Психологическое здоровье учителя и его влияние на учебный процесс
статья по психологии по теме
Психологическое здоровье учителя и его влияние на учебный процесс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2.docx | 14.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическое здоровье учителя и его влияние на учебный процесс
Принято считать, что здоровый человек – это человек, который не имеет каких-то хронических заболеваний, редко болеет простудными болезнями. Другими словами, здоровье определяется внешними проявлениями, связанными с его телом. А что же понимается, под психологическим здоровьем? В житейской психологии показателями психологического здоровья считаются такие качества человека, как уравновешенность, спокойствие, вежливость, тактичность. Но часто встречаются примеры внешне спокойных, приятных в общении людей, которые неожиданно для окружающих меняются, становятся агрессивными, несдержанными, вспыльчивыми. По каким же критериям определяется психологическое здоровье человека?
Калашникова М. Б дает следующее определение: «психологическое здоровье представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества, являющихся предпосылкой ориентации личности на выполнение своей жизненной задачи». Жизненная задача – это необходимо сделать для окружающих именно конкретному человеку с его способностями и возможностями. Выполняя жизненную задачу, человек чувствует себя счастливым, в противном случае – глубоко несчастным. При этом основная функция психологического здоровья – это поддержание гармонии между человеком и окружающей средой в сложных жизненных ситуациях.
Психологическое здоровье характеризуется присутствием определенных личностных характеристик, позволяющих не только адаптироваться к обществу, но и, развиваясь самому, содействовать его развитию. Проблемы, связанные с психологическим здоровьем – это не болезнь, а отсутствие возможности развития в процессе жизнедеятельности, неспособность к выполнению своей жизненной задачи.
Исследования психологического здоровья учителя, в частности исследования Р. М. Хусаинова (2006 г.) показали неутешительную картину данного явления у российских учителей. Так, 73,6 % опрошенных учителей отмечали у себя нарушения в эмоциональной сфере, проявлявшиеся в снижении настроения, раздражительности, тревожности, повышенной обидчивости, трудности регуляции эмоционального состояния, снижении памяти, внимания, снижении умственной и физической работоспособности, интеллектуальных функций в целом.
91,1 % педагогов отметили наличие заболеваний или расстройств различных органов и систем организма. Так, лишь 19 % педагогов оценивают здоровье как вполне хорошее. Интегральная оценка комплекса морфофункциональных показателей (по методу Г. Л. Апанасенко) свидетельствует о том, что низкий уровень физического здоровья имеют 86 % учителей, уровень ниже среднего – 12 % и только у 2 % обследованных учителей – средний уровень здоровья. Отмечено ухудшение с возрастом и стажем большинства показателей физического здоровья, связанных с увеличением массы тела.
Различные формы нарушения сна отмечают у себя 87,2 % учителей; 2/3 педагогов (66,9 %) предъявляют жалобы на частые головные боли, у 40,1 % регистрируется стойкое или периодическое повышение артериального давления. Признаки психоэмоционального перенапряжения чаще встречались у преподавателей точных (83,2 %) и гуманитарных (80,2 %) дисциплин, реже – у преподавателей физической культуры (67,7 %) и воспитателей (71,2 %). Но в большей степени показатели соматического нездоровья женщин-учителей коррелируют с количеством диагнозов и обострений хронических заболеваний у их мужей. Отмечена также прямая связь частоты обострений хронических заболеваний сердечно-сосудистой системы с неблагоустроенностью жилья, несбалансированностью питания и интенсивностью курения и приема алкоголя. Таким образом, в анализе факторов риска выявляется большая значимость факторов семьи и образа жизни, нежели факторов производственной деятельности учителя.
Выяснилось, например, что более 80 % учителей на этапе профессиональной зрелости испытывают постоянный страх перед возможными неприятностями. При этом возраст вносит коррективы в этот процесс. Так, учителя в возрасте 31–40 лет остро ощущают чувство неудовлетворенности, часто жалуются на усталость. Самая высокая постоянная тревожность наблюдается в возрасте 50 лет и старше. Педагоги более высокой возрастной категории испытывают большую нервно-психическую, эмоциональную усталость, вызванную коммуникативными перегрузками, чем их более молодые коллеги. Так, среди учителей со стажем до 3-х лет от перегрузок страдают 8,3 %, а со стажем более 18 лет – в три раза больше (24,2 %).
Нарушения психологического здоровья в свою очередь сказываются на педагогической деятельности учителей, приводят к явным изменениям в ее осуществлении. Это наблюдается в следующем:
1) падает профессиональная самооценка;
2) снижается не только творческая, но и познавательная активность;
3) происходит перекладывание части профессиональных задач на учащихся;
4) наблюдается профессиональное выгорание;
5) становится явно выраженной мотивация власти не только в профессиональной, но и личностной сфере (в семье).
1 Калашникова М. Б.Психологическое здоровье учителя и его влияние на учебный процесс.
2 Р. М. Хусаинова. Зависимость психологического здоровья учителя от возраста и стажа педагогической деятельности . 2006 г.
Источник
Психическое здоровье педагога: факторы влияющие на психическое здоровье
консультация
Районное методическое объединение психологов
Тема: Психическое здоровье педагога: факторы влияющие на психическое здоровье
Дата проведения: 24.11.2020
Подготовила: Т.В. Сипович
Методист — организатор ИМЦ: Е.Л. Долгих
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rmo.docx | 23.61 КБ |
rmo.pptx | 1.66 МБ |
Предварительный просмотр:
Районное методическое объединение психологов
Тема: Психическое здоровье педагога: факторы влияющие на психическое здоровье
Дата проведения: 24.11.2020
Подготовила: Т.В. Сипович
Методист — организатор ИМЦ: Е.Л. Долгих
Подъем исследовательского интереса к проблеме психологического здоровья сегодня объясняется общим снижением уровня здоровья работающего населения в отдельных профессиональных группах. В первую очередь, это касается профессий, относящихся к разряду стрессогенных и эмоционально наиболее напряженных. Одной из них является профессия педагога .
Специфика педагогической деятельности состоит в высокой насыщенности рабочего дня общением, большим количеством разных по содержанию и эмоциональной напряженности контактов, ответственности за результат общения, частом отсутствии положительного результата, принимаемого как качество знаний учащихся, в недостаточной степени социального признания и социальной поддержки .
Как отмечают сами педагоги, высокие требования, предъявляемые к ним как специалистам, а также характер работы ставят их в условия необходимости соответствовать определенному эталону в поведении, в общении, высокому уровню компетентности. Состояние внутреннего напряжения, вызванное высокой степенью ответственности перед детьми и обществом в целом, отражается на соматическом здоровье и может привести к нарушениям в эмоционально-личностной и мотивационно-волевой сфере.
Психологическое здоровье (духовное или душевное, иногда — ментальное здоровье) —это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.
Основополагающим субъектом образовательного процесса является педагог. Он воздействует на личность воспитанника через призму собственной актуально-ценностной сферы. Если педагог имеет нарушения психологического здоровья, то в первую очередь это сказывается на падении профессиональной самооценки, снижении не только творческой, но и познавательной активности, перекладывании части профессиональных задач на учащихся, эмоциональном выгорании, выраженной мотивации власти не только в профессиональной, но и личностной сфере.
1.Психоэмоциональное состояние — является обобщающим понятием для всех переживаний, возникающих в жизни, они помогают мотивировать человека, корректируют его поведение, влияют на мышление
2. Самооценка. — представление человека о важности своей личности и деятельности среди других людей; оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их открыто или даже закрыто.
3. Стрессоустойчивость — совокупность качеств, позволяющих организму спокойно переносить действие стрессоров без вредных всплесков эмоций, влияющих на деятельность и на окружающих, а также способных вызывать психические расстройства.
4. Удовлетворенность педагога организацией образовательного процесса.
Методика «Психологический портрет учителя» Г.В. Резапкина
2. ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ
Особенности поведения и восприятия учителя во многом обусловлены состоянием его нервной системы. При информационных и эмоциональных перегрузках, характерных для работы в школе, возможны нарушения двигательного и речевого поведения учителя, проблемы со здоровьем.
2.1. Преобладание первого варианта говорит о неблагополучном психоэмоциональном состоянии учителя. Его главные признаки: острая реакция на раздражающие факторы; низкая эмоциональная устойчивость; склонность к тревоге; трудности социальной адаптации; наличие психосоматической симптоматики; сниженные результаты при исследовании интеллекта. В отдельных случаях преобладание первого варианта может быть вызвано стремлением преувеличить свои проблемы.
2.2. Преобладание второго варианта или присутствие в равной степени всех трех вариантов ответов позволяет предположить нестабильность психоэмоционального состояния учителя, которое, как правило, определяется тремя факторами в их различных сочетаниях: врожденная повышенная чувствительность нервной системы; неблагополучное стечение обстоятельств; личностные особенности, определяющие неадекватную реакцию на них.
2.3. Преобладание третьего варианта говорит о благополучном психоэмоциональном состоянии, которое определяет эффективность работы учителя, дает возможность не терять самообладания в экстремальных ситуациях и принимать верные решения. Эмоциональная стабильность, предсказуемость и работоспособность учителя благотворно влияют на психологический климат в школе, если только человек не стремится преуменьшить свои проблемы.
В качестве симптомов нарушения профессионального здоровья педагога можно выделить следующие:
— негативный субъективный статус, который проявляется ухудшением самочувствия, повышением артериального давления, снижением уровня профессиональной активности, снижением интереса к инновациям, сопротивления им, а также в нестабильности настроения, быстрых переходах от гнева к состоянию апатии;
— болевого синдрома (в том числе и психоэмоционального – «болит душа»);
— снижение или полная утрата трудоспособности, при которой у учителя нет сил для выполнения профессиональных обязанностей даже в начале рабочего дня;
— уменьшение объема и степени мобилизации функциональных резервов (быстрая утомляемость педагога, снижение объема внимания, отказ от активных методов обучения, требующих больших психофизиологических затрат, длительный период врабатываемости, снижение переносимости повышенных физических и психических нагрузок);
— психологического насилия в образовательной среде (самоутверждение за счет других), проявляющееся в открытом неприятии и постоянной критике ученика; унижении его человеческого достоинства; угрозах в адрес ученика; предъявлении к ученику требований, не соответствующих возрасту или его возможностям.
Достаточно наличия выраженности у педагога 2-3 симптомов нарушения профессионального здоровья, чтобы возникли проблемы в процессе реализации педагогической деятельности:
— снижение эффективности обучения и воспитания,
— повышение конфликтности во взаимоотношениях с обучающимися и коллегами,
— возникновение и закрепление в структуре характера и профессиональных качествах негативных черт.
Все это приводит к появлению стресса.
Стресс (от англ. Stress – напряжение, усилие, давление) – это системная реакция организма на любое биологическое, химическое, физиологическое, психологическое воздействие на организм.
Что же делать, если мы понимаем, что попали в стрессовую ситуацию?
Зная о том, что главным фактором для сосредоточения нашего внимания является поступающая извне информация, можно применить простую технику, позволяющую, пусть и не полностью, но всё же оградить своё внимание от ненужной информации – это игнорирование . Во-первых, не нужно придавать излишнего значения тому, что не касается вас и вашей жизни. Постарайтесь заботиться только о своих делах и о том, что важно именно для вас.
Самоприказ на переключение внимания рекомендуется давать в форме побуждения:
- «Ну, стоит ли это стольких переживаний?»
- «Не думать об этом! Есть более важные (интересные, приятные) дела!»
Культивируйте в себе позитивное мировосприятие: не относитесь ко всему слишком серьёзно, учитесь смеяться над самими собой и с улыбкой воспринимать любые события, не беритесь за решение непосильных или бессмысленных задач. Помните, что всё идёт своим ходом, и в случае возникновения неурядиц повторяйте про себя очень действенную поговорку: «Делай, что должно – и будь, что будет». Говоря проще, нужно махнуть на всё рукой. Позвольте всему быть и свободно идите по жизни. Только так вы сможете научиться переводить своё внимание в положительное русло, невзирая ни на какие посторонние раздражители.
Способ третий — расслабьтесь
Когда вы испытываете эмоциональный дискомфорт, просто проверьте, как вы дышите. Дыхание состоит из трёх фаз вдох – пауза – выдох. При повышенной возбудимости, беспокойстве, нервозности или раздражительности нужно увеличить время на все 3 фазы. Начните с 5 секунд. Долго дышать в таком ритме не нужно. Следите за результатом и по нему ориентируйтесь. Медленное и глубокое дыхание – понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, то есть релаксации. Частое дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряжённость .
Умение снимать мышечные зажимы позволяет снять нервно-психическое напряжение . Говорят клин клином вышибают и мы поступим точно так же. Что бы достичь максимального расслабления нужно напрячься максимально сильно.Для этого подходит ряд упражнений, таких как «Сосулька» , «Мышечная энергия» , «Лимон» и др.
Лечение посредством музыки получило название музыкотерапии. Музыкотерапия — это психотерапевтический метод , основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека . Дело в том, что нервная система человека и его мускулатура способны чувствовать ритм. Музыкальный ритмический рисунок выступает как раздражитель, стимулируя физиологические процессы в организме. Музыка может гармонизировать и ритмы отдельных органов человека, производя своеобразную настройку их частот.
Звучание каждого инструмента оказывает индивидуальное влияние на организм. Самое сильное и комплексное воздействие оказывает орган. Для печени полезнее всего звуки кларнета, звуки саксофона — для мочеполовой системы, струнные инструменты благотворно действуют на сердце.
Общие рекомендации по сохранению здоровья .
1. Научитесь рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки. Выбор и соблюдение рационального ритма и режима работы приводят к экономичному расходованию энергетического потенциала нервной системы, освобождают мозг от излишней информации и снижают нервно-психическую напряженность .
2. Поддерживайте себя в хорошей физической форме. Не стоит забывать, что между состоянием тела и эмоциями существует тесная связь : гиподинамия, неправильное питание, курение, злоупотребление спиртными напитками усугубляют развитие различных заболеваний. Полезны прогулки на свежем воздухе, посещение бассейна. При физической деятельности после напряженной умственной работы возникает, как говорил И. П. Павлов, «мышечная радость» , которая повышает настроение и энергетический потенциал человека.
3. Закаляйтесь. Во время закаливающих процедур, помимо укрепления иммунитета , происходит выброс большого количества гормонов радости – эндорфинов.
4. Обеспечьте себе достаточный по продолжительности сон. Во время сна через наш мозг проходят миллионы нервных импульсов; полезная информация, накопленная за день, остается в памяти, а ненужная – удаляется.
5. Рационально питайтесь.
6. Избегайте ненужной конкуренции. Бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, однако такое случается далеко не всегда. Помните, что чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению психоэмоциональных заболеваний .
7. Овладевайте навыками саморегуляции. Релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительный внутренний настрой способствуют снижению стресса, ведущего к выгоранию, а также уменьшению риска развития различных заболеваний (от стенокардии и гипертонии до онкологической патологии) .
8. Заведите домашних питомцев. Доказано, что психосоматические заболевания встречаются реже у людей, которые имеют в доме кошек, собак, рыбок в аквариуме или других питомцев.
Источник