Меню

Психологическое просвещение педагогов по вопросам психологического здоровья

Психологическое просвещение » Сохранение психологического здоровья детей»
методическая разработка по психологии (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Выступление на педагогическом совете по теме » Сохранение психологического здоровья детей»

Скачать:

Вложение Размер
Сохранение психологического здоровья детей 26.01 КБ

Предварительный просмотр:

«Сохранение психологического здоровья детей»

Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто! (Сократ)

В ряду приоритетных ценностей человека здоровью отводится первостепенное значение, а по своей актуальности эта проблема считается одной из сложнейших в современной науке. Очевидно, что проблема сохранения здоровья должна волновать каждого человека. Однако в настоящее время здоровье детского населения в Российской Федерации представляет серьёзную социальную проблему.

Ухудшение состояния здоровья характеризуется ростом заболеваемости, изменением структуры и увеличением частоты хронических заболеваний. Также в последние годы обнаруживается тенденция к увеличению количества детей с нарушениями развития. По данным Министерства образования Российской Федерации в настоящее время 2 млн. детей, проживающих в нашей стране, т.е. 4,5% , относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании. В связи со сложившейся обстановкой в последние годы в отечественной педагогике и психологии появилось такое понятие, как здоровьесберегающие технологии , которое предполагает консолидацию всех усилий школы, нацеленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья учащихся.

В настоящее время выделяют следующие компоненты здоровья:

  • соматическое – текущее состояние органов и систем организма человека. Любое соматическое нарушение так или иначе связано с изменениями в психическом состоянии человека. В одних случаях психическое состояние становится причиной болезни, а в других – физические недуги вызывают психические переживания;
  • физическое – уровень роста и развития органов и систем организма;
  • психическое – состояние психической сферы, душевного комфорта ;
  • нравственное – комплекс характеристик мотивационной и потребностно–информативной сферы жизнедеятельности.

В ОГКОУ «Приволжская школа –интернат» обучается 107 детей с особыми образовательными потребностями. У 17 человек из них установлена инвалидность. Основная масса учеников нашей школы имеет лёгкую степень умственной отсталости. У отдельной группы учащихся отмечается умеренная степень умственной отсталости. Среди наших учеников есть дети с аутизмом, ДЦП, эпилепсией, синдромом Дауна, синдромом двигательной расторможенности. Почти у каждого ребёнка отмечается крайне низкий уровень каждого из вышеперечисленных компонентов здоровья. Поэтому в нашей работе очень важно использовать педагогические технологии, нацеленные на охрану здоровья школьников.

У каждого ребёнка надо стараться сформировать ответственность за своё здоровье. Большое значение в данном процессе принадлежит работе психологической службы. В Методических рекомендациях по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся написано: “Важнейшим направлением психолого–педагогического сопровождения развития учащихся является сохранение и укрепление здоровья детей”.

Учитывая то, что именно психогенные нарушения здоровья являются наиболее распространёнными среди школьников и служат в дальнейшем основой развития большого числа разных заболеваний, школьный психолог должен принимать активное участие в решение проблемы здоровьесбережения детей.

Психологическое здоровье — это не только душевное, но и личностное здоровье, которое характеризуется стремлением человека к поддержанию гармоничных отношений с собой, миром, стремлением к личностному росту, саморазвитию и самосовершенствованию. Психологическое здоровье описывает личность в целом, имеет отношение к эмоциональной, мотивационной, познавательной и волевой сферам. Это состояние, когда у человека все светло и классно. Психологическое здоровье = психическое здоровье + личностное здоровье!

Что значит быть психологически здоровым человеком?

Выделяют несколько понятий, характеризующих психологически здорового человека:

— уверенность в себе;

— потребность в знаниях

— потребность в самоактуализации (самоактуализация – процесс, включающий в себя здоровое развитие способностей людей, чтобы они могли стать тем, кем могут стать, а значит жить осмысленно и совершенно).

Существуют два основных признака , по которым можно судить о психологическом здоровье:

  1. Позитивное настроение , в котором находится человек. Основу составляют такие состояния как:
  • Полное спокойствие
  • Уверенность в своих силах
  • Вдохновение
  1. Высокий уровень психических возможностей , благодаря чему человек способен выходить из различных ситуаций связанных с переживанием тревоги, страха.

Ведущая медико-социальная проблема века — психосоматические заболевания детей. Неуклонно возрастает число детей, страдающих бронхиальной астмой и сахарным диабетом, заболеваниями ЖКТ и желчного пузыря, расстройствами со стороны сердечно-сосудистой системы, нейродермитом и т.д. Роль психологических факторов в развитии этих болезней считается доказанной.

Взаимное влияние телесных ( соматических ) и душевных ( психических ) состояний очевидно и подмечено еще в глубокой древности. Всем известны изречения: «В здоровом теле – здоровый дух», «У кого что болит – тот о том и говорит», часто прибегаем к объяснению, что «все болезни – от нервов». Врачи древневосточной медицины справедливо полагали, что каждая отрицательная эмоция имеет в организме своего адресата. Гнев разрушает печень и желчный пузырь, тоска и печаль – легкие, тревога – сердце, страх – почки и т.д.

Что касается школьников, то сохранение их психологического здоровья является необходимой предпосылкой физического здоровья, школьной успеваемости и социальной адаптированности.

А теперь зададимся вопросом о том, каковы общие причины нарушения психологического здоровья детей.

К отклонениям в состоянии психического здоровья детей и подростков приводит сочетание неблагоприятных внешних факторов (семейные, школьные, взаимоотношения со сверстниками) с индивидуальной предрасположенностью

Стрессогенная тактика педагогических воздействий — это систематическое использование окриков или так называемых «психологических пощечин», а также ограничение времени в процессе деятельности. Ребенок испытывает стресс из-за постоянной гонки, неудач, неудовлетворенности взрослых. Школьники, ожидая очередных упреков и даже унижений, находятся в постоянном психологическом напряжении.

Последствия стресса — появление психосоматических расстройств: скрыто растет артериальное давление или снижается до степени гипотонии, появляются боли в сердце, отмечаются функциональные нарушения в работе желудочно-кишечного тракта, дискинезия желчевыводящих путей, гастрит и колит, а иногда и просто дисфункция кишечника. Все это развивается на нервной почве.

Тревожность. Дети, как и взрослые, реагируют на внутреннее неблагополучие либо активным способом – через агрессивное поведение, либо пассивным – через страхи, тревожность, депрессию. В отличие от активных агрессивных детей, пассивные имеют сильно выраженные страхи и тревожность. Именно тревожность лежит в основе целого ряда психологических трудностей детства и приводит к неврозам. Школьные неврозы увеличиваются от начальных классов к старшим, причем у мальчиков меньше, чем у девочек. Наиболее типичный невроз у детей школьного возраста – это неврастения. Впоследствии дети страдают болезнями сердца, желудка, кишечника. Таким школьникам очень важно укреплять психику и вырабатывать свой собственный способ саморегуляции.

(В плане работы педагога — психолога на 2 четверть — исследование уровня школьной тревожности во всех классах и коррекционная работа по снижению этого уровня). Что можно сделать сейчас?

Для снижения уровня школьной тревожности хотелось бы порекомендовать педагогам

  • способствуйте и поощряйте самовыражение учащихся (смелое выражение своих мыслей, предложений, чувств и т. д.);
  • не создавайте напряженную обстановку на уроке во время проверки знаний;
  • будьте более добросердечными и лояльными по отношению к неправильным ответам учеников;
  • предъявляйте адекватные требования к ученикам, не завышать их, способствуя тем самым снижению уровня страха не соответствовать ожиданиям окружающих у учащихся;
  • старайтесь быть ближе к ученикам, быть не только учителями-носителями знаний, но и старшими товарищами, к которым можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации

Перегрузка — интенсификация учебной деятельности — один из факторов роста нервно-психологических нарушений. Большая учебная нагрузка тормозит реализацию возрастных биологических потребностей организма подростка в сне, двигательной активности, пребывании на воздухе. При возникновении утомления (временного снижения работоспособности) необходим отдых. Иначе это может привести к переутомлению.

Переутомление проявляется в головных болях, слабости, снижении аппетита,

нарушении сна, ухудшении памяти, рассеянности.

Ситуация в семьях. Семья претерпела серьезные изменения. А ведь модель поведения ребенком чаще всего избирается по образцу родителей. Эксперты ВОЗ на основе анализа результатов многочисленных исследований в различных странах убедительно показали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечается у детей, которые страдают от недостаточного общения с взрослыми и их враждебного отношения, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада.

Некомпетентность родителей и педагогов в вопросах физиологического развития ребенка. Непредсказуемые поступки подростков, оказывается, связаны с незрелостью мозга. Лобные доли, отвечающие за принятие осмысленных решений, у подростков функционируют не так как у взрослых. Учителя должны проявлять терпение и снисхождение к необдуманным поступкам своих подопечных, в надежде, что через какое-то время их мозг заработает в полную силу.

Зависимости . Это страшная беда, в сети которой попадают многие подростки. Чаще всего — это уход от реальности, которая чем-то не устраивает ребенка, форма неосознанного протеста. Это тема для отдельного серьезного разговора.

Для сохранения психологического здоровья детей важно не только специально организованное воздействие на детей с целью снятия негативных эффектов, но и психологическое просвещение педагогов и родителей с целью ознакомления их со способами правильного общения с детьми, оказание ими психологической поддержки. Следует формировать у ребенка хорошую самооценку, способность противостоять трудностям, учить уверенности в себе. Для этого психологи дают конкретные советы и рекомендуют придерживаться их в работе по здоровьесбережению детей:

  • доверие к ребенку;
  • уважительное отношение к детям;
  • в случае неудачи ребенка необходимо вселить в него уверенность в том, что все должно получиться;
  • педагоги должны демонстрировать ребенку позитивное отношение и уверенность в возможности преодоления жизненных сложностей;
  • детей нельзя обманывать — делать хорошую мину при плохой игре, т.к. дети очень чувствительны к фальши;
  • меньше сравнивать ребенка с другими детьми, особенно если сравнение не в пользу ребенка;
  • чтобы выработать чувство ответственности, необходимо, чтобы у ребенка были дела, за которые отвечает только он (домашние поручения, уроки и т. д.);
  • похвала не должна быть фальшивой, иначе у ребенка возникает чувство собственного бессилия;
  • помощь ребенку необходима тогда, когда он об этом попросит.

От учителей требуется установление доброжелательного контакта с учениками, создание в классе благоприятного психологического климата.

Источник

Комплекс мероприятий «Психологическое просвещение педагогов и родителей в ДОУ День здоровья»
план-конспект занятия на тему

Задачи:

— Познакомить воспитателей с составляющими психологического комфорта и эмоционального благополучия детей в группе.

— Способствовать эффективному применению образовательных и воспитательных действий, направленных на личностно ориентированное взаимодействие с ребёнком.

Скачать:

Вложение Размер
den_zdorovya.docx 23.28 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическое просвещение педагогов и родителей в ДОУ

Познакомить воспитателей с составляющими психологического комфорта и эмоционального благополучия детей в группе.

Способствовать эффективному применению образовательных и воспитательных действий, направленных на личностно ориентированное взаимодействие с ребёнком.

Психологическое просвещение в ДОУ — это приобщение взрослых (воспитателей, родителей) к психологическим знаниям.

Психологическая некомпетентность не только родителей, но и педагогов ДОУ часто служат причиной их разговора на «разных» языках, что не способствует эффективности совместной работы педагогического коллектива. Поэтому педагогу-психологу ДОУ очень важно повысить уровень психологической культуры всех людей, которые работают с детьми. Соответственно, важным объектом внимания психолога детского сада должно стать повышение психологической компетентности педагогов и расширение знаний основ педагогики родителями.

Главная задача педагога-психолога в детском саду — это создание условий, способствующих охране физического и психического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия, свободного и эффективного развития способностей каждого ребёнка.

Почему столь важно сохранять эмоциональное (психическое, психологическое) здоровье детей?

Наверняка каждый из нас может ответить на этот вопрос, определив последствия психологического дискомфорта для ребёнка: — появление фобий, страхов, тревожности, повышенной агрессивности; — переход психологических переживаний в соматические расстройства, когда ребёнок, получивший психологическую травму, заболевает физически; — проявление психологических травм, полученных в детском возрасте, в более зрелом возрастном периоде в виде психологической защиты – позиция избегания, проявление агрессивных поведенческих реакций.

Вопросы о психологическом комфорте и психическом здоровье должны быть обращены, прежде всего, к педагогам, так как большую часть времени дети находятся в детском саду. Но многие могут возразить, что существуют объективные причины, по которым возможно в полной мере создать психологический комфорт в группе детского сада: — большая наполняемость групп; — один воспитатель в группе; — неблагоприятная семейная ситуация. Да, действительность такова. Но кто поможет нашим детям, если не мы сами?

Атмосфера в группе детского сада определяется:

1) Отношениями между воспитателем и детьми;

2) Отношениями между самими детьми;

3) Отношениями между воспитателями;

4) Отношениями между воспитателями и родителями.

В каждой группе детского сада создаётся психологически комфортная среда для детей. Создание такой среды включает в себя:

— организацию зоны для психологической разгрузки;- обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме;- обучение детей умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции; — обучение детей бесконфликтному общению с помощью эмоционально-развивающих игр;

— повышение самооценки тревожных, неуверенных в себе детей;- обучение детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде.

Очень хорошо на развитии детей сказываются такие формы отношений, при которых воспитатель с помощью различных доводов убеждает ребёнка в преимуществах того или иного поступка. При этом выбор оставляется за ребёнком. Такой тип отношений предполагает индивидуальный подход к особенностям и текущим состояниям детей. Именно в такой ненавязчивой опеке больше всего нуждаются дети и благодарят взрослого в искренней привязанностью к нему.

Сегодня мы с Вами собрались, чтобы поговорить о здоровье наших детей ! И для начала нужно дать определение здоровью и назвать его слагаемые

Признаки, указывающие на то, что ребенок находится в стрессовом состоянии:

1. Плохой сон. Ребенок с трудом засыпает и очень беспокойно спит.

2. Подавленное настроение. Усталость ребенка после нагрузки, которая совсем недавно давалась ему очень легко.

3.Малыш беспричинно обидчив, часто плачет по ничтожному поводу или, наоборот, становится слишком агрессивным.

4.Рассеянность, забывчивость, отсутствие уверенности в себе, своих силах, беспокойная непоседливость.

Ребенок чаше ищет одобрения и поддержки у взрослых, «жмется» к ним.

5. Состояние психологического стресса может проявляться в кривлянии и упрямстве, боязни контактов, стремлении к одиночеству. Ребенок не участвует в играх сверстников, у него наблюдаются трудности в соблюдении дисциплины.

6. Иногда ребенок постоянно жует или сосет что-либо, чего раньше за ним не замечалось. Иногда у него отмечается стойкая потеря аппетита.

7. Признаками стрессового состояния ребенка являются так же не имевшие места ранее дрожание рук, качание головой, передергивание плеч, игра с половыми органами, ночное и даже дневное недержание мочи.

8. Некоторые дети в состоянии длительного стресса начинают терять вес, выглядят истощенными, или, напротив, у них наблюдаются симптомы ожирения.

9. Расстройства памяти, трудности воображения, слабая концентрация внимания, потеря интереса ко всему, что ранее вызывало активность, также говорят о неблагополучии психо-эмоционального состояния.

Уметь управлять своими эмоциями очень важно не только взрослым, но и детям.

Любые чувства должны быть выражены, иначе они будут наносить вред человеку и на психическом и на физическом уровне.

Упражнение. «Настроение»
Несколько минут назад у вас закончился неприятный разговор с мамой ребёнка, постоянно нарушающего дисциплину. В беседе с ней вы говорили о воспитании, Неожиданно для вас родительница показала полное неприятие ваших педагогических рекомендаций, аргументируя это нехваткой времени, занятостью на работе и тем, что «воспитывать должны в саду». В ответ вы не смогли сдержаться. Ваши установки на спокойное и конструктивное построение беседы были разрушены.

Как снять неприятный осадок после такого разговора?

Возьмите цветные карандаши или мелки и чистый лист бумаги. Расслабленно, левой рукой нарисуйте абстрактный сюжет — линии, цветовые пятна, фигуры. Важно при этом полностью погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как вам больше хочется, в полном соответствии с вашим настроением. Попробуйте представить, что вы переносите грустное настроение на бумагу, как бы материализуете его. Закончили рисунок? А теперь переверните бумагу и на другой стороне листа напишите 5-7 слов, отражающих ваше настроение. Долго не думайте, необходимо, чтобы слова возникали без специального контроля с вашей стороны.

После этого еще раз посмотрите на свой рисунок, как бы заново проживая свое состояние, перечитайте слова и с удовольствием, эмоционально разорвите листок, выбросьте в урну.

Задача родителей — научить ребенка управлять своими эмоциями, научить его выражать свои переживания.

Рекомендации по совместной деятельности родителей с детьми:

  • сыграйте для ребёнка в какую-нибудь роль из его любимого произведения, пригласите ребёнка присоединиться, но не настаивайте на его участии;
  • накопившуюся злость и гнев можно выразить, в игре (Можно сильно сжать кулаки, напрячь мышцы рук, затем постепенно расслабляться, «отпуская» негатив.) спойте вместе детскую песенку;
  • проговорите детские считалочки;
  • имитируйте вместе танцы животных (лягушки , других);
  • постройте вместе домик из песка или конструктора;
  • почитайте вместе книжки;
  • послушайте вместе аудиокассеты с записями детских произведений;
  • поиграйте в подвижную игру.

Следующий вид работы, который я хочу вам предложить – это разработать алгоритм оздоровительных мероприятий в каждой группе, основываясь при этом на режимных моментах и возрастных особенностях детей. Начиная с самого начала рабочего дня и до его окончания.

  • Проветривание и кварцевание
  • Прием детей
  • Утренняя гимнастика
  • Культурно-гигиенические навыки
  • Соблюдение осанки во время приема пищи и на занятиях
  • Физкультурные занятия
  • Музыкальные занятия
  • Прогулка
  • Сон
  • Гимнастика после сна
  • Смена деятельности в течение дня
  • Закаливающие процедуры
  • Индивидуальная и коллективная работа
  • Работа с родителями
  • Оздоровительный час
  • Спортивные досуги и праздники

— Я думаю, что созданный нами алгоритм поможет вам в соблюдении оздоровительных мероприятий в течение дня. Мы можем с вами порекомендовать алгоритм оздоровительных мероприятий в работу педагогического совета.

Ребенок воспитывается тогда, когда он не замечает, что его воспитывают. А если на ребенка все время кричать, мы приучаем ребенка к такой модели поведения. Поэтому в работе с детьми использую всего 3 метода :

3.Вовлекаемость в совместную деятельность.

Для детей и родителей

Беседа: Дети и взрослые стоят в кругу. Ведущий говорит — Я знаю, что дети любят играть, но игра у них не всегда получается дружной и интересной. Здесь, когда мы будем собираться вместе, мы попробуем научиться быть внимательными друг к другу и весело играть. Думаю, после наших встреч вы сможете поладить со многими детьми и интересно, дружно проводить вместе время, не ссорясь, не обижая друг друга. Вы хотите этому научиться?

Игра «Кто летает?» Дети с ведущим стоят в кругу. Ведущий называет одушевленные и неодушевленные предметы, которые летают и не летают. Называя предмет, воспитатель поднимает руки вверх. Дети и взрослые поднимают обе руки вверх и произносят слово “летает” только в том случае, если ведущий назвал действительно летающий предмет. На роль водящего назначаются и дети.

“Два сердитых мальчика”

Мальчики поссорились. Они очень сердиты. Сдвинуты брови, размахивают руками, наступают друг на друга, вот — вот подерутся.

Детям и взрослым предлагают сложить картинку из частей. На каждой картинке изображены предметы личной гигиены (картинки разрезаны на части).

« Кто больше назовёт полезных продуктов питания»

Детям и взрослым предъявляют несколько картинок с реалистическим изображением, и их контурные изображения. Предлагают рассмотреть картинки и назвать, что изображёно на картинке, полезный этот продукт или нет.

Игра «От микроба убегай» — дети и взрослые надевают шапочки микробов, они по команде ловят других детей и уводят в своё «Больное царство», кого не поймают, тот считается самым ловким.

«Мы злые, злые, злые,

Микробы мы плохие,

Кто кашу не ест

Не делает зарядку,

Мы переловим всех по — порядку»

Дети и взрослые благодарят друг друга за совместную игру.

Благополучное детство и дальнейшая судьба каждого малыша зависят от мудрости воспитателя и родителей, их терпения, внимания к внутреннему миру ребенка. И какие бы усилия не прилагал педагог — психолог, его усилия не будут эффективными без сотрудничества с педагогами и родителями.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на Педсовете. Тема: «Взаимодействие педагогов и родителей по воспитанию здорового ребенка». Здесь представлены само выступление и презентация.

В данной публикации отражен опыт работы с педагогами по сохранению и укреплению здоровья дошкольников.

В консультации говорится о взаимодествии педагогов и родителей по сохранению здоровья детей.

Одному древнему философу задали вопрос: “Что является ценным для человека – богатство или слава?” И он ответил так: “Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоро.

Сегодня тревожит реальное ухудшение физического, психического, нравственного и духовного состояния детей, поэтому проблема сохранения здоровья воспитанников считается одной из самых актуальных.

Одному древнему философу задали вопрос: “Что является ценным для человека – богатство или слава?” И он ответил так: “Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоро.

Консультация для педагогов«Взаимодействие педагогов с родителями по укреплению здоровья детей&raquo.

Источник

Читайте также:  Фсин компенсация за вред здоровью
Adblock
detector