Меню

Психологическое здоровье дошкольников что это

Психологическое здоровье дошкольников в ДОУ

Ольга Попкова
Психологическое здоровье дошкольников в ДОУ

В современных условиях развития общества проблема психологического здоровья детей является актуальной, как никогда ранее. Социальные перемены, которые происходят в обществе, накладывают свой отпечаток на страны, народы и каждого человека в отдельности. Разные люди совершенно по-разному относятся к тем или иным переменам и преобразованиям.

Ребенок постигает мир через нас, взрослых и от нас зависит насколько легко он войдет в этот сложный мир. Психологическое здоровье является очень важным условием полноценного развития дошкольника. Целью практической психологической работы с детьми должно быть психическое здоровье ребенка. Что же включает в себя понятие «психологическое здоровье»? Этот термин в научный лексикон был введен И. В. Дубровиной, которая считает, что психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития и функционирования человека в процессе его жизнедеятельности. Использование термина «психологическое здоровье» подчеркивает неразделимость телесного и физического в человеке, необходимость того и другого для полноценного функционирования. В качестве примера можно взять исследования Джюэтта, который изучал психологические характеристики людей, благополучно доживших до 80-90 лет. Оказалось,что всем этим людям характерны такие качества: эмоциональное спокойствие, оптимизм, самодостаточность, способность радоваться, умение адаптироваться к сложным ситуациям.

Психологическое здоровье ребенка формируется при взаимодействии внутренних и внешних факторов. Основным условием нормального психосоциального развития признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или воспитателей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, осуществляют необходимое наблюдение за ребенком, играют и беседуют с ним, поддерживают дисциплину. Ребенку нужно предоставлять больше независимости и самостоятельности.

Одним из важных условий укрепления психического здоровья детей в ДОУ является система специальных психолого-педагогических коррекционных занятий, целью которых является обучение положительному самоотношению и принятию других людей, обучение рефлексивным умениям, а так же формирование потребности в саморазвитии.

С целью сохранения и укрепления психического здоровья дошкольников в нашем детском саду я провожу коррекционно-развивающие занятия. В основе данных занятий лежит программа групповых занятий с дошкольниками, разработанная О. В. Хухлаевой, О. Е. Хухлаевым и И. М. Первушиной, изложенная в книге «Тропинка к своему Я». Согласно данной программе дети младшего дошкольноговозраста на занятиях знакомятся с различными чувствами: полезными и вредными, говорят о том какие чувства живут в природе, какие чувства приводят к ссоре, учатся жалеть обиженного, учатся мириться. Дети среднего дошкольного возраста на занятиях учатся любить свою семью, учатся не драться, не обзывать других, управлять своими чувствами. Старшие дошкольники говорят на занятиях о дружбе, о том, кто же такой настоящий друг, о том, как можно изменить чувства другого человека, о том, что школа – это трудный и радостный путь к знаниям.

Занятия включают в себя коммуникативные, психогимнастические, ролевые игры, игры направленные на развитие произвольности, терапевтические сказки. На занятиях дети с удовольствием принимают участие в играх, слушают сказки. Использование сказок в работе с детьми имеет большое значение. Ведь именно сказка так близка и понятна маленькому ребенку, с ее помощью он может поставить себя на место героя, и найти выход из той или иной затруднительной ситуации. В сказках поднимаются важные проблемы для детского мировосприятия, в них дети находят отголоски своей собственной жизни. Сказки дают детям множество вариантов выхода из различных жизненных ситуаций, а так же они рождают у ребенка ощущение, что взрослые его понимают и готовы ему помочь. Ролевые игры обеспечивают необходимое ролевое развитие ребенка. С помощью психогимнастических упражнений дети изучают различные эмоции, что помогает им преодолевать барьеры в общении, лучше понимать себя и других.

Читайте также:  Особенности здоровья групп крови

Дети 3-4 лет на занятиях с помощью картинок знакомятся с такими чувствами, как злость, радость, страх. Затем мы вместе с детьми показываем эти чувства руками, пальчики прыгают по столу – радуются, толкают, кусают друг друга – злятся, сжимаются в кулачки и дрожат – боятся. Очень нравится детям упражнение «Пожалей птичку». Один из детей превращается в птичку, у которой болит крылышко. Старается показать, как он грустит. Я предлагаю ребятам пожалеть птичку. Все подходят и жалеют птичку, гладят ее и говорят «Птичка Маша – хорошая».

На занятии со старшими детьми проводилась игра «Мы потерялись». Я просила детей представить, что они потерялись в глухом лесу и очень испугались. И тут появляется страшная Баба Яга (ведущий). Куда детям деваться?Они просят ее: «Покажи, куда нам надо идти?»А Баба Яга отвечает: «Ладно, покажу, если вы скажите, в чем каждый из вас самый-самый». Далее ребенок называет вслух какое-либо свое хорошее качество. В начале этой игры некоторые дети затруднялись говорить свои хорошие качества. Но когда мы поиграли в эту игру несколько раз, это уже не вызывало у детей затруднений.

Результативность данных занятий отслеживается в системном мониторинге сопровождения детей. Анализ диагностических исследований показал, что признаки агрессивности снизились у 15% детей, внимание у гиперактивных детей улучшилось на 18%, тревожность снизилась на 9% .

Таким образом, данные занятия способствуют сохранению и укреплению психического здоровья детей, что является одной из важнейших задач в работе психолога ДОУ.

Психологическое здоровье ребенка. Психогимнастика в детском саду Инновационный педагогический опыт Фадеевой Оксаны Александровны по теме «Психологическое здоровье ребенка. Психогимнастика в детском саду».

Инновационный педагогический опыт «Психологическое здоровье ребенка. Психогимнастика в детском саду» «Дети святы и чисты. Нельзя делать их игрушкою своего настроения» Антон Павлович Чехов. Актуальность. «Здоровье – это состояние полного.

Консультация для родителей «Эмоциональное здоровье дошкольников» Жизнь без эмоций также невозможна, как и без ощущений. Что же такое эмоциональное здоровье дошкольников? Эмоциональное здоровье напрямую.

Консультация «Психологическое здоровье дошкольника» Одной из главных задач ДОУ и семьи является охрана нервно-психического здоровья детей. Укрепление нервной системы ребенка посредством создания.

«Оздоравливающее воздействие работы с солёным тестом на психологическое здоровье ребёнка». В помощь педагогам-психологам Оздоравливающее воздействие работы с солёным тестом на психологическое здоровье ребёнка. Целительное влияние пшеничных зёрен, муки, соли,.

Психологическое сопровождение дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи. Важно, чтобы каждый ребёнок перед поступлением в школу имел равные стартовые возможности – это является воплощением идеи гуманистического.

Консультация для родителей «Психологическое здоровье детей дошкольного возраста» Психологическое здоровье является необходимым условием функционирования и развития ребенка в процессе его жизнедеятельности; Оно представляет.

«Здравствуйте, дети». Психологическое здоровье дошкольников. Планирование тематической недели Понедельник «Вежливость на каждый день» Цели: — обучить детей употреблять слова-приветствия, произносить их с соответствующей интонацией;.

Семинар-практикум для педагогов «Влияние игры на психологическое здоровье ребенка» Семинар-практикум для педагогов на тему: «Влияние игры на психологическое здоровье ребенка» Цель: расширение знаний педагогов об особенностях.

Читайте также:  Буланова татьяна здоровье сегодня последние новости

Консультация «Здоровье дошкольников» ЗДОРОВЬЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ««Здоровье – это главное жизненное благо», — так гласит народная мудрость. Здоровый, крепкий и развитый ребёнок.

Источник

Консультация «Психологическое здоровье дошкольника»

Злобина Мария
Консультация «Психологическое здоровье дошкольника»

Психологическое здоровье — оптимальное функционирование всех психических структур, необходимых для текущей жизнедеятельности. А так же это не только душевное, но еще и личностное здоровье.

Психологически здоровый человек разумен, открыт к сотрудничеству, защищен от ударов жизни и вооружен необходимым инструментарием, чтобы справляться с жизненными вызовами.

Выделяют 2 понятия: здоровье и нездоровье.

Здоровье — естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.

Нездоровье – это всегда ущербность, ослабление или утрата способности к деятельности и самоосуществлению. Недостаток психологического здоровья не только угнетает человека, но его можно рассматривать как своеобразную форму слепоты, когнитивной патологии, равно как форму моральной и эмоциональной неполноценности.

Психологическое здоровье описывает личность в целом, имеет отношение к эмоциональной, мотивационной, познавательной и волевой сферам.

Основные критерии психологического здоровья:

• адекватное восприятие окружающей среды,

• осознанное совершение поступков, (ребенок должен осознавать, то что он сделал)

• активность, (быть активным как на занятиях так и вне их) зависит от типа темперамента.

• способность устанавливать контакты,

• чувство привязанности и ответственности по отношению к близким людям,

• способность составлять и осуществлять свой жизненный план,

• ориентация на саморазвитие,

Меланхолик — Человек легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он мало реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, легко эмоционально раним. Эти черты эмоциональной слабости.

Флегматик — Медлителен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою медлительность прилежанием.

Сангвиник — Живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.

Холерик — Быстрый, страстный, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.

Факторы влияющие на психическое развитие детей дошкольного возраста.

1. Социально-культурный фактор — оказывает неблагоприятное влияние на психологическое здоровье, который обусловлен ускорением темпа жизни, дефицитом времени, недостаточными условиями для снятия эмоционального напряжения и для расслабления. (примеры) Подобная личностная дисгармония родителей находит свое отражение в развитии детей и оказывает негативное влияние.

2. Социально-экономический фактор – При частых и длительных разлуках с матерью у детей раннего возраста нарастает потребность в привязанности, что может привести к появлению невротических реакций. В среднем лишь к трем годам у ребенка появляется желание «расстаться» с матерью и стать более независимым. Поэтому ребенка в возрасте трех лет можно помещать в детский сад, не рискуя его психическим здоровьем.

3. Социально-психический фактор

Читайте также:  День психического здоровья занятие

Психологическое здоровье или нездоровье ребенка неразрывно связаны также со стилем родительского воспитания, зависят от характера взаимоотношений родителей и детей.

Причины нарушения психического здоровья

1) Соматические заболевания (Заболевания сердца и сосудов, Заболевания дыхательной системы, Поражения печени и почек, ряд поражений желудочно-кишечного тракта, Травмы, ожоги и ранения, Наследственные генетические заболевания, Органические поражения нервной системы, Инфекции и спровоцированные ими поражения внутренних органов, Паразитарные инвазии, Эндокринные заболевания).

2) Неблагоприятные факторы (стрессы, потеря близкого человека).

Психологически здоровый дошкольник — это дошкольник, у которого наблюдается сбалансированность внутренних (познавательных, эмоциональных, физиологических) и внешних (требования социального окружения) особенностей развития его личности.

Невроз — это нервно-психическое расстройство, вызванное длительными психотравмирующими факторами, эмоциональным или умственным перенапряжением.

Наиболее типичный невроз у детей это неврастения

При возникновении утомления (временного снижения работоспособности) необходим отдых. Иначе это может привести к переутомлению.

Переутомление проявляется в:

В заключении хотелось бы дать конкретные рекомендации: как сформировать хорошую самооценку, уверенность и способность противостоять трудностям!

• доверие к ребенку;

• уважительное отношение к детям;

• в случае неудачи ребенка необходимо вселить в него уверенность в том, что все должно получиться;

• демонстрировать ребенку позитивное отношение и уверенность в возможности преодоления жизненных сложностей;

• детей нельзя обманывать — делать хорошую мину при плохой игре,

• меньше сравнивать ребенка с другими детьми, особенно если сравнение не в пользу ребенка;

• похвала не должна быть фальшивой, иначе у ребенка возникает чувство собственного бессилия;

• помощь ребенку необходима тогда, когда он об этом попросит.

Таким образом, что психическое здоровье дошкольника это оптимальное функционирование всех психических структур.

Прикреплённые файлы:

psihologicheskoe-zdorove-doshkolnika_hrckt.ppt | 870 Кб

Психологическое здоровье детей дошкольного возраста «Психологическое здоровье дошкольника». Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Тем не менее, в одних и тех же обстоятельствах.

Консультация «Психологическое здоровье ребёнка и телевидение» Трудно представить жизнь современной российской семьи без телевизора. Телевидение – это окно во внешний мир, и при разумном подходе оно.

Психологический тренинг для родителей «Психологическое и физическое здоровье мамы» совместно с инструктором по физкультуре Субъект: мамы воспитанников. Цели тренинга: формирование позитивных взаимоотношений, снятие эмоционального и мышечного напряжения, совершенствование.

Консультация для родителей «Психологическое здоровье детей дошкольного возраста» Психологическое здоровье детей дошкольного возраста/ Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе нашего дошкольного.

Консультация для родителей «Влияние телевидения и компьютера на социальное здоровье дошкольника» Наше время характеризуется стремительным развитием информационных и компьютерных технологий. Современные дети быстро осваивают управление.

Консультация «Роль двигательного режима в здоровье дошкольника» Под двигательной активностью понимается сумма всех движений, производимых человеком в процессе своей жизнедеятельности. Это эффективное.

Консультация «Роль двигательного режима в здоровье дошкольника» Консультация «Роль двигательного режима в здоровье дошкольника» Под двигательной активностью понимается сумма всех движений, производимых.

Психологическое здоровье Поддержание, сохранение и коррекция психологического здоровья детей и подростков — одна важнейших задач детских учебных и воспитательных.

Психологическое здоровье дошкольников как критерий работы дошкольного образовательного учреждения «Наша главная задача – не заглядывать в туманную даль будущего, а действовать сейчас, в направлении, которое нам видно» Томас Карлейл. Первые.

Родительское собрание «Психологическое здоровье ребенка» Приветствие: 1. Уважаемые родители, давайте поприветствуем друг друга не обычным способом. (Ладошками, лбами, коленями, плечами спинами).

Источник

Adblock
detector