Меню

Психогигиена психопрофилактика психическое здоровье

Психогигиена и психопрофилактика

Современная психология все больше и больше внимания обращает на методы предотвращения расстройств психики.
Это связано со многими причинами, одной из которых является рост числа так называемых «пограничных» психических расстройств-то есть таких нарушений психики, которые находятся как бы «на границе» между здоровьем и болезнью. Другими словами-это такие состояния, которые еще не являются серьезным заболеванием, но уже доставляют людям ощутимые проблемы. К ним относятся различные неврозы, депрессии, панические атаки, навязчивости, страхи, нарушения сна и аппетита(причем как его отсутствие, так и избыточность, приводящая к булимии-обжорству),посттравматические стрессовые расстройства(психические нарушения,возникающие после тяжелых нервных потрясений,психотравм)- и тому подобные неприятности. Очень важной особенностью пограничных психических расстройств является то, что при правильном лечении их можно полностью вылечить. Но лечение необходимо начинать как можно раньше, пока расстроенная психическая деятельность не начала нарушать функционирование внутренних органов и систем человека и не сформировала необратимые изменения личности больного. А нарушенное функционирование органов и систем рано или поздно приводит к их повреждению на физическом (органическом)уровне.
Сегодня уже полностью научно доказано, что такие серьезные(и даже смертельно опасные)заболевания, как сахарный диабет, псориаз, язва желудка, гипертоническая болезнь, инсульт и инфаркт миокарда во многих случаях являются следствием стрессов и последовавших за ними пограничных психических расстройств. Как тут не вспомнить всем известную поговорку: «Все болезни-от нервов»?

Пограничные психические расстройства отличаются еще и тем, что их можно было бы избежать, если бы человек соблюдал некоторые меры предосторожности, позволяющие сохранить психическое здоровье. Или, говоря по-простому -«берёг свои нервы».
Для того,чтобы помочь людям сберечь психическое здоровье ,в современной психологии существуют такие направления,как психогигиена и психопрофилактика. Психогигиена настолько тесно связана с психопрофилактикой, что в некоторых случаях почти невозможно разделить их объекты и предметы изучения-поэтому эти термины часто употребляются вместе.
Психогигиена и психопрофилактика – области медицинской психологии, задачей которых является предоставление специализированной помощи практически здоровым людям с целью предотвращения нервно-психических и психосоматических заболеваний, а также предотвращения рецидивов перенесенных психических расстройств.

Ведь важно знать, что, казалось бы, полностью излеченные психические расстройства имеют коварную способность возвращаться вновь-часто уже при меньшихпотрясениях и раздражителях психики.Чтобы избежать таких рецидивов,необходимо соблюдать комплекс правил, позволяющих сохранить душевное равновесие в наши бурные времена.
«Слабонервных просим удалиться!»
Именно такое обьявление в цирке делал конферансье перед особо потрясающими номерами в стародавние времена. А ведь действительно-людям с чувствительной психикой или расшатанными нервами необходимо остерегаться от лицезрения устрашающих, кровавых и жестоких сцен.
Ведь когда человек смотрит на ужасающие картины(которыми изобилует не только современный кинематограф, но и выпуски новостей),он испытывает стресс и потрясение, что вызывает выброс в его организме гормонов стресса(адреналин, кортизол и другие).Эти стресс-гормоны усиливают частоту дыхания и сердечных сокращений,повышают артериальное давление,усиливают тонус скелетной мускулатуры,расслабляют сфинктеры и усиливают перистальтику кишечника, повышают уровень сахара в крови.
Все это происходит для того, чтобы подготовить организм к драке или бегству(как обычно происходит в дикой природе). Но мы с вами-не дикие звери и далеко не всегда можем реагировать на стресс физическими действиями-защитой,нападением или бегством.
Современный воспитанный человек не имеет права с кулаками и оскаленными зубами набрасываться на нагрубившего ему хулигана, или стремглав убегать с сеанса фильма ужасов, увидев страшного монстра.
Человек в обществе обязан соблюдать правила приличия…Ему приходится «брать себя в руки» и загонять гормональную бурю вглубь себя, не отрабатывая ее внешними физическими действиями. При этом «не сброшенные движениями» стрессовые физиологические реакции как бы «застаиваются», превращаясь в нарушения психических и вегетативных функций.
Итак, первое правило психогигиены гласит:
-Избегайте ужасающих новостей(особенно-если они вас никак не касаются), просмотров жестоких и страшных сцен в кино, на телевидении и так далее.
А ведь именно от этого Милостивый наш Господь предостерегает нас в Благородном Коране:

« Аллах не любит, когда злословят вслух, если только этого не делает тот, с кем поступили несправедливо. Аллах — Слышащий, Знающий.»
(Сура «Женщины»,аят148)

То есть только непосредственно пострадавшему или притесненному дозволено рассказывать о том , что с ним случилось.Так общество будет предохранено от распространения пугающей,психотравмирующей информации,а также от «забалтывания» преступлений и пустословия.
Следующее правило-укрепляйте свою психику,вырабатывайте выдержку и терпение,будьте стойки в испытаниях.
И об этом много веков назад нам сообщил наш Милосердный Господь:

Мы непременно испытаем вас незначительным страхом, голодом, потерей имущества, людей и плодов. Обрадуй же терпеливых,

которые, когда их постигает беда, говорят: «Воистину, мы принадлежим Аллаху, и к Нему мы вернемся».
(Коран,сура «Корова»,аяты 155-156)
Тут надо отметить,что верующие мусульмане имеют большое преимущество перед неверующими в таких ситуациях.Преимущество это состоит в том,что вера подразумевает упование на силу и мудрость Всемогущего Творца,Который всегда поможет и укажет правильный выход.
Вот с такой мольбой один из Пророков(да пребудет мир и благословение над ним) в трудной ситуации обращался к Аллаху:
«О,Господь мой! Устрой все наилучшим образом! Ведь Ты-Наилучший из Устраивающих!»
И мы знаем из Благородного Корана и изречений нашего любимого Посланника Аллаха- Мухаммада(да благословит его Аллах),что Всевышний всегда помогал искренним рабам его:
Не повредил Пророку Ибрахиму(да пребудет мир и благословение над ним)огромный костер,в который его кинули.
Не убила Пророка Юнуса(да пребудет мир и благословение над ним)огромная рыба,которая проглотила его,когда его выбросили в море.
Не потопило море Пророка Мусу(да пребудет мир и благословение над ним),когда он проходил сквозь него.
Не разрезал нож шею Пророка Исмаила(да пребудет мир и благословение над ним),когда его пытались принести в жертву.
Поэтому искренняя вера в Аллаха,в Его Милосердие,Любовь к творениям,Мудрость и Могущество помогают мусульманам с легкостью переносить преходящие невзгоды мирской жизни,где все мы-лишь гости. Мусульмане знают,что за это терпение, упование и обращение к Всевышнему им уготована великая награда в Мире Вечном.
Именно об этом говорил Посланник Аллаха- Благородный Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) в одном из хадисов :
«Удивительно положение верующего (му’мина). Поистине, любая ситуация для него — благо. И это касается только и только му’мина. Если постигает его радость, то он выражает «шукр» (благодарность Всевышнему). И это — благо для него. Если же его коснется беда, то он проявляет «сабр» (терпение), зная, что все — по воле Творца. И это — также благо для него» (Муслим 2999).
Вот почему статистика показывает, что в странах с преобладающим мусульманским населением число больных пограничными психическими расстройствами гораздо меньше,чем в странах Запада, где гораздо больше мирских благ и вроде бы живется богаче и комфортнее.
А все дело в том,что Аллах,который любит нас гораздо сильнее,чем любят нас наши матери, позаботился о том,чтобы мы сохраняли свое здоровье, следуя Его Заветам, ниспосланным нам в Коране и Сунне.

Читайте также:  Физическое здоровье детей раннего дошкольного возраста это

Источник

Тема 8. Основы психогигиены и психопрофилактики.

Психогигиена, предмет, теоретические основы, разделы, основные направления. Гигиеническое воспитание. Психопрофилактика, определение, содержание, разделы. Первичная профилактика, как система общегосударственных мер по укреплению здоровья населения. Вторичная профилактика — работа с группами повышенного риска по заболеваемости, диагностика, коррекция терапия. Третичная профилактика — помощь переболевшим людям в целях предупреждения рецидивов болезни, декомпенсации и инвалидизации. Задачи клинической психологии на всех трех этапах профилактики. Консультативные, восстановительные и коррекционные формы профилактической деятельности психологов. Взаимосвязи и разграничение отраслей «Психогигиена» и «Психопрофилактика».

Психогигиена — наука об обеспечении, сохранении и поддержании психического здоровья человека. Она является составной частью более общей медицинской науки о здоровье человека — гигиены. Изучает меры и средства формирования, сохранения и укрепления психического здоровья людей и предупреждения психических заболеваний.

Специфической особенностью психогигиены является тесная связь ее с клинической (медицинской) психологией, которая В.Н. Мясищевым рассматривается в качестве научной основы психогигиены. В системе психологических наук, предложенной известным отечественным психологом К.К. Платоновым (1972), психогигиена включена в медицинскую психологию.

Теоретическая основа психогигиены — социальная и общая психология, психотерапия, социальная психиатрия и физиология высшей нервной деятельности.

Элементы психической гигиены появились в жизни человека задолго до того, как произошла систематическая разработка принципов психической гигиены. Над необходимостью поддерживать собственное душевное здоровье и равновесие во взаимодействии с окружающим миром задумывались еще античные мыслители. Значение для психики человека «хорошей уравновешенной жизни» подчеркивал Демокрит, а Эпикур называл это «атараксией», спокойствием мудрого человека. Первый специальный труд «Гигиена страстей, или Нравственная гигиена» принадлежит Галену.

Само понятие «психическая гигиена» возникло в XIX веке, когда американец К. Бирс, будучи многолетним пациентом клиники для душевнобольных, написал в 1908 году книгу «Душа, которая нашлась вновь». В ней он разобрал недостатки в поведении и позициях медицинских работников по отношению к больным, а в последующем и вся его деятельность была направлена на улучшение условий жизни психически больных не только в клинике, но вне стен больницы.

Исторически возникновение психогигиены связывают с первым съездом психиатров России (1887 г.), на котором видные отечественные психиатры (С. С. Корсаков, И. П. Мержеевский И. А. Сикорский и др.) обратились к общественности с идеей разработки программы и создания системы предупреждения нервных и психических заболеваний. Основоположник психогигиены в России. И.П. Мержеевский видел важнейшее средство сохранения душевного здоровья и повышения продуктивности деятельности в высоких стремлениях и интересах личности.

Психогигиена занимается исследованием влияния внешней среды на психическое здоровье человека, выделяет вредоносные факторы в природе и обществе, определяет и организует пути и способы преодоления неблагоприятных воздействий на психическую сферу.

Важными проблемами и направлениями исследований являются:

экология человека — изучение факторов и условий среды, влияющих на психическое развитие и психическое состояние человека,

забота об укреплении соматического здоровья, о гармоническом всестороннем развитии личности,

забота о правильном воспитании детей и подростков,

рационализация процесса обучения в школе с целью предотвращения нервно-психических перегрузок;

психологический климат в больших и малых социальных группах;

разработка методов повышения психической стойкости работников, профессиональные обязанности которых требуют значительного эмоционального напряжения;

система отношений больного человека к себе, своей болезни, медперсоналу и др.

эпидемиологические транскультурные исследования заболеваемости, микросоциологических,

Основной целью психогигиены является сохранение психического здоровья, душевного равновесия. Она призвана помогать человеку —

избегать неблагоприятных воздействий, опасных для его психического здоровья,

обучать его справляться с теми трудностями, которых не удалось избежать, используя для этого естественные, природные ресурсы или изменяя свое отношение к ним.

На практике достижения психогигиены могут реализовываться путем:

создания для государственных и общественных учреждений научно обоснованных нормативов и рекомендаций, регламентирующих условия различных видов социального функционирования человека;

передачи психогигиенических знаний и обучения психогигиеническим навыкам медицинских работников, педагогов, родителей и др. групп населения, которые могут существенно влиять на психогигиеническую ситуацию в целом;

санитарно-просветительной психогигиенической работы среди широких слоев населения, привлечения к пропаганде психогигиенических знаний различных общественных организаций.

Существует разнообразная систематика разделов психогигиены. В психогигиене обычно выделяют:

личную (индивидуальную) и

общественную (социальную) психогигиену.

психогигиена труда, или производственная психогигиена, изучающая влияние видов и условий труда на психическое здоровье,

психогигиена детей и подростков

школьная психогигиена, предмет которой — влияние условий обучения на психическое здоровье детей школьного возраста.

психогигиена пожилого старческого возраста,

психогигиена умственного труда,

психогигиена быта и др.

Это комплексная образовательная и воспитательная деятельность, направленная на формирование сознательного и ответственного поведения человека в целях развития, сохранения и восстановления здоровья и трудоспособности. Она формирует знания, взгляды, убеждения, мотивы и поведение человека в отношении здоровья и болезни, является составной частью как общего образования и воспитания, так и системы охраны здоровья.

Передача медико-гигиенической информации обеспечивается с помощью различных методов, форм и средств.

Информационно — рецептивный метод основан на предъявлении готовой информации и обеспечивает усвоение знаний на уровне восприятия и запоминания;

репродуктивный метод объяснение выводов медицинской науки, освещение вариантов решения проблемы;

проблемный метод — обсуждение различных вариантов решения проблемы, которое нацелено на творческий подход к выполнению норм и правил здорового образа жизни.

Каждый из методов может быть реализован с помощью определенных форм и средств. Различают индивидуальные, групповые и массовые формы гигиенического воспитания.

Формы индивидуального воздействия позволяют максимально учитывать особенности реципиента. Они используются, например, в процессе общения психолога с пациентом (беседа, инструктаж, консультация — очная или по телефону, личная корреспонденция).

Формы группового воздействия применяются для дифференцированного гигиенического воспитания различных возрастно-половых и профессиональных групп населения, а также для практического обучения. Радио- и телепередачи, публикации в прессе используются с целью формирования общественного мнения и ответственного отношения к здоровью и оздоровительным мероприятиям, широкого информирования общественности о состоянии здоровья народа и его отдельных групп.

Читайте также:  Рисунки посвященные всемирному дню здоровья

Психопрофилактика — раздел общей профилактики, включающий комплекс мероприятий, обеспечивающих психическое здоровье и предупреждение возникновения и распространения психических заболеваний.

Для осуществления этих мероприятий психопрофилактика использует ряд методов:

медицинского обследования психического состояния различных групп населения — учащихся, военнослужащих и т. д.;

анализ данных статистического изучения заболеваемости психическими болезнями и условий их возникновения;

ранняя диагностика психических заболеваний;

организация специальных видов медпомощи — в первую очередь психоневрологических диспансеров, дневных и ночных стационаров, санаториев.

Задачами психопрофилактики являются:

предотвращение действия на организм и личность болезнетворной причины;

предупреждение развития заболевания путем его ранней диагностики и лечения;

предупредительное лечение и мероприятия, предотвращающие рецидивы болезни и переход их в хронические формы.

В нашей стране принята международная классификация этапов психопрофилактики. По терминологии Всемирной Организации Здравоохранения, профилактика делится на —

В таблице 1. представлено сопоставление содержания, вкладываемого разными авторами в понятие «психопрофилактика».

Содержание понятия «Психологическая профилактика» |

Отрасль психиатрии, занимающаяся разработкой мер, предупреждающих возникновение психических заболеваний или переход их в хроническое течение, а также вопросами социальной и трудовой адаптации психически больных.

Энциклопедический словарь медицинских терминов (1983)

Раздел общей профилактики, который включает мероприятия, направленные на предупреждение психических заболеваний.

Н. Д. Лакосина, Г. К. Ушаков (1964).

Различают первичную, вторичную, третичную психопрофилактику.

Интрадисциплинарная область, целью которой является предупреждение нервно-психических заболеваний.

Б. Д. Карвасарский (1982).

Рассматривает вопрос специфически врачебных мероприятий (психогигиена, психотерапия, фармакотерапия и т.д.).

Часть общей профилактики, изучающая вопросы предупреждения расстройств психики.

В. М. Банщиков, В. С. Гуськов, И. Ф. Мягков (1967)

Различают, как и в психогигиене индивидуальную и социальную психопрофилактику.

Специальный вид деятельности школьного психолога, направленный на активное содействие развитию всех учащихся школы.

И. В. Дубровина (1991)

Нет описания содержания разных видов (уровней) психопрофилактической работы.

Специальный вид деятельности детского психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства.

Наполняет содержание психогигиеническими задачами: «. психолог на основе своих знаний и опыта проводит работу по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии детей, по созданию психологических условий, максимально благоприятных для этого развития» [33, С. 61].

Системообразующий вид деятельности практического психолога образования, направленный на предупреждение возможного неблагополучия в развитии ребенка, создание психологических условий, максимально благоприятных для этого развития, на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей в течение всего дошкольного и школьного детства.

В. В. Пахальян (2002)

Считает, что описывает первичную профилактику. Вопрос о видах оставляет открытым.

Формирование у педагогов, детей, родителей или лиц, их заменяющих, общей психологической культуры, желания использовать психологические знания в работе с детьми или в интересах собственного развития; создание условий для полноценного развития ребенка на каждом возрастном этапе; своевременное предупреждение нарушений в становлении личности и интеллекта.

«Положение о психологической службе в системе народного образования» (1990).

Выполнение психопрофилактических мероприятий требует специальных знаний в области клинической (медицинской) психологии, психиатрии и психотерапии. Это особенно важно, если учитывать тесную взаимосвязь физического и душевного здоровья человека. Психическое состояние оказывает влияние на соматическое здоровье человека, а соматические проблемы могут вызвать серьезное эмоциональное расстройство.

Первичная психопрофилактика — это комплекс мероприятий, направленных на предупреждение вредных воздействий на человеческую психику и предупреждение психических заболеваний у психически здорового населения.

На этом уровне система психопрофилактики состоит в изучении выносливости психики к воздействию вредных агентов окружающей среды и возможных путей увеличения этой выносливости, а также предупреждении психогенных заболеваний.

Первичная психопрофилактика тесно связана с профилактикой общей и предусматривает комплексное участие в ней большого круга специалистов: социологов, психологов, физиологов, гигиенистов, врачей.

По сути, это диспансеризация здорового населения с осуществлением широкого комплекса психогигиенических мероприятий, поскольку способствовать возникновению нервно-психических нарушений могут –

неблагоприятные социально-психологические условия существования человека (информационные перегрузки, психическая травматизация и микросоциальные конфликты, неправильное воспитание в детстве и т.п.),

факторы биологического характера (соматические болезни, травмы мозга, интоксикации, действие вредностей в период внутриутробного развития мозга, неблагоприятной наследственности и т.п.).

Особая роль в осуществлении первичной психопрофилактики отводится психиатрам, психотерапевтам и клиническим (медицинским) психологам, которые призваны осуществлять не только раннее выявление нервно-психических заболеваний, но и обеспечивать разработку и внедрение специальных психопрофилактических и психотерапевтических мероприятий в различных сферах человеческой деятельности.

Вторичная психопрофилактика — это максимально раннее выявление начальных фаз нервно-психических заболеваний и их своевременное (раннее) активное лечение.

Она состоит в контроле за неутяжелением или в предупреждении негативных последствий уже начавшегося психического заболевания или психологического кризиса.

Согласно рекомендации Всемирной Организации Здравоохранения, под вторичной профилактикой подразумевается именно лечение. Некачественное, несвоевременное лечение при нервно-психических заболеваниях способствует их затяжному, хроническому течению.

Успехи активных методов лечения, особенно достижения психофармакологии, заметно отразились на исходах психических заболеваний: повысилось число случаев практического выздоровления, увеличилась выписка больных из психиатрических больниц. Однако следует помнить, что вторичная профилактика направлена не только на биологическую основу болезни, она требует применения психотерапии и социотерапии в широком смысле этих понятий.

Третичная психопрофилактика — это предупреждение рецидивов нервно-психических заболеваний и восстановление трудоспособности человека, перенесшего заболевание.

Третичная психопрофилактика направлена на предупреждение инвалидности при наличии у человека нервно-психического заболевания.

Например, при различных аффективных расстройствах типа маниакально-депрессивного психоза с успехом применяются с профилактической целью соли лития. При неврозах главное место в поддерживающей терапии принадлежит психотерапии и т.д.

Для предупреждения утраты работоспособности при нервно-психических заболеваниях или профессиональных и личностных кризисах, речь идет обычно

о профессиональной реабилитации (поиск новых ресурсов в профессиональной деятельности, возможностей профессионального роста или в ряде случаев — возможной смене профессии);

о социальной адаптации (создание максимально благоприятных условий для больного человека при его возвращении в привычную окружающую среду),

о поиске путей для самоактуализации личности (осознание личностью собственных возможностей для пополнения ресурсов роста и развития).

Реабилитация (лат. rehabilitatio — восстановление в правах) — система медицинских, психологических и социальных мер, предупреждающих дальнейшее развитие болезни, потерю работоспособности и направленных на возможно более раннее и эффективное возвращение больных и инвалидов к общественно полезному труду и активной социальной жизни.

Читайте также:  Здоровье придется добывать самому

Лечение болезни может проводиться без специальных реабилитационных средств, но реабилитация включает также лечебные средства для достижения своих целей.

Важнейшими задачами реабилитации являются восстановление личного (в собственных глазах) и социального (в глазах окружающих) статуса больного — семейного, трудового, общественного.

М.М. Кабановым (1978) были выделены принципы и этапы реабилитации при нервно-психических расстройствах.

Основные принципы реабилитации:

партнерство — постоянная апелляция к личности больного, согласованные усилия врача и больного в постановке задач и выборе способов их решения;

разносторонность воздействий — указывает на необходимость использовать разные меры воздействия, от биологического лечения до разных видов психотерапии и социотерапии, привлечение к восстановлению больного семьи, ближайшего окружения;

единство психосоциальных и биологических методов воздействия — подчеркивает единство лечения болезни, воздействия на организм и личность больного;

ступенчатость воздействий — включает поэтапный переход от одних реабилитационных мер к другим (например, на начальных этапах болезни могут превалировать биологические методы лечения болезни, а на этапах выздоровления — психо- и социотерапевтические).

Основные этапы реабилитации:

восстановительная терапия — лечение в стационаре, активная биологическая терапия с включением психотерапии и социотерапии, постепенный переход от щадящего режима к активизирующему;

реадаптация — начинается в стационаре и продолжается во внебольничных условиях, адаптация к семье, наряду с поддерживающей терапией применяют лечение трудом, а при необходимости обучают новой профессии;

реабилитация в собственном значении слова — рациональное трудоустройство, нормализация бытовых условий, активная социальная жизнь.

В приведенной таблице 2 представлено содержание понятия первичной, вторичной и третичной психопрофилактики в медицинской психологи (Чупров Л.Ф., 2003).

Содержание первичной, вторичной и третичной психопрофилактики |

Автор: И. И. Беляев (1973)

Задачи совпадают с целями психогигиены.

Максимальное выявление начальных форм нервно-психических заболеваний.

Предупреждение рецидивов нервно-психических заболеваний и восстановление трудоспособности больных.

Авторы: Н. Д. Лакосина, Г. К. Ушаков (1984)

Система, которая включает охрану здоровья будущих поколений, изучение и прогнозирование возможных наследственных заболеваний, гигиену брака и зачатия, охрану матери от возможных вредных влияний на плод и организацию родовспоможения, раннее выявление пороков развития у новорожденных, своевременное применение методов лечебно-педагогической коррекции на всех этапах развития.

Система мероприятий, направленных на предупреждение опасного для жизни или неблагоприятного течения уже начавшегося психического или другого заболевания.

Система мероприятий, направленных на предупреждение возникновения инвалидности при хронических заболеваниях. В этом большую роль играет правильное использование лекарственных и других средств, применение лечебной и педагогической коррекции и систематическое использование мер реадаптации.

Автор: Л. Л. Рохлин (1983)

Мероприятия, предупреждающие возникновение нервно-психических расстройств: борьба с инфекциями, травмами и психогенными воздействиями; правильное воспитание подрастающего поколения; превентивные меры в отношении семейных конфликтов, организационные психотерапевтические мероприятия в остроконфликтных ситуациях (так называемая кризисная интервенция); профилактика проф. вредностей; правильная проф. Ориентация и проф. Отбор, а также прогнозирование возможных наследственных заболеваний (медико-генетическое консультирование).

Комплекс мероприятий по предупреждению неблагоприятной динамики уже возникших заболеваний, уменьшению патологических проявлений, по облегчению течения болезни и улучшению ухода, а также раннюю диагностику, своевременное и адекватное лечение, прогноз опасных для жизни больного состояний.

Мероприятия направленные на предупреждение неблагоприятных социальных последствий заболеваний; реабилитационные мероприятия, предупреждение инвалидности и др.

Включает для реализации задач психогигиену и широкие социальные мероприятия.

Включает для реализации задач комплексную фармакотерапию и психотерапию.

Включает для реализации задач социальную реабилитацию.

Участие клинических психологов в психопрофилактике и реабилитации больных и в восстановлении нарушенных высших психических функций.

Клиническая психология участвует в решении прикладных проблем, связанных с предупреждением и возникновением заболеваний, диагностикой болезней и патологических состояний, психо — коррекционными формами влияния, в социальной и трудовой реабилитации больных людей.

В психопрофилактической деятельности принимают участие представители самых разных профессий — врачи, психологи, педагоги, социологи, юристы.

Задача психологов, при первичной психопрофилактике, — формировать представление о здоровом образе жизни, ценность здоровья, чувство необходимости здоровья у всех людей.

В рамках вторичной психопрофилактики клинические психологи осуществляют диагностическую, коррекционную и психотерапевтическую работу. Роль психологов предусматривает консультативные и восстановительные формы профилактической деятельности. Сюда же относится психологическая работа с группами риска, коррекция факторов риска и образа жизни.

Третичная профилактика — работа с переболевшими людьми, направленная на предотвращение инвалидизации или повторения рецидива болезни. Клинические психологи участвуют в решении психологических задач реабилитации больных разного профиля — психических, неврологических, соматических и др. Выделяют три вида задач:

коррекция риска суицида или инвалидизации, возобновления заболевания;

коррекция тревожности, уровня притязаний, мотивации, послеболезненных синдромов;

восстановление нарушенных ВПФ;

восстановление и нормализация отношений в среде.

Рассмотрим вопрос взаимосвязей двух отраслей: психогигиены и психопрофилактики, ряд авторов ставит знак тождества между этими двумя понятиями, и для этого у них имеются основания.

Немецкий исследователь К. Гехт (1979) в своей книге, приводя обширный исторический обзор, обосновывая науку психогигиену, дает следующее определение этой науке:

«Под психогигиеной мы понимаем профилактическую охрану психического здоровья человека

путем создания оптимальных условий функционирования мозга и полного развития психических свойств личности,

путем улучшения условий труда и жизни, установления многосторонних межличностных отношений,

а также путем повышения сопротивляемости психики человека вредоносным воздействиям окружающей среды».

Согласно психологу К. К. Платонову, — «Психогигиена — наука, лежащая на пересечении медицинской психологии и медицинской науки гигиены и как последняя нацеленная на оздоровление среды и условий жизни человека»

Л.Л. Рохлин (1983) проводит разграничение этих понятий. Отмечая, что «Психопрофилактика тесно связана с психогигиеной. Эти понятия можно разграничить только условно, т. к. сохранение и укрепление психического здоровья невозможно без предупреждения психических болезней».

Он проводит эту условную черту следующим образом:

«Психогигиена в отличие от психопрофилактики имеет главную цель — сохранение, укрепление и улучшение здоровья путем организации надлежащей природной и общественной среды, соответствующего режима и образа жизни. Психопрофилактика — деятельность, цель которой предупреждение психических расстройств».

Психогигиенанаука о сохранении, укреплении и улучшение здоровья путем организации надлежащей природной и общественной среды, соответствующего режима и образа жизни,

а психопрофилактикадеятельность, направленная на предупреждение психических расстройств.

Источник

Adblock
detector