Семинар-практикум с элементами тренинга для родителей детей с ОВЗ на тему: «Психологическое здоровье дошкольников»
материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Семинар-практикум для родителей детей с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar.docx | 21.1 КБ |
seminar.docx | 21.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум с элементами тренинга
для родителей детей с ОВЗ
на тему: «Психологическое здоровье дошкольников»
- раскрыть суть понятий «психологическое здоровье», «эмоциональное благополучие»;
- акцентировать внимание родителей на взаимосвязи педагогической (родительской) установки с эмоциональным благополучием и личностным развитием ребенка;
- стимулировать рефлексию родителей над собственными воспитательными установками;
- организовать обмен опытом в области взаимодействия с детьми;
- способствовать выработке новых навыков общения с ребенком;
- повышать уровень психолого-педагогических знаний у родителей.
Уважаемые родители. Для начала я предлагаю вам поиграть в игру «Мой ребенок ». Каждый родитель должен назвать имя своего ребенка и на эту же букву качество его характеризующее. Игра проводится в кругу, передавая мяч.
Вступительное слово педагога-психолога.
Уважаемые родители! Сегодня мы поговорим с вами о психологическом здоровье детей. Понятие «психологическое здоровье» появилось в 30-х годах. Оно отражает состояние физического, психического и социального благополучия. Слайд №1.-2
Задание 1. «Мой ребенок психологически здоров». Слайд №3
Давайте с вами нарисуем портрет психологически здорового ребенка и определим те качества, которыми он должен обладать.
Например: умный, уравновешенный, любознательный, подвижный, открытый, добрый, дружелюбный, отзывчивый, активный, самостоятельный, честный, смышлёный, веселый
Будем считать, что ребенок обладает этими качествами на 100 %.
Задание 2 «Числовой отрезок».
Мысленно начертите числовой отрезок от 1 до 10. Десять соответствует идеальному ребенку,0-психологически нездоровому. Мысленно отметьте, где на числовой прямой находится ваш ребенок. При этом помните, что идеальных детей не бывает. В большинстве своем дети имеют те или иные отклонения от эталона и это нормально.
Все мы знаем, что невнимание к ребенку, неуважение его личности лишают возможностей самореализации в будущем.
Слайд №4 Факторы риска психологического здоровья
Одно из основных условий полноценного развития ребенка – психологическая защищенность, т. е. осознание того, что его любят в любых жизненных ситуациях. Слушать и чувствовать ребенка непросто для взрослого. Именно в диалоге рождается доверие и взаимопонимание, умение видеть чувства свои и окружающих. А это важнейшая задача воспитания ребенка дошкольного возраста и одна из целей подготовки его к обучению в школе.
Когда окружающие доброжелательно относятся к ребенку, признают его права, уделяют ему внимание, он испытывает чувство уверенности, защищенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к людям – растет психологически здоровый человек.
Сегодня мы собрались с вами, чтобы обсудить вопрос о психологическом здоровье детей.
Упражнение №3 «Платочки»
— Для этого упражнения возьмем куклу, которая будет играть роль ребенка. А мы сейчас вспомним, как мы иногда общаемся с детьми.
* Если ребенок капризничает, мы ему говорим: «Не плачь, прекрати! ». Значит, мы не позволяем ему свободно проявлять свои чувства. (обвязываем кукле область сердца)
* Если ребенок без разрешения берет вещи, которые ему не положено брать, мы говорим: «Не трогай! » (Связываем бинтом руки.)
* Если ребенок разбегался, мешает нам, мы говорим: «Не бегай! » (Связываем ноги.)
* Если взрослые разговаривают, а ребенок слушает их разговор, мы реагируем: «Не слушай! » (Завязываем уши.)
* Если ребенок кричит, оглушая нас, мы говорим ему: «Не кричи! » (Завязываем рот.)
— Как вы думаете, ребенку хорошо? Как он себя чувствует? Как вы думаете, что нужно освободить в первую очередь? Если мы его спросим? Как вы думаете, может ли ребенок развиваться в таком состоянии? Что же делать?
Слайд №5 Важность сохранения психологического здоровья.
— Вследствие нарушения психологической безопасности ребенок может оказаться в стрессовом состоянии. Чтобы вовремя помочь ему, каждый педагог (родитель) должен знать признаки такого состояния.
— Как может проявляться стрессовое состояние у ребенка?
- трудности с засыпанием, неспокойный сон;
- частая усталость;
- участившаяся беспричинная обидчивость, слезливость или, наоборот, проявление агрессии (жалобы, обзывания, драки и т. д.) ;
- участившиеся случаи невнимательности, рассеянности;
- беспокойство, непоседливость;
- частое проявление упрямства, капризов;
Навязчивые привычки – сосание пальца, грызение ногтей, накручивание волос на палец, игра с половыми органами;
- стойкое нарушение аппетита или, наоборот, переедание;
- стремление к уединению;
- невротические проявления – моргание глазами, подергивание плеч, дрожание рук и т. д.
- дневное или ночное недержание мочи.
Все перечисленные признаки могут говорить о том, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения. Во взаимоотношениях взрослый должен тонко подбирать эмоциональные формы воздействия. Одной из таких форм являются родительские установки – совокупность родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятия ребенка родителем и способов поведения с ним.
Давайте вспомним реплики взрослых, высказывания, оценки, услышанные или сказанные лично вами, и попробуем определить, негативное или позитивное влияние они оказывают на ребенка.
Слайды № 6-7 Психологическое здоровье семьи
Одно из основных условий полноценного развития ребенка – психологическая защищенность, т. е. осознание того, что его любят в любых жизненных ситуациях. Слушать и чувствовать ребенка непросто для взрослого. Именно в диалоге рождается доверие и взаимопонимание, умение видеть чувства свои и окружающих. А это важнейшая задача воспитания ребенка дошкольного возраста и одна из целей подготовки его к обучению в школе.
Упражнение 4. Методика «Лесенка». Родителям предлагается «оценить» своего ребенка и поставить его на определенную ступень. Затем сравнить с результатами детского тестирования.
Работа с родительскими позитивными и негативными установками.
5. Обыгрывание проблемных ситуаций
Работа над собой и воспитание детей – сложные процессы, для закрепления услышанного сегодня рассмотрим жизненные ситуации и постараемся найти правильное педагогическое решение.
Задание: найдите выход из проблемной ситуации, используя позитивные установки. Работа выполняется в парах.
1. Ребенок шалил за столом и, несмотря на ваше предупреждение, пролил молоко.
Педагогически правильное решение ситуации: «Ничего, бывает. Иди принеси тряпку и убери за собой.
2. У вас важный разговор с приятельницей. Ребенок постоянно вас перебивает.
«Понимаю, тебе хочется поиграть со мной. Этот разговор для меня очень важен»
3. Вы торопитесь на работу. Ваш ребенок медленно одевается и отказывается надевать приготовленные вещи.
«Я тороплюсь, мне бы не хотелось опаздывать. Тебе нужна моя помощь? »
4. Ребенок пришел с прогулки в промокшей обуви – он ходил по лужам.
Ты очень огорчил меня, но я еще больше огорчусь, если ты заболеешь.
5. Вы пообещали купить ребенку игрушку, но пока нет возможности сделать это.
Мне тоже нравится эта игрушка, и мне бы очень хотелось порадовать тебя, но нужно подождать еще немного.
Заключение: Просмотр мультипликационного фильма «Что случилось с крокодилом».
Итог: игра «Мишень». Уважаемые родители. Прошу вас выразить свое отношение к прошедшему мероприятию.
Источник
Родительское собрание с элементами тренинга «Секреты психологического здоровья дошкольника»
Наталья Терехова
Родительское собрание с элементами тренинга «Секреты психологического здоровья дошкольника»
Цель: побудить родителей проявлять заботу о психическом здоровье ребенка.
1. Выявить факторы, влияющие на психическое здоровье ребенка;
2. Практически освоить способы налаживания и оздоровления взаимоотношений «ребенок-взрослый»;
3. Научить способам эффективной коммуникации для разрешения проблем.
Необходимый материал: магнитофон и запись спокойной музыки, таблица факторов, влияющих на психологическое благополучие ребенка в семье.
Ход встречи
-Добрый вечер, уважаемые родители! Нашу встречу мне хотелось бы начать с приветствия. Для этого выберите сами, с помощью какой части тела – локтя, плеча, колена – мы скажем друг другу «Добрый вечер». Здороваться будем молча, используя только прикосновение.
(Участники встают в круг лицом друг к другу. Психолог начинает приветствие, коснувшись локтем локтя рядом стоящего или положив свою ладонь на его плечо. Если участники выбирают «колено», то упражнение выполняется сидя. Каждый взрослый по очереди дотрагивается своей рукой до колена рядом сидящего.)
— Спасибо. Хорошо! Тема сегодняшней встречи «Секреты психологического здоровья дошкольника».
2. Вступительное слово о психологическом здоровье.
Здоровье – это полное физическое, социальное и психологическое благополучие, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Психическое здоровье ребенка – это один из критериев здоровья в целом. На современном этапе развития общества жизненный уровень населения понизился, ускорился темп жизни. Из-за постоянной загруженности родителей, дефицита внимания, базовые потребности ребенка в любви, ласке не удовлетворяются. В результате этого нарастает напряженность, агрессивность, озлобленность у детей, что говорит об отсутствии психологической безопасности в семье.
Психолог обращает внимание родителей на плакат,а они высказывают свое мнение:
«Родители воспитывают, а дети воспитываются той семейной жизнью,
какая складывается намеренно или ненамеренно. Жизнь семьи тем и сильна,
что ее впечатления постоянны, обыденны, что она действует незаметно, укрепляет
или отравляет дух человеческий, как воздух, которым мы живы.»
А. Н. Острогорский
Каждый человек по-своему видит, слышит, чувствует, думает, имеет индивидуальные возможности, способности, черты характеры и т. д.Каждый человек проходит свой путь развития:
3. Практическое задание для родителей.
— Вспомните себя в каждый из этих периодов. Напишите, кто оказал на вас наибольшее влияние?
-Чему Вы научились?
(В конце работы обсуждаются результаты).
Таким образом, на разных этапах формирования на личность влияют близкие люди (члены семьи) и социум (воспитатели, друзья). И насколько удовлетворены наши потребности в общении и признании на каждом возрастном этапе, зависит психоэмоциональное благополучие, психологическое здоровье.
Рассмотрим факторы, влияющие на психоэмоциональное благополучие ребенка в семье.
-Что вы знаете о важности следующих факторов, влияющих на развитие ребенка? Если этот фактор кажется вам важным, поставьте напротив него знак «+». Если нет, то «-«.Запись на доске или плакате:
№п/п Факторы, влияющие на развитие ребенка Да Нет
1 Планирование беременности
2 Ожидание ребенка определенного пола
3 Постоянство материнской заботы
4 Режим питания
7 Стиль воспитания в семье
8 Порядок рождения в семье
9 Имя ребенка. Группа крови
С помощью этой таблицы психолог анализирует приведенные факторы, обсуждает их с родителями, организует исследование.
4. Мини-лекция «Как воспитывать детей с разной группой крови»
Группа крови, как и прочие наследственные признаки, передается от родителей детям на генетическом уровне. Комбинации генов отцов и матери образуют несколько пар. На сегодняшний день официально регистрируются четыре группы крови,которые принято обозначать как: первая (О, вторая (А, третья (В) и четвертая (АВ).
Первая группа крови. Большинство детей этой группы послушны и ласковы, исключительно чувствительны. Будучи отвергнутыми, теряют уверенность в себе и могут вырасти с чувством враждебности к обществу. С одной стороны, для детей этой группы характерны романтичность, идеализм, с другой – ранний практицизм, умение оценить выгоды и потери. Следует поощрять у них мечтательность и страсть к сочинительству. Самое опасное у детей первой группы – это проявление раннего эгоизма. Необходимо с раннего возраста настойчиво прививать им чувство коллективизма и объяснять необходимость думать о других. Любят подражательные игры. Стараются любым способом заполучить понравившуюся игрушку.
Вторая группа крови. Эти дети упрямы и непоседливы. Их характерная особенность – повышенная внимательность как к окружающим. Они чрезвычайно чувствительны к тому, что думают о них окружающие, поэтому внешне сдержанны и умеют себя контролировать. Обладают достаточной силой воли и твердостью, отстаивают свое «я». По сравнению с другими дети с этой группой крови более медлительны, поэтому в общении с ними требуется больше терпения. Но, занявшись делом, они стараются довести его до конца. Не подгоняйте, не торопите такого ребенка, иначе у него все будет валиться из рук.
Третья группа крови. Жизнерадостны, игривы и интересны своей непредсказуемостью. Эти дети они доставляют много хлопот, дети из разряда «неподдающихся». Все стандартные приемы – шлепки, крики, наказания – либо бесполезны, либо приводят к обратному результату. Им безразлично, как к ним относятся окружающие. Они редко заводят друзей, заняты только собой. Родителям следует особое внимание уделять формированию коммуникативных навыков, объяснять правила поведения в обществе.
Четвертая группа крови. Дети этой группы толковы и покладисты, робки, пугливы. Но многие из них застенчивы и испытывают необъяснимый страх перед людьми. Таким детям надо уделять особое внимание, соблюдать предосторожность, принуждая к чему-либо, не угрожать наказаниями. Вместо того чтобы отругать ребенка, поговорите с ним мягко и задушевно.
5.Исследование: может ли влиять порядок рождения на развитие ребенка? Каким образом?
Для проведения исследования родители делятся на группы: группа «младших», «старших», «средних», «единственных» детей.
Старшему ребенку в семье свойственны ответственность, добросовестность, честолюбие. Он часто берет на себя часть родительских функций. Заботясь о младших детях в семье. Рождение следующего ребенка приводит к лишению его исключительной позиции в обладании любви и заботы матери и часто сопровождается ревностью к появлению соперника. Для старших детей характерна нетерпимость к чужим ошибкам.
Младшему ребенку в семье свойственны беззаботность, оптимизм, готовность принимать чужое покровительство. Для членов своей семьи он может так и остаться навсегда малышом. К его достижениям родители относятся менее требовательно. Младшие всегда становятся любимчиками, поэтому эмоционально стабильные, общительные. На них возлагают меньше обязанностей, но стереотипы поведения закладываются уже в этот период.
Средний ребенок часто вынужден бороться за то, чтобы быть замеченным и получить свое место в семье. Они хорошо ладят с людьми, со всеми дружелюбны.
Единственный ребенок оказывается одновременно самым старшим и самым младшим ребенком в семье. Эти дети часто имеют привязанность к родителям на протяжении всей жизни. Поскольку родители склонны возлагать большие надежды на своего единственного ребенка. Однако, находясь во власти родителей, под их постоянной опекой, у ребенка может сформироваться беспомощность.
Существует два типа единственных детей: рано взрослеющий и «маменькин сынок», особенно второй вариант распространен в семьях, где были проблемы с беременностью, поздние роды и т. д.
После комментария родители обсуждают в группах плюсы и минусы.
6. Методы общения с ребенком (рекомендации).
В воспитании ребенка огромную роль играет психологический микроклимат в семье, общение с ребенком. В общении с ребенком у родителей часто возникают проблемы.
Что может сделать родитель?
1. Попытаться непосредственно повлиять на ребенка.
2. Повлиять на самого себя.
3. Попытаться повлиять на обстоятельства.
Существует 2 формы сообщения в общении с ребенком «Я-сообщение», «Ты – сообщение».
Родитель устал- Ты меня утомил – Реакция ребенка «Я –плохой».
Родитель устал – Я очень устал – Реакция ребенка «Папа устал».
Цель: «Я –высказывания» не заставить кого-то что-то сделать, а сообщить свое мнение, чувство, потребность. В такой форме ребенок услышит и поймет гораздо быстрей. «Ты- высказывание» часто становится родительским посланием, прогнозом, которым ребенок руководствуется всю жизнь. Например –«Моя мама часто говорила, что в нашей семье все женщины несчастны» и т. п.
7. Рефлексия «Семейные заповеди».
Участникам предлагается написать список семейных заповедей, которых должны придерживаться родители для формирования психологической безопасности ребенка в семье. Затем происходит взаимообмен. Обсуждение.
Психологподводит итог встречи: «Для многих родителей в настоящие время важнее профессиональная деятельность, наши повседневные заботы. А вопросы воспитания мы оставляем на потом. Поэтому прежде чем воспитывать, откройте двери в свое детство. Вспомните, какими были вы, чего ждали от своих родителей? Что вы испытываете, воспитывая своего ребенка? Превосходство или сочувствие к нему?
Но, самое главное, никогда не воспитывайте малыша в состоянии аффекта. Семь раз отмерьте и один раз отрежьте. Посмотрите на совершенное его глазами и с его позиции. Старайтесь стать ему родителем, о котором вы мечтали в детстве. Спасибо за внимании! До новых встреч!»
Нестандартное родительское собрание «Сплочение родительского коллектива» в форме тренинга Наверное, многие воспитателя, педагоги замечают несплочённость, недружность родителей наших воспитанников. А в детском саду очень важна.
Проведение психологического тренинга для воспитателей ДОУ на педсовете «Развиваясь – совершенствуемся!» Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информаций, и уже не представляем нашу жизнь без компьютеров,.
Родительское собрание в форме деловой игры «Развитие личности дошкольника» Цели: 1)выявить в ходе игры представления родителей о проблемах,путях,формах и способах содействия развитию личности дошкольника; 2)способствовать.
Родительское собрание «Нравственное воспитание дошкольника» Родительское собрание в младшей группе детского сада. Материалы : Компьютерная презентация, анкета «Анализ поведения детей» (21 шт, памятка.
Родительское собрание на тему: «Речь младшего дошкольника» Утверждаю: Заведующий МКДОУ д/с «Радуга» ___О. В. Синельникова «___»___2015г РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ: «Речь.
Родительское собрание с элементами тренинга «Что такое общение?» Родительское собрание с элементами тренинга. Тренинг (педагогический). Тема: «Что такое общение?» Все участники садятся по кругу. Подготовительная.
Родительское собрание с элементами тренинга «Кризис трех лет» Родительское собрание с элементами тренинга. Тема: «кризис 3-х лет» Здравствуйте, уважаемые родители. Я рада приветствовать Вас на родительском.
Родительское собрание в подготовительной группе «Подготовка руки дошкольника к письму» Цель: расширить и углубить представления родителей о важности развития и укрепления моторики у детей дошкольного возраста. Форма проведения:семинар.
Родительское собрание в старшей группе «Игра и игрушка в жизни дошкольника» Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста Задачи: – обсудить.
Секреты психологического здоровья. «Профилактика синдрома эмоционального выгорания» (для педагогов) Упражнение. Продолжить фразу «Сегодня замечательный день, потому что….». Психологическое здоровье человека. Сегодняшняя тема, бесспорно,.
Источник