Психологические факторы здоровья
Многие специалисты задавались вопросом: как взаимосвязаны факторы жизни человека со здоровьем и болезнью. Психологи предложили выделить 3 группы психологических факторов, ведущих к здоровью и болезни: независимые, передающие и мотиваторы.
Независимые факторы имеют самые сильные корреляции со здоровьем и болезнью:
a.Предрасполагающие факторы:
i. Поведенческий профиль. Существует 3 типа поведения: тип А, тип Б и тип С. Также выделяют 12 типов поведения – опросник AVEM. Каждый тип включает следующие характеристики: поведенческие позиции (амбициозность, агрессивность, компетентность), специфическое поведение (мышечное поведение, определенный эмоциональный стиль речи) и преобладающие эмоциональные ответы (раздражение, враждебность, гнев). Некоторые ученые с поведением, предшествующим ишемической болезнью сердца, связывают тип А и его наиболее прогностическую черту личности – «потенциал враждебности».
ii. Поддерживающие диспозиции – это личностные конструкты, связанные с определенными возможностями реагирования на различные трудности в оптимистической или пессимистической манере (диспозиция-оптимизм и диспозиция-пессимизм). Сюда же ученые относят «силу-Я» как механизм, связывающий здоровье с психосоциальным влиянием, например, такое качество человека как выносливость, самообладание, настойчивость, решительность, целеустремленность.
iii. Эмоциональный профиль или эмоциональные паттерны. Это трудности в эмоциональном выражении, связанные с алекситимией. Трудности могут быть связаны с множеством психосоматических расстройств, с особенностями дыхательной системы: астмой бронхитами. Могут встречаться трудности в выражении эмоций, что характерно для поведенческого типа С, т.к. для него свойственен репрессивный личностный стиль – избегание потенциальных повреждающих ситуаций, сознательных конфликтов, затрудненному опыту. Тип С не способен выражать негативные эмоции, особенно в открытой манере.
b.Когнитивные факторы – это представления о здоровье, разнообразные модели веры в лечение:
i. Представления о болезни. Люди оценивают физиологические расстройства и симптомы в зависимости от общепринятого подхода и представлений медицины о болезни (чаще всего в историческом контексте), от формального образца (атрибуции, которые касаются приписывания причин болезни или излечения каким-либо факторам личностного плана).
ii. Восприятие риска и уязвимости. Чаще всего риск идет к заболеваниям или другим негативным жизненным событиям.
iii. Контроль над своей жизнью: чувство ответственности и волевая регуляция.
c.Факторы социальной среды:
i. Социальная поддержка может быть положительной и негативной (если референтная группа является неблагоприятной).
ii. Брак и семья.
iii. Профессиональное окружение.
d.Демографические переменные:
i. Фактор пола. Концепция биологического детерминизма объясняет различия в психике и здоровье мужчин и женщин.
ii. Фактор восприятия возраста. При восприятии пожилого возраста усиливается корреляция между здоровьем и влиянием социальной среды, т.к. изменяется социальная поддержка. Существует корреляция между уровнем здоровья и материальным доходом.
iii. Этнические группы и социальные классы. Снижается способность к психологической адаптации, т.к. некоторые группы имеют низкий социально-культурный и материальный статус. Происходит снижение стабильности жизни и здоровья.
Передающие факторы представляют собой специфическое поведение, которое возникает в ответ на различные стрессоры:
1.Копинг-стратегия или совладание с проблемами разного уровня, т.е. переживания, регуляция, саморегуляция, восстановление. Копинг-стратегии влияют как на соматику, иммунную систему, так и на психосоматику.
2.Употребление и злоупотребление веществами: алкоголь, никотин, лекарственные препараты, пищевые продукты, наркотики. Они в психологии рассматриваются как одна из стратегий преодоления и регуляции внешних стрессоров или внутренних проблем, чаще всего с отрицательными результатами для здоровья.
3.Особые виды поведения, способствующие здоровью: физическая активность, выбор экологической среды, самосохранительное поведение в целом.
4.Соблюдение правил по поддержанию здоровья и приверженность им. Сюда относят добровольные усилия, направленные на планирование и осуществление лечения, профилактику различных заболеваний через профосмотры, посещение групп поддержки, выполнение определенных гигиенических процедур, использование ремней безопасности и т.д.
Мотиваторы:
1.Стрессоры. Именно стресс приводит в действие другие факторы, прежде всего, передающие, через активизацию механизмов копинга.
2.Существование в болезни: процесс адаптации к острым эпизодам болезни, поведение по оценке болезни (информационный поиск, социальные сравнения или отрицание болезни).
Оценка этих факторов позволила создать тесты для определения собственного уровня и оценки здоровья.
Источник
Характеристика психологических факторов здоровья (независимые, передающие, мотиваторы)
Здоровье. Психология здоровья. Цель и задачи психологии здоровья.
Здоровье– это такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезни или физических дефект, но полное душевное, физическое и соц благополучие.
ПЗ–это наука опсих причинах здоровья, методах и средствах его сохранения, укрепления и развития.
ПЗ является синтезом 2-х наук – валеологии (наука об индивидуальном здоровье чел-ка) и гигиены.
Направление исследований:
1) Выявление роли психолог фактора в укреплении здоровья чел-ка.
2) Формирование внутренней картины здоровья. Отношение чел-ка к своему здоровью.
3) Поиск оптимальных методов психолог воздействия, направленное на развитие здоровья личности.
4) Создание системы обучения здоровью.
Основная цель ПЗ – всестороннее совершенствования чел-ка.
Объект ПЗ – здоровая личность.
Задачи ПЗ:
1) Повышение ур-ня психологической культуры степени совершенствования.
2) Повышение ур-ня культуры общения.
3) Определение путей и условий для самореализации, раскрытия своего творческого и духовного потенциала.
Основные проблемы, рассматриваемые психологией здоровья. Связь с другими науками.
Осн проблемы ПЗ:
1) Убыстрение ритма жизни (болезни спешки).
2) Проблема жизни в условиях неопределенности. Типы людей в условиях неопределенности (интроверты, экстроверты).
3) Большой поток инф (синдром «инф изнурения»)
4) Снижение уровня соц поддержки
5) Актуализация всех грехов чел-ка
6) Вестеризация – усвоение общественных ценностей и представлений, моделей поведения присущих западному обществу.
Связь с др науками:валеология, гигиена, общая П, П личности, П труда, П девиантного поведения, эпидемиология, мед П, мед антропология, П физиологии, дефектология, П соц поведения и т.д.
Основные модели здоровья.
1) Биологическая. Здоровье – это отсутствие болезни и нормальное функционирование организма.
2) Медицинская. Здоровье (предложено ООН) – это состояние полного физического, соц благополучия, а не только отсутствие болезни.
3) Биомедицинская. Здоровье – это состояние организма, когда функционирование всех органов и систем уравновешено с внешней средой.
4) Ценностно-социальная. Здоровье – это ценность для чел-ка, необходимая для удовлетворения потребностей.
5) Биосоциальная. Здоровье – это гармоничное единство соц и биологических ка-в чел-ка.
История становления психологии здоровья.
Личность и условия ее развития и здоровья», с которым Бехтерев выступил в сентябре 1905 г. в Киеве на 2-мсъезде российских психиатро.
В1930-егг. многие исследователи обратили внимание на взаимосвязь между эмоциональной жизнью человека и его физиологическими процессами. Исследования в этом на правлении привели к появлению новой научной области:психосоматической медицины. В 1938 г. начинает выходить журнал «Психосоматическая медицина». Через год эта область исследований трансформировалась в общество, которое се годня называется «Американское психосоматическое общество». «Психология здоровья» было открыто в Американской психологической ассоциации в 1978 г. С 1982 г. выходит журнал «Психология здоровья».
Характеристика основных факторов здоровья.
Определенным фактором который влияет на здоровье – это образ жизни. Вкл в себя 4 категории: экологическая, социологическая (качество), соц-экономическая, соц-психологическая (стиль жизни чел-ка)
Факторы:
1) Образ жизни. Вредные привычки, неправильное питание, гиподинамия и гипердинамия, стрессовые ситуации, недостаточная мед активность, сексуальное поведение.
2) Внешняя среда 20 %. а) макро среда (природно-климатические); б) микро среда (вредные условия труда и обучения, плохие материально-бытовые условия.
3) Биологический фактор 20 %. Наследственность, предрасположенность к заболеваниям, возрастные, половые, конституциональные особенности ведущие к развитию заболевания.
4) Организация медико-психологической помощи 8-10% (некачественная помощь).
Характеристика психологических факторов здоровья (независимые, передающие, мотиваторы).
1) Независимые. Самая сильная корреляция со здоровьем и болезнью. Вкл личностные ха-ки, поведенческие особенности, когнетивные, демографические, соц ресурсы чел-ка. К ним относят:
· Предраспологающие факторы: а) поведенческие (тип а, тип в, тип с); б) поддерживающие диспозиции (индивидуальная возможность реагировать на трудности); в) эмоциональные паттерны (трудность в эмоц выражении)
· Когнетивные факторы (представление о норме и болезни). Базовое понятие – это здоровье, здоровый образ жизни, здоровое поведение. Представления о здоровье отражены в различных подходах: а) медицинский; б) математический; в) психоаналитическое и гуманистическое направление (норма – полная самореализация); г) оптимальное и недостаточное здоровье.
· Факторы соц среды – соц поддержка.
· Демографические факторы (демографические перемены): а) пол; б) возраст; в) этнические группы и классы.
Выводы: независимые факторы различным образом влияют на личность (на здоровье и болезнь). Личность может быть больной из-за своего нездорового поведения, личностные факторы могут прямо формировать болезнь через особен. физиолог.механизмы, биолог. факторы болезни могут быть связаны с личностью, и средавые влияния могут быть задействованы между здоровьем и болезнью.
2) Передающие. 4 позиции:
· Употребление и злоупотребление веществами
· Виды поведения способствующие здоровью (физ активность)
· Соблюдение правил по поддержанию здоровья и приверженству.
3) Мотиваторы – стрессоры и существование болезни.
Источник
Психологические факторы здоровья
Многие специалисты задавались вопросом: как взаимосвязаны факторы жизни человека со здоровьем и болезнью. Психологи предложили выделить 3 группы психологических факторов, ведущих к здоровью и болезни: независимые, передающие и мотиваторы.
Независимые факторы имеют самые сильные корреляции со здоровьем и болезнью:
a.Предрасполагающие факторы:
i. Поведенческий профиль. Существует 3 типа поведения: тип А, тип Б и тип С. Также выделяют 12 типов поведения – опросник AVEM. Каждый тип включает следующие характеристики: поведенческие позиции (амбициозность, агрессивность, компетентность), специфическое поведение (мышечное поведение, определенный эмоциональный стиль речи) и преобладающие эмоциональные ответы (раздражение, враждебность, гнев). Некоторые ученые с поведением, предшествующим ишемической болезнью сердца, связывают тип А и его наиболее прогностическую черту личности – «потенциал враждебности».
ii. Поддерживающие диспозиции – это личностные конструкты, связанные с определенными возможностями реагирования на различные трудности в оптимистической или пессимистической манере (диспозиция-оптимизм и диспозиция-пессимизм). Сюда же ученые относят «силу-Я» как механизм, связывающий здоровье с психосоциальным влиянием, например, такое качество человека как выносливость, самообладание, настойчивость, решительность, целеустремленность.
iii. Эмоциональный профиль или эмоциональные паттерны. Это трудности в эмоциональном выражении, связанные с алекситимией. Трудности могут быть связаны с множеством психосоматических расстройств, с особенностями дыхательной системы: астмой бронхитами. Могут встречаться трудности в выражении эмоций, что характерно для поведенческого типа С, т.к. для него свойственен репрессивный личностный стиль – избегание потенциальных повреждающих ситуаций, сознательных конфликтов, затрудненному опыту. Тип С не способен выражать негативные эмоции, особенно в открытой манере.
b.Когнитивные факторы – это представления о здоровье, разнообразные модели веры в лечение:
i. Представления о болезни. Люди оценивают физиологические расстройства и симптомы в зависимости от общепринятого подхода и представлений медицины о болезни (чаще всего в историческом контексте), от формального образца (атрибуции, которые касаются приписывания причин болезни или излечения каким-либо факторам личностного плана).
ii. Восприятие риска и уязвимости. Чаще всего риск идет к заболеваниям или другим негативным жизненным событиям.
iii. Контроль над своей жизнью: чувство ответственности и волевая регуляция.
c.Факторы социальной среды:
i. Социальная поддержка может быть положительной и негативной (если референтная группа является неблагоприятной).
ii. Брак и семья.
iii. Профессиональное окружение.
d.Демографические переменные:
i. Фактор пола. Концепция биологического детерминизма объясняет различия в психике и здоровье мужчин и женщин.
ii. Фактор восприятия возраста. При восприятии пожилого возраста усиливается корреляция между здоровьем и влиянием социальной среды, т.к. изменяется социальная поддержка. Существует корреляция между уровнем здоровья и материальным доходом.
iii. Этнические группы и социальные классы. Снижается способность к психологической адаптации, т.к. некоторые группы имеют низкий социально-культурный и материальный статус. Происходит снижение стабильности жизни и здоровья.
Передающие факторы представляют собой специфическое поведение, которое возникает в ответ на различные стрессоры:
1.Копинг-стратегия или совладание с проблемами разного уровня, т.е. переживания, регуляция, саморегуляция, восстановление. Копинг-стратегии влияют как на соматику, иммунную систему, так и на психосоматику.
2.Употребление и злоупотребление веществами: алкоголь, никотин, лекарственные препараты, пищевые продукты, наркотики. Они в психологии рассматриваются как одна из стратегий преодоления и регуляции внешних стрессоров или внутренних проблем, чаще всего с отрицательными результатами для здоровья.
3.Особые виды поведения, способствующие здоровью: физическая активность, выбор экологической среды, самосохранительное поведение в целом.
4.Соблюдение правил по поддержанию здоровья и приверженность им. Сюда относят добровольные усилия, направленные на планирование и осуществление лечения, профилактику различных заболеваний через профосмотры, посещение групп поддержки, выполнение определенных гигиенических процедур, использование ремней безопасности и т.д.
Мотиваторы:
1.Стрессоры. Именно стресс приводит в действие другие факторы, прежде всего, передающие, через активизацию механизмов копинга.
2.Существование в болезни: процесс адаптации к острым эпизодам болезни, поведение по оценке болезни (информационный поиск, социальные сравнения или отрицание болезни).
Оценка этих факторов позволила создать тесты для определения собственного уровня и оценки здоровья.
Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Источник