Меню

Психологическое здоровье детей родительское собрание

Родительское собрание «Психологическое здоровье ребенка»

Анна Выскорка
Родительское собрание «Психологическое здоровье ребенка»

1. Уважаемые родители, давайте поприветствуем друг друга не обычным способом. (Ладошками, лбами, коленями, плечами спинами)

2. Здравствуй, друг!

(здороваются за руку)

(похлопывают друг друга по плечу)

(теребят друг друга за ушко)

(складывают руки на груди в области сердца)

(разводят руки в сторону)

Предлагаю Вам, сказать друг другу приятные слова. (Вы сегодня необыкновенны и т. д.)и так по кругу, завязывая себе на палец ленточку и передать ее соседу.

6. «Перебежки»:

Встать и поменяться местами тем, у кого один ребенок;

Встать и поменяться местами тем, у кого хорошие отношения с детьми;

Встать и поменяться местами тем, кто часто играет с ребенком.

Мозговой штурм «Что такое здоровье

Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Это находит отражение в пословицах, поговорках, афоризмах,народной мудрости: «Здоровье не всё, но всё без здоровья ничто», «Здоров будешь — все добудешь», «Здоровье — всему голова, всего дороже», «Здоровье не купишь — его разум дарит», «Здоровья за деньги не купишь», «Тысячу вещей нужны здоровому человеку и только одно больному – здоровье» и др.

Прежде чем мы начнем разговор о психологическом здоровье семьи и ребенка, давайте определим, что же включается в понятие «здоровье».

«Сейчас я вам предлагаю в течение 2 минут подумать и ответить на вопрос «Что значит здоровье лично для меня Затем каждый из вас выскажется по кругу.Например: «Здоровье – это мои дети» или «Здоровье – это активность» и т. д. Желательно не повторяться и говорить то, что ещё не было озвучено».

Каждый родитель говорит по кругу одно определение здоровья. Ведущий на доске или ватмане фиксирует все определения. Если родителей не очень много, можно попросить высказать свои определения по второму кругу.

Всё, что вы сказали верно, здоровье — понятие многогранное и включает в себя различные аспекты жизнедеятельности человека.

Определение здоровья, данное Всемирной организацией здравоохранения,звучит так:

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических недостатков»

Тест опрос «Правильный ли Ваш образ жизни?»

Здоровье находится в ваших руках, зависит от образа вашей жизни. Отвечайте на вопросы теста и узнайте, нужно ли вам менять образ вашей жизни, чтобы улучшить свое самочувствие. На вопросы дайте ответ да или нет.

1. Умеете ли вы отдыхать?

2. Употребляете ли вы алкоголь?

4. Есть ли у вас друг, которому вы доверяете?

5. Часто ли вас охватывает беспокойство?

6. Предпочитаете активный отдых?

7. Вы регулярно делаете зарядку?

8. Довольны ли вы своей работой?

9. Есть ли у вас развлечение?

10. В вашем рационе достаточно ли витаминов?

11. Ограничиваете ли вы себя в употреблении животных жиров?

12. Вы регулярно ли едите свежие овощи и фрукты?

13. Ограничиваете ли вы употребление сахара?

14. Часто ли вы покупаете лекарства?

15. Проверяете ли вы хоть иногда свое артериальное давление?

16. Весите вы больше нормы?

17. Часто ли вы тоскуете?

18. Страдаете ли вы бессонницей?

19. Часто ли вы прибегаете к помощи снотворного?

20. Считаете ли вы себя недостаточно ответственным человеком?

21. Бывают ли у вас болезненные симптомы, но при этом вы не обращаетесь к врачу?

12-16 баллов. Вы ведете здоровый образ жизни. Ваше здоровье опасений пока не вызывает. Но не расслабляйтесь, продолжайте поддерживать здоровье.

10-11баллов. Ваш организм страдает от отсутствия режима, диет и физических упражнений. Обратите на это внимание, ведь от этого зависит ваше здоровье!

0-9баллов. Задумайтесь над тем, какой образ жизни вы ведете. Следите за собой, составьте распорядок дня, откажитесь от вредных привычек и, главное, уделяйте особое внимание рациону питания.

Родительское собрание «Здоровье в порядке — спасибо зарядке» «Нетрадиционные формы работы с родителями» Авторы: Антонова Л. Д., Михайлина Г. Н., Алахверенова З. М. Пояснительная записка Как часто.

Родительское собрание «Бережем здоровье с детства» Родительское собрание в 1 младшей группе «Бережём здоровье с детства» Цель: формирование у родителей устойчивой мотивации к сохранению и.

Родительское собрание «Сохрани жизнь и здоровье» Протокол № 3 родительского собрания в средней группе №12 МБДОУ детский сад №8 города Нижнего Ломова от 20.04.2018г. Тема: «Сохрани жизнь.

Родительское собрание «Сохрани жизнь и здоровье». Протокол № 3 родительского собрания в средней группе №12 МБДОУ детский сад №8 от 20.04.2018г. Тема: «Сохрани жизнь и здоровье». Присутствовало.

Читайте также:  Какую надо пить воду кипяченую или сырую для здоровья

Родительское собрание «Здоровье ребенка — важная задача в воспитании ребенка» Протокол №5 родительского собрания в младшей группе №4 МБДОУ детский сад №8 от 25.01.2017г. Тема: «Здоровье ребенка – важная задача.

Родительское собрание «Укрепляем здоровье вместе с детьми» Родительское собрание «Укрепляем здоровье детей вместе» Подготовила и провела: Кравчук Наталья Геннадьевна «Укрепляем здоровье детей вместе».

Родительское собрание в средней группе «Здоровье ребёнка в наших руках!» Конспект родительского собрания в средней группе Тема: «Здоровье ребёнка в наших руках!» Цели: -Создать условия для знакомства родителей.

Родительское собрание «Здоровье ребенка» Цель: распространение педагогических знаний среди родителей. Задачи: 1. Раскрыть перед родителями важные стороны физического развития ребёнка;.

Родительское собрание «Жизнь — здоровье» Цель родительского собрания: заинтересовать каждого ребенка и родителя в здоровом образе жизни. Задачи: 1. Обобщить знания о здоровом образе.

Родительское собрание в форме круглого стола «Здоровье ребенка в период адаптации» Форма проведения: за круглым столом. Цель: Повысить компетентность родителей по подготовке ребенка к детскому саду, а также в период адаптации.

Источник

Родительское собрание «Психологическое здоровье ребенка в семье»
консультация

Цель: показать родителю роль стиля семейного воспитания в сохранении психического здоровья ребенка и дальнейшей профилактике отклонений в его развитии.

Скачать:

Вложение Размер
roditelskoe_sobranie.docx 421.26 КБ
psihologicheskoe_zdorove_rebenka_v_seme.pptx 1.95 МБ

Предварительный просмотр:

«Психологическое здоровье ребенка в условиях семьи»

Цель : показать родителю роль стиля семейного воспитания в сохранении психического здоровья ребенка и дальнейшей профилактике отклонений в его развитии.

Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы поговорим о том, какую роль играют взаимоотношения в семье в психическом здоровье детей.

Семья является важнейшим институтом становления человека как личности. Именно в ней ребёнок получает первый опыт общения, социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь человека включаются такие социальные институты такие, как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья продолжает оставаться одним из важнейших факторов социализации личности. Именно в семье формируется личность ребенка, определяются для него нравственные нормы, ценностные ориентации и стандарты поведения.

Всемирной организацией здравоохранения дает следующее определение понятия «здоровье»:

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических недостатков»

Выделяют следующие компоненты здоровья:

  • здоровье физическое – это состояние, при котором у человека имеет место гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды; это здоровье тела, рост и развитие органов и систем организма, физическая активность, выносливость, устойчивый иммунитет;
  • здоровье психическое включает способность адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители; общий душевный комфорт, адекватное поведение, умение управлять своими эмоциональными состояниями, преодолевать стресс, это психическая активность, потребность в саморазвитии, в познании себя.
  • здоровье социальное – гармоничное отношение личности в социальной структуре общества, деятельное отношение человека к миру, социальная активность, благополучные отношения с окружающими, наличие дружеских связей, усвоение правил и ценностей общества, принадлежность к определенной социальной группе, достаточно высокий социальный статус, адекватная самооценка, развитая эмпатия (умение понимать других людей).
  • здоровье нравственное – система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе, этические нормы, правила поведения, духовность, связанная с общечеловеческими истинами добра, любви, милосердия, красоты.

Важно отметить, что все составляющие здоровья взаимосвязаны и нарушения в одном из компонентов приводит к возникновению нарушений в другом.

Одним из наиболее важных и необходимых условий функционирования и развития является психическое здоровье.

Психически здоровый человек – это, прежде всего, человек творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Психически здоровый человек живет в гармонии с собой и окружающими.

Однако существуют факторы риска , которые вызывают нарушения психического здоровья. Семейные факторы среды, психологический климат в семье наиболее значимы для психического здоровья детей, так как именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребёнка.

Ребёнок учится тому,

Что видит у себя в доме.

Родители – пример ему!

Коль видят нас и слышат дети,

Мы за дела свои в ответе.

И за слова: легко толкнуть

Детей на нехороший путь.

Одним из факторов, нарушающих психическое здоровье, является неправильное воспитание.

Представляю вам типичные ошибки в общении с детьми:

Данная кукла будет играть роль ребенка

* Если ребенок капризничает , мы ему говорим : «Не плачь, прекрати!» . Значит, мы не позволяем ему свободно проявлять свои чувства. (обвязываем кукле область сердца)

* Если ребенок без разрешения берет вещи, которые ему не положено брать, мы говорим : «Не трогай!» (Связываем бинтом руки.)

* Если ребенок разбегался , мешает нам, мы говорим : «Не бегай!» (Связываем ноги.)

* Если взрослые разговаривают, а ребенок слушает их разговор , мы реагируем : «Не слушай!» (Завязываем уши.)

* Если ребенок кричит , оглушая нас, мы говорим ему : «Не кричи!» (Завязываем рот.)

—Как он себя чувствует? Как вы думаете, может ли ребенок развиваться в таком состоянии?

Большинство психологов считают, что психологическое здоровье и личностное развитие ребёнка неразрывно связано с психологической атмосферой, или климатом семьи, и зависит от характера взаимоотношений в семье.

Психологический климат семьи можно определить как характерный для той или иной семьи более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который является следствием семейной коммуникации.

Он не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи, и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным.

Так для благоприятного психологического климата характерны следующие признаки: сплоченность, возможность всестороннего развития личности каждого ее члена, высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу, чувство защищенности и эмоциональной удовлетворенности, гордость за принадлежность к своей семье, ответственность. В семье с благоприятным психологическим климатом каждый ее член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям — еще и с почитанием, к более слабому — с готовностью помочь в любую минуту. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчеркивать достоинства и добрые дела каждого, и одновременная открытость семьи, её широкие контакты.

Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи Исходной основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнера, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание.

Когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, напряженность, отчуждение, и даже конфликтность межличностных отношений, когда члены семьи относятся отрицательно один к другому, им присуще чувство незащищенности в этом случае говорят о неблагоприятном психологическом климате в семье . Все это препятствует выполнению семьей одной из главных своих функций — психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведет к депрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту в положительных эмоциях. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным.

Основным условием нормального психосоциального развития ребёнка признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребёнка, беседуют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение.

Характер внутрисемейных отношений, нравственно-психологический климат семьи оказывают большое влияние на становление личности ребенка. Усваивая нормы поведения и отношений родителей, дети начинают в соответствии с ними строить свои отношения с близкими людьми, а затем переносят навыки этих отношений и на окружающих людей, товарищей, учителей. Если же в семье нет единства в воспитании ребенка, если нарушаются важные педагогические принципы уважения к ребенку и требовательности к нему, то создается почва для неправильного становления характера человека.

Выделяют следующие типы «неправильного» воспитания:

  • эгоцентрическое воспитание:
  • воспитание по типу неприятия:
  • сверхсоциализация ребёнка;
  • тревожно-мнительное воспитание.

Детям, которые стали жертвами эгоцентрического воспитания , с детства прививается мысль, что они способнее, умнее других, а потому имеют право на большее. Они и хотят всего достичь по-максимуму. Другое для них просто неприемлемо. В школе соперничество становится еще острее, неудачи переживаются глубже, особенно на фоне удач и успехов соперников. Чем слабее способности, тем ожесточеннее в таких случаях борьба и тем сокрушительнее последствия. Каждая неудача переживается как катастрофа, запуская механизмы болезни, ослабляется система организма. Естественно, такой ребенок нервный: плаксивый, обидчивый, ранимый. У него головные боли, бессонница. Такой ребенок может быть и трудным: вспыльчивым, требовательным, конфликтным, злым на язык, и родители опасаются его как трудного взрослого члена семьи и уступают ему во всем, чтобы не навлечь на себя гнев, а то и недетскую вражду.

Воспитание по типу неприятия формирует заниженную неосознаваемую самооценку. Однако в данном случае ребенок не примиряется с ней. Напротив, ощущение ущербности ожесточает его, вызывает чувство протеста. Он не враждует, а стремится не уступить, догнать, обойти. Ребенок честолюбив, и успех, максимальное самоутверждение необходимы ему, чтобы достичь в первую очередь самоуважения, а уже потом уважения со стороны других. В конце концов, переживания, неудачи надламывают его. Он устает, надрывается.

Третий вариант неправильного типа воспитания проявляется при сверхсоциализации ребенка . Он запрограммирован как робот на роль пай-мальчика или пай-девочки и перепрыгивает через детство. Детства нет, сверстники «плохие, глупые», и он общается только со взрослыми или со столь же «серьезным» однолеткой, как и он. Он чрезмерно ответственен. Все у него взрослоподобно — устремления, переживания, реагирование. Внутреннее напряжение, недетские переживания приводят такого ребенка к нервозности. Что-то не удается, противоречит его настроенности, и он раздражается, страдает от бессонницы. У него чаще всего общие нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта, неустойчивость артериального давления.

При тревожно-мнительном воспитании наблюдается тревожное восприятие неудач, мнительность в отношении сверстников, воспитателей, учителей. Такой ребенок не честолюбив и не завистлив. Он тревожен, мнителен, боязлив, принимает все близко к сердцу, ждет неприятностей, бед. Он опасается сверстников, боясь унижения, и школы, где ожидает неудач. Чтобы обезопасить себя от неприятностей, он старается больше всех, готов не спать, чтобы все успеть. Этот ребенок в группе риска по сердечнососудистым заболеваниям, болезням почек и легких.

Также одним из факторов риска является тип отношения родителя к ребенку / стили семейного воспитания. От стиля отношения родителей к ребенку зависят воспитательная и эмоциональная функция семьи. Выделяют 4 стиля отношений:

  • авторитетный (демократический);
  • авторитарный (деспотичный);
  • либеральный (попустительский);
  • индифферентный (безразличный).

Родители признают и поощряют растущую автономию своих детей. Отношения теплые. Открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения; допускают изменения своих требований в разумных пределах. Миры взрослого пересекаются, но перекрывают друг друга. Ребенок и взрослый имеют общие интересы, цели, но и свои личные потребности; они равны, уважают друг друга.

Результаты: Дети при таком стиле воспитания превосходно адаптированы: уверены в себе, у них развит самоконтроль и социальные навыки, они хорошо учатся в школе и обладают высокой самооценкой.

Отношения холодные. Отдают приказания и ждут, что они будут в точности выполнены. Закрыты для постоянного общения с детьми; устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения; позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них. Ребенок «внутри», родитель подавляет ребенка, контролирует всю его жизнь.

Результаты: Дети, как правило, замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны; девочки обычно остаются пассивными и зависимыми на протяжении подросткового и юношеского возраста; мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными, могут пристраститься к алкоголю, наркотикам, совершать противоправные действия. (сделать акцент на отрицательных последствиях).

Слабо или совсем не регламентируют поведение ребенка; безусловная родительская любовь. Отношения теплые. Открыты для общения с детьми, однако доминирующее направление коммуникации — от ребенка к родителям; детям предоставлен избыток свободы при незначительном руководстве родителей; родители не устанавливают каких-либо ограничений; дети буквально садятся на шею родителям. Вся жизнь родителя подчинена нуждам и потребностям ребенка, его прихотям, своей жизни родитель не имеет.

Результаты: Дети склонны к непослушанию и агрессивности, на людях ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе, эгоистичны, самооценка завышена, проявляют неуважение к старшим, а также к родителям; в некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми.

Не устанавливают для детей никаких ограничений; безразличны к собственным детям. Закрыты для общения; из-за обремененности собственными проблемами не остается сил на воспитание детей; родители проявляют безразличие к жизни ребенка. Их миры существуют параллельно и не пересекаются, у каждого своя личная жизнь, свои проблемы и неудачи.

Результаты: Ребенок страдает от недостатка внимания, может привлекать его любыми способами, в т.ч. и отрицательным поведением. Отсутствие любви родителей, интереса к ребенку, вседозволенность приводят к тому, что ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам и проявить склонность к делинквентному (противоправному, преступному) поведению.

Признаки проявления стрессового состояние у ребенка

• трудности с засыпанием, неспокойный сон;
• частая усталость;
• участившаяся беспричинная обидчивость, слезливость или, наоборот, проявление агрессии (жалобы, обзывания, драки и т. д.);
• участившиеся случаи невнимательности, рассеянности;
• беспокойство, непоседливость;
• частое проявление упрямства, капризов;
• навязчивые привычки — сосание пальца, грызение ногтей, накручивание волос на палец, игра с половыми органами;
• стойкое нарушение аппетита или, наоборот, переедание;
• стремление к уединению;
• невротические проявления — моргание глазами, подергивание плеч, дрожание рук и т. д.;
• дневное или ночное недержание мочи.
Все перечисленные признаки могут говорить о том, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения.

Во взаимоотношениях с ребенком взрослый должен тонко подбирать эмоциональные формы воздействия. Одной из таких форм являются родительские установки — совокупность родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятия ребенка родителем и способов поведения с ним.

Заниженная самооценка, чувство вины, отчуждение, конфликты.

Источник

Adblock
detector