Глава III. Психологическая культура и психическое здоровье человека.
В каждой психологической культуре общности людей видное место занимают формы и методы укрепления психического здоровья. Социокультурные факторы влияют на определение вида расстройства и оценку его глубины. Различные психологические и психиатрические симптомы получают разную степень одобрения социумом.
Социокультурные факторы могут оказать и искажающие влияние на постановку диагноза. На объяснение причин и особенностей возникновения психических нарушений влияют национальные, религиозные традиции и установки, мифология, фольклор, распространенные эпические произведения. Существуют этнические психозы, в основе которых – механизм самовнушения, связанный с бытующим в данном этносе мифом. Так, у китайцев юго-восточной Азии (чаще у мужчин) встречается синдром Коро: резкое нарастание страха, ведущее к панике, в связи с ощущением, что половые органы как бы втягиваются в брюшную полость, полное же втягивание ведет к смерти. Такие субъективные ощущения – следствие определенных убеждений, рожденных культурой: если в организме нарушено равновесие между Ян и Инь – Инь больше Ян, то это отрицательно влияет на мужские особенности тела.
Отношение к психическим болезням связано с традициями психиатрии, влиянием на психиатрию всех других наук о человеке. Например, в китайской психиатрии до недавнего времени были распространены трактовки психических болезней как имеющих органическую или физиологическую природу. Это обусловлено влиянием традиционных представлений о психофизиологической природе человека как основывающейся на взаимодействии потоков энергии внутри организма. Состояние потоков энергии и особенности их взаимодействия с энергией внешнего мира определяют психическое здоровье или нездоровье. При этом социально-психологические причины заболеваний, например депрессии, недооценивались. Менее глубокие психические расстройства (неврозы, ситуативные и острые реактивные состояния) также культурально обусловлены. Так, обследование жителей пяти азиатских стран (Индонезия, Китай, Таиланд, Тайвань, Япония) выявило значимые различия в характере проявления отдельных симптомов (тревожность, раздражительность, депрессивность, страхи, головные боли, боли в груди и др.) для одних и тех же психических расстройств.
Отсутствие соответствующей психологической культуры может быть причиной того, что люди не осознают связи между испытываемым стрессом и ощущаемым соматическим расстройством. Представители западной культуры сильнее, чем восточной, склонны драматизировать свои личные и семейные проблемы, что в некоторой степени создает более благоприятную почву для психосоматических расстройств. На любую психотерапевтическую и психологическую помощь, потребность в которой может испытывать человек, оказывает большое и многообразное влияние культурная среда. Определенные направления психологической помощи можно рассматривать как процесс преодоления рассогласования между индивидом и требованиями культуры, в которую индивид погружен.
В культуре каждого этноса есть определенные действа, выполняющие психопрофилактические функции. Многие праздничные ритуалы имеют психопрофилактическое и психогигиеническое значение. Средства массовой информации модифицируют психологическую культуру, как личности, так и этноса, например, дополняя ее научными представлениями. Актуальное состояние психологической культуры характеризуется не только соотношением научных и обыденных представлений о психике, но и многими специальными факторами, состоянием общества в целом. Предпочитаемый тип психотерапевтического и психогигиенического воздействия находится в тесной связи с уровнем социальной организации общности.
Так, психологическая культура Беларуси недавнего времени могла характеризоваться, в частности, распространившимся в последнее время эстрадным целительством: теле- и радиосеансы психотерапии, встречами массовой аудитории с экстрасенсами, магами, колдунами и прочими лицами, использующими суггестивные методы. Широкое распространение различных магических действий и манипуляций, экзотических воздействий и процедур было вызвано не только социально-политической напряженностью в обществе (без сомнения усиливающей стрессовые изменения психики у многих людей), но и низкой культурой использования услуг квалифицированных специалистов. В известной мере, спрос на такого рода услуги тормозится и ограниченным предложением. Удельный вес специалистов в области психологического консультирования, психокоррекции, психотерапии в Республике Беларусия очень невысок, по сравнению с высокоразвитыми странами.
Развитую систему взглядов на психологическую культуру сохранения здоровья содержат астрологические учения, предписывающие нормы, ценности и конкретные правила, которых должен придерживаться человек в поведении, деятельности, самосовершенствовании. В них далеко не все достаточно убедительно, есть значительные различия в подходах, противоречия между отдельными школами, но, тем не менее, среди прочих астрологическое направление выделяется наибольшей целостностью и стройностью взглядов, что неудивительно, если учитывать возраст этих учений.
Преобразование психологической культуры в широком временном масштабе характеризуется увеличением количества психогигиенических и психокоррекционных воздействий, осуществляемых индивидуально, отходом от коллективных форм вхождения в состояния релаксации, в измененные состояния сознания и состояния, приводящие к оздоровительным изменениям в психике. Технология психологического воздействия становится все более независимой от религиозных.
Психологическое здоровье является важной составляющей общего здоровья человека.
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, психологическое здоровье – это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами. 13
Становление психологической культуры человека, понимаемой как уровень самопознания и саморегуляции человека в различных сферах жизнедеятельности и рассматриваемой в качестве показателя успешности процессов социализации и индивидуализации, является актуальной задачей формирования личности в контексте инновационной стратегии организации образования. Всё чаще приобщение к психологической культуре рассматривается как «важное условие сохранение и укрепления психологического здоровья» как ребёнка, так и взрослого.
Психологическая культура личности – комплексное понятие, которое включает знания человека об основных факторах и законах развития внутреннего мира человека, способах и приемах психической саморегуляции 14 .
Психология здоровья — во-первых, раздел клинической психологии, изучающий психологическую составляющую индивидуального здоровья (здоровье как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов, психологические аспекты общественного здоровья; акцент делается на профилактике, ориентированной на модели здоровья; во-вторых, отрасль психологии, изучающая связи психических аспектов поведения со здоровьем и болезнью. Эта область психологии изучает роль поведения в сохранении здоровья и обретении болезни.
Множество факторов влияют на здоровье и развитие заболеваний. Это не только окружающая среда, диета, привычки (курение, потребление алкоголя) и доступность медицинской помощи, но и культурные факторы. Понимание роли, которую играет культура в развитии физических и психических заболеваний, приблизит нас к открытию методов предотвращения заболеваний в будущем. По мере того как исследования выявляют возможные негативные последствия культурных тенденций, мы приходим к пониманию роли культуры в сохранении здоровья и разработке подходов к лечению людей из разных культур.
Культура играет важную роль в появлении, распространении и лечении болезней. Хотя конечная цель предотвращения и лечения болезней и сохранения здоровья везде одна и та же, в разных культурах по-разному представляют себе «здоровье» и «зрелость». Культурные различия существуют и в восприятии проблем и в стратегии их решения. Культурные традиции влияют на сам процесс лечения, представления и понимание проблемы терапевтом и пациентом 15 .
Признание роли культуры для сохранения здоровья означает, что мы должны изменить методы лечения болезней и пути предоставления медицинской помощи. Для разработки эффективных стратегий лечения необходимо принимать во внимание понятия о здоровье и болезни, принятые в разных культурах. Основанные на культурных традициях методы и стратегии лечения болезней жизненно необходимы для улучшения систем здравоохранения.
Отсутствие соответствующей психологической культуры может быть причиной того, что люди не осознают связи между испытываемым стрессом и ощущаемым соматическим расстройством.
В культуре каждого этноса есть определенные действа, выполняющие психопрофилактические функции. Многие праздничные ритуалы имеют психопрофилактическое и психогигиеническое значение.
Источник
Психологическая культура и психологическое здоровье личности в информационном обществе
Дата публикации: 02.12.2016 2016-12-02
Статья просмотрена: 1096 раз
Библиографическое описание:
Дымова, А. В. Психологическая культура и психологическое здоровье личности в информационном обществе / А. В. Дымова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 27.1 (131.1). — С. 17-18. — URL: https://moluch.ru/archive/131/35954/ (дата обращения: 09.06.2021).
Abstract: Psychological culture of personality is the result of the development, training and education of the individual in the information society since childhood. Therefore, in the context of its consideration included the mental and psychological health of a person, as well as the psychological formation of identity in the information society, which, subject to certain conditions, provide in its unity, cooperation and interdependence sustainable health of the individual in the information society and create conditions for the education of psychological culture.
Keywords: mental health, psychological cultures, psychological literacy, information society.
Психическое здоровье — это комплексный многоаспектный феномен, включающий в себя психологическое, педагогическое, социальное, медицинское и другие аспекты. Термин «психическое здоровье» был введён Всемирной организацией здравоохранения в 1979 году. Основу психического здоровья составляет психологическая культура человека на всех этапах его жизни.
Современное общество под влиянием деятельности психологической службы стала рассматривать как приоритетную проблему психологического здоровья в информационном обществе и искать пути её решения. Если основу психического здоровья составляет полноценное развитие высших психических функций, психических процессов и механизмов, то основу психологического здоровья — развитие личностной индивидуальности общества.
В настоящее время становится всё более актуальным и очевидным тот факт, что психологическая культура и психическое здоровье личности в информационном обществе, не может остаться в стороне от решения насущных социальных проблем, связанных с качеством воспроизводства нации, с состоянием общей и психологической культуры в информационном обществе. Многие проблемы современной общественной жизни в своей основе имеют отсутствие психологической культуры в информационном обществе. Психологическая неграмотность, низкая психологическая культура современного общества, отсутствие психологического здоровья, создают условия, при которых ребёнок уже с момента рождения попадает в «зону риска» [7 с.109].
Уровень психологической культуры личности в информационном обществе можно рассматривать как «зону ближайшего личностного развитии» молодого поколения страны. В связи с этим одна из важнейших задач психологов — поиск и реализация средств, способов влияния на общественное сознание в направлении возрождения психологической культуры. И начинать, надо с детства, в котором «сокрыта универсальная генетическая программа развития как совершенствования» (Б. Быков) [1].
Психологическая культура личности в информационном обществе является частью общей культуры. Крупнейшие отечественные психологи, философы, культурологи, педагоги (Бердяев Н. А., Бахтин М. М., Выготский Л. С., Леонтьев А. Н., Лосев А. Ф., Лихачев Д. С., Ушинский К. Д. и др.) придавали решающее значение культуре как условию развития человека, утверждали, что «психика человека имеет культурно–исторический характер», что человек становится частью человечества, постигая культуру и творя её.
Следует сказать, что к настоящему времени социологами и психологами проведено значительное число эмпирических исследований, затрагивающих отдельные аспекты влияния информатизации на личность, причём количество накопленного эмпирического материала возрастает год от года (Королева, 2004; Карпова Д. Н., 2013; Белинская 2013).
Психология вносит в общую культуру понимание уникальности психологической культуры в современном обществе, сложности и ценности человека как такового и его жизни. Одна из специфических особенностей психологической культуры состоит в том, что данностью признаётся индивидуально неповторимое в человеке (Климов Е. А.) [4с.183]. Способность человека к сопереживанию, переживанию, сочувствовать, содействовать, поступать великодушно составляют основу психологической культуры и психического здоровья личности в информационном обществе.
Психологическая культура в информационном обществе не только проявляется во взаимодействии общества, но и служит регулятором этого взаимодействия, она предполагает реализацию психологических знаний в обществе с гуманистических позиций уважения, любви, совести, ответственности, бережливого отношения к чувству личного достоинства, как своего, так и другого человека [4]. Психологическая культура исключает манипулирование сознанием, чувствами, отношениями людей, с чем мы сейчас встречаемся на каждом шагу (реклама, средства массовой информации, пиар, различные предсказатели, мошенники и др.)
Психологическая культура личности является результатом психического здоровья личности, а также обучения и воспитания растущего поколения в информационном обществе.
- Введение в систему общего среднего образования психологии как учебного предмета // Московский и Омский эксперимент «Психология и школа», 2008, № 2.
- Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М., 1996.
- Забродин Ю. М., Попова М. В. Психология в школе. — М., 2009
- Климов Е. А. введение в психологию труда. — М., 2014
- Лотман Ю. М. Воспитание души. — СПб, 2011
- Семикин В. В. Психологическая культура в образовании. — СПб, 2008
- Челпанов Г. И. Психология. Философия. Образование. — М.; Воронеж 2004
Источник
Реферат на тему: «Психологическая культура и психологическое здоровье учащихся старших классов»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
«Алтайский государственный педагогический университет»
(ФГБОУ ВО «АлтГПУ»)
Институт дополнительного образования
Реферат на тему:
«Психологическая культура и психологическое здоровье
учащихся старших классов»
Курс «Психологическая культура и психологическое здоровье
Шуцкая Любовь Сергеевна
докт.псих.н., проф. Колмогорова Л.С.
1. Психическое и психологическое здоровье школьников
1.1. Характеристика психического и психологического здоровья
1.2. Сохранение и укрепление психологического здоровья
2. Психологическая культура школьников
2.1. Характеристика психологической культуры школьников
2.2. Становление психологической культуры в условиях современного образования
Становление психологической культуры школьников обусловлено многочисленными факторами: этническим, семейным (образовательный уровень родителей, состав семьи, условия жизни в семье), посещением других образовательных учреждений, интересами и направлением самообразования. Вместе с тем, школа была и остаётся тем общественным, государственным институтом, где развивающаяся личность приобщается к культуре, осваивает культуру, творит её.
Закладка «фундамента» психологической культуры уже становится реальным ориентиром современного общего среднего образования. Есть основание утверждать, что образовательная система имеет немаловажное значение в повышении общей, в том числе, психологической культуры подрастающего поколения. Такая возможность становится реальностью, если этому направлению уделяется в школе внимание: ведётся как работа психологической службы, так и в учебный план включены такие курсы как психология, человекознание. Таким образом, важно, чтобы процесс приобщения к психологической культуре шёл не только стихийно, но и в специально организованном педагогическом процессе под руководством психолога.
1. Психическое и психологическое здоровье школьников
1.1. Характеристика психического и психологического здоровья
Деятельность психолога в современной системе образования рассматривается, прежде всего, с позиции решения им проблем психологического здоровья детей, тем более что субъективное состояние большинства современных старших школьников можно охарактеризовать как пограничное относительно нормы. В качестве одной из наиболее значимых ценностей образования провозглашается здоровье детей, как физическое, так и психическое, психологическое.
В 1979 г. всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определила понятие «психическое здоровье» как «состояние психической деятельности, которому свойственны детерминированность психических явлений, гармоническая взаимосвязь между отражением обстоятельств действительности и отношением индивидуума к ней, адекватность реакций организма на социальные, психологические и физические (включая биологические) условия жизнедеятельности, благодаря способности личности контролировать свое поведение, планировать свой жизненный путь в микро- и макросоциальной среде». Состояние психического здоровья детей – это важнейшая составная часть их общего здоровья, оно определяет будущее нашей страны.
Психическое здоровье рассматривается как системная характеристика человека в целом, характеристика его социальных взаимосвязей (Б.С. Братусь (1988), В.А. Ананьев, Г.С. Никифоров (1998)). О.Н. Кузнецов и В.И. Лебедев (Панкратов В.Н., 2001) в качестве критериев психического здоровья рассматривают способность адекватного восприятия окружающей среды, осознанного совершения поступков, целеустремленность, активность, полноценность семейной жизни.
В.И. Слободчиков и А.В. Шувалов (2001) отмечают, что традиционно психическое здоровье интерпретируется как собственная жизнеспособность индивида, обеспеченная полноценным развитием и функционированием психического аппарата.
В основном все исследователи говорят об эмоциональном, душевном или психическом благополучии, трактуя данный термин, и понимают психическое здоровье как «фундамент» психологического здоровья. В качестве показателей психического здоровья выделяют отсутствие психических заболеваний, психическое развитие, соответствующее возрасту, благоприятное функциональное состояние высших отделов центральной нервной системы (ЦНС).
Наряду с понятием «психическое здоровье» психологами часто используется понятие «психологическое здоровье». По мнению И.В. Дубровиной, «психологическое здоровье предполагает интерес человека к жизни, свободу мыслей и инициативу, увлеченность какой- либо областью научной или практической деятельности, активность и самостоятельность, ответственность и способность к риску, веру в себя и уважение другого, разборчивость в средствах достижения цели, способность к сильным чувствам и переживаниям, осознание своей индивидуальности и радостное удивление по поводу своеобразия всех окружающих людей, творчество в самых разных сферах жизни и деятельности» (Дубровина И.В., 1994).
С точки зрения Л.С. Колмогоровой, психическое здоровье является условием, «фундаментом», основой для здоровья психологического. Нельзя быть психологически здоровым человеком, не будучи здоровым психически. Психологическое здоровье – это такая составляющая здоровья, которая привносится влияниями других людей, в том числе, родителей, педагогов, а также – самообразованием, самовоспитанием и саморазвитием личности (Колмогорова Л.С., 2005). При этом делается акцент на передачу взрослыми существующих в культуре способов поведения, на роль взаимодействия взрослых и детей в процессе детского развития и становления их психологического здоровья. Психологическое здоровье – результат целенаправленных усилий людей (взрослых, педагогов и самого себя) по повышению своего душевного благополучия, в этом плане понятие «психологическое здоровье» тесно взаимосвязано с понятием «психологическая культура». Именно поэтому психологическое здоровье всегда культурно опосредствовано, зависит от культурной «рамки», внутри которой находится ребенок.
Обобщая позиции различных ученых в отношении понимания сущности психологического здоровья, можно выделить следующие его показатели: высокий уровень адаптации; принятие себя; принятие других; уверенность в правильности профессионального выбора (для юношеского возраста); полноценное межличностное общение; осознание своих желаний, ценностей, смысла жизни; саморегуляция; самоактуализация; рефлексия. Эти показатели могут незначительно корректироваться, исходя из особенностей возрастной группы.
На основе анализа медико-психолого-педагогической литературы Л.С. Колмогоровой выделены компоненты, которые характеризуют как психическое, так и психологическое здоровье.
Компоненты психологического здоровья:
1. Самосознание, образ «Я», адекватные полу и возрасту, позитивное самоотношение, соответствующая возрасту, близкая к адекватной самооценка.
2. Успешная социальная адаптация.
3. Принятие личной ответственности за свои поступки, здоровье, деятельность (труд, учёба), жизнь (внутренний локус контроля).
4. Психическая саморегуляция, самоконтроль, эмоциональное благополучие.
5. Построение жизненной перспективы, осмысление собственной жизни.
6. Адекватная ориентировка в настоящем (во времени и месте), осознание своих эмоций, мыслей, чувств «здесь и теперь».
7. Способность строить позитивные отношения с людьми, эффективно и конструктивно общаться (способность к бесконфликтному, деловому, доверительному общению, сформированность партнерской позиции – «на равных» и т.д.).
8. Позитивное мышление (направленное на решение проблем, улучшение качества жизни).
9. Гармонизация потребностей и возможностей, отсутствие длительных, глубоких противоречий между потребностями и возможностями.
10. Адекватные возрасту психические процессы и психическая деятельность (ощущение, воображение, внимание, память, мышление и т.д.).
Самосознание школьника осуществляется в учебной деятельности, которая, в отличие от игровой, является целенаправленной, результативной, обязательной, произвольной. Она оценивается окружающими и поэтому определяет положение школьника среди них, от чего зависит и его внутренняя позиция, и его самочувствие, эмоциональное благополучие.
В учебной деятельности, ребенок познает себя, у него складываются представления о себе, самооценка, формируются навыки самоконтроля, навыки саморегуляции.
Появление самооценки как компонента самосознания — не что иное, как рост самостоятельности, переход от системы внешнего управления к самоуправлению.
Отношение к себе как к ученику в значительной мере определяются семейными ценностями. У ребенка на первый план выходят те его качества, которые больше всего заботят родителей.
Если ребенок приходит в школу, принимая ценности и притязания родителей, то позже он в большей или меньшей мере начинает ориентироваться на результаты своей деятельности, свою реальную успеваемость и место среди сверстников.
Школа и семья — внешние факторы развития самосознания.
Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений. На основе Я-концепции индивид строит взаимодействие с другими людьми и с самим собой. Традиционно выделяют когнитивную, оценочную и поведенческую составляющие Я-концепции.
Когнитивная составляющая — это представления индивида о самом себе, набор характеристик, которыми, как ему кажется, он обладает. Оценочная — это то, как индивид оценивает эти характеристики, как к ним относится. Поведенческая — это то, как человек в действительности поступает.
Вся школьная жизнь – это набор оценочных ситуаций. Оценивается и результат ученических работ, поведение учащихся, оценивается и сама личность ученика (его отношение к учебе, своему внешнему виду, отношения со сверстниками). Результаты данной ситуации откладывают отпечаток на развитие самоотношения ученика на личностные взаимоотношения со сверстниками, на положение школьника среди сверстников или его социальный статус.
Психически здоровые дети стремятся к самопознанию, относятся к себе хорошо и, в то же время, стремятся к самосовершенствованию. Психически здоровые дети адекватно воспринимают трудности жизни и имеют развитое чувство собственного достоинства.
Психологической предпосылкой ответственности является возможность выбора, то есть, сознательного предпочтения определенной линии поведения. Выбор может осуществляться в усложненных условиях, например, в конфликтных, где сталкиваются интересы отдельно взятой личности, группы людей или общества. Для личности особую значимость представляет проблема выбора своего «Я». Здесь как раз и возникает проблема быть или не быть или быть или казаться. Для человека «быть» означает быть человеком, отстаивать свои жизненные позиции и нести за них ответственность. Выбор «казаться» означает отказ от ответственности.
Ответственное поведение личности связано, главным образом, с ситуативными, когнитивными факторами. Позитивные формы поведения управляются чаще всего «личными нормами», определяемыми как самоожидания индивида, возникающие из социально разделяемых норм. Личные нормы поведения непосредственно связаны с образом «Я».
Старший школьник способен понимать нравственный смысл ответственности.
Эмоционально-положительное отношение к самому себе, лежащее в основе структуры самосознания личности каждого нормально развивающегося ребенка, ориентирует на притязания соответствовать положительному этическому эталону. Индивидуальная эмоциональная заинтересованность в том, чтобы быть достойным самоуважения и уважения окружающих, приводит к пониманию необходимости и эмоциональной потребности соответствовать положительному нравственному эталону. Когда потребность соответствовать положительному эталону поведения приобретает личностный смысл, у ребенка появляется ответственность как черта личности. Ответственность за себя, за своих одноклассников во время урока формируется благодаря сотрудничеству учителя с каждым ребенком и со всем классом. Постепенно через коллизии, которые возникают на уроках, сталкиваясь с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения, дети овладевают правилами, обретают ответственность за себя и за свой класс.
Значение эмоционального благополучия для здоровья ребенка очень велико. Положительное эмоциональное состояние связано с удовлетворением потребностей, а эмоциональный дискомфорт – с депривацией, т.е. неудовлетворением потребностей.
Многие дети живут в напряженной атмосфере на только дома, но и в школе. Причем тревожное состояние передается от взрослых к детям. Неблагоприятные эмоциональные состояния могут явиться причиной возникновения детских неврозов.
К неблагоприятным состояниям, негативно влияющим на развитие личности, относятся: агрессивность, пассивность, страхи, плаксивость (частый плач), повышенная тревожность, депрессия.
Важнейшим условием психического, эмоционального благополучия является способность человека справляться со стрессами.
Учащихся полезно знакомить с элементарной «техникой управления собой» – с приёмами аутотренинга, самовнушения, перенесением желаемых, но нежелательных действий в план воображения или вытеснением из сознания, мысленным перевоплощением в партнёра по общению, имитацией нужного поведения, которая, в конце концов, это поведение порождает, с приёмом, основанным на попытке найти элементы комического в сложившейся ситуации и др.
Образ себя в будущем зависит от ценностных ориентаций ребенка, от уровня рефлексии, а так же немаловажную роль играет взрослый человек, создающий ребенку какие-то установки и т.д.
Вопрос о смысле жизни – важный вопрос, одна из основных жизненно важных проблем человека. Он возникает чаще в юношеский период жизни и его появление характеризует определенный уровень зрелости личности. Поиск смысла жизни – одна из характеристик черт юности. В то же время истоки осмысления жизни лежат в более ранних периодах, когда ребенок пытается осмыслить свою жизнь в связи с удачами (а чаще неудачами) в жизни, учебе, отношениях.
Отсутствие смысла жизни порождает «экзистенциальный вакуум» (чувство отсутствия смысла), как считал В. Франкл. В этом кроются причины многих негативных проявлений: от бездумного отношения к своему здоровью, употребления наркотиков, курения до суицида.
Смысл жизни тесно связан с осуществлением жизненных основных выборов:
— выбор образа жизни;
— выбор спутника жизни.
Важной характеристикой психического благополучия является качество взаимоотношений человека с окружающими людьми. Справедливое, терпеливое и доброжелательное отношение к другому – вот «секрет» обаяния, умения быть в хороших отношениях с другими. Перед педагогом стоит сложная задача – помочь школьникам постигнуть науку и искусство общения. Усвоение норм общения – одна из важных задач воспитания.
Владея собственными жестами и выразительными движениями, ребенок будет способен тонко понимать все оттенки и нюансы в выражении лица, жеста и движения тела другого человека. Неумение правильно выражать свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняет общение детей между собой и со взрослыми. Активные мимические и пантомимические проявления чувств помогают предотвращать перерастание некоторых эмоций в патологию. Благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций, нервного напряжения. Кроме того, мимика, жесты, пантомимика – первые помощники в общении. А именно игры и этюды способствуют обладанию языком жестов и движений.
Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – тонкий показатель отклонений психического развития. Ребёнок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвлённым, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах с окружающими, замкнутости. Необходимо помочь ребёнку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.
Свойство мышления, позволяющее человеку воспринимать предмет целостно, — основа саногенного мышления, так как в этом процессе обозначены воспринимающий и воспринимаемое, как то, что порождает активность, и то, что возникает в результате этой активности (целостный предмет). Его появление в психической жизни человека сопровождается специфическими переживаниями, которые всегда назывались интеллектуальными эмоциями, назовем это и радостью познания. Она упорядочивает картину мира человека, определяет место его усилий в этой картине, показывает потенциальную незавершенность этих усилий, т. е. бесконечность познания, так как создание целостного предмета было связано с использованием не всех его свойств, а только ставших доступными человеку в этот момент времени.
Основная роль позитивного мышления, – считает Ю.М Орлов, – это создание условий для достижения целей самосовершенствования: гармонии черт, согласия с самим собой и окружением, устранения плохих привычек, управления своими эмоциями, контроля своих потребностей. Как утверждает Ю.М. Орлов, позитивное мышление уменьшает внутренний конфликт, напряженность, предотвращает заболевания и, в конечном итоге, порождает здоровье (Орлов Ю.М., 1991).
Вопрос гармонизации потребностей – это вопрос соответствия духовных и материальных потребностей, вопрос формирования разумных потребностей, а также — соответствия между значимостью потребности и её доступностью, т.е. возможностью удовлетворения.
1.2. Сохранение и укрепление психологического здоровья
Подростковый возраст многие называют сенситивным для личностного развития. Дети открывают свой внутренний мир, стремятся изучать его, открыты самопознанию.
Поэтому психологические занятия выходят на новый уровень значимости. Первая задача психолога в работе с подростками, в особенности с младшими, — помощь в проявлении и осознании своих чувств. На групповых занятиях подросток имеет возможность получить важнейший ресурс для прохождения кризиса — абсолютное принятие его взрослым. Поскольку подросток сам себе обычно кажется «гадким утенком», а окружающие его взрослые часто боятся и отрицают изменения в нём, подростку просто необходимо, чтобы кто-то принимал его и показывал ему это. Поэтому второй задачей можно считать повышение ресурсных возможностей подростков. Третья — помощь в понимании подростками того, что с ними происходит. Им важно знать, что происходящие с ними изменения нормальны, что они встречаются почти у всех сверстников, но в разное время, понимать перспективы своего развития. Такая помощь может предоставляться подросткам либо на индивидуальных встречах, либо через обсуждение наиболее типичных вопросов на тематических классных часах. В старшей школе сохраняется значимость взаимодействия с учащимися. Однако в отличие от основной школы оно становится более камерным, индивидуальным. Яркие групповые формы теряют свою актуальность, да и загруженность учащихся является препятствием. Индивидуальные консультации чаще направлены на поддержку учащихся и помощь в поиске ресурсов в обучении. Одна из важнейших проблем, которая решается в старшей школе, это проблема социализации учащихся, т.е. успешной адаптации к современной жизни в целом. Результативностью профилактической и коррекционной работы в среднем и старшем звене являются повышение уровня доверия к психологу, достаточный уровень сформированности коммуникативных навыков, навыков саморегуляции. Приоритетными направлениями в работе с педагогами и родителями являются индивидуальное и групповое консультирование. Наиболее эффективной формой такого взаимодействия являются заседания психолого-медико-педагогического консилиума. Пропаганда и формирование здорового мышления у педагогов, раскрытие у них новых личностных ресурсов, создание базы данных эффективных методов и приемов, направленных на здоровьесбережение учителя и ученика.
Элементами здоровьесберегающих технологий в работе школьного психолога для реализации творческих задач служат такие методы и доступные формы работы, как дискуссия, психолого-педагогические тренинги, в т.ч. тренинги по развитию коммуникативных навыков, психологической подготовке к экзаменам, снятию тревожности и агрессивности, развивающие занятия. Все это помогает реализовать индивидуальный подход к учащимся и превратить используемые технологии в здоровьесберегающие.
Эмоционально-поведенческое пространство здоровьесбережения школы также является объектом внимания психолога. Эмоциональный климат в школе во многом зависит от юмористической составляющей педагогического общения. О том, что «хороший смех дарит здоровье» сказано немало. Об этом часто ведется разговор психолога и детей на консультациях и тренингах. Не случайно чувство юмора – один из приоритетов, который всегда указывают в перечне качеств желательного собеседника. Постоянная серьёзность – признак психологического нездоровья. Улыбка, искренний смех ученика ценится не меньше физкультминутки и стоит в противовес школьной утомляемости, оживляя творческий настрой. На психологических занятиях с детьми уделяется внимание и оценке использования шуток. Примитивно-злобный стереотип шуток, как проявление самоутверждения за счёт других, наносит непоправимый ущерб личностному развитию, духовно-нравственному здоровью. Дети осознают, что, к сожалению, образцов именно такого юмора (в повседневной жизни, на телеэкране) гораздо больше, чем умного и доброго. Задача психолога – попытаться помочь подростку правильно использовать колоссальные ресурсы юмора для обретения радости и здоровья.
Источник