Меню

Психологическое здоровье дошкольников с овз

Сохранение и укрепление психического здоровья дошкольника с ограниченными возможностями здоровья

Ахметшина Илюса
Сохранение и укрепление психического здоровья дошкольника с ограниченными возможностями здоровья

Проблема психического здоровья дошкольника с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и его сохранения в современном обществе стоит очень остро. Эту задачу, нам взрослым, надо решать системно и сообща с ранних лет жизни дошкольника. Проблема оздоровления детей – это целенаправленная и систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок.

Перед педагогическим коллективом встают задачи поиска наиболее эффективных путей социализации детей с ОВЗ, формирования у детей таких качеств личности, необходимых для адаптации в социуме, как коммуникативность, доброжелательность, самостоятельность, уверенность в своих силах и ответственность.

Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к людям – растет психологически здоровый человек.

Во взаимоотношениях с ребенком с ОВЗ педагог должен тонко подбирать эмоциональные формы воздействия.

Для коррекции и профилактики психоэмоционального напряжения у детей, имеются разнообразные методы.

К ним относятся:

— Песочная терапия. Игры с песком направлены на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и излишней активности. Они ориентированы на повышение концентрации внимания, развитие логики и речи. Стабилизируют эмоциональное состояние детей, наряду с развитием тактильно кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук

-Арттерапия. Подобная терапия направлена на выражение личности своих подсознательных особенностей с помощью творческого процесса

— Сказкотерапию можно считать одним из самых действенных методов по решению многих проблем в ДОУ. Это одно из направления психологии, которое использует сказку, как основной метод воздействия на ребенка. Сказка всегда была неким «волшебным зеркалом», которое показывало всю сущность человека, указывала на проблему и подсказывала верные пути решения.

— Упражнения на снятие напряжения во время интеллектуальной деятельности; психогимнастика.

-Упражнения на снятие мышечного напряжения, релаксация и т. д. «Театр масок» — расслабление мышц лица, снять мышечное напряжение, усталость;

-Су-джок терапия. Массажные шарики способствуют успокоению, снятию мышечного напряжения. Массаж снимает спазм с сосудов головного мозга и физического тела, успокаивает сознание. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию.

— Игротерапия. Используются игры повышающие авторитет, значимость и уникальность детей, сплоченность детского коллектива, поднимает эмоциональный тонус.

Игровая терапия является одним из наиболее эффективных методов коррекции социально-эмоциональной сферы личности ребенка. Чаще всего коррекционно-развивающие игры связаны со снятием мышечного и эмоционального напряжения. С помощью игр, в группе создается эмоционально-положительная, спокойная атмосфера, дети учатся чувствовать, поддерживать, сопереживать друг другу.

«Найди друга»

Упражнение выполняется среди детей или же между родителями и детьми. Одной половине завязывают глаза, дают возможность походить по помещению и предлагают найти и узнать друга (или своего родителя). Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Затем, когда друг найден, игроки меняются ролями.

«Секрет»

Всем участникам ведущий раздает по «секрету» из красивого сундучка (пуговицу, бусинку, брошку, старые часы и т. д., кладет в ладошку и зажимает кулачок. Участники ходят по помещению и, разъедаемые любопытством, находят способы уговорить каждого показать ему свой секрет.

ЗАМЕЧАНИЕ: Ведущий следит за процессом обмена секретами, помогает наиболее робким найти общий язык с каждым участником.

«Рукавички»

Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар равно количеству пар участников игры. Ведущий раскидывает рукавички одинаковым орнаментом, но не раскрашенным, по помещению. Дети разбредаются по залу. Отыскивают свою «пару», отходят в уголок и с помощью трех карандашей разного цвета стараются, как можно быстрее, раскрасить совершенно одинаково рукавички. ЗАМЕЧАНИЕ: Ведущий наблюдает, как организуют совместную работу пары, как делят карандаши, как при этом договариваются. Победителей поздравляют.

«Комплименты»

Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу, упражнение проводится по кругу.

1. Некоторые дети не могут сказать комплимент, им необходимо помочь. Можно вместо похвалы просто сказать «вкусное», «сладкое», «цветочное», «молочное» слово.

2. Если ребенок затрудняется сделать комплимент, не ждите, когда загрустит его сосед, скажите комплимент сами.

Читайте также:  Муж не бережет свое здоровье

«На что похоже настроение?»

Участники игры по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать сравнения лучше взрослому: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе, а твое?» Упражнение проводится по кругу. Взрослый обобщает какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое и т. д. Интерпретируя ответы детей, учтите, что плохая погода, холод, дождь, хмурое небо, агрессивные элементы свидетельствуют об эмоциональном неблагополучии.

«Строим цифры»

Играющие свободно двигаются по помещению. По команде ведущего: «Я буду считать до 10, а вы за это время должны выстроить все вместе из себя цифру 1 (2, 3, 5 и т. д.)», — дети выполняют задание.

ЗАМЕЧАНИЕ: Если дети справляются с заданием быстро, то можно считать быстрее, то есть сократить время построения.

Детям предлагается представить, что они вошли в магазин зеркал. Одна половина группы — зеркала, другая — разные зверушки.

Зверушки ходят мимо зеркал, прыгают, строят рожицы — зеркала должны точно отражать движения и выражение лиц зверушек.

«Испорченный телефон»

Все участники игры, кроме 2х закрывают глаза(«спят»).

Ведущий молча показывает первому участнику (именно он не закрывают глаза) какую-либо эмоцию при помощи мимики и/или пантомимики. Первый участник,»разбудив»второго игрока, передает увиденную эмоцию, как он ее понял, тоже без слов.

Далее второй участник «будит» третьего и передает ему свою версию

увиденного. И так до последнего участника игры.

Ведущий опрашивает всех участников игры, начиная с последнего и кончая

первым, о том, какую эмоцию, по их мнению, им показывали.

Вопросы при обсуждении:

1.»По каким признакам ты определил именно эту эмоцию?»;

2.»Как ты думаешь, что помешало тебе правильно понять ее?»;

3.»Трудно ли было тебе понять другого участника?»

Данные игры создают условия для самовыражения, безопасное пространство для общения, объединяют всех детей совместной деятельностью, способствуют повышению уверенности в своих силах, появлению сплоченности, развивают навыки социального поведения.

Консультация для родителей «Сохранение и укрепление здоровья детей» Здоровые дети — это великое счастье. На протяжении веков люди искали панацею от болезней и видели ее секреты то в специфике питания, то.

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников Люди должны осознать, что здоровый образ жизни – это личный успех каждого. Президент РФ В. В. Путин. В соответствии с ФГОС дошкольного.

Консультация для родителей «Укрепление и сохранение здоровья дошкольников» Проблема здоровья дошкольников в настоящее время очень актуальна. Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления.

Презентация «Сохранение и укрепление здоровья детей» Презентация «Сохранение и укрепление здоровья детей в МБДОУ ДС «Колокольчик» п. Усть-Уда». Составила: Былинина Ю. И Главная задача детского.

Родительское собрание «Укрепление и сохранение эмоционального здоровья дошкольника» Цель: создание условий для возникновения партнерских отношений между родителями и педагогами. Задачи: • привлечь родителей к активному участию.

Родительское собрание «Укрепление и сохранение эмоционального здоровья дошкольников» Цель: создание условий для возникновения партнерских отношений между родителями и педагогами. Задачи: • привлечь родителей к активному участию.

Родительское собрание в старшей группе «Укрепление и сохранение здоровья дошкольников» Родительское собрание «Укрепление и сохранение здоровья дошкольников» (старшая группа) Цель: ознакомить родителей дошкольников с основными.

Сообщение из опыта работы: «Сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей дошкольного возраста» Подготовил: инструктор по физической культуре МДОАУ д/с «Родничок» г. Пыть-Ях Щербакова Н. Н. г. Пыть-Ях, 2017 «Сохранение и укрепление.

Сохранение и укрепление детского здоровья 1. Актуальность темы Не секрет, что дошкольный возраст является решающим в формировании основ физического и психического здоровья ребёнка.

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольников через формирование у них представлений о ЗОЖ Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста через формирование у них представлений о здоровом.

Источник

«Сохранение и укрепление психического здоровья дошкольников у детей с ОВЗ»
консультация на тему

Здоровье ребенка – это самая большая драгоценность. Известно, что психическое здоровье дошкольников в возрасте 4-6 лет отличается легкой истощаемостью и повышенной ранимостью, а потому некоторые воздействия окружающего мира могут оказаться для него непосильными. Поэтому мы, взрослые, должны уметь определять границы психоэмоциональных возможностей ребенка и не допускать воздействия на его психику тех раздражителей, которые могут вызвать у дошкольника срыв нервной деятельности и привести к различным нервным заболеваниям.

Читайте также:  Все ли дети с ограниченными возможностями здоровья являются инвалидами

Скачать:

Вложение Размер
sohranenie_i_ukreplenie_psihicheskogo_zdorovya_doshkolnikov_u_detey_s_ovz.docx 21.91 КБ

Предварительный просмотр:

Тема моего выступления: «Сохранение и укрепление психического здоровья дошкольников у детей с ОВЗ»

Здоровье ребенка – это самая большая драгоценность. Известно, что психическое здоровье дошкольников в возрасте 4-6 лет отличается легкой истощаемостью и повышенной ранимостью, а потому некоторые воздействия окружающего мира могут оказаться для него непосильными. Поэтому мы, взрослые, должны уметь определять границы психоэмоциональных возможностей ребенка и не допускать воздействия на его психику тех раздражителей, которые могут вызвать у дошкольника срыв нервной деятельности и привести к различным нервным заболеваниям.

Для обеспечения эмоционального благополучия дошкольников необходимо:

безусловное принятие каждого ребенка взрослыми для развития у него жизненно важного чувства безопасности и уверенности в себе, в собственных силах;

— позитивность окружающей детей обстановки (создание доброжелательной, искренней, домашней атмосферы в группах);

— равенство в отношениях между взрослым и дошколенком;

— обеспечение детям возможности свободно перемещаться в пространстве группы,

— гибкий, личностно ориентированный подход: отказ от любых «ярлыков», учет психических и личностных особенностей каждого ребенка;

— тесное профессиональное сотрудничество педагога-психолога, воспитателей и других специалистов детского сада при планировании и организации взаимодействия с дошкольниками

— создание условий для раскрытия личностной индивидуальности воспитанников, т. е. раннее выявление их творческих возможностей и способностей, поощрение даже небольших достижений каждого воспитанника и его стремления к самостоятельности;

— осуществление профессиональной деятельности под девизом «Не навреди!»

Целью моего проекта является – сохранение и укрепление психического здоровья детей с ТНР.

Задачи, которые я перед собой поставила:

1.Разработать оптимальные пути сохранения и укрепления психического здоровья у детей с ОВЗ в условиях логопедической группы.

2.Способствовать поддержанию эмоционального благополучия детей в процессе коррекционно-воспитательной работы , средствами специальных игр и упражнений.

3.Обеспечить эмоциональный комфорт и позитивное психологическое самочувствие ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

4. Обеспечить снятие напряжения, восстановить работоспособность.

5.Улучшать концентрацию внимания, снижать трудности переключения с одного вида деятельности на другой.

6.Укреплять психическое здоровье детей, как ведущего фактора, позволяющего, полноценно усваивать коммуникативные навыки.

7.Предотвратить состояние переутомления, гиподинамии, других дезадаптационных состояний.

В группе организованы центры эмоционально-развивающей среды:

1. Центр двигательной активности.

2. Игровая жилая комнаты.

3. Логопедический уголок.

1. Центр двигательной активности – в нем находится физкультурный уголок с различным спортивным инвентарем, массажерами. Дети самостоятельно используют все это в своих играх.

2. Игровая жилая комната – это зона сюжетно-ролевых игр. Во время игр происходит общение со сверстниками, в процессе этого общения идет осознание ребенком своих сильных и слабых сторон, своих привязанностей или антипатий, понимание, способен ли он лидировать, или ему комфортней подчиняться, то есть дети проигрывают жизненный опыт. Все это способствует развитию эмоций.

3. Логопедический уголок – зона, где подобраны дидактические игры и игры на развитие мелкой моторики – штриховки, обводки, игры с крупами, бусами, декоративными камушками, прищепками, грецкими орехами. Все они служат средством эмоциональной разрядки, снимают двигательную расторможенность, успокаивают, что положительно сказывается на эмоциональное благополучие ребенка.

4. Зона отдыха – уголок психологической разгрузки. После активной деятельности ребенку иногда хочется побыть одному, отдохнуть от потока информации, просто сменить обстановку, полистать книжку, посидеть в мягком кресле, подумать или помечать о чем-то о своем, то есть возможность побыть одному способствует снятию перенапряжения, каких-либо негативных настроений.

В работе с детьми я использую разные виды деятельности. Это проблемно-игровые ситуации, где ребенок должен что-то достроить, придумать, дорисовать. Увлеченность игрой, активизация творческого воображения способствуют тому, что у детей улучшается настроение, повышается эмоциональный тонус.

Следующий вид деятельности с детьми – это артикуляционная, пальчиковая и дыхательная гимнастика, которая служит средством эмоциональной разрядки, развивает координацию, улучшает внимание, во время выполнения упражнений в игровой форме у детей возникают положительные эмоции.

Для эмоционального благополучия детей в группе мы используем арт-терапию, способ творческого самовыражения. Арт-терапию еще называют исцеляющим творчеством. Сюда входит:

1. Изодеятельность – это сфера, где у детей формируются яркие положительные эмоции в процессе творения. Через изодеятельность ребенок передает свой внутренний мир. По определению Сеченова – рука – это щупальца мозга, единственное место, где сконцентрированы все линии жизни и энергии.

2. Театр( или сказка-терапия) – важный фактор эмоционального благополучия. Через жесты, мимику, интонацию ребенок учится передавать настроение и характер героев, формируется умение выражать те эмоции и чувства, которые в обычной жизни ребенок не всегда может проявить. Следовательно, театр дает возможность самовыражения, что способствует снятию психического напряжения.

3. Игротерапия – в игре дети спокойно выражают свои чувства, уходит напряжение, ослабевает агрессия, что облегчает взаимоотношения между детьми. Позитивный настрой игр помогает сохранить хорошее настроение.

4. Танцевальные минутки (танцетерапия) – включаем разную музыку ( народную, классическую), детям, конечно же, нравится современная музыка, под которую они с удовольствием танцуют.

5. Смехотерапия – используем разные игровые приемы: рассмеши царевну-несмияну, придумай смешной эпизод, вспомни смешную историю, которая с тобой приключилась. Особенно нравится детям рассматривать и обсуждать забавные картинки с животными.

6. В нашей группе дети активные и громкоговорящие, поэтому в течении дня мы стали устраивать минутки тишины. Детям это понравилось. Сейчас они сами время от времени достают песочные часы, и вся группа на минутку замолкает. Самое забавное это то, как они следят друг за другом, чтобы никто не нарушал правила. «Нарушителям» устраивается дополнительная минутка тишины.

7. К арттерапии относится также конструирование. В процессе этой деятельности активизируется творческое мышление, развивается мелкая моторика. А самое главное – конструирование объединяет детей, они учатся договариваться, советоваться друг с другом, снимается тревожность, стабилизируется эмоциональное состояние.

Для нормализации эмоционального состояния детей в течение всего дня мы используем:

1.На зарядке -(стретчинг) — упражнения на растяжку.

2.Корригирующая гимнастика, гимнастика после сна

3.Подвижные и спортивные игры.

( Обязательно используем хождение по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами, колючим валикам, так как происходит стимуляция высокоактивных точек на стопах ног, которая оказывает благотворное влияние на весь организм)

Используя специальную литературу и интернет ресурсы, я подготовила :

1.Советы взрослым по сохранению и укреплению психоэмоционального здоровья детей.

— по зрительной гимнастике

3.Консультации для родителей и педагогов:

-«Развиваем мелкую моторику»

— «Что мы должны знать о дыхании»

Использование множества приёмов и методов по сохранению и укреплению психического здоровья в практической деятельности воспитателя даёт положительные результаты, а именно:

— оздоравливает организм в целом;

— укрепляет центральную нервную систему;

— снимает напряжение, повышает работоспособность, эмоциональное благополучие ;

— улучшает концентрацию внимания, снижает трудности переключения с одного вида деятельности на другой;

— развивает речевые умения и навыки, мелкую, общую и артикуляционную моторику;

— активизирует познавательный интерес;

— увеличивает уровень социальной адаптации;

Этот проект мы используем в течении 2х лет. В результате все дети идут в школу массового контингента.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию учителя-логопеда в старшей логопедической группе детей с ОНР III уровня 2012-2013 уч.год Культурно-досуговая деятельность как средство сохранения и укрепления психофизиоло.

Эффективные коммуникации как фактор уменьшения конфликтогенности школьного социума и укрепления психического здоровья детей.

План по самообразованию «Культурно-досуговая деятельность как средство сохранения и укрепления психофизиологического здоровья детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня 2013-2014 г.

Главная цель разработки – вооружить педагогов идеями проведения интересных и содержательных родительских собраний. Предлагаемая методика и тема разработана в соответствии с наиболее актуальными пробле.

Из опыта работы по психолого-педагогическому сопровождению участников образовательного процесса в рамках введения ФГОС.

В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении. Переход современной школы на личностно-ориентированные моде.

Внедрение здоровьесберегающих технологий в курс химии, обусловлено необходимостью формирования осознанного отношения учащихся к своему здоровью, так как, предмет химии неразрывно связан с жизнедеятель.

Источник

Adblock
detector