Психологическое здоровье
статья на тему
Психологическое здоровье представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества, являющихся предпосылкой ориентации личности на выполнение своей жизненной задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_psihologicheskoe_zdorove.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Это находит отражение в пословицах, поговорках, афоризмах, народной мудрости: «Здоровье не всё, но всё без здоровья ничто», «Здоров будешь — все добудешь», «Здоровье — всему голова, всего дороже», «Здоровье не купишь — его разум дарит», «Здоровья за деньги не купишь» , а кто не слышал в своё время крылатую фразу: «В здоровом — теле здоровый дух» ? На этом лозунге в советское время была построена практически вся сфера любительского спорта. И мало кто знает, что автор этого выражения, древне-римский поэт Децим Юний Ювена вкладывал в него совсем иной смысл: «Надо молить, чтобы ум был здравым в теле здоровом!» . Это утверждение актуально и поныне.
Определение здоровья, данное Всемирной организацией здравоохранения, звучит так:
Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов
Основываясь на определении Всемирной организации здравоохранения, выделяют три составляющих здоровья
1. Физическое здоровье , которое можно поддерживать занятиями спортом, здоровым питанием, экологией.
2. Социальное здоровье , проявляется способностью общаться с другими без конфликтов, чувствовать себя ответственным за общество в котором мы живем, работать для этого и в то же время быть способным ощущать красоту жизни..
3. Психологическое здоровье . Что же такое психологическое здоровье. Самое простое определение психологического здоровья состоит в отсутствии психических расстройств.
В психологии термин «психологическое здоровье» толкуется как «состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений, обеспечивающее адекватную условиям действительности регуляцию поведения и деятельности».
«Психологическое здоровье» характеризует личность в целом (в отличие от «психического здоровья», которое имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам),
Психологическое здоровье включает в себя разные компоненты жизнедеятельности человека
- Состояние психического развития, душевного комфорта;
- Адекватное социальное поведение;
- Умение понимать себя и других;
- Более полная реализация потенциала развития в разных видах деятельности;
- Умение делать выбор и нести за него ответственность.
Существуют два основных признака, по которым можно судить о психологическом здоровье:
1. Позитивное настроение , в котором находится человек. Основу составляют такие состояния как:
- Полное спокойствие
- Уверенность в своих силах
- Вдохновение
2. Высокий уровень психических возможностей , благодаря чему человек способен выходить из различных ситуаций связанных с переживанием тревоги, страха.
Психологически здоровый человек — это прежде всего человек творческий, жизнерадостный, веселый, открытый, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Такой человек возлагает ответственность за свою жизнь прежде всего на самого себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом. Он находится в постоянном развитии и, конечно, способствует развитию других людей. Его жизненный путь может быть не совсем легким, а иногда довольно тяжелым, но он прекрасно адаптируется к быстро изменяющимся условиям жизни. И что важно — умеет находиться в ситуации неопределенности, доверяя тому, что будет с ним завтра.
Таким образом, можно сказать, что «ключевым» словом для описания психологического здоровья является слово «гармония» , или «баланс» . И прежде всего это гармония между различными составляющими самого человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими. Но это также и гармония между человеком и окружающими людьми, природой, космосом. Соответственно можно говорить о том, что психологическое здоровье представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества, являющихся предпосылкой ориентации личности на выполнение своей жизненной задачи. Жизненную задачу при этом можно рассматривать как то, что необходимо сделать для окружающих именно конкретному человеку с его способностями и возможностями. Выполняя жизненную задачу, человек чувствует себя счастливым, в противном случае — глубоко несчастным.
Так или иначе, определение психологического здоровья связанно с понятием счастья. Человеку не обойтись без стремления к нему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наша жизнь набрала такой бешеный темп, что это начинает угрожать не только нервно-психическому, но и физическому здоровью людей. Здесь перечислены некоторые советы, которые могут помочь выйти из состо.
Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка.
Наиболее ценный кадр для любого образовательного учреждения – педагог, находящийся на стадии профессионального мастерства, так как за 15-20 лет работы он научился решать и простые и самые трудные зада.
Взаимосвязь писхологического здоровья ребенка и психологического климата семьи.
Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно .
Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое.
Источник
Здоровье — это психофизическая гармония
Янжима Дондокова
Здоровье — это психофизическая гармония
Человек – сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное и ответственное отношение человека к здоровью как к общественной ценности. Бесспорно, что уровень и продолжительность жизни человека, а также состояние его здоровья во многом определяется моделью поведения, формируемой в детстве. И одной из сторон данного процесса должно явиться формирование культуры здоровья, как части общей культуры человека – осознание здоровья, как жизненно важной ценности, воспитание ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и природной среды. Люди являются частью природы. Мы все отвечаем за то,чтобы природа сохранилась везде на нашей планете: в лесу – куда мы ходим отдыхать; в реке –где мы плаваем: в городе – где мы живём. Мы должны заботиться и о себе, своём здоровье, окружающих людях, чистоте воздуха и воды. Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь – это важное слагаемое человеческого фактора. По определению Всемирной организации здравоохранения (B03) «здоровье – это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Здоровьеэто совокупность ресурсов человека: физических, функциональных, психических и психоэмоциональных. Здоровый и духовно развитый человек счастлив – он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самоусовершенствованию, достигая неувядающей молодости духа и внутренней красоты. Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность, не позволяя «душе лениться». Такие словосочетания, как «здоровье сберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы всех педагогов образовательной структуры, начиная от дошкольных учебных учреждений. Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Эту задачу нужно решать с самых ранних лет жизни ребенка, решать системно и сообща. Проблема оздоровления детей это не проблема одного дня и одного человека, а целенаправленная и систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок. Концепции дошкольного воспитания сказано о том, что именно «в дошкольном возрасте закладываются фундамент здоровья, происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, формируются движения, осанка, преображаются физические качества; вырабатываются начальные гигиенические навыки и навыки самообслуживания; приобретаются привычки, представления, черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни». Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе, но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно. Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни. Дошкольный период характеризуется интенсивным формированием организма детей, их опорно-двигательного аппарата. В этом возрасте закладывается фундамент здоровья ребенка. Вся работа в детском саду должна быть пронизана заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии. Пути достижения физического и психологического здоровья ребенка не сводятся к узкопедагогическим средствам физического воспитания и медицинским мероприятиям. Они должны проходить через всю организацию жизни детей в детском саду, организацию предметной и социальной среды, режима и разных видов детской деятельности, учета возрастных и индивидуальных особенностей. Нельзя решать ребенка естественной активности, загоняя ее лишь в рамки специальных физкультурных занятий. Необходимо развивать двигательную активность детей на прогулке, в подвижных, спортивных играх, самостоятельной двигательной деятельности, используя возможности оборудования на участке детского сада, оборудования в групповых комнатах и спортивного зала. Возвращаясь к вопросу понимания здоровья, хотелось бы вспомнить профессора Г.Сигериста: «Здоровье – не значит просто отсутствие болезней; это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека». Замечательные слова подтверждают то, что нельзя определить здоровье ребенка только измерением его роста и веса, или количеством дней, пропущенных по болезни. Вопрос не простой, и не раз исследователи обратились за его решение.И пришли к выводу: без физкультуры никак не обойтись. Любое нарушение комфортного состояния ребенка обязательно проявиться в его двигательной деятельности. В проблеме приобщения детей к здоровому образу жизни нельзя не отметить важность взаимодействия с семьей. «Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность» В. А. Сухомлинский Детский сад и семья – вот две основные социальные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей. Наличие здорового будущего завтра – это постоянная забота о физическом, психологическом и социальном благополучии ребенка сегодня!
Игровое пособие «Обучающий валеологический куб» валеологический куб помогает детям:- закреплять полученные на занятиях знания о строении тела человека, о безопасности поведения в социуме.
Мастер-класс на конкурсе «Педагог года 2014» Здравствуйте уважаемые коллеги. Тема моего опыта работы, представленного на конкурс : «Взаимодействие с участниками образовательного процесса,.
Источник
Здоровье – это психофизическая гармония.
материал по теме
Опыт работы по сохранению и укреплению психического здоровья дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorove.docx | 24.1 КБ |
zdorove_-_eto_minenkova.pptx | 67.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровье – это психофизическая гармония.
Слова этой темы у меня в памяти вызывают такое изречение древних философов «В здоровом теле — здоровый дух!» .Можно предположить, что тема связи здорового духа, то есть психики, волновала людей уже в древности.
А в наше непростое время, эта тема становится обсуждаема и важна, как никакая другая. Очень сложным и до конца не решенным остается вопрос, что от чего зависит :психика от физеологии или физиология от психики. Исследования на эту тему ведутся и сейчас. Сам термин «Психическое здоровье» появился недавно. Его введению способствовали исследования Дубровиной Ирины Владимировны — доктора психологических наук, профессора, академика РАО. Суть этого термина до конца не определена.
Тем не менее, можно сказать, что нарушения психического здоровья связаны с:
- Физическим развитием (соматическими заболеваниями и дефектами физического развития)
- Стрессовыми условиями окружающей среды.
- Социальными условиями.
Последние два понятия тесно связаны между собой, можно даже сказать, что стрессовые факторы стимулируются социальными условиями и влияют на «эмоциональное благополучие ребенка».
На этом понятии я хочу остановиться чуть подробнее.
Эмоциональное благополучие ребенка – ощущение или переживание эмоционального комфорта ,связанного с различными аспектами его жизни.
Какие компоненты входят в эту структуру.
- Переживание комфорта как отсутствие внешней угрозы и физического дискомфорта.
Ребенку ничто не угрожает ,он находится в безопасной обстановке и хорошей физической форме(здоров, сыт, не утомлен.)
- Переживание успеха/неуспеха в достижении целей.
Получил то что хотел или нет .Рад или огорчен или рассержен.
- Переживание ребенком оценивания другими людьми результатов его активности.
Ребенок не находя отклика окружающих становится раздраженным, печальным или назойливым со вспышками гнева или страха .
- Переживание комфорта в присутствии других людей и в ситуации взаимодействия с ними.
Неудовлетворенность ребенка во взаимоотношениях с окружающими может вылиться в различные эмоциональные переживания(разочарование ,обида ,гнев ,страх)Это касается как отношений со взрослыми ,так и с детьми. Так называемые « непопулярные» дети с низким социальным статусом.
- Эмоции удовольствия/неудовольствия как преимущественный фон настроения.
Когда взрослые ласковы к ребенку, признают его права ,дети хотят с ним дружить ,он в хорошей физической форме, то его настроение бодрое ,жизнерадостное.
В дошкольном учреждении оно зависит от многих причин:
- Состояние ребенка в период посещения ДОУ
- Особенности взаимодействий ребенка со взрослыми, работающими в ДОУ
- Особенности взаимоотношений с детьми группы
- Эмоциональная обстановка и уклад жизни в ДОУ
- Обстановка в семье
По вашему мнению, какие причины наиболее сильно влияют на эмоциональное благополучие ребенка? (ответы)
Да 2-ая и 5-ая. И мы сможем в этом убедиться, вспомнив структуру эмоционального благополучия.
Я предлагаю вам, ознакомится с признаками стрессового состояния у детей. Не стану останавливаться на этом подробно. Эти памятки я вам раздам в группы. С ними можно ознакомить родителей.
Признаки стрессового состояния у ребенка:
- Трудность засыпания и беспокойный сон.
- Усталость после нагрузки, которая совсем недавно его не утомляла.
- Беспричинная обидчивость или, наоборот, повышенная агрессивность.
- Рассеянность, невнимательность.
- Беспокойство и непоседливость.
- Отсутствие уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых.
- Проявление упрямства
- Постоянное сосание соски, пальца или жевания чего-нибудь.
- Боязнь контактов, стремление к уединению, отказ участвовать в играх сверстников.
- Игра с половыми органами.
- Подергивание плеч, качание головой, дрожание рук.
- Снижение массы тела или начинающие проявляться симптомы ожирения.
- Повышенная тревожность.
- Дневное и ночное недержание мочи, которого раньше не наблюдалось.
Все вышеперечисленные признаки могут говорить о том, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения, учитывая тот момент, что они не проявлялись ранее.
Возвращаясь к тому, что именно личность взрослого(воспитателя) может существенно влиять на эмоциональное Предлагаю вам рассмотреть очень хороший метод ,это рассмотрение проблемы с различных точек зрения и умение встать на позицию другого. Воспитателю это поможет принять ребенка и понять его.
Объединитесь в три группы. От каждой группы пусть выйдет один человек и выберет листок со стола. На этом листе описана педагогическая ситуация с вопросом. В группе обсудите её, и один представитель от группы кратко ответит на поставленный вопрос. Педагогические ситуации я подобрала из жизни группы. Кто то из вас легко справляется с такого рода задачами ,для кого они вызывают затруднения. Сейчас будет реальная возможность поделиться опытом и получить его.
- Дети младшей группы после игры не убрали игрушки. Не сделали они этого и после напоминания воспитателя. Какова должна быть реакция педагога?
- Мальчик ходит по группе и берет то одну, то другую игрушку, ни с одной не играет. Как поступить воспитателю в этом случае?
- Во время занятия воспитатель предлагает детям встать вкруг. Двое мальчиков отказываются стоять рядом с третьим. Что должен сделать воспитатель.
- Несколько детей бегают по площадке детского сада, наталкиваясь на других детей, сбивая их с ног. На замечания воспитателя они говорят, что они играют в полицейских. Действия воспитателя.
- Дети не хотят играть в игру предложенную воспитателем, игнорируя призывы, занимаясь своими делами. Что делать воспитателю!
- Ребенок мешает играть другим детям , разрушает их постройки , забирает игрушки. Дети дают ему отпор, ребенок плачет. Действия воспитателя.
И еще я предлагаю вам тест для определения эмоционального благополучия ребенка в группе. С его помощью вы всегда сможете определить как себя чувствуют ваши воспитанники. (раздам после педсовета).
Уверен ли ребенок, что каждое утро его ждут в группе, что ему рады?
Имеет ли ребенок возможность самостоятельно выбирать материалы ,пособия, игрушки?
Имеет ли ребенок право на свободный выбор деятельности?
Имеет ли ребенок право на отказ от коллективной деятельности?
Может ли ребенок выбрать самостоятельный способ действия с материалами и игрушками?
Имеет ли ребенок право на свой индивидуальный темп работы?
Имеет ли ребенок возможность проявлять активность, в том числе и двигательную.
Есть ли у ребенка необходимое жизненное пространство для реализации потребности в общении и уединении?
Ощущает ли ребенок себя членом «группы-семьи», может ли он предложить что-то изменить в интерьере , что-то переставить?
Ощущает ли ребенок свою значимость для Вас, для всех взрослых, работающих в детском саду?
Ощущает ли ребенок себя достойным человеком?
Ощущает ли ребенок себя виноватым, если у него чего-нибудь не получилось?
Ощущает ли ребенок зависимость от настроения взрослых?
Уверен ли ребенок ,что послушание — это его самое ценное качество в детском саду?
Понимает ли ребенок , что при проверяющих себя надо вести прилично, не так как всегда?
Спасибо за внимание!!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Здоровье – это психофизическая гармония .» Миненкова Т.А. Педагог-психолог
«Психическое здоровье » Нарушения обусловлены: Физическим развитием ( соматическими заболеваниями и дефектами физического развития) Стрессовыми условиями окружающей среды. Социальными условиями.
С труктура эмоционального благополучия . Компоненты эмоционального благополучия Переживание комфорта как отсутствие внешней угрозы и физического дискомфорта. Переживание успеха/неуспеха в достижении целей Переживание ребенком оценивания другими людьми результатов его активности Переживание комфорта в присутствии других людей и в ситуации взаимодействия с ними Эмоции удовольствия / неудовольствия как преимущественный фон настроения
Эмоциональное благополучие ребенка Зависит от : Состояния ребенка в период посещения ДОУ Особенностей взаимодействий ребенка со взрослыми, работающими в ДОУ Особенностей взаимоотношений с детьми группы Эмоциональной обстановкой и укладом жизни в ДОУ Обстановкой в семье
Признаки стрессового состояния у ребенка: Трудность засыпания и беспокойный сон. Усталость после нагрузки, которая совсем недавно его не утомляла. Беспричинная обидчивость или, наоборот, повышенная агрессивность. Рассеянность, невнимательность. Беспокойство и непоседливость. Отсутствие уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых. Проявление упрямства Постоянное сосание соски, пальца или жевания чего-нибудь. Боязнь контактов, стремление к уединению, отказ участвовать в играх сверстников. Игра с половыми органами. Подергивание плеч, качание головой, дрожание рук. Снижение массы тела или начинающие проявляться симптомы ожирения. Повышенная тревожность. Дневное и ночное недержание мочи, которого раньше не наблюдалось . Все вышеперечисленные признаки могут говорить о том, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения, учитывая тот момент, что они не проявлялись ранее.
Тест для определения эмоционального благополучия ребенка в группе. №п/п вопрос да нет 1 Уверен ли ребенок, что каждое утро его ждут в группе, что ему рады? 2 Имеет ли ребенок возможность самостоятельно выбирать материалы ,пособия, игрушки? 3 Имеет ли ребенок право на свободный выбор деятельности? 4 Имеет ли ребенок право на отказ от коллективной деятельности? 5 Может ли ребенок выбрать самостоятельный способ действия с материалами и игрушками? 6 Имеет ли ребенок право на свой индивидуальный темп работы? 7 Имеет ли ребенок возможность проявлять активность, в том числе и двигательную. 8 Есть ли у ребенка необходимое жизненное пространство для реализации потребности в общении и уединении? 9 Ощущает ли ребенок себя членом «группы-семьи», может ли он предложить что-то изменить в интерьере , что-то переставить? 10 Ощущает ли ребенок свою значимость для Вас, для всех взрослых, работающих в детском саду? 11 Ощущает ли ребенок себя достойным человеком? 12 Ощущает ли ребенок себя виноватым, если у него чего-нибудь не получилось? 13 Ощущает ли ребенок зависимость от настроения взрослых? 14 Уверен ли ребенок ,что послушание — это его самое ценное качество в детском саду? 15 Понимает ли ребенок , что при проверяющих себя надо вести прилично, не так как всегда?
Спасибо за внимание .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическа ситуация во всем мире требует изменения поведения человека. Люди должны соблюдать законы природы и менять свое отношение к ней. Значит надо формировать новое мышление, давайте начнем с се.
Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогат.
В настоящее время экономическое и социальное положение в нашем обществе создают множество факторов риска для подрастающего поколения, ведут к целому ряду проблем, требующих решения. В связи с этим одн.
На сегодняшний день проблема сохранения и укрепления здоровья детей дошкольников очевидна. От состояния их здоровья зависят качественные и количественные характеристики будущего поколения. Важной пред.
Поддержание активного динамического баланса между человеком и окружающей средой в ситуациях требующих мобилизации ресурсов личности.
Поддержание активного динамического баланса между человеком и окружающей средой в ситуациях, требующих мобилизации ресурсов личности.
Всё лучшее, что есть на земле, взрослые стремятся отдать детям. Нам очень хочется видеть своих детей здоровыми, гармонично развитыми, активными и творческими личностями. Эти качест.
Источник