Направления психолого-педагогического сопровождения в сохранении и укреплении психического здоровья учащихся в рамках введения ФГОС
статья
Из опыта работы по психолого-педагогическому сопровождению участников образовательного процесса в рамках введения ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
napravleniya_psikhologo-pedagogicheskogo_soprovozhdeniya_v_sokhranenii_i_ukreplenii_psikhicheskogo_zdorovya_uchashchikhsya_v_ramkakh_vvedeniya_fgos.docx | 18.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Направления психолого-педагогического сопровождения в сохранении и укреплении психического здоровья учащихся в рамках введения ФГОС
(из опыта работы)
В условиях модернизации образования и перехода на новые ФГОС одной из основных задач в деятельности образовательных организаций является сохранение и укрепление психического здоровья школьников.
Психолого-педагогическое сопровождение в данном направлении в рамках введения ФГОС сейчас уже не просто сумма разнообразных методов коррекционно-развивающей работы, это целостная система деятельности психолога во взаимодействии с педагогами школы и другими специалистами.
В работе педагога-психолога по сохранению и укреплению психического здоровья школьников выделяют следующие направления:
- Психодиагностика
- Развивающая и психокоррекционная деятельность
- Психологическое консультирование
- Психологическое просвещение
Для того чтобы определить психолого-педагогический статус ребенка и отследить динамику его психического развития в процессе школьного обучения, с первого класса мы начинаем накапливать информацию о различных сторонах психической жизни ребенка и динамике развития. Это необходимо для создания условий успешного обучения и личностного роста каждого школьника. Для получения и анализа информации такого рода используются методы психологической диагностики. Диагностику можно проводить индивидуальную и групповую, с использованием компьютерных диагностик, которые дают наиболее точный результат и более подробную интерпритацию, намного облегчают обработку полученных в ходе обследования данных.
В ходе психологической диагностики мы выявляем особенности психического развития ребенка, сформированность определенных психологических особенностей, соответствие уровня развития ключевых компетенций, универсальных учебных действий, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества.
На основе полученных результатов психологического обследования педагог-психолог составляет заключения об основных характеристиках изучавшихся компонентов психического развития или формирования личности школьника, разрабатывает рекомендации, программу психокоррекционной работы с учащимися, попавшими по результатам диагностики в «группы риска», составляет план развития способностей или других психологических образований. Психодиагностика проводится ежегодно и позволяет, таким образом, систематически отслеживать уровень развития и психического состояния каждого школьника.
После того как проведена диагностика, начинается р азвивающая и психокоррекционная работа. Большое внимание уделяется созданию специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим психологические проблемы или проблемы в обучении например, в усвоении учебного материала, нарушении социально принятых форм поведения, в общении со взрослыми и сверстниками, психическом самочувствии и прочее. Для оказания психолого-педагогической помощи таким детям предусмотрена система действий и конкретных мероприятий, которые позволяют им преодолеть или компенсировать возникшие проблемы.
Развивающая и психокоррекционная работа проводится, как правило, психологом и педагогами во внеурочное время. Основная цель заключается в том, чтобы создать благоприятный психологический климат для учащихся. Данный вид деятельности включает в себя различные по форме развивающие занятия, в том числе в сенсорной комнате, тренинги, беседы, игры, уроки психологического здоровья.
В ходе таких развивающих и психокоррекционных занятий учащиеся имеют возможность лучше узнать друг друга, снять психическое напряжение и барьеры в общении. У ребят формируются коммуникативные действия, которые необходимы им для установления межличностных отношений, общения и сотрудничества. Они усваивают школьные правила, у них формируется внутренняя позиция школьника, учебная мотивация, устойчивая самооценка.
Так как речь идет о начальной школе, то психологическое консультирование предусмотрено в основном для педагогов и родителей. Консультация помогает им в решении различных проблем, с которыми они сталкиваются при воспитании и обучении. В ходе консультации психолог помогает родителям и педагогам понять принципы развития и обучения детей, осознать индивидуальные особенности ребенка, помогает понять, что их отношение к ребёнку влияет как на становление его личности, так и на его психическое здоровье.
Психологическое просвещение направлено на приобщение педагогов и родителей к психологической культуре. Осуществляется в ходе проведения родительских собраний, групповых консультаций, семинаров и тренингов для педагогов. Одна из интереснейших и эффективных форм работы по психологическому просвещению родителей, которая действует в нашей школе, это семейная гостиная.
Психологическое просвещение проводится с целью формирования психолого-педагогической компетентности. Это знания о закономерностях формирования личности ребёнка, о психических особенностях детей, которые позволяют педагогам и родителям правильно организовать образовательный и воспитательный процесс, скорректировать некоторые особенности психики, изменять неправильные установки и формы поведения и способствовать сохранению и укреплению психического здоровья школьников.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение сегодня — это комплексная технология поддержки и помощи ребенку. Это технология, которая позволяет создать условия для успешного развития, обучения, воспитания и социализации школьников. Технология, благодаря которой, мы можем прогнозировать и предупреждать школьные проблемы и трудности, и первую очередь — сохранить и укрепить психическое здоровье школьников .
Источник
Модель психолого — педагогического сопровождения здоровьесберегающей деятельности «Основ Школы Здоровья» МКОУ СОШ № 15 х.Садовый
учебно-методическое пособие по теме
Ресурс представляет собой модель психолого-педагогического сопровождения здоровьесберегающей деятельности в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
model_zdorovesberegajushchei_dejatelnosti_mkou_sosh_15.doc | 98.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Модель психолого — педагогического сопровождения здоровьесберегающей деятельности «Основ Школы Здоровья»
МКОУ СОШ № 15 х.Садовый
На основе концепции Программы развития образовательного учреждения, учитывая специфику нашей школы, мы разработали модель психологической службы. Одной из наиболее перспективных моделей системы психологической службы, с нашей точки зрения, является грамотно организованная служба сопровождения. Развивая модель «Основ Школы Здоровья» мы обратили внимание на необходимость моделирования системы психологического сопровождения здоровьесберегающей деятельности, внедрением которой мы занимаемся в настоящее время. Именно эту модель мы считаем максимально созвучной психологической работе по созданию безопасной образовательной среды.
Понимая, что образовательная среда – это такая общность, которая в связи со спецификой возраста характеризуется полиморфностью развития коммуникаций в образовательном пространстве школы, нами были выработаны критерии оценки эффективности коммуникативных отношений и зрелости личности учащихся: степень взаимопонимания и взаимопомощи , эффективность коммуникаций, рефлексивная компетентность. Все это представляет собой отношение к своему собственному опыту внутри данной общности и представление о социуме и своем месте в нем. Эти критерии определяют характер общения субъектов образовательного процесса (учителей, детей, родителей, администрации школы), на фоне которого реализуются потребности, возникают и разрешаются групповые и межличностные конфликты.
Учитывая сложность психологического развития и принципы здоровьесберегающей педагогики, мы определили для психологической службы школы основные направления деятельности:
- Обеспечение психо – физиологически безопасных условий обучения;
- Создание коррекционно – реабилитационной психологической среды для детей с проблемами развития;
- Обеспечение системы социализации учащихся ;
- Развитие креативного потенциала школьников;
- Формирование ключевых личностных компетенций учащихся;
- Сопровождение профориентационного процесса и выбора профильного обучения.
Данные направления деятельности реализуются в школе по следующим проектам (cхема 1):
- проектирование «Безопасной образовательной среды школы» (т.е. среды взаимодействия, свободной от проявлений психологического насилия, как условия для позитивного личностного роста ее участников);
- формирование «Здорового социума» (т.е. создание модели школы, рассчитанной на включение детей и подростков в самоуправление, реализацию своих интересов, обеспечение возможности для учащихся формирования собственного поля успешности и самоопределения школы, снижение негативного влияния факторов окружающей среды). В рамках формирования «Здорового социума» одной из задач становится формирование молодежной субкультуры, базирующейся на социально позитивных ценностях личности, иерархии потребностей и формировании здравотворческой культуры.
- реализацию проекта «Толерантная школа» (т.е. формирование толерантного пространства образовательного учреждения , развитие и совершенствовании толерантных качеств и ресурсов личности; компетентности эффективного взаимодействия и принятия «иного» в каждом человеке.
Именно безопасная здоровьесберегающая образовательная среда, свободная от насилия и авторитаризма, способствующая личностному росту и развитию, определяют уровень психо – социальной адаптации ребенка в условиях образования, повышая уровень душевного здоровья личности. Это невозможно без участия самих детей. Необходимы их активная позиция, включение самих детей в процесс самостановления, определение своих жизненных планов, профессиональной и образовательной траекторий, формирование жизненных ценностей.
Создание и поддержание такой образовательной среды в школе – одна из важнейших задач службы сопровождения.
Сопровождение – это комплекс различного вида (медицинская, психологическая, социальная и педагогическая) поддержек, обеспечивающих комфортность существования ребенка в образовательной среде,
Психологическое сопровождение здоровьесберегающего образовательного процесса реализуется через следующие этапы:
— диагностики существа возникшей проблемы;
— информации о существе проблемы и путях ее решения;
— консультации на этапе принятия решения и выработки плана решения проблемы;
— первичной помощи на этапе плана решения проблемы.
При этом основным принципом сопровождения мы считаем то, что ответственность за принятие решения лежит на субъекте развития (т.е. ребенке, педагоге или родителях).
Источник
Психологическое сопровождение учащихся начальной школы как фактор сохранения психологического здоровья
Внимание к вопросам здоровья в последние годы заметно возросло. Закономерно возросло и внимание к здоровью школьников.
Появившееся в последние годы понятие здоровьесберегающие технологии предполагает консолидацию всех усилий школы, нацеленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья учащихся.
Задача педагогов школы – полноценно подготовить подростка к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы она сложилась счастливо. А без здоровья это недостижимо. Поэтому, обеспечивая охрану здоровья школьников, формируя у них самих культуру здоровья, школа закладывает фундамент благополучия будущих поколений.
Существует более 300 определений “здоровья”. Выделим основные группы, в которых здоровье определяется:
- как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов;
- как совокупность физических и духовных способностей (жизнеспособность), которыми располагает организм, личность;
- как целостное многомерное динамическое состояние, в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экономической среды, позволяющие человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции.
Таким образом, понимание здоровья различно, но в каждом определении упоминается психологическое (духовное) здоровье личности в качестве важного звена в понимании здоровья.
Одним из самых травматичных факторов, оказывающих влияние на ухудшение здоровья школьников, является общая стрессогенная система организации образовательного процесса и проведения уроков многими учителями. До 80% учащихся постоянно испытывают учебный стресс. Отсюда стремительно ухудшающиеся показатели нервно-психического и психологического здоровья.
В 1979 году Всемирной Организацией Здравоохранения был введен термин “психическое здоровье”. Его можно определить как “состояние психической деятельности, которому свойственны детерминированность психических явлений, гармоническая взаимосвязь между отражением обстоятельств действительности и отношением индивидуума к ней, адекватность реакций организма на социальные, психологические и физические условия жизнедеятельности, благодаря способности личности контролировать свое поведение, планировать и осуществлять свой жизненный путь в микро и макросоциальной среде”.
В отличие от понятия “психическое здоровье” термин “психологическое здоровье” встречается пока не часто. Но в тех случаях, когда человека нельзя однозначно назвать ни здоровым, ни больным, целесообразнее использовать для оценивания состояния здоровья термин “психологическое здоровье”.
Уровень и качество психологического здоровья характеризуются показателями социальной, социально-психологической и индивидуально-психической адаптации личности.
Свои представления о здоровой, зрелой, хорошо адаптированной личности высказывали многие западные ученые, психологи XX века, изучавшие теорию личности в русле психоаналитического и гуманистического направлений. В понятие здоровой личности они вкладывали, по сути, представление о “психологическом здоровье”.
Психология здоровья ставит в центр своего рассмотрения здорового человека, его индивидуальные психологические особенности, ресурсы его психики, позволяющие ему сохранять здоровье при неизбежном воздействии патогенных факторов окружающей среды.
Для школьников таким патогенным фактором является школьный стресс как состояние психоэмоционального напряжения различной продолжительности, который сопровождается ощущением дискомфорта. Важной чертой эмоционального стресса является повышенная тревожность.
Именно тревожность, как отмечают многие исследователи и практические психологи, лежит в основе целого ряда психологических трудностей детства. С одной стороны, дети с выраженной тревожностью считаются наиболее “удобными”: готовят уроки, выполняют все требования педагогов, не нарушают правила поведения; с другой стороны, зачастую это и наиболее “трудные” дети, которые оцениваются как невнимательные, невоспитанные, неуправляемые. Все это служит поводом для обращений к психологу.
У дошкольников и младших школьников тревожность является результатом фрустрации потребности в надежности, защищенности со стороны ближайшего окружения, то есть с близкими взрослыми. У младшего школьника таким близким взрослым может оказаться и учитель.
Младший школьный возраст традиционно считается “эмоционально насыщенным”. Это связано, во-первых, с тем, что с поступлением в школу расширяется круг потенциально тревожных событий, прежде всего за счет оценочных ситуаций; во-вторых, в этом возрасте нарастает организованность в эмоциональном поведении ребенка. Живость непосредственного проявления чувств маленьким школьником является для педагогов не только ценным признаком, характеризующим эмоциональную сферу ученика, но и симптомом, говорящим о том, какие качества эмоциональной сферы надо развивать, а какие необходимо корректировать.
Исходя из вышеизложенного, хочу отметить актуальность на сегодняшний день проблемы сохранения и укрепления психологического здоровья детей.
Поэтому мы поставили перед собой цель – разработать эффективную модель психологического сопровождения младших школьников, способствующую сохранению и укреплению психологического здоровья детей.
Результаты эффективности системы сопровождения младших школьников по сохранению психологического здоровья
1. Диагностическая работа
Одним из важных компонентов психологического сопровождения является изучение учащихся начальной школы. Мы для изучения подобрали методики, позволяющие выделить тревожных детей, изучить личностные характеристики ребенка, оценить самооценку ребенка, его самоощущение в мире:
- тесты цветового выбора М. Люшер;
- тесты Тэммл, Дорки, Амен;
- проективные методики: “Рисунок семьи”,“Дерево”;
- методика А.П. Венгера;
- анкета для оценки уровня школьной мотивации учащихся начальных классов Н.Г. Лускановой;
- тест школьной тревожности Филлипса;
- АСВ;
- шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина;
- “Карта наблюдений”, предложенная и адаптированная Л.М. Ковалевой.
Представленные методики позволяют проводить диагностику как в групповой форме, так и индивидуально. Методики валидны, надежны. Данные, полученные при групповом исследовании, коррелируют с данными других методик, что позволяет проводить мониторинг возрастного развития детей.
Данные эмпирического исследования
Последние четыре года, проводя набор детей в 1-е классы, я обратила внимание, что ежегодно в МОУ “Гимназия” поступают дети уже с высоким уровнем тревожности. Причем по тестам интеллектуального развития эти дети показывают высокий и хороший уровень.
Результаты диагностики, проводимой в период адаптации ребят к 1 классу (в октябре – ноябре месяце), также заставляют задуматься.
Наиболее стабильными показателем остается “преобладание отрицательных эмоций”. Фактор “хроническое переутомление” имеет тенденцию к снижению. А по фактору “перевозбуждение” показатели не стабильны и зависят от года набора (возможные причины – стиль общения педагога).
По полученным данным с учителями по каждому ученику, составляющими “группу риска”, проводилось собеседование, где определялся дальнейший путь их педагогического сопровождения. На консультацию приглашались родители, где индивидуально выяснялся стиль семейного воспитания, родителям объяснялось, к каким последствиям – отклонениям в развитии ребенка может привести их воспитательная неуверенность. Давались рекомендации.
С детьми данной “группы риска” проводились занятия на снятие напряжения, формирование эмоциональной устойчивости.
В конце первого класса вновь проводились исследования эмоционального фона. По результатам на втором году обучения снова формировалась группа, и проводились занятия с этой группой. Но результаты диагностики эмоционального состояния после окончания второго класса заставили задуматься.
Таблица 1. Диагностика эмоционального состояния учащихся в сравнении 2001–2002 учебного года набора и 2002–2003 учебного года набора
Год набора | Время иссле- дования | Настроение (СО) | Энергия (ВК) | |||||
Преобладание отрицательных эмоций | Норма | Преобладание положительных эмоций | Хроническое переутомление | Компенси- рованное состояние усталости | Оптимальная работо- способность | Перевоз- буждение | ||
2001–2002 уч.года | Набор в школу | 17% | 63% | 20% | 12% | 30% | 55% | 8% |
Адаптация в 1-м классе | 25% | 59% | 16% | 10% | 22% | 68% | 0% | |
Конец 1-м класса | 19% | 66% | 15% | 5% | 26% | 69% | 0% | |
Конец 2-го класса | 16% | 68% | 16% | 5% | 25% | 70% | 0% | |
2002–2003 уч.год. | Набор в школу | 18% | 51% | 31% | 15% | 29% | 52% | 4% |
Адаптация в 1-м классе | 17% | 55% | 28% | 2% | 38% | 60% | 0% | |
Конец 1-го класса | 16% | 58% | 26% | 2% | 30% | 68% | 0% | |
Конец 2-го класса | 15% | 60% | 25% | 3% | 29% | 68% | 0% |
Снижение количества учащихся, имеющих отрицательный фон настроения, незначительно. Показатели хронического переутомления и перевозбуждения стабильны. Причем в “группу риска” по эмоциональному состоянию попадают в разные периоды разные дети.
Это привело меня к мысли, что проводимые мероприятия: определение педагогического сопровождения ребенка, влияние на семейную ситуацию, а также развивающие занятия с ребенком влияют на изменение эмоционального состояния ребенка, но только это единично. Остальные дети в классе лишены такой поддержки, и родители, сталкиваясь со школьными трудностями ребенка, не всегда адекватно реагируют или теряются и не знают, к кому обратиться за помощью.
В 2003–2004 учебном году мною было проведено исследование, в котором приняли участие 50 учащихся третьих классов 9–10 лет, из них: 22 мальчика и 28 девочек, а также их родители. Цель исследования: определить зависимость уровня тревожности детей от сформировавшейся тревожности матерей.
Я остановлюсь на основныхвыводах:
- Уровень тревожности детей зависит от сформировавшегося уровня личностной тревожности матерей. И мы доказали это на статистически значимом уровне.
- С возрастом матери менее склонные транслировать ребенку свое эмоциональное состояние в определенный момент времени. Влияние на ребенка оказывает лишь тревожность матери, как свойство ее личности.
- Более зависимы от эмоционального состояния матери – девочки.
- Наличие нормального уровня тревожности у матери требует от нее больших затрат нервно-психического напряжения.
Все эти выводы привели меня к мысли, что психологическое сопровождение учащихся начальной школы ради сохранения их психологического здоровья должно строиться по иным принципам. И я выделила основные из них:
- Есть множество факторов, влияющих на формирование высокой тревожности у ребенка. Из них есть те, которые мы изменить не в силах, например, состояние развития общества, экологическая обстановка и т.д., а есть такие, как семейные отношения, стиль педагогического общения, эмоциональное развитие ребенка, оказывая влияние на которые, при определенных стечениях обстоятельств мы можем изменять общую картину.
- На психодиагностическом этапе необходимо не только выявлять детей, для которых характерна повышенная тревожность, но и проводить исследования стиля семейного воспитания.
- По результатам фронтальной диагностики определяются учащиеся “группы риска” с которыми должны проводиться индивидуальные занятия по определенной для каждого программе.
- С учащимися, не попавшими в “группу риска”, следует проводить психопрофилактические мероприятия.
- Для родителей необходимо разработать систему работы, направленную на просвещение и психопрофилактику тревожности у детей.
- Проводить психопрофилактические мероприятия с педагогами.
Строя систему сопровождения младших школьников по этим принципам с 2003–2004 учебного года мы смогли сравнить:
Таблица 2. Сравнительная диаграмма эмоционального развития учащихся по годам набора в школу (по фактору преобладание отрицательных эмоций)
С началом использования новых подходов к психологическому сопровождению учащихся начальной школы у большего количества учащихся наблюдается улучшение эмоционального состояния. Снижается количество учащихся, у которых преобладают отрицательные эмоции (на 6–8% – в 2003–2004 и 2004–2005 учебных годах набора) по сравнению: на 1% в 2002–2003 учебном году набора или на 0% к концу первого класса, а затем стабильно высокие показатели в 2001–2002 годах набора.
Конечно, процент учащихся, у которых улучшилось эмоциональное состояние, не слишком высок, но за каждой цифрой – живой человек, которому стало легче учиться, общаться со сверстниками.
И хочется отметить, что в 2004–2005 учебном году к концу 1-го класса:
- улучшение эмоционального состояния наблюдалось у 12 человек (13%);
- к концу года начали испытывать отрицательные эмоции 6 человек (6%);
- у 75 учащихся (81%) – эмоциональное состояние не изменилось.
Таким образом, диагностическое отслеживание уровня эмоционального развития показало эффективность проводимой работы по психологическому сопровождению младших школьников как фактора сохранения психологического здоровья.
Перейдем к описанию непосредственно психологического сопровождения, включающего развивающие занятия с детьми и психологическое просвещение и профилактику родителей и учителей.
2. Развивающая работа
Развивающая деятельность школьного психолога ориентирована на создание социально-психологических условий для целостного психологического развития школьников. Развивающая работа в большей степени ориентирована на “психологически благополучных” школьников, уровень развития и актуальное состояние которых позволяет им решать достаточно сложные психологические задачи.
Коррекционная форма позволяет работать с психологическими проблемами, которые выявлены в обучении, поведении, общении или внутреннем психологическом состоянии школьников. Она ориентирована на индивидуальную работу психолога с ребенком.
Коррекционно-развивающая работа рассматривается мною как основное направление работы школьного психолога с детьми. Содержание коррекционно-развивающей работы должно обеспечивать целостное воздействие на личность ребенка во всем разнообразии ее познавательных, мотивационных, эмоциональных и других проявлений.
Развивающая работа традиционно ориентирована прежде всего на познавательную, эмоционально-личностную, социальную сферы психической жизни и самосознания детей. При создании программы, я ориентировалась на групповую форму работы как на более эффективную с точки зрения психологических результатов, так и более экономичную.
Основное содержание групповых занятий составляют игры и психотехнические упражнения, направленные на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, навыков адекватного социального поведения школьников.
Вместе с тем на занятиях я стараюсь активно использовать метод сказкотерапии – один из эффективных методов работы с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения. Процесс сказкотерапии позволяет ребенку актуализировать и осознать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения.
Работая с большим количеством детей, невозможно создавать индивидуальную программу под каждую проблему. Поэтому в этом направлении использую уже имеющиеся программы. На индивидуальных занятиях помимо психотехнических упражнений мною активно применяются песочная терапия, арттерапия, сказкотерапия. Эти методы помимо терапевтического эффекта несут в себе и диагностическую роль.
3. Просвещение и психопрофилактика
Это еще одна традиционная составляющая школьной практики.
Психологическое просвещение в двух руслах: педагогов и родителей.
1. Психологическое просвещение педагогов направлено на создание таких условий, в рамках которых педагоги могли бы получить профессионально и личностно значимое для них знание.
В моей модели основной принцип просвещения педагогов – органическое вплетение ситуации передачи им знаний в процесс практической деятельности. Поэтому психологическое просвещение педагогов проходит через:
- небольшие выступления на педагогических советах по проблеме;
- организацию семинаров-тренингов по проблеме;
- организацию круглых столов (по результатам диагностики, по проблеме адаптации и т.д.);
- тренинги личностного роста для педагогов.
2. В своей модели психологического сопровождения младших школьников цель просвещения и консультирования родителей – создание социально-психологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в процессе школьного обучения, создание ситуации сотрудничества и реформирования установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка.
Психологическое просвещение родителей проходит через:
- Выступление на родительском собрании с целью повышения психологической компетентности родителей в тех вопросах, которые актуальны с точки зрения переживаемого детьми периода развития. Перед началом развивающей работы обязательно рассказываю родителям о ее целях и задачах, даю определенные задания родителям по наблюдению за детьми в период психологической работы.
- Тренинги для родителей с определенной тематикой.
Так в начале 1-го класса проводится тренинг “Наши общие цели и задачи”, позволяющий познакомить родителей друг с другом, выработать мнение, что развитие и воспитание ребенка – это общая задача семьи и школы, что только сотрудничество школы и семьи даст положительные результаты. Чаще всего после проведения данного тренинга учителя начальных классов вместе с родителями составляют план воспитательной работы на год. В конце 1 класса проводится тренинг “Отметка. Оценка. Самооценка”. Цель которого: дать возможность родителям почувствовать, как видит ребенок сложившуюся семейную ситуацию и как ощущает себя в ней; выработать у родителей навыки общения с ребенком, глядя на мир его глазами, навыки психологической поддержки ребенка.
После проведения тренингов увеличивается количество обращений родителей за консультацией по проблеме.
- Психологическое консультирование родителей чаще всего проводится как помощь в организации эффективного детско-родительского общения. Но бывают и ситуации, когда консультирование родителей является поводом для получения дополнительной диагностической информации от родителей о влиянии семейной ситуации на благополучие ребенка в школе. В любом случае, итогом консультирования родителей бывает договор о совместных действиях родителей и психолога в решении задач сопровождения ребенка в период его обучения в школе.
Графически данная модель психологического сопровождения учащихся начальной школы представлена в Приложении 1, Приложении 2.
Заключение
Итак, подводя итоги проделанной работы, мы можем с уверенностью говорить о том, что взрослые способны создать приемлемые условия для полноценного развития ребенка. Основа такого развития – психологическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье человека в целом.
В середине 90-х годов возникли предпосылки для разработки концепции здоровьесберегающей школы, реализующей комплексный подход к сохранению и укреплению здоровья школьников. Тогда же были определены основные компоненты здоровьесберегающей деятельности школы, включающие не только наблюдение за состоянием здоровья детей, но и здоровьесберегающую организацию учебного процесса, здоровьесберегающие (т.е. соответствующие возрастным и индивидуальным возможностям) методики обучения и специальные учебные программы формирования ценности здоровья и здорового образа жизни.
Детей нужно тренировать, настраивать на здоровый образ жизни. Постепенно процесс воспитания здоровой психики должен перейти в ее самовоспитание.
Эмоциональная составляющая отношения к здоровью полнее всего раскрывается в настроении, доминирующем у личности.
Именно для младшего школьного возраста очень значимы факторы среды как источник риска нарушения психологического здоровья.
Для сохранения психологического здоровья детей важно не только специально организованное воздействие на детей с целью снятия негативных эффектов депривации, но и психологическое просвещение педагогов и родителей с целью ознакомления их со способами правильного общения с детьми, оказание ими психологической поддержки, создания в семье и школе благоприятного психологического климата.
Источник