Психологическое здоровье учителя и его влияние на учебный процесс
статья по психологии по теме
Психологическое здоровье учителя и его влияние на учебный процесс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2.docx | 14.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическое здоровье учителя и его влияние на учебный процесс
Принято считать, что здоровый человек – это человек, который не имеет каких-то хронических заболеваний, редко болеет простудными болезнями. Другими словами, здоровье определяется внешними проявлениями, связанными с его телом. А что же понимается, под психологическим здоровьем? В житейской психологии показателями психологического здоровья считаются такие качества человека, как уравновешенность, спокойствие, вежливость, тактичность. Но часто встречаются примеры внешне спокойных, приятных в общении людей, которые неожиданно для окружающих меняются, становятся агрессивными, несдержанными, вспыльчивыми. По каким же критериям определяется психологическое здоровье человека?
Калашникова М. Б дает следующее определение: «психологическое здоровье представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества, являющихся предпосылкой ориентации личности на выполнение своей жизненной задачи». Жизненная задача – это необходимо сделать для окружающих именно конкретному человеку с его способностями и возможностями. Выполняя жизненную задачу, человек чувствует себя счастливым, в противном случае – глубоко несчастным. При этом основная функция психологического здоровья – это поддержание гармонии между человеком и окружающей средой в сложных жизненных ситуациях.
Психологическое здоровье характеризуется присутствием определенных личностных характеристик, позволяющих не только адаптироваться к обществу, но и, развиваясь самому, содействовать его развитию. Проблемы, связанные с психологическим здоровьем – это не болезнь, а отсутствие возможности развития в процессе жизнедеятельности, неспособность к выполнению своей жизненной задачи.
Исследования психологического здоровья учителя, в частности исследования Р. М. Хусаинова (2006 г.) показали неутешительную картину данного явления у российских учителей. Так, 73,6 % опрошенных учителей отмечали у себя нарушения в эмоциональной сфере, проявлявшиеся в снижении настроения, раздражительности, тревожности, повышенной обидчивости, трудности регуляции эмоционального состояния, снижении памяти, внимания, снижении умственной и физической работоспособности, интеллектуальных функций в целом.
91,1 % педагогов отметили наличие заболеваний или расстройств различных органов и систем организма. Так, лишь 19 % педагогов оценивают здоровье как вполне хорошее. Интегральная оценка комплекса морфофункциональных показателей (по методу Г. Л. Апанасенко) свидетельствует о том, что низкий уровень физического здоровья имеют 86 % учителей, уровень ниже среднего – 12 % и только у 2 % обследованных учителей – средний уровень здоровья. Отмечено ухудшение с возрастом и стажем большинства показателей физического здоровья, связанных с увеличением массы тела.
Различные формы нарушения сна отмечают у себя 87,2 % учителей; 2/3 педагогов (66,9 %) предъявляют жалобы на частые головные боли, у 40,1 % регистрируется стойкое или периодическое повышение артериального давления. Признаки психоэмоционального перенапряжения чаще встречались у преподавателей точных (83,2 %) и гуманитарных (80,2 %) дисциплин, реже – у преподавателей физической культуры (67,7 %) и воспитателей (71,2 %). Но в большей степени показатели соматического нездоровья женщин-учителей коррелируют с количеством диагнозов и обострений хронических заболеваний у их мужей. Отмечена также прямая связь частоты обострений хронических заболеваний сердечно-сосудистой системы с неблагоустроенностью жилья, несбалансированностью питания и интенсивностью курения и приема алкоголя. Таким образом, в анализе факторов риска выявляется большая значимость факторов семьи и образа жизни, нежели факторов производственной деятельности учителя.
Выяснилось, например, что более 80 % учителей на этапе профессиональной зрелости испытывают постоянный страх перед возможными неприятностями. При этом возраст вносит коррективы в этот процесс. Так, учителя в возрасте 31–40 лет остро ощущают чувство неудовлетворенности, часто жалуются на усталость. Самая высокая постоянная тревожность наблюдается в возрасте 50 лет и старше. Педагоги более высокой возрастной категории испытывают большую нервно-психическую, эмоциональную усталость, вызванную коммуникативными перегрузками, чем их более молодые коллеги. Так, среди учителей со стажем до 3-х лет от перегрузок страдают 8,3 %, а со стажем более 18 лет – в три раза больше (24,2 %).
Нарушения психологического здоровья в свою очередь сказываются на педагогической деятельности учителей, приводят к явным изменениям в ее осуществлении. Это наблюдается в следующем:
1) падает профессиональная самооценка;
2) снижается не только творческая, но и познавательная активность;
3) происходит перекладывание части профессиональных задач на учащихся;
4) наблюдается профессиональное выгорание;
5) становится явно выраженной мотивация власти не только в профессиональной, но и личностной сфере (в семье).
1 Калашникова М. Б.Психологическое здоровье учителя и его влияние на учебный процесс.
2 Р. М. Хусаинова. Зависимость психологического здоровья учителя от возраста и стажа педагогической деятельности . 2006 г.
Источник
Эмоциональное здоровье педагога
Любовь Бакланова
Эмоциональное здоровье педагога
Зачетная работа по программе повышения квалификации.
«ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ ПЕДАГОГА»
(модуль вариативной части повышения квалификации по именному образовательному чеку).
Цель работы: коррекция профессионального мышления педагога в аспекте актуализации заботы о своем эмоциональном и профессиональном здоровье.
Продукт: разработать технологию саморазвития, самоуправления или самообучения в направлении сохранения и восстановления эмоционально-энергетических и личностных ресурсов, регуляции конфликтов и других профессиональных деформаций.
Форма представления: Отправить работу на адрес
Психическое здоровье представляет собой такое состояние,
при котором человек может реализовать свой собственный потенциал,
справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и
плодотворно работать, а так же вносить вклад в жизнь своего
сообщества. То есть это такие психические особенности, которые
позволяют человеку быть адекватным и благополучно адаптироваться к
Основные психические причины разрушения здоровья педагога :
неумение противостоять стрессам;
отсутствие навыка управления своими эмоциями;
частое превышение своих психических возможностей;
неумение вырастить в себе и освоить эмоции радости,
неспособность смеяться над жизненными неудачами.
Почему возникает стресс?
Я испытываю стресс из-за повышенной ответственности и профессиональных обязательств. Педагог должен постоянно поддерживать свою компетентность и адаптироваться к новшествам в образовании. В моей работе возникают неожиданные ситуации с коллегами, родителями и детьми, которые нарушают мое эмоциональное равновесие. я не уверена в своих силах, критикую себя и боюсь, что меня будут критиковать коллеги. В стремлении контролировать ситуацию я нахожусь в постоянном напряженни. Я осознаю, что постоянное пребывание в стрессовом состоянии может вызвать серьезные проблемы со здоровьем.
Чтобы защитить себя от подобных последствий, надо научиться управлять стрессом, расслабляться, снимать напряжение.
Так как же снять профессиональные стрессы и научиться ими управлять?
Ослабить преподавательский стресс можно,если:
• Не прекращать самообразования, совершенствовать свои профессиональные навыки.
• Научиться планировать своё время так, чтобы появлялась возможность для отдыха
• Побольше общения. Обмен мнениями, общение и разделение чувств с окружающими – уникальный способ избавления от стресса.
• Вне работы о работе стараться не говорить.
• Необходимо в каждой стрессовой ситуации стараться найти что-то позитивное. Представлять себе положительные результаты происходящего, не зацикливаясь на отрицательных.
Для улучшения эмоционального здоровья необходимо выполнять следующие методы борьбы со стрессом, которые я для себя выбрала.
1. Соблюдайте режим. Спите 7-8 часов. Перед сном примите успокаивающую ванну с аромамаслами или выпейте стакан воды с двумя ложками меда.
2. Питайтесь правильно. В день съедайте один банан. Принимайте витамин Е, он содержится, например, в картошке, кукурузе, сое и моркови.
3. Пейте полтора литра жидкости в день, чтобы поддерживать тело в форме. При переутомлении попробуйте травяные чаи.
4. Полдня в неделю проводите так, как вам нравится. Сходите на прогулку или потанцуйте. Посвятите время хобби, например, вышивайте, вяжите, ухаживайте за комнатными растениями.
5. Используйте в интерьере и гардеробе радостные желтый и оранжевый цвета или успокаивающие синий и голубой. Носите одежду разных цветов.
6. Один раз в день говорите теплые слова человеку, который вам дорог. Он ответит вам взаимностью. Почувствуйте, что вас кто-то любит.
7. Если у вас плохое настроение, пообщайтесь с домашними животными, например, кошкой, собакой, аквариумными рыбками или попугаем.
8. Давайте себе позитивные установки,например: «Я счастлива, успешна и красива», «Моя жизнь прекрасна и полна хороших впечатлений», «Меня уважают мои коллеги».
9. Раз в неделю занимайтесь тем, что вам «вредно». Нарушьте диету и побалуйте себя сладеньким или ложитесь спать позже, чем обычно.
10. Занимайтесь спортом и физической работой. Например, когда вы подавлены или рассержены, вскопайте огород, переставьте мебель или разбейте старые тарелки.
11. Чаще бывайте на природе. Путешествуйте и ходите в походы. Плавайте в море или бассейне. Если не искупаться, просто посмотрите на воду, например, в фонтане.
12. Слушайте музыку и звуки природы, например, шум прибоя и звуки чаек. Пойте под музыку дома или сходите в караоке.
13. Рисуйте или используйте раскраски-антистресс. Можете раскрашивать мандалы. Придумайте и нарисуйте собственную мандалу, придумайте ей название.
14. Чтобы отдохнуть и успокоиться, сходите в музей, посмотрите спектакль в театре или послушайте концерт. Можете просто провести вечер за любимой книгой или фильмом.
15.Освойте точечный массаж: надавливайте на антистрессовые точки, чтобы улучшить психоэмоциональное состояние. Медитируйте, закаливайтесь, выполняйте дыхательную гимнастику.
«Эмоциональное благополучие ребёнка». Консультация для родителей Учёные относят дошкольный возраст к так называемым критическим периодам в жизни ребёнка. При неблагоприятных условиях у детей возникает.
Консультация для педагогов «Эмоциональное выгорание учителя» По данным исследований Н. А. Аминова (Аминов Николай Александрович- кандидат психологических наук, старший научных сотрудник Психологического.
Консультация для родителей «Как гармонизировать общее эмоциональное состояние ребенка» Эмоциональное ощущение мира ребенком мы часто можем видеть в детских работах (рисунках, аппликации, лепке). Если ребенок спокоен и счастлив,.
Консультация для родителей «Эмоциональное благополучие ребёнка» Материал подготовила воспитатель ГБДОУ детский сад №3 Приморского района, г. Санкт – Петербург, Белоусова Л. Е. При неблагоприятных условиях.
Консультация для родителей «Эмоциональное благополучие ребенка в семье» Цель консультации: побудить родителей к тому, чтобы они задумались о взаимоотношениях со своими детьми в семейном воспитании. А. С. Макаренко.
Консультация для воспитателей ДОУ «Эмоциональное выгорание. Диагностика и профилактика» Консультация для воспитателей ДОУ «Эмоциональное выгорание. Диагностика и профилактика» Добрый день, дорогие коллеги! праздники праздниками,.
Консультация «Влияние домашних питомцев на эмоциональное состояние детей» Консультация «Влияние домашних питомцев на эмоциональное состояние детей» Дети должны всегда быть окружены любовью, теплом и заботой, и.
Консультация «Здоровье педагога — деликатная и многоаспектная проблема» Уважаемые педагоги! Очень быстро пролетело лето – время отпусков, путешествий, отдыха. И опять впереди длинный, напряженный учебный год.
Влияние цвета на эмоциональное состояние ребёнка Влияние цвета на эмоциональное состояние ребёнка»Умело подобранная гамма цветов способна благотворнее воздействовать на нервную систему,.
Источник
Психологическое здоровье педагога. Профилактика эмоционального выгорания педагогов, как условие эффективной профессиональной деятельности
статья по теме
Что включает в себя понятие «психологическое здоровье». Профилактика эмоционального выгорания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psih_zdorove_pedagoga.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования управления образования, культуры, молодёжной политики и спорта администрации
МОУ «Красненская СОШ им. М.И. Светличной»
Психологическое здоровье педагога. Профилактика эмоционального выгорания педагогов, как условие эффективной профессиональной деятельности
Попова Ольга Сергеевна
Что включает в себя понятие «психологическое здоровье»? Под психологическим здоровьем понимаются психологические аспекты психического здоровья, т. е. то, что относится к личности в целом.
Если составить обобщенный «портрет» психологически здорового человека, то можно получить следующее. Психологически здоровый человек – это, прежде всего, человек спонтанный и творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир. Такой человек возлагает ответственность за свою жизнь, прежде всего, на самого себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Он находится в постоянном развитии и, конечно, способствует развитию других людей.
Таким образом, можно сказать, что «ключевым» словом для описания психологического здоровья является слово «гармония», или «баланс». И, прежде всего, это гармония между различными составляющими самого человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими и т.п.
Ни для кого не секрет, что профессия педагога относится к разряду стрессогенных и требует от него больших резервов самообладания и саморегуляции. Это эффективные средства сохранения психологического здоровья педагогов (саморегуляции, рефлексии, восстановления). Поскольку в педагогической деятельности постоянно отмечается состояние эмоциональной напряженности. После пребывания в напряженных ситуациях педагог чаще ощущает разбитость, подавленность, желание расслабиться. В отдельных случаях эмоциональная напряженность достигает критического момента и результатом становится потеря самообладания и самоконтроля. Это своего рода техники безопасности для специалистов, имеющих многочисленные и интенсивные контакты с людьми в ходе своей профессиональной деятельности.
Психологическое здоровье педагогов является необходимым условием здоровья детей, т.к. главным инструментом учителя выступает его психологическое взаимодействие с ребенком, а личность учителя является главным фактором труда учителя, определяющим профессиональную позицию педагогической деятельности и педагогического общения.
Чтобы защитить себя от стрессов, надо научиться управлять стрессом, расслабляться, снимать напряжение. Необходимо научиться распознавать в себе признаки стресса и его симптомы. И тогда, действуя правильно, можно предупредить возникновение заболевания.
Здоровый и духовно развитый педагог получает удовлетворение от своей работы, обладает высоким уровнем работоспособности, активности, творчества, стремится к совершенствованию. Однако у некоторой части современных педагогов отмечается состояние эмоциональной напряженности в профессиональной деятельности, которая проявляется в снижении устойчивости психических функций и понижении работоспособности. Особенно велико влияние эмоциональной напряженности на деятельность молодых педагогов. Постоянное действие напряженных факторов профессионального труда вызывает у них ухудшение результатов деятельности, снижение работоспособности, появление нехарактерных ошибок, снижение показателей психических процессов (памяти, мышления, внимания). После пребывания в напряженных педагогических ситуациях многие учителя чувствуют разбитость, подавленность, желание лечь, уснуть. В отдельных случаях эмоциональная напряженность педагога достигает критического момента, результатом является потеря самообладания и самоконтроля. Эмоциональные взрывы не проходят бесследно для здоровья, отравляя организм стрессовыми токсинами. Профессиональный долг обязывает педагога принимать взвешенные решения, преодолевать вспышки гнева, раздражительности, отчаяния. Однако внешнее сдерживание эмоций, когда внутри происходит бурный эмоциональный процесс, не приводит к усвоению, а, наоборот, повышает эмоциональное напряжение и негативно сказывается на здоровье, вызывая разного рода психосоматические заболевания. Кроме того, часто повышающиеся неблагоприятные эмоциональные состояния приводят к закреплению отрицательных личностных качеств педагога (раздражительности, тревожности, пессимизма и т.д.), что негативно сказывается на эффективности деятельности и взаимоотношениях педагога с детьми и коллегами. В результате у некоторой части молодых педагогов процесс адаптации к работе затягивается и выливается в общую неудовлетворенность своей профессией. Характерно, что многие из них не знают, как предотвратить и снять эмоциональную напряженность, и указывают на неудовлетворительное состояние психологической подготовки к деятельности в напряженных условиях в период обучения в педагогическом вузе.
Для развития эмоциональной устойчивости педагога современная психологическая наука предлагает множество способов, анализ которых позволяет классифицировать их в две группы: специфические и неспецифические.
Специфические способы выражаются в адаптации к напряженным факторам деятельности, стимулирующим развитие эмоциональной напряженности, в особом профессионально заостренном развитии качеств личности будущего педагога: педагогической направленности, профессионального самосознания, психологической культуры (эмпатичность, экспрессивные умения, культура педагогического общения) и других.
Неспецифические способы характеризуются применением средств и способов саморегуляции эмоционального состояния, способов профилактики и преодоления состояния эмоциональной напряженности (обучение приемам релаксации, специальным физическим и дыхательным упражнениям, самоконтролю внешних проявлений эмоционального состояния, развитие навыков нахождения и снятия «мышечных зажимов»).
Учительство как профессиональная группа отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья. По данным многих исследований, даже у молодых учителей частыми являются обращения в медицинские учреждения в связи с развитием заболеваний сердечно-сосудистой системы, язвенных заболеваний желудочно-кишечного тракта, заболеваний неврогенного характера (нервные истощения, неврозы). Для учителей со стажем работы 15 — 20 лет характерны «педагогические кризисы», «истощение», «сгорание».
В последние 20 лет интерес исследователей привлекает специфический вид профессионального заболевания лиц, работающих с людьми — врачей, педагогов, педагогов, психологов, воспитателей, работников торговли, руководителей, менеджеров и т.д. В настоящее время эмоциональное выгорание понимают как механизм психологической защиты, выработанный личностью в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенное профессиональное поведение, позволяющее человеку экономно дозировать и расходовать энергетические и эмоциональные ресурсы.
На развитие синдрома «эмоционального выгорания» влияют внешние и внутренние факторы. К внешним факторам, провоцирующим синдром, относят: хроническую напряженную психоэмоциональную деятельность, связанную с интенсивным обращением и эмоциями; завышенные нормы контингента (например, учащихся в классе); нечеткую организацию и планирование деятельности; повышенную ответственность за исполняемые функции (за благополучие пациентов, учащихся, клиентов); неблагополучную психологическую атмосферу профессиональной деятельности (конфликтность в системе «руководитель — подчиненный», «коллега — коллега», «учитель — ученик»); психологически трудный контингент (дети с акцентуациями характера, неврозами, психологическими особенностями возраста; нарушители дисциплины). В результате воздействия этих факторов педагог прибегает к экономии эмоциональных ресурсов: «не обращать внимания», «беречь нервы», то есть к эмоциональному игнорированию напряженных ситуаций.
К внутренним факторам, влияющим на развитие «эмоционального выгорания», относят склонность к эмоциональной ригидности. «Эмоциональное выгорание» быстрее возникает у тех, кто более эмоционально сдержан. У людей импульсивных, эмоционально гибких, чувственных, отзывчивых развитие симптомов «выгорания» проходит медленнее. С другой стороны, данное психологическое явление возникает у людей, воспринимающих обстоятельства профессиональной деятельности слишком эмоционально. Это часто свойственно молодым специалистам с повышенной ответственностью за исполняемые обязанности. Каждая напряженная ситуация в профессиональной деятельности оставляет глубокий след в душе, вызывает интенсивное соучастие и сопереживание, мучительные раздумья и бессонницу. Постепенно эмоциональные ресурсы истощаются и возникает необходимость беречь их, прибегая к механизмам психологической защиты.
Стимулирует развитие «эмоционального выгорания» слабая мотивация к профессиональной деятельности. В таком случае не проявляется сопереживание, соучастие, интерес к детям, развиваются крайние формы «выгорания» — безразличие, равнодушие, душевная черствость.
Наиболее подвержены «выгоранию» те, кто реагирует на напряженные ситуации агрессивно, несдержанно. К «сгорающим» относят и «трудоголиков» — тех, кто решил полностью посвятить себя работе и работает до самозабвения.
Результатом такой деятельности является развитие следующим симптомов «выгорания»: чувства эмоционального истощения, изнеможения; развитие негативного отношения к клиентам; негативного самовосприятия в профессиональном плане и заниженной самооценки; агрессивных чувств (раздражительности, напряженности, гнева); упаднического настроения, цинизма, пессимизма, апатии, депрессии; психосоматических недомоганий (усталости, утомления, бессонницы, желудочно-кишечных расстройств и т.д.).
Профилактика эмоционального выгорания педагогов
«Синдром эмоционального выгорания» — отрицательное воздействие профессиональной деятельности на личность в сфере человек-человек, проявляющееся в виде определенных изменений в поведении и состоянии человека.
Синдром выгорания включает в себя три основные составляющие:
- Эмоциональную истощенность.
- Деперсонализацию (цинизм).
- Редукцию профессиональных достижений.
Под эмоциональным истощением понимается чувство опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.
Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда В частности в социальной сфере деперсонализация предполагает бесчувственное, негуманное отношение к клиентам, приходящим для лечения, консультации и других социальных услуг. Клиенты воспринимаются не как живые люди, а все их проблемы и беды, с которыми они приходят к профессионалу, с его точки зрения, есть благо.
Редукция профессиональных достижений – возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.
Три стадии синдрома
Профессиональное выгорание – процесс постепенный. Согласно исследованиям в нем можно выделить три основные стадии.
Умеренные, недолгие, случайные признаки процесса. Все признаки и симптомы проявляются в легкой форме, выражаются в заботе о себе, например, путем расслабления и организации перерывов на работе.
Проявляется на уровне выполнения функций, произвольного поведения: забывание каких-то моментов, говоря бытовым языком, провалы в памяти (например, внесена нужная запись или нет в документацию, задан ли планируемый вопрос, какой получен ответ), сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т.д. Обычно на эти первоначальные симптомы мало кто обращает внимание, называя это в шутку «девичьей памятью» или «склерозом». В зависимости от характера деятельности, величины нервно-психических нагрузок и личностных особенностей специалиста первая стадия может формироваться в течение 3-5 лет.
На второй стадии
Наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями): «не хочется видеть» тех, с кем специалист общается по роду деятельности (школьников, клиентов), «в четверг ощущение, что уже пятница», «неделя длится нескончаемо», нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии, особенно к концу недели, головные боли по вечерам; «мертвый сон, без сновидений», увеличение числа простудных заболеваний); повышенная раздражительность, человек «заводится», как говорят, с пол-оборота, хотя раньше подобного он за собой не замечал.
Симптомы проявляются более регулярно, носят более затяжной характер и труднее поддаются коррекции. Человек может чувствовать себя истощенным после хорошего сна и даже после выходных. Для заботы о себе ему требуются дополнительные усилия.
Время формирования данной стадии в среднем 5-15 лет.
Собственно личностное выгорание. Хронические признаки и симптомы. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, ощущение постоянного отсутствия сил. Наблюдаются когнитивная дисфункция (нарушение памяти и внимания), нарушения сна с трудностями засыпания и ранними пробуждениями, личностные изменения. Человек стремится к уединению. На этой стадии ему гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми. Возможно развитие тревожного, депрессивного расстройств, зависимостей от психоактивных веществ. Соматические симптомы. Стадия может формироваться 10-20 лет.
Рекомендации по профилактике возникновения эмоционального выгорания для педагогов
Для профилактики и помощи педагогам в преодолении синдрома выгорания рекомендовано следующее:
— организация рабочих пауз для эмоциональной разгрузки;
— оптимизация режима работы и отдыха ;
— обучения приемам релаксации и саморегуляции психического состояния;
— привитие навыков конструктивных (успешных) моделей преодолевающего поведения.
А также в целях противостояния выгоранию нами предложены советы, рекомендованые врачом Д. Лейком, названные привычками, позволяющими заботиться о своем психосоматическом здоровье.
1. Привычки правильного питания, что подразумевает:
— регулярный прием сбалансированной, богатой витаминами пищи;
— включение в рацион фруктов и овощей, много грубой пищи, особенно цельного зерна и круп;
— ограничение жирной пищи, растительных масел и белков;
— очень много свежей чистой воды (не меньше 8 стаканов в день).
2. Много двигаться и физически тренироваться по 20-30 минут три раза в неделю. Регулярные физические упражнения способствуют выведению из организма химических веществ, образующихся в результате стресса, делают релаксацию более глубокой и улучшают сон. Любые физические упражнения или спорт, если нагрузки не очень велики, полезны для организма.
3. Иметь правильное дыхание. Если оно ровное и глубокое, диафрагмальное, то действует успокаивающим образом.
4. Освоение и ежедневное использование приемов релаксации, направленной на снижение физической, умственной и эмоциональной напряженности. При высокой стрессогенности рабочего дня рекомендуется не копить напряжение до вечера, а использовать техники релаксации несколько раз в день.
5. Жить интересно. Культивировать хобби, развивать разносторонние предпочтения, не замыкаться только на работе, находить различные интересы в жизни.
6. Делать перерывы в работе и активно отдыхать, устраивать разгрузочные дни с переменой деятельности, экскурсиями, прогулками и поездками на природу, организовывать праздники для себя, своей семьи, близких людей или для сотрудников.
7. Сказать «нет» вредным привычкам.
8. Заботиться о положительном настрое на целый день. Развивать привычки позитивного самовнушения и мышления, формировать позитивные установки и пожелания.
9. «Выращивать сад» дома, на рабочем месте, на даче, во дворе. Общение с живой природой.
10. Общаться с домашним любимцем.
11. Находить время для заботы о себе, слушать музыку, смотреть любимые передачи, фильмы, читать книги.
12. Культивировать в себе ощущение покоя. Не позволять мрачным мыслям и плохому настроению разрушать душевное равновесие и благополучие. Использовать всевозможные техники для саморегуляции психического состояния.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Успех педагогической деятельности учителя зависит не только от профессиональной подготовленности, устойчивых положительных качеств личности, но и от психического состояния учителя.
Как предупредить самовыгорание.
Привлечение внимания к проблеме эмоционального выгорания педагогов.
Оформление стенда школьного психолога.
Профессия педагога является одной из наиболее деформирующих личность человека. Педагог изо дня в день сосредотачивает все силы на том, чтобы воспитывать, объяснять, опекать, поддерживать. Незаметно дл.
Педагоги в значительной степени подвержены влиянию синдрома эмоционального выгорания (СЭВ). Объясняется это тем, что профессиональный труд педагогов отличается очень высокой эмоциональной напряженност.
Эмоциональное выгорание педагога — проблема очень серьезная и не редкая. Данная статья поможет как психологам, работающим в ОО, так и самим педагогам, которые либо склонны к выгоранию, либо уже находя.
Источник