Консультация для педагогов «Психологические особенности детей с нарушениями речи»
консультация
Особенности речевого развития детей с нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности дитя, на формирование всех психических действий. Дети имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologich.osobennosti.docx | 16.27 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ п.г.т. Петра Дубрава
муниципального района Волжский Самарской области
Структурное подразделение «Детский сад» «Созвездие»
Консультация для педагогов
«Психологические особенности детей с нарушениями речи»
педагог-психолог Макарова А.В .
Особенности речевого развития детей с нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности дитя, на формирование всех психических действий. Дети имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений.
Особенности речевой деятельности отражаются на формировании у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительной сохранности смысловой памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. У детей низкая мнемическая активность может сочетаться с задержкой в формировании остальных психических действий. Связь меж речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития проявляется в специфичных особенностях мышления. Владея полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными по возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
У части детей отмечается соматическая ослабленность и замедленное развитие локомоторных функций; им присуще и некое отставание в развитии двигательной сферы — недостаточная координация движений, понижение скорости и ловкости их выполнения.
Наибольшие трудности возникают при выполнении движений по словесной аннотации. Частенько встречается недостаточная координация пальцев кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.
У детей с речевыми расстройствами отмечаются отличия в эмоционально-волевой сфере. Детям присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, завышенная раздражительность, злость, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками. У детей с нарушениями речи отмечаются трудности формирования саморегуляции и самоконтроля.
Указанные особенности в развитии детей с нарушениями речи спонтанно не преодолеваются. Они требуют от педагогов специально организованной коррекционной работы.
Особые исследования детей проявили клиническое обилие проявлений общего недоразвития речи.
Общее недоразвитие речи смешивается с рядом неврологических и психопатологических синдромов. Более частенько встречаются:
— гипертензионно-гидроцефалический — проявляется в нарушениях умственной работоспособности, случайной деятельности и поведения детей; в стремительной истощаемости и пресыщаемости хоть каким видом деятельности; в завышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности. Дети жалуются на головные боли и головокружение. В неких случаях у них может отмечаться приподнято-эйфорический фон настроения с проявлениями дурашливости и благодушия.
— церебрастенический синдром — проявляется в виде завышенной нервно-психической истощаемости, эмоциональной неустойчивости, в виде нарушений функций активного внимания и памяти. В одних вариантах синдром смешивается с проявлениями гипервозбудимости, в остальных — с преобладанием заторможенности, вялости, пассивности.
— синдром двигательных расстройств — характеризуется конфигурацией мышечного тонуса, нерезко выраженными нарушениями равновесия и координации движений, недостаточностью дифференцированной моторики пальцев рук, несформированностью общего и орального праксиса. Выявлено наличие у данной группы детей характерных нарушений познавательной деятельности.
Источник
Консультация для родителей «Какие психологические трудности бывают у детей с нарушением речи»
консультация по развитию речи
Речевую недостаточность необходимо рассматривать в тесном единстве с особенностями психического развития, т.к. у ребенка с общим недоразвитием речи наряду с патологией формирования всех ее сторон могут отмечаться отклонения в психическом развитии (темп его психического развития может замедлиться). Развитие гностических и мыслительных процессов, эмоционально-волевой сферы, характера, а иногда и личности в целом может происходить аномально.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kakie_psihologicheskie_trudnosti_byvayut_u_detey_s_narusheniemrechi.docx | 18.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Что надо знать о развитии речи дошкольников.
Речь – не врожденная способность человека, она формируется в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей.
При недоразвитии речи восприятие ребенка обедняется, слабо развиваются представления о себе и окружающем мире. Формирование регулирующей функции речи тесно связано с развитием внутренней речи, целенаправленного поведения.
При недоразвитии регулирующей функции действия ребенка отличаются импульсивностью, речь взрослого мало корректирует его деятельность, он затрудняется в последовательном выполнении интеллектуальных операций, не замечает своих ошибок, теряет конечную задачу, легко переключается на несущественные раздражители, не может тормозить побочные ассоциации.
Какие психологические трудности бывают у детей с нарушением речи.
Речевую недостаточность необходимо рассматривать в тесном единстве с особенностями психического развития, т.к. у ребенка с общим недоразвитием речи наряду с патологией формирования всех ее сторон могут отмечаться отклонения в психическом развитии (темп его психического развития может замедлиться). Развитие гностических и мыслительных процессов, эмоционально — волевой сферы, характера, а иногда и личности в целом может происходить аномально.
Учителям-логопедам известно, как трудно выполнять, например, артикуляционную гимнастику с возбудимым, двигательно расторможенным ребенком. Если бы у него был непослушным язык, но ведь он постоянно отвлекается, суетится, задает вопросы, пытается о чем-то рассказывать. Его сосредоточенности хватает на минуту.
Вялые, ослабленные, с высокой истощаемостью нервной системы дети не нарушают дисциплину и порой незаметны в группе, но учителю- логопеду приходится испытывать с ними немалые трудности. Всего после нескольких минут работы этот ребенок слабым и безжизненным голосом объявляет, что он устал и больше ничего не может. У таких детей, как правило, трудно ставятся звуки, требующие активного выдоха, медленно происходит их автоматизация.
Дети, страдающие так называемым синдромом гиперответственности, настолько тщательно стараются выполнять все задания, стремятся к совершенству и правильности речи, что тем самым закрепощают мышцы тела, в том числе и языка. Их напряженное состояние затрудняет постановку звуков и их автоматизацию.
Очень нелегко автоматизируются звуки у детей с крепкой нервной системой, малочувствительных, не проявляющих особенного интереса к тому, что их окружает. Им как бы безразлично, какое у них произношение. Отсутствие желания- отсутствие сознательного контроля. У таких детей может и не быть сложностей с постановкой звуков, их начальной автоматизацией, но введение звуков в спонтанную речь порой является проблемой как для учителя-логопеда, так и для самого ребенка.
Также среди трудностей детей с нарушением речи:
- неумение слушать и слышать звуки окружающего мира, воспринимать тонкие различия в произношении тех или иных речевых звуков;
- недостаточное чувство ритма и неумение согласовывать свои действия с действиями других;
- проблемы с дыханием — когда оно не свободное и плавное, а зажатое или прерывистое.
Речь — не отдельная обособленная функция развития ребенка. Ее правильность и выразительность зависят от многих факторов. Улучшая что-то одно, мы совершенствуем работу всего организма в целом.
Как говорить с детьми о смерти,
разводе родителей и рождении ребенка.
Когда в семье происходят изменения, ребенок становится их невольным участником. Он ощущает, что все вокруг него поменялось, но не понимает, что конкретно, и это вызывает у него тревогу. Если взрослые в этот момент не разговаривают с ребенком, не пытаются объяснить, что происходит или произошло, у дошкольника могут появиться психосоматические симптомы: энурез, навязчивые движения, пищевые расстройства, проблемы со сном. Расскажите родителям, как доступно донести ребенку информацию об изменениях в семье, помочь ему справиться с тревогой и адаптироваться к новым условиям жизни.
Беседы о смерти.
Тема смерти вызывает не только тревогу, печаль, но и интерес у детей, как к части жизни. Как реагировать на детское любопытство, как можно объяснить, что такое смерть, нужно ли скрывать от ребенка утрату близкого человека и что делать с детскими чувствами?
Отвечайте на любопытство о смерти. Говорите с детьми о смерти не только тогда, когда кто-то умирает, но и когда у них возникает об этом вопрос. Ребенок может обращать внимание на символы смерти, будучи незнаком с самим понятием: «Почему завял цветок?», «Почему птичка лежит на асфальте и не двигается?», «Что это за странное место мы проехали, где так много крестов?». Отнеситесь к любым вопросам ребенка, как к попытке узнать больше о мире, в котором он живет. Не отвечайте сразу. Предварительно уточните, правильно ли вы понимаете, о чем именно он спрашивает. Беспокоится он о чем-то конкретном или просто интересуется всем подряд? Даже ответ «умер» не всегда потребует последующего объяснения. Не всегда вопросы ребенка требуют развития темы.
Постарайтесь объяснить, что такое смерть. Расскажите о самой сути жизни и смерти- все когда-то начинается и заканчивается: солнышко встает утром- вечером уходит за горизонт; день начинается и заканчивается, уступая место следующему дню. Ребенку необходимо учиться переживать завершения как этап развития. Тогда идея смерти не станет предметом паники, с которой он не сможет справиться. Не сравнивайте смерть со сном- маленькие дети воспринимают информацию буквально. Такой ответ может вызвать сильную тревогу и пробудить страх смерти, к которому склонны дети в стрессовых ситуациях. Можно сказать, ребенку, что умерший человек подобен увядшему растению, которое больше никогда не распустится: оно не дышит, не двигается, не думает и ничего не чувствует. Когда же мы спим, мы продолжаем жить и чувствовать, а наше тело- функционировать. Говоря о смерти, внесите понятие «продолжительность жизни». Перед тем как умереть, человек проживает длинную жизнь, в которой с ним происходит много разных и интересных событий. Расскажите, что у вас с малышом впереди много планов- перечислите, сколько всего вам предстоит сделать.
Не скрывайте, что в семье произошло горе. Если умер кто-то из близких людей, не скрывайте от ребенка, что в семье произошло несчастье. Когда у детей есть вопросы, отвечайте на них честно, но не вдавайтесь во «взрослые» подробности того, как это было. Если ваш ребенок видит, как вы плачете, не скрывайте слезы- говорите, что вспоминаете и грустите об умершем человек. Это поможет ребенку лучше опознать свою грусть. Храните фотографии, рассказывайте, какой был ушедший человек. Тогда ребенок поймет, что об этом человеке помнят.
Примите переживания ребенка. Дошкольники еще не могут выразить свои переживания словами. Не у всех в этом возрасте в полной мере развита речь, поэтому ребенок не сможет объяснить, что чувствует. Плач в таком случае естественный и доступный ребенку способ выражения эмоций, который помогает пережить горечь утраты. Если его чувства в этот момент находят адресата, он быстрее приспосабливается к новой ситуации.
Источник
Сохранение физического и психического здоровья детей с использованим здоровьесберегающих технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми.
консультация по логопедии на тему
В своей работе использую здоровьесберегающие технологии с целью коррекции речи с сохранением физического и психического здоровья детей.
Для сохранения и развития физического здоровья использую такие здоровьесберегающие технологии, как:
-Массаж и самомассаж;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_zdorovesberegayushchih_tehnologiy_v_korrektsionno.docx | 16.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Сохранение физического и психического здоровья детей с использованим здоровьесберегающих технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми.
В своей работе использую здоровьесберегающие технологии с целью коррекции речи с сохранением физического и психического здоровья детей.
Для сохранения и развития физического здоровья использую такие здоровьесберегающие технологии, как:
-Массаж и самомассаж;
Для сохранения и развития психического здоровья детей использую такие здоровьесберегающие технологии, как:
-Игры и упражнения для развития психических процессов.
Для развития коммуникативной деятельности:
-Исправление недостатков речи;
-Участие воспитанников в утренниках, вечерах развлечений, конкурсах.
Привлекаю в работу родителей и педагогов ДОУ, провожу с ними:
-Просмотр коррекционных занятий с детьми с использованием здоровьесберегающих технологий.
Одной из главных задач логопеда дошкольного образовательного учреждения является организация взаимодействия различных специалистов (логопеда, воспитателей, психолога, музыкального работника т.д.) и родителей с целью создания эффективных условий для развития речи детей с применением инновационных и здоровьесберегающих технологий.
Поэтому, в группе были созданы необходимые условия в для проведения коррекционного часа, с использованием здоровьесберегающих технологий, во время которого воспитатели отрабатывают с конкретным ребенком или группой детей задания, данные учителем – логопедом артикуляционная, пальчиковая гимнастика, автоматизация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах с использованием здоровьесберегающих технологий.
На занятиях по изобразительной деятельности воспитателями большое внимание уделяется развитию сенсорных способностей детей, ориентации в пространстве, развитию мелкой моторики, а также активизации словаря, развитию связной речи. Дети составляют описательные рассказы, выделяют характерные признаки того или иного явления, предмета, рассказывают стихи, загадывают загадки. Во время анализа работ дети составляют рассказы, придумывают начало, конец сказки, используя психогимнастику, упражнения на развитие дыхания и голоса. Используется на занятиях и цветотерапия.
На занятиях по музыке музыкальный руководитель, используюет следующие здоровьесберегающие технологии вакалотерапия, ритмотерапия, музыка терапия, т.е обеспечивает преемственность усвоения музыкального, двигательного и речевого материалов. На физкультурных занятиях большое внимание уделяется развитию общей моторики, мышечной мускулатуры, ориентировки в пространстве с использованием инновационных и здоровьесберегающих технологий.
Привлечение родителей для активного участия во всех мероприятиях, проводимых в детском саду по развитию речи, также способствовало улучшению качества работы. В начале года родителей, участвовавших в мероприятиях, было меньше, в конце года увеличилось. Этим результатам способствовали:
- консультации для родителей (индивидуальные, на родительских собраниях) на темы «Тренируя пальчики, развиваем речь», «Упражнения и игры на развитие физиологического и речевого дыхания», «Использование физминуток на занятиях с детьми»;
- практикумы-семинары на темы «Логопедический массаж и самомассаж», «Сказка о Весёлом Язычке», «Су-джок терапия»;
- присутствие родителей на занятиях с использованием
Благодаря использованию этих технологий решились такие задачи как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи, что способствовало повышению уровня развития речи детей.
У детей повысился интерес к процессу обучения, появились навыки самостоятельной работы и самоконтроля.
Улучшилось соматическое состояние детей. Дети стали меньше болеть. Более успешно проходила их социализация в обществе.
Источник