Проблема психологического здоровья профессионала
Автор: СЫРЕНКОВА ЮЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА
Проблема психологического здоровья профессионала
Ю.А. Сыренкова, педагог-психолог
ОГБПОУ «Колледж индустрии питания торговли и сферы услуг», г. Томск
В настоящее время проблема профессионального здоровья приобретает особую актуальность, особенно в отношении тех людей, чья профессиональная деятельность протекает в стрессовых условиях. Результаты многочисленных исследований позволяют говорить о том, что в настоящее время трудовая деятельность предъявляет повышенные требования, как к физическому, так и к психическому здоровью профессионала. Для эффективности необходимо увеличение производительности труда и повышение его надежности, так же обеспечение оптимального уровня затрат, достижение высоких результатов без потери здоровья. Практическая значимость состоит в том, что на сегодняшний день проблема профессионального здоровья стоит очень остро. От этого зависит работоспособность и качество работы. Важно хорошее психическое и физическое здоровье для эффективного осуществления профессиональной деятельности, но в тоже время практически ничего не делается для его сохранения и поддержания.
Проблема профессионального здоровья в психологии труда
Можно сказать, что первые признаки проявления внимания к вопросам обеспечения здоровья работников, занятых в промышленной сфере, относятся к началу XX в. и связаны, прежде всего, с оформлением движения за научную организацию труда (НОТ), одним из основоположников которого был американский инженер Ф. Тейлор. Известно, что в своих работах он исходил из концепции «экономического человека», рассматривая рабочего не более как обособленную единицу, элемент производственного процесса. Социальная природа, психическое и физическое благополучие индивида его не интересовали. Но вот у его соратника Ф. Джилбрета, по праву считающегося одним из вождей движения за тучную организацию труда, уже просматривается достаточно четко выраженная ориентация на «человеческий фактор». Он видит смысл НОТ в том, чтобы каждый занимался тем делом, которое больше всего соответствует его физическим и психическим способностям (Джилбрет Ф. Азбука научной организации труда. — М.; Л., 1925). При этом основным вопросом научной организации труда он считал человека, его отношение к работе, разумное обращение с ним. Каждый должен испытывать радость труда, ибо последнее — главный успех НОТ. А первым условием радости труда и его продуктивности Джилбрет называет здоровье рабочих. Чтобы рабочие были здоровы, необходимо целесообразное устройство их рабочего места и расположение инструментов, но главное, рабочему надо обеспечить необходимый отдых, уменьшить воздействие на него всякого утомления. Джилбрет выступил инициатором проведения Дня борьбы с утомлением, впервые организованного в Америке (впоследствии он ежегодно проводился в декабре). Он настаивал на привлечении психологов для разрешения проблем персонала в производстве. Нельзя недооценивать, подчеркивает Джилбрет, значение психологического фактора для решения одной из великих, по его выражению, задач: предотвращения несчастных случаев на производстве, обеспечении безопасности труда рабочих.
Выбор будущей профессии, определение своего места в жизни — одно из самых главных решений, которое приходится принимать человеку. Выбор профессии в наше время рассматривается как основа жизненного самоутверждения человека в обществе. В лице человека, не занятого своим делом, не нашедшего себя в труде, общество несет невосполнимые духовные и материальные потери. При этом огромный ущерб терпит и сама личность вследствие неудовлетворенности, сознания неспособности внести в работу элемент творчества. Гармоничное развитие личности обязательно предполагает правильное профессиональное самоопределение.
За выбором профессии, естественно, следует этап профессиональной подготовки, в процессе которой человек, потенциально пригодный к тому или иному виду профессиональной деятельности, должен овладеть необходимой совокупностью профессиональных знаний, умений и навыков. Несовершенство профессиональной подготовки, просчеты, допущенные на этом этапе, могут повлечь за собой серьезные последствия для здоровья. Человек, поставленный перед фактом своей профессиональной неполноценности, ущербности, тяжело переживает такое положение. Если эта ситуация окажется трудно поправимой и достаточно устойчивой во времени, то ее разрушительное влияние обязательно скажется в той или иной форме на соматическом и психическом здоровье работника. Следующим за этапом становления профессионала идет этап профессиональной адаптации.
Профессиональная адаптация есть процесс становления (восстановления) и поддержания динамического равновесия в системе профессиональной среды. После завершения образования каждому субъекту профессиональной деятельности предстоит пройти этап первичной адаптации, под которым понимается первоначальное (после специальной подготовки) вхождение в профессиональную деятельность. Среди факторов, влияющих на особенности прохождения адаптационного процесса, можно отметить следующие:
Возраст. Молодые люди лучше адаптируются к условиям деятельности, профессиональным задачам; с возрастом накапливается опыт социальной адаптации, что находит выражение в поведении работников, в их способности проявлять гибкость, идти на компромисс, избегать категоричных суждений.
Пол. У женщин преобладает ориентация на социальную адаптацию, у мужчин на адаптацию к содержанию профессиональной деятельности.
Индивидуальные особенности: тип нервной системы (особенно по характеристике подвижности и инертности); мотивация; самостоятельность; склонность к сотрудничеству; адекватная самооценка (своих личностных качеств и профессиональных возможностей); самоконтроль; эмоциональная устойчивость; степень тревожности.
Стресс в профессиональной деятельности играет не последнюю роль в сохранении психологического здоровья. Психологический (эмоциональный, второсигнальный) стресс — это та разновидность стрессовых состояний, которые в значительной части следует отнести к области отрицательных и положительных чувств и эмоций [7, 463]. Видов и форм проявления психологического стресса бесконечно много, так как они связаны с личностными качествами человека, его прошлым опытом, особенностями воспитания и образования и т. д. Обычно, профессиональный стресс связывают с таким видом психической напряженности, который возникает у человека в условиях деятельности, связанных с большими умственными перегрузками, с необходимостью быстрого отыскания решений, помехами, неудачами, реальной опасностью, повышенной ответственностью за выполняемую работу и т. д. В настоящее время существует немало профессий, для которых стресс если и не хроническое явление, то, во всяком случае, вероятность его возникновения весьма велика. Профессиональная деятельность человека может осложняться воздействием стрессоров разной природы, такими как: организация и содержание трудовой деятельности (условия труда, неудобные часы работы, трудность выполняемой деятельности, повешенная ответственность и т.д.); профессиональная карьера (проблема статуса, перспектива сокращения, недостаток необходимых профессиональных знаний и умений, переход на другую работу); оплата труда; взаимоотношения на работе; внеорганизационные источники стресса ( проблемы в семье; жизненные кризисы; финансовые проблемы; конфликты личностных ценностей с ценностями, декларируемыми организацией ).
Все вышеперечисленные факторы, несомненно, негативно влияют на становление профессионала, вследствие чего итогом может являться профессиональное выгорание работника.
Профессиональное (эмоциональное выгорание) – синдром физических, эмоциональных и познавательных симптомов, которые испытывает профессионал, неспособный справиться эффективно со стрессом, вызванным ограничениями, касающимися его цели и личной карьеры [10, 105]. Выгорание как феномен попадает в поле зрения не только психологов, психотерапевтов, врачей, но также и работодателей, заинтересованных в энергичных сотрудниках, которые «горят», но не «сгорают» полностью на работе.
Специфическая симптоматика выгорания первоначально была обнаружена исследователями у лиц помогающих профессий: социальных и медицинских работников, работников благотворительных организаций, администраторов и обслуживающего персонала, учителей, преподавателей. Позже список профессий, связанных с опасностью «выгорания», был дополнен адвокатами, полицейскими, тюремщиками, политиками, торговым персоналом, менеджерами среднего и высшего звена. Таким образом, «из платы за сочувствие» (Маслач К., 1986) синдром «выгорания» превратился в «болезнь» работников «коммуникативных» профессий, т. е. профессий, предъявляющих высокие требования к психологической устойчивости в ситуациях делового общения. В процессе «сгорания» человек теряет психическую энергию, у него развивается психосоматическая усталость (изнурение), эмоциональное истощение (исчерпание ресурсов), появляется немотивированное беспокойство и психический дискомфорт, усиливаются тревожность, раздражительность, вегетативные расстройства, утрачивается удовлетворенность и смысл профессиональной деятельности, а иногда и собственной (персональной) жизни. Таким образом, феномен «выгорания» представляет собой сложную, многоуровневую симптоматику «душевных потерь» вследствие продолжительного рабочего напряжения в ситуациях делового общения с другими людьми. Последствия данных потерь — психическое (субъективное), а в некоторых случаях и физическое неблагополучие, снижение или утрата трудовой активности и работоспособности, уменьшение персонального и социально-психологического пространства.
В наше время проблема профессионального здоровья привлекает к себе все большее внимание специалистов. Современный труд может оказывать на человека как положительное, так и негативное воздействие. Последнее может быть вызвано влиянием неблагоприятных условий труда (перенапряжением, перегрузками, психотравмирующими факторами и т. д.), которые способны повлечь за собой не только профессиональные деформации личности, но и в крайних случаях их проявления — профессиональные заболевания, вплоть до необходимости сменить род занятий или вовсе прекратить профессиональную деятельность. Велик научный и практический интерес к синдрому выгорания и обусловлен он тем, что этот синдром — непосредственное проявление всёвозрастающих проблем, связанных с самочувствием работников, эффективностью их труда и стабильностью деловой жизни организации.
1. Басалаева Н.М., Савкин В.М. Здоровье нации: стратегия и тактика (о проблемах здравотворчества в регионах России) // Валеология. — СПб.: Вестник, — 2001. — 154 с.
2. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности: Учеб. пособие для вузов. — М.: ПЕР СЭ, — 2001. — 511 с.
3. Денисов В.Н. Социальная политика в охране здоровья населения. — Новосибирск: Наука, — 2000. — 126 с.
4. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. — Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, — 2000. — 512 с.
5. Крутько В.Н. Подходы к «Общей теории здоровья» // Физиология человека. — М.: Наука, — 2002. — 243 с.
6. Никифорова Г.С. Психология здоровья. Учебник для Вузов. СПб.. Питер,
2006. — 607 с: ил. — (Серия Учебник для вузов).
7. Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология. — М.: Издательский дом Академия; Высшая школа, — 2001. — 360 с.
8. Суходольский Г.В. Основы психологической теории деятельности. — Л.: Изд-во ЛГУ, — 2000. — 168 с.
9. Умняшкина С. В. Синдром эмоционального выгорания как проблема самоактуализации личности (в сфере помогающих профессий) [Электронный ресурс]: Дис. канд. психол. наук: 19.00.04 — М.: РГБ, 2002. — 230 с.
Источник
Зинченко Ю.П., Бусыгина И.С. Психологическое здоровье и профессиональная самореализация руководителя // Национальный психологический журнал -2013.- №1(9)- с.89–95.
Аннотация
Должность руководителя организации предоставляет большие возможности для саморазвития человека и реализации творческого подхода к выполняемым функциям. Характер данной деятельности предъявляет объективные требования к руководителю и тем самым ограничивает свободу самовыражения, реализуется в ущерб личным интересам и самореализации. Вопреки распространенному тезису о том, что управленческая деятельность деструктивна для здоровья руководителя, и только наличие здоровья обеспечивает выполнение управленческого функционала, в статье исследуется предположение о том, что успешная самореализация руководителя может обеспечивать профессиональное здоровье.
Проведенное исследование имеет целью определение связи профессионального психологического здоровья руководителей и самореализации личности в управленческой деятельности. Экспериментальную группу составили респонденты, субъективно высоко оценивающие собственное профессиональное здоровье, с отсутствием проявленного уровня стресса, удовлетворенные собственным управленческим трудом и с высокой самооценкой собственной карьерной успешности (n=50). Группа сравнения была представлена руководителями, имеющими четыре альтернативных показателя профессионального здоровья, но тождественных по социально- демографическим характеристикам и организационно-психологическим параметрам своей управленческой деятельности. Процедура исследования предполагала преддиагностическое тестирование (для дифференциации групп респондентов по уровню профессионального здоровья) и собственно исследование самореализации личности руководителя (самоактуализационный тест; тест смысложизненных ориентаций Д.А.Леонтьева; личностный опросник; методика «Свободный выбор ценностей»). Математическая обработка результатов проводилась с использованием корреляционного анализа, T-критерия Стьюдента. Результаты показали, что в группе «профессионально-здоровых» руководителей самореализация характеризуется профессиональной активностью, лидерской позицией, независимостью, осмысленностью управленческого труда и жизни в целом, целеустремленностью, умением ставить цели и находить смыслы, удовлетворенностью жизнью и профессией, авторством своей жизни, способностью контролировать свою жизнь, адаптированностью. Таким образом, профессиональное здоровье связано со зрелостью личности и с управленческой самореализацией.
Принята к публикации: 22.10.2013
Разделы журнала: Психология здоровья; Наука
Ключевые слова: самореализация личности; управленческая деятельность; профессиональное здоровье; психологическое здоровье; управление здоровьем
В последние десятилетия формируется качественно иное отношение к пониманию здоровья применительно к профессиональной сфере деятельности человека. Пристальное внимание специалистов к проблеме профессионального здоровья связано с тем, что здоровье работника рассматривается не только как экономическая ценность (наряду с прибыльностью производства), но и необходимое условие повышения результативности и качества труда. Исследователи вводят понятие «управление здоровьем», рассматривая его как «принятие решения о тех или иных способах здорового поведения, основанное на исходной информации о его состоянии» (Мельник, 1999). Управленческая деятельность требует профессионального здоровья и долголетия руководителя, поскольку характер управленческого труда позволяет с полным правом относить его к видам трудовой деятельности, предъявляющим повышенные требования к физическим и психоэмоциональным аспектам здоровья работающих (Казаков, Широнин, 2010).
Руководителю приходится выдерживать социальные, психологические, профессиональные нагрузки, возникающие в организационной деятельности и профессиональном развитии. Руководящая деятельность требует навыков использования ресурсов, инициирующих возможность управления профессиональным здоровьем, готовности действовать в деструктивных, опасных для здоровья ситуациях, формирования исследовательской позиции в этих ситуациях, позволяющей менять себя, гибко реагировать и сохранять баланс сил личности и организма.
Исследования профессионального здоровья руководителей довольно широко представлены в литературе как теоретико-методологического (Л.И. Анцыферова, В.А. Бодров, С.К. Нартова-Бочавер), так и экспериментально-исследовательского характера (В.В. Бойко, ТЛ. Крюкова и др.). Основной акцент в современных исследованиях делается на сложности управленческого труда, влиянии на руководителя стрессогенных факторов, вызывающих появление профессионального стресса, профессиональном выгорании, снижении физического и психологического здоровья. А в качестве компенсации — развитие стресс-совладающего поведения (В.А. Ташлыков, ГЛ. Исурина, В.М. Ялтонский, В.А. Абабков, А.А. Качина, С.А. Кулаков, А.Б. Леонова, Н.Е. Водопьянова, R.S. Lazarus, S. Folkman, H. Weber и др.). Такой подход в исследованиях понятен и оправдан влиянием человеческого фактора в руководящей деятельности, однако направленность исследований на условия профессионального здоровья руководителя, в том числе, психологического здоровья, крайне незначительна.
В современной психологической науке однозначного понимания категории «профессиональное здоровье руководителя» нет. Исследователи профессионального здоровья предполагают, что под этой категорией можно понимать свойство организма сохранять необходимые компенсаторные и защитные механизмы, обеспечивающие профессиональную надежность и работоспособность при всех условиях профессиональной деятельности (В.А. Пономаренко), либо шире — как свойство организма сохранять заданные компенсаторные и защитные механизмы, обеспечивающие работоспособность в условиях, в которых протекает профессиональная деятельность (С.А. Бугров).
А.Г Маклаков отмечает, что профессиональное здоровье — это определенный уровень характеристик здоровья специалиста, отвечающий требованиям профессиональной деятельности и обеспечивающий ее высокую эффективность (Маклаков, 2001). РА. Березовская анализирует профессиональное здоровье как меру согласованности социальных потребностей общества и возможностей человека в условиях профессиональной деятельности (Березовская, 1999). По мнению А.В. Антоновского, «общим для всех этих определений является рассмотрение профессионального здоровья как интегративного образования в рамках системы «здоровье — адаптированность — работоспособность — эффективность» (Шувалов, 2004).
Представляется продуктивной трактовка профессионального здоровья руководителя как состояния, отражающего уровень необходимой и достаточной физической и психологической функциональности, которая позволяет эффективно вести управленческую деятельность (принимать оптимальные управленческие решения).
Исследование отношения менеджеров к собственному здоровью показывает слабо отрефлексированное понимание руководителями его значения для успешного труда (Березовская, 1999). В индивидуальной иерархии ценностей большинства менеджеров здоровье как терминальная ценность занимает менее значимое место, чем работа (или карьера). Для 60% современных руководителей доминирующей потребностью является «возможность сделать карьеру». Менее 40% опрошенных руководителей включили здоровье в первую тройку жизненных ценностей. Анализ места здоровья в системе инструментальных ценностей показал, что в индивидуальной иерархии современных руководителей оно также занимает достаточно низкое место, т.е. хорошее здоровье не расценивается большинством управленцев как средство достижения жизненно важных целей. Однако ученые утверждают, что «здоровье — базовое условие реализации продуктивной профессиональной деятельности человека, приоритетная ценность, обеспечивающая активность человека во всех видах деятельности и реализацию его жизненных смыслов, продуктивность которых коррелирует с его образом жизни» (Кандыбович С.Л., Секач М.Ф., 2011).
В 2013 году было проведено эмпирическое исследование содержания и структуры представлений о психологическом здоровье у руководителей высшего звена (г. Екатеринбург, n=30).
Для выявления особенностей представления о здоровье в русле профессиональной деятельности были использованы следующие методы: семантического дифференциала, метод свободного эссе на тему «Что такое здоровье?», рисуночная проективная методика «Мое здоровье». Результаты были обработаны при помощи контент-анализа. Значимость результатов была подтверждена критерием Фишера (сравнение с выборкой специалистов).
В ходе исследования выделен перечень представлений руководителей о здоровье. Категория здоровья раскрывается через активность, жизнерадостность, здоровье ассоциируется с активной жизненной позицией и не- улыбку, что говорит о высоком значении эмоционального проявления здоровья, положительных эмоций, хорошего настроения. Многие из них отмечают, что здоровье — это состояние, при котором есть желание и возможности самореализации. Половина респондентов не ощущает ни излишней тревожности, ни неуверенности по поводу здоровья (Ф=2,823, p>0,01). В группе специалистов дается мало субъективных оценок здоровья, они формализованы, высказывания эмоционально не окрашены. Различие между показателями двух групп является статистически значимым (Ф=3,865, р>0,01).
Здоровью отводится одно из первостепенных мест в собственном развитии. При этом руководители, формально связывая понятие здоровья и эффективности собственной работы, фактически не демонстрируют этого понимания на бессознательном уровне, что проявляется в результатах проективных методик. Можно предположить, что основная причина невнимания руководителей к своему здоровью заключается не в том, что они не хотят заботиться о себе, а в том, что они не осознают ту важную роль, которую играет здоровье (как физическое, так и психическое) в эффективном осуществлении управленческой деятельности. Особенности поведения руководителей предопределяет, скорее, мотив избегания заболевания, т.е. забота в случае заболевания или ухудшения самочувствия за профессиональной помощью обращаются не более 40% руководителей; не проводят никакие профилактические мероприятия 77%; скрывают информацию о состоянии своего здоровья 83%.
Анализ представлений руководителей о своем здоровье показал, что наиболее адекватные представления у современных руководителей есть только о факторах, негативно воздействует на их здоровье, в то время как знаний о факторах, укрепляющих здоровье (в том числе профессиональное), практически нет. Кроме того, важно иметь в виду, что у современных руководителей не сформированы представления о том, что такое здоровье вообще, то есть отсутствует «внутренний эталон», с которым можно было бы сравнивать свое актуальное состояние и оценивать уровень здоровья. В целом отношение управленческих кадров к своему здоровью характеризуется пассивностью и безответственностью. Действительно, практически никто из опрошенных респондентов не занимается регулярным поддержанием своего здоровья, не практикует специальных оздоровительных систем, не использует техники релаксации и т.д. Современные руководители весьма настороженно относятся к медикам, обращаясь за профессиональной помощью лишь в крайних случаях. А так как навыки самосохранительного поведения у них не сформированы, сталкиваясь с проблемами в области здоровья, они склонны их игнорировать или даже отрицать.
При этом представления о физическом здоровье у руководителей более осознанны, чем представления о здоровье психологическом. Психологическое здоровье ассоциируется с устойчивостью к стрессам, спокойствием, решительностью, адекватностью реакций руководителей; либо определяется «от противного» — «не психует», «не кричит», «не принимает алкоголь, чтобы снять усталость».
Действительно, не только в обыденном сознании руководителей, но и в психологической науке в целом психологическое здоровье определено недостаточно четко. В отечественной литературе термин «психологическое здоровье» определяется в словаре А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности. Психологическое здоровье принято различать с психическим здоровьем и исследовать в рамках феноменологического, адаптационного, системного подходов.
Так, определяя психологическое здоровье как систему, О.В. Хухлаева выделяет его компоненты:
аксиологический: содержательно представлен ценностями собственного «Я» человека и ценностями «Я» других людей — абсолютное принятие самого себя при достаточно полном знании себя, принятие других людей вне зависимости от их специфики;
инструментальный: предполагает наличие рефлексии как средства самопознания, способности концентрировать свое сознание на себе, своем внутреннем мире и своем месте во взаимоотношениях с другими людьми;
потребностно-мотивационный: предполагает наличие у человека потребности в саморазвитии. Это означает, что человек становится субъектом своей жизнедеятельности, имеет внутренний источник активности, выступающий двигателем его развития (Хухлаева, 2001).
Говоря о психологическом здоровье руководителей, следует исходить из системного подхода, при котором качество здоровья определяется не только так называемыми «горизонтальными» направлениями развития (физической и психической составляющими здоровья), но и «вертикальными» связями (духовная составляющая), что является необходимым условием гармоничного развития человека.
Это отмечают как отечественные, так и зарубежные исследователи, указывая на однозначную связь психологического здоровья и самосознания личности (Г.С. Абрамова, Э.Ф. Зеер, М.К. Тутушкина, ТВ. Форманюк, Ю.А. Юдчиц, А. Адлер, К. Хорни, К.-Г. Юнг, Р. Бернс, А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, В. Франкл, Э. Фромм). «Жизнь и здоровье несут в себе свойства безопасности существования, в связи с чем физическая безопасность определяет необходимые условия здорового существования человека. Однако, даже в самой экстремальной ситуации, именно от самого субъекта (его поведенческой гибкости, умения быстро ориентироваться в ситуации и быстро принимать нестандартные решения) зависит благополучный исход и здоровье человека (Зотова, 2011).
Психологическое здоровье руководителей признается некоторыми авторами как производная от рискогенных нагрузок управленческого труда и считается подверженным стресс-индуцированной патологии (Хмарук, Степанова, 2012). Другие авторы констатируют, что психологическое здоровье управленческих кадров подчиняется классовому градиенту, то есть всегда лучше, чем у других групп работающих (Гурвич, 1999).
Мы предполагаем, что психологическое здоровье является системным новообразованием самодостаточной, самореализованной и самоактуализиро- ванной личности. Упоминание об этом мы находим в трудах А. Маслоу, К. Роджерса, Р. Ассаджоли, Э. Шострома. Если по личностным качествам и психическому складу возможна самореализация руководителя в управленческом труде, то, при констатации влияния всех стрессогенных факторов, это является основой, базисом его психологического (и физического!) здоровья. «Когда в культуре существует акцентирование цели успеха, ослабевает конформность к институционально приписанным форматам и стратегиям достижения этой цели, однако важно существование образцов возрастающего оптимизма, связанного с шансами достижения успеха в профессиональной сфере» (Донцов А.И., Перелыгина Е.Б., 2011).
По своей природе самореализация человека предполагает его активность в направлении разрешения проблем. Включенный в сложную социальную систему индивид стремится направить собственную активность во благо общества, других людей, что может обеспечить более полное его удовлетворение своими действиями, осознание собственной значимости, удовлетворенность жизнью, состояние гармонии. В этом случае мы имеем дело с людьми психологически здоровыми, успешно реализующими собственный потенциал в выполняемой работе (Казаков, Широнин, 2010).
В 2011-2013 гг. нами проведено исследование с целью определения связи профессионального психологического здоровья руководителей и самореализации личности в управленческой деятельности.
В качестве основной (экспериментальной) исследуемой группы выступили 50 руководителей, работающих в реальном секторе экономики города Екатеринбурга (производство, оптоворозничная торговля).
Включение руководителей в исследуемую группу производилось по результатам предварительной диагностики по четырем параметрам:
оценка собственного профессионального здоровья по шкале от 0 (абсолютно нездоров) до 100 (абсолютно здоров), причем в экспериментальную группу попали те руководители, которые выставляли себе от 75 баллов и выше, т.е. чувствовали себя здоровыми в профессиональном плане;
выявление стресса трех следующих уровней: «умеренный уровень стресса», «низкий уровень стресса» и «предельно-низкий уровень стресса» по методике ИДИКС (А.Б. Леоновой) ;
исследование удовлетворенности трудом;
изучение самооценки карьерной успешности.
Таким образом, респонденты, субъективно высоко оценивающие собственное профессиональное здоровье, у которых нет проявлений стресса, удовлетворенные собственным управленческим трудом и с высокой оценкой своей карьерной успешности составили экспериментальную группу (n=50).
Группа сравнения (n=50) была представлена руководителями c четырьмя альтернативными показателями профессионального здоровья, но тождественными по социально-демографическим характеристикам и организационно-психологическим параметрам своей управленческой деятельности (те же предприятия, тот же уровень в управленческой иерархии, то же количество сотрудников в непосредственном подчинении).
Гипотеза исследования: качество профессионального психологического здоровья руководителей определяется самореализацией их личности в управленческой деятельности.
Процедура исследования состояла из двух этапов. Первый включал преддиагностическое исследование, которое проводилось для дифференциации групп респондентов по уровню профессионального здоровья. В рамках второго этапа было проведено комплексное психологическое обследование самореализации личности руководителя в профессиональной деятельности с применением следующего методического инструментария: самоактуализационный тест (САТ) (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, М.В. Загика, М.В. Кроз); тест смысло-жизненных ориентаций Д.АЛеонтьева (СЖО); 16-факторный личностный опросник Р.Б. Кеттела (форма С); методика «Свободный выбор ценностей». Математическая обработка результатов (корреляционный анализ и вычисление T-критерия Стьюдента) позволила выявить ряд закономерностей.
Результаты. Обнаружены значимые взаимосвязи между отдельными компонентами самореализации и показателями профессионального здоровья руководителей. Профессиональное здоровье положительно связано с синергией (способностью руководителей к целостному восприятию мира и людей) (г = 0,291, р Березовская Р.А. Отношение менеджеров к здоровью // Вестник СПбГУ, 1999. — № 2. — С. 61-70
Галажинский Э.В. Психологические основания изучения полноты и качества процессов самореализации личности // Сибирский психологический журнал. — 2006. — №24. — С. 70-76
Гурвич И.Н. Социальная психология здоровья. — Санкт-Петербург: Издательство СПбГУ, 1999
Донцов А.И., Перелыгина Е.Б. Проблемы безопасности коммуникативных стратегий // Вестник Московского университета. — 2011. — № 4. — С. 24-31
Зотова О.Ю. Безопасность личности как социально-психологический феномен . — Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2011
Казаков Ю.Н., Широнин И.И. Теоретический анализ современных исследований по проблеме профессионального здоровья // Вестник Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. -2010. — № 1. — С. 8
Кандыбович С.Л., Секач М.Ф. Здоровье населения — залог стабильности и безопасности государства // Вестник Московского университета. — 2011. — № 4. — С. 32—38
Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. — 2001. — № 1. — С. 16-24
Мельник Ю.В. Управление своим здоровьем как компетентность менеджера // Управление персоналом. — 1999. — № 1. — С. 94-96
Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / под ред. Г.С. Никифорова. — Санкт-Петербург: Издательство СПбГУ 1991.
Хмарук И.Н., Степанова Ю.С. Социально-психологические аспекты обеспечения профессионального здоровья руководителей // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. — 2012. — № 1. — С. 131-150
Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции . — Москва: Издательский центр «Академия», 2001
Шувалов А.В. (2004). Гуманитарно-антропологические основы теории психологического здоровья // Вопросы психологии. — 2004. — № 6. — С. 18-33
Для цитирования статьи:
Зинченко Ю.П., Бусыгина И.С. Психологическое здоровье и профессиональная самореализация руководителя // Национальный психологический журнал -2013.- №1(9)- с.89–95.
Zinchenko Yuriy Р., Busygina Ina S. (2013). Psychological health and professional actualization of the company executive. National Psychological Journal,1(9),89–95
Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.
Источник