Меню

Психологическим особенностям студентов с ограниченными возможностями здоровья относятся

Особенности психологического сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья

Интеграция человека с ограниченными возможностями здоровья в образовательные условия высшей школы. Доминирование уровня эмоциональной оценки переживания дефекта студентами с ограниченными возможностями здоровья. Эмоциональные реакции на болезнь.

Рубрика Психология
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 05.07.2018
Размер файла 18,1 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Университет развития человека «Украина», Институт социальных технологий

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Создание равных условий и возможностей участия в жизни общества для всех его членов — одна из приоритетных задач, которую призвано решать любое демократическое государство. Особое значение при этом имеет получение высшего образования, качественных профессиональных навыков и умений людьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

В высшем учебном заведении при получении профессионального образования основой общности студентов с ограниченными возможностями здоровья и здоровых студентов являются государственные образовательные стандарты, обязательные для тех и других. Только при таком подходе к обучению студентов с ОВЗ можно рассчитывать, что после окончания вуза они как профессионалы могут быть конкурентоспособны на рынке труда.

Интеграция человека с ограниченными возможностями здоровья в образовательные условия высшей школы требует знаний о психологических особенностях формирования личности человека с функциональными ограничениями, поскольку хронические соматические заболевания, физические дефекты, выступая в роли функционального ограничения возможностей взаимодействия человека с окружающей средой, формируют вторичные изменения — личностные, а именно: особенности самоотношения, «Я-концепции», самоактуализации. Эти изменения часто становятся преградой на пути к обучению и самореализации человека.

В то же время знание особенностей развития личности студентов с ограниченными физическими возможностями является необходимым условием формирования активной, гармонически развитой личности.

Проведенные нами исследования 67 студентов с ограниченными возможностями здоровья разных нозологий (нарушение слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата и хронических соматических заболеваний), которые учатся в нашем университете, выявили особенности личностного развития студентов с ОВЗ. В исследовании мы использовали следующий комплекс психодиагностических методик: личностный опросник Бехтеревского института для диагностики внутренней картины болезни (физического дефекта); опросник Келлермана-Плутчика для исследования характерных механизмов психологических защит человека как способов социально-психологической адаптации; методику «Опросник исследования самоотношения» (В. Столин, С. Пантелеев); методику для исследования личностной тревожности Ч. Спилбергера, Ю. Ханина; проективную методику «Я, Значимый, Другие» (О. Купреева) для исследования эмоционально-ценностного отношения субъекта к собственному «Я» в контексте отношения к окружающим [1].

Полученные результаты исследования показали, что студентам с ограниченными возможностями здоровья присущи дезадаптивные гомогенные типы отношения к своему дефекту, болезни. В картине этих типов ведущими являются анозогнозический, эргопатический, сеситивный, гармоничный типы.

Анализ структуры внутренней картины болезни (дефекта) показал доминирование уровня эмоциональной оценки переживания дефекта (болезни) студентами с ограниченными возможностями здоровья. Данный факт свидетельствует о преобладании интрапсихических конфликтов, низкого уровня интеграции образа «Я».

Эмоциональная реакция на свой дефект (болезнь) коррелирует с высокими показателями уровня личностной тревожности. Личностная тревожность в данном случае, не столько стимулирует активность, сколько способствует развитию деструктивных защитных форм поведения.

Типичными механизмами психологических защит студентов с ОВЗ являются отрицание реальности, рационализация, регрессия, реактивные образования. эмоциональный образовательный ограниченный здоровье

Исследование выявило особенности развития «Я-концепции» студентов с ОВЗ, а именно: формирование негативного самоотношения, снижение уровня самоуважения, самоинтереса, саморуководства. При этом для них характерна компенсаторно завышенная самооценка. Следует отметить, что физический дефект, соматическое заболевание воспринимается данным контингентом как дефект личности в целом, дефект их собственного «Я».

Для студентов с ОВЗ характерны существенные проблемы в построении межличностных отношений. Неадекватность самовосприятия, самопознания, восприятия окружающих формирует у студентов-инвалидов неудовлетворенность отношениями с миром, окружающими людьми и нарушение социально-психологической адаптации в целом.

Читайте также:  Где находится угмк здоровье

Как показывает исследование, студенты с ограниченными возможностями здоровья испытывают потребность в психологической поддержке при решении проблем личностного и профессионального самоопределения, сохранения и развития психического здоровья, развития социальной активности и личности в целом.

Полученные в результате исследования данные свидетельствуют о необходимости построения и осуществления психологического сопровождения студентов с ОВЗ в процессе их обучения в университете. Сопровождать — значит идти (двигаться) рядом, вместе с кем-нибудь в качестве проводника, сопровождающего. Отсюда психологическое сопровождение студентов с ОВЗ — это движение вместе, рядом с личностью, которая развивается, изменяется с целью предоставления ей своевременной психологической помощи и поддержки в саморазвитии, формировании способности быть активным субъектом жизненного и профессионального самоопределения.

Психологическое сопровождение обучения и личностного развития студентов-инвалидов в вузе будет эффективным при условии его целенаправленности и системности; полисубъектности и личностной ориентированности; направленности на формирование ситуации развития личности и ее параметров, значимых для личностного и профессионального развития — позитивного самоотношения, эмоциональной стабильности, социально-психологической компетентности.

Система психологического сопровождения студентов-инвалидов в вузе должна начинаться в довузовский период. В рамках довузовской подготовки психологическое сопровождение может включать в себя профориентацию абитуриентов в зависимости от нозологии, способностей, склонностей, интересов. На этом этапе необходимо начинать формирование навыков социально-психологической адаптации наряду с довузовской учебной подготовкой, развитие коммуникативных умений, формирование готовности абитуриентов к обучению в интегрированных группах и внутривузовской жизни средствами социально-психологического тренинга.

Психологическое сопровождение студентов с ОВЗ в процессе обучения в вузе может включать в себя:

— создание адаптационных программ (по нозологиям, учитывая психологические особенности людей с инвалидностью);

— проведение социально-психологических тренинговых программ для развития коммуникативных, ассертивных, творческих навыков и умений;

— обучение студентов-инвалидов приемам саморегуляции;

— оказание психологической помощи в виде индивидуальных и групповых консультаций;

— создание психологических консультативных пунктов по вопросам особенностей обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья в интегрированных группах;

— педагогическое сопровождение учебного процесса студентов с ограниченными возможностями здоровья в зависимости от нозологий, например, опорные конспекты лекций для студентов с патологиями слуха, аудиозаписи лекций для студентов с патологиями зрения;

— проведение комплексных психодиагностических исследований студентов с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения в вузе с целью изучения динамики личностных изменений.

Для достижения наибольшего эффекта психологического сопровождения студентов с ОВЗ недостаточно использовать только психокоррекционные воздействия. Последние должны выступать в комплексе с другими видами психологического воздействия, а именно, с психологическим просвещением, психопрофилактикой, информационным просвещением преподавателей и другими видами деятельности психолога, образующими единую стратегию психологического сопровождения студентов-инвалидов на этапе их обучения в вузе.

Разработка системы психологического сопровождения студентов с ОВЗ и исследование ее результативности является предметом дальнейших наших исследований.

Источник

Особенности реализации интегративного образовательного процесса для студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ

Учёт специфики психофизиологических особенностей студентов с инвалидностью и ОВЗ в учебном процессе

1. Введение

Инклюзивное образование имеет важное социальное значение для становления открытого и толерантного общества в Российской Федерации. Однако прежде всего это педагогический процесс, и в данном параграфе будут рассмотрены его педагогические особенности в системе высшего образования. Зарубежные исследователи так определили положение инклюзивного образования в системе общего образования: «Инклюзивное образование представляет собой конструкцию системы образования, которая признает разнообразие учащихся в общих группах и принимает ответственность за них» На настоящем этапе инклюзивное образование ещё не сложилось в педагогическую систему в полном смысле, но при этом имеет много педагогических, психологических и специфических аспектов, развитых в разной степени. Инклюзивное образование в современный период получило распространение на всех уровнях образовательной системы в Российской Федерации. Однако в системе высшего образования оно только начинает обретать формы: развиваются педагогические технологии инклюзивного образования, составляются нормативные правовые акты обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью, методические и организационные подходы в высшем образовании подстраиваются под потребности данной категории студентов. Развитие инклюзивной педагогики является одной из форм развития современной педагогики на всех уровнях образовательной системы в Российской Федерации.

Читайте также:  Сумма морального вреда при нанесении легкого вреда здоровью

Инклюзивное образование в России должно включать в себя методики и разработки отечественного специального образования, которое развивалось в нашей стране в XIX-XX вв., а также зарубежные педагогические подходы и методики, доказавшие свою целесообразность и эффективность при обучении детей и взрослых с психофизическими отклонениями. Совмещение основных парадигм и традиций специального и общего образования в рамках высшего образования является необходимым условием инклюзии. Для студентов с психофизическими отклонениями здоровья оно включает в себя: методы, средства, подходы, условия, педагогические технологии, используемые в высшей школе, технические средства реабилитации, адаптированные учебные планы и образовательные программы, внутривузовскую среду

Реализация государственной политики в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) предполагает возможность получения этой категорией граждан полноценного высшего образования, приобретения такой специальности, которая даёт возможность человеку стать равноправным членом общества. Интеграция студентов с инвалидностью и ОВЗ в образовательные условия высшей школы требует знаний о психологических особенностях формирования личности человека с функциональными ограничениями, создания доступной среды, применения новых технологий для обучения.

Психолого-педагогическое сопровождение включает в себя:

— разработку интегративной модели психолого-педагогического сопровождения социальной реабилитации инвалидов – цели, задачи, структура, принципы, этапы, содержание, методы, а также технологии, способствующие успешной социально-педагогической и психологической реабилитации инвалидов;

— внедрение инновационной здоровьесберегающей технологии, адекватно формирующей и обучающей инвалида новому, позитивному жизненному стереотипу, обеспечивающей его успешную интеграцию в общество и улучшение качества жизни в целом;

— организацию подготовки и переподготовки специалистов по психолого-педагогическому сопровождению социальной реабилитации инвалидов.

Источник

Особенности психологического сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья 1871

Купреева О.И.
кандидат психологических наук, доцент кафедры Института социальных технологий Открытого международного университета развития человека «Украина», Киев, Украина

Создание равных условий и возможностей участия в жизни общества для всех его членов — одна из при­оритетных задач, которую призвано решать любое де­мократическое государство. Особое значение при этом имеет получение высшего образования, качественных профессиональных навыков и умений людьми с огра­ниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

В высшем учебном заведении при получении про­фессионального образования основой общности сту­дентов с ограниченными возможностями здоровья и здоровых студентов являются государственные обра­зовательные стандарты, обязательные для тех и дру­гих. Только при таком подходе к обучению студентов с ОВЗ можно рассчитывать, что после окончания вуза они как профессионалы могут быть конкурентоспо­собны на рынке труда.

Интеграция человека с ограниченными возможно­стями здоровья в образовательные условия высшей школы требует знаний о психологических особеннос­тях формирования личности человека с функциональ­ными ограничениями, поскольку хронические сомати­ческие заболевания, физические дефекты, выступая в роли функционального ограничения возможностей взаимодействия человека с окружающей средой, фор­мируют вторичные изменения — личностные, а имен­но: особенности самоотношения, «Я-концепции», са­моактуализации. Эти изменения часто становятся преградой на пути к обучению и самореализации чело­века.

В то же время знание особенностей развития лич­ности студентов с ограниченными физическими воз­можностями является необходимым условием форми­рования активной, гармонически развитой личности.

Проведенные нами исследования 67 студентов с ограниченными возможностями здоровья разных но-зологий (нарушение слуха, зрения, опорно-двигатель­ного аппарата и хронических соматических заболева­ний), которые учатся в нашем университете, выявили особенности личностного развития студентов с ОВЗ. В исследовании мы использовали следующий ком­плекс психодиагностических методик: личностный опросник Бехтеревского института для диагностики внутренней картины болезни (физического дефекта); опросник Келлермана-Плутчика для исследования ха­рактерных механизмов психологических защит чело­века как способов социально-психологической адапта­ции; методику «Опросник исследования самоотноше­ния» (В. Столин, С. Пантелеев); методику для иссле­дования личностной тревожности Ч. Спилбергера, Ю. Ханина; проективную методику «Я, Значимый, Другие» (О. Купреева) для исследования эмоциональ­но-ценностного отношения субъекта к собственному «Я» в контексте отношения к окружающим [1].

Читайте также:  Как можно постройнеть без вреда для здоровья

Полученные результаты исследования показали, что студентам с ограниченными возможностями здо­ровья присущи дезадаптивные гомогенные типы отно­шения к своему дефекту, болезни. В картине этих ти­пов ведущими являются анозогнозический, эргопати-ческий, сеситивный, гармоничный типы.

Анализ структуры внутренней картины болезни (дефекта) показал доминирование уровня эмоцио­нальной оценки переживания дефекта (болезни) сту­дентами с ограниченными возможностями здоровья. Данный факт свидетельствует о преобладании ин-трапсихических конфликтов, низкого уровня интегра­ции образа «Я».

Эмоциональная реакция на свой дефект (болезнь) коррелирует с высокими показателями уровня лично­стной тревожности. Личностная тревожность в дан­ном случае, не столько стимулирует активность, сколько способствует развитию деструктивных за­щитных форм поведения.

Типичными механизмами психологических защит студентов с ОВЗ являются отрицание реальности, ра­ционализация, регрессия, реактивные образования.

Исследование выявило особенности развития «Я-концепции» студентов с ОВЗ, а именно: формирова­ние негативного самоотношения, снижение уровня са­моуважения, самоинтереса, саморуководства. При этом для них характерна компенсаторно завышенная самооценка. Следует отметить, что физический де­фект, соматическое заболевание воспринимается дан­ным контингентом как дефект личности в целом, де­фект их собственного «Я».

Для студентов с ОВЗ характерны существенные проблемы в построении межличностных отношений. Неадекватность самовосприятия, самопознания, вос­приятия окружающих формирует у студентов-инва­лидов неудовлетворенность отношениями с миром, окружающими людьми и нарушение социально-пси­хологической адаптации в целом.

Как показывает исследование, студенты с ограни­ченными возможностями здоровья испытывают потреб­ность в психологической поддержке при решении про­блем личностного и профессионального самоопределе­ния, сохранения и развития психического здоровья, раз­вития социальной активности и личности в целом.

Полученные в результате исследования данные свидетельствуют о необходимости построения и осу­ществления психологического сопровождения студен­тов с ОВЗ в процессе их обучения в университете. Со­провождать — значит идти (двигаться) рядом, вместе с кем-нибудь в качестве проводника, сопровождающего. Отсюда психологическое сопровождение студентов с ОВЗ — это движение вместе, рядом с личностью, кото­рая развивается, изменяется с целью предоставления ей своевременной психологической помощи и под­держки в саморазвитии, формировании способности быть активным субъектом жизненного и профессио­нального самоопределения.

Психологическое сопровождение обучения и лич­ностного развития студентов-инвалидов в вузе будет эффективным при условии его целенаправленности и системности; полисубъектности и личностной ориен­тированности; направленности на формирование си­туации развития личности и ее параметров, значимых для личностного и профессионального развития — по­зитивного самоотношения, эмоциональной стабиль­ности, социально-психологической компетентности.

Система психологического сопровождения студен­тов-инвалидов в вузе должна начинаться в довузов­ский период. В рамках довузовской подготовки психо­логическое сопровождение может включать в себя профориентацию абитуриентов в зависимости от но­зологии, способностей, склонностей, интересов. На этом этапе необходимо начинать формирование навы­ков социально-психологической адаптации наряду с довузовской учебной подготовкой, развитие коммуни­кативных умений, формирование готовности абитури­ентов к обучению в интегрированных группах и внут-ривузовской жизни средствами социально-психологи­ческого тренинга.

Психологическое сопровождение студентов с ОВЗ в процессе обучения в вузе может включать в себя:

Для достижения наибольшего эффекта психологи­ческого сопровождения студентов с ОВЗ недостаточ­но использовать только психокоррекционные воздей­ствия. Последние должны выступать в комплексе с другими видами психологического воздействия, а именно, с психологическим просвещением, психопро­филактикой, информационным просвещением препо­давателей и другими видами деятельности психолога, образующими единую стратегию психологического сопровождения студентов-инвалидов на этапе их обу­чения в вузе.

Разработка системы психологического сопровож­дения студентов с ОВЗ и исследование ее результа­тивности является предметом дальнейших наших ис­следований.

Источник

Adblock
detector