Меню

Психологическое здоровье это ананьев

Ближайшие тренинги

Новости синтона

Новое на сайте

Подпишитесь
на нашу рассылку!

Психологическая библиотека

Книги по жанрам:

Поиск по разделу

По психологии написано множество книг, различных авторов, на различные темы. Чтобы можно было легко ориентироваться в этом бескрайнем море психологической информации мы создали нашу электронную психологическую библиотеку.
Мы стараемся собирать в этой психологической библиотеке лучшие книги по психологии и саморазвитию, достижению успеха в бизнесе и личной жизни, построению качественных отношений и развитию навыков публичных выступлений. Психологическая библиотека — это кладовая психологических идей и открытий, размышлений и исследований. Каждая книга психологической библиотеки, словно крупица мудрости, открывает небольшой кусочек тайны под названием Жизнь.
Каждую неделю мы добавляем новые книги в нашу психологическую библиотеку, так что заглядывайте и наслаждайтесь чтением.
Часть книг можно почитать прямо с сайта, все — скачать себе в виде архива (они помечены значком ). Для прочтения некоторых книг вам могут понадобиться специальные программы.

Новые поступления

Это одна из первых книг (издание 1906 года) о Великом Законе Привлечения, управляющем человеческой жизнью.

Как известно, то, чего мы желаем или боимся, притягивается к нам. Настало время овладеть этой силой притяжения и заставить ее служить себе во благо.

Скорее всего это новое издание книги «Сила мысли», представленной у нас в библиотеке.

Не так давно ученые обнаружили, что фантазирование в расслабленном состоянии активизирует правое полушарие мозга.

Это полушарие творчества, гениальных решений, преодоления ограничений времени и пространства, чудесного проявления «плодов воображения».

Правому полушарию мозга удается совершать чудесные вещи, а каким образом оно это делает Роберт Стоун очень просто все объясняет на языке мифов и сказок.

Автор не обещает манну небесную и виллу на Канарах в придачу: вам придется приложить усилия, например, немного подкорректировать свою поведенческую тактику и применить на практике особые секреты, находящиеся на страницах этой книги.

Но, может быть, именно поэтому «правила успеха» работают даже тогда, когда многие другие стратегии достижения желаемого оказываются бессильны. Потому что в этом случае игра начинает идти по вашим правилам…

Работающая стратегия по отказу от аренды квартиры и переезду в свою собственную

Многим из нас уже давно очень хочется купить собственную квартиру, и вы думаете, что знаете, что для этого нужно сделать.

Вы пытаетесь откладывать деньги и тут возникает какая то ситуация и все деньги тратятся не понятно куда… не получается…

И так вы живете уже и 3 и 5 и 7 лет.

Так вот, только для тех, кто хочет достигнуть своей цели — книга из 10 конкретных шагов, которые помогут вам получить собственную квартиру.

«И куда только ушло мое время?» — стонет иной руководитель под бременем работы и стресса. Мы все знаем эту проблему. Все больше людей попадает в цейтнот. Но не столько перегрузка работой, сколько неумение планировать свое время вынуждает многих менеджеров проводить за письменным столом 60 часов в неделю (или, может быть, больше?).

80% результатов проистекают лишь из 20% причин — принцип, напоминающий поговорку «Лучше меньше, да лучше».

Книга научит Вас так выбирать и использовать наиболее эффективные действия и методы, число которых относительно невелико, чтобы достижения отлично соответствовали Вашим целям, замыслам, мечтаниям.

Являясь автобиографией и практическим руководством к действию книга в увлекательной форме и на богатом фактическом материале рассказывает, как добиться успеха, приводит поучительные примеры и дает подробные указания, как развить в себе стиль, дух и технику первоклассного коммерсанта.

Книга полезна каждому, кто хочет научиться работать наиболее плодотворно в любой сфере деятельности и стать человеком, общение с которым доставляет людям радость.

В так называемые Средние века коллективная фантазия о рае по существу стала компенсацией тех жестких, а иногда просто бесчеловечных условий, в которых людям приходилось постоянно заниматься тяжелым трудом, чтобы просто выжить. Если жизнь была такой невыносимой «здесь», значит, она обязательно должна была стать лучше «где-то там». Сегодня условия жизни в западном мире относительно комфортны по сравнению с теми тяжелыми временами. Хотя мы не достигли «рая для работающих людей», мы все же оказались к нему намного ближе, чем могли себе представить наши предки. Однако при всем этом благополучии и даже изобилии, имея возможность путешествовать по миру, получать любую информацию, покупать в магазине любые вещи и продукты вместо того, чтобы постоянно бороться за свое существование, почему мы все же несчастливы? Может быть, иллюзией является само представление о счастье?

Рассмотрены проблемы ускоренного развития и обучения детей в раннем возрасте.

Основная мысль автора: дети требуют не а который им могут дать только их родители. Для малышей они самые лучшие педагоги.

Каждый из нас хоть раз в жизни задумывался над тем, почему одни купаются в роскоши, а другим суждено всю жизнь бороться с финансовыми проблемами. Размышляя о причинах такого положения дел, мы вспоминаем об образовании, умственных способностях, навыках, умении планировать, методах работы, деловых связях, удачливости и т. п.

А может, дело вовсе не в этом? Прочитав книгу, вы познакомитесь с оригинальной точкой зрения. Автор считает, что у каждого из нас есть личная финансовая программа, предопределяющая уровень финансового благополучия, и дает практические советы по ее изменению при необходимости.

Калашников А.И. «Наука побеждать» Приветствую вас, уважаемый читатель. Прошу дать мне руку, и я поведу вас в мир решений, результатов, эффективных боевых методов работы с конфликтами, а также грамотных и умелых приемов управления и развития лидерских качеств.

Силы, призванные сделать вас глупым, больным и бедным

Книга затрагивает вопросы, касающиеся взрослой жизни, и содержит соответствующую лексику, что может быть неприятно определенному кругу читателей. Рекомендуется к прочтению только с разрешения родителей.

Книга написана женщиной исключительно для женщин и о Женщине.

Поднимаются вопросы о современных проблемах и вариантах их решений. Потому что в современном ритме жизни оставаться Женщиной с большой буквы этого слова становится всё сложнее. И что опасно — остаётся покрыта забвением самая суть, основа женского начала — её чувства, желания, сила любви. И огромное количество прекрасных жительниц планеты бьётся, как рыба об лёд, в поисках своего места под солнцем, разрываясь между духовным и материальным, между процессом и результатом, чувствами и долгом.

Данная книга будет актуальна именно для тех, кто хочет разобраться в первую очередь в себе, понять, принять, осознать, как обрести гармонию. И, как следствие, быть женственной и желанной.

«Все мы знаем, как важна ВНУТРЕННЯЯ ИГРА, но ты останавливался на том, чтобы спросить себя, что такое ВНУТРЕННЯЯ ИГРА на самом деле? Это когда Я просто очень хорошо запомнил материал или, может быть, когда Я улучшил доходчивость своего голоса?

Фактически, Внутренняя Игра основана на уверенности, убеждениях и общем отношении к жизни. Понимаешь ты это или нет, твое внимание постоянно направлено на женщин, с которыми ты говоришь. Если у тебя прочное, настойчивое и позитивное отношение к жизни, женщин естественно будет притягивать к тебе. Как это происходит у большинства натуралов.

Они развивают эти три аспекта своей идентичности: уверенность, убеждения и отношение к жизни. Когда это происходит, они начинают чувствовать большую уверенность и начинают вести себя как приз, что совершенно точно ПРИВЛЕКАЕТ ЖЕНЩИНУ».

Следующие принципы, комментарии и эссе формируют основу, которая представляет собой не просто подсказки и хитрости. Независимо от того, внедрили ли люди полностью на практике методику, описанную в книге «Как разобраться с делами» или нет, всегда находились ещё вещи, которые каждый мог бы делать всё лучше и лучше, и которые могли бы улучшить их продуктивность и общее благосостояние. Вы найдёте, что эти элементы заново утверждаются и укрепляются в этих принципах и эссе.

Источник

Научная электронная библиотека

Тема занятия №1. Предмет клинической психологии. Универсальность положений психологии здоровья

Место проведения: аудитория.

Продолжительность: 2 часа.

Цель: Ознакомить с предметом клинической психологии, ее целями и задачами. Изучить личность с позиции психического здоровья.

Студент должен знать:

  1. Предмет психологии, задачи, методы.
  2. Универсальность положений психологии здоровья.
  3. Критерии психического здоровья.
  4. Методические и организационные аспекты здоровья
  5. Классификацию методов развития личности
  6. Качества зрелой личности
  7. Психологическое здоровье детей

Студент должен уметь:

  1. Охарактеризовать личность с позиции психического здоровья
  2. Определить степень зрелости личности
  3. Исследовать личность по критериям психического здоровья.

Темы проектов, рефератов:

  1. Основные принципы психологии здоровья
  2. Методы психологического тестирования
  3. Психологическое здоровье детей
  4. Психика и сознания
  5. Развитие психики и поведения
  6. Основные этапы развития поведения и психики; проблема инстинкта, навыка и интеллекта
  7. Образ жизни и психическое здоровье
  8. Основные представления о здоровой личности
  9. Психология здоровья как междисциплинарная область знаний
  10. Критерии психического здоровья.
Читайте также:  Здоровья вашему сыну открытка

Рекомендуемая литература:

Основная литература:

  1. Ананьев В.А. Основы психологии здоровья. СПб., 2006.
  2. Ананьев В.А. Практикум по психологии здоровья. СПб., 2006.
  3. Лакосина Н.А., Сергеев И.И., Панкова Ф.Д. Клиническая психология: Учебн. для студ. мед. Вузов. — 2005.
  4. Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология. Учебн. для вузов. М., 2008г.

Дополнительная литература:

1. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология. СПб.: Питер, 2002.

2. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология. М., 2005 г.

3. Тюльпин Ю.Г. Медицинская психология. М.: Медицина, 2004 г.

4. Исаев Д.Н. Детская медицинская психология. СПб., 2004.

Исходный контроль уровня знаний:

  1. Что входит в понятие здоровье? Что такое психологическое здоровье?
  2. Как можно охарактеризовать здоровую личность?
  3. Что изучает психология?
  4. Какие методы развития личности вы знаете?
  5. Какими качествами должна обладать здоровая, зрелая личность?

Основные вопросы темы:

  1. Предмет психологии, задачи, методы.
  2. Универсальность положений психологии здоровья.
  3. Задачи психологии здоровья.
  4. Классификация методов развития личности.
  5. Критерии психического здоровья.
  6. Качества зрелой личности.
  7. Психологическое здоровье детей.

Итоговый контроль уровня знаний:

  1. Какие явления изучает психология?
  2. Что является предметом и объектом психологии?
  3. Что представляет собой позитивное определение здоровья, данное ВОЗ? Из каких компонентов оно складывается?
  4. Что собой представляет понятие «психическое здоровье»? Как соотносятся между собой понятия «психическое здоровье» и «духовное здоровье»?
  5. Назовите основные качества зрелой личности?
  6. Что представляет собой холистический подход психологии здоровья?
  7. Какие основные компоненты входят в программу «Потенциал человека»?
  8. Каковы основные методы развития личности?
  9. Перечислите уровни «психологического здоровья» детей?
  10. Назовите критерии психического здоровья?

Содержательная часть. Предмет клинической психологии, задачи, методы

Клиническая психология-отрасль психологии, которая сформировалась нс стыке с медициной, она использует знания психологических закономерностей в медицинской практике: анализе условий возникновения (этиологии), диагностике, лечении и профилактики заболеваний у человека.

Объектом клинической психологии является человек с различными трудностями адаптации и самореализации, связанными не только с его физическим, но и социальным или духовным состоянием (Карвасарский Б.Д, 2002).

Предметом клинической психологии являются многообразные особенности психики и личности, а также различные социально-психологические феномены.

Кроме изучения психики больного человека (психические процессы и состояния, индивидуальные и межличностные особенности), к основным функциям клинической психологии относятся изучение закономерностей общения и взаимодействия больных с их родственниками, медицинскими работниками, а также изучение психологических средств воздействия на больных в целях профилактики и лечения заболеваний.

Универсальность положений психологии здоровья

Психология здоровья представляет собой универсальное пространство в широкой области современных традиций медицинской психологии и психологии вообще. Это пространство создает уникальные условия для слияния воедино имеющихся на сегодняшний день психологических подходов к развитию и обогащению личности. Во многих отраслях науки на современном этапе происходит поиск новых путей развития. Психология здоровья также пытается уйти от старой модели изучения мира человека и приходит к модели изучения человека в единстве с миром, пытаясь увидеть за конкретными проявлениями психической жизни реальность сущность как таковую в ее целостности.

Психология здоровья делает акцент на феноменальную организацию человека как многообразно активного динамического целого, однако, принимая все существующие теории личности, выходит за границы любой из них в поисках универсальности.

Психология здоровья в своем развитии опирается на холистический подход в науке о человеке, чем подчеркивается важность гармоничного развития всех составляющих человека для достижения полного благополучия. Реализация такого подхода может, в соответствии с представлениями К. Роджерса, идти через раскрытие «Потенциала Человека».

Гармоничное раскрытие потенциалов, формирующих в определенном смысле структуру личности человека, может диагностироваться как наличие «холистического здоровья». Программа символически представлена в виде цветка, семь лепестков которого формируют узор взаимоувязанных потенциалов, отражающих различные аспекты душевного, телесного и социального здоровья человека. Каждый потенциал важен сам по себе и влияет на все остальные. Ни одним из них нельзя пренебрегать, если человек стремится к холистическому здоровью и благополучию. Цель практической работы — максимальное раскрытие каждого из этих потенциалов (компетенций личности).

1. Потенциал разума (интеллектуальный аспект здоровья) — способность человека развивать интеллект и уметь им пользоваться; умение приобретать объективные знания и воплощать их в жизнь.

2. Потенциал воли (личностный аспект здоровья) — способность человека к самореализации; умение ставить цели и достигать их, выбирая адекватные средства.

3. Потенциал чувств (эмоциональный аспект здоровья). Эмоциональ­ная компетентность — это способность человека конгруэнтно выражать свои чувства, понимать и безоценочно соглашаться с чувствами других. Данная компетентность относится к эмоциональному уровню организации личности.

4. Потенциал тела (физический аспект здоровья) — способность развивать физическую составляющую здоровья, «осознавать» собственную телесность как свойство своей личности. Сюда же относятся алиментарная и сексуальная компетентность.

5. Общественный потенциал (социальный аспект здоровья). Социаль­ная компетентность определяется как способность человека оптимально адаптироваться к социальным условиям; стремление постоянно повышать уровень культуры общения, социального интеллекта, коммуникативной компетентности; обретение чувства принадлежности ко всему человечеству. Совершенствующийся человек совершенствует природно-социальную среду, которая, в свою очередь, способствует совершенству человека.

6. Креативный потенциал (творческий аспект здоровья) — способность человека к созидающей активности, умение творчески самовыражаться в жизнедеятельности, выходя за рамки ограничивающих стандартных знаний.

7. Духовный потенциал (духовный аспект здоровья). Духовная компетентность — это способность развивать духовную природу человека, выражать (воплощать) высшие ценности в жизнь.

Духовный потенциал — это стержень, это ткань, это кислород, это питательная среда, на котором произрастает Цветок Потенциалов — Гармония Личности.

Корни «цветка», обеспечивающие устойчивость в бушующей жизни, погружены в традиции времен, состоящие из мудрости семейных и на­циональных традиций своего народа, мудрости всей цивилизации.

Задачи психологии здоровья

К задачам психологии здоровья следует отнести:

  1. Повышение уровня психологической культуры, под которой мы понимаем степень совершенства, достигнутого в овладении отраслью психологических знаний и психической деятельностью.
  2. Повышение уровня культуры общения, степени совершенства в области внутренней и внешней коммуникации.
  3. Определение путей и условий для самореализации, самоосуществления, раскрытия своего творческого и духовного потенциала.

Все эти три задачи интегрируются в процессах развития и «обогащения» личности и могут состоять из трех аспектов работы:

  1. самопознание;
  2. самовоспитание или самосотворение;
  3. самоосуществление.

Наличие психической составляющей, то есть человека, во всех областях профилактической медицины определяет масштаб мероприятий психологии здоровья. Вектор ее исследований может быть направлен на частные области сохранения и развития индивидуального и общественного здоровья. Представим наиболее важные из них:

  1. психическое здоровье;
  2. физическое здоровье;
  3. экологическое здоровье;
  4. профилактическая наркология;
  5. психосоматическая медицина;
  6. психология питания;
  7. семейное здоровье;
  8. сексуальное здоровье;
  9. пренатальное, перинатальное и половое воспитание;
  10. образование и просвещение;
  11. труд и отдых;
  12. национальное здоровье.

Можно выделить следующие направления исследований в области психологии здоровья:

  1. Роль психологических факторов в сохранении, укреплении и развитии здоровья.
  2. Внутренняя картина здоровья.
  3. Методы психологического воздействия в укреплении и развитии здоровой личности.
  4. Обучение здоровью.

Тем самым психология здоровья включает в себя практику поддержания здоровья человека от его зачатия до смерти, представляет собой психологическую базу первичной и вторичной профилактики, а также реабилитации.

Классификация методов развития личности

Перечень организационных форм психологии здоровья находит свое развитие в зависимости от конкретных условий (армия, моряки, бизнесмены и др.). К сожалению, привязанность их к медицинским учреждениям часто «нозологизирует» контингент обращающихся за помощью. Важно, чтобы круг форм, имеющих строгую ориентацию на профилактику, расширялся, что способствовало бы охвату большего числа именно здоровых и лиц с состояниями, относящимися к дозонологическому уровню.

Основным мотивом, привлекающим внимание к программам психологии здоровья, выступает личность психолога и методы, которыми он осуществляет поставленные задачи. С помощью этих методов можно решать такие тактические задачи первичной профилактики, как коррекция негативных личностных особенностей; модификация стереотипов поведения, способствующих развитию психической, соматической и наркологической патологий; снижение последствий эмоциональной стрессированности; борьба с артериальной гипертензией; выработка установки на здоровье и привлечение широкого участия в массовых профилактических мероприятиях; мотивирование населения к преодолению вредных привычек и др.

Во многих работах указывается, что применение психокоррекционных методов (аутогенная тренировка, биообратная связь и др.) способствует снижению вероятности смерти от сердечно-сосудистых заболеваний на 20%. Все эти задачи могут быть осуществлены при правильном использовании методов когнитивно-социального научения, методов релаксации и урегулирования обстановки в семье и на работе.

К эффективным методам освоения навыков самопрофилактики от­носится консультирование 2-3 раза в год (по мере необходимости — и чаще) по вопросам питания, борьбы со стрессами, курением и другими вредными привычками, по решению семейных, сексуальных проблем.

Стратегии оказания психологической помощи проблемным клиентам в психологии здоровья определены гармоничным сочетанием работы с негативными и позитивными сторонами личности. Стремление к совершенству предполагает работу как с тем, что мешает этому, так и с тем, что обогащает потенциал личности.

Читайте также:  Плакаты это вредно для здоровья

Методы психологического воздействия в области развития, совер­шенствования человека можно условно дифференцировать в зависимости от уровня сознания, на котором проводятся позитивные изменения. Наиболее приемлемой для психологии здоровья, на наш взгляд, является классификация, основанная на модели «Спектра Сознания» Кена Уилбера. «Спектр Сознания» — это многомерный подход к человеческой личности. Уровни сознания рассматриваются от Верховной Личности, соотносимой с космическим Сознанием, до резко суженой идентифи­кации, ассоциируемой с Эго-уровнем.

Совершенствование на уровне Эго. Дезадаптации на данном уровне возникают тогда, когда образ самого себя подвергается искажению и изображается (истолковывается) неточно. Это может быть результатом разрушения связей между сознанием и бессознательным, и тогда совершенствование будет заключаться в восстановлении точного и, следовательно, реального, приемлемого образа себя. Если человек отчуждает какие-то грани своей личности, он обманывает себя, искажает свой образ. Отвергнутые, вытесненные аспекты (то есть пока «неосознаваемая тень персоны») тем не менее принадлежат ему и — например, с помощью механизмов психологической защиты — выходят наружу в виде проекции этих теневых сторон на других людей. Резерв роста личности включает контактирование с «тенью», осознание этих аспектов и принятие их, что расширяет чувство идентификации. Таким образом, человек обретает уточненный и приемлемый образ себя, устраняется разрыв между «персоной» и «тенью». Личность выходит на уровень «Понимаю и принимаю себя со всеми своими достоинствами и недостатками».

Совершенствование на экзистенциальном уровне. Цель этих методов состоит не в том, чтобы воссоздать уточненный образ целостного организма, а в том, чтобы быть целостным организмом. Терапия направлена на актуализацию целостного, полностью проявленного бытия человека, не разорванного на части. На данном уровне основная забота совершенствования состоит в преодолении глубинной двойственности, как-то: субъект-объект, жизнь-смерть. Большинство методов экзистенционального уровня обращено к целостному психосоматическому организму и тем кризисам, которые могут здесь иметь место. В эту группу методов входят преимущественно те, в основе которых лежит но этический подход — такие как экзистенциальная психология, гештальттерапия логотерапия. гуманистическая психология и др.

Совершенствование биосоциального слоя. Этот слой относится к верхним пределам экзистенциального уровня. Он хранит в себе объемный массив информации, отобранной из культурного наследия человека. Сформированные поведенческие паттерны этого слоя оказывают всепроникающее влияние как на характер мыслительного процесса, структуру Эго, так и на общее поведение человека.

При восприятии и описании мира человек использует фильтры, с помощью которых сортирует информацию о реальности. Фильтры могут быть обусловлены физиологическими, социальными и индивидуальными особенностями конкретного человека. Тот опыт, который не пропущен самонаблюдения, потрясающая психотерапия, арт-терапия и другие. Именно благодаря таким переживаниям человек может коснуться мира метамотиваций, трансцендентных ценностей — другими словами, вступить в духовные области трансперсонального слоя.

Совершенствование уровня MIND (существования). Если на уровне трансперсонального слоя еще есть тонкая грань различия свидетеля и свидетельствуемого, то на уровне MIND эта тонкая грань уходит, то есть остаточные следы двойственности полностью стираются. На этом уровне Свидетель и свидетельствуемое становятся одним и тем же. «. Добиться, чтобы созерцающее, как и требует изначальная его природа, стало подобно созерцаемому, и стяжать ту совершеннейшую жизнь, которую боги предложили нам как цель на эти и будущие времена». Итак, в первом случае (трансперсональный слой) человек свидетельствует реальность (сушее). Во втором (уровень MIND) — он есть реальность (сушее). Методы этого уровня пытаются избавить человека от дуализма субъекта-объекта, после чего он становится способным к взаимодействию с внепространственным миром космического Сознания. Выход на уровень MIND достигается с помощью специфических техник, включенных в некоторые формы религиозного мистицизма — таких, как буддизм махаяны, даосизм, ведантизм, индуизм, суфизм, православный исихазм и другие.

Критерии психического здоровья

ВОЗ: Критерии психического здоровья (Г.К.Ушаков,1976):

  • причинная обусловленность психических явлений, их необходимость, упорядоченность;
  • соответственная возрасту человека зрелость чувств;
  • максимальное приближение субъективных образов к отражаемым объектам действительности, гармония между отражением обстоятельств действительности и отношением человека к ней;
  • соответствие реакций (как физических, так и психических) силе и частоте внешних раздражителей;
  • критический подход к обстоятельствам жизни;
  • способность самоуправления поведением в соответствии с нормами, установившимися в разных коллективах;
  • адекватность реакций общественным обстоятельствам (социальной среде);
  • чувство ответственности за потомство и близких членов семьи;
  • чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных обстоятельствах;
  • способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций;
  • самоутверждение в коллективе (обществе) без ущерба для остальных его членов;
  • способность планировать и осуществлять свой жизненный путь

Качества зрелой личности

Приведем перечень качеств для оценки личностной зрелости, составленный на основе характеристик самоактуализированной личности, предложенной А. Маслоу, программ «Моральных и духовных ценностей», разработанных для учебных заведений Лос-Анджелеса, а также на основе отдельных представлений автора.

Зрелая личность:

  • делает добрые дела и не ждет выгоды от этого;
  • автоматически не возмущается критикой, так как понимает, что в ней могут содержаться предложения для самосовершенствования;
  • не перекладывает вину на других и не критикует, пока не разберется в сути дела;
  • несет ответственность за свои действия и решения и не обвиняет других, когда что-то идет не так;
  • проигрывает по-хорошему, принимая поражения и разочарования без жалоб и злости;
  • адекватно воспринимает реальность и относится к ней, избегает иллюзий, предпочитает иметь дело с действительностью, пусть неприятной;
  • способна оставаться верной своей цели и перед лицом больших трудностей (например, непопулярности, отвержения);
  • не выходит из себя и не позволяет себе «биться головой о стену» по пустякам;
  • обладает более автономной системой ориентации, имеет собственное мнение;
  • независима от культуры и среды, умеет «трансцендировать» любую частную культуру;
  • не хвалится и ничего «не строит из себя», а когда ей делают комплименты, принимает их красиво и без ложной скромности; не беспокоится преждевременно о том, что от нее не зависит, и примиряется с неизбежным;
  • постоянно и четко видит различия между целью и средством ее достижения, добром и злом;
  • способна устанавливать тесные эмоциональные отношения, например, с друзьями или близкими людьми;
  • обладает чувством этики и философским, невраждебным юмором;
  • живет спонтанно, просто, естественно, синхронно с жизнью;
  • имеет опыт переживания высших состояний;
  • сфокусирована на проблемах вне себя;
  • терпелива, потому что знает: «рана заживает постепенно»;
  • обладает высокой степенью принятия себя, других, в том числе различных сложностей человеческой натуры;
  • обладает способностью постоянно по-новому видеть обычные вещи; ее оценка отличается свежестью;
  • демократична, способна учиться у кого угодно, если есть чему;
  • обладает чувством принадлежности ко всему человечеству, хотя видит его недостатки;
  • креативна, изобретательна в своей области, а не просто следует установленному пути;
  • черпает энергию, силу, вдохновение из жизни, природы, общения с прекрасным;
  • составляет разумный план и старается по порядку его реализовать.
  • Стремление к воспитанию в себе приведенных выше качеств способствует росту личности, накоплению духовного потенциала человека. Масштабность личности зависит от уровня реализации ее зрелых черт.

Психологическое здоровье детей

Учитывая, что в детском возрасте личность ребенка еще только формируется, используем понятие «психологического здоровья» для детей. Что же такое норма «пси­хологического здоровья», на которую следует ориентироваться, работая с детьми? Если для психического здоровья норма — это отсутствие патологии, симптомов, мешающих адаптации человека в обществе, то для определения нормы психологического здоровья важно наличие определенных личностных характеристик. И если заботой психиатра по большей части становится избавление пациента от патологических факторов, то направление действий психолога идет в сторону приобретения человеком полезных свойств, способствующих успешной адаптации. Кроме того, норма психологического здоровья предполагает не только успешную адаптацию, но и продуктивное развитие человека на благо самому себе и обществу, в котором он живет. Итак, норма психологического здоровья — это некий идеал, путь к которому бесконечен, и на пути к этому идеальному образу можно находить все новые и новые ориентиры для саморазвития и организации психологических воздействий. Эти ориентиры меняются не только в зависимости от всего разнообразия жизненных ситуаций, но и в каждой из ситуаций — в зависимости от возраста человека.

Известно, что реакции на одни и те же явления у детей и взрослых различны. То, что естественно для взрослого, ненормально для ребенка, и наоборот. Мы не можем анализировать детское поведение с применением взрослых критериев, и в то же время мир детей со всей его самобытностью постоянно пересекается с миром и интересами взрослых. Мы должны постоянно учитывать самоценность детства и в то же время постепенно и безболезненно помогать ребенку взрослеть, социализироваться, то есть адаптироваться к большому миру.

Читайте также:  Какие проблемы здоровья существуют

Определяя критерии нормы психологического здоровья ребенка, которые могли бы стать основой дифференцирования психологической помощи детям, мы исходим из следующего положения: фундамент психологического здоровья составляет полноценное психическое развитие человека на всех этапах онтогенеза, то есть во все возрастные периоды его общего развития (Дубровина, 2000). Психологическое здоровье ребенка и взрослого различается совокупностью личностных новообразований, которые еще не появились у ребенка, но должны присутствовать у взрослого, причем отсутствие их у ребенка не должно восприниматься как нарушение. Поскольку психологическое здоровье предполагает наличие динамического равновесия между индивидом и средой, то ключевым критерием становится адаптация ребенка к социуму. Можно выделить несколько уровней психологического здоровья ребенка — они достаточно условны, однако необходимы для организации практической работы с детьми в школе.

Перечислим уровни «психологического здоровья» детей.

  1. Креативный уровень. Существуют дети, которые не нуждаются в психологической помощи. Они устойчиво адаптированы к любой среде, обладают резервом для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности. Этот идеальный образ ребенка-творца, достаточно редкий в реальной жизни, выражает совершенную степень психологического здоровья, его высший уровень. Назовем его креативным (что означает творческий, созидательный).
  2. Адаптивный уровень. Большинство относительно «благополучных» детей в целом адаптированы к социуму, но по результатам диагностических методик проявляют отдельные признаки дезадаптации, обладают повышенной тревожностью. Такие дети не имеют достаточного запаса прочности «психологического здоровья» и нуждаются в групповых занятиях профилактически-развивающей направленности. Это группа относительного риска, она довольно многочисленна и представляет средний уровень психологического здоровья, Назовем его адаптивным.
  3. Ассимилятивно-аккомодативный уровень. Это низший уровень психологического здоровья. К нему относятся дети с нарушением баланса процессов ассимиляции и аккомодации, то есть либо неспособные к гармоничному взаимодействию с окружающими, либо проявляющие глубинную зависимость от факторов внешнего воздействия, не владея механизмами защиты, отделения себя от травмирующих влияний среды. Дети с преобладанием процессов ассимиляции стремятся во что бы то ни стало изменить окружающий мир; при этом они не готовы к самоизменению в соответствии с внешними требованиями и интересами окружающих. У этих детей дезадаптация активно проявляется в эпатажном поведении, конфликтах со сверстниками, домашних аффекти­рованных капризах и т.д. Для детей с преобладанием процессов аккомодации, напротив, характерно приспособленчество к требованиям внешнего мира в ущерб собственным потребностям и интересам. Их дезадаптация почти никак не проявляется внешне, ее трудно зафиксировать. Это «удобные», тихие дети, прилежные и старательные ученики, которыми гордятся родители. Их ставят в пример педагоги, не замечая, что они пребывают в состоянии стойкого эмоционального дискомфорта, который со временем углубляется и часто приводит к соматическим нарушениям. Эта группа требует особого внимания именно вследствие своего вне­шнего благополучия, не вызывающего тревоги у взрослых. Выделенные уровни психологического здоровья позволяют диф­ференцировать психологическую помощь учащимся. С детьми первой группы достаточно проводить лишь развивающую работу. Детям с психологическим здоровьем второй группы необходима систематическая особым образом организованная помощь психопрофилактического характера. Поскольку эта группа очень велика, предпочтительно проводить групповую работу. Учащимся, попадающим в третью группу, необходима серьезная индивидуальная коррекционная работа.

Практическая часть

Аутоаналитический опросник здоровой личности (В.А. Ананьев).

Цель: Выявление степени зрелости (здоровья) личности.

Среднее время проведения: 15 мин.

Инструкция. Постарайтесь искренне ответить на предложенные в перечне вопросы. Ответ «да» оценивается тремя баллами, ответ «нет» — одним. Надеемся, что ваши ответы помогут вам глубже заглянуть в себя, поразмышлять над тем, что в себе можно изменить, что стоит приобрести, от чего избавиться. Надо помнить, что данный опросник предназначен нестолько для того, чтобы дать количественную оценку «зрелости» вашей личности, что в принципе невозможно, сколько для того, чтобы сделать тест средством самоанализа на пути самосовершенствования.

Текст опросника

  1. Вы отваживаетесь взять на себя ответственность за собственную жизнь и поступки и не обвиняете других, когда дела идут не так.
  2. Вы достаточно мудры, чтобы не мешать другим жить своей жизнью.
  3. Вы сами, без подсказок, знаете, что для вас хорошо, а что плохо.
  4. При принятии решений вы во многом доверяете интуиции.
  5. Вы понимаете, что сначала нужно быть довольным собой, а потом уже другими.
  6. Вы бережно относитесь к своему телу, развиваете интеллект и духовные качества для того, чтобы обрести целостность и гармоничность.
  7. Вы предпочитаете преодолевать собственные вершины, а не карабкаться на чужие.
  8. Вы способны изменить привычные схемы своего поведения в поиске новых путей общения с миром.
  9. Вы знаете, что свобода — это внутреннее, а не зависящее от обстоятельств состояние.
  10. Вы умеете создать вокруг себя состояние мира и спокойствия, когда вокруг бушует буря.
  11. Вы ощущаете, что ведомы высшей силой и чувствуете себя ее частью.
  12. Вы желаете обрести совершенство, но прощаете недостатки себе и другим.
  13. У вас есть силы находить жизнь прекрасной и удивительной даже во время испытаний и лишений.
  14. Вы понимаете, что в жизни неизбежны перемены и их не надо бояться.
  15. Вы способны видеть за цепочкой случайных событий целостность бытия.
  16. Вы умеете любить и делать добрые дела, ничего не требуя взамен.
  17. Вы готовы искать всегда и везде, чтобы постичь истину.
  18. Вы стараетесь поступать так, как подсказывает вам ваша совесть.
  19. Вы не возмущаетесь критикой в свой адрес, а стараетесь найти в ней полезные для совершенствования моменты.
  20. Вы умеете проигрывать, принимать поражения и разочарования без жалоб и злости.
  21. Вы способны остаться верным себе и своей цели даже перед лицом отвержения и непопулярности.
  22. Вы способны трансцендировать (расширять до масштабов всей Земли) среду и культуру, в которой живете.
  23. Вы умеете принимать комплименты достойно, без ложной скромности.
  24. Вы не беспокоитесь преждевременно, а также по поводу событий, не зависящих от вас.
  25. Вы постоянно и четко осознаете различия между целью и средствами ее достижения.
  26. Вы умеете устанавливать тесные эмоциональные отношения с близкими и друзьями.
  27. Вы не теряете чувства юмора ни при каких обстоятельствах.
  28. Вы живете спонтанно и естественно, синхронно с жизнью.
  29. Проблемы, на которых вы сфокусированы, лежат вне вас.
  30. Вы обладаете чувством принадлежности ко всему человечеству, хотя и видите его недостатки.
  31. Вы достаточно изобретательны в своей деятельности и не следуете стереотипам.
  32. Вы знаете, откуда черпать силы и вдохновение, и умеете это делать.
  33. Вы смиряетесь с неизбежным, с тем, что уже произошло.
  34. Вы не уходите от жизни различными способами, а предпочитаете иметь дело с действительностью, какой бы она ни была.
  35. Вы не критикуете других, не разобравшись в сути дела.
  36. Вы терпеливы, потому что знаете: рана заживает постепенно.
  37. Вы не выходите из себя и не «бьетесь головой о стену» по пустякам.
  38. Мораль для вас определяется собственным опытом, а не чужим мнением.
  39. Вы всегда просите о помощи, когда осознаете, что в ней нуждаетесь.
  40. Вы составляете разумный план и реализуете промежуточные цели на пути к главной.

Интерпретация:

Суммируйте баллы. По сумме определите свою ступень на лестнице «взросления личности».

  • 40-70: начало «зрелости» — впереди трудная, но нужная работа над собой.
  • 70-100: умеренная зрелость — есть еще резервы к совершенствованию.
  • 100-120: уверенная зрелость — вам удалось выйти на новый виток человеческого существования.

Тестовый контроль знаний

1. В недрах какой науки зародилась психология:

2. Какой философ античности соединил в своем представлении о душе два противоположных философских направления — материализм и идеализм:

3. Исходя из предмета изучения, психология — это наука

  1. точная
  2. естественная
  3. педагогическая
  4. медицинская
  5. гуманитарная

4. К понятию «нозос» в отличие от «патос» относятся все за исключением одного:

  1. устойчивые психопатологические состояния
  2. психопатологические психические процессы
  3. психопатологические симптомы и синдромы с внутренней закономерностью симптомообразования
  4. психопатологические расстройства, имеющие этиопатогенетические механизмы
  5. психические заболевания

5. К методам исследования в клинической психологии относится все за исключением одного:

  1. патопсихологическое исследование
  2. клиническое интервьюирование
  3. нейропсихологическое исследование
  4. тестирование индивидуально-психологических особенностей
  5. амитал-кофеиновое растормаживание

6. В понятие гармоничной личности включается все из нижеперечисленного за исключением:

  1. доброты
  2. ответственности
  3. самостоятельности
  4. нравственности
  5. автономности

7. К параметрам гармоничного характера относится все из нижеперечисленного за исключением:

  1. зрелость
  2. здравомыслие
  3. автономность
  4. гибкость самооценки
  5. нравственность

8. Для убедительной диагностики психопатологических симптомов принципиально важными являются законы:

  1. физические
  2. биологические
  3. физиологические
  4. астрологические
  5. логические

9. Холистический подход психологии здоровья опирается:

  1. на клиническую картину личности
  2. на изучение психики человека
  3. на изучение поведенческих процессов
  4. на всестороннее гармоничное развитие личности

10. Способ­ность человека развивать интеллект и уметь им пользоваться; умениеприобретать объективные знания и воплощать их в жизнь, относится к:

  1. духовному потенциалу человека
  2. потенциал тела
  3. потенциал разума
  4. потенциал чувств

Источник

Adblock
detector