Меню

Психолог для педагогов по зож

Здоровьесберегающие технологии в работе педагога – психолога в рамках проектной площадки «Приобщение дошкольников здоровому образу жизни»
статья (старшая группа) на тему

В статье изложен аналитический обзор основы работы по здоровьесберегающим технологиям. Представлен опыт в раках реализации программы по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни. Результаты тестирования. Анализ результатов.

Скачать:

Вложение Размер
piksaeva.doc 50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пиксаева Надежда Анатольевна, педагог-психолог

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 193 городского округа Самара

443091, Самара, пр. Карла Маркса, 422

Здоровьесберегающие технологии в работе педагога – психолога

в рамках проектной площадки «Приобщение дошкольников здоровому образу жизни»

Забота о здоровье — это важный труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит

их духовная жизнь , мировоззрение, умственное

развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

Аннотация: В статье изложен аналитический обзор основы работы по здоровьесберегающим технологиям. Представлен опыт в раках реализации программы по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни. Результаты тестирования. Анализ результатов.

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, здоровый образ жизни (ЗОЖ), психофизическое благополучие, проектная площадка « Приобщение дошкольников здоровому образу жизни», результаты тестирования, анализ.

Чрезвычайно актуальной как для настоящего, так и для будущего России продолжает оставаться проблема сохранения и укрепления здоровья детей. Анализ состояния здоровья детей России свидетельствует о сохранении тенденций к росту заболеваемости, увеличению распространенности хронической патологии, снижению количества абсолютных здоровых детей во всех возрастно – половых группах, что подтверждается данными официальной статистики и результатами научных исследований [4, с.15]

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим [2, с.48]

Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Превалирование в структуре выявленной патологии заболеваний нервной системы, органов зрения и патологии опорно-двигательного аппарата (особенно в возрастной группе 6-7 лет) в большинстве случаев указывает на неизбежную причастность детей дошкольного возраста к веку информационных технологий (длительный просмотр телепередач и доступ к компьютерным играм). А предстоящие годы школьного обучения, неизбежно влекущие за собой повышенные требования к ещё не сформировавшейся центральной нервной системе, опорно-двигательному аппарату, а также повышенные нагрузки на зрительный анализатор, подчёркивают актуальность всех оздоровительных мероприятий, проводимых в этот период [4, с.18]

Здоровье падает, нагрузка растет

В нашем ДОУ в течение последних двух лет реализуется проектная площадка «Приобщение дошкольников здоровому образу жизни». В рамках этой площадки и была разработана программа, рассчитанная на детей дошкольного возраста (3-7 лет) «Буду сильным и здоровым».

Цель: приобщить ребенка — дошкольника к ценностям здорового образа жизни.

Задачи: оптимизировать двигательную активность, психическое благополучие воспитанников.

  • Формировать у детей желание самостоятельно использовать в свободной деятельности оборудование по здоровьесбережению.
  • Расширять представление детей о своем организме.
  • Обучать ориентироваться в пространстве относительно своего тела и подбирать соответствующие упражнения для укрепления здоровья.
  • Обучать детей использованию здоровьесберегающих технологий в повседневной жизни.
  • Воспитывать желание вести здоровый образ жизни.

В ходе реализации программы используются различные здоровьесберегающие технологии: пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, минутки здоровья с Су Джок, динамические паузы (физминутки), утренняя гимнастика [7, с.45]

Все мероприятия реализуются в ходе образовательной деятельности в режимных моментах в течение дня. В рамках тематической недели отрабатывается один комплекс, который сменяет другой в соответствии с темой недели [3, с.18]

По наблюдениям за динамикой формирования представлений о ЗОЖ и соблюдение правил, способствующих ЗОЖ и по результатам, полученным в процессе диагностической игры – теста «Можно — нельзя» и диагностической беседы «Как правильно поступать?» можем с уверенностью утверждать, что подобное применение здоровьесберегающих технологий дает хороший положительный результат. На 25% снизился уровень заболеваемости детей, показатели физического развития воспитанников возросли на 17%, по данным мониторинга психоэмоционального состояния детей у 100% воспитанников психоэмоциональное состояние находится на благополучном уровне, что свидетельствует о психофизическом благополучии, оптимизме и активности в преодолении каких-либо трудностей.

Пример тематическое планирование на 1 месяц

Источник

«Здорово быть здоровым!» Конспект занятия педагога-психолога для дошкольников по формированию здорового образа жизни

Валентина Мезенцева
«Здорово быть здоровым!» Конспект занятия педагога-психолога для дошкольников по формированию здорового образа жизни

Цель: формировать у детей привычку к здоровому образу жизни, развивать познавательные способности; активизировать аналитическую работу ума – самопознание, самовоспитание личности; воспитывать групповую сплочённость, положительное эмоциональное отношение детей друг к другу.

Материал: бумага формата А4, цветные карандаши, фломастеры, ручки, бланки к тестовым заданиям, упражнениям, клей.

1. Упражнение «Ваза настроения»

Цель: определить настроение детей, с которым они пришли на занятие.

Техника проведения: к магнитной доске прикреплена картонная ваза, в которой имеется отверстие для того, что в него можно было вставлять цветы. Рядом с вазой расположены карманы-кустики. В первом кармане-кустике – цветы, у которых закрытые бутоны, опущенные вниз, они будет обозначать плохое настроение. Во втором кармане-кустике – полураскрытые цветочки, настроение спокойно-равнодушное. В третьем кармане-кустике раскрывшиеся бутоны цветов, настроение бодрое, хорошее. В каждом кармане-кустике картонные цветы по количеству детей. Детям необходимо определить свое настроение, взяв определенный цветок-настроение.

Материал: магнитная доска, картонная ваза, карманы-кустики, бумажные цветы.

Инструкция: ребята, давайте узнаем, какое настроение у вас сейчас. Для этого посмотрите на доску, к ней прикреплена картонная ваза, в которой есть отверстие для того, чтобы в него можно было вставлять цветы. Рядом с вазой находятся карманы-кустики. В первом кармане-кустике – вы увидите цветы, у которых закрытые бутоны, опущенные вниз, — они будут обозначать плохое настроение. Во втором кармане-кустике – полураскрытые цветочки, они будут обозначать спокойно-равнодушное настроение. В третьем кармане-кустике находятся раскрывшиеся бутоны цветов, эти цветы будут обозначать бодрое, веселое настроение.

А сейчас подойдите к доске и выберете тот цветок, который вам больше всего нравится, он и будет означать настроение каждого из вас.

Ребята, какое настроение у вас сейчас?

Понравилось ли упражнение?

Будем продолжать занятие?

2. Упражнение «Наши приветствия».

Цель: развитие взаимодействия, эмпатии, доверительных отношений.

Техника проведения: детям предлагается вспомнить и назвать слова- приветствия, которые они используют при знакомстве, при встрече с разными людьми.

Инструкция: ребята, мы всегда приветствуем взрослых, детей, с которыми общаемся, дружим, играем, вместе находимся в одном детском саду, живем по соседству. Давайте вспомним, какие приветствия мы используем чаще всего, когда встречаемся с людьми?

Все ли приветствия мы вспомнили?

Какие приветствия чаще вы слишите?

3. Упражнение «Скажи наоборот»

Цель: активизировать внимание детей, побуждать выстраивать логические цепочки; делать умозаключения.

Техника проведения: дети отвечают на вопрос, задаваемый психологом наоборот.

Инструкция: ребята, я буду задавать вам вопросы, вы внимательно меня слушаете и отвечаете не утвердительно, а наоборот, отрицательно например,я спрошу у вас: «Вы совсем маленькие детки?»,а вы отвечаете: «Мы большие ребята».Начинаем:

– А вы грустные ребята? (мы весёлые ребята)

– Вы ленивые ребята? (мы трудолюбивые ребята)

– Вы злые ребята? (мы добрые ребята)

— Вы не совсем здоровы? (мы здоровые ребята)

– Весёлые, трудолюбивые, добрые, дружные, здоровые ребята? (Да, да, да)

Всем понравилось отвечать на вопросы наоборот?

Вы согласны с тем, что все вы весёлые, трудолюбивые, добрые, дружные, здоровые ребята?

Ребята, какое у вас настроение?

Мы можем продолжать дальше занятие?

Цель: развитие образного мышления, памяти, внимания.

Техника проведения: детям читается сказка, их задача – найти ошибки, что Марфуша делала не так

Инструкция: ребята, я сейчас вам прочитаю сказку про Марфушу и Настеньку, вы должны внимательно слушать и найти ошибки.

«Жили-были отец и мать были у них две дочери Марфуша и Настенька. Как-то раз поехали родители на базар, а дочери дома остались. Настенька на огород грядки полоть пошла, а Марфуша схватила со стола пирожок горячий и побежала на улицу. Она бежала и откусывала пирожок, обжигаясь, а там ребята в прятки играют. Марфуша кричит им, чтобы и ее подождали. Она так торопилась, что пирожок упал на землю. Марфуша его подняла, обтерла о сарафанчик и весь кусок в рот положила».

Кому понравилась сказка и почему?

Кому не понравилась сказка, почему?

Что Марфуша делала не так?

— не мыла руки перед едой;

— спешила во время еды;

— ела горячий пирожок, а это вредно;

— плохо прожевывала пищу;

— поднимала еду с земли.

Правила приема пищи.

— Холодная пища желудку не нужна и очень горячая тоже вредна.

— А сладостей всяких и чипсов и колы желудок боится как дети уколов.

— Не ешь на ходу — это очень опасно, все люди знают об этом прекрасно.

— За стол в одно время всегда ты садись, и руки помыть до еды не ленись.

— Большими кусками не стоит глотать, а тщательно надо еду прожевать.

— Старайся ты все же много не есть

— Чтоб толстым не стать и не болеть.

— И помни, желудок у тех не болел, кто с детства его понимал и жалел.

Цель: активизация дыхания, кровообращения; стабилизация психоэмоционального состояния.

Техника проведения: дети встают и выполняют движения в соответствии с текстом.

Инструкция: ребята, сейчас мы встанем, подвигаемся и выполним движения, которые буду называть.

Мы похлопаем в ладоши,

Мы похлопаем в ладоши,

Наши ножки постучали

По коленочкам ударим

Наши ручки поднимайтесь

Наши ручки закружились,

Ребята, понравилось упражнение?

Как себя чувствуете?

5. Упражнение «Что полезно, а что вредно?»

Цель:активизация мыслительных процессов; умение слушать и воспринимать текст, находить неточности в повествовании.

Техника проведения: детям предлагается послушать отрывок из стихотворения «Вредные советы»Г. Остера

Инструкция: ребята, я сейчас вам прочту советы, а вы послушайте их подумайте и скажите, что вредного в этих советах, а может быть ничего вредного и нет, может бытьнаписано все правильно:

Нет приятнее занятья,

Чем в носу поковырять.

Всем ужасно интересно,

Что там спрятано внутри.

А кому смотреть противно,

Тот пускай и не глядит,

Мы же в нос к нему не лезем,

Пусть и он не пристает.

Если ты попал в больницу

И не хочешь там валяться,

Жди, пока к тебе в палату

Самый главный врач придет.

Укуси его, и сразу

Кончится твое леченье,

В тот же вечер из больницы

Заберут тебя домой.

Чтобы выгнать из квартиры

Разных мух и комаров,

Надо сдернуть занавеску

И крутить над головой.

Полетят со стен картины,

С подоконника — цветы,

Люстра врежется в паркет.

И, от грохота спасаясь,

А испуганные мухи

Стаей кинутся на юг.

Никогда не мойте руки,

Это глупое занятье

Не приводит ни к чему.

Вновь испачкаются руки,

Так зачем же тратить силы,

Время попусту терять.

Стричься тоже бесполезно,

Никакого смысла нет,

К старости сама собою

Как можно назвать такие советы?

Что полезно делать детям?

Что вредно делать?

6. Упражнение на снятие напряжения «Избавление от тревог»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения

Техника проведения: психолог предлагает детям послушать то, что он будет говорить под медленную, тихую, спокойную музыку для того, чтобы они немного отдохнули и расслабились

Инструкция: ребята, послушайте меня, послушайте медленную, тихую спокойную музыку для того, чтобы отдохнуть и успокоиться.

«Избавление от тревог»

— Успокойтесь, расслабьтесь и представьте, что вы сидите на чудесной зеленой лужайке в ясный солнечный день… небо озарено радугой, и частица этого сияния принадлежит вам… оно ярче тысяч солнц… Его лучи мягко и ласково пригревают вашу голову, проникают в тело, разливаются по нему, все оно наполняется очищающим целительным светом, в котором растворяются ваши огорчения и тревоги, не очень хорошие мысли, чувства; может быть — страхи. Все нездоровые частицы покидают ваше тело, превратившись в темный дым, который быстро рассеивает нежный ветер. Вы избавлены от тревог, вы очищены, вам светло и радостно!

Ребята, как вы себя чувствуете?

6. Обратная связь.

Цель: узнать мнение детей о проведенном занятии.

Какое настроение сейчас испытываете?

Понравилось ли занятие?

Какие упражнения понравились?

Что не понравилось?

Какие были трудности?

Что узнали нового, интересного для себя?

7. Упражнение «Я желаю…»

Цель: подведение итогов занятия.

Техника проведения: дети и педагог-психолог расстаются до следующего занятия. Психолог говорит детям о том, что люди при расставании, как правило, желают друг другу здоровья, добра, всего, всего самого хорошего, радостного и прекрасного.Пожелание должно начинаться словами: «Я желаю тебе (вам…»

Инструкция: ребята наше занятие подходит к завершению, а при расставании люди, всегда обмениваются пожеланиями. Давайте, выскажем свои пожелания друг другу быть здоровыми, добрыми, счастливыми. Вы сами можете придумать свое пожелание,а начнем со слов: «Я желаю…»

8. Упражнение «Ваза настроения» (см. упражнение 1)

«Я хочу здоровым быть». Открытое занятие в средней группе на тему «Формирование основ здорового образа жизни у детей 4–5 лет» Программное содержание: Обучающая задача: развитие способностей у детей заботиться о своем здоровье, объяснить необходимость витаминов для.

План тематической недели «Я хочу здоровым быть» по формированию основ здорового образа жизни в старшей возрастной группе Пояснительная записка «Здоровый человек есть самое драгоценное произведение природы…» Томас Карлейль Формирование здорового подрастающего.

Цикл занятий по формированию здорового образа жизни дошкольников (средняя группа) Цикл занятий по формированию здорового образа жизни дошкольников (средняя группа) Пояснительная записка На сегодняшний день в соответствии.

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию здорового образа жизни «Если хочешь быть здоров» Цель: формировать у детей потребность быть здоровыми. Задачи: 1. Продолжать расширять представления о здоровом образе жизни. 2. Развивать.

Конспект открытого интегрированного занятия по формированию здорового образа жизни «Путешествие в город Здоровья» Конспект интегрированного занятия по формированию здорового образа жизни. Тема: «Путешествие в город Здоровья». Цель: Закрепление знаний.

Конспект занятия в подготовительной группе по формированию основ здорового образа жизни «Путешествие в Молочную страну» Актуальность : Молоко является очень важной и незаменимой составляющей детского питания. Природа сделала так, чтобы молоко было богато биологически.

Открытое занятие по формированию здорового образа жизни дошкольников «Иммунизация» Открытое занятие Воспитатель подготовительной логопедической группы Беляковой Ольги Витальевны Тема: «Иммунизация» Цели: познакомить детей.

Работа с родителями по формированию здорового образа жизни у дошкольников Слайд 1 Работа с родителями по формированию здорового образа жизни у дошкольников Сообщение подготовила: воспитатель 1 кв. категории МКДОУ.

Родительское собрание «Быть здоровым — здорово!» или «Ценности здорового образа жизни» Форма проведения: встреча Цели: • Создание системы взаимодействия ДОУ и семьи по физическому развитию и укреплению здоровья детей. • Ознакомить.

Источник

Читайте также:  Воспитательная работа школы по формированию зож
Adblock
detector