Психологическое здоровье школьника
методическая разработка на тему
Цели: познакомить родителей с методами работы, понятием «психологическое здоровье», развить понимание того, что, выбирая метод воздействия на ребёнка, необходимо учитывать возрастные особенности, периоды учебного года; провести обучающий тренинг, посвящённый проблеме воспитания уверенного поведения у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskoe_zdorove_shkolnika.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Липецкая ОШ»
Психологическое здоровье школьника
( Выступление на общешкольном родительском собрании)
Автор: Сариогло Н.Н.
Цели: познакомить родителей с методами работы, понятием «психологическое здоровье», развить понимание того, что, выбирая метод воздействия на ребёнка, необходимо учитывать возрастные особенности, периоды учебного года; провести обучающий тренинг, посвящённый проблеме воспитания уверенного поведения у детей.
Оборудование: тест «Насколько вы уверены в себе?»; таблица «Внешние проявления неуверенного, грубого и уверенного поведения».
Как мы воспитываем наших детей? Какие меры воздействия мы на них выбираем? Часто мы и не задумываемся над этими вопросами. Всё получается, как нам кажется, само собой. На самом деле мы воспитываем наших детей традиционно, так, как воспитывали нас. Иногда воспитательные методы мы выбираем интуитивно, и очень редко — по рекомендациям в специальной литературе или же специалиста. Но мир вокруг нас меняется, и то, что было хорошо в прошлом веке, не всегда даёт положительные результаты в этом.
Так, одни родители, чтобы сделать ребёнка счастливым, заботятся о его всестороннем развитии, тратят время и силы на поиски лучших учителей, чтобы занять сына или дочь музыкой, научить иностранному языку, увлечь искусством. Но иногда получают нервного, резкого ребёнка, обижающего своих родителей.
Другие, чтобы сделать ребёнка счастливым, пекутся о его самочувствии. Установки этих родителей: пусть играет, сколько хочет, поступает, как ему вздумается, развивается согласно своим наклонностям. И вначале такой стиль воспитания имеет свои преимущества: ребёнок свободен, раскован, остёр на слово, предприимчив. Но чаще всего такая вседозволенность порождает
Предвижу ваш вопрос: так что же, и ток плохо, и эдак нехорошо? Как же воспитывать? Основа основ воспитания – бережный подход к растущему человеку. А для этого надо знать особенности детского мировосприятия, учитывать возрастные изменения, периоды учебного года, чтобы в какой-то момент за что-нибудь поругать, в другой – поддержать.
Итак, сегодня тема нашего разговора «Психологическое здоровье школьника». Все мы высоко оцениваем роль физической составляющей здоровья, но нередко не придаём серьёзного значения его психологической составляющей. А ведь телесное и психологическое в человеке неразделимо и необходимо для полноценной жизни. Как же психологи определяют понятие «психологическое здоровье»? Важно не путать это понятие с психическим здоровьем, которое показывает патологию, симптомы, мешающие адаптации человека в обществе.
Психологическое здоровье – это наличие у человека определённых личных характеристик.
Норма психологического здоровья – это некий идеал. На пути к этому идеальному образу можно находить новые ориентиры для саморазвития. Иными словами, каждому возрасту присущи свои задачи и интересы, и успешность наших воспитательных методов во многом зависит от адекватности применяемых средств и степени учёта интересов.
Рассмотрим особенности возраста наших детей, учёт которых способствует успешности нашей работы по социальной адаптации.
Рассмотрим подростковый возраст. Так, в эти годы подросток становится менее зависимым от родителей, умеет определять своё место в семье и среди родственников. Он начинает заботится о хорошем физическом состоянии и внешнем виде, избегает излишнего риска. Он должен уметь с пользой проводить досуг. Он должен понимать, что определённые знания и умения дают возможность выбирать интересующую его профессию. Подростки 13-17 лет должны научится устанавливать и поддерживать деловые и дружеские контакты, прерывать нежелательные контакты, доверять другому и вызывать доверие к себе, соблюдать нормы при общении с окружающими. Они должны уметь отстаивать свои права в рамках действующих норм.
Как же вы должны учитывать всё вышеперечисленное в процессе воспитания?
Например, зная, что в период от 13 до 17 лет ребёнок должен развить в себе самостоятельность во всех видах деятельности, нелепо будет требовать от наших детей слепого подчинения взрослым, даже если это родители. Или же, как подросток сможет научится проводить свой досуг, если ему не разрешается выбирать варианты его проведения. И, наоборот, зная задачи, стоящие перед подростками, мы можем помочь им, подсказав варианты решения проблем, или поделившись своими мыслями по интересующей их проблеме. Главное, чтобы это не была назидательная беседа, которые мы так любим вести.
Помимо возрастных особенностей в процессе формирования поведенческой установки большую роль играет эмоциональное состояние. Как же меняется этот эмоциональный фон в зависимости от периодов учебного года?
Начало учебного года (первая четверть) можно охарактеризовать тремя словами: эйфория, разочарование, стабильность. Эйфория, которая длится первые две-три недели сентября, обусловлена радостью встреч с друзьями после долгой разлуки, возможностью «начать новую жизнь», ощущением собственного взросления (стал классом старше). Большой запас накопленных ресурсов обеспечивает высокий уровень психологического комфорта этого периода, что помогает сглаживать шероховатости в процессе учёбы.
Затем позитивный настрой снижается, летний запас положительных эмоций исчерпывается, а в дневнике появляются первые «двойки».Опытные педагоги предпочитают в это время использовать по возможности игровые, занимательные формы обучения и не очень строго отчитывать за ошибки. Обычно этот этап растягивается тоже на две-три недели. Далее наступает период стабильности: «утряслось» расписание, учащиеся и учителя входят «в рабочий режим» деятельности.
В целом адаптационный период завершается примерно к концу октября. Успешность этого периода во многом зависит от способности педагогов и родителей принять во внимание и индивидуальные особенности ребёнка. Просчёты, допущенные в период адаптации, могут проявляться в устойчивой низкой успеваемости, проблемах поведения.
Аналогичный период проходит и во втором полугодии, после продолжительных зимних каникул. Однако, если после лета волна повышенного эмоционального настроения может охватывать две- три недели, то зимой эйфория длится два-три дня, максимум неделю.
Вторая четверть завершается на некотором эмоциональном подъёме: «впереди праздник и каникулы», а третья, напротив, имеет тенденцию заканчиваться эмоциональным спадом. В четвёртой четверти эмоциональный фон вновь повышается. Световой день становится длиннее, впереди лето. Но улучшение настроения не ведёт к усилению учебной мотивации. Попросту говоря, если в начале учебного года некоторым детям ещё не до учёбы, то в конце года им уже не до учёбы.
Такая цикличность периодов эмоционального настроения в течении учебного года требует широты подхода при выборе форм воспитания.
Как помочь нашим детям адаптироваться в современном мире? Насколько наши дети уверены в себе? По этому поводу с ребятами был проведен тест.
35% — низкая уверенность в себе.
50% — средний уровень уверенности.
15% — высокая уверенность.
«Насколько вы уверены в себе?»
- Вы узнали, что ваш приятель говорил о вас плохо. Как вы поступите?
А) поищите удобного случая выяснить отношения;
Б) перестанете с ним общаться и будете избегать встреч
2. Когда вы входите в автобус или в трамвай, вас грубо толкают. Вы:
А) громко протестуете;
Б) молча пытаетесь прорваться вперёд;
е) ждёте, пока все войдут, и тогда, если получится, заходите сами..
3) Собеседник отстаивает противоположную точку зрения. Вы:
Б) не высказываете своего мнения, поскольку считаете, что не сможете убедить его;
Д) отстаиваете свои убеждения, стараясь убедить его и других.
4. Вы опоздали на вечер, беседу, собрание. Все места уже заняты, за исключением одного в первом ряду. Вы:
Б) стоите у двери и ругаете себя за опоздание;
Д) без колебания направляетесь в первый ряд..
5. Согласны ли с тем, что окружающие часто используют вас в своих интересах:
6. Трудно ли вам вступать в разговор с незнакомыми людьми:
7. Вы купили бракованную вещь. Легко ли вам возвратить покупку:
8. Можно ли сказать, что другие люди увереннее в себе, чем вы:
9. От вас требуют услуги, которая может принести вам неприятности. Легко ли вам отказаться от её исполнения:
10. У вас есть возможность поговорить с известным человеком. Вы:
Д) используете эту возможность;
Е) не используете.
11. Вам надо позвонить по телефону в какое-нибудь учреждение. Вы:
Б) под любым предлогом избегаете этого;
В) звоните без колебаний;
Е) звоните после долгих мучительных колебаний.
12. Вам поставили незаслуженно низкую оценку. Вы:
Г) спорите с преподавателем по поводу этой оценки.
13. Вам непонятны объяснения преподавателя. Вы:
Б) не будете задавать вопросов, потому что боитесь показаться глупым;.
В) спокойно зададите вопрос сразу после объяснений;
Г) зададите вопрос после занятий, когда останетесь с преподавателем наедине.
14. Люди, сидящие возле вас в кинотеатре, во время сеанса громко разговаривают. Вы:
Б) долго терпите, затем срываетесь на крик;
В) вежливо просите перестать разговаривать;
Е) молча терпите.
15. Кто-то лезет вперёд вас без очереди. Вы:
Б) глотаете обиду;
Е) молча терпите.
16. Легко ли вам вступить в разговор с человеком противоположного пола, который для вас очень привлекателен, очень нравится вам:
Б) очень трудно, не знаю что сказать;
Г) начинаю с большим трудом, но потом «разговариваюсь» и не испытываю серьёзных затруднений.
17. Умеете ли вы торговаться:
18. Волнуетесь ли вы, когда выступаете с докладом:
19. Вас хвалят за хорошую работу. Вы:
Б) не знаете, что сказать в ответ;
Д) благодарите за похвалу;
Е) ужасно смущаетесь и еле слышно бормочите благодарность.
20. При хорошем знании предмета вы предпочтёте сдавать письменный или устный экзамен:
В) мне всё ровно, это не повлияет на мой ответ.
Источник
Психологическое здоровье школьников
статья на тему
В настоящее время сохранение психологического здоровья является важнейшей задачей, как школы, так и родителей.
В статье дано определение психического здоровья, выявлены причины его нарушения, способы укрепления психологического здоровья школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psikhologicheskoe_zdorove_shkolnikov.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическое здоровье школьников
Последнее время много пишут о здоровом образе жизни: о здоровом питании, об экологии окружающей среды, о необходимости физических нагрузок и двигательной активности. Это всё действительно важно. Но не все знают, что причины наших недугов часто кроются в нас самих: в образе наших мыслей (негативных, разрушающих), в нашем отношении к различным событиям, в глубине наших переживаний, т.е. в психологических факторах риска возникновения соматических (телесных) заболеваний.
Мне, к сожалению, довелось лично столкнуться с данной проблемой.
Вполне вероятно, если бы мы, педагоги и родители, относились к проблемам школьного обучения и развития детей более ответственно, то многих неприятностей удалось бы избежать.
В настоящее время сохранение психологического здоровья является важнейшей задачей, как школы, так и родителей:
во-первых, по данным ВОЗ, 70% числа школьников нуждающихся в коррекционной помощи
во-вторых , постоянно возрастает школьная нагрузка, которая пагубно сказывается на здоровье девочек — 75% из них имеют хронические заболевания (среди мальчиков 35%).
в-третьих , из-за постоянной занятости родителей и жесткого ритма жизни исчезла размеренность семейного общения, беседы за ужином, прогулки с разговорами обо всем. Вместо этого — педагогическое давление на подростка и стрессовая тактика воспитательных воздействий. Чем расплачивается ребенок за 11 лет постоянных стрессов?
Поэтому считаю важным привлечь внимание педагогов и родителей к проблеме сохранения и укрепления психологического здоровья школьников.
Психологическое здоровье — это не только душевное, но и личностное здоровье. Оно характеризуется стремлением человека к поддержанию гармоничных отношений с собой, миром, стремлением к личностному росту, саморазвитию и самосовершенствованию . Психологическое здоровье описывает личность в целом, имеет отношение к эмоциональной, мотивационной, познавательной и волевой сферам. . Это состояние, когда у человека все светло и классно.
Ведущая медико-социальная проблема века — психосоматические заболевания детей. Неуклонно возрастает число детей, страдающих бронхиальной астмой и сахарным диабетом, заболеваниями ЖКТ и желчного пузыря, расстройствами со стороны сердечно-сосудистой системы, нейродермитом и т.д. Роль психологических факторов в развитии этих болезней считается доказанной.
Взаимное влияние телесных ( соматических ) и душевных ( психических ) состояний очевидно и подмечено еще в глубокой древности. Всем известны изречения: «В здоровом теле – здоровый дух», «У кого что болит – тот о том и говорит», часто прибегаем к объяснению, что «все болезни – от нервов». Врачи древневосточной медицины справедливо полагали, что каждая отрицательная эмоция имеет в организме своего адресата. Гнев разрушает печень и желчный пузырь, тоска и печаль – легкие, тревога – сердце, страх – почки и т.д.
Что касается школьников, то сохранение их психологического здоровья является необходимой предпосылкой физического здоровья, школьной успеваемости и социальной адаптированности .
В. А.Сухомлинский еще в 1974 г. горячо убеждал «глухую» педагогическую общественность в том, что в гармоничном развитии ребенка все взаимосвязано. Он писал: «Здоровье зависит и от того, какие домашние задания даются ребенку, как и когда он их выполняет. Огромную роль играет эмоциональная окраска самостоятельного умственного труда дома. Если ребенок берется за книгу с нежеланием, это не только угнетает его духовные силы, но и неблагоприятно отражается на сложной системе взаимодействия внутренних органов. Я знаю много случаев, когда у ребенка, переживающего отвращение к занятиям, серьезно расстраивалось пищеварение, возникали желудочно-кишечные заболевания и др.»
А теперь зададимся вопросом о том, каковы общие причины нарушения психологического здоровья детей.
Причины нарушения психологического здоровья школьников
К отклонениям в состоянии психического здоровья детей и подростков приводит сочетание неблагоприятных внешних факторов (семейные, школьные, взаимоотношения со сверстниками) с индивидуальной предрасположенностью
Стрессогенная тактика педагогических воздействий — это систематическое использование окриков или так называемых «психологических пощечин», а также ограничение времени в процессе деятельности. Ребенок испытывает стресс из-за постоянной гонки, неудач, неудовлетворенности взрослых. Школьники, ожидая очередных упреков и даже унижений, находятся в постоянном психологическом напряжении.
Последствия стресса — появление психосоматических расстройств: скрыто растет артериальное давление или снижается до степени гипотонии, появляются боли в сердце, отмечаются функциональные нарушения в работе желудочно-кишечного тракта, дискинезия желчевыводящих путей, гастрит и колит, а иногда и просто дисфункция кишечника. Все это развивается на нервной почве.
Тревожность. Дети, как и взрослые, реагируют на внутреннее неблагополучие либо активным способом – через агрессивное поведение, либо пассивным – через страхи, тревожность, депрессию. В отличие от активных агрессивных детей, пассивные имеют сильно выраженные страхи и тревожность. Именно тревожность лежит в основе целого ряда психологических трудностей детства и приводит к неврозам.
Школьные неврозы увеличиваются от начальных классов к старшим, причем у мальчиков меньше, чем у девочек.
Наиболее типичный невроз у детей школьного возраста – это неврастения.
Впоследствии дети страдают болезнями сердца, желудка, кишечника. Таким школьникам очень важно укреплять психику и вырабатывать свой собственный способ саморегуляции.
С целью определения уровня тревожности учащихся я провела исследование школьной тревожности в 1, 9 и 11 классах. Были получены следующие результаты:
В 1 классе низкий уровень тревожности показали 40% детей, средний – 60% учащихся
В 9 и 11 классах низкий уровень тревожности показали 20% детей, средний–60% , повышенный – 20% учащихся.
Следует отметить, что характерная для выпускников повышенная напряженность, эмоциональный дискомфорт в школе могут стать причиной нарушения внимания, снижения работоспособности, повышения утомляемости учащихся, что не только препятствует их успешной учебной деятельности, но и нарушает их психическое здоровье.
И необходимо иметь в виду, что интенсивность переживания школьной тревоги не должна превышать «критической точки», после которой оно начинает оказывать дезорганизующее, а не мобилизующие влияние.
Перегрузка — интенсификация учебной деятельности — один из факторов роста нервно-психологических нарушений. Большая учебная нагрузка тормозит реализацию возрастных биологических потребностей организма подростка в сне, двигательной активности, пребывании на воздухе. При возникновении утомления (временного снижения работоспособности) необходим отдых. Иначе это может привести к переутомлению.
Переутомление проявляется в
- головных болях,
- слабости,
- снижении аппетита,
- нарушении сна,
- ухудшении памяти,
- рассеянности
Ситуация в семьях. Семья претерпела серьезные изменения. А ведь модель поведения ребенком чаще всего избирается по образцу родителей. Эксперты ВОЗ на основе анализа результатов многочисленных исследований в различных странах убедительно показали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечается у детей, которые страдают от недостаточного общения со взрослыми и их враждебного отношения, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада.
Некомпетентность родителей и педагогов в вопросах физиологического развития ребенка. Непредсказуемые поступки подростков, оказывается, связаны с незрелостью мозга. Лобные доли, отвечающие за принятие осмысленных решений, у подростков функционируют не так как у взрослых. Учителя, родители должны проявлять терпение и снисхождение к необдуманным поступкам своих подопечных, в надежде, что через какое-то время их мозг заработает в полную силу. Дети «эмоционально мудрых» родителей легче справляются со стрессовыми ситуациями, более успешны в учебе, у них мало проблем со сверстниками.
Зависимости . Это страшная беда, в сети которой попадают многие подростки. Чаще всего — это уход от реальности, которая чем-то не устраивает ребенка, форма неосознанного протеста. Рамки нашей встречи не позволяют углубиться в эту проблему, это тема для отдельного серьезного разговора
Учителям и родителям следует знать и понимать особенности детской психики, не паниковать, а вовремя устранять проблемы. Школа — это один из трудных жизненных путей ребенка и помогать пройти его без эмоциональных перегрузок – задача для всех взрослых.
Для сохранения психологического здоровья детей важно не только специально организованное воздействие на детей с целью снятия негативных эффектов, но и психологическое просвещение педагогов и родителей с целью ознакомления их со способами правильного общения с детьми, оказание ими психологической поддержки, создания в семье и школе благоприятного психологического климата.
Каковы же оптимальные условия развития психологически здорового ребенка?
- наличие в жизни подростка трудных ситуаций, вызывающих напряжение, которые должны соответствовать возрастным и индивидуальным возможностям подростков;
- наличие у взрослых в целом положительного фона настроения, иными словами, взрослые должны иметь такие качества, как жизнелюбие, жизнерадостность и чувство юмора;
- наличие у ребенка социального интереса, т.е. способности интересоваться другими людьми и принимать в них участие; социальный интерес проявляется в способности ценить жизнь и принимать точку зрения другого.
Учителям и родителям следует формировать у ребенка хорошую самооценку, способность противостоять трудностям, учить уверенности в себе. От учителей требуется установление доброжелательного контакта с учениками, что поможет сохранить психическое здоровье ребенка. Родителям необходимо всячески поддерживать школьника, доверять его мнению, уважать его, не сравнивать с другими, не ругать.
Хочется написать крупными буквами плакат и повесить его в каждой школе: «Будь внимателен к здоровью тех, кого обучаешь! Не навреди!»
Памятка «Как сохранить психологическое здоровье ребенка»
- Всегда находите время поговорить с ребенком. Интересуйтесь его проблемами, вникайте в возникающие у него сложности, обсуждайте их, давайте советы.
- Не оказывайте нажима на ребенка, признайте его право самостоятельно принимать решения, уважайте его право на самостоятельное решение.
- Научитесь относиться к ребенку как равноправному партнеру, который пока просто обладает меньшим жизненным опытом.
- Не унижайте ребенка криком, исключите из практики семейного воспитания «психологические пощечины».
- Не требуйте от ребенка невозможного в учении, сочетайте разумную требовательность с похвалой. Радуйтесь вместе с ребенком даже маленьким успехам.
- Осознайте, что взрослеющий подросток не всегда адекватен в своих поступках в силу физиологических особенностей. Умейте прощать, «лечите» добром.
- Не сравнивайте ребенка с другими, более успешными детьми, этим вы снижаете самооценку. Сравните его с ним же самим, но менее успешным.
- Следите за выражением своего лица, когда обращаетесь с ребенком. Хмуро сведенные брови, гневно сверкающие глаза, искаженное лицо — «психологическая пощечина» ребенку.
(для снижения уровня школьной тревожности)
- способствуйте и поощряйте самовыражение учащихся (смелое выражение своих мыслей, предложений, чувств и т. д.);
- не создавайте напряженную обстановку на уроке во время проверки знаний;
- будьте более добросердечными и лояльными по отношению к неправильным ответам учеников;
- предъявляйте адекватные требования к ученикам, не завышать их, способствуя тем самым снижению уровня страха не соответствовать ожиданиям окружающих у учащихся;
- старайтесь быть ближе к ученикам, быть не только учителями-носителями знаний, но и старшими товарищами, к которым можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.
Источник