Психологические аспекты психического здоровья детей
Светлана Ганенко
Психологические аспекты психического здоровья детей
В научном психологическом лексиконе существуют термины «психическое здоровье» и «психологическое здоровье». Если термин «психическое здоровье» имеет отношение прежде всего к отдельным психическим процессам и механизмам, то термин «психологическое здоровье» — относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психического здоровья, в отличие от медицинского, философского и других аспектов.
Психологическое здоровье делает личность самодостаточной. Не мы извне задаём ей рамки, нормы, ориентиры, не мы её оцениваем привычным образом: эта личность — развитая, эта — не очень, эта -на среднем уровне. Мы должны вооружать ребёнка — в соответствии с его возрастом — средствами самопонимания, самопринятия и саморазвития в контексте взаимодействия с окружающими его людьми и в условиях культурных, социальных, экономических и экологических реальностей окружающего мира. Эту же мысль высказывает А. Ф. Лосев, говоря о том, что «Личность есть такая единственность и неповторимость, которая является не только носителем сознания, мышления, чувствования и т. д., но «вообще субъектом, который сам же себя соотносит со своим окружением».
Таким образом, именно психологическое здоровье детей можно рассматривать и как цель, и как критерий эффективности психологической службы государственного образования.
Сам термин «психическое здоровье» неоднозначен, он прежде всего связывает собою две науки, две практики — медицинскую и психологическую. В энциклопедическом словаре медицинских терминов» есть термин просто «здоровье», не «психологическое здоровье». Здоровье — это состояние полного душевного, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Термин «психическое здоровье» употребляется в медицинской практике. При этом состояние психического здоровья объясняется условиями психосоциального развития детей.
Здоровье отдельного человека характеризуется полнотой проявления жизненных сил, ощущения жизни, всесторонностью и долговременностью социальной активности и гармоничностью развития личности.
Термин «психическое здоровье» был введён Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). В докладе экспертов ВОЗ «Психическое здоровье и психосоциальное развитие детей» сказано, что нарушения психического здоровья связаны как с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, так и с различными неблагоприятными факторами и стрессами, воздействующими на психику и связанными с социальными условиями.
Основным условием нормального психосоциального развития (помимо здоровой нервной системы) признаётся спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или замещающих их лиц, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребёнка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходи мое наблюдение и обеспечивают материальными средствами, необходимыми в семье. В то же время следует предоставлять ребёнку больше самостоятельности независимости, давать ему возможность общаться с другими детьми и взрослыми вне дома.
Нарушения психического здоровья детей гораздо чаще отмечаются у детей, которые страдают от недостаточного общения со взрослыми и их враждебного отношения, а так же у детей, которые растут в условиях семейного разлада.
У большинства детей в те или иные периоды под влиянием определённых ситуаций могут появиться нарушения эмоциональной сферы или поведения. Например, могут возникнуть беспричинные страхи, нарушения сна, нарушения, связанные с приёмом пищи и пр. Обычно нарушения носят временный характер. У некоторых детей они проявляются часто, упорно и приводят к социальной дезадаптации. Такие состояния могут быть определены как психические расстройства.
Именно в детстве проблемы психического здоровья имеют более прямую связь с окружающей обстановкой, чем в другие возрастные периоды.
Психологическое здоровье детей рассматривается в словаре как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности. Предполагаемая дефиниция не очень удачна, так как, во-первых, определение явления через отсутствие каких-либо качеств не может быть продуктивным, а во-вторых, данное определение противоречит принятому ВОЗ общему определению здоровья, подчёркивающему, что здоровье — не просто отсутствие болезни, а полное физическое и духовное благополучие.
В ряде психологических работ психическое здоровье соотносится с переживанием психологического комфорта и психологического дискомфорта. Психологический дискомфорт возникает в результате фрустрации потребностей ребёнка, приводящей к депривации.
Определяющую роль в патогенезе играет психологический, т. е. внутренний конфликт, который представляет собой несовместимость, столкновение противоречивых отношений личности, отмечает А. И. Захаров. Присущие конфликту переживания становятся источником заболевания лишь в том случае, когда занимают центральное место в системе отношений личности и когда конфликт не может быть переработан так, чтобы исчезло патогенное напряжение и был найден рациональный, продуктивный выход из возникшего положения.
Обычно дети не осознают причины собственных переживаний, неустроенности, огорчений, к сожалению, подчас не понимают её и взрослые. Дети из-за недостаточности жизненного опыта склонны преувеличивать и глубоко переживать кажущуюся им строгость со стороны взрослого.
Очень перспективным является подход к проблеме психического здоровья с точки зрения полноты, богатства развития личности. Так, во всех работах А. Маслоу писал о двух составляющих психического здоровья. Во- первых, стремление людей быть «всем, чем они могут», развивать весь свой потенциал через самоактуализацию. По его мнению, необходимым условием самоактуализации является нахождение человеком верного представления самого себя. Для этого нужно прислушаться к «голосу импульса», поскольку «большинство из нас чаще прислушиваются не к самим себе, а к голосу папы, мамы, к голосу государственного устройства, вышестоящих лиц, власти, традиций и т. д. « Но одного верного представления о себе недостаточно. Человек должен реализовать то, что заложено в нём природой, а перестройка общества должна вестись путём создания для людей возможностей к их самоактуализации. И вторая составляющая психического здоровья — стремление к гуманистическим ценностям. А. Маслоу считает, что самоактуализирующейся личности присуще такие качества, как принятие других, автономия, спонтанность, чувство юмора, чувствительность к прекрасному, альтруизм, желание улучшить человечество, склонность к творчеству. Несколько иной, но в том же контексте развития зрелой личности, подход к решению проблемы психического здоровья мы видим у некоторых крупных учёных (В. Франкл, Ш. Бюллер и др.)
Так, В. Франкл пишет: «У каждого времени свои неврозы. Сегодня мы, по сути, имеем дело с фрустрацией потребностей экзистенциональных. Сегодняшний пациент уже не столько страдает от чувства неполноценности, сколько от глубинного чувства утраты смысла, которое соединено с ощущением пустоты. «
Ш. Бюллер считает, что полнота, степень самоисполненности зависит от способности индивида ставить такие цели, которые наиболее адекватны его внутренней сути. Такая способность у Ш. Бюллер называется самоопределением. Чем понятнее человеку его призвание, тем вероятнее самоосуществление. Именно обладание такими жизненными целями является условием сохранения психического здоровья.
Психологический аспект психического здоровья предполагает внимание к внутреннему миру ребёнка, миру его уверенности или неуверенности в себе.
Безусловно, такая реальность, как психическое здоровье, требует всестороннего рассмотрения и глубокого изучения не только на теоретическом уровне, но и на уровне организации практической психологической работы с детьми на всех этапах их онтогенетического развития.
1.»Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы» под ред И. В. Дубровиной-М., 1995
2.»Тринадцать диалогов по психологии» Е. Е. Соколова-М. ,1995
Психологические аспекты подготовки ребенка к обучению в школе Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольника в семье и детском саду.
Консультация «Роль ДОУ в сохранении физического и психического здоровья детей» «Роль ДОУ в сохранении физического и психического здоровья детей» «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности,.
Укрепление физического и психического здоровья детей в ДОУ с учетом требования ФГОС до В настоящее время в период обновления системы дошкольного образования особое внимание уделяется полноценному и всестороннему развитию личности.
Консультация для родителей «Психологические аспекты готовности ребенка к школьному обучению» Поступление в школу – знаменательное и важное событие в жизни. Его ждут с нетерпением и тревогой. Вся семья надеется, что вчерашний малыш.
Неделя психического здоровья в ДОУ План мероприятий Недели психологического здоровья Цель проведения: создание положительной психологической атмосферы в детском саду. Задачи:.
Памятка для родителей «Психологические аспекты подготовки к школе» Памятка для родителей Психологические аспекты подготовки к школе Ни в коем случае не ведите при ребенке разговоры, что у.
Семинар для старших воспитателей Решение задач по охране и укреплению физического и психического здоровья детей Семинар для старших воспитателей «Решение задач по охране и укреплению физического и психического здоровья детей через создание эмоционального.
Социально-психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и.
Психологические аспекты исследовательского поведения дошкольника «Психологические аспекты исследовательского поведения дошкольника» Сабанина Виктория Владимировна, педагог-психолог ГБДОУ детский сад №50.
Взаимодействие педагогов и родителей в сохранении психического и физического здоровья детей Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 23 Доклад к презентации на тему:.
Источник
Психическое здоровье
Проблемы сохранения психического здоровья и предупреждения психических расстройств. Понятие психологической устойчивости, уравновешенности личности. Индивидуально-типологические аспекты психического (ментального) здоровья. Психологические типы личности.
Рубрика | Психология |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 18.11.2010 |
Размер файла | 20,2 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
1. Психологическая устойчивость личности
2. Индивидуально-типологические аспекты психического здоровья
3. Психологические типы как формы психического здоровья
Список использованных источников
Психическое здоровье (ментальное здоровье) — это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества
Это наиболее распространенное определение, хотя выработать универсальное, приемлемое для всех определение психического здоровья вряд ли возможно, так как практически нельзя свести воедино все взгляды на этот вопрос, сложившиеся в разных человеческих сообществах и культурах. Человек, значительно отклоняющийся от стандартов своего сообщества, рискует быть признанным психически больным. В то же время представления о психической болезни различны в разных культурах и в разные времена внутри каждой культуры. Примером первого может служить тот факт, что многие племена индейцев, в отличие от большинства других американцев, считают галлюцинации нормальным явлением; пример второго — изменение отношения к гомосексуальности, которая когда-то рассматривалась как преступление, затем как психическая болезнь, а сейчас — как вариант сексуальной адаптации.
Независимо от социального или этнического происхождения, индивид, живущий в технологическом, урбанизированном обществе, должен обладать совокупностью определенных психологических черт, обеспечивающих социальную адаптацию, т.е. успешное функционирование в этом обществе. Эти черты обычно формируются по мере более или менее упорядоченного продвижения через различные стадии развития. Для каждой из стадий характерен набор задач, с которыми человек должен справиться, и набор черт, которые он должен приобрести, чтобы лучше подготовиться к следующей стадии. Таким образом, суждение о психическом здоровье индивида должно соотноситься со стадией его развития, а также с его генетическим наследием и культурным окружением.
1 Психологическая устойчивость личности
Вопросы психологической устойчивости личности имеют огромное практическое значение, inn коньку устойчивость охраняет личность от дезинтеграции и личностных расстройств, создает основу внутренней гармонии, полноценного психического здоровья, высокой работоспособности. Дезинтеграцию личности понимают как потерю организующей роли высшего уровня психики в регуляции поведения и деятельности, распад иерархии жизненных смыслов, ценностей, мотивов, цепей. Психологическая устойчивость индивидуума непосредственно определяет его жизнеспособность, психическое и соматическое здоровье.
Устойчивость следует понимать как совокупность адаптационных процессов, интегрированность личности в смысле сохранения согласованности основных функций личности, стабильности их выполнения. Стабильность выполнения не обязательно предусматривает стабильность структуры функций, но скорее предполагает ее достаточную гибкость.
Психологическую устойчивость личности можно рассматривать как сложное качество личности, синтез отдельных качеств и способностей. К составляющим психологической устойчивости необходимо отнести:
способность к личностному росту со своевременным и адекватным разрешением внутриличностных конфликтов (ценностных, мотивационных, ролевых);
относительную (не абсолютную) стабильность эмоционального тона и благоприятного настроения;
развитую волевую регуляцию.
Психологическая устойчивость предстает как сложное качество личности, в котором объединены:
уравновешенность (равновесие), соразмерность;
стойкость, стабильность (постоянство);
Уравновешенность — это способность удерживать уровень напряжения, не выходя за границы приемлемого (не доводя до разрушительного стресса). Под стойкостью подразумевается способность противостоять трудностям, сохранять веру в ситуациях фрустрации, а под стабильностью — постоянный уровень настроения. Сопротивляемость — это способность сохранять свободу поведения и выбора образа жизни, это самодостаточность как свобода от зависимости.
2 Индивидуально-типологические аспекты психического здоровья
Индивидуально-типологический подход представляет собой особое направление как экспериментальной, так и теоретической психологии. Психология здоровья, рассматривающая механизмы целостности и самовосстановления личности, имеет отчетливый индивидуально-типологический аспект, обусловленный различием взглядов и установок людей по отношению к собственному здоровью, разной оценкой его значимых элементов (например, внешний облик, эмоциональные проявления, сохранность отдельных когнитивных функций и т.д.) и, наконец, разными способами его сохранения и укрепления (т.е., равноправными формами здорового образа жизни).
Известно, что индивидуальные различия бывают врожденными и приобретенными. Первые обусловлены наследственностью, вторые — жизненным опытом человека.
Тип физической конституции определяет предрасположенность к одним заболеваниям и повышенную устойчивость — к другим. Вместе с физической человек обладает и психической конституцией, связанной с анатомией и физиологией нервной и эндокринной систем.
Совокупность наиболее устойчивых (трансформируемых) психических качеств можно рассматривать с двух сторон — как психологический тип личности и как акцентуацию личности.
Психологический тип отображает разновидность конституциональной нормы. Подобно делению людей на малорослых пикников («плотных») и грацильных («изящных»), высокорослых а» не над и худощавых астеников, можно воспользоваться делением на основе ведущих психических качеств, одни из которых сильнее выражены у одной группы людей, вторые — у другой и т.д.
Акцептуации являются дополнительной характеристикой по отношению к типу. Акцептуации характера — высокая степень выраженности отдельных черт характера и их сочетании представляющих крайний вариант нормы.
3 Психологические типы как формы психического здоровья
Существуют различные подходы к классификации людей по психологическим качествам.
Наиболее подробно эту проблему анализировал основатель аналитической психологии К.Г. Юнг в своем обширном труде «Психологические типы». Автор выделил два интегральных типа — экстравертов и интровертов.
К доминирующим психическим функциям Юнг относил сенсорику и интуицию, мышление и чувство, рациональность и иррациональность. Американский психолог Д. Кейрси в 1950-е гг развил и дополнил концепцию Юнга с учетом последних достижений как когнитивно-бихевиоральной, так и экзистенциально-гуманистической психологии. В результате Кейрси создал представление о четырех интегральных психологических типах, различающихся по наиболее существенным психологическим характеристикам, — от ценностно-мотивационной структуры до наблюдаемого стиля поведения.
Д. Кейрси выделяет четыре психологических типа.
Первые два представляют собой разновидности мыслительного типа И.П. Павлова, третий и четвертый — разновидности художественного типа.
Итак, люди первого, интуитивно-логического типа — это мыслители-теоретики, стремящиеся к новому знанию ради знания, их «научная жилка» подталкивает к построению более-менее правдоподобных концепций не только относительно мировых проблем, но и прозаических, будничных жизненных ситуаций. Люди интуитивно-логического типа мало ориентированы на внешние критерии, зачастую скрытны и холодны в общении, обладают высокой, но неустойчивой самооценкой, весьма уверены в себе, нередко характеризуются незрелой эмоциональностью, их академические способности, как правило, высокие. Они составляют всего 10 % в общей популяции.
Представители второго, сенсорно-планирующего типа — это мыслители-практики, их ум избегает всего неясного, они всегда думают о деле, стремясь внести в него порядок, организованность и логическую последовательность. Склонны придерживаться социальных норм и стереотипов, особенно с их внешней, ритуальной стороны. Им свойственно серьезное и ответственное отношение к различным видам деятельности и общения, которые осознаются ими как выполнение определенных обязанностей, причем рационально обоснованных.
Люди третьего, интуитивно-чувственного типа — это художественные натуры, высокочувствительные к эстетическим и этическим сторонам жизни, обладающие прирожденной эмпатией и высоким интересом к другому человеку. Они придают большое значение духовным исканиям, которые могут привести к глубокой и искренней религиозности. В неформальном и профессиональном общении находят наибольшее удовлетворение.
Наконец, люди четвертого, сенсорно-импульсивного типа — это тоже художники, однако с большей долей прагматизма, чем у интуитивно-чувственных, не склонные, в отличие от них, к сентиментальности и романтизму. Их художественное начало проявляется в мастерстве спонтанных и скоротечных коммуникаций и психомоторной одаренности. Они любят вносить в жизнь игровые и непредсказуемые элементы. Это практические нонконформисты, которых трудно вовлечь во все рутинное, заранее известное, скучное.
Сформулируем краткие рекомендации по психокоррекции и психологической самопомощи для представителей четырех описанных типов.
Интуитивно-логический тип. Вероятные области формирования признаков невротизации: дефицит самореализации в сфере интимного общения, сложности эмоционального отреагирования в межличностных взаимоотношениях. В случае формирования патологии у этого психологического типа можно наблюдать астено-адинамические, астено-депрессивные, гипобулические, обсессивные и ипохондрические явления.
Сенсорно-планирующий тип. Учитывая высокую эмоциональную стабильность этого типа, следует иметь в виду повышенную вероятность соматизированных невротических расстройств и психосоматозов. Это проявляется в форме обостренной, но скрытой чувствительности к резким переменам, недостаточной гибкости поведения, трудностей в адекватной демонстрации и передаче своих чувств. Предпочитаемый стиль проведения психологической консультации — директивный, рационально-строгий (деловой) с выдачей четких и определенных рекомендаций.
Интуитивно-чувственный тип. Данный тип способствует глубокому вовлечению личности в картину пограничного расстройства (истерические, тревожные, аффективно-шоковые, эксплозивные реакции, панические атаки) с преимущественными нарушениями в аффективной и мотивационной сферах. Это проявляется в повышенной ранимости, незащищенности от отрицательных эмоций, «застревании» на травмирующих ситуацих, вспыльчивости, излишней мечтательности в ущерб практическим делам. Основные цели психологической коррекции: формирование устойчивых навыков саморегуляции состояний, развитие волевых качеств и организаторских способностей.
Сенсорно-импульсивный тип. В случаях невротизации данный тип способствует ярким проявлениям патологии и возможным переходам ее в глубокие формы. Возможные области формирования невротических расстройств: конфликты и напряженность в профессиональной сфере, всевозможные ограничения свобод, внешняя регламентация различных сторон жизни. Дезадаптация проявляется в форме перевозбуждения, экзальтации, непоследовательности, хаотичности социальных связей, увлечений и интересов. Предпочитаемый стиль проведения психокоррекции — игровой, спонтанный, с элементами психодрамы и эмоциональной экспрессии, общение с клиентом на короткой дистанции и в «приземленной» форме.
Можно сделать заключение, что понимание и учет человеком собственных типологических особенностей способствуют повышению адаптационного потенциала личности и сохранению психического и физического здоровья.
Сохранение психического здоровья и предупреждение психических расстройств — гораздо менее понятная задача, чем предупреждение инфекционных болезней, для профилактики которых проводится вакцинация, а для лечения применяются антибиотики; в области психических заболеваний таких мер не существует.
Во всем мире наркомания и алкоголизм привели к кризису психического здоровья. В результате формирования зависимости страдает психика десятков миллионов мужчин, женщин и детей.
Насилие над детьми — тоже существующий во всем мире феномен. Как фактор возникновения психических заболеваний оно заслуживает намного большего внимания, чем ему сейчас уделяется. В последние годы такое насилие рассматривается как первичная причина синдрома множественной личности. Международные организации, такие, как Всемирная организация здравоохранения, усиленно работают над выявлением и искоренением насилия над детьми, осуществляемого в странах третьего мира под видом детского труда, т.е. постоянного и узаконенного использования детей в промышленности и сельском хозяйстве фактически в качестве рабов.
Список использованных источников
1 Ананьев, Б.Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека [Текст]/ Б.Г.Ананьев; — Самара: Изд.дом «Бахрах», — 1999.-94с. — ISBN 5-7567-0234-2
2 Ананьев, Б.Г. Структура личности. Психология личности в трудах отечественных психологов [Текст] / Б.Г.Ананьев; Спб:Изд-во «Питер», — 2000.-95с. — ISBN 978-5-49807-198-5
3 Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно — историческое понимание развития человека [Текст]/ А.Г. Асмолов; — М: Смысл, — 2007. — 528с. — ISBN 978-5-7695-3062-3
4 Маркс, К. Капитал. т.3 [Текст] / К.Маркс; — М.:Изд-во «Аст», — 2009. — 192с. — ISBN 978-5-17-05501-9
5 Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность [Текст] / А.Н. Леонтьев; — М: Изд-во «Директ-Медиа», — 2008. — 916с. — ISBN 978-5-9989-1560-4
6 Слотина, Т.В. психология личности [Текст] / Т.В.Слотина; — СПб: Изд-во «Питер», — 2008. — 304с. — ISBN 978-5-388-00144-3
7 Петровский, А.В. и Ярошевский М.Г. Краткий психологический словарь [Текст] / А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский; — Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», — 1998. — 505с. — ISBN 5-222-00239-Х
8 Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. — СПб: Изд. «Питер», — 2007 — ISBN 5-314-00016-8
9 Никандров, В.В. Психология [Текст] / В.В. Никандров. — М.: Изд. «Проспект», — 2008. — 912с. — ISBN 978-5-482-01554-4
Источник