Меню

Психологическое здоровье детей во взаимодействии с семьей

Взаимодействие ДОУ и семьи как фактор сохранения психологического здоровья дошкольника.
статья на тему

Статья для педагогов, психологов, методистов — о роли детского сада во взаимодействии с семьей и сохранении психологического благополучия ребенка.

Скачать:

Вложение Размер
vzaimodeystvie_dou_s_semey.docx 20.4 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие ДОУ и семьи- как фактор сохранения психологического здоровья дошкольника .

Детский сад — это мастерская, где формируется мысль и отношение к миру, подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее.

В современном, достаточно развитом обществе все чаще начинает возникать вопрос о том, на сколько, наше общество психологически здорово, и как сохранить и поддержать психологическое благополучие. В связи с этим необходимо рассмотреть, что такое психологическое здоровье.

Психологическое здоровье-это состояние благополучия, в котором человек реализует свои способности, может противостоять обычным жизненным стрессам, продуктивно работать и вносить вклад в свое сообщество.

И на сегодняшний день актуальным становится вопрос по формированию, укреплению, сохранению здоровья детей.

Психолого-педагогические исследования (Л.И. Божович, Н.Ф. Виноградовой, Л.В. Загик и др.) показали, что семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства.

Дошкольное детство – это тот период в жизни человека, когда формируется основа здоровья, происходит развитие личности, закладывается основа познания себя и мира, происходит обучение устанавливать контакты.

В связи с этим огромную роль в этом вопросе играет детский сад.

Детский сад ставит перед собой задачи помочь детям социализироваться в окружающей среде, устоять перед неблагоприятными факторами, учит детей справляться с психотравмирующими ситуациями, преодолевать негативные переживания и тем самым помогать развивать личность ребенка и сохранять ее эмоциональное здоровье.

По результатам исследований в России на сегодняшний день детские сады посещают только 50% детей дошкольного возраста.

Во главе с дошкольным образовательным учреждением наибольшую роль в развитии личности играет семья и ее микроклимат. На докладах в ЮНЕСКО все чаще говорят о необходимости включения родительской общественности в образовательный процесс.

За последнее время эффективность взаимодействия ДОУ и семьи снижается из-за ускоренного ритма жизни или отказа посещать ДОУ по ряду причин.

Многие родители привыкли доверять всей информации из СМИ, литературы, порой ненадлежащего качества, и используют свои знания бессистемно, считая, что вполне самостоятельно могут сохранить и поддержать психологическое благополучие своего ребенка.

Для разрешения этого вопроса, ДОУ старается выстроить диалог с семьей, используя различные методы основанные на сотрудничестве, содружестве и взаимопомощи.

Непосредственно для взаимодействия с семьей, учреждение, педагоги и специалисты проходят множество стадий начиная от — изучения семьи и ее индивидуальных особенностей, поиска контактов, обсуждения, что необходимо развивать у дошкольника, устанавливают общие требования к воспитанию, реализации индивидуального подхода до совершенствования педагогического сотрудничества.

Взаимодействие с семьей происходит с использованием различных форм общения:

-информационно-просветительское: стендовая информация, буклеты, собрания, индивидуальные беседы;

-совместная деятельность детей с родителями: праздники, поделки, мастер-классы, открытые занятия, конкурсы, соревнования, экскурсии, досуги, выставки, посещение библиотеки;

-Тематические встречи: родительские клубы, круглые столы, тренинги.

Вовлечение родителей в педагогический процесс дают возможность: объективно оценивать возможности своих детей, рассмотреть иные стили поведения со своим ребенком, расширить свою педагогическую компетентность, получить специализированную поддержку при необходимости, сформировать адекватную родительскую позицию. И с появлением более благополучной и уверенной родительской позиции, у детей снижается уровень перенапряжения, страхов, повышается самооценка, уверенность в себе, укрепляются детско-родительские отношения, что и является залогом сохранения и укрепления психоэмоционального здоровья ребенка дошкольника.

Таким образом, можно сказать, что родитель вовлеченный в образовательный процесс совместно со своим ребенком, через ресурсы ДОУ, приобретает тот благостный инструмент с помощью которого становится мастером по сохранению и поддержанию психологического здоровья ребенка.

Список использованной литературы

  1. Человек и образование №4 2010, Н.В. Соснина, Е.М.Старобина «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей».
  2. Интернет Журнал «Науковедение», выпуск №6 (25)2014 ноябрь-декабрь Маркарян И.А. «Взаимодействие детского сада и семьи-приоритетное направление в деятельности дошкольной образовательной организации»
  3. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: методические рекомендации.—М.:ТЦ Сфера,2007.
  4. Колодяжная Т.П., Маркарян И.А., Согомоньян Н.В. Семейное воспитание детей с разным уровнем здоровья и развития: проблемы, технологии, опыт в условиях взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи. Методическое пособие.—М.: УЦ «ПЕРСПЕКТИВА», 2011.
  5. Пахальян В.Э.Развитие и психологическое здоровье. Дошкольный и школьный возраст.—СПб.:Питер,2006

Источник

Семья, как фактор психологического здоровья детей. Любовь в семье-счастливые дети.
статья на тему

«Дети – это цветы жизни» — так говорит народная поговорка. Лучший способ вырастить красивый и крепкий «цветок» – это сделать его счастливым.…

Скачать:

Вложение Размер
statya_po_psikhologii_i_pedagogike._semya_kak_faktor_psikhologicheskogo_zdorovya._-_kopiya.docx 27.54 КБ

Предварительный просмотр:

Семья как фактор психологического здоровья детей

Любовь в семье – счастливые дети.

«Дети – это цветы жизни» — так говорит народная поговорка. Лучший способ вырастить красивый и крепкий «цветок» – это сделать его счастливым.…

Сегодня все больше внимания уделяется роли и влияния семьи на психологическое здоровье детей. Большинство психологов считают, что психологическое здоровье или нездоровье ребёнка неразрывно связано с психологической атмосферой, или климатом семьи, и зависит от характера взаимоотношений в семье.

Как писал профессор психологических наук Никифоров Г. С.: «психология здоровья определяется как наука о психологическом обеспечении здоровья человека на всем протяжении его жизненного пути» [1] . Главным незаменимым социально-психологическим фактором здоровья ребенка является семья. Сложно представить себе, но именно через родителей ребенок получает в наследство от многочисленных родственников прошлых поколений предпосылки состояния здоровья.

Давайте посмотрим, как определяет психологическое здоровье (или психическое здоровье) Всемирная организация здравоохранения: «психическое здоровье — это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. В этом позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия и эффективного функционирования для человека и для сообщества. Это основное понятие психического здоровья соответствует его широким и разнообразным интерпретациям в разных культурах. Замечательные суждения, правда?

Психологическое здоровье ребенка напрямую зависит от культуры семейных отношений, от качества семейной атмосферы, от традиций здорового образа жизни, от психологического климата в семье и от многих других компонентов семейной жизни. В этой связи, интересна позиция теории круговой модели Д.X. Олсона, согласно которой для успешной семейной атмосферы необходимо одновременное наличие трех компонентов: сплоченность (степень эмоциональной связи между членами семьи), адаптация (характеристика того, насколько гибко семейная система способна приспосабливаться и изменяться при воздействии на нее стрессоров) и коммуникация.

Формирование здоровья ребенка в ряде случаев связано с изменением состояния семьи в целом: приобретение семьей в случае необходимости способности эффективного преодоления стресса и адекватной коммуникации. В связи с этим требуется не только оказать семье психологическую помощь, а, прежде всего, помочь семье обрести психологическую компетентность — в этом состоит одно из направлений работы психологов и педагогов по поддержке здоровья детей!

Интересное наблюдение социологов и психологов было сделано в вопросе влияния семьи на детское психологическое здоровье: «здоровые» семьи отличаются наличием компетентности у всех ее членов. Это значит, в первую очередь, умение каждого члена семьи выстраивать такие взаимоотношения, которые образуют положительную семейную обстановку, позитивное психологическое пространство семьи. Психологическое здоровье семьи, оказывая значимое влияние на формирование здоровья ребенка, складывается из психологической компетентности членов семьи и качества их взаимоотношений.

Родителям необходимо запастись знанием и пониманием себя, ребенка и окружающих людей, умением без ущерба для себя и других решать возникающие проблемы, находить способы преодоления своих негативных состояний, а также способностью оказать помощь другим. В этом и состоит так называемая компетентность родителей.

Для того, чтобы создать благоприятную психологическую атмосферу каждый ее член должен относиться к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям — еще и с почитанием, к более слабому — с готовностью помочь в любую минуту. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчеркивать достоинства и добрые дела каждого, и одновременная открытость семьи, её широкие контакты. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи.

Последние исследования экспертов Всемирной организации здравоохранения, проведенные в различных странах, убедительно показали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, которые страдают от недостаточного общения и враждебного отношения со стороны родителей, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада.

Нравственно-психологический климат семьи оказывают большое влияние на становление личности ребенка. Усваивая нормы поведения и отношений родителей, дети начинают в соответствии с ними строить свои отношения с близкими людьми, а затем переносят навыки этих отношений и на окружающих людей, товарищей, учителей. Но. если же в семье нет единства в воспитании ребенка, если нарушаются важные педагогические принципы уважения к ребенку и требовательности к нему, то создается почва для неправильного становления характера человека.

Самые страшные последствия неблагополучной семейной атмосферы появляются в нарушениях психо -эмоциональной сферы или ребенка, что привести к детской преступности и даже самоубийствам. У ребенка могут возникнуть беспричинные страхи, нарушения сна, нарушения, связанные с приемами пищи и пр. Обычно эти нарушения носят временный характер. У некоторых же детей они проявляются часто, упорно и приводят к социальной дезадаптации. Такие состояния могут быть определены как психические расстройства.

Неврозы у детей не возникают, если родители вовремя справляются со своими личными проблемами и поддерживают теплые взаимоотношения в семье, любят детей и добры к ним, отзывчивы к их нуждам и запросам, просты и непосредственны в обращении, позволяют детям выражать свои чувства и вовремя стабилизируют возникающие у них нервные напряжения, действуют согласовано в вопросах воспитания, принимая во внимание соответствующие полу ориентации и увлечения детей.

Именно здесь проявляется важность роли психологической компетентности родителей, которая препятствует развитию у детей патологических привычек и различных негативных зависимостей (телевизионной, компьютерной и др.).

Хочется отметить основные критерии оценки психологического здоровья семьи, а именно:

  • позитивное психологическое пространство семьи, которое складывается из психологической компетентности членов семьи и качества их взаимоотношений. К сведению, для оценки этого критерия активно используются опросники для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г.Эйдемиллера и В.Юстицкиса.
  • Социально-психологическая адаптация, то есть овладение личностью ролью при вхождении в новую социальную группу. При этом важным является не только достижение цели, но и сохранение благоприятного психофизиологического и эмоционального состояния.
  • Адекватное взаимодействие семьи. Взаимодействие как процесс характеризуют: совокупная деятельность, информационная связь, взаимовлияние, взаимоотношения и взаимопонимание. Взаимоотношения определяются и задаются личными качествами людей, структурой их личности, формирующейся в процессе воспитания. Нарушения во взаимоотношениях детей со сверстниками и с педагогами связаны с нарушениями в семейном воспитании и могут быть зафиксированы по результатам социометрического обследования в неблагополучном социометрическом статусе ребенка: отвергнутый, изолированный, условно принятый (при наличии одного положительного выбора).

Итак. Семья, являясь необходимым компонентом социальной структуры любого общества, и выполняя множественные социальные функции, играет важную роль в общественном развитии. «Выполняя воспитательную, образовательную функцию, семья формирует у ребенка те или иные правила и нормы поведения, цели, ценности и, наконец, закладывает фундамент духовного, мировоззренческого начала» [2] .

Именно семья выполняет главную функцию, которая заключается в передаче детям системы ценностей и норм, включении их в социальную среду, в разнообразные социальные связи. Вызывает уверенность в том, семья является мощным фактором психологического здоровья детей и ни один социальный институт не в состоянии заменить её ребенку.

  1. Барабанщиков В.А. Системная организация и развитие психики // Психол. журн. Т. 24. № 1. 2013. С. 29-46.
  2. Брушлинский А.В. Психология субъекта / Отв. ред. В.В. Знаков. — М.: Институт психологии РАН; СПб.: Изд-во «Алетейя», 2012. 272 с.
  3. Дружинин В.Н.Экспериментальная психология. М., 2011.
  4. Знаков В.В. Психология субъекта как методология понимания человеческого бытия // Психол. журн. Т. 24. № 2. С. 95-106.
  5. Психологический словарь. / Ред. Зинченко В. П. — М.: Педагогика-Пресс, 2006. – 465с.
  6. Сандлер Джозеф и др. Пациент и психоаналитик. Основы психоаналитического процесса. / Сандлер Д., Дер К., Холдер А.; Пер. с англ. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Смысл, 2010.– 346с.
  7. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. — М.: Наука, 2012.– 125с.

[1] Барабанщиков В.А. Системная организация и развитие психики // Психол. журн. Т. 24. № 1. 2013. С. 32.

[2] Брушлинский А.В. Психология субъекта / Отв. ред. В.В. Знаков. — М.: Институт психологии РАН; СПб.: Изд-во «Алетейя», 2012. С. 154.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие ДОУ и семьи — залог сохранения психологического здоровья детей. Резцова Т.М. воспитатель МБДОУ № 42 « Малинка»г. Старый Оскол Дошкольное детство — это.

В данной работе представлен материал семинара-практикума для детей и родителей подготовительной группы в рамках поекта «Неделя психологии».

Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает влияние на развитие и детей, и взрослых. Он не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают.

Сегодня все больше внимания уделяется роли и влияния семьи на психологическое здоровье детей. Большинство психологов считают, что психологическое здоровье или нездоровье ребёнка неразрывно связано с п.

Сообщение для педагогического совета«Совместная работа детского сада и семьи – важный фактор укрепления здоровья и снижения заболеваемости детей».

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции «являются центральным звеном» психической жизни челов.

Семья как фактор психологического здоровья ребёнка.

Источник

Читайте также:  Школ здоровья артериальная гипертензия задача цель
Adblock
detector