Программа формирования психологического здоровья старшего дошкольника (старшая группа)
Пояснительная записка
Сегодня мы живем в очень непростом мире. Жизнь ставит нас в ситуации, требующие адекватных решений. Только уверенный в себе, в своих возможностях человек может добиваться высоких результатов, развивать творческие способности и активно самовыражаться. С этим многие не справляются, испытывая страх, тревожность, у некоторых появляются трудности в общении, агрессивное реагирование при взаимодействии. Как помочь человеку уже с детства находить опору в самом себе? Через нас, взрослых, ребенок постигает мир, именно окружающие ребёнка взрослые способны создать приемлемые условия для его полноценного развития. Основа такого развития – психологическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье человека в целом.
Что включает в себя понятие «психологическое здоровье»?
Термин «психологическое здоровье» был введён в научный лексикон И.В.Дубровиной, понимающей под этим «аспекты психического здоровья, относящиеся к личности в целом и находящиеся в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа».
Обобщенный портрет психологически здорового человека – это прежде всего творческий, жизнерадостный, веселый, открытый человек, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Такой человек берет ответственность за свою жизнь прежде всего на самого себя, его жизнь наполнена смыслом. Он находится в постоянном развитии.
Ключевым словом для его описания является «гармония» или «баланс». Прежде всего это гармония между эмоциональным и интеллектуальным, между телесным и психическим. А так же гармония между человеком и окружающими людьми.
Психологическое здоровье ребенка дошкольного возраста характеризуется в первую очередь преобладанием положительных эмоций над отрицательными и закреплением их в чертах характера и личности детей: положительная самооценка, доброжелательность, уверенность в себе и своих силах. Однако опыт работы показывает, что не у всех детей в старшем дошкольником возрасте эмоциональное развитие протекает благополучно, что проявляется во внутренних переживаниях (наличие тревожности, низкая самооценка и др.) и нарушениях в поведении (расторможенность, негативизм, конфликтность, агрессивность и т.д.).
Предлагаемая система занятий направлена на развитие эмоционально-личностной сферы дошкольника, которая является первоосновой его психологического здоровья.
Цель: психологическая поддержка и развитие эмоционально-личностной сферы старших дошкольников.
Задачи:
- способствовать самопознанию детей, осознанию своих характерных особенностей;
- обучать детей положительному самоотношению и принятию других людей;
- развивать у детей навыки социального поведения, чувство принадлежности к группе;
- обучать детей рефлексивным умениям;
- формировать потребность в саморазвитии;
- способствовать гармонизации эмоционального состояния детей.
Программа развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста состоит из трех разделов.
Первый раздел – «Какой Я?» — предусматривает осознание ребенком своей уникальности, развитие навыков самообладания и самоанализа, воспитание уверенности в себе.
Второй раздел — «Мои эмоции и чувства» — направлен на знакомство с эмоциями человека, обучение опознаванию своих эмоций и эмоциональных реакций окружающих, а также конструктивным способам снятия напряжения, связанного с отрицательными эмоциями.
Третий раздел – «Я и мои друзья» — направлен на формирование навыков совместной деятельности, умений устанавливать и поддерживать контакты, обучение навыкам бесконфликтного поведения.
Программа рассчитана на два учебных года и включает 60 занятий: 30 занятий в старшей группе и 30 занятий в подготовительной. Занятия проводятся в форме тренинга по 25–30 минут.
Тематический план занятий. Старшая группа
Раздел
Тема
Задачи
Время проведения
Какой Я?
Формировать позитивное отношение детей к своему «Я». Способствовать позитивному взаимодействию детей друг с другом. Снять мышечное напряжение.
1 неделя октября
Дать возможность детям почувствовать свою значимость. Помочь увидеть отличие от других. Поддержать положительную самооценку каждого ребенка.
2 неделя октября
3. «Каким я себя вижу?»
Помочь осознать собственную индивидуальность. Развивать умение познавать собственное тело. Воспитывать положительный образ своего «Я».
3 неделя октября
Способствовать осознанию ребенком своего имени. Развивать умение выражать эмоциональное отношение к своему имени. Способствовать повышению у детей уровня самопринятия.
4 неделя октября
5. «Я – мальчик, я — девочка»
Помочь детям осознать себя как представителя определенного пола. Дать детям представление о внешности и манере поведения у представителей разных полов и необходимости оказания помощи друг другу в игре и совместной деятельности.
1 неделя ноября
6. «Что мне нравится?»
Помочь осознать детям свои предпочтения и вкусы, сравнить с предпочтениями других детей. Развивать интерес к себе и другим.
2 неделя ноября
Помочь осознать детям собственные цветовые пристрастия. Развивать воображение.
3 неделя ноября
8. «Воспитай в себе уверенность»
Способствовать осознанию детьми собственных возможностей. Формировать чувство доверия к окружающим.
4 неделя ноября
9. «Обыкновенное чудо»
Способствовать развитию навыков взаимодействия. Снять напряжение, тревожность. Развивать интерес к себе.
1 неделя декабря
10. «Я и ты такие разные»
Учить различать индивидуальные особенности детей в группе. Развивать интерес к себе и другим.
2 неделя декабря
Мои эмоции и чувства
11. «Мое настроение»
Познакомить с понятием «настроение».Показать в доступной форме изменчивость настроения. Учить понимать настроение другого. Учить передавать свое эмоциональное состояние в рисунке.
3 неделя декабря
Знакомство с эмоцией радости. Упражнять в выражении эмоции радости доступными средствами (мимика, пластика). Развивать способность делиться своими переживаниями. Способствовать повышению положительного эмоционального тонуса.
4 неделя декабря
Учить распознавать настроение по мимике. Развивать слуховое восприятие, умение отличать на слух оттенки музыкальных произведений. Развивать способность с помощью жестов передавать внутренние переживания.
3 неделя января
Диагностика настроения. Учить рассказывать о своих эмоциях. Формировать умение находить способы улучшения настроения.
4 неделя января
15. «Радуюсь, злюсь»
Учить различать эмоции радости и гнева. Познакомить с адекватными способами выражения гнева. Тренировать детей в изменении эмоциональных состояний радости и гнева.
1 неделя февраля
Продолжать знакомство с эмоцией гнева. Учить выделять эмоции гнева при чтении литературных произведений. Обучать детей вживаться в образ, овладеть мимикой лица. Упражнять в выражении эмоций гнева с помощью цвета.
2 неделя февраля
Учить отличать эмоцию страха на пиктограммах. Упражнять в выражении эмоции страха средствами эмоциональной экспрессии. Развивать способность делиться своими переживаниями. Помочь справиться со своими страхами.
3 неделя февраля
Знакомство с эмоцией удивления. Учить различать эмоции страха и удивления на пиктограммах и в сюжетных картинках.
4 неделя февраля
Ввести понятия положительной и отрицательной эмоции.
Способствовать осознанию положительного эмоционального опыта. Развивать эмоциональную экспрессию. Закреплять умение с помощью изобразительных средств передавать свое настроение.
20. «Отрицательные эмоции»
Диагностика настроения. Учить рассказывать о своих эмоциях. Формировать умение находить способы улучшения настроения. Закреплять способы управления отрицательными эмоциям.
Я и мои друзья
21. «Что такое дружба?»
Познакомить с понятием «дружба». Стимулировать творческое самовыражение. Развивать навыки взаимодействия со сверстниками.
22. «С кем я хочу дружить»
Раскрыть сущность понятия «дружба». Показать, какую роль играют друзья в нашей жизни. Воспитывать стремление дружить с окружающими.
Учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта. Знакомить детей с конструктивными способами решения конфликтных ситуаций.
1 неделя апреля
24. «Ребята, давайте жить дружно»
Способствовать развитию у детей навыков бесконфликтного поведения.
2 неделя апреля
25. «Дразнить, обижать»
Продолжать развивать добрые отношения между детьми. Развивать умение снижать эмоциональное напряжение.
3 неделя апреля
26. «Учимся видеть в друге хорошее»
Учить замечать положительное в окружающих. Развивать у детей позицию безусловного принятия себя и других.
4 неделя апреля
27. «Друг заболел»
Учить понимать эмоциональное и физическое состояние сверстника. Формировать у детей осознание значимости проявления сочувствия к заболевшему другу.
Дать представления о доброте и эмоциональных состояниях, которые соответствуют этому понятию. Актуализировать стремление совершать добрые поступки.
29. «Дерево дружбы»
Формировать ценностное отношение к себе и окружающим. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.
30. «Вместе с друзьями
Способствовать формированию положительных отношений между детьми.
Литература
- Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников, СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2002.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2000.
- Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. Подарки фей. Развивающая сказкотерапия для дошкольников. — СПб.: Речь, 2006.
- Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Я, ты, мы: Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет. – М: Просвещение, 2005.
- Котова Е.В. В мире друзей: Программа эмоционально-личностного развития детей. – М: ТЦ Сфера, 2007.
- Маханева М.Д., Рещикова С.В. Мы с друзьями – целый мир. М: ТЦ Сфера, 2007.
- Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В.Дубровиной. — Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
- Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников. Методические рекомендации / Под редакцией А.В.Можейко. – М: ТЦ Сфера, 2009.
- Романюта В.М. Ты и твои друзья. Учим детей общаться. М: АРКТИ, 2007.
- Стожарова М.Ю. Формирование психологического здоровья дошкольников. – Д: Феникс, 2007.
- Семенака С.И. Уроки добра. М: АРКТИ, 2002.
- Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – М.: Генезис, 2004.
Источник
Основы формирования психологического здоровья старших дошкольников.
статья на тему
Особенности работы по психологической поддержке детей в условиях детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 13.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Основы формирования психологического здоровья старших дошкольников.
Психологическое здоровье ребенка дошкольного возраста характеризуется преобладанием положительных эмоций над отрицательными и закреплением их в чертах характера, а так же личности детей: положительная самооценка, доброжелательность, уверенность в себе. Обобщенный портрет психологически здорового ребенка – это прежде всего творческий, жизнерадостный, веселый, открытый, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он находится в постоянном развитии, гармонии с самим собой, с окружающей средой: людьми, природой. Обеспечение психологического здоровья в старшем дошкольном возрасте возможно с помощью реализации психологической поддержки детей.
А это во многом зависит от педагогов, работающих с дошкольниками, то есть стоящих у истоков становления личности. Педагоги должны переориентировать содержание образовательного процесса на создание условий для обеспечения психологического здоровья личности ребенка. Саморазвитие личности возможно лишь в деятельности, которая включает в себя не только внешнюю активность ребенка, но и внутреннюю. Основу психологического здоровья составляет полноценное психическое развитие на всех этапах.
В связи с этим и представляет особый интерес изучение форм и содержания психологической поддержки, обеспечивающей формирование психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста.
Ребенку – дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, пощупать и т.д. – удержать его практически невозможно, без этого он начинает страдать. Природа снабдила ребенка одним единственным инстинктом наполнения разнообразных сведений о мире, передав на многие годы все остальные функции взрослым.
Если в свое время ребенку не создали условий для полноценного формирования психологического здоровья, тогда он задерживается на предыдущих стадиях развития и не поднимается на более высокий уровень. Уровень сформированности психологического здоровья будет низкий. Такой ребенок и в 5, и в 6, и в 7 лет не умеет ни играть, ни экспериментировать, ни трудиться, ни общаться со сверстниками, ни адекватно реагировать на различные ситуации. Он умеет только манипулировать предметами.
Главное достоинство проведения специально разработанных психологических занятий в детском саду заключается в том, что их проведение не влияет на изменение в сетке непосредственно образовательных областей, идёт обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации. Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы. Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. В ходе занятий у детей развивается самостоятельность, произвольность, способность преобразовывать какие – либо предметы и явления для достижения определенного результата. В совместной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются коммуникативные навыки, укрепляется физическое здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
В процессе выполнения психологических игр, этюдов, упражнений ребенок осуществляет не простой, а многоуровневый эксперимент: физический – учится управлять своим телом и отдельными органами; социальный – запоминает особенности каждого человека, формы взаимодействия людей друг с другом; познавательный – тренирует мыслительные процессы, осваивает мыслительные операции; лингвистический – играет в словесные игры, занимается словотворчеством, обсуждает итоги игры; поведенческий – моделирует свое поведение в различных ситуациях.
И родители, и педагоги, не осознавшие значимости данной стадии становления личности ребенка, идут по самому простому пути: запрещают и наказывают. Этот подход лежит в основе авторитарной педагогики. В основе педагогики сотрудничества – создание обстановки, способствующей полноценному формированию психологического здоровья старших дошкольников.
Источник