Тактика проведения психолого — педагогического обследования ребёнка с ОВЗ
Юлия Габитова
Тактика проведения психолого — педагогического обследования ребёнка с ОВЗ
Тактика проведения психолого – педагогического обследования ребёнка с ОВЗ.
Для успешности психологического обследования Т. Д.Марцинковская предлагает запомнить несколько основных правил:
1. Для составления психологической характеристики ребенка необходимо использовать не менее 10—15 разных тестов, поскольку каждая отдельная методика направлена на «измерение» очень го, специального качества — какого—то одного вида внимания, памяти, мышления ребенка. Не существует универсальной методики, с помощью которой можно сразу все «измерить» и понять в ребенке, исчерпывающую характеристику его личных качеств, способностей, особенностей общения, его познавательных процессов.
2. Строго следуйте инструкции, которая приведена в каждой методике. В противном случае суть задания может полностью измениться, а, следовательно, полученный вами результат будет ошибочным.
3. Не забывайте о том, что каждая методика рассчитана на и определенного возраста. Существуют методики, которые но использовать в разных возрастных группах. В таких случаях обращайте внимание на инструкцию и особенности подачи риала для каждого возраста.
4. Результаты, полученные вами, также не могут быть одинаково значимы для разного возраста.Поэтому будьте внимательны при интерпретации: обязательно сверяйте их с результатами, типичными особенностей конкретного возраста. Помните о том, что по данным конкретной одной методики нельзя сделать вывод о «глупости» или алое, так же как и об одаренности. Такой вывод может быть ан только в том случае, если результаты всех тестов (или большинства из них) ниже или выше нормы.
5. Для работы по многим методикам необходим специальный «стимульный материал», то есть карточки, тексты, картинки, которые предлагают ребенку. Не забывайте, что все инструкции о порядке предъявления и способе подачи этого материала обязательны и совершенно иной результат.
6. Существуют так называемые субъективные и объективные методики, способы анализа полученных результатов. Одни из них имеют точные ключи и рассчитанные по баллам варианты ответов, другие требуют не количественной, а качественной интерпретации, хотя работать с ними труднее, эти методы часто дают более полные данные о психическом состоянии ребенка. Однако при работе с ними надо быть особенно внимательными и сверять их результаты с показателями, полученными с помощью других тестов.
7. Никогда не пытайтесь работать с ребенком через силу, без его добровольного желания — вы получите неверные результаты. Старайтесь также не упоминать, что вы проверяете ребенка, как бы экзаменуете его. Это приведет к напряженности, скованности и также может исказить объективность полученных данных. Лучше включить обследование в процесс любой совместной деятельности, можно даже игровой, но только при условии, что ребенок сумеет в процессе этой игры сосредоточиться, «принять» задание, а не бросить его на полпути, если оно ему покажется скучным или трудным. Словом, вы должны заинтересовать ребенка и добиться его внимания.
Выготский Л. С. рассматривал личность ребенка в развитии и отстаивал динамический подход к изучению развития. Особо он подчеркивал необходимость установления качественных особенностей протекания психических процессов, выявления перспектив развития личности, а также изучения интеллектуального и эмоционально-волевого развития детей в их взаимосвязи. Эти положения стали основой для разработки специальной схемы педологического исследования ребенка, включающей строго определенные этапы.
1. Анализ тщательно собранных жалоб родителей, самого ребенка, работников воспитательного учреждения. При анализе внешних жалоб следует избегать не только субъективных оценок, но и всяких обобщений, принимаемых на веру и не проверяемых в течение исследования.
2. Анализ истории развития ребенка, включающей его утробное и внеутробное развитие в главных чертах, выяснение наследственных особенностей, и особенно историю воспитания личности, важнейшие влияния среды, непосредственно формирующие личность ребенка.
Важно, чтобы вся история развития и воспитания была причинным жизнеописанием, т. е. центр тяжести должен быть перенесен с внешних событий (когда ребенок начал садиться, говорить и т. д.) на изучение и установление внутренних связей процесса развития. Обязательным моментом на этом этапе исследования является характерологическое изучение семьи, позволяющее выявить факты наследственности в их динамике. Наследственные влияния должны изучаться в единстве со средовыми как структурное целое. Всякий новый этап в развитии ребенка должен быть понят как вытекающий с логической необходимостью из предшествующего этапа.
3. Симптоматология развития — научное констатирование, описание и определение симптомов, позволяющие определить уровень и характер развития, достигнутого ребенком на настоящий момент. Самое важное — выяснение степени выраженности и характера связи данного симптома с остальными и его мотивированности, т. е. места данного симптома внутри целого синдрома. Еще более важно отойти в квалификации фактов и явлений нарушения от житейских наблюдений, случайных названий и обобщений.
4. Педологический диагноз представляет собой вскрытие причин и механизмов образования данного симптомокомплекса. Окончательная оценка состояния развития делается на основе тщательного анализа числа и характера положительных и отрицательных данных, сравнения всей картины поведения ребенка с той или иной возрастной схемой развития.
5. Прогноз — предсказание на основе всех предыдущих этапов исследования пути и характера детского развития. Содержанием прогноза должна быть вся полнота процесса развития, как она отражена в диагнозе, со всей сложностью структуры и динамики личности ребенка.
6. Педагогическое или лечебно-педагогическое назначение, во имя которого и строится педологическое исследование. Педагогическое назначение должно быть конкретным, содержательным, давать совершенно определенные и ясные указания относительно мероприятий, применяемых к ребенку, и явлений, которые должны быть устранены с помощью этих мероприятий.
Получив назначение, педагог должен знать, с чем именно в развитии ребенка ему нужно бороться, какие для этого привлекаются средства, какой от них ожидается эффект. Такие стереотипные формулировки назначений, как индивидуальный подход или вовлечение в коллектив, неэффективны, поскольку не имеют конкретного содержания и не указывают на способ их осуществления.
Основываясь на выше сказанном можно составить тактику проведении психологического обследования ребёнка с ОВЗ (по О. Н. Усановой):
1. Предварительный этап — сбор и анализ всестороннего анамнеза. (При анализе этих данных учитываются следующие парметры развития:
• сроки — время начала и завершения различных этапов развития;
• темпы — скорость, интенсивность накопления определенных навыков и умений;
• спонтанность — степень самостоятельности ребенка в овладении разными видами деятельности;
• результативность — уровень развития, достигнутый ребенком к моменту обследования.)
2. Первый этап — наблюдение за поведением и деятельностью ребенка. Его задача — отметить состояние отдельных сторон его психической деятельности в целях получения общей характеристики развития.Фиксируются: внешний вид ребенка, его контактность, реакция на ситуацию обследования, направленность интересов и действий, организация внимания и деятельности, осмысленность работы, адекватность оценки своих действий (концентрация, переключаемость, распределение внимания, сопровождение деятельности речью, двигательная расторможенность, эмоциональная неустойчивость).
3. Второй этап — углубленное изучение психических процессов с помощью психодиагностических и нейропсихологических методик (анализ уровня развития мышления и речи, сенсорно — перцептивных и мнестических процессов, изучение письменной речи, математических умений и навыков.)
4. Третий этап – составление заключения по результатам обследования.
Психологическое заключение должно строиться на основе сравнительного анализа полученных результатов по всем разделам обследования. Стандарта в написании заключения нет, но можно говорить о некоторой условной схеме заключения. О. Н. Усанова предлагает составление психологическогозаключения из трех частей:
Первая часть – постановка вопроса исследования (гипотеза).
Вторая часть – описательная характеристика результатов исследования в русле выбранного направления. В этой части анализируется организационная и исполнительская сторона психической деятельности ребенка, а также формулируются выводы, полученные в процессе обследования.Должны быть даны ответы на вопросы: 1) соответствует ли уровень психического развития ребенка возрастным нормам; 2)какова структура дефекта развития: какой дефект является первичным, какие вторичные нарушения закономерно возникли и развились как следствие первичного дефекта; 3) какова взаимосвязь высших психических функций ребенка, особенно мышления и речи; 4) каково взаимодействие дефекта развития ребенка и формирование его личности;5) каков уровень его знаний и практических навыков к моменту обследования; 6) какова обучаемость ребенка? (необходимо привести конкретные примеры, подтверждающие выводы)
Третья часть – резюме наиболее важных данных, которые в дальнейшем могут быть положены в формулировку диагноза.
Ниже представлена схема психологического заключения, предложенная М. М. и Н. Я. Семаго.
А. Общая часть заключения ‘
1. Основные паспортные данные ребенка.
2. Основные жалобы родителей, педагогов, других лиц, сопровождавших ребенка на консультацию.
3. Наиболее важные анамнестические данные.
4. Специфика внешности и поведения ребенка в процессе обследования, в том числе его эмоциональное реагирование, общая мотивация, отношение к обследованию (критичность и адекватность).
5. Сформированность регуляторных функций.
6. Общая оценка операциональных характеристик деятельности в различные моменты обследования (в том числе и ее динамический аспект).
7. Особенности развития различных компонентов когнитивной сферы.
8. Характеристики эмоционально-личностной сферы, включая межличностные отношения.
Б. Специальная часть
1. Психологический диагноз.
2. Вероятностный прогноз развития.
3. Рекомендации по дальнейшему сопровождению ребенка.
1. Марцинковская Т. Д. Диагностика психического развития детей.
2. ЗабрамнаяС. Д., Левченко И. Ю. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития (курс лекций).
3. Шаповал И. А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития.
4. Усанова О. Н. Специальная психология как наука.
Программа психолого-педагогического сопровождения семьи с ребёнком-инвалидом дошкольного возраста Пояснительная записка Актуальность. Среди множества социальных проблем, стоящих перед государством в настоящее время, существует проблема.
Индивидуальные карты развития музыкальных способностей ребенка для проведения педагогического обследования детей в ДОУ Индивидуальная карта развития музыкальных способностей ребенка 2младшей группы сентябрь 2015г — май 2016г Воспитанник № группы Дата рождения.
Карта психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса Карта психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса ___ Тема недели: «Осень. Признаки.
Модель психолого-педагогического сопровождения дошкольников 6–7 лет на этапе подготовки к школе Поступление дошкольника в школу означает смену социальной позиции, изменение всей социальной ситуации его развития. Учебная деятельность.
Повышение коммуникативной компетентности педагогов посредством психолого-педагогического тренинга ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Детский сад – это своеобразная субкультура нашего общества, включающая коллектив работников детских садов и коллектив.
Организация социального и психолого-педагогического сопровождения детей с ментальной инвалидностью Областной реабилитационный центр для детей-инвалидов «Надежда» функционирует в г. Волжский с 1993 года. Именно здесь дети с особенностями.
Программа психолого-педагогического сопровождения детей 6 года жизни Вашему вниманию хотела бы представить программу психолого — педагогического сопровождения своей группы. На современном этапе развития образования.
Программа психолого-педагогического сопровождения группы кратковременного пребывания по адаптации детей ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность. При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети про-ходят через адаптационный период.
Программа психолого-педагогического сопровождения. Анкеты для родителей Май № Название занятия Источник Цель Материалы 33 Мы такие разные И. А. Пазухина «Давайте познакомимся!» стр. 117 Учить различать индивидуальные.
Специфика психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья Под термином «задержка психоречевого развития» понимаются синдромы временного отставания развития моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых.
Источник
Психолого-педагогическая диагностика учащихся с ограниченными возможностями здоровья, как один из этапов коррекционно-психологической помощи
специалист в области арт-терапии
Психолого-педагогическая диагностика учащихся с ограниченными возможностями здоровья, как один из этапов коррекционно-психологической помощи
Айнбиндер Наталья Алексеевна
ОГАОУ «Центр образования «Ступени»
Проблема обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из наиболее актуальных в системе образования. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями, из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания[1, с.27].
Группа школьников с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА; с задержкой и комплексными нарушениями развития.
Коррекционно-психологическая помощь это создание оптимальных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, способствующих их интеллектуальному, личностному и эмоционально-волевому развитию; содействие социально-культурной адаптации в современном социуме. Коррекционно-психологическая помощь состоит из нескольких этапов: психолого-педагогическая диагностика обучающихся, консультирование педагогов и родителей, коррекционно-развивающая работа с обучающимися, проведение промежуточной и итоговой диагностики учащихся с целью определения дальнейшего образовательного маршрута. Любая работа должна непременно проводится в системе[4, с.321] .
Первичным этапом коррекционно — психологической помощи является психолого-педагогическая диагностика. Диагностическое направление – заключается в проведении первичного обследования школьников, организованного в рамках комплексного изучения развития учащихся специалистами школьного психолого-педагогической службы, и дальнейшего динамического наблюдения за развитием учащихся. Работа по коррекции недостатков ребенка с особенностями в развитии начинается, прежде всего, с качественной диагностики.
Как отмечают такие практические психологии как Т.А. Подугольникова, М.Ф. Носова любая перспективная программа коррекции и развития ребенка может быть эффективной лишь тогда, когда она основана на правильном заключении о состоянии его психики и специфических индивидуальных особенностях становления его личности [2, с. 63-67].
Для проведения первичной психолого-педагогической диагностики нами используются методики таких авторов как: А.А. Венгер, С.Д. Забрамная, И.Ю. Левченко. В.И. Лубовский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Н.Н. Морозовой С.Я. Рубинштейн, И.В. Чумаковой, О. Е. Шаповаловой , Е.А. Шиловой и др.[3,с.11-26] Все методики модифицированны и объедененны в единую карту, в которую систематически вносятся изменения. Карта включает в себя ознакомительную беседу, благодаря диагностики возможно осуществить проверку знаний и представлений обучающихся об окружающем, о сформированности временных, пространственных представлениях. В процессе певичной диагностики у обучающихся изучаем уровень развития, понимания логико — грамматических конструкции, причинно — следственных отношений, умение анализировать, исключать лишнее, состовлять рассказ, обобщать. Например такие диагностические методики и задания как: назови причину наводнения, листопада; объясни пословицы и поговорки; расставь события по порядку; объясни что изображенно на картине (скрытый смысл); закончи предложение;установи законемерность; подбери общее понятие;исключи лишнее слово;сравни понятия; составь рассказ ( по серии сюжетных картин).
Большое внимание уделяется изучению памяти, оно включает в себя диагностические задания направленные на изучение опосредованного запоминания и его продуктивности, запоминание и понимание текста. Например такие задания: запомни слова и повтори; нарисуй рисунок который поможет тебе потом вспомнить слова которые я сейчас назову, постарайся запомнить сказку и потом ее повторить.
Еще один блок диагностики посвящен изучению восприятия и внимания детей с ограниченными возможностями здоровья. Например такие диагностические задания как: зашумленный рисунок, коректурная проба, затерянная картинка, разрезная картина, ошибка художника, исправь ошибку.
Большое внимание уделено диагностики сформированности учебных навыков детей более старшего возраста.
Задания и методики которыми мы пользуемся при диагностики обучающихся могут меняться, дополнятся или же исключаться из карты вообще. Зависит это от возраста, заболевания и индивидуального развития школьника.
Качественно проведенная психолого — педагогическая диагностика учащихся помогает нам составить дефектологическое заключение. Оно и является приоритетным при составлении индивидуальной программы коррекционно — развивающих занятий. Такая программа имеет определенные цели и задачи а так же календарно — тематическое планирование на весь учебный год.
Не мало важным фактором первичная диагностика выступает при корректировки плана работы учителя — дефектолога, при планировании просветительской работы не только для педагогов работающих с тем или иным контингентом детей, но и для родителей обучающихся.
В сентябре 2018 года на базе ОГАОУ «Центр образования «Ступени» проводилась первичная диагностика 10 обучающихся центра которые поступили на индивидуальные занятия к дефектологу после коллегиального заключения психолого — педагогического консилиума. Школьники имеют различные диагнозы (детский церебральный паралич, эпилепсия, соматические заболевания и др.), возраст обучающихся варьируется от 8 до 11 лет. Для первичной диагностики использовалась диагностическая карта обследования развития младших школьников. Результаты диагностики позволили сделать вывод о развитии общей и мелкой моторики, пространственно — временных представлениях о развитии памяти, внимания, мышления, восприятия.
Были составлены рекомендации, дневники развития обучающихся по результатам диагностического обследования школьников. Все дети данной группы условно разделились на три уровня развития: выше среднего, средний и ниже среднего. Первичная диагностика позволила определить направления коррекционно — психологической помощи каждому конкретному обучающемуся на весь учебный год. По результатам диагностики были составлены коррекционно — развивающие программы, даны рекомендации учителям, работающим с конкретными детьми, проведены консультации для родителей.
Таким образом организация воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья ставит вопросы изучения и выявления особенностей познавательной деятельности, установления характера нарушений, потенциальных возможностей школьника и дает возможность прогнозировать его развитие.
Иначе говоря, д ля успешности воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого- педагогической диагностике, позволяющей:
— выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности обучающегося;
— определить оптимальный педагогический маршрут;
— обеспечить индивидуальным сопровождением каждого школьника;
— спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;
— оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;
— определить условия воспитания и обучения ребенка;
— консультировать родителей ребенка.
При этом одним из основных принципов диагностики нарушенного развития является комплексный подход, который включает всестороннее обследование, оценку особенностей развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и охватывает познавательную деятельность, поведение, эмоции, волю, сформированность учебных навыков и др.
Основной целью применения психологической диагностики является определение уровня умственного развития и состояния интеллекта детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку эта категория дошкольников представляет исключительное разнообразие. Психодиагностическое обследование ребенка с проблемами в развитии должно быть системным и включать в себя изучение всех сторон психики (познавательная деятельность, речь, эмоционально-волевая сфера, личностное развитие).
Епифанцева Т. Б., Киселенко Т. Е., Могилева И.А. Настольная книга педагога – дефектолога- Изд. 2-ое – Ростов н/ Д:Феникс, 2006. 576 с.
Подугольникова, Т.А., Носова, М.Ф. Оценка уровня развития кратковременной зрительной памяти у дошкольников с нарушениями бинокулярного зрения // Дефектология. – 2003. — №1. – С. 67-73.
Современные проблемы изучения, обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: сб. науч. тр. / Под ред. И.В. Чумаковой, Е.А. Шиловой, Н.Н. Морозовой. Саранск: Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева, 2000. 174 с.
Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. – М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. 448 с.
Источник