Психологические аспекты здоровья
статья на тему
В статье даны рекомендации, как сохранитьздоровье и избежать стрессовых состояний, с помощью психологических упражнений, музыкотерапии, цвето- и звукотерапии и афоризмов («исцеляющее слово»).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka_dlya_uchiteley.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
«О чём человек думает, тем он и становится» — так говорится в Упанишадах (философское учение Индии VII –III вв. до н. э.)
Психологические аспекты здоровья
Как сохранить здоровье и избежать стрессовых состояний?
За ответом на этот вопрос надо обратиться к старым философским учениям.
Психологию считают новой наукой, но при этом она одна из древнейших наук. Просто тогда она была известна под названием «философия». Под этим именем она существовала в течение тысячелетий.
На Востоке все формы психологии назывались философскими учениями.
Были периоды, когда психология была в форме искусства. Всё, что было на службе искусства: театр, поэзия, музыка, — всё служило для передачи психологического знания.
Одной из систем психологии-философии было представление о том, каким может стать человек, научившись управлять собой. В древности многие философы, медики были математиками и естествоиспытателями. Эти науки очень тесно переплетались, что помогало рассматривать человека как единое целое с природой, узнавать, почему один человек может стать тем, кем хочет, а другой нет.
Успехи в работе и в личной жизни зависят от желания человека. Человек обязан хорошо себя знать. Он должен разобраться в своих качествах, в своих способностях. Нельзя стать математиком, если у тебя гуманитарный склад ума.
Музыка является важнейшим самостоятельным методом лечения.
Музыкотерапия — древнейший метод лечения. Лечение музыкой отличало древнейшие цивилизации Греции и Китая. Пифагор и Платон полагали, что музыка отражает порядок и гармонию во Вселенной, поэтому она и способна восстановить нарушенную гармонию в человеческом теле. Аристотель считал, что музыка является средством не только для лечения, но и для очищения души.
Музыка мощно действует на подсознание человека, её издавна применяли с лечебной целью в психиатрии. В XIX веке психиатр Эскироль ввёл в медицинскую практику лечение музыкой.
В. М. Бехтерев писал «Коль скоро мы знаем, что музыка является властительницей наших чувств и настроений, мы вправе ожидать от неё, что она…может и должна создавать определённое настроение, где нужно, ослабить излишнюю возбудимость. В других случаях перевести больного из грустного состояния в хорошее настроение, в третьих подействовать соответствующим образом на дыхание и кровообращение, устранить гнетущую усталость и придать членам физическую бодрость».
Европейская школа считает музыку важнейшим самостоятельным методом лечения. Музыкотерапевтическая практика разделяется на два течения: музыкотерапия может быть пассивная, когда пациент просто слушает предложенную музыку, и активная — когда он включается в музицирование.
Музыкотерапевты используют самую разнообразную музыку: классическую, медитативную, а также звуки природы — пение птиц, шум волн, голоса китов, журчание ручья. Пассивная музыкотерапия может быть направлена на эмоциональную активацию человека и воплощать эмоции, вызывая духовное очищение — катарсис; её целью может быть и состояние релаксации.
Психонейроиммунология подтверждает действие музыкотерапии на языке биологической модели. Это доказывает, что наше здоровье зависит от наших эмоций. Оказалось, что клетки иммунной и нервной систем выделяют сходные вещества — цитокинины. Они подавляют или стимулируют работу клеток этих систем.
Иммунная система определяет нашу жизнестойкость, способность противостоять инфекциям и вредным воздействиям. Депрессия подавляет иммунитет, заставляя нервную систему вырабатывать цитокинины, подавляющие иммунную систему. Хронический стресс заставляет нервную систему чрезмерно вырабатывать стимулирующие цитокинины и перенапрягает нервную систему. Эти данные как бы говорят нам: «Смейся и думай о хорошем — тогда ты сохранишь здоровье».
В лечебных целях врачи используют цвето- и звукотерапию.
В 1989 году в литературе появилось сенсационное сообщение Фабьена Мамана (французского учёного и музыканта) о работах, проделанных совместно с биологами. Учёные доказали, что звук строго определённой частоты губительно воздействует на раковые клетки и может быть использован в качестве терапевтического средства, стимулирующего и восстанавливающего функции организма.
Учёные изучали процессы, происходящие в клетках крови под воздействием звуковых частот в порядке хроматической гаммы, применяя для этого микроскоп и фотосъёмку по методу Кирлиана (фиксация биоэнергетического поля вокруг живого объекта).
Оказалось, что звук может изменять цвет и форму клеток. Учёные установили тесную связь формы и цвета клетки, а также мощности её биополя с частотой звука. К примеру, нота «до» вытягивает клетку в длину, звук «ре» делает окраску клетки более яркой. Данная нота используется во многих магических ритуалах. «Примечание автора: тональность «ре мажор» связывалась Скрябиным и другими композиторами с радостным, солнечным, жёлтым цветом). Нота «ля» (440 гц.) окрашивает клетку в розовый цвет.
По мнению Мамана, между звуком и цветом существует математическая зависимость. Записанная медленная музыка молекул может стимулировать и регулировать деятельность здоровых клеток организма, а также перепрограммировать больные клетки. Оказалось, что порядок аминокислот в цепочке ДНК соответствует определённому порядку нот.
По заключению автора нота «ля» хорошо воспринимается всеми пациентами. Этот звук успокаивает, способствует расслаблению.
Маман считает, что нашим пяти основным внутренним органам соответствуют определённые звуки:
По мнению Мамана, громкая музыка рок-металла со спецэффектами на концертах наносит вред здоровью и психике людей, а спокойное хоровое пение, посещение концертов, на которых исполняются произведения Бетховена, Моцарта и многих других известных композиторов положительно влияют на здоровье.
Исследования психологов показали, что быстрая ритмичная музыка у пациентов пожилого возраста снижает эмоциональность, у них возникает более мрачная оценка живописи, происходит эмоциональное обесцвечивание, безразличие, появляется агрессивность.
Для формирования эмоциональной устойчивости используются программы классической музыки.
1. Для уменьшения раздражительности, разочарования, повышения чувства принадлежности к большой жизни природы, частью которой является человек, используются «Кантата №2» Баха, «Лунная соната» Бетховена, «Соната ре минор» Прокофьева, «Симфония ре минор» Франка.
2. Для уменьшения чувства тревоги, неуверенности: «Мазурка» и прелюдии Шопена. вальсы Штрауса, «Мелодии» Рубинштейна.
3. Для общего успокоения, умиротворения и согласия с жизнью в том виде, какая она есть: «Шестая симфония» Бетховена, 2-я часть, «Колыбельная» Брамса, «Аве Мария», «Анданте» из квартета Шуберта, «Ноктюрн соль минор» Шопена, «Свет луны» Дебюсси.
4. Для уменьшения злобливости, зависти к успехам других людей: «Итальянский концерт» Баха, «Симфония» Гайдна, «Финляндия» Сибелиуса.
5. Для снятия эмоциональных симптомов гипертонии, напряжённости в отношениях с другими людьми: «Концерт ре минор для скрипки» Бах, «Соната для фортепиано» Бартока, «Месса Ми минор» Брукнера, «Кантата №21» Баха, «Квартет №5» Бартока.
6. Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным перенапряжением: «Фиделио» Бетховена, «Дон Жуан» Моцарта, «Венгерская рапсодию №1» Листа, сюитп «Маскарад» Хачатуряна, «Американец в Париже» Гершвина.
7. Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшения самочувствия, повышения активности, улучшения настроения: увертюра «Эгмонт» Бетховена, третья часть Шестой симфонии Чайковского, «Прелюдия», Ор.28 №1 Шопена, «Венгерская рапсодия №2» Листа
Афоризмы цветовыбора (исцеляющее слово)
Владимир Элькин — психиатр, психолог и музыкант, широко использует в своей практике цветотерапию через музыку, тест Люшера, афоризмы цветовыбора (исцеляющее слово). Он собирал афоризмы более 40 лет.
«Слово лечит», утверждает один из самых кратких афоризмов.
Люди, живущие по чёрному цвету (мир иронии)
Если дела идут хорошо — они пойдут плохо.
Слишком добрый — значит, глуп.
Серый цвет (мир отрешённости. мир монастыря)
Мысль изречённая есть ложь.
Молчи, сокройся и таи.
Коричневый цвет (мир воспоминаний)
Память, мой злой властелин…
Мне грустно и легко, печаль моя светла…
Фиолетовый цвет (мир мечты и поэзии)
Луна — это фонарь над всеми дорогами.
И вижу берег зачарованный и очарованную даль…
Синий цвет (мир созерцания)
Небо — в чашечке цветка.
Сорняк — это цветок, который никто не полюбил.
Зелёный цвет (цвет мудрости, цвет учителя)
Лучший собеседник — тот, который умеет слушать.
Здоровье — это когда человек не замечает своего тела.
Жёлтый цвет (мир радости, смеющийся мир дружбы)
Лучший врач — весёлый человек.
Зоопарк — место, где звери могут наблюдать разные породы людей.
Красный цвет (мир энергии преодоления)
Что один сделал, то и другой может.
Если небо упадёт на землю, мы будем ловить ласточек.
Добавим ещё всем известные афоризмы:
«Знание — сила» , «Спасение утопающих — дело рук самих утопающих», «Человек сам творец своего счастья, «Мой выбор — моя судьба».
Список используемой литературы
- Гарбузов В. И. Древние и новые каноны медицины. СПб., 1992.
- Семёнова Е. М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога. М., Изд. Института психотерапии,.2005.
- Слепневы А., Д. Руки в музыке искупай. Мелодии здоровья. М., Изд. Торговый дом Гранд., 2000.
- Шайгородский Ю. Ж. Точка отсчёта. Серия: психологическая служба школы. Омск, 1992.
- Шрайнер К. Как снять стресс. 30 способов улучшить своё самочувствие за 3 минуты. М. Издательская группа «Прогресс»-«Универс», 1993.
- Элькин В. Целительная магия музыки. Гармония цвета и звука в терапии болезни. СПб., Респекс 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Показана особенность управления педколлективом школы, систематизарованы компоненты и принципы системы управления.
Какие качества необходимы человеку в процессе исследования? Чем отличается психологический портрет юного исследователя? И достаточно ли иметь только врождённые способности к исследованию или необходим.
Что такое толерантность с точки зрения психологии? В психологии, как и в других областях научного знания, следует различать обыденные и собственно научные определения толерантности.
Эффективность учебного процесса во многом определяется психологическим компонентом урока, умением учителя организовать совместное педагогическое общение с учащимися.Важной функцией такого .
Статья о преподавании шахмат.
Методическая разработка по теме «Психологические аспекты в обучении технике прыжка высоту».
Формирование информационной компетентности родителей — первая задача специалистов СРП и Лекотеки, и наиболее доступная. Разные формы работы, всегда проводящиеся с участием родителя, дают много в.
Источник
Тема 7: « Психология здоровья и здорового образа жизни, психолого-педагогические выводы и практические рекомендации врачу для его профессиональной деятельности» (2 ч)
Вопросы к семинару
1.Самосознание и образ тела.
2.Стресс, психологические и психосоматические реакции на него.
3.Общий адаптационный синдром, психологические способы защиты от стресса.
4. Внутренний конфликт и психологическая защита.
5.Отношение человека к болезни и забота о здоровье.
6.Психологические аспекты формирования мотивации к сохранению здоровья и психологические последствия различных заболеваний.
Самосознание и образ тела
Самосознание – это совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности. Представления индивида о самом себе складываются в мысленный .
Самосознание человека, отражая реальное бытие личности, делает это не зеркально. Представление человека о самом себе далеко не всегда адекватно. Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. По мере того как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются все новые стороны бытия, но происходит более или менее глубокое переосмысление жизни.
Обобщение практического знания человека о других людях является главным источником образования отношений к себе как личности.
Ш.Самюэль выделяет четыре «измерения» «Я-концепции»: образ тела, «социальное Я», «когнитивное Я» (познавательное), и самооценку.
В большинстве исследований образ тела рассматривается в качестве одного из важнейших компонентов самосознания (Бернс Р., Мухина В.С., Пиаже Ж., Рубинштейн С.Л., Сеченов И.М., Меерович Р.И., Мдивани М.О., Соколова Е.Т. и др.).
В процессе развития образ тела органически включается во все звенья структуры самосознания: притязание на признание, половая идентификация, психологическое время личности, социальное пространство личности, реализуемое через права и обязанности. Человек обычно принимает свою личность как нечто, само собой разумеющееся. Расщепление Я и тела принято называть шизоидным отклонением, которое лежит в основе проблемы отождествления. В подобном переживании отсутствует чувствование собственного тела, и человек ощущает нереальность себя как телесной оболочки. Такой феномен известен как деперсонализация. Если подобные явления продолжаются, человек теряет не только чувство отождествленности, но и сознательное понимание личности. Поэтому, совершенно очевидно, что проблему расщепления нельзя разрешить, не улучшив состояние тела. Метаболизм обеспечивает тело энергией, которая реализуется в движении. Если в крови ощущается недостаток кислорода, то подвижность всех процессов в организме будет снижена, и наоборот, всякое уменьшение подвижности тела влияет на метаболизм, т.к. именно движение определяет дыхание человека.
Через понятие «границ образа тела» была показана устойчивая связь между степенью определенности образа телесного «Я» и личностными характеристиками индивида. Нарушение представлений о границах образа тела свидетельствует о слабой автономии, высоком уровне личностной защиты, неуверенности в социальных контактах. По данным С. Фишера, обнаружен значительный уровень корреляции между высокой степенью осознанности дорсальных (задних) зон тела и такими личностными свойствами, как контроль над импульсивными действиями и негативным отношением к реальности.
Образ телесного «Я» можно рассматривать и с позиции восприятия внешних форм тела, представленной тремя подходами:
1) тело как носитель личностных и социальных значений, в которых изучается эмоциональное отношение личности к своей внешности;
2) тело как объект, наделенный определенной формой; акцент в исследовании ставится на когнитивном компоненте его восприятия;
3) тело и его функции как носители определенного символического значения.
Восприятие и оценка телесных форм носит эмоциональную окраску и осуществляется как на интерсубъективном, так и на интрасубъектив-ном уровне. Первый уровень оценки связан со сравнением своих внешних данных с внешними данными других людей, второй – с переживанием удовлетворенности от восприятия форм и качеств своей телесной самости, которая отражает степень соответствия внешних данных требованиям, предъявляемым себе личностью.
Таким образом, можно вычленить два типа восприятия-отношения субъекта к своему образу телесного «Я»:
1) образ телесного «Я» по отношению к другим в сопоставлении с нормами и требованиями социального окружения;
2) образ телесного «Я» по отношению к своему восприятию и пониманию смысла своего существования независимо от выносимых оценок и суждений других
Большинство авторов, исследующих психотические нарушения в восприятии образа телесного «Я», отмечают усиленное внимание декомпенси-рованной личности к своему телу, к анализу своего физического образа, недостатки которого могут вызвать состояние фрустрации, тревоги, социальной дезадаптации (синдром дисморфофобии). Переживание физической неполноценности затрудняет общение, препятствует адаптации индивидуума в социальной жизни.
В рамках этой модели в содержании социально-психологического компонента образа телесного «Я» мы выделяем четыре характерологических признака: сенситивность, чувственность, осознанность и эстетичность, содержание которых может быть определено так:
сенситивность – обостренная чувствительность к внутренней и внешней среде, проявляемая в рамках той или иной модели сенситивной культуры социального окружения;
чувственность – способность посредством невербального действия передавать характер эмоционально-чувственного состояния;
осознанность – способность сознательно и интуитивно контролировать и управлять своим состоянием и функциями тела;
эстетичность – способность «одухотворять», то есть стилизовать телесные формы, наделять их эстетическим и культурным содержанием.
Глубокие изменения в состоянии сознания также могут быть вызваны изменением частоты дыхания — гипервентиляцией, и, наоборот, замедлением, а также комбинацией этих приемов. Отметим лишь, что активное тело характеризует спонтанность и полное, легкое, глубокое дыхание. Телесно-ориентированная терапия использует различные методики работы с дыхательной системой организма, и, приводя ее под контроль сознания, таким образом помогает людям полнее ощутить связь сознания с телом. Любопытно, что среди типичных ситуаций, которые могут вызвать коллапс шизоидной структуры, наряду с такими факторами, как бессонница, прием наркотических веществ, часто называется и подростковый возраст.
Образ тела исследовался методом самооценки (аналог методики Дембо-Рубинштейн) по шкалам: результативность тела — «Ловкость», «Сила», «Быстрота реакции»; внешность — «Внешняя привлекательность», эмоциональное отношение — «Удовлетворенность физическими данными».
Можно утверждать, что человек, чей образ тела в самосознании представлен высокой оценкой силы, в сложной ситуации взаимодействия скорее будет стремиться к компромиссу, менее склонен к приспособлению и принесению в жертву собственных интересов ради интересов другого. Оценивающий физическую сторону своей личности как слабую скорее склонен к приспособлению и менее к компромиссу. Личность, чей образ тела в самосознании оценивается как высоко привлекательный, скорее выберет вариант поведения в форме сотрудничества. Обнаружена связь между самооценками «Внешней привлекательности» и «Удовлетворенности физическими данными»
Таким образом, можно заключить, что оценочный компонент образа тела связан с особенностями межличностных отношений и межличностного взаимодействия старшеклассников.
Источник