Меню

Психологическая культура как условие здоровья личности

Формирование психологической культуры подростков как условие психологического здоровья личности

Проблема сохранения психологического здоровья человека обусловлена теми изменениями, которые происходят в мире, предъявляя особые требования к человеку, стремящемуся к сохранению здоровья, к саморазвитию, к самоактуализации. Среди этих требований готовность действовать в новых, непредсказуемых условиях, принимать решение в данной ситуации и нести ответственность за принятое решение. Чтобы соответствовать этим требованиям, необходимо иметь определенные личностные характеристики: быть способным видеть свои возможности в окружающем его мире и реализовывать свой потенциал, открывая для себя новые смыслы своей жизнедеятельности, осуществляя себя, свой жизненный потенциал.

Скачать:

Вложение Размер
statya.docx 23.37 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ КАК УСЛОВИЕ СОХРАНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

Проблема сохранения психологического здоровья человека обусловлена теми изменениями, которые происходят в мире, предъявляя особые требования к человеку, стремящемуся к сохранению здоровья, к саморазвитию, к самоактуализации. Среди этих требований готовность действовать в новых, непредсказуемых условиях, принимать решение в данной ситуации и нести ответственность за принятое решение. Чтобы соответствовать этим требованиям, необходимо иметь определенные личностные характеристики: быть способным видеть свои возможности в окружающем его мире и реализовывать свой потенциал, открывая для себя новые смыслы своей жизнедеятельности, осуществляя себя, свой жизненный потенциал.

Психологические концепции здорового функционирования личности были заложены в рамках гуманистической психологии, в работах Э. Фромма, Г. Олпорта, А. Маслоу, К. Роджерса, В. Франкла и других. Современные представления о психологическом здоровье личности представлены в работах отечественных ученых: И. В. Дубровиной, О. В. Хухлаевой, А. В. Шувалова, Г. А. Винокуровой и других.

Термин «психологическое здоровье» в отечественной психологии был содержательно обозначен И. В. Дубровиной. Оно понимается как необходимое условие активной и нормальной жизнедеятельности человека [1].

Также «ключевым» словом для описания психологического здоровья О. В. Хухлаева избирает слово «гармония», или «баланс». Это гармония между различными составляющими самого человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими и также гармония между человеком и окружающими людьми, природой, космосом. При этом гармония рассматривается не как статическое состояние, а как процесс [4].

По мнению В. И. Слободчикова, психологическое здоровье есть то состояние, которое характеризует процесс и результат нормального развития субъективной реальности в пределах индивидуальной жизни [3].

Развитие психологического здоровья подростков зависит от многих условий: особенностей развития личности, ближайшего окружения (семьи, друзей, классного коллектива, педагогов), стиля воспитания, адекватности предъявляемых в семье и в школе требований, отсутствие психотравмирующих ситуаций, создание психологически комфортной обстановки и т.д.

Неотъемлемым условием жизненного самоосуществления человека выступает также культура, определяющая пространство жизнедеятельности человека, которую человек создает в процессе собственного осуществления [2]. Психологическая культура является важнейшим компонентом общей гармонии личности. Становление психологической культуры человека, понимаемой как уровень самопознания и саморегуляции человека в различных сферах жизнедеятельности и рассматриваемой в качестве показателя успешности процессов социализации и индивидуализации, является актуальной задачей формирования личности в контексте образования. Всё чаще приобщение к психологической культуре рассматривается как «важное условие сохранение и укрепления психологического здоровья» как ребёнка, так и взрослого.

Данное обстоятельство определило цель и предмет нашего исследования.

Первым этапом исследования было изучение таких показателей психологического здоровья, как: исследование тревожности (Ч. Д. Спилбергер, адаптация Ю. Л. Ханина), методика диагностики агрессивности (А. Басс, А. Дарки), методика изучения общей самооценки (Г. Н. Казанцева) и уровня развития психологической культуры: методика «Психологическая культура личности» (О. И. Мотков, Т. А. Огнева), методика «Коммуникативная компетентность» (Л. Михельсон, модификация Ю. З. Гильбуха).

После проведения программы по формированию психологической культуры у подростков было проведено повторное изучение уровня развития психологической культуры и показателей психологической здоровья с помощью тех методик, которые мы использовали до формирующего эксперимента.

Анализ результатов исследования по методике «Исследование тревожности» (Ч. Д. Спилбергер, адаптация Ю. Л. Ханина) после проведения формирующего эксперимента подростков с высоким уровнем ситуативной тревоги стало значительно меньше (2,138 *), так же снизился показатель и личностной тревоги (1,72 *).

Результаты сравнительного анализа показали по методике «Диагностика агрессивности» (А. Басс, А. Дарки), что у подростков из экспериментальной группы не выявлена предрасположенность к таким типам проявления агрессивности как физическая и вербальная, которая была им свойственна на констатирующем этапе исследования. В то время, когда результаты сравнительного анализа показали, что подросткам из контрольной группы больше свойственно физическая агрессия (2,239*), хотя по вербальной агрессии разница не прослеживается, следовательно, данный вид агрессии почти в одинаковой степени проявляется у подростков контрольной и экспериментальной группы, как и проявление раздражения, негативизма, обиды, подозрительности и чувство вины. После формирующего эксперимента у подростков экспериментальной группы, в отличие от подростков контрольной группы доминирует косвенная агрессия (1,885*).

Результаты математических подсчетов по методике «Изучение общей самооценки» (Г. Н. Казанцева) показали, что после формирующего эксперимента показатели самооценки у подростков в экспериментальной и контрольной группы различаются на 0,05 и 0,01 уровне. После формирующего эксперимента самооценка подростков стала более адекватной (2,767 **), в контрольной группе подростков с заниженной самооценкой значительно больше (1,967 *).

Результаты по методике «Психологическая культура личности» (О. И. Мотков, Т. А. Огнева), показали, что после формирующего эксперимента показатели развития коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений у подростков в экспериментальной и контрольной группы различаются на 0,05 и 0,01 уровне. Мы выявили, что подростки экспериментальной группы по сравнению с подростками контрольной группы показали умения оказывать и принимать знаки внимания (комплименты) от сверстника (1,938 *), стали меньше реагирование на задевающее, провоцирующее поведение со стороны собеседника (2,293 **), показали более высокие умения самому оказать сочувствие, поддержку (2,957 **).

Результаты математических обработки свидетельствуют, что после формирующего эксперимента показатели развития психологической культуры у подростков в экспериментальной и контрольной группы разлучаются на 0,05 и 0,01 уровне. После формирующего эксперимента подростков из экспериментальной группы с высоким уровнем стремления к самопознанию, глубокому самопознанию стало больше (2,454 **), в контрольной группе подростков со средним уровнем стремления к самопознанию, глубокому самопознанию стало больше (1,657 *). Очень высокий уровень стремления к конструктивному общению наблюдается у подростков экспериментальной группы (3,858 **), тогда как у подростков контрольной группы этот преобладает средний уровень (1,72 **). У подростков экспериментальной группы стремление к психической саморегуляции находится на очень высоком уровне (3,893 **), в контрольной он сформирован только на среднем уровне (3,893 **). Подростки экспериментальной группы стремятся стали более склонны к проявлению творчества (1,973 *), чем подростки контрольной группы, не участвовавшие в формирующем эксперименте (3,248 **). У подростков экспериментальной группы наблюдается достаточно высокое стремление к гармоничному саморазвитию (2,138 *).

Таким образом, формирование основных компонентов психологической культуры способствует сохранению и укреплению психологического здоровья личности.

  1. Дубровина, И. В. Психическое здоровье детей и подростков / И. В. Дубровина. – М. : Академия, 2000. – С. 153
  2. Романов, К. М. Психологический практикум : Учеб. пособие / К. М. Романов. – Саранск : Изд-во Морд. ун-та, 2003. – 164с.
  3. Слободчиков, В. И. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей / В. И. Слободчиков, А. В. Шувалов // Вопросы психологии. – 2001. – № 4. – С. 91–105
  4. Хухлаева О. В. Как сохранить психологическое здоровье подростков : пособие для школы / О. В. Хухлаева. – М. : Сентябрь, 2003. – 176 с.

Источник

Психологическая культура как условие здоровья личности

Приносим извинения за временные неудобства

—> 19-20.01.2017 в связи с проведением технических работ
возможно снижение скорости работы Электронной библиотеки!

Приносим извинения за временные неудобства

Заглавие документа: Психологическая культура как фактор психологического здоровья личности
Авторы: Коломинский, Я. Л.
Тема: ЭБ БГУ::ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ::Психология
Дата публикации: 2016
Издатель: Минск : БГУ
Библиографическое описание источника: Социальная защита и здоровье личности в контексте реализации прав человека: наука, образование, практика: материалы Международной научно-практической конференции, Республика Беларусь, Минск, 26–27 ноября 2015 г. — Минск: БГУ, 2016. — С. 207-211.
Аннотация: Анализируются теоретический и практический аспекты психологической культуры личности. Представлены доказательства ее влияния на психологическое здоровье = The article analyzes theoretical and practical aspects of psychological culture of personality. The evidence of its impact on psychological health
Доп. сведения: Секция 1. Теория и практика социальной работы: профилактика, реабилитация, помощь и поддержка
URI документа: http://elib.bsu.by/handle/123456789/157388
ISBN: 978-985-566-297-7
Располагается в коллекциях: 2016. Социальная защита и здоровье личности в контексте реализации прав человека: наука, образование, практика

Файл Описание Размер Формат
207-211.pdf 415,6 kB Adobe PDF Открыть

Все документы в Электронной библиотеке защищены авторским правом, все права сохранены.

Источник

Психологическая культура и психологическое здоровье личности в информационном обществе

Дата публикации: 02.12.2016 2016-12-02

Статья просмотрена: 1096 раз

Библиографическое описание:

Дымова, А. В. Психологическая культура и психологическое здоровье личности в информационном обществе / А. В. Дымова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 27.1 (131.1). — С. 17-18. — URL: https://moluch.ru/archive/131/35954/ (дата обращения: 09.06.2021).

Abstract: Psychological culture of personality is the result of the development, training and education of the individual in the information society since childhood. Therefore, in the context of its consideration included the mental and psychological health of a person, as well as the psychological formation of identity in the information society, which, subject to certain conditions, provide in its unity, cooperation and interdependence sustainable health of the individual in the information society and create conditions for the education of psychological culture.

Keywords: mental health, psychological cultures, psychological literacy, information society.

Психическое здоровье — это комплексный многоаспектный феномен, включающий в себя психологическое, педагогическое, социальное, медицинское и другие аспекты. Термин «психическое здоровье» был введён Всемирной организацией здравоохранения в 1979 году. Основу психического здоровья составляет психологическая культура человека на всех этапах его жизни.

Современное общество под влиянием деятельности психологической службы стала рассматривать как приоритетную проблему психологического здоровья в информационном обществе и искать пути её решения. Если основу психического здоровья составляет полноценное развитие высших психических функций, психических процессов и механизмов, то основу психологического здоровья — развитие личностной индивидуальности общества.

В настоящее время становится всё более актуальным и очевидным тот факт, что психологическая культура и психическое здоровье личности в информационном обществе, не может остаться в стороне от решения насущных социальных проблем, связанных с качеством воспроизводства нации, с состоянием общей и психологической культуры в информационном обществе. Многие проблемы современной общественной жизни в своей основе имеют отсутствие психологической культуры в информационном обществе. Психологическая неграмотность, низкая психологическая культура современного общества, отсутствие психологического здоровья, создают условия, при которых ребёнок уже с момента рождения попадает в «зону риска» [7 с.109].

Уровень психологической культуры личности в информационном обществе можно рассматривать как «зону ближайшего личностного развитии» молодого поколения страны. В связи с этим одна из важнейших задач психологов — поиск и реализация средств, способов влияния на общественное сознание в направлении возрождения психологической культуры. И начинать, надо с детства, в котором «сокрыта универсальная генетическая программа развития как совершенствования» (Б. Быков) [1].

Психологическая культура личности в информационном обществе является частью общей культуры. Крупнейшие отечественные психологи, философы, культурологи, педагоги (Бердяев Н. А., Бахтин М. М., Выготский Л. С., Леонтьев А. Н., Лосев А. Ф., Лихачев Д. С., Ушинский К. Д. и др.) придавали решающее значение культуре как условию развития человека, утверждали, что «психика человека имеет культурно–исторический характер», что человек становится частью человечества, постигая культуру и творя её.

Следует сказать, что к настоящему времени социологами и психологами проведено значительное число эмпирических исследований, затрагивающих отдельные аспекты влияния информатизации на личность, причём количество накопленного эмпирического материала возрастает год от года (Королева, 2004; Карпова Д. Н., 2013; Белинская 2013).

Психология вносит в общую культуру понимание уникальности психологической культуры в современном обществе, сложности и ценности человека как такового и его жизни. Одна из специфических особенностей психологической культуры состоит в том, что данностью признаётся индивидуально неповторимое в человеке (Климов Е. А.) [4с.183]. Способность человека к сопереживанию, переживанию, сочувствовать, содействовать, поступать великодушно составляют основу психологической культуры и психического здоровья личности в информационном обществе.

Психологическая культура в информационном обществе не только проявляется во взаимодействии общества, но и служит регулятором этого взаимодействия, она предполагает реализацию психологических знаний в обществе с гуманистических позиций уважения, любви, совести, ответственности, бережливого отношения к чувству личного достоинства, как своего, так и другого человека [4]. Психологическая культура исключает манипулирование сознанием, чувствами, отношениями людей, с чем мы сейчас встречаемся на каждом шагу (реклама, средства массовой информации, пиар, различные предсказатели, мошенники и др.)

Психологическая культура личности является результатом психического здоровья личности, а также обучения и воспитания растущего поколения в информационном обществе.

  1. Введение в систему общего среднего образования психологии как учебного предмета // Московский и Омский эксперимент «Психология и школа», 2008, № 2.
  2. Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М., 1996.
  3. Забродин Ю. М., Попова М. В. Психология в школе. — М., 2009
  4. Климов Е. А. введение в психологию труда. — М., 2014
  5. Лотман Ю. М. Воспитание души. — СПб, 2011
  6. Семикин В. В. Психологическая культура в образовании. — СПб, 2008
  7. Челпанов Г. И. Психология. Философия. Образование. — М.; Воронеж 2004

Источник

Читайте также:  Льняное масло или семена что лучше для здоровья
Adblock
detector