Меню

Психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ОВЗ
статья

В данной статье приведены причины появления детей с ОВЗ и выделены психологические особенности детей с ОВЗ.

Скачать:

Вложение Размер
psihologicheskie_osobennosti_detey_s_ovz.docx 14.96 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Дети с ограниченными возможностями — это дети, которые имеют отклонения физического или психического плана, обуславливающие нарушения общего развития, которые не позволяют детям вести полноценную жизнь.

Законом «Об образовании в Российской Федерации» понятие «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» определено следующим образом – «это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».

Выделяют следующие причины появления детей с ограниченными возможностями здоровья:

1. Внешние (экзогенные) причины – это причины социально биологического характера. Например: экология, курение, алкоголь, спид, наркотики.

2. Внутренние (эндогенные) – это причины, которые вызваны внутренними факторами, а не внешними воздействиями. Такие причины бывают трех видов:

2.1. До рождения ребенка (пренатальные) – например, различные травмы, наследственность, болезнь матери, нервные срывы;

2.2. Момент родов (натальные) – например, вмешательство медиков, тяжелые роды;

2.3. После рождения ребенка (постнатальные) – например, различные травмы и повреждения.

Среди психологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья можно отметить следующие:

1. Низкий уровень развития восприятия – это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире.

2. Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.

3. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.

4. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.

5. Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации.

6. Мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.

7. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.

8. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны.

9. Речь – имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы.

10. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности.

11. Наблюдается несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учитель сталкивается с тем, что у каждого ребенка в классе свой стиль работы, характер, свои любимые методы работы. И причина трудностей, возникающих у детей на уроках, в том, что учитель не уме.

В стандарте начального общего образования по иностранному языку говорится о том, что изучение иностранного языка на ступени начального общего образования направлено на достижение таких целей, как разв.

При аутизме психическое развитие ребенка протекает по–особому и имеет несколько вариантов. Нет, пожалуй, ни одного отечественного пособия по аутизму, где не рассматривались бы группы аутизма. В отечес.

В статье описываетсются особенности когнитивной сферы детей с задержкой психического развития.

Психологические особенности детей 7-10 лет, влияющие на успешность овладения ими иностранным языком.

В настоящее время в преподавании иностранного языка происходит этап качественного преобразования и обновления. Иностранный язык как учебный предмет активно внедряется в практику работы начальной школы.

Доклад о том, для чего необходимо знать психологические особенности детей.

Источник

Возрастные и психологические особенности развития детей младшего школьного возраста в норме и с ОВЗ

специалист в области арт-терапии

Возрастные и психологические особенности развития детей младшего школьного возраста в норме и с ОВЗ

Переход от старшего дошкольного возраста к младшему школьному возрасту выражается во множестве изменений, как в психологическом, так и в физическом развитии детей. Д. Б. Эльконин, Г. А. Цукерман, А. Л. Венгер, называют в качестве основного критерия возникновение внутреннего плана действий и произвольности поведения.

В начальной школе следует обратить особое внимание на то, что в результате прихода ребенка в образовательное учреждение, он вступает в новую систему общества, имеющую свой нормированный и строгий характер, который ведет к полной перестройке всей системы отношений с окружающей действительностью. Отношение «ребенок – учитель» становится одной из главных позиций жизни, от которой зависит результат всех благоприятных условий учебной деятельности школьника. Младший школьный возраст (от 6-7 до 10-11 лет) характеризуется тем, что ведущей деятельностью становится – учебная, социальная деятельность по усвоению теоретических форм мышления. В процессе этой деятельности первоклассники овладевают умениями учиться, а также способностью манипулировать приобретенными знаниями. Д. И. Фельдштейн писал, «эта деятельность характеризуется усвоением начальных научных понятий в различных сферах знаний, у детей формируются основы ориентации в теоретических формах отражения действительности» [31].

У первоклассников не сразу складывается правильное отношение к школе. Они сразу не понимают, зачем нужно учиться. Но они начинают понимать, что получение новых знаний это непосильный труд, предполагающий высокий уровень интеллектуальной активности, самоограничений, волевых усилий и внимания. Если на начальных этапах обучения ребенок к этому еще не готов, то у него формируется негативное отношение к обучению, что приводит к большому разочарованию. Поэтому чтобы данной ситуации не случилось, педагог должен объяснить школьнику, что учение – это трудная и серьезная работа, но в тоже время довольно интересная, так как она позволяет узнавать много нового, занимательного, совершенно интересного. Самое главное, чтобы и сама организация учебной деятельности подкрепляла утверждения педагога.

В первой четверти первоклассники в большинстве случаев учатся хорошо, каждый ребенок руководствуется своим отношением в семье, в других случаях ребенок учится по мотиву взаимодействия с одноклассниками. Большую роль, конечно, здесь играют личные мотивы: похвала учителей и родителей, стремление ребенка получить отличную оценку.

Изначально у детей сформирован интерес к получению новых знаний без понимания ее смысла. Когда появляется интерес к итогам своей трудовой деятельности, возникает стремление к получению новых знаний, и соответственно к получению образования в целом. Эта основа и будет способствовать формированию у первоклассника благоприятной почвы возникновения учебных мотивов, которые связаны с добросовестным отношением ребенка к занятиям.

Формирование интереса к получению новых знаний связано напрямую с потребностью первоклассника удовлетворения от своих новых достижений. Такое чувство подкрепляется, поощрением, похвалой учителя, который замечает успех и положительные изменения в учебной деятельности. Первоклассники особо чувствительны к результату своей деятельности как положительно одобряемой педагогом.

Прежде всего, в младшем звене, благодаря учебной деятельности, активизируются психические процессы – восприятие и познание. Младшие школьники отличаются новым виденьем и восприятием окружающего мира, они с любопытством тянутся к получению и открытию новых знаний.

Такой высший психический процесс как восприятие приобретает новый уровень развития и носит характер управляемой и организованной деятельности, становится более критичным.

Современное школьное образование ставит перед собой цели обучения детей в виде перечня, например, дать некоторый объем знаний, сформировать необходимые умения и навыки чтения и письма, развить память, восприятие, сформировать собственное мировоззрение.

Создается обстановка когда знания накапливаются сами собой, навыки и умения формируются рядом с ними, и параллельно этому происходят процессы развития способностей и мышления. Для того чтобы показать внутреннею связь между целью и способом её достижения, необходимы определенные признаки, основу которых будет составлять определенный набор целей обучения. Перед развивающим обучением, получившее большое признание, стоит конкретный вопрос, что же именно должно развиваться у ребенка, его внутренний мир, отдельные психические функции, способности или общее мировоззрение. В современной психологии предлагается существование единого глубинного, основополагающего уровня развития личности, по которым можно судить об отдельных проявлениях психических процессов, навыков, знаний и умений индивида [34].

Возрастной период 6-11 лет определяется как младший школьный возраст. Т.В. Костяк считает, что в это время происходит формирование костной, мышечной, центральной и вегетативной нервной системы, и новое функционирование внутренних органов. Рассматривая данный возраст социальной точки зрения, ребенок взаимодействует со взрослыми людьми, как людьми, которые вовлечены в общественно необходимую, обязательную и общественно полезную деятельность. При этом происходит смена прежних способов действия памяти, внимания и воображения, проявления нормы и патологии которых сказываются и на всем поведении ребенка, отставании или опережении в развитии.

Все познавательные процессы в начальной школе претерпевают изменения. Выполняя новые виды, деятельности младшему школьнику требуется высокий уровень внимания, концентрации, памяти и усидчивости, что подразумевает под собой формирование произвольности.

Произвольное внимание подразумевает под собой умения сосредоточиться, сохранять концентрацию внимание на протяжении долгого времени и быстро перестраиваться с одного вида деятельности на другой. Этого можно достичь при наличии воли, внутренней мотивации и побуждения. Наиболее характерной чертой данного возрастного периода является слабая произвольность, которая может стать причиной низкой школьной успеваемости, дисциплины и организованности.

Память является немаловажным познавательным процессом в начальной школе и рассматривается, как запечатление, сохранение и воспроизведение информации. Так же происходят изменения в видах памяти обучающихся – непроизвольный вид памяти становится преобладающим. Для них свойственно запоминание посредством эмоционально окрашенных и привлекательных особенностей явлений и процессов. При этом, озвучивание изучаемого объекта способствует лучшему усвоению знаний.

Мышление, в свою очередь, также претерпевает изменения при восприятии общественных норм и эталонов. Можно отметить, что децентрация становится базовым механизмом мышления, сменяя эгоцентризм, свойственный для дошкольников.

Для учащихся начального звена свойственно чувство ответственности, которое помогает выстраивать межличностные отношения, способствующие развитию сензитивности, эмпатии, амбивалентности чувств и рефлексии. И как следствие, самооценка младших школьников становится более адекватной, чем в дошкольном возрасте.

Образное мышление считают основным видом в младшем школьном возрасте, так как наглядный материал способствует лучшему усвоению информации. В учебной практике наглядный обобщенный образ, представленный в моделях, которые применяются при изучении точных наук. Свойства мышления, находящиеся на высоком уровне обеспечивают быстроту и легкость процессов обобщения и анализа. При решении определенных задач рефлективность мышления способствует наиболее продуктивной стратегии решения проблемных ситуаций и ускоряет мыслительную деятельность ученика.

Не зависимо от того, как происходит становление основных компонентов образа мира, стихийно или целенаправленно, у каждого человека оно происходит как незаменимая человеческая потребность. Но в отношении детского возраста, можно отметить, что формирование завершенного образа мира невозможно без помощи взрослого.

В рассматриваемом возрастном периоде на первый план выступает предметно-практическая и познавательная деятельность, которая реализуется в виде ведущей в этом возрасте деятельности. На базе этого формируется познавательная активность ребенка. В концепции периодизации психического развития Д.Б. Эльконина, при изучении социальной природы психики и деятельности ребенка, социального характера его связей с другими людьми. Вся деятельность формируется в системе «ребенок в обществе», подсистемами которой являются «ребенок-взрослый» и «ребенок-предмет», где происходит возникновение операционально-технической области личности. В младшем школьном возрасте данная сторона развивается наиболее активно [37].

Д. И. Фельдштейн отмечает, что «…развитие новообразований, как произвольность психических процессов, рефлексия на собственные действия и поведение, находятся в другой плоскости, в деятельности по усвоению норм взаимоотношений, потому как рефлексия, направленность учебной деятельности на себя вызывает потребность в развертывании новых отношений. Строгость требований к ребенку в период начального школьного образования, поручает ответственность за самого себя, за выполнение домашних уроков, и необходимость в построении собственного режима дня…» [31].

Многими психологами отмечается, что важнейшее новообразование младшего школьного возраста это произвольность, которая принимается как качество психических процессов, связанное с формированием свойств внимания, которые обеспечивают продуктивное обучение и протекание любой психической деятельности.

Способности ребенка анализировать и дифференцировать воспринимаемые объекты служит предпосылкой для создания произвольности, устремленного на вычленение пространственно-временных свойств объектов под контролем преподавателя с опорой на сформировавшиеся представления. Л.С. Выготский писал, что «… именно младший школьный возраст сенситивен для развития понятийного мышления, потому как обучение в школе выводит мышление в центр сознательной деятельности ребенка…». На счет этого он писал, что произвольность и сознательность проходят сквозь призму научных понятий [7].

Можно выделить ряд особенностей, характерных для школьников младших классов:

— импульсивность (быстрые и неосознанные действия без понимания всех обстоятельств;

— слабая волевая регуляция поведения;

— готовность, открытость и активность к усвоению новых знаний, большой познавательный интерес;

— мотивация, направленная на учебную деятельность;

— формирование концепции «хочу знать всё»;

— умственная деятельность непосредственно проявляется в поведенческом аспекте учащихся.

Тем не менее, ученики младших классов придерживаются достижения конечного результата своей учебной деятельности. Ход достижения результата они не осознают, не могут поделиться им, дать оценку. При переходе из младших классов в средние, где сложность и объем знаний заметно возрастает, требования к овладению ими меняются, возникает предметная система обучения, проявляется снижение уровня успеваемости, ослабление интереса к учению. Следовательно, в начальных классах нужно создавать предпосылки, которые поспособствуют облегчению данного перехода. Но психологические особенности детей с нормальным уровнем развития и с ограниченными возможностями здоровья отличаются. Для последних свойственен низкий уровень восприятия, что проявляется в гораздо большем количестве времени для приема и переработки информации, а также малой c формированности пространственных представлений. Для них свойственно:

ошибочное восприятие и анализ пространственных форм,

неверное расположение предметов в плоскости,

Источник

Читайте также:  Общая характеристика преступлений против здоровья субъект
Adblock
detector