Меню

Психологическое здоровье делового человека

Проблема психологического здоровья профессионала

Автор: СЫРЕНКОВА ЮЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА

Проблема психологического здоровья профессионала

Ю.А. Сыренкова, педагог-психолог

ОГБПОУ «Колледж индустрии питания торговли и сферы услуг», г. Томск

В настоящее время проблема профессионального здоровья приобретает особую актуальность, особенно в отношении тех людей, чья профессиональная деятельность протекает в стрессовых условиях. Результаты многочисленных исследований позволяют говорить о том, что в настоящее время трудовая деятельность предъявляет повышенные требования, как к физическому, так и к психическому здоровью профессионала. Для эффективности необходимо увеличение производительности труда и повышение его надежности, так же обеспечение оптимального уровня затрат, достижение высоких результатов без потери здоровья. Практическая значимость состоит в том, что на сегодняшний день проблема профессионального здоровья стоит очень остро. От этого зависит работоспособность и качество работы. Важно хорошее психическое и физическое здоровье для эффективного осуществления профессиональной деятельности, но в тоже время практически ничего не делается для его сохранения и поддержания.

Проблема профессионального здоровья в психологии труда

Можно сказать, что первые признаки проявления внимания к вопросам обеспечения здоровья работников, занятых в промышленной сфере, относятся к началу XX в. и связаны, прежде всего, с оформлением движения за научную организацию труда (НОТ), одним из основоположников которого был американский инженер Ф. Тейлор. Известно, что в своих работах он исходил из концепции «экономического человека», рассматривая рабочего не более как обособленную единицу, элемент производственного процесса. Социальная природа, психическое и физическое благополучие индивида его не интересовали. Но вот у его соратника Ф. Джилбрета, по праву считающегося одним из вождей движения за тучную организацию труда, уже просматривается достаточно четко выраженная ориентация на «человеческий фактор». Он видит смысл НОТ в том, чтобы каждый занимался тем делом, которое больше всего соответствует его физическим и психическим способностям (Джилбрет Ф. Азбука научной организации труда. — М.; Л., 1925). При этом основным вопросом научной организации труда он считал человека, его отношение к работе, разумное обращение с ним. Каждый должен испытывать радость труда, ибо последнее — главный успех НОТ. А первым условием радости труда и его продуктивности Джилбрет называет здоровье рабочих. Чтобы рабочие были здоровы, необходимо целесообразное устройство их рабочего места и расположение инструментов, но главное, рабочему надо обеспечить необходимый отдых, уменьшить воздействие на него всякого утомления. Джилбрет выступил инициатором проведения Дня борьбы с утомлением, впервые организованного в Америке (впоследствии он ежегодно проводился в декабре). Он настаивал на привлечении психологов для разрешения проблем персонала в производстве. Нельзя недооценивать, подчеркивает Джилбрет, значение психологического фактора для решения одной из великих, по его выражению, задач: предотвращения несчастных случаев на производстве, обеспечении безопасности труда рабочих.

Выбор будущей профессии, определение своего места в жизни — одно из самых главных решений, которое приходится принимать человеку. Выбор профессии в наше время рассматривается как основа жизненного самоутверждения человека в обществе. В лице человека, не занятого своим делом, не нашедшего себя в труде, общество несет невосполнимые духовные и материальные потери. При этом огромный ущерб терпит и сама личность вследствие неудовлетворенности, сознания неспособности внести в работу элемент творчества. Гармоничное развитие личности обязательно предполагает правильное профессиональное самоопределение.

За выбором профессии, естественно, следует этап профессиональной подготовки, в процессе которой человек, потенциально пригодный к тому или иному виду профессиональной деятельности, должен овладеть необходимой совокупностью профессиональных знаний, умений и навыков. Несовершенство профессиональной подготовки, просчеты, допущенные на этом этапе, могут повлечь за собой серьезные последствия для здоровья. Человек, поставленный перед фактом своей профессиональной неполноценности, ущербности, тяжело переживает такое положение. Если эта ситуация окажется трудно поправимой и достаточно устойчивой во времени, то ее разрушительное влияние обязательно скажется в той или иной форме на соматическом и психическом здоровье работника. Следующим за этапом становления профессионала идет этап профессиональной адаптации.

Профессиональная адаптация есть процесс становления (восстановления) и поддержания динамического равновесия в системе профессиональной среды. После завершения образования каждому субъекту профессиональной деятельности предстоит пройти этап первичной адаптации, под которым понимается первоначальное (после специальной подготовки) вхождение в профессиональную деятельность. Среди факторов, влияющих на особенности прохождения адаптационного процесса, можно отметить следующие:

Возраст. Молодые люди лучше адаптируются к условиям деятельности, профессиональным задачам; с возрастом накапливается опыт социальной адаптации, что находит выражение в поведении работников, в их способности проявлять гибкость, идти на компромисс, избегать категоричных суждений.

Пол. У женщин преобладает ориентация на социальную адаптацию, у мужчин на адаптацию к содержанию профессиональной деятельности.

Индивидуальные особенности: тип нервной системы (особенно по характеристике подвижности и инертности); мотивация; самостоятельность; склонность к сотрудничеству; адекватная самооценка (своих личностных качеств и профессиональных возможностей); самоконтроль; эмоциональная устойчивость; степень тревожности.

Стресс в профессиональной деятельности играет не последнюю роль в сохранении психологического здоровья. Психологический (эмоциональный, второсигнальный) стресс — это та разновидность стрессовых состояний, которые в значительной части следует отнести к области отрицательных и положительных чувств и эмоций [7, 463]. Видов и форм проявления психологического стресса бесконечно много, так как они связаны с личностными качествами человека, его прошлым опытом, особенностями воспитания и образования и т. д. Обычно, профессиональный стресс связывают с таким видом психической напряженности, который возникает у человека в условиях деятельности, связанных с большими умственными перегрузками, с необходимостью быстрого отыскания решений, помехами, неудачами, реальной опасностью, повышенной ответственностью за выполняемую работу и т. д. В настоящее время существует немало профессий, для которых стресс если и не хроническое явление, то, во всяком случае, вероятность его возникновения весьма велика. Профессиональная деятельность человека может осложняться воздействием стрессоров разной природы, такими как: организация и содержание трудовой деятельности (условия труда, неудобные часы работы, трудность выполняемой деятельности, повешенная ответственность и т.д.); профессиональная карьера (проблема статуса, перспектива сокращения, недостаток необходимых профессиональных знаний и умений, переход на другую работу); оплата труда; взаимоотношения на работе; внеорганизационные источники стресса ( проблемы в семье; жизненные кризисы; финансовые проблемы; конфликты личностных ценностей с ценностями, декларируемыми организацией ).

Все вышеперечисленные факторы, несомненно, негативно влияют на становление профессионала, вследствие чего итогом может являться профессиональное выгорание работника.

Профессиональное (эмоциональное выгорание) – синдром физических, эмоциональных и познавательных симптомов, которые испытывает профессионал, неспособный справиться эффективно со стрессом, вызванным ограничениями, касающимися его цели и личной карьеры [10, 105]. Выгорание как феномен попадает в поле зрения не только психологов, психотерапевтов, врачей, но также и работодателей, заинтересованных в энергичных сотрудниках, которые «горят», но не «сгорают» полностью на работе.

Читайте также:  Как определить здоровье по методу

Специфическая симптоматика выгорания первоначально была обнаружена исследователями у лиц помогающих профессий: социальных и медицинских работников, работников благотворительных организаций, администраторов и обслуживающего персонала, учителей, преподавателей. Позже список профессий, связанных с опасностью «выгорания», был дополнен адвокатами, полицейскими, тюремщиками, политиками, торговым персоналом, менеджерами среднего и высшего звена. Таким образом, «из платы за сочувствие» (Маслач К., 1986) синдром «выгорания» превратился в «болезнь» работников «коммуникативных» профессий, т. е. профессий, предъявляющих высокие требования к психологической устойчивости в ситуациях делового общения. В процессе «сгорания» человек теряет психическую энергию, у него развивается психосоматическая усталость (изнурение), эмоциональное истощение (исчерпание ресурсов), появляется немотивированное беспокойство и психический дискомфорт, усиливаются тревожность, раздражительность, вегетативные расстройства, утрачивается удовлетворенность и смысл профессиональной деятельности, а иногда и собственной (персональной) жизни. Таким образом, феномен «выгорания» представляет собой сложную, многоуровневую симптоматику «душевных потерь» вследствие продолжительного рабочего напряжения в ситуациях делового общения с другими людьми. Последствия данных потерь — психическое (субъективное), а в некоторых случаях и физическое неблагополучие, снижение или утрата трудовой активности и работоспособности, уменьшение персонального и социально-психологического пространства.

В наше время проблема профессионального здоровья привлекает к себе все большее внимание специалистов. Современный труд может оказывать на человека как положительное, так и негативное воздействие. Последнее может быть вызвано влиянием неблагоприятных условий труда (перенапряжением, перегрузками, психотравмирующими факторами и т. д.), которые способны повлечь за собой не только профессиональные деформации личности, но и в крайних случаях их проявления — профессиональные заболевания, вплоть до необходимости сменить род занятий или вовсе прекратить профессиональную деятельность. Велик научный и практический интерес к синдрому выгорания и обусловлен он тем, что этот синдром — непосредственное проявление всёвозрастающих проблем, связанных с самочувствием работников, эффективностью их труда и стабильностью деловой жизни организации.

1. Басалаева Н.М., Савкин В.М. Здоровье нации: стратегия и тактика (о проблемах здравотворчества в регионах России) // Валеология. — СПб.: Вестник, — 2001. — 154 с.

2. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности: Учеб. пособие для вузов. — М.: ПЕР СЭ, — 2001. — 511 с.

3. Денисов В.Н. Социальная политика в охране здоровья населения. — Новосибирск: Наука, — 2000. — 126 с.

4. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. — Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, — 2000. — 512 с.

5. Крутько В.Н. Подходы к «Общей теории здоровья» // Физиология человека. — М.: Наука, — 2002. — 243 с.

6. Никифорова Г.С. Психология здоровья. Учебник для Вузов. СПб.. Питер,

2006. — 607 с: ил. — (Серия Учебник для вузов).

7. Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология. — М.: Издательский дом Академия; Высшая школа, — 2001. — 360 с.

8. Суходольский Г.В. Основы психологической теории деятельности. — Л.: Изд-во ЛГУ, — 2000. — 168 с.

9. Умняшкина С. В. Синдром эмоционального выгорания как проблема самоактуализации личности (в сфере помогающих профессий) [Электронный ресурс]: Дис. канд. психол. наук: 19.00.04 — М.: РГБ, 2002. — 230 с.

Источник

Зинченко Ю.П., Бусыгина И.С. Психологическое здоровье и профессиональная самореализация руководителя // Национальный психологический журнал -2013.- №1(9)- с.89–95.

Аннотация

Должность руководителя организации предоставляет большие возможности для саморазвития человека и реализации творческого подхода к выполняемым функциям. Характер данной деятельности предъявляет объективные требования к руководителю и тем самым ограничивает свободу самовыражения, реализуется в ущерб личным интересам и самореализации. Вопреки распространенному тезису о том, что управленческая деятельность деструктивна для здоровья руководителя, и только наличие здоровья обеспечивает выполнение управленческого функционала, в статье исследуется предположение о том, что успешная самореализация руководителя может обеспечивать профессиональное здоровье.

Проведенное исследование имеет целью определение связи профессионального психологического здоровья руководителей и самореализации личности в управленческой деятельности. Экспериментальную группу составили респонденты, субъективно высоко оценивающие собственное профессиональное здоровье, с отсутствием проявленного уровня стресса, удовлетворенные собственным управленческим трудом и с высокой самооценкой собственной карьерной успешности (n=50). Группа сравнения была представлена руководителями, имеющими четыре альтернативных показателя профессионального здоровья, но тождественных по социально- демографическим характеристикам и организационно-психологическим параметрам своей управленческой деятельности. Процедура исследования предполагала преддиагностическое тестирование (для дифференциации групп респондентов по уровню профессионального здоровья) и собственно исследование самореализации личности руководителя (самоактуализационный тест; тест смысложизненных ориентаций Д.А.Леонтьева; личностный опросник; методика «Свободный выбор ценностей»). Математическая обработка результатов проводилась с использованием корреляционного анализа, T-критерия Стьюдента. Результаты показали, что в группе «профессионально-здоровых» руководителей самореализация характеризуется профессиональной активностью, лидерской позицией, независимостью, осмысленностью управленческого труда и жизни в целом, целеустремленностью, умением ставить цели и находить смыслы, удовлетворенностью жизнью и профессией, авторством своей жизни, способностью контролировать свою жизнь, адаптированностью. Таким образом, профессиональное здоровье связано со зрелостью личности и с управленческой самореализацией.

Принята к публикации: 22.10.2013

Разделы журнала: Психология здоровья; Наука

Ключевые слова: самореализация личности; управленческая деятельность; профессиональное здоровье; психологическое здоровье; управление здоровьем

В последние десятилетия форми­руется качественно иное отношение к пониманию здоровья применительно к профессиональной сфере деятельности человека. Присталь­ное внимание специалистов к проблеме профессионального здоровья связано с тем, что здоровье работника рассма­тривается не только как экономическая ценность (наряду с прибыльностью про­изводства), но и необходимое условие повышения результативности и каче­ства труда. Исследователи вводят поня­тие «управление здоровьем», рассматри­вая его как «принятие решения о тех или иных способах здорового поведе­ния, основанное на исходной информа­ции о его состоянии» (Мельник, 1999). Управленческая деятельность требует профессионального здоровья и долго­летия руководителя, поскольку характер управленческого труда позволяет с пол­ным правом относить его к видам тру­довой деятельности, предъявляющим повышенные требования к физическим и психоэмоциональным аспектам здо­ровья работающих (Казаков, Широнин, 2010).

Руководителю приходится выдержи­вать социальные, психологические, про­фессиональные нагрузки, возникающие в организационной деятельности и про­фессиональном развитии. Руководящая деятельность требует навыков исполь­зования ресурсов, инициирующих возможность управления профессиональ­ным здоровьем, готовности действовать в деструктивных, опасных для здоровья ситуациях, формирования исследова­тельской позиции в этих ситуациях, по­зволяющей менять себя, гибко реагиро­вать и сохранять баланс сил личности и организма.

Исследования профессионального здоровья руководителей довольно широ­ко представлены в литературе как теоре­тико-методологического (Л.И. Анцыферова, В.А. Бодров, С.К. Нартова-Бочавер), так и экспериментально-исследователь­ского характера (В.В. Бойко, ТЛ. Крюкова и др.). Основной акцент в современных исследованиях делается на сложности управленческого труда, влиянии на руко­водителя стрессогенных факторов, вызы­вающих появление профессионального стресса, профессиональном выгорании, снижении физического и психологи­ческого здоровья. А в качестве компен­сации — развитие стресс-совладающего поведения (В.А. Ташлыков, ГЛ. Исурина, В.М. Ялтонский, В.А. Абабков, А.А. Качина, С.А. Кулаков, А.Б. Леонова, Н.Е. Водо­пьянова, R.S. Lazarus, S. Folkman, H. Weber и др.). Такой подход в исследованиях по­нятен и оправдан влиянием человеческо­го фактора в руководящей деятельности, однако направленность исследований на условия профессионального здоровья руководителя, в том числе, психологиче­ского здоровья, крайне незначительна.

Читайте также:  Демографические показатели общественного здоровья населения

В современной психологической науке однозначного понимания кате­гории «профессиональное здоровье руководителя» нет. Исследователи про­фессионального здоровья предполага­ют, что под этой категорией можно по­нимать свойство организма сохранять необходимые компенсаторные и за­щитные механизмы, обеспечивающие профессиональную надежность и рабо­тоспособность при всех условиях про­фессиональной деятельности (В.А. По­номаренко), либо шире — как свойство организма сохранять заданные ком­пенсаторные и защитные механизмы, обеспечивающие работоспособность в условиях, в которых протекает профес­сиональная деятельность (С.А. Бугров).

А.Г Маклаков отмечает, что професси­ональное здоровье — это определенный уровень характеристик здоровья специ­алиста, отвечающий требованиям про­фессиональной деятельности и обеспе­чивающий ее высокую эффективность (Маклаков, 2001). РА. Березовская ана­лизирует профессиональное здоровье как меру согласованности социальных потребностей общества и возможностей человека в условиях профессиональной деятельности (Березовская, 1999). По мнению А.В. Антоновского, «общим для всех этих определений является рассмо­трение профессионального здоровья как интегративного образования в рамках системы «здоровье — адаптированность — работоспособность — эффектив­ность» (Шувалов, 2004).

Представляется продуктивной трак­товка профессионального здоровья ру­ководителя как состояния, отражающе­го уровень необходимой и достаточной физической и психологической фун­кциональности, которая позволяет эф­фективно вести управленческую деятельность (принимать оптимальные управленческие решения).

Исследование отношения менед­жеров к собственному здоровью по­казывает слабо отрефлексированное понимание руководителями его зна­чения для успешного труда (Березовская, 1999). В индивидуальной иерархии ценностей большинства менеджеров здоровье как терминальная ценность занимает менее значимое место, чем работа (или карьера). Для 60% совре­менных руководителей доминирующей потребностью является «возможность сделать карьеру». Менее 40% опрошен­ных руководителей включили здоро­вье в первую тройку жизненных ценно­стей. Анализ места здоровья в системе инструментальных ценностей показал, что в индивидуальной иерархии совре­менных руководителей оно также за­нимает достаточно низкое место, т.е. хорошее здоровье не расценивается большинством управленцев как сред­ство достижения жизненно важных це­лей. Однако ученые утверждают, что «здоровье — базовое условие реализации продуктивной профессиональной деятельности человека, приоритетная ценность, обеспечивающая активность человека во всех видах деятельности и реализацию его жизненных смыслов, продуктивность которых коррелирует с его образом жизни» (Кандыбович С.Л., Секач М.Ф., 2011).

В 2013 году было проведено эмпи­рическое исследование содержания и структуры представлений о психологи­ческом здоровье у руководителей выс­шего звена (г. Екатеринбург, n=30).

Для выявления особенностей пред­ставления о здоровье в русле профессио­нальной деятельности были использова­ны следующие методы: семантического дифференциала, метод свободного эссе на тему «Что такое здоровье?», рисуноч­ная проективная методика «Мое здоро­вье». Результаты были обработаны при помощи контент-анализа. Значимость результатов была подтверждена крите­рием Фишера (сравнение с выборкой специалистов).

В ходе исследования выделен пе­речень представлений руководителей о здоровье. Категория здоровья раскрывается через активность, жизнера­достность, здоровье ассоциируется с активной жизненной позицией и не- улыбку, что говорит о высоком значе­нии эмоционального проявления здо­ровья, положительных эмоций, хороше­го настроения. Многие из них отмечают, что здоровье — это состояние, при ко­тором есть желание и возможности са­мореализации. Половина респондентов не ощущает ни излишней тревожности, ни неуверенности по поводу здоровья (Ф=2,823, p>0,01). В группе специали­стов дается мало субъективных оценок здоровья, они формализованы, выска­зывания эмоционально не окрашены. Различие между показателями двух групп является статистически значимым (Ф=3,865, р>0,01).

Здоровью отводится одно из пер­востепенных мест в собственном раз­витии. При этом руководители, формально связывая понятие здоровья и эффективности собственной рабо­ты, фактически не демонстрируют это­го понимания на бессознательном уровне, что проявляется в результатах проективных методик. Можно предпо­ложить, что основная причина невнима­ния руководителей к своему здоровью заключается не в том, что они не хо­тят заботиться о себе, а в том, что они не осознают ту важную роль, которую играет здоровье (как физическое, так и психическое) в эффективном осу­ществлении управленческой деятель­ности. Особенности поведения ру­ководителей предопределяет, скорее, мотив избегания заболевания, т.е. забота в случае заболевания или ухудшения са­мочувствия за профессиональной по­мощью обращаются не более 40% ру­ководителей; не проводят никакие профилактические мероприятия 77%; скрывают информацию о состоянии своего здоровья 83%.

Анализ представлений руководите­лей о своем здоровье показал, что наи­более адекватные представления у сов­ременных руководителей есть только о факторах, негативно воздействует на их здоровье, в то время как знаний о фак­торах, укрепляющих здоровье (в том чи­сле профессиональное), практически нет. Кроме того, важно иметь в виду, что у современных руководителей не сфор­мированы представления о том, что та­кое здоровье вообще, то есть отсутствует «внутренний эталон», с которым можно было бы сравнивать свое актуальное состояние и оценивать уровень здоровья. В целом отношение управленческих ка­дров к своему здоровью характеризуется пассивностью и безответственностью. Действительно, практически никто из опрошенных респондентов не занимается регулярным поддержанием своего здоровья, не практикует специальных оздоровительных систем, не исполь­зует техники релаксации и т.д. Совре­менные руководители весьма насторо­женно относятся к медикам, обращаясь за профессиональной помощью лишь в крайних случаях. А так как навыки самосохранительного поведения у них не сформированы, сталкиваясь с проблемами в области здоровья, они склонны их игнорировать или даже отрицать.

При этом представления о физиче­ском здоровье у руководителей более осознанны, чем представления о здо­ровье психологическом. Психологиче­ское здоровье ассоциируется с устойчивостью к стрессам, спокойствием, решительностью, адекватностью реак­ций руководителей; либо определяет­ся «от противного» — «не психует», «не кричит», «не принимает алкоголь, чтобы снять усталость».

Действительно, не только в обыден­ном сознании руководителей, но и в психологической науке в целом психологическое здоровье определено не­достаточно четко. В отечественной ли­тературе термин «психологическое здоровье» определяется в словаре А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием бо­лезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям окру­жающей действительности регуляцию поведения и деятельности. Психологи­ческое здоровье принято различать с психическим здоровьем и исследовать в рамках феноменологического, адапта­ционного, системного подходов.

Так, определяя психологическое здо­ровье как систему, О.В. Хухлаева выделя­ет его компоненты:

аксиологический: содержательно представлен ценностями собственно­го «Я» человека и ценностями «Я» дру­гих людей — абсолютное принятие самого себя при достаточно полном знании себя, принятие других людей вне зависимости от их специфики;

инструментальный: предполагает на­личие рефлексии как средства само­познания, способности концентри­ровать свое сознание на себе, своем внутреннем мире и своем месте во вза­имоотношениях с другими людьми;

потребностно-мотивационный: пред­полагает наличие у человека потреб­ности в саморазвитии. Это означа­ет, что человек становится субъектом своей жизнедеятельности, имеет вну­тренний источник активности, вы­ступающий двигателем его развития (Хухлаева, 2001).

Читайте также:  Монтажная пена вред для здоровья после высыхания

Говоря о психологическом здоровье руководителей, следует исходить из си­стемного подхода, при котором качест­во здоровья определяется не только так называемыми «горизонтальными» направлениями развития (физической и психической составляющими здоровья), но и «вертикальными» связями (духов­ная составляющая), что является необ­ходимым условием гармоничного раз­вития человека.

Это отмечают как отечественные, так и зарубежные исследователи, указывая на однозначную связь психологическо­го здоровья и самосознания личности (Г.С. Абрамова, Э.Ф. Зеер, М.К. Тутушкина, ТВ. Форманюк, Ю.А. Юдчиц, А. Ад­лер, К. Хорни, К.-Г. Юнг, Р. Бернс, А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, В. Франкл, Э. Фромм). «Жизнь и здоровье несут в себе свойства безопасности существования, в связи с чем физическая безопасность определяет необходимые условия здорового существования человека. Одна­ко, даже в самой экстремальной ситу­ации, именно от самого субъекта (его поведенческой гибкости, умения быстро ориентироваться в ситуации и быстро принимать нестандартные решения) за­висит благополучный исход и здоровье человека (Зотова, 2011).

Психологическое здоровье руководи­телей признается некоторыми авторами как производная от рискогенных нагру­зок управленческого труда и считается подверженным стресс-индуцированной патологии (Хмарук, Степанова, 2012). Другие авторы констатируют, что психо­логическое здоровье управленческих ка­дров подчиняется классовому градиенту, то есть всегда лучше, чем у других групп работающих (Гурвич, 1999).

Мы предполагаем, что психологи­ческое здоровье является системным новообразованием самодостаточной, самореализованной и самоактуализиро- ванной личности. Упоминание об этом мы находим в трудах А. Маслоу, К. Род­жерса, Р. Ассаджоли, Э. Шострома. Если по личностным качествам и психиче­скому складу возможна самореализация руководителя в управленческом труде, то, при констатации влияния всех стрессогенных факторов, это является осно­вой, базисом его психологического (и физического!) здоровья. «Когда в куль­туре существует акцентирование цели успеха, ослабевает конформность к ин­ституционально приписанным форма­там и стратегиям достижения этой цели, однако важно существование образцов возрастающего оптимизма, связанного с шансами достижения успеха в профес­сиональной сфере» (Донцов А.И., Перелыгина Е.Б., 2011).

По своей природе самореализация человека предполагает его активность в направлении разрешения проблем. Включенный в сложную социальную систему индивид стремится направить собственную активность во благо обще­ства, других людей, что может обеспе­чить более полное его удовлетворение своими действиями, осознание собст­венной значимости, удовлетворенность жизнью, состояние гармонии. В этом случае мы имеем дело с людьми психо­логически здоровыми, успешно реали­зующими собственный потенциал в вы­полняемой работе (Казаков, Широнин, 2010).

В 2011-2013 гг. нами проведено ис­следование с целью определения связи профессионального психологического здоровья руководителей и самореали­зации личности в управленческой деятельности.

В качестве основной (эксперимен­тальной) исследуемой группы высту­пили 50 руководителей, работающих в реальном секторе экономики города Екатеринбурга (производство, оптово­розничная торговля).

Включение руководителей в исследу­емую группу производилось по резуль­татам предварительной диагностики по четырем параметрам:

оценка собственного профессиональ­ного здоровья по шкале от 0 (абсо­лютно нездоров) до 100 (абсолютно здоров), причем в эксперименталь­ную группу попали те руководители, которые выставляли себе от 75 баллов и выше, т.е. чувствовали себя здоровы­ми в профессиональном плане;

выявление стресса трех следующих уровней: «умеренный уровень стрес­са», «низкий уровень стресса» и «пре­дельно-низкий уровень стресса» по методике ИДИКС (А.Б. Леоновой) ;

исследование удовлетворенности тру­дом;

изучение самооценки карьерной успешности.

Таким образом, респонденты, субъ­ективно высоко оценивающие собст­венное профессиональное здоровье, у которых нет проявлений стресса, удов­летворенные собственным управленче­ским трудом и с высокой оценкой своей карьерной успешности составили экспе­риментальную группу (n=50).

Группа сравнения (n=50) была пред­ставлена руководителями c четырьмя альтернативными показателями профес­сионального здоровья, но тождествен­ными по социально-демографическим характеристикам и организационно­-психологическим параметрам своей управленческой деятельности (те же предприятия, тот же уровень в управ­ленческой иерархии, то же количество сотрудников в непосредственном под­чинении).

Гипотеза исследования: качество профессионального психологического здоровья руководителей определяется самореализацией их личности в управ­ленческой деятельности.

Процедура исследования состояла из двух этапов. Первый включал преддиагностическое исследование, кото­рое проводилось для дифференциации групп респондентов по уровню профес­сионального здоровья. В рамках второго этапа было проведено комплексное психологическое обследование самореализа­ции личности руководителя в професси­ональной деятельности с применением следующего методического инструмен­тария: самоактуализационный тест (САТ) (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, М.В. Загика, М.В. Кроз); тест смысло-жизненных ори­ентаций Д.АЛеонтьева (СЖО); 16-фактор­ный личностный опросник Р.Б. Кеттела (форма С); методика «Свободный выбор ценностей». Математическая обработка результатов (корреляционный анализ и вычисление T-критерия Стьюдента) по­зволила выявить ряд закономерностей.

Результаты. Обнаружены значи­мые взаимосвязи между отдельными компонентами самореализации и показателями профессионального здоро­вья руководителей. Профессиональное здоровье положительно связано с синергией (способностью руководителей к целостному восприятию мира и людей) (г = 0,291, р Березовская Р.А. Отношение менеджеров к здоровью // Вестник СПбГУ, 1999. — № 2. — С. 61-70

Галажинский Э.В. Психологические основания изучения полноты и качества процессов самореализации личности // Сибирский психологический журнал. — 2006. — №24. — С. 70-76

Гурвич И.Н. Социальная психология здоровья. — Санкт-Петербург: Издательство СПбГУ, 1999

Донцов А.И., Перелыгина Е.Б. Проблемы безопасности коммуникативных стратегий // Вестник Московского университета. — 2011. — № 4. — С. 24-31

Зотова О.Ю. Безопасность личности как социально-психологический феномен . — Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2011

Казаков Ю.Н., Широнин И.И. Теоретический анализ современных исследований по проблеме профессионального здоровья // Вестник Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. -2010. — № 1. — С. 8

Кандыбович С.Л., Секач М.Ф. Здоровье населения — залог стабильности и безопасности государства // Вестник Московского университета. — 2011. — № 4. — С. 32—38

Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. — 2001. — № 1. — С. 16-24

Мельник Ю.В. Управление своим здоровьем как компетентность менеджера // Управление персоналом. — 1999. — № 1. — С. 94-96

Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / под ред. Г.С. Никифорова. — Санкт-Петербург: Издательство СПбГУ 1991.

Хмарук И.Н., Степанова Ю.С. Социально-психологические аспекты обеспечения профессионального здоровья руководителей // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. — 2012. — № 1. — С. 131-150

Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции . — Москва: Издательский центр «Академия», 2001

Шувалов А.В. (2004). Гуманитарно-антропологические основы теории психологического здоровья // Вопросы психологии. — 2004. — № 6. — С. 18-33

Для цитирования статьи:

Зинченко Ю.П., Бусыгина И.С. Психологическое здоровье и профессиональная самореализация руководителя // Национальный психологический журнал -2013.- №1(9)- с.89–95.

Zinchenko Yuriy Р., Busygina Ina S. (2013). Psychological health and professional actualization of the company executive. National Psychological Journal,1(9),89–95

Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Источник

Adblock
detector