Меню

Психолог здоровья кто это

Медицинский психолог в системе здравоохранения

Медицинская психология — одно из направлений такой обширной науки как психология. Трудно сказать, чего больше в медицинской психологии — медицины или психологии. Но одно можно заметить абсолютно точно: здесь связи психологии и медицины настолько тесные, что для психологов, работающих в этой сфере, медицинские знания абсолютно необходимы.

А также психолог должен знать декларацию прав и свобод человека, основы законодательства РФ о здоровье граждан, закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», медицинскую психологию, психологию личности, общую и дифференциальную психологию, психотерапию, психогигиену, психодиагностику, психопрофилактику; кроме того, владеть методами активного обучения, методами диагностики и коррекции нормального и аномального развития, должен быть хорошо ориентирован в основах дефектологии, психопатологии, сексологии, этики.

Из всего вышесказанного делаем вывод, что медицинский психолог — специалист с высшим психологическим образованием по специальности «Психология» и получивший дополнительную подготовку на факультете последипломного образования по медицинской психологии, владеющий методами, предусмотренными программой подготовки в соответствии с требованиями квалификационной характеристики и получивший сертификат по медицинской психологии.

Основная цель работы медицинского психолога: поддержание и восстановление психического и соматического здоровья.

Данный специалист проводит работу по выявлению условий, препятствующих гармоническому развитию личности пациента или затрудняющих его. Проводит психодиагностические исследования и наблюдения за пациентами, уделяя особое внимание лицам, имеющим факторы риска психических расстройств, в основе которых лежат патопсихологические механизмы и патогенные поведенческие стереотипы. Совместно с врачом разрабатывает развивающие и психокоррекционные программы с учетом индивидуальных, половых и возрастных факторов, выполняет работу по профессиональной ориентации пациентов с учетом их ценностей, установок, способностей, ситуационных возможностей и актуальных планов. Проводит работу по обучению медицинского персонала в области медицинской психологии.

Важная роль медицинского психолога в лечебном процессе заключается в том, что он способствует лучшему пониманию психологических причин и проявлений болезни человека. Многие психические болезни имеют психологические причины: конфликты, психические травмы, внушения, самовнушения, закрепившиеся патогенные реакции и состояния. Основными методами медико-психологического изучения больного остаются клиническая беседа и экспериментально-психологическое исследование больных. Таким образом, психолог оказывается очень полезен при составлении истории болезни больного.

Важно знать, что одна из обязанностей — повышение квалификации по медицинской психологии на циклах усовершенствования не реже одного раза в 5 лет. Кроме того, психолог несет административную и юридическую ответственность за последствия своих заключений, действий и высказываний в отношении пациентов в их родственников в соответствии с действующим законодательством.

Медицинские психологи могут работать в больницах, в Центрах здоровья, в санаторо-курортных учреждениях, могут навещать людей на дому. Медицинские психологи работают обычно в команде, например, с социальными работниками, врачами и другими специалистами по здоровью. Большинство работает в системе здравоохранения, некоторые могут вести частную практику.

Приоритетными сферами работы медицинских психологов были признаны:

1) область охраны материнства и детства;

2) область экстремальной медицины (помощь людям, попавшим в стихийные бедствия, различные катастрофы);

3) службы, связанные с оказанием медицинской помощи в соматических отделениях больниц;

4) работа медицинских психологов в онкологических, психоневрологических диспансерах.

Наиболее важными качествами, которыми должен обладать психолог, работающий в данной сфере, являются стрессоустойчивость, эмпатия, адекватность, поведенческая гибкость, коммуникабельность, стремление к самосовершенствованию и хорошая речь.

Несмотря на актуальность профессиональной психологической работы в медицинской сфере, проблемы конструктивного взаимодействия психологии и медицины в процессе повседневной врачебной практики все еще до конца не решены и вызывают споры, и вследствие этого формирование профессии медицинского психолога и психологической службы в системе здравоохранения происходит медленно.

Источник

Медицинский психолог

Сегодня обращение за помощью к психологам постепенно становится нормой жизни — конфликты на работе и в семье, различные трудности в общении с людьми и встраивании межличностных взаимоотношений заставляют задуматься и обратиться за помощью к специалисту.

На Западе и в США обращение к психологу уже настолько вошло в повседневность, что походы за советом к специалисту стали настолько же привычны как и поход в магазин. В России ситуация немного другая, исторически роль психологов у нас играют друзья или родные, а чаще человек сам пытается справиться с проблемой.

Для чего люди идут за помощью к психологам общей практики относительно понятно, но кто же такой медицинский (или клинический) психолог, чем и кому он может помочь?

Кто такой клинический психолог

Следует начать с того, что как следует из названия клинический психолог имеет некоторое отношение к медицине, а именно работает преимущественно в учреждениях здравоохранения. Клинический или медицинский психолог работая в больнице или поликлинике охватывает довольно широкий спектр услуг.

Наиболее частая и традиционная отрасль медицины где необходим клинический психолог это психиатрия и наркология. Здесь этот специалист выполняет ряд важнейших функций, начиная с диагностики, мотивации, психотерапии пациента и заканчивая реализацией всевозможных программ психосоциальной реабилитации. Именно психолог помогает на начальном этапе сформировать у пациента критику к своему состоянию, убеждает человека в необходимости своевременного приема лекарств и обращению к доктору.

Далее, на определённом этапе лечения психолог проводит обязательную диагностику высших психических функций, что является необходимым элементом дифференциальной диагностики, которая призвана помочь установить диагноз человеку. Это не просто тесты на определение личностных качеств человека, это проверка психического состояния, в связи с которой будет в дальнейшем выстраиваться план реабилитации.

Проблемы, которые помогает решить клинический психолог

После основного курса лечения, каждому человеку попавшему в поле зрения психиатра или психиатра-нарколога, как правило, показан курс постлечебной реабилитации, который подразумевает обязательное посещение психотерапевта. Курс психотерапии как правило рассчитан на определённый срок, но встраивается всегда индивидуально, исходя из заболевания человека и медицинских показаний.

Основной задачей психотерапии является ресоциализация больного, возврат к обычной жизни, возврат на работу или учёбу. То есть, помощь в восстановлении нарушенных болезнью отношений с обществом. Зачастую люди, попавшие в беду, пережившие психоз или пережившие период зависимости сталкиваются с трудностями возврата к той жизни, которая привычна обычному человеку.

Помимо проблем социального толка, таких как трудоустройство или учёба, из-за болезни возникают конфликты в семье, непонимание близких или категорическое неприятие своей болезни. Эти и многие другие проблемы и помогает решать именно клинический психолог, которому хорошо известна природа как психических расстройств так и этапы формирования зависимости.

Пара слов о нейропсихологах

Ещё одним направлением в клинической психологии является нейропсихология. Направление это на самом деле не новое, но, с каждым годом, все более набирающее популярность.

На сегодняшний день, к нейропсихологам все чаще обращаются родители, которые столкнулись с проблемами детей в школе при общении со сверстниками или в учёбе. Однако ошибочно полагать, что нейропсихолог это некая разновидность детского психолога. Нейропсихолог это в первую очередь специалист, который прекрасно знаком с психофизиологией, с физиологическими особенностями человеческого мозга.

Именно нейропсихолог принимает участие в разработке реабилитационных программ для людей, переживших инсульт, черепно-мозговую травму, любое нейрохирургическое вмешательство. Нейропсихолог хорошо разбирается в компенсаторых возможностях человеческой психики, исходя из диагностики каждого пациента и составляется комплекс реабилитационных коррекционных мероприятий.

Безусловно человек, попавший в беду в самую первую очередь нуждается в помощи врача, но так же, как сломанная нога не может зажить без помощи лечебной физкультуры и инструктора, так и восстановление психических функций требует помощь такого инструктора – клинического психолога.

Источник

Психолог. Чем занимается данный специалист, какие заболевания диагностирует и как их лечит?

Кто такой психолог?

Психолог – это специалист, который изучает психику человека и оказывает ему психологическую помощь в разных жизненных ситуациях, при различных психологических нарушениях. Психолог получил высшее гуманитарное образование по специальности «Психология». После окончания высшего учебного заведения психолог проходит дополнительную профессиональную переподготовку по интересующему его направлению в психологии, а также курсы для освоения различных методов психологической коррекции.

Психология (психе – душа) это наука о человеке – его сознании, чувствах, желаниях и поведении, о том, как работает то, что называют душой. Психология является прикладной наукой, а это значит, что ее можно рассматривать с точки зрения важного приложения к другим наукам и дисциплинам. Психологи работают практически везде, где работают люди (даже там, где техника делает основную работу, нельзя исключить человеческий фактор).

Психологи могут работать в следующих учреждениях:

  • образовательные учреждения – школы, детские сады, высшие учебные заведения, колледжи;
  • учреждения здравоохранения – поликлиники, центры здоровья, больницы и клиники (психиатрические, наркологические, онкологические неврологические и другие), реабилитационные центры, женская консультация, центры психологической помощи и служба доверия;
  • юридические организации – юридические центры, МВД, исправительные учреждения, судебная экспертиза и другие организации подобного типа;
  • производственные и другие организации – банки, фирмы (отдел кадров или управления), гражданская авиация, железнодорожное депо, военный полк и МЧС.

Психологи могут также заниматься частной практикой (работа на самого себя).

Кроме психолога психикой человека занимаются следующие специалисты:

  • психиатр – это врач, который занимается болезнями головного мозга, нарушающими психику человека (причина – болезнь, следствие – нарушение психики);
  • психотерапевт – врач или психолог, занимающийся психическими расстройствами (причина – неправильная работа психики, то есть нерешенные проблемы, а следствие – болезнь), и использующий для этого различные методы психотерапии.

Психолог, психотерапевт и психиатр отличаются разными подходами к одним и тем же душевным страданиям.

Если вопрос с психиатром более или менее понятен (он является врачом), то в чем разница между психологом-психотерапевтом и обычным психологом не всегда понятно, ведь они часто используют те же диагностические тесты и очень близкие «по духу» методики лечения. Разница небольшая, но она есть. Согласно законодательству Российской Федерации, а также некоторых других республик СНГ, психотерапевтом имеет право называться только врач, в то же время, в Соединенных Штатах Америки психотерапией могут заниматься не только врачи, но и психологи, а также социальные работники после получения соответствующей лицензии и практики под надзором. Главным отличием все же является право назначать медикаменты, которое имеют только врачи-психотерапевты.

Психологом может стать врач практически любой специальности, чтобы кроме медицинской помощи оказывать больным еще и квалифицированную психологическую помощь.

Психиатры, психотерапевты и психологи часто работают «в одной связке», как, например, совместно работают лечащий врач, врач, проводящий диагностику, и врач-консультант.

Чем занимается психолог?

Психологи занимаются либо педагогической деятельностью, либо оказывают психологическую помощь, то есть выявляют и помогают устранить психологические проблемы. Если работа психолога ограничивается консультацией, его обычно называют консультантом. Психолог работает со всем, что связано с психикой человека, то есть его внутренним миром или душой. Понятие «душа» у древних Греков описывается в расшифровке буквы «пси» (ψ). Именно эта буква стала символом психологии. Считается, что эта имеющая форму трезубца буква олицетворяет три части человеческой души – земную, небесную и духовную. Если переформатировать это в психологические термины, то получаются такие понятия как воля (желания, инстинкты), эмоции (чувства) и рассудок (ум, мысли). Эта же концепция лежит в основе многих религий (Троица).

Работа психики

«Отдел» психики

Психические процессы

Психические состояния

Разум

Познавательные

  • ощущение;
  • восприятие;
  • память;
  • воображение;
  • мышление;
  • внимание;
  • речь.
  • сосредоточенность/рассеянность;
  • интерес/апатия;
  • творческий подъем/творческий спад;
  • другие процессы.

Чувства

Эмоциональные

  • возбуждение;
  • радость;
  • негодование;
  • злость;
  • другие эмоции.
  • настроение;
  • аффективное состояние.

Регуляторные

  • принятие решений;
  • преодоление трудностей;
  • конфликт интересов и мотивов;
  • контроль над своим поведением.
  • уверенность;
  • неуверенность;
  • сомнение.

В зависимости от деятельности выделяют следующих психологов:

  • Психолог в детском саду – следит за развитием и психическим здоровьем детей. Психолог работает не только с детьми, но и с родителями и воспитателями.
  • Школьный психолог – осуществляет психологическую диагностику и коррекцию учащихся, консультирует родителей и учителей относительно состояния психического здоровья детей. Кроме того предусмотрены специальные занятия в школе, проводимые психологом.
  • Семейный психолог – помогает решить конфликтные ситуации между родителями и детьми или у супружеской пары.
  • Психолог-консультант – дает рекомендации в различных сферах, где применима психология (психологи-юристы, бизнес-психологи, коучи и так далее).
  • Психолог-профконсультант – консультирует человека на работе, определяет его психологический портрет, помогает решить проблему потери интереса к любимой работе.
  • Военный психолог – работает в министерстве внутренних дел и в военных полках, занимается охраной психического здоровья командного и личного состава. Особое внимание отводится сотрудникам, которые побывали в горячих точках.
  • Психолог службы доверия – работает в службе экстренной психологической помощи.
  • Спортивный психолог – повышает уровень мотивации у спортсмена, психологическую выносливость, проводит занятия среди состава команды, помогает решить межличностные конфликты.
  • Медицинский (клинический) психолог – это специалист, который получил образование психолога (в медицинском или гуманитарном вузе) и изучал смежные с психологией медицинские дисциплины (психиатрия, неврология, наркология), однако не является врачом. Данный специалист изучает взаимосвязь болезни и психического состояния, проводит консультацию больных и их лечащих врачей.
  • Психолог-реабилитолог – работает с детьми подростками, которые переживают трудности с адаптацией в обществе, проводит их обучение, коррекцию и восстановление нарушенных функций;
  • Психолог-перинатолог – работает в женской консультации и оказывает психологическую помощь женщинам в период беременности, родов (курсы «Роды без боли»), после родов, во время грудного вскармливания. Кроме того данный психолог работает с суррогатными матерями, женщинами, которые хотят сделать аборт, не могут забеременеть или выносить ребенка и другими проблемами, которые связаны с понятием «мать и дитя».
  • Нейропсихолог – изучает психические процессы с точки зрения функционирования мозга. В основном нейропсихолог работает с когнитивными функциями мозга, то есть познавательными процессам, особенно если они недоразвиты. Чаще всего работает с детьми. Нейропсихолог определяет готовность ребенка к школе, соответствие познавательных психических процессов (внимание, память, речь и другие) возрасту, выявляет причины, которые нарушают процесс учебы и поведения ребенка.

Психолог занимается изучением различных объектов, которые касаются человека как личности и его роли в обществе. Основная цель психолога – изучить поведения человека, выяснить, почему человек ведет себя в конкретной ситуации так, а не иначе.

Психолог занимается следующими психологическими проблемами:

  • проблемы личностного характера – любые дискомфортные состояния, которые переживает человек (стресс);
  • межличностные проблемы – нарушение гармонии и взаимопонимании в отношениях с другими людьми;
  • резкие перемены в жизни – изменение статуса человека в обществе;
  • возрастные кризисы – периоды жизни человека, в течение которых происходит перестройка психики;
  • психосоматические расстройства – вид психологических нарушений, которые проявляются на биологическом (телесном) уровне, развиваются как у взрослых, так и у детей;
  • проблемы обучения и работы – нарушение таких психических процессов как направленность внимания, восприятие (информации), мышление, память.
Читайте также:  Как состояние здоровья ангелы меркель

Все эти проблемы взаимосвязаны и переходят одна в другую. Так, например, психотравма может нарушить гармонию в отношениях, нарушение гармонии в отношениях может привести к «личному» стрессу и нарушить работоспособность. Психосоматические расстройства являются одним из проявлений возрастных кризисов, а возрастные кризисы, в свою очередь, могут возникать в результате дисгармоничных отношений. Именно поэтому, психологи отличаются друг от друга не только по «проблемам», которыми занимаются, но и по принципу приложения психологии к определенной сфере жизни и с учетом возраста.

Проблемы личности и «личные» проблемы

Психолог рассматривает человека как индивида с его потребностями (кто я?) или как социальный объект, выполняющий определенную функцию (что я делаю?). Личность – это человек с точки зрения общества (я – часть общества). Индивид – это человек с его индивидуально-психологическими особенностями и самосознанием (я не такой как все). Проблемы индивида – это «личные» задачи, преодоление которых ведет к личному росту. Проблемы личности или личностные проблемы – это проблемы социальной интеграции и адаптации (личностный рост).

Личный рост человека не всегда виден окружающим, так как связан с внутренней борьбой человека. Однако личный рост в итоге приводит к личностному росту – достижениям, которые видны другим людям. Именно поэтому эти понятия часто объединяются.

Психические свойства личности включают:

  • направленность – мотивация, желания, интересы, стремление, склонности, мировоззрение, убеждения;
  • темперамент – врожденный тип реагирования высшей нервной деятельности;
  • характер – «собрание» свойств личности, которые определяют отношение человека к себе, к окружающим людям, миру, работе (являются приобретенными свойствами личности, в отличие от темперамента);
  • способности – индивидуальные склонности личности к определенному роду деятельности (задатки).

Если какая-либо черта характера выражена ярче остальных (заострена), то такое состояние обозначается как акцентуация характера. Личность с акцентуацией характера называется акцентуированной. Это состояние не считается патологией, но является крайней степенью нормы.

Фрейд предложил научный вариант концепции личности.

Согласно концепции личности по Фрейду выделяют:

  • Ид или «Оно» – бессознательное, которое включает инстинкты и желания, требующие немедленного удовлетворения (контроль отсутствует);
  • Эго или «Я» – сознание человека или его разум (рассудок), при этом «Я» контролирует желания «Оно».
  • Супер-Эго или «сверх-Я» – сверхсознание, которое включает духовные ценности, религиозные чувства или совесть, нравственность, при этом «сверх-Я» контролирует «Я».

Фрейд считал, что психологический конфликт возникает из-за постоянной борьбы этих трех составляющих, иначе говоря, при несовпадении желаний и возможностей их удовлетворить (разрешения).

Общение и отношения

Общение является одной из потребностей человека. С другой стороны общение может стать источником стрессов и причиной расстройств психики. Создавать отношения может человек, который умеет правильно общаться. При этом умение общаться и строить отношения является таким же навыком, как и другие способности человека. Психолог в данном случае похож на программиста, который адаптирует два устройства к совместной работе – проводит синхронизацию, помогая людям изменить настройки своей психики.

«Чрезвычайный» стресс

Стресс укрепляет психику, точно так же как регулярные физические тренировки укрепляют тело. Однако, если стресс является «чрезмерным», психика может «сломаться», поэтому в психологии также используется термин «психотравма».

У каждого человека свой порог стресса, который он может выдержать, сохранив при этом работоспособность. Это называется стрессоустойчивость. Уровень стрессоустойчивости – это индивидуальный параметр (по аналогии с физической нагрузкой это как бы разные весовые категории), то есть один человек данную ситуацию преодолевает «легко» (это не является для него стрессом), а другой не может этого «перенести». В то же время, психотравма возникает в той или иной степени у всех людей, которые пережили экстремальные ситуации – это более ли менее общие для всех людей стрессовые ситуации, угрожающие жизни и здоровью самому человеку или его близким. В то же время, негативные последствия у людей переживших экстремальные ситуации также различны по выраженности.

Возрастные кризисы

Возрастной кризис – это период, характерный для каждого периода жизни, который необходим для перехода на новый уровень функционирования психики. Это некий апгрейд или улучшение системы «компьютера» психики. Возрастной кризис, в отличие от личного кризиса, возникает у всех. Из возрастного кризиса можно либо выйти «в плюс», то есть с новым навыком, либо остаться с пробелом, который сразу или чуть позже отразится на поведении человека.

В психологии выделяют следующие возрастные кризисы:

  • Кризис первого года жизни (1 месяц – 1 год) – ребенок получает практически всю информацию через кормление (приятные эмоции во время приема пищи), поэтому Фрейд называет эту стадию оральной.
  • Кризис трехлетнего возраста (2,5 – 4 года) – ребенок учится контролировать свои позывы к мочеиспусканию или опорожнению кишечника, поэтому эта стадия называется анальной. Главный девизом ребенка в этот период является «я сам», поэтому часто возникает агрессия, негативизм, упрямство, протест.
  • Кризис семилетнего возраста (4 – 6 лет) – этот период нужен, чтобы ребенок осознал свою принадлежность к определенному полу (фаллическая стадия) и для формирования адекватной самооценки (равновесие между инициативой и признанием родительского авторитета).
  • Кризис подросткового возраста (12 – 18 лет) – переход от детства к зрелости является самым сложным, поэтому и считается самым критическим. У человека основными желаниями являются освободиться от родительской опеки и интегрироваться в «стаю» (группу сверстников).
  • Кризис среднего возраста (30 – 32 года) – переоценка жизни, правильности сделанного выбора (кризис «смысла жизни»). В этот период человек должен решить задачи самовыражения, принять себя и реализовать свой профессиональный потенциал (чего я уже достиг, а чего еще нет?).
  • Предпенсионный кризис (около 55 лет) – основными интересами становятся здоровье и общечеловеческие ценности (справедливость). Человек начинает задаваться вопросом о том, что он будет делать после перехода на пенсию.

Психосоматические расстройства

Психосоматические расстройства представляют собой физические проявления стресса, когда психотравма нарушает механизмы регуляции внутренних органов и возникает «сбой». Психосоматика (сома – тело, психо – душа) сегодня является одним из разделов клинической (медицинской) психологии.

Согласно психосоматической психологии любая физическая болезнь возникает из-за нерешенной психикой проблемы, при этом для каждой болезни «своя» проблема (это в некотором смысле «бегство в болезнь» от проблем, часто неосознанное). Существуют даже специальные таблицы психосоматических расстройств. Многие используемые в повседневной жизни выражения отражают связь душевных переживаний с телом, например, «я его не перевариваю», «наложить в штаны от страха», «печенкой чувствую» и так далее.

Проблемы обучения и работоспособности

Чтобы обучаться и работать с информацией мозг использует свои «высшие функции» или познавательные психические процессы. К ним относятся восприятие (зрение, слух, обоняние, вкус и осязание), мышление (анализ поступающей информации) и память (сохранение в «базе данных» мозга). Для всего этого также необходимо умение сохранять внимание на объекте. Важно, что психолог занимается этими проблемами у людей, которые клинически (с медицинской точки зрения) не имеют причин для нарушения этих функций.

Как проходит прием психолога?

Прием психолога отличается от приема врача. Психолог никогда не задает вопрос «на что жалуетесь?». Консультация у психолога проходит в форме беседы. Если психолог практикует психоанализ, то в кабинете обычно присутствует кушетка или диван. Однако чаще всего клиент (так называют человека, обратившегося к психологу) и психолог сидят рядом или напротив друг друга. Интерес, который проявляет психолог, исходит в виде предложения рассказать о чем-то подробнее (вы хотите об этом поговорить?). Если человек не хочет о чем-то рассказывать, то психолог не заставляет. В то же время, психолог всегда проявляет готовность выслушать. Консультация у психолога проводится как с целью выявления причины проблемы, так и с целью эту проблему разрешить.

Беседа с психологом состоит из следующих этапов:

  • знакомство – этап установки эмоционального контакта, психолог слушает и сопереживает;
  • выяснение причины обращения – психолог выясняет, в чем именно состоит проблема, как ее видит клиент;
  • выяснение цели клиента – совместное составление плана по преодолению стрессовой ситуации;
  • поиск альтернативных вариантов – психолог может предложить различные методики решения психологических проблем;
  • настрой на активное действие (активная психологическая поддержка) – психолог приводит уверенные доводы, которые настраивают человека на совершение действия для решения проблемы.

Психолог получает информацию не только со слов клиента, но и невербальными (без слов) способами.

Психолог обращает внимание на следующие невербальные «сигналы» психики:

  • визуальный контакт – контакт может временно прекращаться, если человек говорит на щекотливую тему (это не значит, что психолог должен постоянно поддерживать визуальный контакт);
  • язык тела – жесты и изменение позы тела или ее отдельных частей во время разговора свидетельствуют о внутреннем конфликте или намерениях;
  • интонация, темп речи – свидетельствуют об эмоциональном состоянии клиента.

Как ведут себя психологи на приеме?

Что делает психолог?

Чего не делает психолог?

  • выясняет психологическую причину проблемы, которая беспокоит человека;
  • проводит психологическое тестирование;
  • составляет психологический портрет человека;
  • дает рекомендации;
  • помогает в решении проблем;
  • использует индивидуальный подход;
  • применяет методики, которые соответствуют возрасту клиента и его цели;
  • помогает устранить психологический компонент психосоматических болезней;
  • предлагает несколько вариантов решения проблемы;
  • сохраняет объективность (выводы и действия имеют научную обоснованность);
  • сохраняет конфиденциальность данных;
  • кодирует информацию о человеке (вместо имен и фамилий используется индивидуальный код, который знает только психолог);
  • следует законам конституции страны, гарантирующих уважение личного достоинства, прав и свободы человека.
  • не ставит диагноза;
  • не назначает анализы;
  • не занимается лечением (не назначает медикаменты);
  • не занимается тяжелыми психическими заболеваниями и расстройствами (только вместе с психиатром);
  • не занимается тяжелыми болезнями внутренних органов, особенно в стадии обострения или нестабильного течения;
  • не решает проблемы за другого человека;
  • не исцеляет;
  • не выполняет функции духовного наставника или друга;
  • не критикует и не осуждает;
  • не говорит что правильно, а что неправильно;
  • не навязывает свои представления о жизни;
  • не передает информацию о человеке третьему лицу;
  • не использует ритуалы и ненаучные подходы;
  • не занимается деятельностью, запрещенной уголовным кодексом.

С какими проблемами обращаются к психологу?

Проблемы, с которыми разбирается психолог, называют психологическими. Психологическая проблема – это нездоровое психологическое состояние, иначе говоря, это дискомфорт или несчастливое состояние. Состояние счастья или комфорта есть естественное состояние человеческой психики. Такая психика легко преодолевает возникающие трудности и решает поставленные перед ней задачи.

Психологическое здоровье человека включает:

  • положительное отношение к себе (сам себе друг);
  • положительное отношение к миру (мир – мой друг);
  • способность к самоанализу;
  • критическая самооценка (совесть);
  • принятие себя (отсутствие самобичевания);
  • ответственность за принятые решения;
  • адекватная самооценка (чувство собственного достоинства);
  • стремление к совершенствованию себя и своих навыков (улучшение «версии» самого себя);
  • прохождение возрастных кризисов без негативных последствий (обучение);
  • умение ставить перед собой цели и достигать их;
  • способность создавать и поддерживать отношения с людьми;
  • способность адаптироваться к изменившимся внешним обстоятельствам (приобретение новых навыков);

Психически здоровый человек управляет всеми этими процессами, этому он обучается в течение жизни, преодолевая стрессовые ситуации.

Общей причиной психологических проблем является психоэмоциональный стресс – эмоциональные реакции и мысли с негативным оттенком, которые психика воспринимает как сигнал «осторожно — опасность». Но сам стресс не является синонимом психологических нарушений. На самом деле стресс это «друг» психики, так как стрессовая реакция возникает с одной единственной целью – ответить на раздражитель (стрессовый фактор) и адаптироваться (научиться с ним справляться).

Все стрессовые ситуации можно объединить в следующие группы:

  • проблема – несоответствие между желаемым или необходимым и того, что есть в данный момент (цели и реальности);
  • конфликт – это несовпадение интересов двух и более людей или разных составляющие человеческой личности («оно, «Я», «сверх-Я»);
  • кризис – переходный период, который необходим для получения нового навыка.

Психолог помогает человеку пройти эти ситуации с наибольшей пользой для себя, преодолеть психологический дискомфорт – чувство, которое испытывает человек, если его психика не желает или не умеет изменять свои привычки ради получения желаемого (цель, гармоничные отношения, новые навыки).

Проблемы, с которыми следует обратиться к психологу

Психологическая проблема

Причины

Какие методы диагностики применяет психолог?

Проблемы личностного характера

Неуверенность в себе

  • мысли – негативный настрой и низкая самооценка («я не справлюсь»), влияние предыдущего опыта («у меня никогда не получается);
  • чувства – страх потерпеть неудачу («меня перестанут любить, если…»);
  • особенности характера – акцентуация личности.
  • беседа с психологом;
  • тест Роршаха;
  • тест Люшера;
  • тематический апперцептивный тест (ТАТ);
  • тест Сонди;
  • тест фрустрационных реакций Розенцвейга;
  • методика «Завершение предложения»;
  • тест «Дом-дерево-человек»;
  • тест «Автопортрет»;
  • тест «Несуществующее животное»;
  • многопрофильный личностный опросник MMPI;
  • опросник Кеттела;
  • опросник Шмишека;
  • опросник Бека;
  • шкала Спилбергера;
  • опросник Айзенка;
  • опросник Реана;
  • опросник Холмса и Рея;
  • опросник Роттера;
  • опросник Лири;
  • тест EOF.

Трудности с принятием решения

  • мысли – ошибочные психологические установки (неуверенность в себе), недостаточная мотивация или недостаточно развитые способности (знания) в нужной области;
  • чувства – страх принимать на себя ответственность, страх осуждения («что скажут другие?», «как это отразится на моих отношениях с …»);
  • особенности характера – слабые волевые качества, неумение поступать «не как все», акцентуация личности.

Эмоциональная неуравновешенность, раздражительность

  • мысли – несоответствие ожиданий и реальности («хочу, но не могу»);
  • чувства – «бунт» психики против нежелательных переживаний (воздействие фактора по силе превышающего возможности психики);
  • особенности характера – акцентуация личности.

Апатия

(потеря интереса к жизни или ее отдельным сферам)

  • резкое снижение активности психических процессов, которые до этого долгое время были напряжены «до предела».

Хроническая усталость

  • длительный стресс и истощение ресурсов психики, которые нужны для преодоления стресса.

Душевные переживания

  • разрыв отношений;
  • потеря близкого человека;
  • невозможность простить измены и предательство;
  • жизненные неудачи;
  • безответная любовь.

Страхи и тревожные состояния

  • психотравма – предыдущий негативный опыт, возникший в результате контакта с тем же раздражителем, который психика поместила в «папку» с надписью «опасно»;
  • «защита» – безуспешные попытки психики ограничить контакт со стрессовым фактором.
Читайте также:  Кацудзо ниши алхимия здоровья 6 золотых правил система

Неудовлетворенность собственной жизнью

  • реальность и ожидания – несоответствие между потребностями и имеющимися возможностями их удовлетворить (может служить хорошей мотивацией к действию);
  • неадекватные установки личности – требовательность к себе («во что бы то ни стало», «или все, или ничего», «больше никогда») или к окружающим («все люди…»).

Суицидальные наклонности

  • потери – близких людей, любимого дела, имущества, самоуважения (позор);
  • давление – со стороны других людей или общества в целом, страх не соответствовать чужим ожиданиям, высокие непосильные «планки» (в учебе, работе), нетрадиционная ориентация;
  • низкая самооценка – внешняя непривлекательностью, неудача в интимной сфере, «мрачное» видение будущего, одиночество.

Зависимость

(никотин, алкоголь, наркотики, компьютерные и азартные игры, интернет-зависимость)

  • бегство от проблем;
  • несостоятельность в учебе или работе;
  • «плохая» компания;
  • отверженность со стороны сверстников;
  • семейные конфликты;
  • жестокое обращение в семье;
  • высокие потребности и невозможность их удовлетворить;
  • резкое изменение социального статуса (увольнение, развод);
  • потеря лидерства или роли кумира;
  • страхи.

Патологическая привязанность

(чрезмерная эмоциональная привязанность к другому человеку)

  • психика человека воспринимает другого человека как источник радости и удовольствия (как наркотик) или безопасную, привычную «зону комфорта» (даже, если на самом деле он стал уже зоной «дискомфорта), при этом расставание с «источником» удовлетворения потребностей вызывает «ломку».

Посттравматический синдром

  • переживания «экстра-класса» – переживания, которые не возникают у человека в обыденной жизни, поэтому психика не умеет с ними справляться. В отличие от других психологических проблем, здесь причины вполне объективные – природные катаклизмы, трагические несчастные случаи, транспортные катастрофы, война, изнасилование и другие похожие ситуации.

Профессиональный стресс

  • конкуренция;
  • страх совершить ошибку;
  • несоответствие темпа работы разных сотрудников;
  • конфликты на работе.

Феномен профессионального выгорания

  • эмоциональное истощение (мало положительных эмоций);
  • низкая стрессоустойчивость.

Учебный стресс

  • интенсивная умственная деятельность;
  • нарушение режима сна (недосып);
  • эмоциональные переживания (страх «завалить» экзамены);
  • низкая самооценка и завышенные требования.

Проблемы межличностного характера

Дисгармоничные отношения семейной пары

  • ревность;
  • измена;
  • психологическая несовместимость (не сошлись характерами);
  • сексуальная несовместимость;
  • взаимные обиды;
  • взаимные претензии;
  • недосказанность;
  • невнимательность;
  • недоверие;
  • борьба за лидерство;
  • ограничение личной свободы одного из супругов;
  • отсутствие взаимной поддержки;
  • конфликт одного из супругов с родственниками (обычно с родителями мужа или жены);
  • бытовое насилие.
  • беседа с психологом;
  • опросники межличностных отношений.

Конфликты между родителями и детьми

  • гиперопека со стороны родителей;
  • различные интересы и приоритеты;
  • отсутствие уважения к старшим;
  • невозможность старших воспринимать «новые» идеи;
  • навязывание своих идей детям;
  • безразличие к желаниям ребенка;
  • непослушание со стороны детей;
  • излишнее потакание желаниям ребенка (избалованность);
  • повышенная требовательность к ребенку;
  • непризнание авторитета взрослого;
  • различные требования, выдвигаемые отцом и матерью.
  • беседа с психологом;
  • опросники межличностных отношений;
  • тест Сонди;
  • опросник Лири;
  • тест «Рисунок семьи»;
  • тест «Дом-дерево-человек».

Трудности с адаптацией в коллективе

(школа, работа)

  • неконструктивная критика;
  • неадекватные требования;
  • негативное предубеждение;
  • завышенные ожидания;
  • неправильная мотивация;
  • различные взгляды и интересы;
  • нежелание идти на компромисс.
  • беседа с психологом;
  • тест Роршаха;
  • тест Люшера;
  • тест Розенцвейга;
  • методика «Завершение предложений»;
  • опросник MMPI;
  • опросник Кеттела;
  • опросник Холмса и Рея;
  • тест «Дом-дерево-человек».

Одиночество

  • малый круг общения;
  • замкнутость;
  • неумение общаться и заводить новые знакомства;
  • завышенные требования к другим людям;
  • страх пережить боль расставания, предательство.
  • беседа с психологом;
  • методика «Дом-дерево-человек»;
  • методика «Автопортрет»;
  • тест «Несуществующее животное»;
  • методика «Завершение предложения;
  • опросник Лири;
  • опросник MMPI;
  • опросник Кеттела.

Проблемы с представителями противоположного пола

  • неуверенность в себе;
  • завышенные требования к партнеру;
  • страх не соответствовать ожиданиям партнера;
  • нереалистичные представления о взаимоотношениях;
  • страх одиночества (не важно, с кем быть, главное – не быть одиноким);
  • неудачная «модель семьи» (проблемы, которые были у родителей).

Переезд, увольнение, выход на пенсию, развод

  • новая реальность для психики, к которой человек еще не адаптировался – ухудшение условий жизни, невозможность реализовать свой потенциал, добиться успеха, потеря уважения к самому себе и страх потерять уважение окружающих.
  • беседа с психологом;
  • тест Роршаха;
  • тест Люшера;
  • тест Розенцвейга;
  • тест «Дом-дерево-человек»;
  • методика «Завершение предложений»;
  • опросник MMPI;
  • опросник Кеттела;
  • опросник Холмса и Рея;
  • шкала Спилбергера;
  • тест EOF.

Психологические проблемы у детей и подростков

Агрессивность

  • безразличие, враждебность или излишняя требовательность к ребенку со стороны родителей;
  • результат фрустрации (потребности не удовлетворяются);
  • травмирующие ситуации (развод родителей, оскорбление и унижение);
  • копирование поведения родителей.
  • беседа;
  • тест Роршаха;
  • тест Люшера;
  • проективный тест тревожности;
  • многофакторный тест Кеттела;
  • опросник Шмишека;
  • методика «Несуществующее животное»;
  • методика «Дом-дерево-человек»;
  • методика «Рисунок семьи».

Привычка грызть ногти

  • агрессия, направленная внутрь – низкая самооценка, недовольство собой;
  • замена удовольствия – вместо «запретного» наслаждения (например, сладкого);
  • изменение жизненных обстоятельств – переезд, новая школа, при этом ребенок пытается «отсечь» проблему, грызя ногти.
  • беседа с психологом;
  • проективный тест тревожности;
  • методика «Несуществующее животное»;
  • методика «Дом-дерево-человек»;
  • методика «Рисунок семьи».

Привычка сосать палец

(особенно в возрасте старше 5 лет)

  • стрессовая ситуация – ребенок подсознательно вызывает у себя состояние комфорта и защиты, которая возникала во время кормления грудью, особенно при отсутствии контакта с матерью.
  • беседа (обычно с родителями);
  • проективный тест тревожности;
  • методика «Несуществующее животное»;
  • методика «Дом-дерево-человек»;
  • методика «Рисунок семьи».

Аутизм, синдром Аспергера или аутистические черты характера

(замкнутость, нарушение способности общаться)

  • психологическая защита от информации, которая неприятна для мозга (аутизм в большей степени является результатом генетически измененной программы работы мозга);
  • защищенность от эмоциональных контактов, при сохранении речевого контакта (синдром Аспергера).
  • беседа с психологом;
  • модифицированный скрининговый тест на аутизм и шкала аутизма CARS.

Тревожность

  • гиперопека;
  • отсутствие внимание и ласки со стороны родителей;
  • страх быть наказанным за ошибки;
  • завышенные или неадекватные требования к ребенку.
  • беседа;
  • тест Роршаха;
  • тест Люшера;
  • проективный тест тревожности;
  • многофакторный тест Кеттела;
  • опросник Шмишека;
  • методика «Несуществующее животное»;
  • методика «Дом-дерево-человек»;
  • методика «Рисунок семьи».

Гиперактивность и дефицит внимания

  • внешние факторы – неправильное воспитание, алкоголизм родителей, неблагоприятные условия проживания, нездоровая атмосфера в семье;
  • внутренние факторы – низкая стрессоустойчивость, эмоциональность, низкая самооценка.
  • беседа с психологом;
  • тест Роршаха;
  • тест Люшера;
  • проективный тест тревожности;
  • многофакторный тест Кеттела;
  • опросник Шмишека;
  • методика «Несуществующее животное»;
  • методика «Дом-дерево-человек»;
  • методика «Рисунок семьи».

Плохая обучаемость

  • внутренние факторы – отсутствие мотивации, низкая самооценка, слабое здоровье (перенапряжение нервной системы), низкий интеллект;
  • внешние факторы – конфликтные ситуации в семье, в школе.
  • беседа с психологом;
  • тест Роршаха;
  • тест Люшера;
  • проективный тест тревожности;
  • многофакторный тест Кеттела;
  • опросник Шмишека;
  • методика «Несуществующее животное»;
  • методика «Дом-дерево-человек»;
  • методика «Рисунок семьи»;
  • таблица Шульте;
  • тест прогрессивных матриц Равена;
  • методика запоминания «10 слов».

Бегство из дома, бродяжничество

  • напряженная атмосфера дома;
  • чрезмерный родительский контроль;
  • завышенные требования со стороны родителей;
  • физическое или сексуальное насилие;
  • способ получить желаемое (шантаж);
  • желание получить новые впечатления.
  • беседа (с подростком и/или его родителями).
  • опросник Айзенка;
  • опросник Шмишека;
  • опросник Лири;
  • тест «Дом-дерево-человек»;
  • тест «Несуществующее животное».

Подростковый бунт

  • желание независимости – отказ от навязанных ценностей и желание жить по другим законам.

Психосоматические болезни

Избыточный вес

  • принятие еды во время стрессовой ситуации вызывает ощущение удовольствия и безопасности, что может стать привычкой («заедать стресс»).
  • беседа с психологом;
  • тест Роршаха;
  • цветовой тест Люшера;
  • тест фрустрационных реакций Розенцвейга;
  • тест Сонди;
  • тематический апперцептивный тест (ТАТ);
  • методика «Завершение предложения»;
  • методика «Автопортрет»;
  • методика «Дом-дерево-человек»;
  • методика «Несуществующее животное);
  • опросник MMPI;
  • опросник Кеттела;
  • опросник Шмишека;
  • опросник Айзенка;
  • опросник Бека;
  • опросник Спилбергера;
  • опросник Реана;
  • опросник Ротора;
  • опросник Лири;
  • тест EOF;
  • опросник Холмса и Рея.

Отсутствие аппетита

  • кризис подросткового возраста – навязчивая идея похудеть и стать привлекательной для противоположного пола;
  • бессознательная агрессия – желание обладать чем-то или кем-то (зависть, ревность);
  • особенности характера – чрезмерная совестливость и амбициозность.

Синдром функциональной диспепсии

(боль в желудке, тошнота, рвота без объективных причин)

  • безуспешные попытки «переварить» ситуацию или что-то усвоить.

Запор

  • попытка удержать то, что есть;
  • страх и отступление как защитная реакция.

Эмоциональная диарея

  • страх перед людьми, которые представляют авторитет для человека, от мнения которых он зависит (яркий пример – «экзаменационная» диарея);
  • чрезмерное желание быть признанным и добиться успеха.

Нейродермит

  • конфликты, связанные со сближением с другими людьми или невозможностью этого сближения (разлука), так как кожа является первым органом, контакта с другими.

Высокое артериальное давление, сердцебиение

(без объективной причины)

  • хроническое напряженное состояние, то есть постоянный самоконтроль и готовность отразить удар (подсознательная агрессивность при попытке другого человека «отобрать власть и контроль»).

Синдром гипервентиляции

(недостаток воздуха и паническая атака)

  • невозможность достигнуть поставленной цели, несмотря на все прилагаемые усилия.

Сексуальные расстройства

(фригидность, преждевременное семяизвержение, импотенция)

  • страхи, связанные с половым актом (невроз ожидания);
  • неудачный предшествующий опыт;
  • желание лидерства, самоутверждения, игнорирование желаний партнера;
  • отсутствие близких отношений с партнером, недоверие (фригидность).

Заикание у детей

  • одномоментная, но сильная психотравма (сильный испуг);
  • очень строгое воспитание («будь примерным ребенком») или избалованность;
  • постоянные конфликтные ситуации (внутренние и межличностные).
  • беседа с психологом;
  • тест Роршаха;
  • тест Люшера;
  • проективный тест тревожности;
  • многофакторный тест Кеттела;
  • опросник Шмишека;
  • методика «Несуществующее животное»;
  • методика «Дом-дерево-человек»;
  • методика «Рисунок семьи».

Нервные тики у детей

  • запрет на выражение эмоций, невозможность реагировать в ответ на семейные конфликты.

Недержание мочи и кала у детей

  • конфликты в семье (особенно переживания матери);
  • чрезмерный контроль со стороны отца;
  • невозможность дать сигнал о помощи иным способом.

Какие исследования проводит психолог?

Исследования, которые проводит психолог, называются психодиагностическими. Для диагностики душевного состояния психолог использует тесты, опросники или методики, которые предусматривают выполнение каких-либо заданий. Психолог выявляет с помощью тестов либо причины психологических нарушений, либо склонность к этим нарушениям. Универсальных тестов не существует, поэтом психологи применяет сразу несколько тестов и методик. Психолог не выявляет психосоматические нарушения. Относятся ли физические симптомы к серьезной медицинской патологии или нет, решает врач. Психолог выявляет психологический фактор, запускающий болезнь.

Тесты, которые проводит психолог

Тест

Что выявляет?

Как проводится?

Профессиональные проективные тесты

Тест Роршаха

Испытуемому показывают 10 абстрактных картинок, которые похожи на чернильные пятна. Некоторые картинки черно-белые, а другие содержат цвета. Человек должен описать то, что он видит на картинках – человека, животное, неодушевленный предмет, что-то фантастическое. Может применяться с 12 лет.

Цветовой тест Люшера

Тест Люшера позволяет провести диагностику психофизиологического состояния человека в данный момент. Для этого клиенту показывают 8 карточек с разными цветами (синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, серый, коричневый и черный). Испытуемый должен расставить карточки в порядке убывания симпатии к разным цветам.

Тематический апперцептивный тест

Человеку поочередно показывают картинки с разными сюжетами. Испытуемому нужно рассказать то, что он на них видит, описать чувства изображенных там людей, свои ощущения от картинки. Рассказ записывается на диктофон, после обработки результатов запись стирается.

Темы теста могут быть различными – «профессия», «счастье» и так далее.

Тест Сонди

Эта проективная методика проводится с помощью набора из 48 стандартных карточек, на которых изображены портреты людей, которые имели психическое заболевание. Испытуемому выдают карточки по 6 серий. В каждой серии по 8 карточек. В каждой серии человек должен выбрать два наиболее понравившихся (наименее неприятных) портрета и два самых неприятных. Считается, что позитивный или негативный выбор отражают неудовлетворенные потребности, а отсутствие выбора – на удовлетворенные.

Тест фрустрационных реакций Розенцвейга

Во время теста человеку показывают 24 карточки, на которых изображены два говорящих человека в фрустрационной ситуации (разочарование, неудача). Диалог незавершен, так как на карточке написано только то, что один человек говорит другому в определенной ситуации, ответ второго должен придумать сам испытуемый. Существуют детские и взрослые варианты карточек.

Методика «Завершение предложения»

Испытуемому выдается бланк, на котором написаны предложения, которые нужно закончить. Количество предложений может быть от 10 до 60, в зависимости от возраста и цели проведения теста. Писать нужно, не задумываясь, первое, что придет в голову.

Проективный тест тревожности для детей

Ребенку показывают 14 картинок, на которых изображены девочка или мальчик в разных ситуациях (они что-то делают), причем выражение лица у основного действующего лица не дорисовано. Ребенка спрашивают, какое выражение лица у девочки или мальчика на рисунке – веселое или грустное.

Рисуночные проективные тесты

Тест «Дом-дерево-человек»

Человеку предлагают нарисовать на листке бумаги дом, дерево и человека, используя для этого цветные карандаши.

Тест «Автопортрет»

Читайте также:  Часы для контроля здоровья пожилых людей

От человека требуется нарисовать себя в полный рост.

Тест «Рисунок семьи»

Испытуемому (чаще всего это ребенок) предлагается нарисовать свою семью.

Тест «Несуществующее животное»

Человеку предлагают нарисовать животное, которого не существует в природе. Тест чаще всего проводится у детей, но для взрослых он не менее информативен. После того как животное нарисовано, испытуемому предлагают дать ему имя и рассказать где оно живет.

Опросники

Опросник MMPI

(Миннесотский многопрофильный опросник личности)

Опросник содержит 566 утверждений, которые разделены на 10 рабочих шкал. На каждое утверждение испытуемый должен дать ответ и выбрать один из вариантов — «верно», «неверно», «не могу сказать». Все ответы экспериментатор заносит в регистрационный бланк. Кроме ответов в бланке отмечается время, которое человек потратил на тест. Существуют также дополнительные шкалы этого теста. Тест проводится лицам старше 16 лет, с достаточным уровнем IQ (выше 80).

Опросник Шмишека

Существуют опросники на различные темы. Количество вопросов на бланке отличается в зависимости от теста. Опросники могут содержать полярные утверждения (надо выбрать одно из них) или одно утверждение с разными вариантами ответов (да, нет, часто, редко, иногда, никогда). Некоторые опросники предлагают оценить, насколько утверждение соответствует переживаниям человека в баллах.

Опросник Бека

Шкала Спилбергера

Личностный опросник Айзенка

Опросник Реана

Опросник Холмса и Рея

Опросник Роттера

Опросник Лири

Тест EOF

Опросник Кеттела

(16-факторный)

Опросники межличностных отношений

Модифицированный скрининговый тест на аутизм и шкала аутизма CARS

В скрининговом тесте имеется 23 вопроса, на которые должны ответить родители. Шкала аутизма содержит варианты поведения ребенка в разных ситуациях, которые нужно выбрать (каждый вариант оценивается в баллах).

Тесты на познавательные функции психики

Таблица Шульте

В каждой клетке таблицы Шульте записаны цифры от 1 до 25. Испытуемому выдают 4 – 5 таких таблиц, в каждой из которых он должен назвать и показать все цифры от 1 до 25. Экспериментатор регистрирует время, необходимое для выполнения задания.

Тест прогрессивных матриц Равена

Тест состоит из 5 серий по 12 заданий. Общие принципы заданий – найти или вычислить недостающий фрагмент или фигуру.

Методика 10 слов

Экспериментатор зачитывает испытуемому 10 слов, которые последний должен запомнить и воспроизвести.

Какими методиками лечит психолог?

Психологическая помощь, которую предоставляет психолог, заключается в том, чтобы дать человеку объективную информацию о состоянии его психики, о причинах его проблем, а также оказать психологическое воздействие с целью восстановления душевной гармонии и повышения способности выносить стресс. Психологическим воздействием считается любой эффект, который действует на психику – любой внешний или внутренний фактор, изменяющий психические процессы. Психологическое воздействие, которое оказывает психолог, имеет цель благотворного влияния на психику.

Психологическая помощь бывает следующих трех видов:

Считается, что психотерапией занимается психотерапевт, а психокоррекцией – психолог (даже если используется один и тот же метод).

Обычно разные методики включают одновременно и психологическое консультирование, и психокоррекцию, при этом создаются тренинги, название которых соответствует цели. Например, «Как найти свое место в жизни?», «Как добиться успеха?», «Как добиться личностного роста?», «Как родить без боли?», «Как научиться общаться?» и так далее. Большинство методов могут проводиться как в виде индивидуальных, так и групповых занятий.

Важно отметить, что психолог может и должен предоставлять психологическую помощь людям, у которых имеются тяжелые психические нарушения, однако только совместно с психиатром, который будет оказывать медицинскую помощь (назначать медикаменты, контролировать общее состояние). То же самое относится к психосоматическим расстройствам, тяжесть которых психолог не может определить. Болезни лечит врач, а психолог помогает устранить психологические причины болезни. Все же при некоторых расстройствах врачи направляют человека к психологу, так как назначаемое лечение приносит лишь временное облегчение или врач не находит никаких объективных причин для симптомов (такие расстройства называются функциональными).

Методики психокоррекции

Методика

Как это работает?

При каких психологических проблемах помогает?

Примерная длительность проведения

Гештальт-терапия

«Гештальт» в переводе с немецкого означает «форма». Форма состоит из фигуры и фона. Фигура – это человек, а фон – его проблемы (ситуация, среда). Форма гештальта включает потребность и ее удовлетворение. Если гештальт состоит только из потребности (нет удовлетворения), то он называется незавершенным. Гештальт-терапия помогает человеку увидеть (осознать) себя отдельно от своих неразрешенных гештальтов – это помогает их разрешить или завершить (разговор с проблемой). Принцип гештальтпсихологии – это осознание проблем в настоящем, даже если они были в прошлом (я могу решить только то, что я чувствую здесь и сейчас).

Средняя продолжительность курса – 2 – 2,5 месяца (обычно по 1 сеансу в неделю).

Психоанализ

Психоанализ помогает выяснить бессознательные механизмы, которые контролируют поведение человека. Согласно психоанализу многие проблемы не осознаются человеком, но продолжают существовать в его подсознании (в качестве примера можно представить фоновый процесс в компьютере, который нарушает работу других программ). Если причинная ситуация (психотравма) осознается человеком, то этого часто бывает достаточным, чтобы решить проблему, беспокоящую человека.

Психоанализ проводится довольно длительное время. Чтобы выявить бессознательную установку, может понадобиться несколько лет.

Арт-терапия и терапия искусством

Принцип арт-терапии и терапии искусством (музыкой, танцами, изобразительным искусством) основан на том, что во время занятий творчеством в головном мозге включается процесс саморегуляции, и энергия начинает распределяться гармонично. В результате для решения проблем появляются ресурсы.

Сеансы арт-терапии могут проводиться, в зависимости от потребностей человека, длительное время. Эффект становится ощутим уже после первых сеансов.

Клиент-центрированная терапия

Данный вид терапии предусматривает абсолютное безоценочное принятие клиента психологом и сопереживание ему. Это дает клиенту возможность и силы раскрыть свой собственный потенциал во время диалога с психологом. Принцип действия похож на сопровождение человека во время путешествия (в себя) – имеется общая заинтересованность, маршрут изучается обоими, но выводы делает сам клиент.

Количество сеансов зависит от глубины желаемых изменений, в среднем проводится 10 – 15 сеансов.

Нейролингвистическое программирование

(НЛП-терапия)

НЛП-терапия работает по принципу условного рефлекса. Для изменения привычной модели поведения человека психолог формирует новый условный рефлекс с помощью слова или «якоря» – стимула, который вызывает нужное состояние. При повторении стимула состояние запускается и человек ведет себя согласно новой модели поведения.

Новая модель закладывается в течение нескольких сеансов.

Когнитивно-поведенческая (бихевиоральная) терапия

Когнитивная терапия изменяет автоматические установки (мысли), которые возникают в качестве реакции на происходящее (яркий пример – реакция на приметы и суеверия). Поведенческая терапия направлена на изменение привычных действий. Психолог не оценивает правильность умозаключений и привычек. Клиент сам решает, насколько они помогают или мешают ему в жизни, после чего психолог помогает изменить установки и поведение.

Курс терапии составляет 5 – 10 сеансов. Каждый сеанс длится около 1 часа. В неделю проводится 1 – 2 сеанса. Если стереотипы мышления «пустили корни», то терапия может проводиться дольше.

Аутотренинг

Аутотренинг работает по принципу самовнушения желаемого состояния. Для этого используются установки, которые человек сам произносит для расслабления или настроя на нужные ощущения.

Тренировка должна проводиться регулярно до закрепления эффекта, а потом периодически для его поддержания.

Экзистенциальная терапия (анализ) и логотерапия

Экзистенциальный анализ (от английского слова «existence» – существование) и логотерапия (логос – смысл) лишают психологическую проблему смысла, так как человек переносит свое внимание и смысл своего существования на веру бытия или существования. Кроме этого логотерапия выделила еще 2 методики. Методика парадоксальной интенции (намерения) работает по принципу «клин клином», то есть от человека требуется совершение действия, на которое провоцирует проблема. Методика дерефлексии (отвлечение внимания или игнорирование проблемы) устраняет гиперрефлексию, то есть повышенную концентрацию на проблеме.

Длительность терапии зависит от глубины «копания». Если человеку нужно решить какие-то конкретные проблемы, то достаточно нескольких сеансов. В среднем количество сеансов составляет 10 – 15, но для более глубоких изменений может быть проведено около 50 сеансов.

Игротерапия

С помощью игровых техник ребенок решает задачи, тем самым, обучаясь преодолевать внутренние конфликты, а также общаться с другими детьми и взрослыми (при групповой терапии).

Количество сеансов устанавливается в зависимости от возраста и проблемы.

Эриксоновский гипноз

Эриксоновский гипноз не является гипнозом в полном смысле этого слова, так как человек остается в сознания во время терапии (психологи не имеют лицензии для проведения классической гипнотерапии). Эриксоновский гипноз представляет собой некоторое состояние транса (полусна), во время которого клиент и психолог могут общаться, при этом внимание клиента обращается внутрь себя (это похоже на медитацию). В таком состоянии к бессознательному легче обратиться, что и делает психолог.

Курс терапии составляет 6 – 10 сеансов. Каждый сеанс длится около 1 часа.

Семейная психотерапия

Семейная психотерапия – это «разбор полетов» в семейных отношения, традициях, принятых норм поведения в семье или паре. Психолог предлагает новые способы взаимодействия члена семьи.

Длительность терапии зависит от типа проблемы.

Сказкотерапия

Метод работает по принципу мини-спектакля с использованием кукол и аппликаций. Сюжеты сказов отражают неосознанные психотравмы и жизненные сценарии, которые управляют поведением человека. Обыгрывая и изменяя сценарий при игротерапии, человек учится новым моделям поведения.

Сказкотерапия является неким стилем воспитания, поэтому может проводиться длительно до решения проблемы.

Источник

Adblock
detector