Психологическое здоровье дошкольника
материал
Ребенок с рождения обладает со своими «особыми» врождёнными качествами. Это тип нервной системы, задатки определённых способностей, особенности поведения, даже частично характер своих родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskoe_zdorove_doshkolnika.docx | 23 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическое здоровье дошкольника
Ребенок с рождения обладает со своими «особыми» врождёнными качествами. Это тип нервной системы, задатки определённых способностей, особенности поведения, даже частично характер своих родителей. Существует мнение, что психологическое развитие ребёнка во многом определяется его генотипом. Но большинством учёных-психологов, доказано, что воспитание и среда, есть факторы, влияющие на развитие личности в большей степени, нежели врождённые особенности.
Главную, определяющую роль в психическом развитии ребёнка играет социальный опыт, который зафиксирован в форме предметов и знаковых систем. Он не наследуется, а присваивается. Психическое развитие ребёнка идет по образцу, который существует в данном обществе, определяясь той формой деятельности, которая характерна уровня развития данного общества. Исходя из этого, формы и уровни психического развития заданы не биологически, а через призму социума. Выходит, что именно от нас, взрослых, зависит, каков будет путь малыша в этом сложном, но прекрасном мире. Известно, что гармоничное развитие ребенка во многом зависит от его психологического здоровья, поэтому тема формирования психологического здоровья весьма актуальна по сей день.
Период дошкольного детства очень важен в развитии психологического здоровья ребёнка. Именно в это время начинает формироваться психика, закладываются основы нравственности, поведения вобществе. Педагогам дошкольных учреждений необходимо постоянно оказывать каждому ребёнку ту или иную психологическую поддержку. К сожалению, в настоящее время остро ощущается недостаток материальных и особенно духовных ресурсов, которые так необходимы для социализации детей и их полноценного развития. Неудивительно, что у каждого второго ребёнка наблюдаются психические расстройства: отсутствие усидчивости, концентрации внимания, расторможенность поведения или гиперактивность.
Термины «психическое здоровье» и «психологическое» имеют различия. Психическое здоровье от психологического отличается тем, что психическое здоровье имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам, а психологическое здоровье относится к личности в целом.
Автор термина «психологическое здоровье» Дубровина И. В. считает, что необходимым условием полноценного функционирования и развития человека является его психологическое здоровье.
Что значит психологически здоровый человек? Если составить его обобщённый портрет, то можно отметить такие качества как жизнерадостность, любовь к своему делу, творчество, активная гражданская позиция. Этот человек нравственный, открытый, он принимает себя, как частичку этого божественного мира, признаёт ценность и уникальность других людей. Он постоянно развивается, способствует развитию окружающих его людей. Такой человек способен брать ответственность за себя и свои поступки, извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций, честен, силён духом. Его жизнь наполнена смыслом. Это человек, который находится в гармонии с самим собой и окружающим его миром.
Значит, именно «гармония» является основным термином для описания психологического здоровья. Это гармония выражается во взаимодействии с различными аспектами: физическими и психическими, эмоциональными и интеллектуальными. Каждый педагог дошкольного учреждения, прежде всего, должен ориентироваться в воспитании именно на такого человека. Он должен всеми своими силами способствовать личностному росту своих воспитанников, находя подход к каждому ребёнку.
Уровни психологического здоровья:
Креативный – самый высокий уровень. Дети этого уровня имеют достаточный запас сил, чтобы преодолевать неудачи, неблагоприятные ситуации, активны в любой деятельности, они, как правило, не нуждаются в особенной психологической помощи.
Адаптивный – средний уровень. К нему относится категория детей в целом адаптированных к социуму, но нуждающихся в необходимой психологической поддержке со стороны взрослых.
Дезадаптивный уровень включает в себя детей, поведение которых характеризуется стремлением приспособиться к существующим обстоятельствам в ущерб себе и своим желаниям, не стремясь что-то изменить. Такие дети особенно нуждаются в индивидуальной коррекционной работе.
Факторы риска психологического здоровья детей:
Средовые (окружающая среда ребенка) и
К средовым факторам можно отнести неблагополучную обстановку в семье (ссоры родителей, отсутствие одного из них, злоупотребление спиртными напитками, неграмотность родителей в отношении воспитания детей) или неблагоприятный для ребёнка эпизод, связанный с детским учреждением. В детском учреждении травмирующей психику может стать, например, ситуация первой встречи с воспитателем, который поведёт себя некомпетентно, и это скажется на последующем взаимодействии ребенка со взрослыми. Кроме того, в детском саду нередко бывают случаи конфликтных отношений со сверстниками, и если воспитатель не видит этого или не вмешивается в ситуацию, то нарушается эмоциональный комфорт ребёнка, что в дальнейшем может негативно сказаться на формировании его личности.
Субъективные (его индивидуальные личностные особенности).
К субъективным факторам относятся характер, темперамент, воля, адекватная самооценка. Учет индивидуальных особенностей ребенка при подготовке и проведении работы в группе создаст благоприятные условия для создания психологического комфорта в детском коллективе, заложит фундамент для формирования психологического здоровья каждого конкретного ребенка.
Получается, что психологическое здоровье ребёнка формируется при взаимодействии внутренних и внешних факторов. Спокойная, доброжелательная обстановка, создаваемая взрослыми, которые внимательно относятся к эмоциональным и физическим потребностям ребенка, осуществляют за ним систематическое наблюдение, предоставляют ему больше самостоятельности и независимости, является основным условием для полноценного психического развития ребёнка.
Задачи психологической поддержки:
Воспитание положительного отношения к себе и принятие других людей.
Обучение рефлексивным навыкам (умение давать оценку своим чувствам, выявлять причины поведения, контролировать эмоции).
Формирование потребности в саморазвитии (умение находить выход в непростых ситуациях, не сдаваться, если сразу не получается).
Эти задачи педагог может реализовать на групповых занятиях с детьми, в беседах, чтении художественной литературы, личном примере, а также в самостоятельных играх детей. Большинство взрослых, исключая, конечно, психологов, не придают особого значения детской игре, считая ее чуть ли не второстепенным занятием. Иногда и педагоги недостаточно серьёзно относятся к сюжетно-ролевым играм детей. В игре ребенок учится осваивать различные роли. Это умение будет очень полезно ему уже при поступлении в школу, когда он будет знакомиться с новой для него ролью ученика. А во взрослой жизни ему придется включаться в новые роли: мужа, отца, представителя той или иной професссии, что не всегда удается. Но, сталкиваясь в жизни с трудностями, взрослые не видят их истоков в собственном детстве, поэтому не уделяют внимания ролевому развитию детей: умению проигрывать различные роли по статусу и содержанию.
Этапы системы работы по формированию психологического здоровья:
— Диагностика тревожности в семье и адаптированности детей к детскому саду; наблюдение за воспитанниками и последующее выявление их уровня психологического здоровья.
— Определение детей, отнесенных ко второму уровню психологического здоровья; организация для них еженедельных профилактических групповых занятий.
— С детьми, имеющими повышенный уровень тревожности (третий уровень), проведение индивидуальной коррекционной работы, также следить за соблюдением родителями рекомендаций воспитателя и педагога-психолога.
Рекомендации педагогам дошкольных учреждений по профилактике формирования психологических расстройств в развитии ребенка:
— Способствовать созданию в учреждении (группе) спокойной, жизнерадостной, творческой обстановки;
— Проявлять искренний интерес к личности каждого ребенка, его состоянию, настроению;
— Организовывать жизнедеятельность детей таким образом, чтобы у них накапливался положительный опыт добрых чувств;
— Собственным поведением демонстрировать уважительное отношение ко всем детям, взрослым;
— В подготовке и проведении обучающих занятий учитывать возрастные особенности и интересы детей;
— Создать условия для формирования у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, привязанности и доверия к взрослым;
— Учить детей осознавать свои эмоциональные состояния, настроения и чувства окружающих людей.
— Формировать у детей умение устанавливать связь между поступками, событиями, настроением и самочувствием людей;
— При организации взаимодействия чаще пользоваться поощрением, поддержкой детей, чем порицанием и запрещением;
— Создать условия для эффективного доверительного сотрудничества с родителями воспитанников.
Как известно, личность взрослого, его профессиональная компетентность имеет огромное значение в воспитании детей. Воспитатель в процессе общения и деятельности постоянно влияет на своих подопечных, так как они почти целый день находятся в тесном контакте. Доброжелательный настрой, положительное эмоциональное состояние наставника, умение управлять собой, доводить начатое дело до конца – вот основные качества, которые необходимы каждому педагогическому работнику дошкольных учреждений. Только педагог с высоким уровнем интеллектуального, духовного, личностного развития, может достаточно профессионально найти подход к каждому ребенку и сформировать в нём те качества, которые создадут предпосылки для формирования гармоничной и успешной личности ребёнка, устойчивой к различным жизненным ситуациям.
- Выготский, Л.С. Психология развития человека, Л.С. Выготский – М.: Издательство «Смысл», 2005. – 1136с.
- Дубровина, И.В. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы, И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Т.В. Вохмянина – 4-е изд., Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 176с.
- Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. — 5-е изд., М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 336с.
- Хухлаева, О.М. Тропинка к своему Я. Дошкольники, О.М. Хухлаева, И.М. Первушина, www.klex.ru/ewf .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Весь процесс, начиная от поступления ребёнка в ДОУ и заканчивая поступлением в 1 класс общеобразовательной школы, просматривается в данной программе (проекте) как единый комплексный процесс сохранения.
Цикл развивающей деятельности психолога с детьми «Куклотерапия», к.
Проект программы «Краски Природы» по реализации антропологической модели психологического здоровья в детском саду. Проект программы «Краски Природы» разрабатывался с использованием.
Программа включает в себя конспекты коррекционных занятий для детей 4-7 лет. Сказки, игры и упражнения, входящие в программу воздействуют на эмоционально-поведенческие проблемы детей, спос.
Рабочая программа педагога – психологапо формированию психологического здоровья дошкольника«Будь здоров, малыш!» Пояснительная запискаРабочая программа «Будь здоров, малыш!» направлена на п.
В теории и практике дошкольного воспитания встречается термин «эмоциональное благополучие», содержание которого несколько уже, чем содержание термина «психическое здоровье». Согласно исследованиям Л.
Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья посредством реализации парциальной программы «Тропинка к своему Я: Как сохранить психологическое здоровье дошкольников.
Источник
Психологическое здоровье дошкольников.
консультация по теме
Эта тема, бесспорно, является актуальной. И особенно хорошо, что о поддержании и формировании психологического здоровья рассуждают педагоги дошкольного образования – люди, окружающие ребенка с первых его шагов. Через нас, взрослых, ребенок постигает мир, от нас зависит, насколько легко войдет ребенок в сложный взрослый мир. Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития ребенка в процессе его жизнедеятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psikhologicheskoe_zdorove_doshkolnikov.docx | 19.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическое здоровье дошкольников
Одной из главных задач в воспитании детей является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление их здоровья.
Традиционно выделяют следующие компоненты здоровья:
В качестве одной из составляющих здоровья человека в целом выделяют психологическое здоровье. Оно является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Таким образом, с одной стороны, психологическое здоровье является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.
В зависимости от адаптированности человека в социальной среде выделяют три уровня психологического здоровья:
1) креативный уровень;
2) адаптивный уровень;
3) дезадаптивный уровень.
Применительно к детям дошкольного возраста основными показателями сформированности психологического здоровья являются процесс адаптации при поступлении в ДОУ, уровень развития коммуникативных навыков, уровень положительной мотивации к социально важной для данного возраста деятельности, отсутствие отклонений в поведении.
Каковы же условия приобретения и сохранения психологического здоровья детьми?
Если в младенчестве основное влияние на развитие личности малыша осуществляется матерью, в раннем возрасте существенную роль играет эмоционально и физически доступный отец, то в дошкольном детстве на ребенка воздействует семейная система в целом. Для нормального развития ему необходимо уже не только собственное общение с матерью и отцом, но и наличие теплых, доброжелательных отношений между родителями. Конфликтные взаимоотношения или их крайний вариант – развод нарушают процесс идентификации. Кроме того, важен и опыт общения с воспитателями детского сада, который ляжет в основу восприятия ребенком последующих чужих значимых фигур.
Важны также и следующие условия:
1. Содействие формированию активности ребенка, которая особо необходима ему для саморегуляции. Очень важно, чтобы в сензитивный период активность ребенка получила возможность реализации в условиях позитивного общения и соответствующим образом организованного обучения. Неадекватная организация блокирует активность, снижает ее уровень или придает ей другую направленность.
2. Наличие опыта самостоятельного преодоления препятствий. Широко распространенное мнение о необходимости полного эмоционального комфорта абсолютно неверно.
3. Всемерная поддержка развития рефлексии, когда взрослый побуждает ребенка к пониманию себя, своих особенностей и возможностей, причин и последствий своего поведения.
4. Наличие ценностных ориентаций в развитии ребенка, когда он получает возможность приобщиться к идеалам взрослых, их жизненным устремлениям и соответственно этому строить свое миропонимание.
Работа, связанная с сохранением психологического здоровья, включает в себя несколько этапов: диагностику, определение какому уровню психологического здоровья соответствует ребенок, групповую, психопрофилактическую или индивидуальную коррекционную работу и заключительную диагностику с целью оценки эффективности психолого-педагогических воздействий. При этом следует отметить, что положительный результат возможен только в том случае, если имеются определенные психолого-педагогические условия, обеспечить которые могут окружающие ребенка, взрослые – педагоги и родители.
Родители должны преследовать цель формировать у детей такие качества, как:
А) Умение любить себя и другого человека.
Б) Личностная рефлексия.
В) Потребность в саморазвитии.
Как можно научить любить себя и другого человека? Прежде всего, ребенок должен чувствовать доброжелательное отношение к себе. А для этого по возможности нужно акцентировать внимание на тех позитивных качествах, которые вы в нем замечаете. К сожалению, взрослые склонны акцентировать внимание преимущественно на недостатках детей, а не на их достоинствах. А поскольку в словаре взрослых преобладает негативная лексика. Ею активно пользуется и ребенок, он просто не умеет словами «погладить» другого. Здесь можно использовать такую игру: ребенку предлагается подойти к другому ребенку или члену своей семьи и, глядя ему в глаза, закончить фразу: «Мне в тебе нравится. »
Важно отметить, что общение в семье должно строиться не по типу «родитель — ребенок», а по типу «взрослый — взрослый». То есть похвала не должна быть высказана с позиции родителя. Приведем примеры воодушевляющих высказываний: «Я уверен, что ты сам в этом разберешься», «Я уверен, что ты сможешь сделать это», «Ты придумал, как сделать, чтобы у тебя получилось» и т.п.
Следующее важнейшее направление сохранения психологического здоровья детей – содействие развитию у них рефлексии. Старших дошкольников полезно побуждать к содержательному оцениванию результатов своих учебных действий, т.е. рефлексированное оценивание того, «кем я был» и «кем я стал», каких результатов добился и каким путем я шел к этим достижениям, какие трудности я испытывал и как их преодолевал. Необходимо учить ребенка определять границы своего незнания и вырабатывать у него потребность обращаться к различным источникам информации (к взрослым, сверстникам, литературе). И, конечно же, самое главное привить детям потребность самооценивания.
Очень важно, если родитель понимает и может выразить словами чувства ребенка в той или иной ситуации. Так он помогает ребенку лучше понять самого себя и показывает, что понимает его состояние. Например, «Я понимаю, что ты расстроен, что у тебя не получилась работа, и тебе обидно, что это произошло именно с тобой». Чтобы увидеть, что происходит в душе ребенка, нужно отодвинуть в сторону собственные переживания и ожидания.
Полезно освоить так называемые «Я — высказывания», переносящие акцент в той или иной трудной ситуации с осуждения ее виновника на чувства, которые вызвала данная ситуация у педагога. Например, реплики типа «Ты опять ударил Машу?» нужно заменять фразами: «Я огорчена, что ты не можешь поладить с Машей» или «Я беспокоюсь, что ты не можешь подружиться с детьми» и т.п.
Потребностно-мотивационное направление связано с сохранением психологического здоровья детей и предполагает формирование у них потребности в саморазвитии. Это, пожалуй, самое трудное, т.к. связано с собственным развитием родителей.
В каждом детском саду должен работать психолог — это, прежде всего знающий и глубоко понимающий ребенка человек, разбирающийся не только в общих закономерностях и в возрастных особенностях психического развития детей, но так же и в индивидуальных вариациях этих особенностей.
Искусство психолога заключается в том, чтобы помочь воспитателям и родителям превратить свою программу обучения и воспитания ребенка в его собственную. А главный путь к этому — вовлечение ребенка в доступные и интересные ему формы деятельности, которые изменяются в зависимости от возраста, индивидуальности ребенка, а в значительной мере определяются опытом, знаниями и умениями взрослого.
Психологи в детском дошкольном учреждении связаны с охраной физического и психического здоровья детей, с созданием условий, которые способствуют их эмоциональному благополучию и обеспечивают свободное и эффективное развитие способностей каждого ребенка.
Источник