Меню

Психологический комфорт как фактор здоровья

Психологический комфорт как профилактика психосоматических заболеваний

Светлана Ганенко
Психологический комфорт как профилактика психосоматических заболеваний

Здоровье ребёнка зависит от многих факторов: правильное питание, режим дня, пребывание на свежем воздухе, закаливающие процедуры, двигательная активность, психологический комфорт.

Очень часто психологический дискомфорт может возникать в результате фрустрации потребности ребёнка. Здесь имеет место быть феномен депривации. Это, когда ребёнок лишён материнского понимания и заботы, в результате чего может наблюдаться задержка в его психическом и физическом развитии.

При авторитарном стиле воспитания со стороны родителей, воспитателей дошкольного учреждения дети испытывают фрустрацию таких жизненно важных потребностей, как потребность в безопасности, любви, общении, познании через взрослых окружающего мира. А фрустрация этих потребностей приводит к психологическому дискомфорту, что серьёзно сказывается на психическом и физическом здоровье детей. Дети, как правило, в дальнейшем будущем относятся к окружающему миру как источнику угрозы и опасности. Они предпочитают до минимума сводить общение со взрослыми и сверстниками, в ситуации обучения не отвечают на вопросы, так как боятся допустить ошибку и за это быть наказанными. Постоянное ожидание угрозы со стороны окружающего мира, стрессовые ситуации вызывают истощение ещё не вполне окрепшей нервной системы ребёнка, что приводит к различным соматическим и функциональным заболеваниям. Наприиер, бронхиальная астма, приступы рвоты, головная боль.

В основе профилактики выше упомянутых заболеваний должна быть забота о психологическом комфорте ребёнка,который может быть достигнут следующими средствами:

-спокойное, уравновешенное состояние матери, ухаживающей за ребёнком;

-продление домашнего периода дошкольного детства;

-подготовка ребёнка к школьному обучению

Известно, что между матерью и ребёнком существует тесная эмоциональная связь. Если мать чем-то расстроена, переживает, подавлена, то ребёнок становится капризным, беспокойным, много плачет, плохо спит. Передающийся ему дискомфорт от матери, влияет на его состояние. Как правило, у нервной и тревожной матери вырастает нервный и тревожный ребёнок. Объясняется это не только наследственной предрасположенностью, но и постоянным психологическим дискомфортом, в котором растёт ребёнок, эмоционально зависимый от матери.

Многие думают, что ребёнок до школы обязательно должен ходить в детский сад, чтобы адаптироваться в детском коллективе. Но дело в том, что если ребёнок от природы боязлив, не любит шумной большой компании детей, то дошкольное учреждение становится для его ещё неокрепшей нервной системы тяжёлым испытанием. он не только не научится адаптироваться в детском коллективе, но, наоборот, ещё больше замкнётся в себе, что опять приведёт к нарушению психологического комфорта.

Причины стрессовых перегрузок:

-длительное нахождение в большом коллективе детей, часть из которых может быть неприятна ребёнку;

-строгие дисциплинарные правила, за невыполнение которых следует наказание;

-фрустрация каких-то потребностей ребёнка;

-общение сразу со многими взрослыми людьми, от которых зависит ребёнок, часть из которых может быть ему неприятна.

Психологическая готовность ребёнка к школьному обучению — необходимый момент в осуществлении профилактики психосоматических заболеваний.

Адаптацию к школе проходят все первоклассники. И чем лучше подготовлен к ней ребёнок, тем меньшую психологическую и физическую нагрузку он испытывает.

Готовность к школьному обучению. определяется в уровне развития аффективно-потребностной, интеллектуальной и речевой сфер.

Развитие аффективно-потребностной сферы предполагает становление познавательных и широких социальных мотивов учения. Ученик, поступающий в школу, может уметь осуществлять простую классификацию, владеть эмпирическим обобщением, понимать логическую последовательность событий

Готовый к школе ребёнок с удовольствием воспринимает новую для него школьную жизнь, умеет подчиняться правилам, слушать взрослого, выполнять его задания.

Ребёнок, не готовый к школе, с первых же дней пребывания в ней вступает в конфликт с учителем, так как не выполняет его требований. Через некоторое время у такого ученика может развиться отрицательное отношение к учёбе и школе, что может привести к разнообразным заболеваниям невроза.

Читайте также:  Здоровье женское для волос

Профилактика подобных состояний должна состоять в определении готовности детей к школьному обучению при приёме их в школу и в последующей развивающей работе с теми детьми, которые в ней нуждаются.

Очень важно, чтобы ребёнок пришёл в школу без страха наказания за ошибки, иначе он не сможет учиться, так как чрезмерная тревога будет разрушать его деятельность. Это обстоятельство следует учитывать всем взрослым и родителям, и воспитателям дошкольных учреждений, и учителям. За ошибки детей ни в коем случае нельзя ругать, но каждая ошибка должна быть разобрана с ребёнком, чтобы он понял, как сделать правильно.

Заболевания ребёнка нередко являются защитной реакцией на испытываемый им психологический дискомфорт в той или иной ситуации. Если ребёнку плохо в каком-то детском учреждении, то болезнь позволяет не ходить туда. Кроме того, во время болезни ребёнок испытывает повышенное внимание и заботу взрослых, чего ему может так не доставать в обыденной жизни.

Таким образом, профилактика психосоматических заболеваний ребёнка во многом зависит от обеспечения для него атмосферы психологического комфорта, начиная с первых лет рождения ребёнка, и далее в соответствии с его жизненно важными потребностями. Решение этой задачи возможно только в том случае, если взрослые, воспитывающие и обучающие детей, знакомы с возрастными закономерностями психического развития ребёнка и способны применять на практике принцип индивидуального подхода к нему.

«Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы«, — под ред. И. В. Дубровиной — М., 1995

«Тринадцать диалогов о психологии«, -Е. Е. Соколова — М., 1995

Беседа для родителей второй младшей группы «Профилактика простудных заболеваний» Беседа для родителей 2 младшей группы. Тема: «Профилактика простудных заболеваний». Простудные заболевания находятся на первом месте среди.

Консультация для родителей «Профилактика простудных заболеваний» Консультация для родителей на тему: «Профилактика простудных заболеваний» Уважаемые родители, помните, что здоровье ваших детей находится.

Педсовет «Психологический комфорт в ДОУ» Разработала: Секалина Т. В., ГБДОУ детский сад №72 комбинированного вида Калининского района СПб Педсовет «Психологический комфорт в ДОУ».

Профилактика детских инфекционных заболеваний в ДОУ Дошкольный возраст, или период первого детства, характеризуется интенсивным развитием всех органов и систем. Ребенок с первых дней жизни.

Консультация «Профилактика простудных заболеваний» Как будет протекать болезнь у ребенка, предугадать никогда нельзя. Поэтому лучше принять меры профилактики гриппа у детей, чтобы постараться.

Консультация «Профилактика простудных заболеваний» Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад №184 «Калейдоскоп» Профилактика простудных заболеваний.

Профилактика простудных заболеваний и гриппа Профилактика простудных заболеваний и гриппа. Уважаемые родители, помните, что здоровье ваших детей находится в ваших руках! Чтобы избежать.

Профилактика простудных заболеваний. Консультация для родителей Дети в холодное время года и межсезонье часто болеют. В среднем ребенок до 6 лет болеет простудными заболеваниями до 8 раз в год средней.

Презентация «Психологический комфорт и здоровье детей дошкольного возраста» Толкование термина «здоровьe» Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье – это не только отсутствие болезней, оно представляет собой.

Психологический комфорт ребёнка на празднике Совсем немного времени осталось до встречи Нового года. В детском саду уже давно ведётся подготовка к встрече этого долгожданного праздника:.

Источник

Психологический комфорт – что это и как его достичь

Психологический комфорт – это условия жизни, при которых человек чувствует себя в гармонии с самим собой и с миром. Это состояние, при котором индивид удовлетворен собой, своей работой и жизнью. Добиться полного комфорта сложно: кто-то недоволен своей внешностью, кто-то – работой или материальными условиями жизни. Дискомфорт – это проблема. Однако от него можно избавиться, комфорт – дело рук самого человека.

Читайте также:  Основные факторы определяющие здоровье человека реферат

Что такое психологический комфорт

Слово «комфорт» с английского переводится как «поддержка, укрепление». Психологический комфорт – это условия жизни, при которых человек чувствует себя здоровым и счастливым. В состоянии комфорта индивид не испытывает тревоги, страхов или других негативных чувств и эмоций, он доволен собой и своей жизнью, чувствует себя уверенным и умиротворенным.

В психологически комфортных условиях человеку не нужно себя защищать, можно расслабиться и наслаждаться жизнью. Такие условия важны для физического и психического здоровья, нормального развития личности. Напряжение и жизнь в постоянном страхе провоцируют развитие неврозов, соматических патологий.

У каждого человека свои размеры зоны комфорта и свои критерии, условия комфортного существования. Заботясь о личном комфорте, необходимо помнить об интересах других людей.

Важно! Невозможно совсем избежать стресса, но нужно стремиться к тому, чтобы минимизировать число стрессогенных факторов и их влияние на человека.

Принцип психологического комфорта

Особенно важно обрести комфорт в общении. Когда человеку комфортно, то он может спокойно говорить обо всем подряд. В это время он не думает о том, как он выглядит и что говорит. Он не выбирает формулировки и тон голоса. Он не боится поделиться чем-то очень личным, не боится, что его слова будут потом превратно истолкованы и использованы против него. Внимательное слушание и безоценочное принятие – вот, что позволяет чувствовать себя комфортно во время общения. Главный принцип психологического комфорта – создание доверительной атмосферы и минимизация стрессовых факторов.

Что делать, если вы столкнулись с агрессивной средой? Можно отреагировать тремя способами взаимодействия: ответной агрессией, игнорированием, уходом. Наиболее эффективная тактика – сочетание ухода и игнорирования. Под этим следует понимать строгое ограничение личных границ и сужение круга общения. Нужно исключать из своей жизни тех, кто постоянно выводит вас из равновесия, заставляет нервничать или сомневаться в себе.

В психологии рассматривают комфорт в разных областях, например, выделяют комфорт в семье, на работе, в школе на уроке, в детском саду. Однако принципы создания комфорта примерно одинаковые.

Принцип психологического комфорта характеризуется следующими условиями (говорим об отношении к детям, то есть комфорте в педагогическом взаимодействии, но эти критерии справедливы и для взрослых людей):

  • позитивное эмоциональное состояние взрослого и ребенка;
  • отсутствие полярных оценочных суждений («хороший – плохой», «умный – глупый»);
  • уважение личности ребенка;
  • критика поступков, а не личности ребенка;
  • отсутствие физических наказаний;
  • доброжелательное отношение;
  • адекватные требования и ожидания;
  • поддержка и помощь;
  • безусловная любовь и принятие;
  • ориентации на интересы и потребности ребенка;
  • индивидуальный подход;
  • уверенность в завтрашнем дне.

Психологическая безопасность – важное условие психологического комфорта как для ребенка, так и для взрослого. Это означает, что должны быть такие условия, в которых человек не чувствует физическую или психологическую угрозу, расслаблен и спокоен.

Для каждого человека, особенно для ребенка, важна ситуация успеха. Это такие условия, в которых индивид максимально проявит свои сильные стороны и непременно одержит победу в выполнении какого-то дела. В случае с детьми эти условия должны создавать взрослые. Что касается взрослых людей, то они сами себе могут создавать такие ситуации.

Как достичь психологического комфорта

Если вы понимаете, что психологического комфорта нет, то тут же напрашивается вопрос: «Как его вернуть?». Нужно уделить время самоанализу. Подумайте, от чего зависит ваше спокойствие? Чего вам не хватает? Вы можете достичь этого без ущемления интересов других людей? Как?

В процессе достижения психологического комфорта помните о следующем:

  1. Максимально удовлетворяйте свои желания и потребности, давайте выход эмоциям, не подавляйте себя.
  2. Учитесь планировать время и организовывать дела, не ленитесь и не накапливайте незавершенные задачи.
  3. Разрешайте себе отдыхать, развлекаться, тратить время на себя без чувства вины. Балуйте себя.
  4. Каждый день хвалите себя и делайте комплименты другим людям, находите минимум по 5 поводов для радости.
  5. Творите. Даже если вам кажется, что ничего не получается. Предоставляйте свободу своей душе. Арт-терапия – это самый доступный способ психотерапии и профилактики психологических проблем.
  6. Примите тот факт, что идеальных людей не существует. Научитесь принимать свои слабости и работать над этим. Не требуйте от себя совершенства.
  7. Оформите свой дом, рабочий стол так, как хотите только вы. Не думайте о том, как якобы правильно.
  8. Читайте книги и обзаведитесь хобби. У каждого человека должна быть своя отдушина.
Читайте также:  Возмещение за вред здоровью средней тяжести при дтп

Мои советы

Дискомфорт связан с неудовлетворенными потребностями, подавленными желаниями и эмоциями. Нужно понять, в чем вы уже долгое время подавляете себя. Заглянуть в подсознание можно при помощи самоанализа. Определите негативное чувство, которое испытываете, и начните задавать себе вопросы:

  • Что я испытываю на уровне мыслей и тела, как я ощущаю это чувство?
  • Почему я испытываю это чувство?
  • Что и кто окружает меня, когда возникает это чувство?
  • Как часто я испытываю это чувство?
  • В чем мне помогает это чувство?
  • В чем мне мешает это чувство?

Этот анализ поможет принять негативные эмоции, вывести их на уровень осознанности, определить причины и неудовлетворенные потребности, которые скрываются за этим. Для большего эффекта можно вести дневник эмоций. В таком случае нужно не просто фиксировать чувства и моменты их появления, но и регулярно оценивать их выраженность. После выявления причин (потребностей) нужно составить пошаговый план работы над этим. И тут мы перешли ко второму шагу.

Второй важный элемент в достижении спокойствия и гармонии – борьба с ленью и прокрастинацией (откладывание дел на потом). Страхи, неуверенность, травмирующие воспоминания, отсутствие плана и четкой цели, гора незавершенных дел – это скрывается за прокрастинацией.

В борьбе с ней поможет матрица Эйзенхауэра. Распределите все свои дела по четырем квадратам:

Срочно и важно. Дела, которые нельзя откладывать ни на секунду: сдача рабочего проекта, поход к врачу при острой боли. Важно и не срочно. Выполнение этих дел можно отсрочить на 1–2 дня. Пример дел: ежегодный профилактический осмотр у стоматолога.
Не важно и не срочно. Это пожиратели времени: бесцельное пролистывание ленты в социальных сетях, перекуры и частые бесцельные чаепития с коллегами. Все это нужно исключить. Срочно и не важно. От этих дел можно смело отказываться, перепоручать кому-то или выполнять их только после того, как разберетесь со всеми своими делами. К ним относятся срочные, но неважные для вас просьбы друзей, коллег.
  • Что произойдет, если я это сделаю?
  • Что произойдет, если я это не сделаю?
  • Что не случится, если я это сделаю?
  • Что не случится, если я это не сделаю?

Старайтесь принимать такие решения, которые позволят вам чувствовать себя максимально комфортно. Не жертвуйте собой, не подменяйте свои желания и потребности чьими-то навязанными целями.

Заключение

Психологический комфорт – главное условие профилактики психосоматических заболеваний и конфликтов, как внутриличностных, так и межличностных. Нужно стремиться к комфорту в каждой из сфер жизни и в любых условиях: на работе, дома, в семье, в классе или в другой учебной группе. Проблема психологического комфорта актуальна для педагогов, психологов, руководителей. При создании удобных условий для себя, важно помнить о психологическом комфорте других людей.

Источник

Adblock
detector