КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ СЕМЬИ С РЕБЁНКОМ С ОВЗ
статья по психологии на тему
Семья — микросоциум, в котором формируются сам ребёнок, его нравственные качества, отношение к людям, представление о характере межличностных отношений. В современных исследованиях выявлена прямая зависимость особенностей ребёнка от семейного фактора: чем сильнее проявляется семейное неблагополучие, тем более выражены нарушения разфития ребёнка. Поэтому семья, воспитывающая ребёнка с ОВЗ, — реабилитационная структура, обладающая потенциальными возможностями создания благоприятных условий для развития и воспитания ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультирование семьи ребёнка с ОВЗ. | 17.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультирование семьи ребёнка с ОВЗ
Консультирование семьи, воспитывающей ребёнка с ОВЗ, имеет определённую организованную форму.
Первый этап: знакомство, установление контакта и достижение необходимого уровня доверия и взаимопонимания. Первая фраза, выразительная мимика, улыбка – невербальные средства, используемые психологом для установления контакта и вхождения в мир проблем семьи и ребёнка с ОВЗ. Необходимо помнить, что для семьи, воспитывающей ребёнка с ОВЗ, это ещё одно испытание. Поэтому создание атмосферы радости встречи – необходимое условие для установления контакта.
Второй этап: определение проблем семьи со слов родителей. Психолог беседует со всеми членами семьи, выясняя волнующие их проблемы. Затем беседа продолжается без ребёнка отдельно с каждым взрослым.
Выделяются группы проблем, с которыми родители детей с ОВЗ обычно обращаются за помощью к психологу:
- Трудности, возникающие в процессе обучения ребёнка;
- Проблемы, связанные с воспитанием ребёнка;
- Проблемы взаимоотношений со сверстниками (здоровые дети стесняются больных брата или сестру, подвергают их насмешкам; здоровые дети оказывают на больного ребёнка пальцем или пристально, с повышенным интересом рассматривают его физические недостатки; сверстники обижают больного ребёнка, не хотят с ним дружить и др.);
- Межличностные контакты больного ребёнка с близкими, их отношение к нему (жалость, гиперопека; со стороны больного ребёнка может проявляться грубость и агрессия по отношению к близким);
- Заниженная оценка возможностей ребёнка специалистами образовательной организации (родители жалуются, что преподаватель недооценивает возможности их ребёнка, в домашних условиях ребёнок показывает лучшие результаты успеваемости);
- Нарушения супружеских отношений между матерью и отцом больного ребёнка, возникшие из-за дефекта ребёнка;
- Эмоциональное отвержение кем-либо из родителей ребёнка с ОВЗ, а в крайних случаях даже отказ от его материального обеспечения;
- Сравнительная оценка матерью (отцом) отношения супруга (супруги) к ребёнку с ОВЗ и к нормальным детям (позитивная или негативная, возможно проявление чувств ревности, гнева, агрессивности).
На этом этапе у психолога формируется первичное обобщённое представление о проблемах ребёнка и его семьи.
Третий этап: психолого-педагогическая особенностей развития ребёнка. На этом этапе консультирования на беседу и обследование приглашается ребёнок. Психолог проводит диагностику интеллектуальных, личностных особенностей ребёнка, прогнозирует его возможности к обучению по определённой программе.
Четвёртый этап: определение модели воспитания, используемой родителями, диагностика их личностных характеристик. Важным этапом консультирования является определение характера межличностных взаимоотношений родителей с ребёнком. Особенности этих взаимоотношений во многом определяются психологическим типом самих родителей.
Пятый этап: оценка диагностики результатов и формулирование психологам реальных проблем . Этот этап посвящён обсуждению с родителями реальных проблем, которые были выявлены в беседе и в процессе психологического изучения ребёнка и его семьи. Психолог уточняет проблему, а при необходимости и переформулирует её. Задача психолога заключается в том, чтобы обратить внимание родителей на действительно существующие проблемы.
Шестой этап: определение способов, с помощью которых проблемы могут быть решены. Основные проблемы семей, воспитывающих детей с ОВЗ, решаются в результате осуществления следующих мер:
- выбор для ребёнка подходящих программ обучения и вида специальной (коррекционной) образовательной организации;
- организация коррекционной работы в домашних условиях;
- выбор адекватной модели воспитания и обучения родителей ребёнка практическим воспитательным приёмам;
- формирование у ребёнка адекватных отношений с членами семьи и другими значимыми взрослыми;
- изменение мнения родителей о «бесперспективности» развития ребёнка.
Седьмой этап: подведение итогов, резюмирование, закрепление понимания проблем в формулировке психолога. Завершая консультирование, психолог заново формулирует проблемы семьи, предлагает свою интерпретацию существующих трудностей и указывает способы их разрешения.
Использованная литература: Ткачёва, В.В. Семья ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. – М.: Национальный книжный центр, 2014. – 152 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья посвящена вопросу сотрудничества учителя – логопеда с семьей ребенка, имеющего нарушение речи, систематизации эффективных подходов, форм и принципов взаимодействия. Ведь одной из задач, стоящих.
из опыта работы специалистов Кировского ТСП МБОУ «Центр диагностики и консультирования» с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями.
Здоровая семья – здоровый ребёнок. Здоровые дети — это великое счастье. Здоровье и физическое состояние школьников вызывают серьезную тревогу. Презентация на тему: «Здоровая семья – здоровый ребё.
Буклет для родителей.
Документация психолога по изучению семьи, воспитывающей ребёнка с ОВЗ.
материал для родителей обучающихся.
Родительское собрание «Счастливая семья – счастливый ребёнок».
Источник
Особенности консультирования родителей, воспитывающих детей с ОВЗ
Инна Смолякова
Особенности консультирования родителей, воспитывающих детей с ОВЗ
Психологическое консультирование субъектов образовательного процесса – одна из трудовых функций педагога-психолога в соответствие с профессиональным стандартом. Наиболее трудоёмким является консультирование родителей, воспитывающих детей с ОВЗ.
Зачастую, родители узнают, что развитие их ребёнка отличается от развития сверстников именно в детском саду. Первый разговор с родителями об особенностях развития ребёнка берёт на себя педагог-психолог. Такой разговор для родителей — стресс. Период от первого разговора до эффективных родительских действий по коррекции нарушения сопровождается кризисом семьи.
1. Первая консультациявключает в себя следующие этапы:
•1 этап: знакомство, установление контакта и достижение необходимого уровня доверия и взаимопонимания. В ходе консультации педагог — психолог рассказывает о результатах наблюдения за ребёнком в группе.
•2 этап: диагностика особенностей развития ребёнка. В присутствии родителей проводится диагностика уровня развития ребёнка. Затем даются пояснения хода диагностики и его результатов. Педагог-психолог подчёркивает, что это результат «Здесь и сейчас». Начинаем обсуждение результата с сильных сторон ребёнка (например, «Ребёнок легко вступил в контакт», «Ребёнок обучается по ходу диагностики» и т. д.). Далее идёт обсуждение проблемных моментов.
•3 этап: определение проблем ребёнка со слов родителей или лиц, их замещающих. Следующая задача педагога-психолога состоит в том, чтобы выяснить причину отклонений в развитии. Собирается анамнез.
•4 этап: оценка диагностики результатов и формулирование психологам реальных проблем.
•5 этап: определение способов, с помощью которых проблемы могут быть решены.
Эта часть первой встречи с родителями является наиболее важной для всего последующего коррекционно-развивающего процесса. Необходимо убедить родителей в необходимости принятия ряда мер, ряда действий по устранению имеющихся проблем у ребёнка. Стоит рассказать о том, что есть эффективная система мер, о положительном опыте работы коллектива детского сада по коррекции проблем в развитии воспитанников. Родителей мы приглашаем на следующую встречу. Делаем анонс второй консультации, говорим о том, что мы наметим план дальнейших действий.
2. Вторая консультация.
Вторая встреча педагога-психолога с родителями проходит без ребёнка.
Цель встречи — активизировать позицию родителей по преодолению трудностей и созданию ситуации успеха у ребёнка.
Педагог-психолог просит родителей рассказать о том успехе, которого бы, по их мнению, мог бы достичь ребёнок, записывают желаемые ситуации успеха на листе бумаги.
Психолог обсуждает с родителями и пишет на листке бумаги о причинах, по которым тяжело достичь успеха. Данный текст можно писать красным фломастером. Это патологии нервной системы, возникшие в период перинатального развития и во время родов, упущенное время для лечения патологий, неумение родителей правильно заниматься с ребёнком упражнениями по развитию речи и высших психических функций и т. д.
Педагогом – психологом вместе с родителем проговаривается и то, что зачастую к объективным причинам присоединяются субъективные причины — это страхи родителей, лень, неверие в успех.Они скрываются за словами: «Нет времени», «Я не умею», «Он совсем не способный», «Другие же и так живут», «Им легче – у них денег больше» и т. д. Эти чувства пугают нас, не дают двигаться вперёд, думать о том, что можно было бы сделать, чтобы я научился, я смог и т. д.
Далее проговаривается и записывается план дальнейших действий по преодолению проблем — дообследование или обследование у невролога, психиатра, прохождение психолого-педагогической комиссии, прописывается степень участия родителя в коррекционно-развивающем процессе, конкретные действия и т. д.
Включая родителя в диалог, в размышление, в составление плана письменно, педагог-психолог, по сути, включает родителя во взаимодействие, акцентирует внимание на активной позиции родителя во всём коррекционно-развивающем процессе.
Заключительный этап второй консультации — это подведение итогов, резюмирование, закрепление понимания проблем в формулировке психолога.
Завершая консультирование, психолог заново формулирует проблемы, предлагает свою интерпретацию существующих трудностей и указывает способы их разрешения.
При этом учитывается, что для достижения понимания интерпретации семейных проблем, данной психологом, родителю необходимо время для обдумывания и формирования нового взгляда.
У родителей может возникнуть неудовлетворенность от результатов консультирования, особенно если их позиция подвергалась сомнению. В таком случае семья (или один родитель с ребенком) приглашается на дополнительное консультирование.
Далее принятие диагноза и ситуации в среднем протекает по такому плану:
1. Отрицание. Родители не хотят признавать диагноз, они проходят нескольких врачей. Сама идея спросить несколько врачебных мнений верная, но в данном случае это превращается в бесконечный бег с уже не раз подтвержденным диагнозом. Это опасно тем, что вместе с принятием оттягивается лечение, а некоторые заболевания требуют его незамедлительного начала.
2. Гнев. Пока отсутствует план коррекции и реабилитации, родителей охватывает отчаяние и растерянность. В ответ на них возникает защитная реакция в виде гнева, направленного на себя, супруга, ребенка, врачей. На этом этапе важно как можно раньше познакомиться с другими семьями, где есть дети с ОВЗ, найти информацию об учреждениях, куда можно обратиться за помощью.
3. Чувство вины. На этом этапе родители склонны обвинять себя в особенностях ребенка, искать причины в собственном поведении. Поможет работа с психологом.
4. Эмоциональная адаптация. Родители принимают ребенка, себя, ситуацию. Преобладают позитивные установки, помогающие выработать навыки для создания счастливого будущего ребенка.
Прохождение этапов длится в среднем от полугода до года. Это стадии переживания психологической травмы. Нужно пройти каждую из них. При застревании на одном из этапов показана работа с психологом. В противном случае родители не смогут корректно воспитывать ребенка, выберут неадекватную стратегию поведения.
Наиболее часто у родителей встречаются три стратегии поведения.Две деструктивные:
• Пассивное принятие типа «на все воля Бога» или «все само собой образуется». При таком поведении стресс будет только усугубляться, трудности – нарастать.
• Вера в судьбу. Тоже пассивная позиция. От первой отличается наличием постоянного чувства вины и беспомощности, страха обвинений со стороны.
• Конструктивная позиция – активное участие в решение проблем, приобретение ресурсов, изменение ситуации. Если что-то пока изменить нельзя, то родители принимают это и контролируют. В остальном же активно действуют.
Дальнейшее индивидуальное консультирование будет зависеть от стратегий поведения родителя.
Групповые консультации направлены на овладение родителями способами развития речи, высших психических функций, эмоционально-волевой сферой. Проводятся в форме мастер-классов, тренингов, совместных с детьми досугов.
Таким образом, консультирование родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, переходит в стадию психологического сопровождения.
Особенности воспитания детей в дошкольный период Консультация «Особенности воспитания детей в дошкольный период». Особенности воспитания детей в дошкольный период можно разделить на две.
Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет» Анатомо-физиологические особенностиВозраст 5—6 лет часто называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10.
Личностные особенности одарённых детей «Одарённый», «способный», «талантливый» — эти слова довольно часто (особенно в последнее время) произносятся педагогами, психологами и родителями.
Психологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группы Методическая разработка «Психологические особенности детей раннего возраста и детей 2 младшей группы» РАННИЙ ВОЗРАСТ (2 – 3 года). В развитии.
Методическая разработка «Психологические особенности детей старшего возраста» Методическая разработка «Психологические особенности детей старшего возраста» К пяти годам дети умеют сдерживать свои чувства и произвольно.
Особенности взаимодействия с родителями, воспитывающими детей с девиантным поведением Особенности взаимодействия с родителями, воспитывающими детей с девиантным поведением. Цель: психолого-педагогическая поддержка родителей.
Памятка для родителей «Возрастные особенности детей 5–6 лет» Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом.
Презентация «Повышение педагогической культуры родителей, воспитывающих детей с ОВЗ» Содержание выступления будет интересно педагогам дошкольных образовательных учреждений компенсирующего и комбинированного видов по обмену.
Психологический тренинг для воспитателей «Возрастные особенности детей 4–5 лет» Психологический тренинг для воспитателей «ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ» с использованием кейс-метода и приема социодрамма Цель.
Источник