ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ
Проблемы психического здоровья в пожилом возрасте становятся все более актуальными для общества. С каждым годом количество пожилых людей в Беларуси увеличивается, отмечается феномен «поседения» общества. Существенно увеличилась средняя продолжительность жизни и границы старости значительно отодвинулись.
В пожилом возрасте происходят физиологические и психологические возрастные процессы, к которым человеку необходимо адаптироваться. Изменяется социальный, профессиональный (выход на пенсию) статус, становится труднее справляться с повседневными задачами из-за снижения познавательные процессов (нарушается память, внимание), ухудшается зрение, слух, координация движений, повышения энергетических затрат на то, что раньше давалось легко, заостряются черты характера, становится трудно принимать новое. Появляется ощущение, что становишься обузой для своих родственников, что несостоятелен в профессиональной деятельности, что одинок и никому такой не нужен. Все эти изменения приводят к психологическому напряжению и стрессу. Возрастные изменения необходимо учитывать при работе с пожилыми людьми. Например, при разговоре с пожилым человеком необходимо соблюдать следующие правила: уважительно обращаться по имени (отчеству), говорить отчетливо, медленно, лицом к лицу с пожилым человеком, при этом держать голову на уровне его глаз, проявлять любовь и душевную теплоту, обнимая, если это его не стесняет, внимательно выслушать, обращать внимание на интонацию и тембр голоса, мимику, позу и движения, попытаться установить, какие жесты и сочетания слов, слова-подсказки необходимы для эффективного поддержания общения, избегать негативной критики, споров, конфликтов; перед тем, как заговорить, проверить, слушает ли Вас человек.
Наиболее частыми формами расстройств, возникающих в старости, является болезнь Альцгеймера и другие формы деменции (слабоумия), депрессия, нарушения сознания.
При деменции у пациентов прогрессируют нарушения памяти и интеллекта, что приводит к беспомощности, потере навыков самообслуживания и в дальнейшем к необходимости постоянного постороннего ухода за такими людьми. К сожалению деменция прогрессирующее заболевание, но на ранних стадиях заболевание можно контролировать и замедлить, поэтому так важна ранняя диагностика таких состояний.
Ранняя стадия обычно проходит незамеченной. Родственники, друзья и зачастую специалисты неверно объясняют симптомы, начинающегося заболевания, считая их нормальной частью процесса старения. Поскольку болезнь развивается постепенно, нередко бывает трудно определить точное время ее начала. Постепенно у человека возникают затруднения при подборе слов в разговоре, ухудшается память на текущие события, возникают серьезные затруднения при принятии самостоятельных решении, нарушается восприятие окружающей среды, узнавание объектов, человек легко теряется, особенно в необычной обстановке, отмечается дезориентация во времени, нарушается понимание сложных и абстрактных мыслей, пропадает инициатива и побуждения действовать, отмечаются безучастность и замкнутость, может развиваться депрессия, появляются признаки агрессии, возникают затруднения при выполнении сложной домашней работы (например, приготовление пищи), пропадает интерес к своим хобби и другим ранее любимым занятиям.
С развитием болезни проблемы становятся очевиднее и существенно ограничивают занятия. Пожилой человек испытывает трудности в повседневной жизни, к примеру, становится чрезвычайно забывчивым, особенно часто забывая недавние события и имена людей, может теряться в знакомой обстановке, у себя дома или в обществе, не может продолжать жить один без посторонней помощи, не может готовить пищу, делать домашнюю уборку, ходить в магазин, нуждается в помощи при посещении туалета, умывании, одевании, перестаёт осознавать своё заболевание; испытывает нарастающие трудности при общении; проявляет аномальное поведение (например, бродяжничество), может страдать зрительными галлюцинациями.
Когда заболевание начинает прогрессировать, нужно использовать любую возможность, чтобы поддержать способность больного к самообслуживанию, уменьшить его внутренний дискомфорт и изоляцию от окружающих. Могут помочь новые, лучше подобранные очки, более совершенный слуховой аппарат, простой в обращении радиоприемник, книги с картинками и крупными буквами. Надо найти больному полезное и доступное занятие, учитывая при этом его потребности и возможности ухаживающего персонала. Больной человек постоянно нуждается в утешении и подбадривании, нельзя его ругать, делать обидные замечания.
При возникновении подозрений на патологический процесс и болезненные проявления необходимо обратиться к врачу — специалисту (психиатру, неврологу) для адекватной помощи таким пациентам. В домашних условиях таким людям необходима помощь своих близких. Вот несколько советов по уходу:
- Установите режим пациенту, пытаясь сохранить его привычные занятия. Благодаря режиму повседневная жизнь больного становится более организованной, упорядоченной. Режим становится источником уверенности, защищенности, он должен как можно больше сохранять заведенный прежде порядок жизни больного.
- Поддерживайте независимость. Пожилой человек должен как можно дольше оставаться независимым. Это облегчает вашу работу и помогает сохранять чувство уважения к себе.
- Помогайте сохранять чувство собственного достоинства. Человек, за которым вы ухаживаете, является личностью, не лишенной чувств. Ваше отношение к пожилому человеку, ваши поступки оказывают влияние на него. Будьте терпимы, уважайте чувства, не обсуждайте болезненное состояние в его присутствии.
- Воздерживайтесь от конфликтов. Конфликты вызывают стресс, как у пожилого человека, так и у вас. Пытайтесь сохранять спокойствие в любой ситуации. Не проявляйте гнев, разочарование и раздражительность. Всегда помните — виновата болезнь, а не человек.
- Пытайтесь постоянно привлекать внимание, давая своему близкому простые задания. Он должен чем-то заниматься, однако, занятия должны быть легкими и доступными. Нельзя давать слишком трудные задания, а так же их выбор должен быть ограничен. Невыполнимые задания вызывают стресс и способствуют ухудшению состояния.
- Создавайте условия для максимального проявления имеющихся у пожилого человека способностей. Занятия должны быть тщательно продуманы. Они повышают уважение и чувство собственного достоинства. Это нужно поддерживать постоянно. Занятость в доме придает жизни пациента цель и значение. Способности таких людей с течением заболевания могут меняться. Ухаживающий за пациентом должен быть наблюдательным и готовым изменить природу занятий, чтобы не вызвать у него стресс.
- Позаботьтесь о безопасности в доме. Проявления заболевания такие, как потеря памяти и нарушение координации движений повышают риск травмирования пациента. Необходимо сделать ваш дом как можно более безопасным.
- Поддерживайте общение со своим близким.
Понимание, и поддержка лучший способ показать своё уважение к пожилым людям.
Врач-психиатр-нарколог
УЗ «Минского областного клинического центра «Психиатрия-наркология» Катаргина Е.Л.
Источник
Особенности психического здоровья в пожилом возрасте
Понятие психического здоровья приобретает особую актуальность в период старости, когда человек, осознавая неизбежность угасания своих физиологических и психических функций, выбирает особую стратегию поведения, которая может характеризоваться как продолжением полноценной жизни, так и отказом от нее. На этом этапе большинство людей критически оценивают свой жизненный опыт, что не всегда связано только лишь с положительными переживаниями.
Сегодня следует отметить наличие тенденции передвижения рамок старческого периода более чем на 20 лет. Если, еще в начале 20 века пожилым считался 50-летний. То в настоящее время к этой категории относятся люди, начиная с 70 лет. Причем, совершенно очевидно, что многие люди, являющиеся пожилыми по паспорту, имеют более низкий биологический возраст, для определения которого немаловажное значение имеет психологический возраст.
Вступая в период старости, человек подвергается физическим и психическим изменениям.
Так, выделяются следующие основные психологические проблемы, характерные для людей преклонного возраста:
- Снижение физиологических возможностей и общего состояния здоровья вследствие возрастных изменений в организме.
- Уменьшение физической выносливости.
- Изменения в социальном статусе (утрата деловых связей).
- Сужение сферы общения, связанное с потерей близких людей (супруга, родственников, друзей).
- Переосмысление и изменение взаимоотношений с собственными детьми, живущими автономной жизнью.
- Необходимость поиска новой сферы общения и способов времяпровождения.
- Необходимость пересмотра материального удовлетворения собственных возможностей из-за сокращения семейного бюджета.
От желания и умения решать перечисленные психологические проблемы во многом зависит качество жизни в преклонном возрасте. А это, в свою очередь, определяется спецификой жизненного опыта и личностными особенностями пожилого человека.
Существующий в обществе стереотип, связывающий выход на пенсию с бесполезным времяпровождением и одиночеством, легко опровергнуть, если решить для себя некоторые важные вопросы заранее.
- Какой я представляю свою роль в семье и обществе после выхода на пенсию?
- Какие виды деятельности будут для меня интересны и полезны?
- Какие материально-жилищные проблемы могут возникнуть, и как я буду их преодолевать?
- Каким образом я буду решать вопросы наследования?
Как правило, нахождение на пенсии вызывает у человека чувство удовлетворения в том случае, если материальные и физические возможности позволяют ему заниматься любимыми видами деятельности и поддерживать комфортный уровень активности.
После выхода на заслуженный отдых женщины легко решает проблему свободного времени, посвятив его бытовым делам и воспитанию внуков. Мужчины, не найдя себя на поприще наставничества молодого поколения, не знают часто, чем себя занять. Внимательное отношение близких людей, их обращение к положительному опыту пожилого мужчины способны предотвратить у него возникновение разрушительного чувства ненужности.
Социальная изоляция пожилого человека – достаточно серьезная проблема, требующая решения, как в домашних условиях, так и в процессе пребывания в лечебном учреждении. Это явление может возникнуть в результате потери близкого (особенно супруга), инвалидизации, нахождения вдали от семьи, конфликтных отношений с окружающими, неприглядного внешнего вида престарелого человека. Чувство одиночества, как понимание собственной отдаленности от деятельности и интересов других людей, является наиболее тяжелым симптомом социальной изоляции. Длительное переживание одиночества и тоски ведет к снижению умственных возможностей и формированию устойчивого эгоцентризма, делающего невозможными продуктивные контакты с окружающими. Следует помнить, что чувство одиночество можно испытывать не только в ситуации полного уединения, но и в присутствии других людей, не проявляющих участия.
Переход к возрасту старения – неизбежный процесс, который может быть воспринят по-разному. Некоторые люди оказываются внутренне готовыми к возрасту мудрой зрелости. У некоторых необратимые изменения физиологического и психического плана сопровождаются острыми негативными чувствами, исчезающими лишь через определенное время. А часть пожилых людей переживают свое старение столь драматично, что у них развиваются симптомы психических расстройств, требующих вмешательства специалистов.
Источник
Что влияет на психологическое здоровье пожилого человека
Понедельник, 26.11.2012, 15:04:00
Читатели нашего журнала нередко обращаются с тревогами, а то и с раздражением по поводу душевного, психологического состояния пожилых близких людей. Психологическое здоровье – что же это такое? Статья Ольги Москвитиной, нашего постоянного автора, возможно будет вам интересна
Читатели нашего журнала нередко обращаются с тревогами, а то и с раздражением по поводу душевного, психологического состояния пожилых близких людей. Психологическое здоровье – что же это такое? Статья Ольги Москвитиной, нашего постоянного автора, возможно будет вам интересна.
«…очень, очень мало людей умеют стареть так, чтобы старость была, в своём роде, победой жизни…».
митрополит Антоний Сурожский
Психологическое здоровье
Академик И.В. Дубровина рассматривает критерии, опеределяющие психологическое здоровье, вот некоторые из них:
- состояние внутреннего мира личности: особенность её переживаний, самоотношение,
- отношения с другими, понимание и принятие себя и окружающих, способность следовать собственным убеждениям;
- а так же возможность осуществлять жизнедеятельность в выбранном направлении,
- успешное выполнение требований повседневной жизни, верное разрешение нравственных проблем,
- соответствие внешнего окружения целям, смыслам и ценностям личности.
Психологически здоровая личность самодостаточна, способна к саморазвитию и самореализации.
Но основным критерием психологического здоровья является духовность, без которой немыслимы «высшие проявления человеческого духа». В психологии духовность понимается как «…высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотивационно-смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности…»
Духовность предполагает определённый отказ личности от жёсткой направленности «на себя» и её переключение «на других» и «на дело».
Психологическое здоровье в пожилом возрасте
Поскольку способность пожилого человека к контролю и влиянию на внешние перемены уменьшается, то наиболее значимые изменения происходят в его внутреннем мире.
Усиление этого внутреннего содержания объяснимо: человек входит в другую социальную ситуацию развития. И она требует определенных ресурсов для адаптации.
1 .Отношение к факту собственного старения
Психологическое здоровье в позднем возрасте связано с реагированием человека на старость , и с собственной стратегией старения. Реагирование людей на факт собственного постарения – сложный психологический процесс. На отношение к собственному позднему возрасту влияет существующий в общественном сознании стереотип восприятия пожилых людей как недееспособных, угасающих, безрадостно доживающих свой век, ведущих практически растительный образ жизни.
Те, кто готовится заранее к выходу на пенсию , а значит и к смене своего социального статуса, без особых эмоциональных нарушений пересекают этот важный рубеж жизни. Готовиться – значит заранее планировать будущее свободное время, и свобода от социальных ограничений способствует реализации планов. Такие люди отличаются удовлетворенностью жизнью, что увеличивает ее продолжительность.
Другим – напротив, свойственно пассивное отношение к жизни, отчуждение от окружения, сужение круга интересов, а значит, и снижение уровня интеллекта. Их переживания отягощены потерей самоуважения и ощущением ненужности и никчемности.
В литературе описаны разные группы людей позднего возраста. Каждая из этих групп сохраняет определенное качество психологического здоровья. Но есть и группа пожилых людей, у которых не обнаруживаются признаки психических отклонений. Они сохранили ясный ум и тенденцию к социальной адаптации и дальнейшему развитию
2. Отношение к уменьшению физических возможностей
Но пожилой возраст – период изменения физических возможностей человека: ухудшается слух, зрение, координация движений, память начинает воспроизводить события из далёкой биографии человека, а сиюминутные события улетучиваются из нее, сложнее становится понимать тонкости происходящего вокруг. То есть труднее адаптироваться к постоянно меняющейся жизни, о чем свидетельствует распространенная фраза: « Я отстал от жизни».
Привыкнуть, приспособиться к таким серьезным изменениям к тому что собственные возможности в разных направлениях жизни уменьшаются — очень сложно,
3. Переживания осмысления жизни и трагизма временности
Внутренним ресурсом, способным обеспечить двойной процесс приспособления в старости (к новой ситуации и к себе) исследователи связывают со способностью быть активным по отношению к собственной жизни, осмысленно относиться к происходящему.
Наполнением этой позиции является осознанная активность по преобразованию себя и своей жизнедеятельности пожилого человека, а также понимание ограничения этой активности.
Эти ограничения связаны с всё яснее ощущаемой конечностью собственного существования.
Именно на этом возрастном этапе возникает важнейшая психологическая задача подведения итогов, завершения начатого, восполнение недостающего и оставление того, что изменить нельзя. Это своеобразный период осмысления своей жизни, принятие ее, примирения с с самим собой. В этом сложном переживании человеку необходима определённая духовная зрелость, жизненная мудрость. Жизненная мудрость, жизненный опыт пожилой человек, переработав передаст будущим поколениям.
У старых людей мысль о смерти является не мыслью «о», а мыслью «для». У многих пожилых людей обостряется страх смерти, обостряется осознавание трагизма временности.
Это нередко проявляется в запрете обсуждения темы смерти, или в постоянном обращении к ней в форме «скорее бы умереть..ю». В социальном круге пожилого человека реальностью является непрерывная цепь умирания близких, друзей, знакомых, кумиров молодости. И каждый раз, переживая потерю, он становится чуть «менее живым». Когда же человек принимает неизбежность собственной смерти, то и страх смерти отпадает сам собой .
4. Переживание собственного несовершенства и зависимости от других
Негативными факторами, снижающими качество психологического здоровья, являются ситуации, тяжело переживаемыми пожилыми людьми – это ситуации вынужденной зависимости. Пожилой человек будет стремиться к ощущению независимости. Новый социальный статус нередко приводит к нарушению самооценки, к появлению ощущения собственной ненужности, связанной с чувством тоски, отчаяния, безысходности, ощущениями пустоты, холода, скованности, чувства горечи, тяжести. Пожилые люди часто являются жертвами насилия, жестокого обращения, среди них высок процент самоубийств.
Пожилым важно принять свой жизненный путь и старость как таковую с неизбежными изменениями образа жизни, физической невосстребованностью, потерей многих социальных контактов Основная психологическая задача этого периода, правильное решение которой, будет являться своеобразным каркасом для психологического здоровья пожилого человека, заключается в осознании необходимости завершения того, что возможно завершить из ранее намеченного (выполнение семейных и социальных функций). Пожилому человеку необходимо принять собственное несовершенство и несовершенство окружающего и ощутить границы возможного. Он должен убедиться, что ограничение внешней активности может быть компенсировано углублением внутреннего мира и возможностей работы над собой.
Что помогает поддержать психологическое состояние
Таким образом, на психологическое здоровье пожилого человека оказывают огромное влияние экзистенциальные переживания, связанные с принятием и себя самого ( как изменяющегося и физически и психологически, несовершенного ), и своей жизни, и ее конечности.
В этом смысле, ресурсными умениями, которые помогают поддержать
психологическое здоровье, являются:
1. умение ладить с людьми разного социального происхождения, образования, культурного уровня, профессии, возраста и т.д.;
2. умение поддерживать старые связи и завязывать новые;
3. умение оказывать помощь разным людям, а не только родственникам;
4. умение надлежащим образом использовать помощь со стороны людей в различных жизненных ситуациях;
5. умение самокритично подходить к тому, что делаешь, умение себя контролировать себя и самодисциплинировать,
6. умение всегда считаться с мнением других,
7. умение быть активным по отношению к собственной жизни, осмысленно относиться к происходящему,
8. умение заранее планировать свои дела опираясь на хорошо понимаемые собственные возможности,
9. умение поддерживать режим и распорядок, что повышает ощущение компетентности и контролируемости внешних условий,
10. умение осознанно относиться к происходящему , быть осознанно активным в преобразовании себя и своей жизнедеятельности,
Именно осознаваемая жизненная позиция, мудрость и опыт должны являться главными опорами и основой психологического здоровья стареющего человека.
специально для «Нового пенсионера» Москвитина Ольга Александровна, кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Лаборатория экспертизы и аттестации педагогов-психологов Управления учебно-методического сопровождения молодых специалистов педагогов-психологов; старший научный сотрудник Психологического института РАО.
1. Александрова Н. Хр. Вклад Л.И. Божович в развитие психологии старения (геронтопсихологии) [Текст]: Современные проблемы психологии личности: теория и практика // Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Лидии Ильиничны Божович. – М.: МПСИ, 2008.
2. Духовность // Общая психология: Энцикл. слов.: в 6 т. [Текст] / Ред.-сост. Л.А. Карпенко ; Под общ. ред. А. В. Петровского. М., 2005.
3. Елютина М.Э., Чеканова Э.Е. Социальная геронтология [Текст]: Учеб. пособие. – М. ИНФРА-М, 2004.
4. Ермолаева М.В. Психология зрелого и позднего возрастов в вопросах и ответах [Текст]: Учеб. пособие. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004.
5. Митрополит Антоний Сурожский. Человек перед Богом [Текст]. Изд. 3-е, исправленное и дополненное. М.: 2006.
6. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы [Текст] /Под ред. И.В. Дубровиной. – 4-е изд. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
7. Психология старости и старения: Хрестоматия [Текст]. /Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. – М.: Издательский центр «Академия», 2003
Источник