Психолого-педагогическая характеристика ребенка на ПМПК
материал
Психолого-педагогическая характеристика ребенка на ПМПК
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
harakteristika_gotovaya.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогическая характеристика ребенка на ПМПК
Фамилия, имя, отчество ребенка ______________________________________
Оценка адаптации ребенка в группе: а) хорошая; б) удовлетворительная; в) недостаточная; г) плохая; д) иное _____________________________________
Особенности латерализации: а) праворукий; б) леворукий; в) амбидекстер.
Личностно-характерологические, типологические особенности :
Активный, подвижный – инертный, медлительный.
Спокойный, уравновешенный – возбудимый, неуравновешенный
Отмечаются: повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, вялость, заторможенность и др.
1. Достаточно легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, понимает ее смысл, адекватно ведет себя.
2. Контакт и общение затруднены, понимание ситуации и реагирование на нее не всегда или не совсем адекватны
3. Плохо вступает в контакт, испытывает сильные затруднения в общении, понимании ситуации.
Особенности игровой деятельности: а) игра соответствует возрасту; б) игра соответствует более раннему возрасту; в) преобладает манипулятивная игра; г) игра отсутствует; д) иное _________________________________________
Основные трудности, отмеченные в обучении: а) усваивает программу хорошо; б) усваивает программу удовлетворительно; в) программу усваивает с трудом; г) программу не усваивает; д) иное___________________________
Ребенок с трудом вступает в контакт, имеет недостаточный уровень знаний о себе, своей семье, окружающем мире. Кругозор ограничен. Словарь беден, неточен.
1. Представления о мире достаточно развернуты и конкретны, может рассказать о стране, городе котором живет, о животных и растениях, временах года.
2. Представления достаточно конкретны, но ограничены непосредственно окружающим.
3. Кругозор ограничен, знания даже о непосредственно окружающем отрывочны, бессистемны.
а) соответствует возрасту; б) моторно неловок, неуклюж; в) дефекты тонкой ручной моторики; г) иное ________________________________________
Наблюдается несовершенство общей моторики, общая вялость, неточность движений, нарушена координация движений, затрудняется при необходимости удержать равновесие, испытывает трудности регуляции темпа движений.
У ребенка не скоординированы движения пальцев, умение делать мелкие, точные движения на бытовом уровне. Наблюдается несформированность моторных навыков графической деятельности.
а) соответствует возрасту; б) имеются нарушения зрительного восприятия; в) имеются нарушения слухового восприятия; г) комплексные нарушения восприятия; д) иное _________________________________________
Основные цвета, геометрические формы, величину не знает или путает, не соотносит слово с предметом; испытывает трудности при узнавании объекта; трудности в восприятии сюжетного изображения (сюжет в целом не воспринимает, перечисляет изображенное).
Объём зрительного восприятия (по количеству выделенных объектов в картинках нелепицах в картинках с множеством контуров)
1. Соответствует средним показателям возрастной группы.
2. Ниже средних показателей возрастной группы.
3. Намного ниже средних показателей возрастной группы.
а) без особенностей; б) недостаточно устойчивое; в) неустойчивое
Ребенок не умеет длительно сосредоточиться на каком-либо деле; неспособен к распределению и переключению внимания с одного вида деятельности на другой. Проявляет рассеивание внимания на второстепенное с потерей основного, наблюдаются значительные трудности сосредоточения, недостаточный уровень произвольности внимания.
Устойчивость внимания (способен к длительному сосредоточению внимания на предмете или быстро отвлекается)
Характер отвлечения (отвлекается на внешние раздражители или в отсутствие внешних раздражителей)
Переключаемость внимания (быстрая, легкая, замедленная, затрудненная)
Общий уровень развития произвольного внимания (соответствует возрасту, ниже возрастной нормы, очень низкий)
(преобладающая модальность) : а) зрительная; б) слуховая; в) моторная; г) смешанная
а) без особенностей; б) медленно запоминает и быстро забывает; в) быстро запоминает и быстро забывает; г) иные проблемы __________
Сохранение информации затруднено; преобладает механическая память. При воспроизведении материала постоянно забывает детали, нуждается в наводящих вопросах, привносит вымышленные заимствования, повторяет отдельные фразы, но не может изложить основной смысл, допускает многочисленные ошибки в последовательности воспроизведения, искажает смысл; концентрируется на второстепенных объектах, не улавливает главную
Запоминает быстро или медленно, с трудом. Запоминает надолго, быстро забывает.
Характеристика вербальной памяти (достаточная, недостаточная) .
Общий уровень развития памяти (соответствует возрасту, ниже возрастной нормы, очень низкий)
а) соответствуют возрасту; б) недостаточно сообразителен; в) грубые нарушения мышления; г) иное ______________________________________
Не устанавливает причинно-следственные связи; при выполнении задания нуждается в постоянной опоре на образец, помощь педагога; последовательность действий при выполнении задания не устанавливает или устанавливает с помощью; непоследователен и нелогичен в своих суждениях.
Сформированность интеллектуальных умений (анализа, сравнения, обобщения, установления закономерностей) :
1. Правильно определяет содержание , смысл (в том числе скрытый смысл) анализируемого, точно и емко обобщает его в слове, видит и осознает тонкие различия при сравнении, обнаруживает закономерные связи.
2. Задания, требующие анализа, сравнения, обобщения и установления закономерных связей, выполняет со стимулирующей помощью взрослого.
3. Выполняет задания с организующей или направляющей помощью взрослого, может перенести, освоенный способ деятельности на выполнение сходного задания.
4. При выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, выделения главного, установления закономерностей, нужна обучающая помощь, воспринимается помощь с трудом, самостоятельный перенос не осуществляется.
Основные трудности, отмечаемые в общении
а) трудностей нет; б) не умеет поддерживать игру; в) предпочитает быть в одиночестве; г) плачет, малоконтактен со взрослыми, детьми; д) конфликтен: е) иное __________________________________________________________
а) речь соответствует возрасту; б) речь невнятная; имеются трудности звукопроизношения; в) бедный словарный запас; г) речь грамматически неправильна; д) запинки в речи; е) речи нет; ж) иное __________________
Качество произношения, объём активного и пассивного словаря, развернутость речевого высказывания, степень развернутости ответов (соответствует возрасту, ниже возрастной нормы, очень низкий). Речь эмоциональна или монотонная.
а) соответствуют возрасту; б) недостаточно сформированы; в) нарушены; г) иное _____________________________________________________________
Ориентировка в пространстве и времени
а) соответствует возрасту; б) недостаточно сформирована; в) нарушена; г) иное ____________________________________________________________
Отношение к занятиям, деятельность
а) соответствует возрасту; б) не способен контролировать свою деятельность; в) неусидчив, не доводит дело до конца; г) мешает педагогу, детям; д) быстро истощаем; е) иное _________________________________________________
1. Ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах.
2. Ребенок не достаточно активен и самостоятелен, при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция, круг интересующих вопросов довольно узок.
3. Уровень активности, самостоятельности низкий, при выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция, интереса к внешнему миру не обнаруживает, любознательности не проявляет.
а) соответствует возрасту; б) сонлив и вял в течение дня; в) темп работы на занятиях не равномерен; г) работает медленно и невнимательно; д) темп деятельности быстрый, но деятельность «хаотична и бестолкова»; е) иное __________________________________________________________________
Работоспособность низкая. Ребенок утомляем, истощаем, рассеян на занятиях, неусидчив. Наблюдаются резкие колебания работоспособности на протяжении занятия; темп работы замедлен.
Имеют место нарушения поведения, вредные привычки. Доминирующие увлечения и интересы слабо выражены. Взаимоотношения с окружающими сверстниками и старшими доброжелательные. Адекватно относится к родным, сверстникам. Не умеет подчиняться требованиям взрослых
Особенности эмоционально-волевой сферы
Ребенок двигательно расторможен, эмоциональные реакции неадекватны, могут проявляться аффективные вспышки, проявляет склонность к отказным реакциям, гневу.
Преобладающее настроение (веселое, грустное) и поведение (спокойное, беспокойное, застенчивость, капризность, плаксивость, апатия, живость, навязчивость, робость)
Общее заключение: (общий уровень психического развития соответствует возрастному уровню, ниже возрастного уровня. На первый план выступает незрелость.
Источник
Роль психолого-медико-педагогического консилиума в дошкольном образовательном учреждении.
консультация по коррекционной педагогике на тему
На современном этапе реформирования системы образования повышается значимость и эффективность психологической службы в учебных заведениях. Являясь первым фундаментальным звеном системы образования, детские дошкольные учреждения призваны заложить основы гармонично развитой личности.Так как образовательный процесс в ДОУ обширен и многогранен, естественно необходимо его сопровождение как педагогическое, так и психологическое.
Одним из шагов к систематизации сопровождения образовательного процесса стало использование в дошкольном учреждении такой формы работы как психолого-медико-педагогический консилиум.
В образовательном учреждении психолого-медико-педагогический консилиум является организационной формой, в рамках которой происходит разработка и планирование психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников в процессе воспитания и обучения.ПМПк может быть создан на базе образовательного учреждения любого типа и вида независимо от организационно-правовой формы приказом руководителя образовательного учреждения при наличии соответствующих специалистов. Общее руководство возлагается на руководителя образовательного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_psihologo-mediko-pedagogicheskogo_konsiliuma_v_doshkolnom_obrazovatelnom_uchrezhdenii.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль психолого-медико-педагогического консилиума в дошкольном образовательном учреждении.
На современном этапе реформирования системы образования повышается значимость и эффективность психологической службы в учебных заведениях. Являясь первым фундаментальным звеном системы образования, детские дошкольные учреждения призваны заложить основы гармонично развитой личности.
Так как образовательный процесс в ДОУ обширен и многогранен, естественно необходимо его сопровождение как педагогическое, так и психологическое.
Одним из шагов к систематизации сопровождения образовательного процесса стало использование в дошкольном учреждении такой формы работы как психолого-медико-педагогический консилиум.
В образовательном учреждении психолого-медико-педагогический консилиум является организационной формой, в рамках которой происходит разработка и планирование психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников в процессе воспитания и обучения.
Ю.К. Бабанский писал, что для улучшения изучения воспитанников надо не увлекаться подробными письменными характеристиками, а сосредоточить усилия на коллективных обсуждениях мнений воспитателей групп о педагогических проблемах и главное на коллективной разработке мер индивидуального подхода как к отдельным воспитанникам таки возрастным группам в целом. Психолого-медико-педагогический консилиум является одним из перспективных форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для сопровождения обучающихся с учетом их психофизического и индивидуального развития.
Ц ель консилиума — определение форм, методов психолого-медико-педагогического сопровождения дошкольников в процессе обучения и воспитания, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием соматического и психического здоровья, выстраивания индивидуального маршрута, как отдельных детей, так и групп в целом.
ПМПк может быть создан на базе образовательного учреждения любого типа и вида независимо от организационно-правовой формы приказом руководителя образовательного учреждения при наличии соответствующих специалистов. Общее руководство возлагается на руководителя образовательного учреждения.
ПМПк образовательного учреждения в своей деятельности руководствуется Законом РФ «Об образовании», Письмом Министерства образования РФ от 27.03.2000г №27/901-6 «О психолого-педагогическом консилиуме в образовательном учреждении», Уставом образовательного учреждения, договором между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) воспитанника. Первым шагом управленца является создание документа, регламентирующего деятельность службы. Это «Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме».
Участниками ПМПк являются: старший воспитатель, педагог-психолог, воспитатели, медицинский работник, педагоги дополнительного образования.
Старший воспитатель является ведущим консилиума, готовит необходимую документацию для проведения ПМПк, оформляет протоколы.
Регулярность проведения психолого-педагогического консилиума:
- Консилиумы планируются в начале учебного года, и проводится в соответствии с планом (плановые – 2 раза в год по заявленной проблеме).
- Внеплановые ( по запросу) – по возможности проводятся отдельно, либо в день проведения планового консилиума.
Предметом обсуждения на консилиуме может быть:
Предлагается проводить следующие плановые консилиумы:
1 младшие группы — проблемы адаптации к ДОУ;
Старшие группы – уровень развития, соответствие возрастной норме.
Подготовительные группы – готовность к школьному обучению.
Внеплановые (по запросу) : индивидуальные особенности ребенка (поведение), адаптация в ДОУ
Рассмотрим основные этапы подготовки и проведения консилиума.
Проведение консилиума и реализация его решений состоит из нескольких этапов:
- первый этап – подготовительный: проводится сбор диагностических данных и сведений о ребенке. Обследование проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки на ребенка, по результатам обследования пишется справка либо заключение, которое предоставляется на ПМПк;
- второй этап – основной: проводится заседание консилиума, где обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение ПМПк. Все рекомендуемые меры будут определять основное содержание индивидуального сопровождения ребенка.
- третий этап — контролирующий: члены консилиума осуществляют контроль за выполнением рекомендаций. Вопрос о выполнении рекомендаций консилиума, динамика развития воспитанника может быть рассмотрен на педагогическом совете, на совещании при заведующей, на методических объединениях педагогов. Все наблюдения и выводы записываются в индивидуальной программе развития ребенка.
Обследованию на консилиуме подлежат не сами первичные данные, а определенные аналитические обобщенные материалы. В материалах информация о ребенке или его семье облекается в формы:
- не нарушающие их права на конфиденциальность;
- формируются доступным и понятным педагогу и медику языком.
Старший воспитатель, в первую очередь, отводит время тем детям, которые (по данным психолога, воспитателя, медика) являются наиболее «проблемными», затем — на обсуждение информации по дошкольникам с проблемами, в последнюю очередь для «психологически благополучных» дошкольников.
Проблемы каждого ребенка обсуждаются отдельно. Удобно группировать обсуждения на консилиуме не по группам, а по степени близости проблем. Это позволяет значительно ускорить процесс обсуждения и принятия решения без ущерба качеству.
По результатам обсуждения каждого случая принимается совместное решение, в котором намечаются конкретные шаги по оказанию помощи (или сбору дополнительной информации) каждому ребенку, определяются исполнители и сроки.
КАКУЮ ИНФОРМАЦИЮ «ПОСТАВЛЯЕТ» КАЖДЫЙ УЧАСТНИК КОНСИЛИУМА ДЛЯ ОБЩЕГО ОБСУЖДЕНИЯ
Воспитатель предоставляет на консилиум:
— результаты своих собственных наблюдений и бесед с родителями и педагогами дополнительного образования;
— педагогическую характеристику результативности воспитательно-образовательной деятельности (усвоение ЗУН), а так же поведения конкретных детей и группы в целом;
Давая характеристику дошкольнику, воспитатель останавливается на тех показателях, которые содержат важную для работы консилиума информацию.
Организация регулярного мониторинга и представление информации о уровне развития детей позволяет воспитателям стать наблюдательнее и объективнее в оценке различных сторон обучения и поведения детей, собственных взглядов, помогает выработать общий язык обсуждения тех или иных проблем, дает опыт коллективной деятельности;
Педагог-психолог представляет на консилиум:
— результаты наблюдений (занятия, режимные моменты, игровая деятельность, сформированность умений и навыков);
— результаты экспертных опросов педагогов и родителей (сбор анамнеза, поведение в группе, развитие с психологической точки зрения;
— результаты обследования самих детей.
Опрос педагогов дополнительного образования осуществляется при организационной и административной поддержке старшего воспитателя и содержательной помощи психолога.
Медицинский работник предоставляет:
— информацию о состоянии здоровья;
— физических особенностях дошкольников.
1.Физическое состояние ребенка на момент проведения консилиума:
— соответствие физического развития возрастным нормам.
— состояние органов зрения, слуха, костно-мышечной системы.
2. Факторы риска нарушения развития:
— наличие в прошлом заболеваний и травм;
— наличие хронических заболеваний.
3. Характеристика заболеваний за последний год.
Что позволяет медицинскому работнику, представляющему интересы воспитанников в учреждении при наличии показаний и с согласия родителей (законных представителей), направлять его в детскую поликлинику,
— собирает информацию о тех детях, в отношении которых предстоит индивидуальное обсуждение;
— разрабатывает схему проведения консилиума.
Рассмотрим порядок работы консилиума
в рамках обсуждения одного случая:
Если наиболее проблемная информация поступает от психолога, он и начинает обсуждение, если от педагога или медика – то обсуждение конкретного случая начинается с заслушивания их информации.
Если все участники консилиума относят данного ребенка к числу наиболее проблемных, либо на консилиум выносится общий вопрос развития детей определенной возрастной категории, правильнее начать обсуждение с педагога.
Обмен информацией служит основой для заполнения первой важной графы-заключения консилиума, касающейся описания актуального психолого-педагогического состояния дошкольника.
Результатом работы ПМПк является разработка стратегии помощи конкретному ребенку
Участники консилиума оговаривают:
- какого рода помощь требуется ребенку или группе детей;
- какую развивающую работу желательно осуществлять с ним;
- какие особенности должны быть учтены в процессе обучения и общения;
- какую работу могут взять на себя участники консилиума;
- какую деятельность необходимо осуществлять силами педагогического коллектива данной параллели;
- что можно сделать с помощью семьи, специалистов различного профиля вне ДОУ.
Определяются формы участия каждого специалиста, оговаривается, кто и в какой форме берет на себя работу с родителями, дополнительными — педагогами, осуществляется социально-диспетчерская деятельность.
Работа консилиума заканчивается заполнением итогового документа-протокола консилиума, при необходимости отправить ребенка на комиссию пишется коллегиальное заключение.
— Коллегиальное заключение ПМПк содержит общую характеристику структуры психофизиологического развития воспитанников (без указания диагноза) и программу специальной помощи, обобщающую рекомендации специалистов
— Коллегиальное заключение ПМПк доводятся до сведения родителей (законных представителей) в доступной для понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия.
— Изменение условий воспитания и развития ребенка (в рамках возможностей, имеющихся в учреждении), осуществляется по заключению ПМПк.
Психолого-медико-педагогического консилиум является подразделением психолого-медико-педагогической службы и позволяет:
- объединить усилия педагогов , психологов и других субъектов учебно-воспитательного процесса, заинтересованных в успешном воспитании и полноценном развитии детей;
- составить программу индивидуального развития ребенка;
- распределить обязанности и ответственность субъектов учебно-воспитательного процесса в выработке совместной стратегии помощи проблемному ребенку.
Таким образом, система комплексного сопровождения детей и использование такой формы работы как ПМПк позволяет выявить отклонения в развитии, либо способности на ранних этапах и выбрать образовательный маршрут, позволяющий скорректировать развитие ребенка, либо наиболее полно развить его способности
В целом хочется отметить, что пришло время реального профессионального объединения представителей разных профессий в единую комплексную психолого-медико-педагогическую службу, целью которой должно стать оказание поддержки детям, родителям и педагогам, а также сопровождение всех педагогических, управленческих и социальных инноваций в образовании. Научиться работать не рядом, а вместе — главная задача нашей деятельности.
«Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко и если мы обменяемся этими яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас и у меня есть идея и мы обменяемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи»
Источник