СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
статья по логопедии
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании» эти дети имеют равные со всеми права на образование. Этап дошкольного детства – время вхождения ребёнка с ОВЗ в первую общественную образовательную систему – систему дошкольного воспитания и обучения.
Государственные гарантии Российской Федерации на достойную жизнь и свободное развитие человека без какой-либо дискриминации должны быть обеспечены приведением российских законов в соответствие с требованиями Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной РФ, и разработкой первоочередных мероприятий по ее реализации. Одним из приоритетных направлений является развитие современных образовательных моделей, обеспечивающих успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях совместного образования со сверстниками [правительство СПб ком.по обр.распоряж.].
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_dis.docx | 23.86 КБ |
Предварительный просмотр:
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании» эти дети имеют равные со всеми права на образование. Этап дошкольного детства – время вхождения ребёнка с ОВЗ в первую общественную образовательную систему – систему дошкольного воспитания и обучения.
Государственные гарантии Российской Федерации на достойную жизнь и свободное развитие человека без какой-либо дискриминации должны быть обеспечены приведением российских законов в соответствие с требованиями Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной РФ, и разработкой первоочередных мероприятий по ее реализации. Одним из приоритетных направлений является развитие современных образовательных моделей, обеспечивающих успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях совместного образования со сверстниками [правительство СПб ком.по обр.распоряж.].
В настоящее время большой процент детей дошкольного возраста, проживающих в Российской Федерации, относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям.
В нашей стране ежегодно рождается 30 тысяч детей с врожденными наследственными заболеваниями, среди них 70-75% являются инвалидами. В Ханты-Мансийском автономном округе –Югре, как и в целом по России, неуклонно возрастает численность детей с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время в округе проживают более 8,5 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 0-18, в том числе более 4,5 тысяч детей-инвалидов. В городе Сургуте проживает около 70 тысяч детей, из них – более трех тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе 750 детей-инвалидов [статья СурГПУ].
Главными задачами современного общества являются нахождение путей решения трудностей социально незащищенных групп населения, а это в свою очередь значит, что необходимо уделять внимание их нуждам и заботам, подлинно гуманно относиться к этим людям, реальными шагами подтверждать, что лица с ограниченными возможностями здоровья могут жить активной, полной жизнью, творить, созидать. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
Дети с ограниченными возможностями здоровья должны быть включены в общий образовательный процесс, в свою очередь, массовые дошкольные организации должны создать необходимые условия для успешной интеграции детей данной категории. В связи с этим возрастает роль и значение педагога, увеличивается возлагаемая на него ответственность, так как теперь он становится участником процесса интеграции, участником от которого зависит его успех. Педагогу необходимо найти новые пути сотрудничества с командой специалистов, администрации и родителями, для этого необходима модернизация психолого-педагогических кадров: система подготовки, переподготовки и повышение квалификации педагогов.
Социально-педагогические и психологические подходы к проблеме адаптации, позитивной интеграции детей-инвалидов в социальную среду отражены в трудах А.В. Батовой, Д.А. Быковой, Л.Н. Кошелевой, Э.И. Леонгард, Н.Н. Малофеева, Н.М. Назаровой, Н.Д. Шматко.
Нарушения физического и психического развития влияют непосредственно на ограничение освоения детьми социального опыта, включение в систему общественных отношений, обучение.
Разработка новых специальных программ, создание специальных условий в рамках существующей системы обучения, обеспечение качественным оказанием коррекционной, психологической помощи – будет являться шагом для создания эффективной модели интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в среду нормально развивающихся сверстников.
К категории «ребенок-инвалид» относятся дети в возрасте до 18 лет, имеющие «значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дизадаптации вследствие нарушения роста и развития ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению.
В детском возрасте «инвалидность» можно определить, как состояние стойкой социальной дизадаптации, обусловленное хроническими заболеваниями или патологическими состояниями, резко ограничивающими возможность включения ребенка в адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы, в связи с чем, возникает необходимость в социально-психологическом сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья.
Современные дошкольные образовательные учреждения остро нуждаются в поддержке и развитии системы социально-психологического сопровождения дошкольников и их родителей.
Семьям, воспитывающим ребенка с ограниченными возможностями здоровья, необходима комплексная психологическая помощь. Социально-психологическое сопровождение в условиях ДОУ для таких семей очень значимо. Оно предусматривает большую просветительскую деятельность, направленную на повышение психологической культуры всех участников образовательного процесса, на формирование социально развитой личности. Совместная работа администрации ДОУ, воспитателей, педагога-психолога, родителей дает возможность воспитать личность, соответствующую требованиям современного общества.
Социально-психологическая служба ДОУ, должна стать связующим звеном между дошкольниками, их родителями, педагогами и администрацией, а если рассматривать более глобально, то между семьей, образовательной организацией и в некоторой степени и государством. Работа по социально-психологическому сопровождению должна начинаться с первых дней пребывания ребенка в ДОУ.
Целью работы социально-психологического сопровождения является получение ребенком комплексной помощи специалистов ДОУ, направленной на индивидуальное развитие для успешной адаптации, реабилитации ребенка в обществе; социально-психологическое содействие семьям, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Перед педагогами ставится решение следующих задач:
— своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;
— анализ детско-родительских отношений семей воспитанников;
— создание комфортной предметно-развивающей среды для творческого развития детей и компенсации имеющихся недостатков;
— осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-психологической комиссии).
Работа с детьми и их родителями должна строиться на следующих принципах:
- Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.
- Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной «Я-концепции» каждого ребенка, его представления о себе.
- Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте психолога, дефектолога, учителя-логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, родителей.
- Принцип деятельностного подхода –психологическая помощь осуществляется с учетом ведущего вида деятельности ребенка (в игровой деятельности), кроме того, необходимо ориентироваться также на тот вид деятельности, который является личностно-значимым для ребенка.
Наиболее эффективными методами и формами работы с детьми, по-нашему мнению, являются:
- Сказкотерапия, где используется психологическая, терапевтическая, развивающая работа.
- Игротерапия – занятия могут быть организованы незаметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Игра – это наиболее естественная форма жизнедеятельности ребенка. В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом.
- Релаксация – в зависимости от состояния ребенка используется спокойная классическая музыка, звуки природы, наблюдение за животными, использование сухого бассейна.
- Песочная терапия – занятия проводятся с применением центром песка и воды.
- Психогимнастика – включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы.
- Арт-терапия – это форма работы, основанная на изобразительном искусстве.
Методы и формы работы с родителями:
- Консультирование – дифференцированный подход к каждой семье, имеющей ребенка с ОВЗ. Главное, чтобы родители верили в своих детей и были помощниками для вас.
- Дни открытых дверей – родители посещают группу, вместе с ребенком, наблюдают за работой специалиста.
- Семинары-практикумы – где родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные навыки на практике.
- Проведение совместных праздников – где родитель может видеть достижения своего ребенка.
- Консультативный пункт – информативная помощь и рекомендации специалистов ДОУ родителям и детям, не посещающим дошкольное учреждение.
Для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, сотрудничество с педагогами-дефектологами, психологами, социальными работниками и социальными педагогами, включенными в систему сопровождения, расширяет представление о собственной компетентности, придает уверенность в своих силах, способствует пониманию своих возможностей и компенсаторных возможностей ребенка, активному участию в процессе обучения и воспитания.
Реализация интегрированного образования остро необходима, так как является гуманистической альтернативой специальному (коррекционному) обучению. Такой интегративный подход будет способствовать соблюдению прав детей с ограниченными возможностями здоровья на человеческое достоинство и равноправие в получении образования.
Источник
Психологическое сопровождение детей с ОВЗ
Эфендиева Галина Владимировна
Психологическое сопровождение детей с ОВЗ
Ребенок, развитие которого осложнено дефектом, не просто менее развит, чем его нормальные сверстники, он развит иначе.
По данным ЮНЕСКО два миллиона российских детей имеют особенности (дефекты) в физическом и психическом развитии. В свою очередь статистика Министерства образования Российской Федерации свидетельствует о том, что в России каждый год на 5% увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья,среди которых в основном дети с врожденной патологией: церебральный паралич (ДЦП, расстройства аутистического спектра (РАС, олигофрения и т. д.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — это дети в возрасте от 0 до 18 лет с физическими и/или психическими недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности, обусловленное приобретенными, врожденными, наследственными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке (термин ОВЗ введен в законодательство Федеральным Законом №120 в июне 2007 года).
В настоящее время, в связи с вертикальной динамикой роста численности детей с ОВЗ, в современном мире остро встает вопрос, затрагивающий проблемы их социализации, обучения и развития. Данная категория детейсталкивается с такими трудностями как: отсутствие способности к самообслуживанию, передвижению, самоконтролю за поведением, что в результате приводит к социальной изоляции и осложнению психологического состояния, на которое уже изначально наложен «отпечаток» дефекта.
Для детей с ОВЗ характерно наличие низкой самооценки, страхов, повышенного уровня тревожности, неуверенности в своих силах, что в большинстве случаев и является причиной развития у них агрессии как по отношению к окружающим, так и по отношению к самому себе (аутоагрессия).
Подводя черту под вышеизложенным можно вывести формулу: «особенные» дети, нуждаются в особых условиях. В связи с этим, современная система образования нацелена на развитие готовности образовательной среды к работе с детьми с ОВЗ. Для этого разрабатываются соответствующие индивидуальные программы на основе филигранного учета всех особенностей развития детей с привлечением различных специалистов (дефектолог, логопед, врач, психолог и т. д.) осуществляющих сопровождение в рамках своей специализации.
В свою очередь психолог отвечает за процесс психологического сопровождения детей с ОВЗ. Процесс психологического сопровождения детей с ОВЗ актуален и всегда таковым останется т. к. проблемы, с которыми они сталкиваются настолько серьезны, что могут стать либо труднопреодолимыми, либо непреодолимыми вообще.
Для детей с ОВЗ характерно отдаление от жизни общества, проблемы с принятием своего положения и преодоления психологического дискомфорта, что в дальнейшем отрицательно сказывается на их обучении, участии в общественной жизни, трудоустройстве, создании семьи. Таким образом, тема психологического сопровождения имеет основополагающее значение для жизни этих людей от рождения.
Это связано с тем, что жизнедеятельность ребенка с ОВЗ в силу своих особенностей нуждается в специальном подходе со стороны взрослых.
Согласно «Словарю русского языка» сопровождать — значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. Таким образом, психологическое сопровождение ребенка с ОВЗ можно рассматривать как процесс совместного движения (психолог-ребенок, своевременное определение пути наиболее оптимального развития ребенка, оказание психологической помощи и поддержки.
Цель психологического сопровождения ребенка с ОВЗ заключается в создании психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту ребенка в социуме.
Достижению вышеуказанной цели способствует решение следующих задач:
— предупреждение появления проблем развития ребенка;
— преодоление социальной изоляции;
— помощь ребенку в решении актуальных задач развития,обучения и социализации: учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
— психологическое обеспечение образовательных программ;
— развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, родителей, педагогов.
Психологическое сопровождение позволяет в полной мере реализовать способности ребенка с ОВЗ, сформировать успешность деятельности, повысить эффективность образовательных воздействий. Однако необходимо учитывать возраст ребенка на момент начала осуществления психологического сопровождения, ибо только при условии раннего включения в процесс систематической коррекционно-воспитательной работы, охватывающей все направления индивидуального развития ребенка с ОВЗ можно достичь оптимального для него уровня развития. И не менее важным условием полноценного развития детей с ОВЗ является их собственная деятельность и сотрудничество со взрослым.
У психологического сопровождения детей с ОВЗ как и у любого процесса есть свои этапы.
Изучение анамнеза (совокупность сведений, получаемых при медицинском обследовании путем расспроса самого обследуемого и/или знающих его лиц) и осуществление диагностической работы (составление диагностической карты).
Разработка и реализация индивидуальной программы сопровождения, цель которой направлена на создание условий, позволяющих детям с ОВЗ успешно функционировать и оптимально развиваться как в образовательной среде, так и в окружающем социуме.
Сопровождение как динамически-активная деятельность, целью которой является адаптация ребенка с ОВЗ и достижение им максимально возможной самостоятельности и независимости.
Согласованность разнообразных форм взаимодействия специалистов оказывающих профессиональную помощь детям с ОВЗ. Так, например, одним из важных звеньев в работе по сопровождению детей с ОВЗ, является создание разнообразных форм взаимодействия логопеда и педагога-психолога.
Однако необходимо отметить, что психологическое сопровождение детей с ОВЗ не ограничивается работой психолога с детьми и сотрудничеством со специалистами. Сфера деятельности психолога распространяется и на родителей детей с ОВЗ,ибо как гласит один из афоризмов: «Самое сложное в работе с детьми — это работа с их родителями».
Главной целью психолога в работе с семьей ребенка с ограниченными возможностями является оказание ей помощи в решении трудной задачи воспитания ребенка с ОВЗ, ее социальная адаптация, а также мобилизация ее возможностей. Иными словами психолог выполняет роль посредника между ребёнком и родителем, ребёнком и его окружением.
Оказание психологической помощи семьям, воспитывающих детей с ОВЗ требует системного и комплексного подхода. Эффективность психолого-педагогического сопровождения будет расти, если родителям и семьям, воспитывающих детей с ОВЗ, будет оказана своевременная психологическая помощь.
Таким образом, подводя итог, можно сделать вывод о том, что психологическое сопровождение детей с ОВЗ — это серьезная и активная деятельность в которую вовлечены педагог-психолог, ребенок с ОВЗ и его родители. И только при наличии единой цели, должной старательности, терпении и сотрудничестве можно достичь положительных результатов, способствующих улучшению качества жизни ребенка с ОВЗ.
Психологическое и социально-педагогическое сопровождение формирования успешной личности воспитанников в ДОУ ГБДОУ детский сад №122 Тема:«Психологическое и социально-педагогическое сопровождение формирования успешной личности воспитанников в.
Консультация для педагогов «Психологическое сопровождение детей с опережающим развитием в группах младшего возраста» ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОПЕРЕЖАЮЩИМ РАЗВИТИЕМ В ГРУППАХ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В современных теоретических концепциях.
Презентация «Логопедическое сопровождение в системе комплексной реабилитации детей с ОВЗ» Логопедическое сопровождение в системе комплексной реабилитации детей с ОВЗ Актуальность. В настоящее время в России наблюдается тенденция.
Психологическое сопровождение подготовки дошкольников к обучению в начальной школе Основные формы и методики психологического сопровождения подготовки дошкольников к обучению в начальной школе Подготовка детей к школе в.
Консультация «Психологическое сопровождение развития навыков общения» Психологическое сопровождение развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста. В настоящее время в системе образования складывается.
Психологическое сопровождение ребёнка с ОВЗ в условиях в ДОУ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 67 «Аистёнок» Старооскольского городского округа Психологическое.
Психологическое сопровождение участников ОО. Коррекция агрессивного поведения в дошкольном образовательном учреждении Коррекция агрессивного поведения в дошкольном образовательном учреждении Педагог – психолог МБДОУ «Д/с «Подснежник» г. Абакан Машукова.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях ФГОС в ДО В соответствии с новыми утвержденными Федеральными Государственными Образовательными Стандартами дошкольного образования (ФГОС ДО, которые.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в соответствии с адаптированной программой Здравствуйте уважаемые коллеги, сегодня я поделюсь с вами опытом о психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ в соответствии с адаптированной.
Выступление на педагогическом совете «Психологическое сопровождение дошкольника при подготовке к школьному обучению» Психологическое сопровождение дошкольника при подготовке к школьному обучению Добротворская Елена Владимировна Слайд 1: Титульный лист.
Источник