Меню

Психологическая культура психического здоровья

Психологическая культура и ее роль в сохранении психического здоровья человека.

Психологическая культура — в развитом виде это достаточно высокое качество самоорганизации и саморегуляции любой жизнедеятельности человека, различных видов его базовых стремлений и тенденций, отношений личности (к себе, к близким и дальним людям, к живой и неживой природе, Миру в целом). Это оптимально организованный и протекающий процесс жизни. С помощью развитой психологической культуры человек гармонично учитывает как внутренние требования личности, психики, своего тела, так и внешние требования социальных и природных сред жизни.

Психологическая культура, наряду с оптимальным образом жизни, обеспечивает устойчивое гармоничное функционирование личности и является одновременно его выражением.

Гармоничное функционирование проявляется в:

1 — преобладающем хорошем самочувствии;

2 — глубоком понимании и принятии себя;

3 — позитивных гармонизирующих ориентациях на конструктивное общение и ведение дел, на творческую игру, и т.д.;

— высокой удовлетворенности жизнью — характером своего общения, ходом дел, своим здоровьем, образом жизни, процессом творчества;

— высоком уровне саморегуляции (но не слишком высоком!) своими желаниями, эмоциями и действиями, своими привычками, процессом развития и т.п.

Как видно из этого перечня проявлений “хорошей жизни”, она является целостной характеристикой и выражается в различных психологических аспектах жизни личности: и в эмоциональных переживаниях и самоощущениях, и в мотивационных и когнитивных проявлениях, и в поведении. “Хорошая жизнь” человека обеспечивается оптимальным набором разнонаправленных стремлений и интересов его личности, преобладанием позитивных мотиваций над негативными, гармоничным функционированием в целом.

Психологическая культура высокого уровня включает в себя комплекс осознанно развиваемых специальных стремлений (тенденций, потребностей, ориентаций), изначально присущих человеку, и обеспечивающих их реализацию природных способностей; набор соответствующих этим стремлениям и способностям прижизненно развитых умений и устойчиво и ежедневно проявляющихся видов поведения.

К культурно-психологическим поведенческим проявлениям относятся:

1 — регулярно совершаемое самопознание, самоанализ своих личностных и поведенческих особенностей, в результате которого начинают осознаваться свои жизненные предназначения, образуется и поддерживается конструктивное самоотношение, самооценка, реально помогающие жить, ставить осуществимые цели и задачи, направлять конкретные усилия в соответствующее своим склонностям и предпочтениям русло, быть самим собой;

2 — конструктивное общение с ближними и дальними людьми, помогающее продуктивному разрешению личных, деловых и общественных вопросов;

3 — хорошая саморегуляция своих эмоций, действий и мыслей — развитые стремления и умения поддерживать преимущественно положительный эмоциональный тон, сохранять спокойствие в стрессовых ситуациях, создавать и поддерживать позитивные личностные установки и отношения, сохранять здравый смысл и мудрость в конфликте с людьми, проявлять гибкость мышления при решении сложных задач, поддерживать гармоничный, разнообразный и адаптивно необходимый, образ жизни, и т.п.;

4 — достаточно гармонично организованное творчество — наличие своего интересного творческого дела, выполняемого чаще всего в игровом и процессуальном стиле, с умеренным вложением усилий и времени (есть ведь и другие важные и адаптивно необходимые виды деятельности);

5 — конструктивное ведение своих дел, для которого характерно реалистическое планирование, как правило, доведение начатого дела до конца, умение, если это соответствует изменившимся условиям, отказаться от нереальной цели и сформулировать новую, более осуществимую цель, умение работать достаточно систематично, а не импульсивно, с отдыхом и переключением на другие виды деятельности, и т.п.);

6 — гармонизирующее саморазвитие — наличие целей и деятельности по самовоспитанию личностных установок и поведения, гармонизирующих желания, эмоции, мысли и представления о себе, людях, окружающем мире, Природе, отношения к ним, улучшающих весь наш образ жизни.

Читайте также:  Сильнейший дуа для здоровья

Психологическая культура проявляется и в развитом чувстве ответственности перед Природой за оптимальное протекание своей и другой жизни, в отношении к жизни как к природному дару, интересному эксперименту и самоиспытанию. Законы мировой гармонии, всеобщего единства разнонаправленных и противоположных сил и тенденций, космической творческой игры, многообразия и другие, лежащие в основе устройства Природы, предрасполагают нас к тому, чтобы мы по возможности наиболее оптимально воспользовались даром жизни, научились жить и в конечном итоге прожили жизнь достаточно гармонично, гибко, творчески и полно.

Уровень психологической культуры можно осознанно повышать с помощью специально на нее направленных процессов развития и саморазвития. Она требует для своего поддержания и повышения практически ежедневных, но умеренных усилий, развития позитивных, «саногенных» личностных установок, «позитивного мышления» и поведения.

Источник

Глава I. Особенности психологии здоровья, понятие «психологическое здоровье», понимание психологической культуры человека……………. 4

Понятие «психологическое здоровье»………………………………4

Понимание психологической культуры человека………………….5

Глава II. Подходы различных культур к пониманию психологического здоровья ………………………………………………………………………….10

Представления о здоровье в различных культурах…………..…. 10

Концепция устойчивых социокультурных эталонов здоровья человека………………………………………………………………11

Глава III. Психологическая культура и психическое здоровье человека…….15

Понятие “здоровье” характеризуется сложностью, многозначностью и неоднородностью состава. Несмотря на мнимую простоту его обыденного понимания, в нем отражаются фундаментальные аспекты биологического, социального, психического и духовного бытия человека в мире.

На уровне житейских суждений здоровье обычно воспринимается как недостижимый идеал или как простая сумма среднестатистических норм, которую гораздо легче отыскать в учебниках, чем в повседневной жизни.

По сути, все выше сказанное можно отнести и к пониманию понятия психологического здоровья.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, психологическое здоровье – это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами. 1

Проблема психологического здоровья личности, живущей в нестабильном, изменяющемся мире, а так же становление психологического здоровья приоритетным в структуре психологической культуры человека, выступает на первый план современных исследования в психологии, например, в исследованиях Я.Л. Коломинского и Л. С. Колмогорова.

Цель данной работы – рассмотреть психологию здоровья, как показатель психологической культуры человека.

Для реализации поставленной цели необходимо выполнить ряд последовательных задач:

Изучить понятия «психологическое здоровье», особенности психологии здоровья, понятие «психологическая культура»;

Рассмотреть подходы различных культур к пониманию психологического здоровья;

Изучить взаимосвязь психологической культуры т психологического здоровья.

Глава I. Особенности психологии здоровья, понятия «психологическое здоровье», понимание психологической культуры человека.

Понятие «психологическое здоровье».

Как уже было сказано выше, понятие “здоровье” характеризуется сложностью, многозначностью и неоднородностью состава. Несмотря на мнимую простоту его обыденного понимания, в нем отражаются фундаментальные аспекты биологического, социального, психического и духовного бытия человека в мире.

Долгие годы психическое здоровье человека рассматривалось только в рамках медицинской науки – психиатрии (изучены основные тенденции и особенности протекания и лечения психических болезней – шизофрении, эпилепсии, маниакально-депрессивного психоза, психопатий и др.) и невропатологии (психические расстройства при различных неврозах и других патологических нарушениях функционирования нервной системы),которая считала и продолжает рассматривать их как «духовные приложения» к телесным срывам, либо как следствие несовершенства мира.

Читайте также:  Малышева елена возраст здоровье

Итак, «Психологическое здоровье» — это состояние человека, которому свойственно душевное благополучие, уравновешенность, соответствие субъективных образов и переживаний значению жизненных событий. 2

Психологическое здоровье является важной составляющей общего здоровья человека. Выделяются следующие составляющие психологического здоровья: осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»; чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях; критичность к себе и своей собственной психической деятельности и ее результатам; адекватность психических реакций силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям, и так далее.

Но приведенное в «Словаре конфликтолога» понятие не является в достаточной степени исчерпывающим. Следует заметить, что длительное время проблема здоровья оставалась “падчерицей” психологической науки. Психология XX столетия была сфокусирована на аномалиях человеческой природы и внутриличностного конфликта и кризиса; в то же время психическое здоровье личности редко становилось предметом основательного исследования. Только во второй половине прошлого века, главным образом в рамках гуманистической и трансперсональной психологии, усилия крупнейших ученых (Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс, С. Гроф и др.) были направлены на изучения основ полноценного функционирования психики, и началась систематизированная разработка психологических концепций здоровья. 3

Так же, хотелось бы заметить тот факт, что введенный И.В.Дубровиной термин «психологическое здоровье «, только наметил его разделение на категории 4 : «психическое здоровье « по сути имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам; «психологическое здоровье « характеризует личность в целом, находится в непосредственной связи с проявлениями человеческого духа и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психического здоровья.

Термин «психологическое здоровье человека фиксирует два категориальных словосочетания: психология человека и психология здоровья; фундаментальные категории для перспектив развития психологии как научнопрактической дисциплины.

Источник

Психологическая культура и психологическое здоровье личности в информационном обществе

Дата публикации: 02.12.2016 2016-12-02

Статья просмотрена: 1096 раз

Библиографическое описание:

Дымова, А. В. Психологическая культура и психологическое здоровье личности в информационном обществе / А. В. Дымова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 27.1 (131.1). — С. 17-18. — URL: https://moluch.ru/archive/131/35954/ (дата обращения: 09.06.2021).

Abstract: Psychological culture of personality is the result of the development, training and education of the individual in the information society since childhood. Therefore, in the context of its consideration included the mental and psychological health of a person, as well as the psychological formation of identity in the information society, which, subject to certain conditions, provide in its unity, cooperation and interdependence sustainable health of the individual in the information society and create conditions for the education of psychological culture.

Keywords: mental health, psychological cultures, psychological literacy, information society.

Психическое здоровье — это комплексный многоаспектный феномен, включающий в себя психологическое, педагогическое, социальное, медицинское и другие аспекты. Термин «психическое здоровье» был введён Всемирной организацией здравоохранения в 1979 году. Основу психического здоровья составляет психологическая культура человека на всех этапах его жизни.

Современное общество под влиянием деятельности психологической службы стала рассматривать как приоритетную проблему психологического здоровья в информационном обществе и искать пути её решения. Если основу психического здоровья составляет полноценное развитие высших психических функций, психических процессов и механизмов, то основу психологического здоровья — развитие личностной индивидуальности общества.

Читайте также:  Березовый деготь вреден для здоровья

В настоящее время становится всё более актуальным и очевидным тот факт, что психологическая культура и психическое здоровье личности в информационном обществе, не может остаться в стороне от решения насущных социальных проблем, связанных с качеством воспроизводства нации, с состоянием общей и психологической культуры в информационном обществе. Многие проблемы современной общественной жизни в своей основе имеют отсутствие психологической культуры в информационном обществе. Психологическая неграмотность, низкая психологическая культура современного общества, отсутствие психологического здоровья, создают условия, при которых ребёнок уже с момента рождения попадает в «зону риска» [7 с.109].

Уровень психологической культуры личности в информационном обществе можно рассматривать как «зону ближайшего личностного развитии» молодого поколения страны. В связи с этим одна из важнейших задач психологов — поиск и реализация средств, способов влияния на общественное сознание в направлении возрождения психологической культуры. И начинать, надо с детства, в котором «сокрыта универсальная генетическая программа развития как совершенствования» (Б. Быков) [1].

Психологическая культура личности в информационном обществе является частью общей культуры. Крупнейшие отечественные психологи, философы, культурологи, педагоги (Бердяев Н. А., Бахтин М. М., Выготский Л. С., Леонтьев А. Н., Лосев А. Ф., Лихачев Д. С., Ушинский К. Д. и др.) придавали решающее значение культуре как условию развития человека, утверждали, что «психика человека имеет культурно–исторический характер», что человек становится частью человечества, постигая культуру и творя её.

Следует сказать, что к настоящему времени социологами и психологами проведено значительное число эмпирических исследований, затрагивающих отдельные аспекты влияния информатизации на личность, причём количество накопленного эмпирического материала возрастает год от года (Королева, 2004; Карпова Д. Н., 2013; Белинская 2013).

Психология вносит в общую культуру понимание уникальности психологической культуры в современном обществе, сложности и ценности человека как такового и его жизни. Одна из специфических особенностей психологической культуры состоит в том, что данностью признаётся индивидуально неповторимое в человеке (Климов Е. А.) [4с.183]. Способность человека к сопереживанию, переживанию, сочувствовать, содействовать, поступать великодушно составляют основу психологической культуры и психического здоровья личности в информационном обществе.

Психологическая культура в информационном обществе не только проявляется во взаимодействии общества, но и служит регулятором этого взаимодействия, она предполагает реализацию психологических знаний в обществе с гуманистических позиций уважения, любви, совести, ответственности, бережливого отношения к чувству личного достоинства, как своего, так и другого человека [4]. Психологическая культура исключает манипулирование сознанием, чувствами, отношениями людей, с чем мы сейчас встречаемся на каждом шагу (реклама, средства массовой информации, пиар, различные предсказатели, мошенники и др.)

Психологическая культура личности является результатом психического здоровья личности, а также обучения и воспитания растущего поколения в информационном обществе.

  1. Введение в систему общего среднего образования психологии как учебного предмета // Московский и Омский эксперимент «Психология и школа», 2008, № 2.
  2. Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М., 1996.
  3. Забродин Ю. М., Попова М. В. Психология в школе. — М., 2009
  4. Климов Е. А. введение в психологию труда. — М., 2014
  5. Лотман Ю. М. Воспитание души. — СПб, 2011
  6. Семикин В. В. Психологическая культура в образовании. — СПб, 2008
  7. Челпанов Г. И. Психология. Философия. Образование. — М.; Воронеж 2004

Источник

Adblock
detector