Профилактика психологического здоровья. 7–9-й классы
Классы: 7 , 8 , 9
Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития человека. Психологическое здоровье формируется при взаимодействии внешних и внутренних факторов.
Негативное влияние школы на здоровье учащихся — одна из важнейших психолого-медико-педагогических проблем. За время обучения число абсолютно здоровых детей значительно снижается, и вклад факторов школьной среды в эту неблагоприятную динамику имеет тенденцию к нарастанию.
Основной проблемой эмоциональной сферы является повышенная тревожность, страх самовыражения в ситуации проверки знаний. Определенная коррекция организации учебного процесса способна принести положительные результаты.
Психологическое здоровье можно описать как систему, включающую:
- абсолютное принятие себя при достаточном знании себя и принятие других людей;
- умение понимать и описывать свои эмоциональные состояния и состояния других людей, возможность свободного проявления чувств без причинения вреда другим, осознание причин и последствий как своего поведения, так и поведения окружающих.
- потребность в саморазвитии.
Психологическое здоровье формируется при взаимодействии внешних и внутренних факторов, причем не только внешние факторы преломляются через внутренние, но и внутренние факторы могут модифицировать внешние воздействия.
К высшему уровню психологического здоровья можно отнести людей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва для преодоления стрессовых ситуаций и активным отношением к деятельности. Они не нуждаются в психологической помощи. К среднему уровню (адаптивному) относятся люди, в целом адаптированные к социуму, но имеющие повышенную тревожность. Они должны быть отнесены к группе риска и включены в групповую работу профилактически-развивающей направленности. Низкий уровень (дезадаптивный) – люди, которые пытаются полностью соответствовать желаниям окружающих, стремятся приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям или, наоборот, стремятся подчинить окружение своим потребностям. Эти люди нуждаются в индивидуальной психологической помощи.
Подростковый возраст (11-16 лет) – это важнейший период для становления самостоятельности. Подросток отличается от младшего школьника тем, что школа уже не влияет на его психологическое здоровье через реализацию или депривацию притязания на признание в учебной деятельности. Скорее школу можно рассматривать как место, где происходит один из важнейших психосоциальных конфликтов взросления.
Примерно к 14-15 годам у подростков должны сформироваться такие важные новообразования, как внутренняя позиция и способность к целеполаганию.
I. Групповая профилактика нарушений психологического здоровья
Цель:
- Обеспечить формирование психологического здоровья в соответствии с его трехкомпонентной структурой.
- Обеспечить выполнение возрастных задач развития.
Задачи:
- Формирование положительного самоотношения и принятия других.
- Обучение рефлексивным умениям.
- Формирование потребности в саморазвитии.
- Формирование к концу подросткового возраста основных новообразований: эго-идентичности, половой идентичности, личностного самоопределения.
1. Первичная диагностика
Цель: Определение уровня психологического здоровья
Исследование образа «Я»
Тест «Кто я?» М.Куна, Т.Макпартленда
Методика исследования самоотошения (МИС) В.В.Столина, С.Р.Пантилеева
«Личностный дифференциал» (Е.Ф.Бажин, А.М.Эткинд)
Опросник для определения общей самооценки Г.Н.Казанцевой
Методика Дембо-Рубинштейна
Исследование межличностных отношений
Тест Т.Лири
Социограмма
Графическая беседа «Мой круг общения»
Методика «Выбор»
Тест-опросник родительского отношения к детям (А.Я.Варга, В.В.Столин)
Метод «Незаконченные предложения»
Исследование мотивационной и эмоциональной сферы
Тест школьной тревожности Филипса
Анкета школьной мотивации Н.Г.Лускановой
Методика Баса-Дарки
Лист самооценивания психологического здоровья
Лист входного оценивания психологического здоровья ребенка педагогом
2. Групповые занятия
Основа групповых занятий – обучение учащихся способности к сохранению состояния психического благополучия во взаимодействии с внешним миром.
Методические средства: дискуссионные методы, ролевые игры, тренинг.
Формирование умения принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки.
Основные проблемы подросткового возраста
Проблема самопринятия. Эмоциональные проблемы подростков, типы реагирования. Проблема непонимания. Проблема доминирования. Я и мои привычки.
Общение с однополыми сверстниками
Дружба. Портрет идеального друга. Что мешает мне дружить? Как сохранить дружбу?
Общение со сверстниками противоположного пола.
Типичные трудности в общении и способы их разрешения. Влюбленность – прекрасное чувство. Любовь и как я ее понимаю. Я имею право на любовь.
Жесты. Особенности подростковых жестов. Умение правильно понять мимику другого. Движения тела как средства общения. Речь.
Я – могу. Я – нужен. Я – мечтаю. Я – это мои цели.
Общение со взрослыми.
Права и обязанности подростков во взаимоотношениях со взрослыми. Притязания подростка на признание взрослого. Проблемы с родителями.
Основные теории взросления.
Взросление и проблемы ролевого поведения. Виды ролей. Ролевые нарушения. Социальные, семейные, половые роли. Ролевые конфликты.
Формирование умения осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы.
Агрессия и агрессивность.
Различия между агрессией и агрессивностью. Виды агрессии. Как живется агрессивному человеку?
Чего боятся люди? Все ли люди боятся? Страх помогает или мешает? Как живется человеку, который всего боится? Как ему помочь?
Застенчивость и неуверенность в себе.
Какого человека мы называем застенчивым? Почему неуверенность мешает быть счастливым? Как стать уверенным.
Я имею право чувствовать.
Чувства бывают разные. «Запретные» чувства. Какие чувства мы скрываем. Как простить обиду.
Что такое конфликт? Способы поведения в конфликте.
Подросток и взрослый.
Поведение подростков и взрослых в конфликтах. Умение прощать друг друга.
Непокорность и непослушание.
Психологический портрет непослушного подростка: речь, внешний вид, поступки. Отражение непокорности и непослушания ребенка в литературе
Что такое стресс? Виды стресса. Последствия стресса. Стрессовые ситуации (дома, в школе, на улице и т.д.) Как справиться со стрессом?
Я и мой внутренний мир.
Каждый видит и чувствует мир по-своему. Любой внутренний мир ценен и уникален.
Формирование умения сделать выбор, принять за него ответственность.
Формирование потребности в самоизменении и личностном росте.
Что значит быть успешным? Умение преодолевать препятствия как составляющая успеха. Как стать успешным и счастливым?
Кто в ответе за мой внутренний мир.
Трудные ситуации могут научить меня. В трудной ситуации я ищу силу внутри себя, и она обязательно найдется.
3. Повторная диагностика
II. Индивидуальное консультирование
1. Индивидуальное консультирование подростков
Индивидуальное консультирование подростков основано на применении методов диагностической беседы, проективных техник («Несуществующее животное», «Рисунок семьи», «Семья животных», методика Гарднера, методика «Раннее воспоминание» и т.д.) и разговорной терапии с целью устранения нарушений психологического здоровья.
2. Консультирование педагогов
Недостатки восприятия могут быть причинами слабой успеваемости и нарушений в поведении. Конечно, необходимо развивать все каналы восприятия, но грамотное использование преобладающего сенсорного канала позволяет учителю эффективнее передавать ученикам наиболее сложную учебную информацию.
Существуют поведенческие признаки, на основе которых педагог путем наблюдения, не прибегая к психологическому исследованию, может сделать примерный вывод о том, какой канал восприятия развит у учащегося лучше. Визуал с трудом запоминает словесные инструкции (переспрашивает), но наблюдателен, имеет образную фантазию, организован, при разговоре подбородок держит вверх, голос может быть высоким. Аудиал легко повторяет услышанное, в учебной деятельности предпочитает счет и письмо, очень чувствителен к интонации, шевелит губами при чтении, проговаривая слова. Кинестетик лучше обучается, делая; долго не может избавиться от привычки водить при чтении пальцами по строчкам, при общении стоит близко, много жестикулирует, легко отвлекается, любит дискуссии.
Резкий тон замечания у одних не вызывает никакого психического напряжения, а других приводит в состояние заторможенности. Причина — в индивидуальных особенностях, обусловленных свойствами нервной системы. Учащихся со слабой нервной системой необходимо чаще поощрять, в том числе за старательность, независимо от результата, а в случае неудачи оценивать максимально деликатно, не предлагать часто и быстро меняющихся заданий; не требовать быстрого ответа на неожиданный вопрос; не спрашивать в начале урока; не требовать ответа по только что усвоенному материалу.
3. Консультирование родителей
В подростковом возрасте частично разрушается именно личностная целостность за счет быстрых качественных изменений в телесном облике, сексуального развития и т.п., поэтому особую остроту для подростков приобретает поддержка родителями подростка его временно ослабевающего «Я» через удовлетворение потребности в любви и принятии. Специфика консультирования родителей подростков обусловлена непониманием родителями изменений, происходящих в подростке.
Задачи:
- Переориентация родителей от отвержения изменений в подростке к полному безоценочному принятию этих изменений и созданию ему условий, в которых он сам может проявлять заботу, внимание к кому-либо.
- Показать родителям необходимость и возможность удовлетворения ими потребности в самораскрытии у их подростка, поскольку далеко не всегда она удовлетворяется должным образом в общении со сверстниками.
- Помочь родителям разобраться с правами и обязанностями подростка, направить их усилия на формирование самостоятельности подростков во всех основных жизненных сферах.
Источник
Основы безопасности жизнедеятельности
7 класс
Уроки 10 — 11
Психическое здоровье человека
Содержание урока
Показатели психического здоровья и нездоровья
Показатели психического здоровья и нездоровья
Задание
Читая текст, обратите внимание на характеристику понятия «психическое здоровье».
Психическое здоровье — это ощущение благополучия, то есть такое состояние, когда человека не угнетают неразрешимые проблемы. Психически здоровый человек управляет своими эмоциями, не пасует перед трудностями. Если с ним случаются неприятности, он сам, своими силами разрешает возникшие проблемы. Такой человек свободно развивает свои способности, добивается поставленной цели, чувствует себя полезным, нужным для семьи и общества.
Если какой-то элемент психического здоровья нарушен, то у человека начинаются проблемы. Он постоянно пребывает в дурном настроении, неправильно (неадекватно) реагирует на проблемы, то и дело вступает в конфликты с окружающими. Когда всё это становится нормой жизни, можно предположить, что психическое здоровье данного человека находится в расстроенном состоянии.
Психическое состояние во многом зависит от личностных качеств, от умения оценить обстановку, принять правильное решение, убедить себя в том. что поступать нужно именно так. Достичь психического здоровья — значит в какой-то степени победить самого себя!
Вы уже убедились, что психическое здоровье связано с наличием у человека важных личностных качеств — воли, внимательности, целеустремлённости. Именно они помогают сосредоточиться, оценить обстановку и сделать правильный выбор. Если развивать волевые качества. то можно спокойно и рассудительно принимать любые жизненные проблемы.
В одном древнем индийском трактате говорится: «Если бы кто-нибудь в битве тысячекратно победил тысячу людей, а другой победил бы себя одного, то именно этот другой — величайший победитель в битве». Психологи предлагают различные способы работы над собой, приведения своего психического состояния в хорошую форму. Одно из важных условий на этом пути — умение вовремя снимать напряжение, отдыхать. Например, хорошие результаты даёт релаксация — глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Связь между расслаблением мышц и улучшением эмоционального состояния глубоко закономерна. Ведь когда человек возбуждён, взволнован, угнетён, то возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Когда же мы их намеренно расслабляем, мы как бы говорим нашей психике: «Уже всё хорошо». Есть целый ряд упражнений, которые помогают снять мышечное напряжение.
Умение управлять своими эмоциями сохраняет не только ваше психическое здоровье, но и психическое здоровье тех, кто вас окружает.
Вы хорошо знаете, как влияют на людей положительные эмоции: улыбка вызывает ответную улыбку; смех и приятное общение улучшают настроение. Отрицательные эмоции дают противоположный результат. Психическое здоровье напрямую зависит от умения сдерживать свои отрицательные эмоции. Вот несколько советов, которые помогут воспитать это умение.
Вы только что проснулись. Лёжа в постели, потянитесь, улыбнитесь себе. Ваша первая улыбка определит настроение на весь день.
• Подойдите к зеркалу, рассмешите себя любыми шутливыми гримасами. Так вы поднимете своё настроение и притушите отрицательные эмоции.
• Если вас что-то сильно огорчило, постарайтесь посмотреть на ситуацию со стороны, например глазами человека, которого вы очень уважаете. Тогда вы поймёте, стоит ли так сильно расстраиваться.
• Прежде чем отвечать на вопрос или начать беседу, улыбнитесь. Это создаст положительный настрой на общение и вызовет у вашего собеседника такую же реакцию.
• Если ваш собеседник раздражён, и вы чувствуете, что у вас портится настроение, постарайтесь улыбкой и шуткой воздействовать на него. Если это у вас не получается, найдите повод прекратить общение.
Практическая работа
Цель: научиться снимать напряжение с разных групп мышц.
Задание: проделайте следующие упражнения.
1. «Свеча». Сядьте на край стула. Закройте глаза. Глубоко вдохните, набирая в лёгкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдыхайте воздух, как бы дуя на свечу, при этом негромко и протяжно произносите звук «у».
2. «Поза кошки». Поднимите руки вверх, затем вытяните вперёд, потянитесь, как кошка. Почувствуйте, как тянется тело. Замрите на несколько секунд. Затем резко опустите руки вниз, выдохните.
3. «Деревянная кукла». Напрягите мышцы ног, рук, попытайтесь двигаться так. как это делала бы деревянная кукла. Голова, шея и плечи должны быть неподвижны.
4. «Тряпичная кукла». Расслабьте руки, ноги. Двигайтесь, подражая воображаемым движениям тряпичной куклы.
Оцените себя. Определите, есть ли у вас признаки стресса?
Ответьте на вопросы:
1) Часто ли вам хочется плакать?
2) Имеете ли вы привычку грызть ногти? Накручивать на палец волосы? Щёлкать пальцами?
3) Часто ли вы раздражаетесь и злитесь?
4) Успокаивает ли вас еда? Тянет ли вас поесть, когда вы взволнованы?
5) Просыпаетесь ли вы ночью без видимой причины?
6) Часто ли у вас бывает плохое настроение?
Оцените себя. Если на все вопросы вы ответили положительно — значит, вы подвержены стрессу. Если половина ответов положительна, обратите внимание на своё психическое здоровье. Если на все вопросы дан отрицательный ответ — состояние вашей нервной системы хорошее.
Задание
1. Объясните, как вы понимаете высказывание древних: «Легче устранить причину, порождающую зло, чем бороться с ним».
2. Оцените эмоциональное состояние детей на фотографиях. Какие эмоции свидетельствуют о том, что они находятся на грани стресса? В состоянии стресса?
Домашнее задание
Проведите сеанс самовнушения. Примите удобную позу, представьте, что вы находитесь в приятном для вас месте: на берегу моря, на лугу, в цветущем саду. Мысленно внушайте себе: «Я совершенно спокоен. », «Меня ничего не тревожит. », «Я отдыхаю. *. Повторяйте так до тех пор, пока действительно не почувствуете расслабления. Думайте только о том, что вы произносите, и о том месте, куда вы мысленно перенеслись.
Перед тем, как сесть за домашние задания, подойдите к зеркалу, улыбнитесь себе, скажите с улыбкой и уверенно: «У меня всё получится», «Я работаю быстро и хорошо», «У меня хорошее рабочее настроение».
Практическая работа
Цель: определить, насколько развиты ваши волевые качества.
Задание: ответьте на вопросы и самостоятельно сделайте выводы.
1. Всегда ли вы доводите до конца работу, которая вам не интересна?
2. Умеете ли вы преодолевать внутреннее сопротивление, когда нужно сделать что-то неприятное?
3. Можете ли вы объективно оценить конфликтную ситуацию с другом (учителем)?
4. Можете ли вы подняться утром с постели раньше обычного?
5. Всегда ли вы держите данное слово?
6. Соблюдаете ли вы режим дня? Насколько строго вы придерживаетесь намеченного распорядка?
7. Представьте, что вы выполняете важное и срочное задание, и как раз в этот момент начинается интересная телепередача. Как вы поступите? Будете продолжать работу или отложите её?
Оцените себя. Положительные ответы на все вопросы свидетельствуют, что с волей у вас всё в порядке; если большинство ответов — «не знаю» («бывает», «случается»), то вам необходимо воспитывать у себя волевые качества.
Задание
Объясните слова Сенеки «Сильнее всех — владеющий собой».
Приглашаем к дискуссии
Обсудим высказывания: «Не стоит бояться ошибок», «Неудача обязательно приведёт вас к успеху, если вы проанализируете её причины», «Не ошибается только тот, кто ничего не делает».
Сделаем вывод и запомним его
Человеку вредят не столько его ошибки или неудачи, сколько нежелание эти ошибки устранять, а также страх перед новыми неудачами. Пословица гласит: «Кто не падает, тот не поднимается». Следуйте примеру великих учёных, которые много раз ошибались, но никогда не отступали перед неудачами. Почаще говорите себе: «Я способен добиться своей цели, и я сделаю это!»
Как вы организуете свою жизнь и деятельность?
Приглашаем к дискуссии
Обсудим высказывание. Справедливо ли оно? Приведём доказательства.
К нашему физическому и психическому здоровью непосредствентое отношение имеет ответ на вопрос «Как мы организуем свою повседневную жизнь и деятельность?».
Вспомните:
Что такое режим дня? Какова его роль в поддержании здоровья?
Задание
Проанализируйте приведённые ниже утверждения. Какие из них вы относите к истинным, а какие — к ложным?
1. Исследования показывают, что шум наносит существенный вред нервной системе. Вам трудно отгородиться от городского шума. Однако в ваших силах сделать тише музыку в наушниках, приглушить телевизор.
2. Некоторые настолько привыкают к включенному телевизору, что почти не замечают его. Отсюда можно сделать вывод, что шум не вредит здоровью.
3. Смотреть следует только те передачи, которые действительно интересны, но в любом случае в будни нельзя проводить у телевизора больше двух часов в день.
4. Грипп, простуда — враги нервной системы. Если заболели, обеспечьте себе полный покой, ни в коем случае не переносите болезнь на ногах.
5. Если у вас насморк, кашель, небольшой жар и чуть-чуть болит горло, можно продолжать ходить в школу, чтобы не запускать учёбу. Достаточно принять какое-нибудь жаропонижающее лекарство.
6. Сильный ушиб или неудачное падение? Не беда! «До свадьбы заживёт!»
7. Сильный ушиб или неудачное падение — повод обратиться к врачу.
8. Если компьютерная игра интересная, нельзя прерываться. Надо довести её до конца.
9. Время, проводимое перед компьютером, должно быть строго регламентировано.
Оцените себя. Какие суждения имеют место в вашей жизни?
К истинным относятся утверждения: 1, 3, 4, 7, 9.
Домашнее задание
Каждая группа предлагает свой план организации жизни и деятельности старшего подростка — школьника 7—9 классов. Выбирается экспертная группа, которая оценивает качество плана.
Подсказка
Используйте следующие советы.
• Точно определяйте время, когда будете заниматься тем или иным делом.
• Устанавливаете важность (приоритетность) и очерёдность дел.
• Не пытайтесь сделать сразу много, но и не откладывайте на завтра то. что можно сделать сегодня. Оценивайте свои силы и возможности!
• Учитывайте свою индивидуальность: в какое время дня вы наиболее активны.
• Планируйте свои дела так, чтобы неприятная работа чередовалась с приятной.
Следующая страница Человек и мир звуков: влияние городской экологии на здоровье
Источник