Меню

Психологический аспект здоровья человека

Психологические аспекты здоровья
статья на тему

В статье даны рекомендации, как сохранитьздоровье и избежать стрессовых состояний, с помощью психологических упражнений, музыкотерапии, цвето- и звукотерапии и афоризмов («исцеляющее слово»).

Скачать:

Вложение Размер
muzyka_dlya_uchiteley.doc 57 КБ

Предварительный просмотр:

«О чём человек думает, тем он и становится» — так говорится в Упанишадах (философское учение Индии VII –III вв. до н. э.)

Психологические аспекты здоровья

Как сохранить здоровье и избежать стрессовых состояний?

За ответом на этот вопрос надо обратиться к старым философским учениям.

Психологию считают новой наукой, но при этом она одна из древнейших наук. Просто тогда она была известна под названием «философия». Под этим именем она существовала в течение тысячелетий.

На Востоке все формы психологии назывались философскими учениями.

Были периоды, когда психология была в форме искусства. Всё, что было на службе искусства: театр, поэзия, музыка, — всё служило для передачи психологического знания.

Одной из систем психологии-философии было представление о том, каким может стать человек, научившись управлять собой. В древности многие философы, медики были математиками и естествоиспытателями. Эти науки очень тесно переплетались, что помогало рассматривать человека как единое целое с природой, узнавать, почему один человек может стать тем, кем хочет, а другой нет.

Успехи в работе и в личной жизни зависят от желания человека. Человек обязан хорошо себя знать. Он должен разобраться в своих качествах, в своих способностях. Нельзя стать математиком, если у тебя гуманитарный склад ума.

Музыка является важнейшим самостоятельным методом лечения.

Музыкотерапия — древнейший метод лечения. Лечение музыкой отличало древнейшие цивилизации Греции и Китая. Пифагор и Платон полагали, что музыка отражает порядок и гармонию во Вселенной, поэтому она и способна восстановить нарушенную гармонию в человеческом теле. Аристотель считал, что музыка является средством не только для лечения, но и для очищения души.

Музыка мощно действует на подсознание человека, её издавна применяли с лечебной целью в психиатрии. В XIX веке психиатр Эскироль ввёл в медицинскую практику лечение музыкой.

В. М. Бехтерев писал «Коль скоро мы знаем, что музыка является властительницей наших чувств и настроений, мы вправе ожидать от неё, что она…может и должна создавать определённое настроение, где нужно, ослабить излишнюю возбудимость. В других случаях перевести больного из грустного состояния в хорошее настроение, в третьих подействовать соответствующим образом на дыхание и кровообращение, устранить гнетущую усталость и придать членам физическую бодрость».

Европейская школа считает музыку важнейшим самостоятельным методом лечения. Музыкотерапевтическая практика разделяется на два течения: музыкотерапия может быть пассивная, когда пациент просто слушает предложенную музыку, и активная — когда он включается в музицирование.

Музыкотерапевты используют самую разнообразную музыку: классическую, медитативную, а также звуки природы — пение птиц, шум волн, голоса китов, журчание ручья. Пассивная музыкотерапия может быть направлена на эмоциональную активацию человека и воплощать эмоции, вызывая духовное очищение — катарсис; её целью может быть и состояние релаксации.

Психонейроиммунология подтверждает действие музыкотерапии на языке биологической модели. Это доказывает, что наше здоровье зависит от наших эмоций. Оказалось, что клетки иммунной и нервной систем выделяют сходные вещества — цитокинины. Они подавляют или стимулируют работу клеток этих систем.

Иммунная система определяет нашу жизнестойкость, способность противостоять инфекциям и вредным воздействиям. Депрессия подавляет иммунитет, заставляя нервную систему вырабатывать цитокинины, подавляющие иммунную систему. Хронический стресс заставляет нервную систему чрезмерно вырабатывать стимулирующие цитокинины и перенапрягает нервную систему. Эти данные как бы говорят нам: «Смейся и думай о хорошем — тогда ты сохранишь здоровье».

В лечебных целях врачи используют цвето- и звукотерапию.

В 1989 году в литературе появилось сенсационное сообщение Фабьена Мамана (французского учёного и музыканта) о работах, проделанных совместно с биологами. Учёные доказали, что звук строго определённой частоты губительно воздействует на раковые клетки и может быть использован в качестве терапевтического средства, стимулирующего и восстанавливающего функции организма.

Учёные изучали процессы, происходящие в клетках крови под воздействием звуковых частот в порядке хроматической гаммы, применяя для этого микроскоп и фотосъёмку по методу Кирлиана (фиксация биоэнергетического поля вокруг живого объекта).

Оказалось, что звук может изменять цвет и форму клеток. Учёные установили тесную связь формы и цвета клетки, а также мощности её биополя с частотой звука. К примеру, нота «до» вытягивает клетку в длину, звук «ре» делает окраску клетки более яркой. Данная нота используется во многих магических ритуалах. «Примечание автора: тональность «ре мажор» связывалась Скрябиным и другими композиторами с радостным, солнечным, жёлтым цветом). Нота «ля» (440 гц.) окрашивает клетку в розовый цвет.

По мнению Мамана, между звуком и цветом существует математическая зависимость. Записанная медленная музыка молекул может стимулировать и регулировать деятельность здоровых клеток организма, а также перепрограммировать больные клетки. Оказалось, что порядок аминокислот в цепочке ДНК соответствует определённому порядку нот.

По заключению автора нота «ля» хорошо воспринимается всеми пациентами. Этот звук успокаивает, способствует расслаблению.

Маман считает, что нашим пяти основным внутренним органам соответствуют определённые звуки:

По мнению Мамана, громкая музыка рок-металла со спецэффектами на концертах наносит вред здоровью и психике людей, а спокойное хоровое пение, посещение концертов, на которых исполняются произведения Бетховена, Моцарта и многих других известных композиторов положительно влияют на здоровье.

Исследования психологов показали, что быстрая ритмичная музыка у пациентов пожилого возраста снижает эмоциональность, у них возникает более мрачная оценка живописи, происходит эмоциональное обесцвечивание, безразличие, появляется агрессивность.

Для формирования эмоциональной устойчивости используются программы классической музыки.

1. Для уменьшения раздражительности, разочарования, повышения чувства принадлежности к большой жизни природы, частью которой является человек, используются «Кантата №2» Баха, «Лунная соната» Бетховена, «Соната ре минор» Прокофьева, «Симфония ре минор» Франка.

2. Для уменьшения чувства тревоги, неуверенности: «Мазурка» и прелюдии Шопена. вальсы Штрауса, «Мелодии» Рубинштейна.

3. Для общего успокоения, умиротворения и согласия с жизнью в том виде, какая она есть: «Шестая симфония» Бетховена, 2-я часть, «Колыбельная» Брамса, «Аве Мария», «Анданте» из квартета Шуберта, «Ноктюрн соль минор» Шопена, «Свет луны» Дебюсси.

4. Для уменьшения злобливости, зависти к успехам других людей: «Итальянский концерт» Баха, «Симфония» Гайдна, «Финляндия» Сибелиуса.

5. Для снятия эмоциональных симптомов гипертонии, напряжённости в отношениях с другими людьми: «Концерт ре минор для скрипки» Бах, «Соната для фортепиано» Бартока, «Месса Ми минор» Брукнера, «Кантата №21» Баха, «Квартет №5» Бартока.

6. Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным перенапряжением: «Фиделио» Бетховена, «Дон Жуан» Моцарта, «Венгерская рапсодию №1» Листа, сюитп «Маскарад» Хачатуряна, «Американец в Париже» Гершвина.

7. Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшения самочувствия, повышения активности, улучшения настроения: увертюра «Эгмонт» Бетховена, третья часть Шестой симфонии Чайковского, «Прелюдия», Ор.28 №1 Шопена, «Венгерская рапсодия №2» Листа

Афоризмы цветовыбора (исцеляющее слово)

Владимир Элькин — психиатр, психолог и музыкант, широко использует в своей практике цветотерапию через музыку, тест Люшера, афоризмы цветовыбора (исцеляющее слово). Он собирал афоризмы более 40 лет.

«Слово лечит», утверждает один из самых кратких афоризмов.

Люди, живущие по чёрному цвету (мир иронии)

Если дела идут хорошо — они пойдут плохо.

Слишком добрый — значит, глуп.

Серый цвет (мир отрешённости. мир монастыря)

Мысль изречённая есть ложь.

Молчи, сокройся и таи.

Коричневый цвет (мир воспоминаний)

Память, мой злой властелин…

Мне грустно и легко, печаль моя светла…

Фиолетовый цвет (мир мечты и поэзии)

Луна — это фонарь над всеми дорогами.

И вижу берег зачарованный и очарованную даль…

Синий цвет (мир созерцания)

Небо — в чашечке цветка.

Сорняк — это цветок, который никто не полюбил.

Зелёный цвет (цвет мудрости, цвет учителя)

Лучший собеседник — тот, который умеет слушать.

Здоровье — это когда человек не замечает своего тела.

Жёлтый цвет (мир радости, смеющийся мир дружбы)

Лучший врач — весёлый человек.

Зоопарк — место, где звери могут наблюдать разные породы людей.

Красный цвет (мир энергии преодоления)

Что один сделал, то и другой может.

Если небо упадёт на землю, мы будем ловить ласточек.

Добавим ещё всем известные афоризмы:

«Знание — сила» , «Спасение утопающих — дело рук самих утопающих», «Человек сам творец своего счастья, «Мой выбор — моя судьба».

Список используемой литературы

  1. Гарбузов В. И. Древние и новые каноны медицины. СПб., 1992.
  2. Семёнова Е. М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога. М., Изд. Института психотерапии,.2005.
  3. Слепневы А., Д. Руки в музыке искупай. Мелодии здоровья. М., Изд. Торговый дом Гранд., 2000.
  4. Шайгородский Ю. Ж. Точка отсчёта. Серия: психологическая служба школы. Омск, 1992.
  5. Шрайнер К. Как снять стресс. 30 способов улучшить своё самочувствие за 3 минуты. М. Издательская группа «Прогресс»-«Универс», 1993.
  6. Элькин В. Целительная магия музыки. Гармония цвета и звука в терапии болезни. СПб., Респекс 2000.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Показана особенность управления педколлективом школы, систематизарованы компоненты и принципы системы управления.

Какие качества необходимы человеку в процессе исследования? Чем отличается психологический портрет юного исследователя? И достаточно ли иметь только врождённые способности к исследованию или необходим.

Что такое толерантность с точки зрения психологии? В психологии, как и в других областях научного знания, следует различать обыденные и собственно научные определения толерантности.

Эффективность учебного процесса во многом определяется психологическим компонентом урока, умением учителя организовать совместное педагогическое общение с учащимися.Важной функцией такого .

Статья о преподавании шахмат.

Методическая разработка по теме «Психологические аспекты в обучении технике прыжка высоту».

Формирование информационной компетентности родителей — первая задача специалистов СРП и Лекотеки, и наиболее доступная. Разные формы работы, всегда проводящиеся с участием родителя, дают много в.

Источник

Психологические аспекты феноменов здоровья и отношения к здоровью

Рубрика: 7. Прикладная психология

Статья просмотрена: 2603 раза

Библиографическое описание:

Иерусалимцева, О. В. Психологические аспекты феноменов здоровья и отношения к здоровью / О. В. Иерусалимцева. — Текст : непосредственный // Психологические науки: теория и практика : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 76-78. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/33/1912/ (дата обращения: 09.06.2021).

В статье даны основные характеристики понятий «здоровье» и «отношение к здоровью»; проведен сравнительный анализ отношения старшеклассников и студентов к своему здоровью, и факторов, от которых зависит здоровье; выявлены различия в отношении испытуемых к здоровью либо как к средству, либо как к цели.

Ключевые слова: здоровье, отношение к здоровью, старшеклассники, студенты,.

B настоящее время все большее значение приобретают психологические исследования основ здоровья, т. к. именно психологическая наука может обеспечить новыми данными и технологиями такие системы оздоровления личности, как психиатрия и психотерапия. B то же время, наблюдается и противоположная тенденция. Даже в научных кругах еще есть убеждение, что для понимания здоровья достаточно обыденного здравого смысла, что здоровье – не совсем подходящий предмет для психологического исследования [1]. Необходимость психологических исследований проблемы здоровья еще связана с тем, что в современных условиях здоровье лишь в незначительной степени зависит от состояния медицины и здравоохранения. Влия­ние современной медицины на показатели здоровья оценивается меньше, чем в 10%[2].

Понятие «отношение к здоровью» представляет собой систему индивидуальных, избирательных связей личности с различными явлениями окружающей действительности, способствующими или, наоборот, угрожающими здоровью людей, а также определяющими оценку индивидом своего физического и психического состояния.

История отечественного и зарубежного образования свидетельствует, что проблема здоровья подрастающего поколения возникла с момента появления человеческого общества и на последующих этапах его развития рассматривалась по-разному. Результаты исследований социальных представлений o здоровье покaзывают, c одной стороны, различия в представлениях o здоровье, связанные c такими факторами, как пол, возраст, профессиональная принадлежность, c другой — слабую осознаваемость и дифференцированность данных представлений [4].

Можно отметить, что результаты исследований психологических факторов здоровья разнородны, a иногда и противоречивы. B большей мере установлена связь здоровья и продолжительности жизни c особенностями эмоционaльной сферы, условиями развития в детском возрасте и семейнобрачной историей. Даже анализ результатов лонгитюдных исследований не дает возможности установить надежные причинно-следственные связи тех или иных факторов c состоянием здоровья.

Таким образом, отношение человека к своему здоровью, с одной стороны, отражает опыт индивида, а с другой – оказывает существенное влияние на его поведение. Следовательно, при дифференциальном подходе в психокоррекционной работе необходимо опираться на всестороннее изучение особенностей отношения людей к своему здоровью.

Актуальность данного исследования связано с тем, что представления отношения к здоровью достаточно хорошо изучены у взрослых, и менее исследовано в подростковом возрасте. Вероятно, это связано с тем, что при полном физическом, психическом и социальном благополучии потребность в здоровье не замечается человеком, приобретая характер актуальной жизненной необходимости в случае его потери или по мере утраты. В связи с этим представляется интерес в изучении представлений о здоровье и его факторах у старшеклассников и студентов, а так же выявление различий связанных с местом здоровья в системе ценностей.

В нашем исследовании приняли участие учащиеся 10 и 11 классов школ № 12,40,79 г.Ярославля в возрасте 16-17 лет и студенты Московского психолого-социального института Ярославского филиала в возрасте 20 — 27 лет. Выборка состояла из 132 старшеклассников и 129 студентов.

Для проведения исследования по выявлению представлений о системе значимых ценностей, определяющих наиболее общие ориентиры их жизнедеятельности, а также психологических особенностей отношения к здоровью нами была разработана анкета, состоящая из двух частей. Первая часть включает исследование ценностных ориентаций, которое проводилось с помощью методики М. Рокича. При обработке определялись средние показатели рангов отдельно для каждой группы испытуемых. Вторая часть анкеты включает 3 открытых вопроса: «Как бы вы в нескольких словах определили, что такое здоровье?»; «Отчего оно зависит?»; « Здоровье для меня является: а) целью; б) средством. Объясните, почему?». При анализе открытых вопросов анкеты был выделен ряд определений понятия «здоровье», полученных при исследовании групп испытуемых, в качестве смысловых единиц – элементов содержания рассматриваются существенные признаки здоровья, а также определяется частотность их встречаемости (% от общего числа опрошенных) (см.табл.1). Итак, выделим две возрастные группы: 1 группа студенты – 129 человек (от 20-27 лет), 2 группа старшеклассники – 132 человека (от 15 – 17 лет).

Анализируя таблицу №1, следует отметить, что наиболее часто встречающимися характеристиками здоровья, отражающими индивидуальные особенности отношения к своему здоровью у студентов и старшеклассников, оказались следующие: старшеклассники в основном здоровье определяют как то, что не требуется осмыслить и о чем не надо заботиться, пока не появятся симптомы его ухудшения. Например, «Здоровье – это хорошее самочувствие, то есть ощущение комфорта, благополучие, спокойствие, уверенность (57,6 % ответивших) или здоровье характеризуется как отсутствие болезненных ощущений, или заболеваний (так полагают примерно 48 % школьников, утверждающих, что «Хорошее здоровье – это отсутствие болезненных ощущений, отличное функционирование организма » или «Здоровье – это когда ничего не болит»).

Важной характеристикой здоровья 34,8 % опрошенных студентов считают: гармоничное сочетание в человеке физического и психического (души и тела) (например, «Здоровье – это физическое и моральное благосостояние» или « Гармония тела и духа»).

Наиболее часто встречающиеся характеристики здоровья на выборках старшеклассников и студентов.

Источник

Читайте также:  Риск здоровью факторов среды обитания

Про здоровье и витамины © 2022
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector