели тесно связаны между собой [1].
Большинство подходов в вопросе определения профессионального здоровья сходятся в том, профессиональное здоровье неразрывно связанно с результативностью специалиста. Из чего можно сделать вывод, что программа сохранения и укрепления профессионального здоровья должны включать в себя широкий спектр мероприятий, направленных на самые различные факторы, влияющие на результативность и работоспособность специалиста. По роду своей деятельности на профессиональное здоровье медицинского персонал действуют комплекс факторов физической, химической, биологической и психологической природы. Исследования подтверждают высокий уровень профессиональных заболеваний медработников, которые определяются: неблагоприятными и вредными условиями труда, истощающими защитные силы организма; патологиями, вызываемые воздействием несколькими факторами; работой в условиях постоянного нервно-психического напряжения, связанного с высокой ответственностью специалиста за жизнь и здоровье больного; не всегда комфортными условиями труда медицинских работников – совместительством, ночными сменами, дежурствами, другими неблагоприятными факторами [4].
Среди психологических факторов, более всего влияющих на ухудшение здоровья, определяются: высокая перегрузка, психоэмоциональное напряжение; объективная трудность выполняемого рода деятельности, связанная с нехваткой информации, высокими требованиями в деятельности, нехваткой времени для принятия правильного решения, тревога в связи с опасениями совершить ошибку; нехватка профессиональных знаний, умений и навыков; постоянное отвлечение внимания по причине посторонних раздражителей и помех, нарушенные отношения в трудовом коллективе.
В группу риска в первую очередь включаются специалисты, чья ежедневная профессиональная деятельность связана с высоким уровнем ответственности за принимаемые решения в связи с жизнью людей, а также высокой интенсивностью влияния негативных психологических факторов. Длительное влияние подобных стрессовых факторов может повлечь за собой не только хроническое психоэмоциональное напряжение, но также статья причиной формирования профессиональных заболеваний, которые ведут к необходимости принятия решения о смене профессии или специальности в медицине.
Медицинские специалисты, имея непосредственное отношение к здоровью других, не являются гораздо более здоровыми, чем остальное население. И даже по своему отношению к нетрадиционным подходам оздоровления и лечения они мало чем отличаются от своих пациентов [8]. Именно поэтому вопросы укрепления профессионального здоровья имеют для медицинских работников первостепенное значение.
Работодатель также ответственен за создание системы укрепления здоровья медицинских специалистов, учитывающей специфику медицинского труда. Помочь сотрудникам справиться с негативными психическими состояниями и организовать условия для качественного выполнения стандартов работы и оказания медицинской помощи поможет работа с персоналом в направлении развитии навыков и личных качеств, помогающих справляться со стрессом. Программа профилактики для медицинских работников должна сочетать в себе системность, комплексность и индивидуальность. Профилактические мероприятия должны быть направлены на все группы факторы влияющих на здоровье работников: физические, психологические, социальные.
Важную роль в охране здоровья играют личностно-ориентированные стратегии, что находит подтверждение на многих уровнях здравоохранения [7]. Особое место для здоровья и благополучия медицинского работника имеет система духовно-нравственных ориентиров, помогающих лучше понять своё предназначение как профессионала с духовных позиций [2]. Немалое значение имеет и регулярное вовлечение специалиста в программы дополнительного образования, которые помогают эффективно совершенствовать свои профессиональные знания и расширять не только профессиональный, но и личностный кругозор, способствуя повышению адаптивных способностей личности медицинского специалиста.
Источник
Психиатрия Психиатрия и психофармакотерапия им. П.Б. Ганнушкина
№03 2020
Психическое здоровье медицинских работников в период пандемии COVID-19 в России: результаты перекрестного интернет-опроса №03 2020
1 директор АНО ДПО «Научно-образовательного центра психотерапии и клинической психологии», Союза охраны психического здоровья, к. м. н. E-mail: egor.bachilo@mail.ru; orcid.org/0000-0002-7446-820X. 2 зав. кафедрой психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздрава РФ, профессор, д. м. н. E-mail: juljab@yandex.ru; orcid.org/0000-0001-6837-5894. 3 зав. кафедрой инфекционных болезней ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского» Минздрава РФ, профессор, д. м. н. E-mail: egor.bachilo@mail.ru; orcid.org/0000-0002-3009-9262. 4 магистр прикладных математики и физики, инженер ООО «Энергетические Технологии». E-mail: egor.bachilo@mail.ru. 5 старший преподаватель кафедры фармакологии ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского» Минздрава РФ. E-mail: denovikov@mail.ru; orcid.org/0000-0003-2743-1727.
Резюме
Цель работы заключалась в оценке распространенности тревожных и депрессивных симптомов среди медицинских работников в России в период пандемии. Исследование было проведено посредством опроса 812 респондентов в сети Интернет. У медицинских работников в период пандемии COVID-19 в России отмечаются нарушения в психическом здоровье, что согласуется с результатами обследований медицинских работников из Китая и Италии. Общая распространенность симптомов тревоги составила 48,77 % (5 и более баллов по шкале ГТР-7), а симптомов депрессии — 57,63 % (5 и более баллов по шкале PHQ-9). Не отмечено достоверной разницы в распространенности симптомов тревоги и депрессии в зависимости от пола. Более высокие уровни тревоги и депрессии были характерны для молодого возраста, в основном в диапазоне 20–39 лет. Медицинские работники нуждаются в поддержке психического здоровья в периоды пандемий, когда психоэмоциональные нагрузки значительно возрастают. В России предприняты первые шаги в этом направлении, однако множество вопросов до сих пор не решено.
Ключевые слова: психическое здоровье, COVID-19, тревога, депрессия, медицинские работники.
Для цитирования: Бачило Е. В., Барыльник Ю. Б., Шульдяков А. А. и др. Психическое здоровье медицинских работников в период пандемии COVID-19
в России: результаты перекрестного интернет-опроса. Психиатрия и психофармакотерапия. 2020; 3: 49–55.
Источник
Профилактика эмоционального выгорания у медицинских работников в условиях пандемии
Пандемия — это эпидемия, распространившаяся на территории стран и континентов, то есть охватывающая подавляющую часть мира. Например, пандемия гриппа происходит, когда появляется новый вирус гриппа и распространяется по всему миру, а большинство людей не обладают иммунитетом.
Пандемией современности является острая респираторная инфекция COVID-19. Оказанием помощи заболевшим данной инфекцией занимаются, естественно, врачи и медицинский персонал. Они постоянно чувствуют себя ответственными за безопасность и здоровье людей. Медицинские работники могут стать свидетелями тяжелого течения болезни, смерти или даже непосредственно пострадать в результате таких событий. Им приходится выслушивать рассказы о боли и страданиях пациентов. Многочасовой рабочий день, большое количество обязанностей, недостаточно хорошая организация труда, а также необходимость работать в зонах опасности, сильно сказывается на качестве жизни и оказывает на медицинских работников негативное влияние. Вследствие чего они могут испытывать беспокойство, тревогу, гнев, нуждаясь в безопасности и поддержке. И если поддержка не оказывается, то у медицинских работников может появиться синдром эмоционального выгорания.
Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) — это состояние физического, эмоционального и когнитивного истощения, вызванного длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях, в том числе и в напряжённых условиях труда. СЭВ характеризуется снижением продуктивности в работе, чувством эмоциональной опустошенности, анергией, бессонницей, подверженностью соматическим заболеваниям.
Гнев, страх и разочарование — наиболее распространённые негативные эмоции на работе. Если с течением времени эти эмоции не находят выражения и накапливаются, может произойти истощение адаптационных ресурсов личности специалиста.
Таким образом, эмоциональное выгорание значительно влияет на эффективность работы, как отдельного сотрудника, так и подразделения в целом.
Для сохранения своего психического здоровья и психологического благополучия следует придерживаться рекомендаций по профилактике эмоционального выгорания.
Рекомендации по профилактике эмоционального выгорания для медицинских работников
— Проявляйте заботу о своем здоровье и физической форме. Вовремя отдыхайте и соблюдайте режим питания.
— Относитесь к себе без излишней критики, адекватно оценивайте свои возможности и ограничения. Для формирования и поддержания адекватной самооценки не забывайте о своих успехах. Не акцентируйте внимание только на поражениях!
— Уделяйте время не только работе, но и своим личным интересам и потребностям; работа не должна стать самоцелью и не должна занимать все жизненное пространство.
— Проявляйте гибкость в стрессовых ситуациях, старайтесь быть терпимыми к позиции других людей. Сохраняйте ясность в общении с коллегами и пациентами. Не забывайте оказывать эмоциональную поддержку друг другу.
Если Вас одолевают тяжелые мысли или воспоминания о том, что произошло, Вы стали нервными, Вам тоскливо, Вы плохо спите, важно обратиться за помощью к специалистам по психологическому здоровью и попросить поддержки у людей, которым Вы доверяете.
Важно помнить, что следить за своим психическим здоровьем и психологическим благополучием необходимо так же, как и поддержание физической формы.
Рекомендации для медицинских работников, непосредственно участвующих в оказании помощи COVID-инфицированным пациентам
— Подумайте, что помогало Вам сохранять силы и справляться со стрессом в прошлом. Вспышка COVID — это беспрецедентный период для многих медицинских работников, особенно если они не участвовали в подобном ранее. Тем не менее, используя стратегии управления стрессом, которые работали для Вас в прошлом, Вы сможете помочь себе сейчас.
— Старайтесь найти время, чтобы поесть, отдохнуть и расслабиться, хотя бы ненадолго.
— Старайтесь не перерабатывать, чтобы не изнурять себя. Например, рассмотрите возможность разделения нагрузки с коллегами, работая посменно, с регулярными периодами отдыха.
— Интересуйтесь, как чувствуют себя Ваши коллеги, и позволяйте им интересоваться Вашим состоянием. Найдите способы поддерживать друг друга.
— Многие сотрудники клиник, боясь заразить других, избегают контактировать со своими семьями и близкими. Старайтесь общаться с ними хотя бы по телефону или по видеосвязи, пусть они поддержат Вас.
— Помните, что стресс и связанные с ним переживания отнюдь не свидетельствует о том, что Вы не можете делать свою работу.
Кризисные события могут стать источником психологических трудностей. Осознав невозможность помочь людям в решении всех их проблем, Вы можете испытать отчаяние или ощущение собственной бесполезности. Вы не обязаны решать за людей все их проблемы — просто делайте то, что в Ваших силах, чтобы помочь пострадавшим самостоятельно справиться с бедой.
После окончания рабочего дня необходимо найти время отдохнуть и поразмыслить о пережитом.
Для восстановления сил можно воспользоваться следующими рекомендациями
— Поговорите о пережитом при оказании помощи в кризисной ситуации с руководителем, коллегой или с кем-то еще, кому доверяете.
-Похвалите себя за все, что сделали, чтобы помочь другим, даже если это была незначительная помощь.
— Научитесь осмысливать пережитое и понимать, что Вам удалось сделать хорошо, а что нет, а также трезво оценивать пределы Ваших возможностей в сложившихся обстоятельствах.
— По возможности найдите время, чтобы отдохнуть и расслабиться, прежде чем вновь приступить к работе и выполнению своих повседневных обязанностей.
Для профилактики стрессов и снятия эмоционального напряжения можно использовать следующие упражнения:
Упражнение «Дыхательные циклы»
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Время: 15 минут.
Инструкция
1. Сядьте удобно на стул, закройте глаза. Перенесите фокус внимания с Ваших мыслей на ритм дыхания. Сделайте 10 вдохов и 10 выдохов. Выдохи должны быть длиннее вдохов.
2. Затем перенесите фокус внимания на ощущения в теле. Если Вы о чем-то задумались, осознайте это отвлечение. Отвлекаться вполне естественно. Бережно верните фокус внимания на дыхание. На вдохе исследуйте напряжение в теле (стресс чаще всего проявляется телесным напряжением), а на выдохе расслабляйтесь. Изучайте напряжение в области спины, шеи, лица. Сделайте несколько циклов, пока не почувствуете, что мышцы не напряжены.
3. Снова делаете 10 вдохов и 10 выдохов. Выдохи должны быть длиннее вдохов.
4. В завершении упражнения откройте глаза, задайте себе вопрос: «Что сейчас я хочу?». Может быть, это будет что-то очень простое, например, выпить воды.
Упражнение «Корзина»
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Время: 15 минут.
Материалы: листы бумаги А4, ручка, краски/цветные карандаши/фломастеры.
Инструкция: изобразите на листке в виде рисунков, слов, знаков те отрицательные эмоции, от которых Вы хотели бы избавиться; или кратко описать ситуации, которых Вам хотелось бы избежать. Затем с силой сомните этот листок, превратив его в бумажный шарик, и с силой выбросите его в мусорную корзину.
Упражнение «Лимон»
Цель: снятие эмоционального напряжения, выплеск негативных эмоций.
Время: 15 минут.
Инструкция: сядьте удобно — руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у Вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке.
Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения.
Затем выполните упражнение одновременно двумя руками.
Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.
Упражнение «Мороженое»
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Время: 15 минут.
Инструкция: встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что Вы — сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы Вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1-2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла Вы начинаете медленно таять, расслабляя постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т. д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Также это упражнение можно выполнять, лежа на полу.
Важным в предупреждении развития синдрома эмоционального выгорания медицинских работников со стороны организации является своевременная диагностика и квалифицированная помощь. В свою очередь, задача каждого специалиста состоит в глубоком осознании смысла своей деятельности, мониторинге собственного состояния (физического и эмоционального) и его своевременной коррекции.
Заведующая отделением медицинской профилактики ТОГБУЗ «Сосновская ЦРБ»
Галина Черкашина
Источник