Актуальные проблемы психологического здоровья детей с нарушением зрения.
статья на тему
Особенности детей с нарушением зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktualnye_problemy_psihologicheskogo_zdorovya_detey_s_narusheniem_zreniya.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальные проблемы психологического здоровья
детей с нарушением зрения.
В формировании психики детей с нарушением зрения необходимо исходить из возможностей и потребностей детей, с учетом их физических особенностей.
Хочется отметить, что дети с нарушением зрения способны достичь высокого уровня психического развития, если им удастся преодолеть негативное влияние своей особенности здоровья на развитие всех сфер личности.
Особенности детей с нарушением зрения.
При обследовании ребенка можно отметить особенности:
— из-за сложности восприятия и замедленной обработке информации ребенку требуется больше времени для выполнения задания;
— движения детей часто неточны;
— ребенку трудно организовать свою деятельность;
— ребенок может быть не уверен в правильности выполнения задания и поэтому просить помощи у взрослого;
— из-за этого, а также из-за скованности ему может требоваться дополнительное стимулирование для удержания внимания, подбадривание и эмоциональная поддержка.
Актуальные проблемы психологического здоровья детей.
Нарушена эмоционально-волевая сфера.
Эмоциональное состояние таких детей неустойчиво. Для них характерна повышенная эмоциональная ранимость, обидчивость, напряженность, конфликтность, а иногда и повышенная требовательность. Такие дети не всегда способны к пониманию эмоционального состяния другого человека и к адекватному выражению своих чувств.
Имеет значение и общая соматическая ослабленность детей. Они имеют нарушения ЦНС,
опорно-двигательного аппарата, другие заболевания. Плюс такому ребенку труднее добыть и усвоить информацию извне, что способствует перегрузке его неокрепшей психики.
Зачастую у ребенка возникает пассивная позиция по отношению к окружающему, негативные эмоции, снижается познавательный интерес. Все это замедляет и затрудняет процесс становления саморегуляции. Ребенку трудно принять систему требований взрослого. А отношение ребенка к требованиям взрослого составляет отношение его к будущей учебной деятельности.
Мы определяем таких детей по следующим критериям :
— неспособность воспринять программу,
— неумение построить отношения со сверстниками,
-неадекватность поведения и самочувствия, угнетенное состояние при нормальных обстоятельствах,
— негативное состояние, связанное с персоналом сада или с садовскими проблемами.
Формирование образа «Я».
Дети с нарушением зрения в целом видят себя односторонне, неполно. Свои характеристики они основывают чаще не на анализе собственного поведения, а на характеристиках, которые даются им взрослыми.
Для них характерны бедные представления о своем внешнем виде, в которых чаще отражены не индивидуальные, а общие признаки.
Хотя, нужно отметить, что дети дошкольного возраста, имеющие нарушение зрения, при сравнении себя с детьми, не имеющими патологии, не видят особенной разницы с ними. В отличие от школьников и подростков. Знания об особенностях своего зрения как правило не вызывают у наших детей активных отрицательных эмоций.
В целом для поведения детей характерно отсутствие спонтанности и гибкости. В игре такие дети нуждаются в организующей помощи взрослого, который поможет овладеть способами игрового действия и выражения своих эмоций.
Игровые действия таких детей стереотипны. Им сложно удержать целостный образ игрового сюжета. Творческое развитие сюжета может быть затруднено.
Образ слова бывает привязан к одному предмету, что тормозит развитие фантазии, воображения. Детям непросто применить слово, понятие в нестандартной ситуации, комбинировать их, создавать новые образы.
Я использую на своих занятиях сказкотерапию и вижу, что нашим детям бывает сложно придумать собственную сказку, разыграть фантастический сюжет, придумть сказочного героя. Чаще они используют комбинирование знакомых сюжетов сказок либо используют образец. Но и здесь слабо проявляется эмоциональность, законченность, целостность.
Положительный эмоциональный фон, на котором осуществляется деятельность, является определяющим для ее успешности и эффективности.
Недостатки развития движений и малая физическая активность.
Двигательная активность таких детей как правило снижена. Причем это касается детей как с нормальной физической активностью, так и детей вялых, малоинициативных;
Зачастую они плохо ориентируются в элементах выразительных движений тела, плохо используют жесты, купную моторику для выражения своих собственных чувств. У них слаба система двигательных образов, они плохо владеют пантомимикой. Вследствие этого нет понимания языка пантомимики у других и трудности коммуникации, как вербальной, так и невербальной.
Мелкая моторика развита недостаточно.
Дети испытывают затруднения в пробах на динамический праксис (проба Озерецкого «Кулак-ладонь-ребро»), на реципрокную координацию ( сжимание ладоней в кулак попеременно), пальцевые пробы выполняют лучше.
Недостаточно развиты пространственные представления,возможности практической микро- и макроориентировки, словесные обозначения пространственных отношений.
Дети с нарушенным зрением могут говорить о том, что оно нужно для ориентирования в пространстве. Между тем как дети с хорошем зрением считают, что зрение нужно для восприятия людей и окружающих предметов.
Дети с амблиопией и косоглазием чаще говорят о функции руки как помощницы при передвижении, падении, тогда как дети с нормальным зрением чаще говорят о том,что рука нужна для обследования, изучения окружающего мира.
Это показывает, что имея слабое зрение, ребенок все равно опирается в основном на него в восприятии окружающего, слабо используя слух, осязание, обоняние, вкус.
Наша задача заключается в том, чтобы научить ребенка опираться на свои сохранные анализаторы.
Замедлены познавательные процессы.
Подбор детей в возрастных группах неоднороден.
Дети с нарушением зрения сильно отличаются друг от друга как по состоянию зрения, так и по работоспособности, по степени утомляемости, по скорости усвоения материала. Это обусловлено как их физическим состоянием, так и личностными особенностями. Даже имея одинаковые диагнозы, дети одной возрастной группы отличаются и по уровню интеллекта, и по психоневрологическому статусу.
Интеллектуальные нарушения встречаются реже, чем осложненный неврологический анамнез. Может быть поэтому при слаженной работе всего коллектива сада к моменту выхода в школу достаточно большое количество детей имеют интеллектуальное развитие высокого уровня, даже при наличии серьезного диагноза по зрению.
Количество детей с низким уровнем школьной готовности в наших выпусках не так велико. Это 1-2 ребенка из группы, часто имеющих сложное сочетание нарушений здоровья либо это ребенок, выпускающийся в школу не по возрасту по желанию родителей.
Диагностика готовности к школе, которая проводится в апреле-мае показывает, что дети, посещающие наш детский сад в основном подготовлены к школе хорошо.
Большое значение имеет также отношение родителей к особенностям и вытекающие из этого системы отношений в семье.
1. Родители могут переоценивать значение дефекта, излишне опекать ребенка, выращивая тем самым эгоистичную личность, которая потребительски относится к окружающим, в первую очередь к самим родителям, а затем перенося отношение на других людей. Они излишне жалеют его, оберегают, выполняют капризы, воспитывая эгоизм и иждевенческие наклонности.
2. Если родители недооценивают дефект, это может привести к неоправданному оптимизму и равнодушию.
Мы должны помочь родителям найти золотую середину в отношениях с ребенком.
Комплексный подход к организации в ДОУ работы по компенсации и коррекции зрительного нарушения способен помочь детям достичь высокого уровня психического развития, преодолевая негативное влияние зрительного дефекта на формирование интеллектуальной, сенсорной и эмоциональной сфер личности.
Источник
Деятельность педагога-психолога по сохранению и развитию психологического здоровья дошкольников с нарушением зрения
Наталия Камбаратова
Деятельность педагога-психолога по сохранению и развитию психологического здоровья дошкольников с нарушением зрения
Сегодня не вызывает сомнений тот факт, что каждый ребёнок нуждается в пси-хологической поддержке, так как находится под воздействием ряда неблагоприятных факторов, влияющих на его развитие. В последние годы наблюдается выраженная тенденция к увеличению числа детей с различными патологиями в развитии, в том числе и зрения. Развитие детей с нарушением зрения отличается от развития нормально развивающихся детей. Зрительный дефект, имеющий различную этиологию и различные проявления, сказывается на развитии психики ребёнка, на его адаптации к современному миру. Трудности, испытываемые детьми с нарушением зрения, оказывают влияние на оценивание и соизмерение своих действий с окружающим; утверждение своего «Я» среди других; приобретение социального опыта. Ребёнок с патологией зрения по сравнению с нормально видящими сверстниками в меньшей степени владеет невербальными средствами общения. Уровень сформированности личности определяется не наличием или отсутствием зрительной патологии, а характером социальных воздействий, и прежде всего воспитания и обучения. Нарушение зрения оказывает отрицательное влияние на психологическое здоровье детей, поэтому важным аспектом является работа по организации психологической поддержки детей с нарушением зрения.
Целью педагога-психолога в работе с детьми с ОВЗ является сохранение и развитие психологического здоровья детей через реализацию индивидуально-дифференцированного подхода к каждому ребёнку.Задачи:
• обучение положительному самоотношению и принятию других людей,
• обучение рефлексивным умениям,
• формирование потребности в саморазвитии.
Результаты диагностического исследования показали, что дети с нарушение зрения отличаются большей тревожностью, страдают гиперактивностью, в меньшей степени владеют невербальными средствами общения, они не эмоциональны в силу патологии зрения и практически не используют мимику, жесты для выражения своих эмоциональных состояний. В связи с выявленными проблемами, был разработан комплекс мероприятий психологического сопровождения детей с нарушением зрения, направленных на сохранение и развитие психологического здоровья детей. Основными формами психологическогосопровождения являются:
специально организованные коррекционно-развивающие занятия с педагогом-психологом,
развивающие игры и упражнения,
занятия со специалистами ДОО (тифлопедагогом, учителем-логопедом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре).
Деятельность педагога-психолога по реализации комплекса мероприятий психологического сопровождения детей с нарушением зрения строилась поэтапно.Целью начального этапа было: создание положительного эмоционального настроя детей на занятиях, установление атмосферы доверия и общности в группе, развития эмоциональной восприимчивости, социальной уверенности. Одним из главных условий, обеспечивающих развитие психологического здоровья детей, мы считаем личностно-ориентированное, педагогически грамотное взаимодействие педагога с ребёнком. Конструктивное, доброжелательное общение педагога с детьми является ведущим средством достижения благоприятного микроклимата в группе. Занятия начинаются с упражнений, позволяющих поднять общий тонус организма, улучшить самочувствие и тем самым создать основу для усвоения информации.Это: «Доброе утро», «Ласковое имя», «Радостное приветствие», «Ты – дрозд, я – дрозд» …Тематика занятий такова: «Имя и фамилия – не пара пустяков», «Что я знаю о себе», «Я и мои друзья», «Мои поступки», «Тайна моего «Я». Дети учились говорить о себе, своих близких, рефлексировать собственные чувства и ощущения. Так же учились передавать своё настроение без слов – с помощью мимики, жестов. Эта работа шла медленно, так как дети с нарушением зрения мало применяют в практике мимику, жесты, что связано со зрительной пато-логией. Дети знакомились с основными эмоциональными состояниями людей, учились передавать их различными выразительными средствами.Занятия проводились по следующей схеме: ребёнку даётся представление об эмоциональном состоянии, сопровождая описание эмоции прослушиванием музыкального произведения, показом репродукций, картин. Далее идёт обращение к произведениям литературы, где персонажи переживали сходные эмоции и чувства. Дети описывали своими словами, что чувствуют герои, как они справляются со своими эмоциями, как их выражают. Обращаем внимание детей на позу героев, жесты, мимику. Детям предлагалось наглядно убедиться в том, что различные настроения, переживания выражаются в конкретных позах, жестах, мимике, движениях, характере контакта взглядов и психологической дистанции. Далее шло обращение детей к собственному опыту. Дети вспоминали, где и когда они испытывали подобные чувства. Следующим компонентом занятия является разыгрывание эпизодов, проблемных ситуаций, психогимнастических этюдов на выражение эмоций, то есть моделирование различных ситуаций, где дети мимикой, жестами учатся выражать эмоции и адекватно на них реагировать. Большую роль играют психогимнастические этюды: «Баба-Яга», «Новая кукла», «Золушка», «Испорченный телефон» и т. д. Также на занятиях использовались упражнения для снятия психоэмоционального и мышечного напряжения детей, гимнастика для глаз.
Важно отметить, что специалисты и воспитатели ДОО параллельно с педаго-гом-психологом на своих занятиях работали над выражением тех же эмоций, то есть работа велась в комплексе. Мы не стремимся к одному «правильному» изображению эмоций, стараемся давать детям возможность проявить себя, свою индивидуальность. Каждый ребёнок создавал свою версию. Результатом этой работы было инсценирование детьми с нарушением зрения рассказа Г. Остера «Спрятанная котлета».
Следующим этапом работы стало проведение цикла коррекционно-развивающих занятий по принятию детьми своих прав и обязанностей (социальное партнёрство).
Цель: создание условий для принятия ребёнком ролей различных по содержанию и статусу, используя выразительные средства; формирование социально-значимых потребностей. На данном этапе дети не только знакомились со своими правами и обязанностями, но и опосредованно от лица какого-либо персонажа разыгрывали проблемные ситуации, то есть использовали ролевые образы, основывающиеся на принятии детьми ролей животных (льва и зайца, волка и цыплёнка и т. д., сказочных персонажей (Кащея Бессмертного, Змея – Горыныча, Ивана — Царевича и т. д., социальных и семейных ролей (воспитателя, мамы, заведующего, деда и т. д., неодушевлённых предметов (стола, шкафа, машины). Роль изображалась при помощи мимики и жестов, могла озвучиваться. Одной из самых удачных «находок» на данном этапе считаем «мысленные картинки». Дети закрывают глаза и под музыку (звуки дождя, моря, грома) придумывают картинку, а затем описывают её группе. Затем задания усложнялись, давая определённую тему для картинки (дружба) или, помимо звукового, добавлялся кинестетический раздражитель (подержать пушистый хвостик или камень). Далее картинки «оживлялись». Дети сами выбирали детей на роли героев и предметов своей картинки, объясняли, где им стоять, как двигаться, что говорить. На «раз-два-три, картинка оживи!» герои начинали двигаться, затем все дети аплодировали автору и героям картинки. Нельзя не упомянуть об использовании релаксационных игр и этюдов «Гномик устал», «Погодный массаж», «Солнечный зайчик», а также игр на регуляцию психофизического состояния «Буги-вуги», «Ой-ля, калина», «Мальчики-девочки», «Лавата», «Карлики-великаны»…
Заключительным этапом работы было проведение цикла коррекционно-развивающих занятий «Мальчики и девочки – два разных мира».
Цель: создание условий для поддержания высокой самооценки личности каждого ребёнка, оптимизация взаимодействия между детьми разных гендеров.Мы путешествовали с детьми в сказочный мир цветов: «Розалиндию – сктрану, где живут розы (девочки)», и «Гиациндию – страну, где живут гиацинты (мальчики)». С помощью игровых ситуаций дети перевоплощались, создавали «сборные портреты», соревновались между собой и даже «спасали» друг друга. При создании проблемных ситуаций «Кто кого обидел?», упражнений «Я люблю…», «Что умеют мальчики, что умеют девочки», «Какие мальчики, какие девочки?» — дети закрепляли представления о сходствах и различиях между собой. Мы убедились, что мальчики и девочки по-разному слушают и слышат, говорят и молчат. На завершающей стадии цикла был проведён ассоциативный эксперимент «Хорошие – плохие слова». Детям было предложено назвать такие слова, то есть те слова, которые им нравятся и не нравятся. Для девочек и мальчиков они оказались разными.
Результаты проведённого мониторинга показали положительную динамику развития детей. Большинство детей способны выражать свои эмоции, чувства и настроения, появилась уверенность в себе, в собственных силах.
Взаимодействие специалистов по реализации комплекса мероприятий психологического сопровождения детей с нарушением зрения в нашей дошкольной организации строится на основе принципов личностно-ориентированного подхода, системности, координации деятельности и согласования планов, комплексности методов психологического воздействия, привлечения к работе с детьми всех участников образовательных отношений.
Специалисты ДОО по рекомендации педагога-психолога на своих занятиях используют психогимнастические этюды, игры на регуляцию психофизического состояния, дыхательную гимнастику, релаксационные упражнения, игры на снятие зрительного напряжения, так как они являются эффективными средствами для развития подвижности глаз и восстановлению бинокулярного зрения, также для профилактики нарушений зрения и для положительного психоэмоционального состояния воспитанников.
Дети посещают занятия в бассейне, где обучаются умению плавать, свободно держаться на воде, приобретают навыки коллективных и самостоятельных игр в воде.
Педагог дополнительного образования развивает творческие способности детей.
Дети с нарушением зрения принимают участие в театрализованных представлениях, акциях и проектах вместе с нормально видящими детьми, что влияет на повышение уверенности в себе, адекватную самооценку.
Нарушение зрения оказывает влияние на формирование психики ребёнка, на развитие личности. Однако, это влияние нивелируется коррекционным воздействием и условиями развития как в семье, так и в дошкольной организации. Основным условием успешности коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ является чуткое, тактичное, бережное отношение к ним всех участников воспитательно-образовательных отношений.
Мастер-класс «Развитие речи через воображение» Мастер-класс с педагогами «Развитие речи через воображение».На протяжении дошкольного детства воображение ребенка постепенно превращается.
Направления логопедической работы с детьми группы риска В последнее десятилетие особый интерес вызывает развитие ребенка до трех лет. Уровень современных научных знаний позволяет говорить о.
Источник