Сохранение психологического здоровья детей 1-3 лет через образовательную деятельность «коммуникация».
методическая разработка (младшая группа) по теме
Сохранение психологического здоровья ребенка является актуальной проблемой современного общества, то есть это способность к адекватному поведению и деятельности, умение справляться с психотравмирующими факторами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
для воспитателей раннего возраста | 167.5 КБ |
Копилка игр для снятие психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста | 93 КБ |
Предварительный просмотр:
Сохранение психологического здоровья детей 1-3 лет
через образовательную деятельность «коммуникация».
Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. При чём все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребёнка, но требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.
Содержание образовательной области
на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:
сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
воспитание культурно-гигиенических навыков;
формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Содержание образовательной области
на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;
практическое овладение воспитанниками нормами речи.
С приходом в детский сад ребенок попадает в новые социальные условия. Меняется привычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, отгороженностью, снижением активности.
Сохранение психологического здоровья ребенка является актуальной проблемой современного общества, то есть это способность к адекватному поведению и деятельности, умение справляться с психотравмирующими факторами.
Мозговой штурм : «Признаки психоэмоционального напряжения»:
- Трудности засыпания и беспокойный сон;
- Усталость после нагрузки, которая совсем недавно ребенка не утомляла;
- Беспричинная обидчивость, плаксивость или, наоборот, повышенная агрессивность;
- Рассеянность, невнимательность;
- Отсутствие уверенности в себе (ребенок чаще обычного ищет одобрения у взрослых, буквально жмется к ним);
- Проявления упрямства;
- Вредные привычки (сосет палец, грызет ногти), плохой аппетит;
- Боязнь контактов, стремление к уединению, отказ участвовать в играх других.
Игра «Эхо» . (Цель этого упражнения — настроить детей друг на друга, дать каждому ребенку почувствовать себя в центре внимания.)
Тот, кто сидит справа от меня, называет свое имя и прохлопывает его в ладоши, вот так: «Вася, Вася», а мы дружно, как эхо, за ним повторяем. Затем свое имя прохлопывает Васина соседка справа Ира, а мы снова повторяем. Таким образом все по очереди назовут и прохлопают свое имя.
Игра: «Подари ласковушку»
Источник : Г.Б. Монина, Е.В. Ларечина «Игры для детей от года до трех лет». – СПб.: Речь, 2008. Стр.
Описание : Ребенок, родитель и педагог сидят в кругу. Педагог рассказывает историю про ласковушку. Это приятные, добрые прикосновения. Затем показывает, как можно подарить ласковушку соседу, и предлагает ребенку подарить приятные прикосновения, кому захочет .
Игра:«Шумелка» Предложите детям поиграть в «Волка и поро-Цсят», «Волка и козлят», «Волка и зайчиков»,«Лису и курочек», «Пчелок и медведя», «Кота и мышей» — в зависимости от того, какую сказку им недавно читали или рассказывали. Игра заключается в том, что дети, изображающие поросят, козлят, курочек, пчел или мышей, шумом отпугивают непрошенного гостя (волка, лису, медведя или кота, которого изображает воспитатель).Например, воспитатель говорит: «Давайте вы будете курочки, а я — лиса. Курочки гуляют по двору, а лиса подкрадывается, чтобы поймать курочку. Чтобы прогнать лису, курочки шумят, хлопают крыльями, кудахчут, стучат лапками — вот так», — и показывает детям, как шумят курочки. Затем объявляет: «Курочки гуляют», — дети спокойно ходят по группе. Далее воспитатель изображает крадущуюся лису и говорит: «Вот крадется лиса», — и добавляет от имени лисы: «Сейчас я поймаю курочку!» Дети начинают шуметь, и «лиса» с испуганными возгласами убегает.В зависимости от выбранного сюжета дети изображают разных животных: козлята бодаются, зайчики могут барабанить ладошками, кулачками, кубиками, формочками по столу или по полу, пчелки жужжат и летают, — и все громко кричат.
Игры с водой. Вода обладает психотерапевтическими свойствами, способствует релаксации, расслаблению. С другой стороны она может просто развлечь ребенка, поднять эмоциональный настрой. Все это создает благоприятную почву для развития эмоциональной сферы малышей.
Игры с песком, сыпучими материалами. Эти игры также имеют положительное значение для развития психики ребенка, установления психологического комфорта:
- при взаимодействии с песком, сыпучими материалами стабилизируется эмоциональное состояние;
- развитие мелкой моторики и тактильно-мнемической чувствительности влияет на развитие центра речи в головном мозге ребенка, формирование произвольного внимания и памяти;
- с развитием тактильно-мнемической чувствительности и мелкой моторики ребенок учится прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.
Таким образом, что игры на снятие психоэмоционального напряжения могут быть мощным ресурсом предметно-развивающей среды и «аурой радости» в группах раннего возраста. Такие игры оказывают существенное влияние на сохранение эмоционального благополучия, т.к. помогают создать радостное настроение, установить первые контакты с ребенком, повышать жизненный тонус, снимать напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей.
Источник
Психологическое здоровье ребёнка в ДОУ
консультация по теме
«Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для педагогов ДОУ | 15.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов ДОУ
« Психологическое здоровье ребёнка в ДОУ»
Хотелась бы начать с цитаты классика Антона Павловича Чехов а
«Дети святы и чисты. Нельзя делать их игрушкою своего настроения»
Поэтому мы более подробно остановимся на проблеме психологического здоровья.
«Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов»
,- гласит один из девизов, вписанных в Устав Всемирной организации здравоохранения.
Мы живем с вами в эпоху кризисов и социальных перемен. Сегодняшняя тема, бесспорно, является актуальной. Через нас, взрослых и семью, ребенок постигает мир, от нас зависит, насколько легко войдет ребенок в сложный взрослый мир. Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития ребенка в процессе его жизнедеятельности.
Таким образом, можно сказать, что ключевым словом для описания психологического здоровья является слово «гармония». Это гармония между различными аспектами: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими.
Социально-культурный характер факторов, оказывающих неблагоприятное влияние на психологическое здоровье, обусловлен ускорением темпа современной жизни, дефицитом времени, недостаточными условиями для снятия эмоционального напряжения и для расслабления. Следствием этого являются чрезмерная загруженность родителей, их невротизация, появление множества личностных проблем в сочетании с недостаточной осведомленностью о путях решения внутриличностных конфликтов и о возможностях психологической и психотерапевтической помощи. Подобная личностная дисгармония родителей находит свое отражение в развитии детей и оказывает негативное влияние на их психику.
Для того чтобы психика ребенка была в порядке, необходимо делать психогимнастику. Мы можем предоставить картотеку по психогимнастике, а сейчас попробуем на себе испытать несколько упражнений на напряжение и расслабление мышц.
Потянитесь и приготовьтесь слушать музыку, которую я сейчас включу. Сейчас мы будем не просто слушать музыку – каждый из вас представит себя дирижером, который руководит большим оркестром (включается музыка). Представьте себе энергию, которая течет сквозь тело дирижера, когда он слышит все инструменты и ведет их к чудесной общей гармонии. Если хотите, можете слушать с закрытыми глазами. Обратите внимание на то, как вы сами при этом наполняетесь жизненной силой. Вслушивайтесь в музыку и начинайте в такт ей двигать руками, как будто вы управляете оркестром. Двигайте теперь еще и локтями и всей рукой целиком. Пусть, в то время как вы дирижируете, музыка течет через все твое тело. Дирижируйте всем своим телом и реагируйте на слышимые вами звуки каждый раз по – новому. ( пауза)Вы можете гордиться тем, что у вас такой хороший оркестр! Сейчас музыка кончится. Откройте глаза и устройте себе самому и своему оркестру бурные аплодисменты за столь превосходный концерт.
Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол ( образуя лужицу) и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.
Вы легки и веселы. А теперь я предлагаю друг другу улыбнуться и настроится на работу!
Источник
Психолого-педагогические особенности детей ясельной группы
статья на тему
Психолого-педагогические особенности детей ясельной группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psikhologo-pedagogicheskie_osobennosti_detey_2-3-letnengo_vozrasta.docx | 16 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Психолого-педагогические особенности детей 2-3-летненго возраста».
Приход ребенка в детский сад связан с достаточно серьезной перестройкой организма. Полностью меняются привычки, режим, и вся психология ребенка. Именно поэтому ясельный возраст считают возрастным переходным кризисом. Ни о какой стабильности в этот период не может быть и речи. К новому режиму, конечно, ребенку надо привыкнуть. Он может легко заболеть в этот момент, т.к. защитная оболочка, перестраиваясь с одной модели на другую, может допустить внутрь организма врагов. Поэтому тактика поведения в критические периоды должна быть всегда одинаковой – поменьше активности, — побольше осмотрительности и внимания. Приход ребенка в новый возраст – это почти то же, что и рождение. Ясли – это экзамен на зрелость. Чем полнее осуществлена программа предыдущего возраста, тем легче и успешнее переход в новый возраст. Чем лучше младенец освоил пространство умом, тем с большей охотой 2-летний ребенок станет проверять его на ощупь. Придя в ясли, человек уже стартовал, но еще не прошел и метра дистанции, уже оттолкнулся, но еще не полетел. В этом возрасте, потенциальная энергия ребенка начинает превращаться в кинетическую, а потенциальная личность – в реальную.
Действие – это главное содержание жизни малыша в этот период. Освоив пространство, ребенок приступает к освоению его «начинки» — окружающих предметов. Все изменения происходят у ребенка довольно быстро и сразу. Возрастает интерес к разнообразию пищи, больше привлекают игрушки, меньше – люди, сокращается общение с людьми. Если что-то упущено в младенчестве – наверстать уже не возможно. Это правило применимо и ко всей жизни. Поэтому родителям необходимо знать какие ограничения особенно губительны для каждого возраста. Поскольку ясельный возраст – это возраст предмета и действия, то не надо ограничивать набор предметов только игрушками, а действия – только возней с этими игрушками. Мир предметов должен открыться ребенку как можно шире. Не бойтесь допускать его в мир взрослых вещей, разумеется под своим контролем. Если ребенок ломает игрушку – это не что иное, как знак познавательной деятельности. Сломав и распотрошив куклу, обнаружив внутри вату, он совершает открытие.
В младенческом возрасте дети открыты миру, а вот двухлетние — уже закрыты, они обращены внутрь себя. Эти дети любят только тех, кого считают частью себя. Ребенок не нуждается в чрезмерном общении с посторонними людьми. Поэтому ему нужно обязательно дать побыть одному, и когда он занят сам собой или своими делами, не мешайте ему. Играть с ним еще рано, а сюсюкать его уже поздно. Закрытость, стремление вглубь требует постижения внутренней сути предмета.
И еще, что очень важно знать каждому родителю 2-х летнего ребенка – это то, что научиться любить ребенок может только до трех лет. Не будет в это время у него любви, не будет ее и во всей остальной жизни. Если младенцу любовь должны отдать родители, то в 2 летнем возрасте малыш возвращает эту любовь родителям. Именно поэтому нельзя пресекать проявлений ласки и любви 2-3-летнего малыша и всячески потворствовать этому. Пусть ваш ребенок целует вас, обнимает, кусает, трогает, пусть учится любви, и если эта учеба пройдет успешно, то этой привычки, может быть хватит на трудный следующий возраст, когда вместо ласкового котенка, у вас появится капризный и назойливый козленок, т. к. учиться любви в три года будет уже поздно. Мышление ребенка 2 лет, в отличие от предыдущего и последующего возрастов, не имеет никакой логической программы, оно очень фрагментарно. Внимание ребенка легко переключить с одного предмета на другой, с одного действия на другое. Этим можно пользоваться, когда нужно забрать у малыша опасный предмет или прекратить опасное действие. Главное, чтобы руки ребенка не были пустыми, и он не сидел бы без дела. Память тоже фрагментарна, но обучение уже можно начинать, хотя ребенок учится без особого усердия. Самое лучшее в этом возрасте занятие – это занятия гимнастикой, т.к. сила ребенка в этом возрасте, относительно его размеров – максимальна. Его можно назвать маленьким штангистом. И это не удивительно, потому, что маленькому человеку необходимо многому научиться: ходить, бегать, поднимать предметы и т.д. Одной из наиболее важных задач – развитие силы. Если упустить момент, то ребенок останется хилым на все детство. У детей ясельного возраста начинает активно формироваться воля, переубедить его в том, что он хочет невозможно. Дайте ему одержать несколько побед, не боритесь с ним.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Если вы хотите понять причину проблем и выбрать оптимальное их решение, заботитесь о здоровье и долголетии, стремитесь поднять свою жизнь на новый качественный уровень, мечтаете избавиться от сомнений.
Психолого-педагогические особенности детей 3-4 летнего возраста.
Психолого-педагогическая, медико-социальная реабилитация рассматривается как щадящее средство включения особенного ребенка в социальное пространство, в группу сверстников, обеспечива.
Цель: Раскрытие ресурсов у детей умения распознавать и выражать основные эмоции посредством сюрпризных моментов, а так же изучение основных социальных правил проведения с.
Цель: социализация детей старшего дошкольного возраста, с целью всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития.Данный проект НОД психолого-педагогической поддержки д.
Психолого-педагогические рекомендации родителям детей старшей группы по формированию адекватной самооценки дошкольников.
Источник