Меню

Психологические аспекты здоровья студента

Психологические аспекты здоровья студента

Библиографическая ссылка на статью:
Зимулина Г.Д. Проблема психологического здоровья студентов // Психология, социология и педагогика. 2015. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2015/09/5817 (дата обращения: 12.04.2021).

Вопрос о психологическом здоровье личности интересовал ученых, начиная с 20 века. Постоянные природные катаклизмы, урбанизация и отрыв людей от природной окружающей среды, смена социальных норм и политическая нестабильность, все это приводило к тому, что вопрос о психологическом здоровье становился все более актуальным. Большое внимание ему уделил академик В. М. Бехтерев, формулируя тему «психологическое здоровье» еще в самом начале своей деятельности. Также большой вклад в рассмотрении этого вопроса внесли Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Уолтер Кэннон, Ганс Селье и Дэвид Майерс.

Современное поколение студентов живет в постоянно изменяющемся обществе, в котором в силу социально-политических, социально-экономических, гражданско-правовых преобразований повысился уровень требований к духовно-личностной сфере будущих специалистов с высшим образованием, как к психологически здоровой и самоактуализирующейся личности [1].

Часто жизнь молодежи ассоциируется с весельем, досугом и отдыхом, но это только на первый взгляд она кажется легкой и беззаботной. При поступлении в вуз молодежь начинает сталкиваться со многими стрессовыми ситуациями на своем пути. Нельзя забывать, что, придя в вуз, у молодежи формируется иной образ жизни, меняется привычное окружение: новый город, обстановка, коллектив. Не меньший стресс молодежь получает из-за изменений в учебном процессе. Все эти новые особенности: структура обучения, переезд в общежитие, недостаток денег, а так же проблемы с жильем воздействуют на психологическое здоровье студентов, заставляют находиться в ситуации неопределенности. Поэтому его необходимо укреплять, и проявлять повышенное внимание к созданию благоприятного психологического климата. Это можно сделать с использованием возможностей современной психологии, важными компонентами которого являются гармоничные взаимоотношения между человеком и средой и различные аспекты человеческого «Я». Образование, являясь особой сферой, в которой совершается передача и воспроизводство не только знаний, умений, навыков и культурного опыта поколений, формирует характер мышления, миропонимания и мироощущения, духовные ценности нации, ее историческое и нравственное самосознание [2].

Студент, психологическое здоровье которого в норме, выделяется среди других. Он постоянно находится в движении, познает себя и окружающий его мир не только разумом, но и интуицией. Главными его качествами становятся жизнерадостность, целеустремленность, творчество, гармония в собственных чувствах, уверенность в себе и своих начинаниях, он просто стремится быть счастливым. Ресурсы его психики и индивидуальные психологические особенности занимают центральное место для изучения в психологии здоровья.

А если человек нездоров, и его психологическое здоровье находится под угрозой: негативное самоощущение, низкий уровень рефлексии, отсутствие желания самосовершенствоваться, неумение выполнять социальные и семейные роли, то в настоящее время существует достаточный выбор средств помощи. К ним относятся: психологические коррекции, психодиагностики, различного рода психологические тренинги. Данные виды помощи должны выступать в роли одного комплекса, поскольку только такое воздействие на человека поможет прийти к положительным изменениям.

Для сохранения и укрепления своего психологического здоровья, молодежь должна стараться вести здоровой образ жизни, поддерживать теплые отношения с людьми, которые её окружают, научиться ставить перед собой выполнимые задачи и цели, находить пути их достижения, достойно справляться и переносить трудности, иметь жизнерадостный взгляд на все происходящие вокруг события. Все это поможет в тех трудных ситуациях, когда, кажется, что жизнь не удалась.

В заключении, хотелось бы сказать, что умение и желание видеть прекрасное, быть отзывчивым – крайне важно. Это приносит много положительных эмоций, а, следовательно, создается благоприятная атмосфера для личностного развития студента. Быть психологически здоровым человеком, означает быть успешным!

Источник

Психологическое здоровье студентов колледжа

Введение.

В настоящее время, как никогда остро, встал вопрос о формировании, поддержании и сохранении психологического здоровья подрастающего поколения.

Термин “психологическое здоровье” был введен 1979 г. Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Психологическое здоровье рассматривается как состояние душевного благополучия, отсутствие болезненных психических явлений. Но здоровье – это не просто отсутствие болезни, это полное физическое и духовное благополучие.

Психологическое здоровье характеризует личность в целом (в отличие от «психического здоровья», которое имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам).

Психологическое здоровье включает в себя разные компоненты жизнедеятельности человека:

  • состояние психического развития, душевного комфорта;
  • адекватное социальное поведение;
  • умение понимать себя и других;
  • более полная реализация потенциала развития в разных видах деятельности;
  • умение делать выбор и нести за него ответственность.
Читайте также:  Система мониторинга здоровья населения это

Существуют два основных признака, по которым можно судить о психологическом здоровье:

1. Позитивное настроение, в котором находится человек. Основу составляют такие состояния как:

  • полное спокойствие
  • уверенность в своих силах
  • вдохновение

2. Высокий уровень стрессоустойчивости, благодаря которой человек способен выходить из различных ситуаций, связанных с переживаниями тревоги, страха.

Одной из основных задач работы психологической службы “Медицинского колледжа №2” г. Санкт-Петербурга является помощь студентам в социально-психологической адаптации.

Контингент нашего колледжа преимущественно подростки.

Отрочество, это период интенсивного и целенаправленного развития, процесс формирования физического, интеллектуального, психического, нравственного и социального в человеке. Напряженность процессов роста и развития, определяющих сущность подросткового организма, делает его наиболее уязвимым и чувствительным к минимальным неблагоприятным воздействиям. Отсюда вытекают многочисленные проблемы подростков.

Границы подросткового возраста определим от 12 до 18 лет, хотя разные отечественные и зарубежные источники варьируют.

На основе знания и учета индивидуальных личностных особенностей студентов, для улучшения психологического здоровья последних, преподаватель может выбирать и осуществлять требуемые психолого-педагогические воздействия в каждом конкретном случае, чему в немалой степени способствует реализация нашей программы.

Основная часть

Раздел “Психологическое здоровье студентов колледжа”.

Программа базируется на модели представлений о том, что психологическое здоровье – это мера способности человека выступать активным и автономным субъектом собственной жизнедеятельности в изменяющемся мире.

Цель программы — формирование и поддержание психологического здоровья студентов — подростков.

Принципы, лежащие в основе:

1. Видение подростка целостной, открытой и саморазвивающейся системой.

2. Понимание здоровья как активность и способность к сохранению личностной саморегуляции.

3. Повышение социально-психологической компетентности студентов, родителей и педагогов.

Способы внедрения программы:

Совершенствование работы СПС и ее дальнейшая интеграция с другими структурными подразделениями колледжа.

Способ реализации – создание условий, обеспечивающих психическое и личностное развитие студентов колледжа.

Основные задачи:

1. Создание условий для сохранения психологического здоровья студентов.

3. Формирование мотивации здорового образа жизни.

4. Обучение методам позитивного мышления и приемам эмоциональной саморегуляции.

Научно-методологическими основаниями программы являются:

— принципы гуманистической психологии;

— взгляды Б.Г. Ананьева на студенческий возраст как сензитивный период;

— новая личностно-ориентированная образовательная парадигма.

Критериями эффективности программы могут выступать:

1. Конструктивные изменения характера адаптации студентов (ее сбалансированность и гармоничность).

2. Сформированность мотивации к здоровому образу жизни.

3. Овладение студентами методами позитивного мышления и приемами саморегуляции.

3. Практическая часть:

3.1. Результаты внедрения программы.

Этапы реализации программы “Психологическое здоровье студентов колледжа”:

Данная программа может быть реализована в 2 этапа:

I этап — диагностический, который позволяет оценить состояние психологического здоровья подростков и определить основные направления дальнейшей работы (продолжительностью 6 месяцев).

II этап реализации – коррекционно-развивающий и профилактический, который проводится в соответствии с полученными результатами на I этапе и направлен на повышение психологических ресурсов подростка (имеет практическую направленность, продолжительность 2-3 года).

Участники программы:

Студенты медицинского колледжа первого курса после основного общего образования (9 класс) 200 -250 человек;

Организаторы – педагоги-психологи.

I этап – диагностический

Цель: Получить системные данные при обследовании подростков для оценки состояния психологического здоровья.

Для оценки состояния здоровья необходим мониторинг.

Исходя из этого, в пакет диагностических методик включены следующие методики:

1. Тест “Психологическое здоровье”.

Цель – выявить показатели психологического здоровья.

2. Тест “Акцентуации характера” Леонгарда-Шмишека.

Цель – выявить типы акцентуаций характера.

3. Уровень невротизации Хека-Хесса.

Цель – выявить уровень невротизации.

4. Уровень самооценки по Спирмену.

Цель – изучение самооценки как компонента самосознания личности.

Результаты диагностического этапа реализации программы “Психологическое здоровье студентов колледжа”.

1. Результаты мониторинга “Особенности самооценки”

Вывод №1

Почти половина студентов колледжа нуждается в коррекции уровня самооценки. Это можно осуществить путем тренингов и бесед, проводимых коллективно и индивидуально. Очень важно выявить причину неадекватной оценки и воздействовать непосредственно на нее.

Результаты мониторинга “Исследование видов акцентуаций”

Вывод №2

Собранные нами данные подтверждают то, что акцентуации характера действительно характерны для подросткового возраста, что является нормой, в большинстве случаев, не нуждающейся в коррекции.

Читайте также:  Какая сумма за моральный ущерб вред здоровью при средней тяжести

Результаты мониторинга “Уровень невротизации”

Вывод №3

Выявленные 26% опрошенных студентов с повышенным уровнем невротизации являются группой риска и нуждаются в обучении методам повышения стрессоустойчивости.

Результаты мониторинга “Оценка состояния психологического здоровья”: Психологическое здоровье

Вывод №4

Люди, психологическое здоровье которых условно в норме или снижено, также являются группой риска и объектом работы нашей психологической службы.

Мы обращались к данным физического здоровья студентов (количество занимающихся в основной / подготовительной и освобожденных от занятий физкультуры и социального здоровья (благополучные семьи / с одним родителем и сироты), но значимых корреляций между ними и показателями психологического здоровья выявлено не было.

3. Практическая часть: результаты внедрения программы “Психологическое здоровье студентов колледжа”:

“Развитие и совершенствование психологических ресурсов”.

Приемы рациональной организации деятельности и эмоциональной саморегуляции с целью сохранения и поддержания психологического здоровья.

Проводится в соответствии с полученными результатами диагностики функционального состояния психологического здоровья студентов.

Цель: формирование психологической культуры и укрепление и поддержание психологического здоровья подростков.

Задачи:

1. Освоение рациональных способов учебной деятельности.

2. Формирование мотивации здорового образа жизни.

3. Освоение приемов стрессоустойчивости и эмоционального комфорта.

Примерная тематика занятий:

*Внимание, тренинг внимания.

*Познавательная сфера и особенности человеческого мышления.

* Гимнастика ума (тренинг мышления “Как стать умным?”)

* Эффективное общение и конфликты.

* Психологический стресс, способы повышения стрессоустойчивости.

*Способы психологической защиты.

* Обида и обидчивость.

* О желаниях, потребностях и установках.

4. Заключение.

Анализ результатов тестирования и полученные социально-психологические характеристики студентов подросткового возраста позволяют считать выделенные направления работы психологической службы актуальными и в дальнейшем продолжить работу по изучению контингента и повышению психологических ресурсов студентов-подростков.

Источник

Психологические аспекты образовательной среды по поддержанию душевного здоровья студента

Презентация к уроку

Одной из важных задач современного образования является сохранение и поддержание здоровья студентов. Важным слагаемым общего здоровья, следует выделить и заботу о психологическом здоровье. Очень часто мы встречаем людей в замечательной физической форме, но которые внутри, на уровне личности не являются полностью здоровыми и гармоничными.

Многие причины ведут к такой рассогласованности общего понятия здоровье, но нельзя не отметить, что в настоящее время проблема роста нервно-психических расстройств является крайне актуальной.

Исследователями вопроса состояния психологического здоровья выделено множество критериев. Практически все критерии подводят к общему определению психологического здоровья.

Существует более 300 определений “здоровья”, в которых здоровье определяется:

  • как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов;
  • как совокупность физических и духовных способностей (жизнеспособность), которыми располагает организм, личность;
  • как целостное многомерное динамическое состояние, в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экономической среды, позволяющие человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции.

Таким образом, понимание здоровья различно, но в каждом определении упоминается психологическое (духовное) здоровье личности в качестве важного звена в целостном понимании здоровья.

Психологическое здоровье – это главная способность человека усваивать, перерабатывать новую информацию, успешно реализовать её в процессе деятельности.

Социальные процессы, происходящие в обществе, оказывают существенное влияние на все стороны жизнедеятельности человека, включая и его психологическое здоровье. Социальные потрясения (стрессогенность общества) ограничивают развитие человека, проблемы межличностных отношений вызывают нарушения в развитии психологического здоровья.

В образовательной среде СПО можно выделить ряд особенностей, которые оказывают влияние на психологическое здоровье студента:

  • достаточно загруженный учебный день, характеризующийся значительной интеллектуальной нагрузкой;
  • психоэмоциональное напряжение;
  • часто низкая двигательная активность;
  • проблема межличностных отношений, так как это этап активного вхождения в новую социальную среду;
  • недостаточный опыт самостоятельной деятельности;
  • неумение рационально организовать своё время.

Социальная адаптация очень часто сопровождается действиями, направленными на получение признания и высокого статуса в группе, причем попытки завоевания своего места среди ровесников часто связаны с рискованным поведением.

Разнородность студенческого коллектива создает дополнительные сложности социальной адаптации.

Среди стрессовых причин, связанных с взаимоотношениями в группе, наиболее часто встречаются психологическая несовместимость между членами группы из-за различного уровня знаний и учебной подготовки; особенности черт характера; отсутствие совместной продуктивной деятельности членов группы, что приводит к эмоциональной депривации и нарушению межличностных отношений в студенческой группе; низкое социально коммуникативное развитие учащихся.

Обучение в колледже является жизненно решающим, а за годы учебы происходят важные события и принимаются решения, которые оказывают заметное влияние на всю жизнь и профессиональную карьеру.

Читайте также:  Здоровье людей с четвертой группой крови

Существующая необходимость личностного самоопределения в дальнейшей не простой жизни в наше время сопровождаться рядом негативных переживаний, которые негативным способом влияют на психологическое здоровье студента.

Перечисленные особенности образовательной среды СПО свидетельствуют о том, что обучение и взросление студента сопровождается рядом специфических особенностей, которые в совокупности могут явиться мощным фактором риска для психологического здоровья студентов.

Очевидно, что обучение и последующая реализация профессиональных возможностей могут быть успешны, только у гармонично здоровой личности.

Совокупность личностных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости, социальной адаптации, успешной саморегуляции, и определяют понятие “психологическое здоровье”.

Моя задача как психолога обеспечить психологическое сопровождение студента на каждом этапе учебно-воспитательного процесса, сформировать способность к саморегуляции эмоционального состояния, содействие в формировании мотивации к здоровой жизнедеятельности.

Эти задачи реализуются в традиционных направлениях, по которым выстраивает моя деятельность.

Диагностическая, коррекционно-развивающая работа, консультативно просветительская.

Рассмотрим содержание работы по направлениям:

1. Диагностическая работа

Одним из важных компонентов психологического сопровождения является изучение индивидуальных особенностей учащихся. Для изучения подобраны методики, позволяющие выделить уровни, изучить личностные характеристики, оценить самооценку, самоощущение в мире.

Тестирование тревожности, тесты цветового выбора, проективные методики (“Рисунок семьи”, “Моё настроение”, “Дерево”…), опросники, комплекс анкет для определения группового и индивидуального настроения.

На основании полученных и проанализированных результатов выстраивается коррекционно-развивающая работа, которая ориентирована на создание социально-психологических условий для целостного психологического развития студента групповыми и индивидуальными формами воздействия. Развивающая работа в большей степени ориентирована на “психологически благополучных” студентов, коррекционная на так называемую “группу риска”, показатели уровня развития и актуальное состояние которых вызывают озабоченность.

При этом приходится решать достаточно сложные психологические задачи с применением элементов психотерапии.

Коррекционно-развивающая работа при этом рассматривается как одно из важных направление. Содержание которой, должно обеспечивать целостное воздействие на личность студента во всем разнообразии ее познавательных, мотивационных, эмоциональных и других проявлений.

Развивающая работа традиционно ориентирована, прежде всего, на познавательную, эмоционально-личностную, социальную сферы психической жизни и самосознание. При создании программ воздействия, я ориентируюсь как на групповую форму работы, так и индивидуальную.

Основное содержание групповых занятий составляют занятия с элементами тренинга, игры и психотехнические упражнения, направленные на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, навыков адекватного социального поведения, рефлексии, общения.

2. Просвещение и психопрофилактика

Психологическое просвещение рассматривается в нескольких направлениях: работа со студентами, педагогами и родителями студентов.

Психологическое просвещение студентов происходит при организации внеклассных мероприятий (система классных часов), исследовательской деятельности (работа кружка “Познаю психологию-открываю себя”), печатная деятельность (создание листовок, постеров, плакатов), проведение психологических акций (“Поделись улыбкою своей”, “Позитив или негатив”, “Я Вам желаю…”, “Можно изменить отношение к…”)

Психологическое просвещение педагогов направлено на создание таких условий, в рамках которых педагоги могли бы получить профессионально и личностно значимое для них знание.

В моей модели основной принцип просвещения педагогов – органическое вплетение ситуации передачи им знаний в процесс практической деятельности. Поэтому психологическое просвещение педагогов проходит через:

  • выступления на педагогических советах;
  • организацию семинаров-тренингов по проблеме;
  • организацию круглых столов (по результатам диагностики, по проблеме адаптации и т.д.);
  • тренинги личностного роста для педагогов.

Психологическое просвещение родителей проходит через:

  • Выступление на родительском собрании с целью повышения психологической компетентности родителей в тех вопросах, которые актуальны с точки зрения переживаемого периода развития.
  • Индивидуальное консультирование.

Направление психопрофилактической работы определяется ориентацией работы на своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности студента, состояние его настроения, включённости в деятельность. Важным компонентом этого является ведение мониторинга психологического климата студенческих и педагогического коллектива.

Таким образом, путь к психологическому здоровью студентов в условиях здоровьесберегающей образовательной среды – это путь к интегральной личности, не разрываемой изнутри конфликтами мотивов, сомнений, неуверенностью в себе. На этом пути важно познавать особенности своей психики, что позволяет не только предупреждать возникновение болезней, укреплять здоровье, но и совершенствовать, самих себя и свое взаимодействие с внешним миром.

В заключение хочу представить слова ученого Дж. Калифано, который писал: “Человек может сделать для своего здоровья и благополучия больше, чем любой врач, любая больница, любое лекарство, любое медицинское средство”.

Источник

Adblock
detector