Психолого-педагогическая диагностика учащихся с ограниченными возможностями здоровья, как один из этапов коррекционно-психологической помощи
специалист в области арт-терапии
Психолого-педагогическая диагностика учащихся с ограниченными возможностями здоровья, как один из этапов коррекционно-психологической помощи
Айнбиндер Наталья Алексеевна
ОГАОУ «Центр образования «Ступени»
Проблема обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из наиболее актуальных в системе образования. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями, из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания[1, с.27].
Группа школьников с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА; с задержкой и комплексными нарушениями развития.
Коррекционно-психологическая помощь это создание оптимальных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, способствующих их интеллектуальному, личностному и эмоционально-волевому развитию; содействие социально-культурной адаптации в современном социуме. Коррекционно-психологическая помощь состоит из нескольких этапов: психолого-педагогическая диагностика обучающихся, консультирование педагогов и родителей, коррекционно-развивающая работа с обучающимися, проведение промежуточной и итоговой диагностики учащихся с целью определения дальнейшего образовательного маршрута. Любая работа должна непременно проводится в системе[4, с.321] .
Первичным этапом коррекционно — психологической помощи является психолого-педагогическая диагностика. Диагностическое направление – заключается в проведении первичного обследования школьников, организованного в рамках комплексного изучения развития учащихся специалистами школьного психолого-педагогической службы, и дальнейшего динамического наблюдения за развитием учащихся. Работа по коррекции недостатков ребенка с особенностями в развитии начинается, прежде всего, с качественной диагностики.
Как отмечают такие практические психологии как Т.А. Подугольникова, М.Ф. Носова любая перспективная программа коррекции и развития ребенка может быть эффективной лишь тогда, когда она основана на правильном заключении о состоянии его психики и специфических индивидуальных особенностях становления его личности [2, с. 63-67].
Для проведения первичной психолого-педагогической диагностики нами используются методики таких авторов как: А.А. Венгер, С.Д. Забрамная, И.Ю. Левченко. В.И. Лубовский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Н.Н. Морозовой С.Я. Рубинштейн, И.В. Чумаковой, О. Е. Шаповаловой , Е.А. Шиловой и др.[3,с.11-26] Все методики модифицированны и объедененны в единую карту, в которую систематически вносятся изменения. Карта включает в себя ознакомительную беседу, благодаря диагностики возможно осуществить проверку знаний и представлений обучающихся об окружающем, о сформированности временных, пространственных представлениях. В процессе певичной диагностики у обучающихся изучаем уровень развития, понимания логико — грамматических конструкции, причинно — следственных отношений, умение анализировать, исключать лишнее, состовлять рассказ, обобщать. Например такие диагностические методики и задания как: назови причину наводнения, листопада; объясни пословицы и поговорки; расставь события по порядку; объясни что изображенно на картине (скрытый смысл); закончи предложение;установи законемерность; подбери общее понятие;исключи лишнее слово;сравни понятия; составь рассказ ( по серии сюжетных картин).
Большое внимание уделяется изучению памяти, оно включает в себя диагностические задания направленные на изучение опосредованного запоминания и его продуктивности, запоминание и понимание текста. Например такие задания: запомни слова и повтори; нарисуй рисунок который поможет тебе потом вспомнить слова которые я сейчас назову, постарайся запомнить сказку и потом ее повторить.
Еще один блок диагностики посвящен изучению восприятия и внимания детей с ограниченными возможностями здоровья. Например такие диагностические задания как: зашумленный рисунок, коректурная проба, затерянная картинка, разрезная картина, ошибка художника, исправь ошибку.
Большое внимание уделено диагностики сформированности учебных навыков детей более старшего возраста.
Задания и методики которыми мы пользуемся при диагностики обучающихся могут меняться, дополнятся или же исключаться из карты вообще. Зависит это от возраста, заболевания и индивидуального развития школьника.
Качественно проведенная психолого — педагогическая диагностика учащихся помогает нам составить дефектологическое заключение. Оно и является приоритетным при составлении индивидуальной программы коррекционно — развивающих занятий. Такая программа имеет определенные цели и задачи а так же календарно — тематическое планирование на весь учебный год.
Не мало важным фактором первичная диагностика выступает при корректировки плана работы учителя — дефектолога, при планировании просветительской работы не только для педагогов работающих с тем или иным контингентом детей, но и для родителей обучающихся.
В сентябре 2018 года на базе ОГАОУ «Центр образования «Ступени» проводилась первичная диагностика 10 обучающихся центра которые поступили на индивидуальные занятия к дефектологу после коллегиального заключения психолого — педагогического консилиума. Школьники имеют различные диагнозы (детский церебральный паралич, эпилепсия, соматические заболевания и др.), возраст обучающихся варьируется от 8 до 11 лет. Для первичной диагностики использовалась диагностическая карта обследования развития младших школьников. Результаты диагностики позволили сделать вывод о развитии общей и мелкой моторики, пространственно — временных представлениях о развитии памяти, внимания, мышления, восприятия.
Были составлены рекомендации, дневники развития обучающихся по результатам диагностического обследования школьников. Все дети данной группы условно разделились на три уровня развития: выше среднего, средний и ниже среднего. Первичная диагностика позволила определить направления коррекционно — психологической помощи каждому конкретному обучающемуся на весь учебный год. По результатам диагностики были составлены коррекционно — развивающие программы, даны рекомендации учителям, работающим с конкретными детьми, проведены консультации для родителей.
Таким образом организация воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья ставит вопросы изучения и выявления особенностей познавательной деятельности, установления характера нарушений, потенциальных возможностей школьника и дает возможность прогнозировать его развитие.
Иначе говоря, д ля успешности воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого- педагогической диагностике, позволяющей:
— выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности обучающегося;
— определить оптимальный педагогический маршрут;
— обеспечить индивидуальным сопровождением каждого школьника;
— спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;
— оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;
— определить условия воспитания и обучения ребенка;
— консультировать родителей ребенка.
При этом одним из основных принципов диагностики нарушенного развития является комплексный подход, который включает всестороннее обследование, оценку особенностей развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и охватывает познавательную деятельность, поведение, эмоции, волю, сформированность учебных навыков и др.
Основной целью применения психологической диагностики является определение уровня умственного развития и состояния интеллекта детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку эта категория дошкольников представляет исключительное разнообразие. Психодиагностическое обследование ребенка с проблемами в развитии должно быть системным и включать в себя изучение всех сторон психики (познавательная деятельность, речь, эмоционально-волевая сфера, личностное развитие).
Епифанцева Т. Б., Киселенко Т. Е., Могилева И.А. Настольная книга педагога – дефектолога- Изд. 2-ое – Ростов н/ Д:Феникс, 2006. 576 с.
Подугольникова, Т.А., Носова, М.Ф. Оценка уровня развития кратковременной зрительной памяти у дошкольников с нарушениями бинокулярного зрения // Дефектология. – 2003. — №1. – С. 67-73.
Современные проблемы изучения, обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: сб. науч. тр. / Под ред. И.В. Чумаковой, Е.А. Шиловой, Н.Н. Морозовой. Саранск: Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева, 2000. 174 с.
Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. – М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. 448 с.
Источник
Психологические подходы к диагностике детей с ограниченными возможностями здоровья
Рубрика: 4. Психология развития
Статья просмотрена: 12467 раз
Библиографическое описание:
Есиленок, Т. А. Психологические подходы к диагностике детей с ограниченными возможностями здоровья / Т. А. Есиленок. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 47-49. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/81/2854/ (дата обращения: 09.06.2021).
Опираясь на накопленный опыт демократизации и гуманизации общества и человека, защиты его прав, Генеральная Ассамблея Организации Объединённых Наций приняла Декларацию прав ребёнка. В декларации прав ребёнка провозглашает (принцип 8) «Ребёнок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь». [1] Этот принцип особенно важен для реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья. В Декларации говориться (принцип 5) «Ребёнку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальный режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния». [1]
Данный принцип требует обеспечения детям с ограниченными возможностями здоровья гарантированного права на:
специальный охранительный режим;
По сути данного принципа детям с отклонениями в развитии должны быть обеспечены специально организованные условия их обучения и воспитания, дифференцированно, с учётом глубины и характера дефекта. Вопросы, связанные с изучением умственной отсталости, относятся к числу наиболее важных в специальной педагогики и специальной психологии. Успех обучения и воспитания умственно отсталых детей зависит от того, в какой мере педагог знает их психофизические возможности, умеет устанавливать особенности развития и выявлять причины имеющихся отклонений в умственном развитии и поведении. Необходимо знать общие закономерности развития психических процессов и личности в целом, а также знать те специфические закономерности развития, которые присущи детям с разными патологиями развития. Для того что правильно диагностировать состояние детей, надо чётко представлять, какие причины могут привести к ней. На психологическое развитие ребёнка влияют биологические и социальные факторы.
Среди биологических факторов, влияющих на развитие и приводящих к умственной отсталости, выделяются следующие:
— генетическое поражение, генные мутации, хромосомные аберрации, наследственные дефекты;
— заболевание перенесённые в раннем детском возрасте;
— посттравматическая, эпилептическая, шизофреническая и другая деменция.
Среди социальных факторов, отрицательно влияющих на развитие ребёнка, выделяются:
— неблагоприятные социальные условия;
— длительная депривация, приводящая к дефициту информации, обеднению жизненного опыта;
— неблагополучная экологическая обстановка;
— отсутствие своевременной коррекционно – развивающей работы с ребёнком.
При этом следует знать, что не всегда наличие органических поражений приводит к умственно отсталости и в то же время умственное отставание может быть результатом ранней, тяжёлой и длительной депривации ребёнка. Л.С. Выготский указывает, что надо отличать ядерные признаки умственно отсталости от вторичных и третичных наслоений. [2]
Психологическая диагностика отклонений развития у детей является составной частью комплексного клинико-психолого-педагогического и социального обследования. Она основывается на ряде принципов, сформулированных ведущими специалистами в области специальной психологии и психодиагностики нарушенного развития (В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, С.Я. Рубинштейн, С.Д. Забрамная, О.Н. Усанова и др.).[3]
Принцип гуманности. Он заключается в том, чтобы вовремя создать каждому ребёнку необходимые условия, при которых тот сможет максимально развивать свои способности. Необходимо глубоко изучать ребёнка, искать пути преодоления трудностей возникающих у него, соблюдать интересы ребёнка. Только в том случае, если все необходимые меры помощи, оказанные детям в условиях образовательных учреждений, не дали положительных результатов, ставится вопрос о направлении их в специальные коррекционные учреждения.
Обязательным принципом является комплексность в изучении детей. Этот принцип обязывает учитывать данные, полученные при обследовании ребёнка всеми специалистами. Соблюдение указанного принципа при изучении детей позволит точнее определить их состояние, выявить причины имеющих отклонений в развитии. Так педагог может первым обратить внимание на такие изменения в ребёнке, как усиливающую рассеянность, утомляемость, плаксивость. В свою очередь врач поможет установить причины этих изменений и рекомендовать необходимые средства для их устранения.
Важное значение имеет принцип всестороннего и целостного изучения ребёнка. Он предусматривает исследование как познавательной деятельности, так и эмоционально – волевой сферы и поведения. Учитывается также физическое состояние детей, которое может существенно влиять на формирование их умственных способностей. Говоря о целостности изучения, следует помнить, что психическое развитие ребёнка не представляет собой простой суммы развития отдельных, изолированных способностей, поэтому нельзя делать заключение о ребёнке только на основании исследования состояния его восприятия, памяти или других психических функций. Под целостностью изучения подразумевается обязательное сопоставление всех данных об особенностях отдельных психических процессов, эмоции, воли, поведения и физического состояния.
Самым специфическим для дефектологии является принцип динамичного изучения детей. Этот принцип означает, что при изучении важно учитывать не только то, что дети знают и могут выполнить в момент исследования, но и их возможности в обучении. В основе этого принципа лежит учение Л.С. Выготского об изучении «зоны ближайшего развития» детей, их потенциальных возможностей в обучении.
Важное значение имеет принцип всестороннего и целостного изучения ребёнка. Он предусматривает исследование как познавательной деятельности, так и эмоционально – волевой сферы и поведения. Учитывается также физическое состояние детей, которое может влиять на формирование их умственных способностей. Под целостностью изучения подразумевается обязательное сопоставление всех данных, полученных о ребёнке. Всестороннее, целостное изучение ребёнка может быть успешным, если оно будет осуществляться в процессе его деятельности: учебной, трудовой, игровой.
Важно учитывать принцип качественно-количественного подхода при оценке выполненного ребёнком задания. Учитывать не только конкретный результат, но и способ решения задачи. Качественный анализ результатов деятельности ребёнка позволяет оценить своеобразие его психического развития. При этом для дифференцированной диагностики очень важна будет и количественная оценка, показывающая степень выраженности выявленных качественных показателей.
Системная психолого-педагогическая диагностика детей с ограниченными возможностями здоровья даёт основание рассматривать развитие как сложный структурный, разноуровневый процесс, отражающий как общечеловеческие, так и индивидуальные особенности и возможные отклонения в становлении личности ребёнка. Современная система психологического диагностирования предполагает комплексное обследование психического состояния и выявления индивидуальных особенностей интеллектуальной, мнестической, мотивационной, волевой, речевой сфер ребёнка, сформированности волевой регуляции и межличностного взаимодействия, определение трудностей в овладении учебными программами. [4]
Проведение комплексного обследования детей позволяет определить индивидуальный уровень ребёнка. Психологическая диагностика построена на основе следующих принципов:
Целостно-системное диагностирование: установление взаимосвязей, взаимообусловленности, взаимозависимостей проявлений психической организации ребёнка.
Структурно-динамическое диагностирование: выявление актуальных и потенциальных возможностей развития, возможных отклонений в развитии.
Конкретность диагностирования: определение соответствия состояния психического развития ребёнка требованиям конкретной ситуации.
Единство психического развития и ведущей деятельности: учитываются индивидуальное своеобразие психического развития и успешность игровой и учебной деятельности.
Комплексность диагностирования: при проведении психодиагностики необходимо учитывать результаты медико-педагогического обследования и социальной ситуации развития ребёнка.
Психологическое диагностирование включает:
Изучение общих сведений о ребёнке.
Исследование психического, индивидуально-личностного развития ребёнка в структуре ведущей деятельности.
Особенности развития мышления. Состояние наглядно-действенного, наглядно-образного, понятийного мышления. Индивидуальные качества мышления: логичность, критичность, доказательность, избирательность, активность. Затруднения в мыслительных операциях, в умозаключениях, в построении выводов, суждений.
Особенности развития памяти. Развитие произвольной и непроизвольной памяти. Особенности запоминания, сохранения и воспроизведения, соотношение образной и словесной памяти. Затруднения в кратковременном запоминании, сохранении и воспроизведении.
Особенности развития внимания. Свойства внимания: устойчивость, концентрация, переключаемость, врабатываемость, истощаемость, отвлекаемость, рассеянность.
Особенности развития мотивации. Ведущий мотив учения. Осознанность, обоснованность, устойчивость мотивов. Отсутствие устойчивого мотива учения.
Особенности развития межличностных отношений. Индивидуальная потребность личности в общении, степень популярности в межличностных отношениях в учебной и внеурочной деятельности. Сложности общения с одноклассниками, отсутствие потребности в общении.
Особенности развития системы отношений личности. Отношение ребёнка к семье, к друзьям, к себе, окружающим.
Затруднения, неопределённость отношений. Проблемные зоны в системе отношений личности.
Особенности развития речи. Связность, логичность, развёрнутость, эмоциональность речевых высказываний, бедность, разбросанность, затруднения в речевой деятельности. Общее недоразвитие речи.
Состояние успеваемости и поведения. Успеваемость школьника по основным предметам, избирательное отношение к учебным дисциплинам, неуспеваемость, затруднения в овладении учебным материалом, соответствие поведения ребёнка требованиям детского учреждения.
Заключение об индивидуальных особенностях психического развития ребёнка. В заключении необходимо выделить: актуальный и потенциальный уровень психического развития, проблемные зоны в системе отношений личности, отклонения в развитии познавательной деятельности, поведении, трудности в овладении учебным материалом, индивидуальные особенности школьника. Также определяются ведущие коррекционно-оздоровительные условия для развития познавательных функций, возможностей индивидуального коррекционно-развивающего обучения ученика, перспективные психолого-педагогические возможности социальной коррекции и интеграции ребёнка.
Права ребёнка: основные международные документы. – М.: Дом. 1992.
Выготский Л.С. Собрание сочинений. — М., Педагогика, 1985. — Т. 5.
Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная , Т.А. Добровольская и др. / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.
И.Ю. Левченко, Н.А. Киселева . Психологическое изучение детей с отклонениями развития. – М.: Коррекционная педагогика, 2005.
Похожие статьи
Пространственные функции в структуре психического развития.
Описываются базовые составляющие психического развития ребенка с ОВЗ.
Библиографическое описание: Кулагин А. В. Пространственные функции в структуре психического развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Основные направления работы по психомоторному развитию.
В настоящее время хорошо изученными являются особенности психомоторного развития детей раннего возраста, особенности развития двигательной эмоционально-волевой сферы, познавательной деятельности детей дошкольного возраста.
Теоретические подходы к изучению вопросов развития.
дошкольный возраст, ребенок, окружающий мир, познавательная деятельность, знание, познавательная активность, когнитивная сфера, предмет, старший дошкольный возраст, умственное развитие.
Познавательные способности детей дошкольного возраста как.
Развитие речевых навыков и познавательной деятельности. В статье рассмотрены особенности развития речи и познавательной сферы детей среднего дошкольного возраста.
Теоретические аспекты комплексной диагностики.
С целью изучения познавательной деятельности детей раннего возраста с задержкой речевого развития нами был проведен констатирующий эксперимент. «Норма» и «патология развития» — клинико-педагогический.
Особенности социализации детей школьного возраста с ОВЗ
Значение игровой деятельности для детей с ограниченными. Дети с ограниченными возможностями здоровья в эмоционально-волевой сфере особенные они быстро устают, теряют интерес к выполнению задания, реагируют на изменения погоды.
Пространственные функции как базовые составляющие.
Для диагностики познавательной сферы ребенка наиболее важными параметрами являются пространственные функции, которые лежат в основе не
Основные термины (генерируются автоматически): психическое развитие, функция, психическая деятельность, психическое.
Развитие познавательной сферы детей с особыми.
Познавательное развитие детей с особыми образовательными потребностями значительно отстаёт от развития здоровых детей. Это проявляется во всех сферах психического развития — внимании, памяти, восприятии, мышлении и речи.
Психологические особенности развития познавательных.
Старший дошкольный возраст является периодом интенсивного психического развития. Особенности этого этапа проявляются в прогрессивных изменениях во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных.
Пространственные функции в структуре психического развития.
Описываются базовые составляющие психического развития ребенка с ОВЗ.
Библиографическое описание: Кулагин А. В. Пространственные функции в структуре психического развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Основные направления работы по психомоторному развитию.
В настоящее время хорошо изученными являются особенности психомоторного развития детей раннего возраста, особенности развития двигательной эмоционально-волевой сферы, познавательной деятельности детей дошкольного возраста.
Теоретические подходы к изучению вопросов развития.
дошкольный возраст, ребенок, окружающий мир, познавательная деятельность, знание, познавательная активность, когнитивная сфера, предмет, старший дошкольный возраст, умственное развитие.
Познавательные способности детей дошкольного возраста как.
Развитие речевых навыков и познавательной деятельности. В статье рассмотрены особенности развития речи и познавательной сферы детей среднего дошкольного возраста.
Теоретические аспекты комплексной диагностики.
С целью изучения познавательной деятельности детей раннего возраста с задержкой речевого развития нами был проведен констатирующий эксперимент. «Норма» и «патология развития» — клинико-педагогический.
Пространственные функции как базовые составляющие.
Для диагностики познавательной сферы ребенка наиболее важными параметрами являются пространственные функции, которые лежат в основе не
Основные термины (генерируются автоматически): психическое развитие, функция, психическая деятельность, психическое.
Развитие познавательной сферы детей с особыми.
Познавательное развитие детей с особыми образовательными потребностями значительно отстаёт от развития здоровых детей. Это проявляется во всех сферах психического развития — внимании, памяти, восприятии, мышлении и речи.
Особенности социализации детей школьного возраста с ОВЗ
Значение игровой деятельности для детей с ограниченными. Дети с ограниченными возможностями здоровья в эмоционально-волевой сфере особенные они быстро устают, теряют интерес к выполнению задания, реагируют на изменения погоды.
Психологические особенности развития познавательных.
Старший дошкольный возраст является периодом интенсивного психического развития. Особенности этого этапа проявляются в прогрессивных изменениях во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных.
Источник