Меню

Психофизиологический уровень психического здоровья

Психофизиологический уровень психического здоровья

Однако смысловые ориентации не могут сами по себе обеспечить присвоение человеческой сущности, они лишь определяют те или иные устойчивые отношения к ней. Для реализации, овеществления, опредмечивания этих отношений необходима соответственно организованная активность человека, его деятельность, неизбежно несущая при этом на себе печать всех его индивидуальных особенностей, характерологических черт и свойств. Этот другой уровень мы назовем уровнем реализации, индивидуально-исполнительским или индивидуально-психологическим уровнем.

Кроме двух обозначенных уровней необходимо, особенно в контексте изучения аномального развития, ввести в рассмотрение еще один — психофизиологический уровень. В противном случае личностные процессы как бы повиснут в воздухе и будут пониматься без учета роли биологической, нейрофизиологической базы, которая обусловливает как саму возможность функционирования процессов психического отражения, так и существенные особенности строения и динамики, режимов этого функционирования.

В соответствии с таким подходом будет строиться и наше представление о психическом здоровье. Его следует рассматривать не как однородное образование, а как образование, имеющее сложное, поуровневое строение. Высший уровень психического здоровья — личностно-смысловой, или уровень личностного здоровья, который определяется качеством смысловых отношений человека. (В первой главе мы уже называли некоторые философско-психологические основания критериев нормальности.) Следующий уровень — уровень индивидуально-психологического здоровья, оценка которого зависит от способностей человека построить адекватные способы реализации смысловых устремлений. Наконец, уровень психофизиологического здоровья, который определяется особенностями внутренней, мозговой, нейрофизиологической организации актов психической деятельности.

Нетрудно предположить, что каждый из данных уровней, имея свои критерии, должен иметь и свои особые закономерности протекания. Из этого в свою очередь следует и другая гипотеза: несмотря на взаимосвязь и взаимообусловленность уровней, возможны самые различные варианты их развитости, степени и качества их здоровья. Иначе говоря, психическое здоровье, будучи многоуровневым, может страдать на одних уровнях при относительной сохранности других (нелишне заметить, что применение термина «уровень» является здесь в достаточной степени условным (равно, впрочем, как и в перечисленных выше в примечании примерах «поуровневых» делений). Об уровнях в строгом значении уместнее было бы говорить при изменении какого-либо свойства или качества, когда, скажем, каждая новая ступень подъема вбирает в себя, как бы «затопляет» нижележащие, пройденные, оставленные уже уровни (так говорят о повышении уровня образования, культуры и т. п.). В нашем же случае речь идет скорее о составляющих, параметрах, этажах психического здоровья, существующих (живущих) одновременно, пусть глубоко взаимосвязано и взаимозависимо, но все же не поглощая и не заменяя друг друга. Но поскольку понятие поэтажного подхода пока не привычно, да и ассоциируется больше со строительным делом, нежели с психологией, мы с учетом высказанных оговорок будем в основном использовать устоявшуюся, «уровневую» терминологию). Представим последнюю гипотезу в формализованном виде.

Источник

Представления об уровнях психического здоровья. Уровни психического здоровья: личностного-смысловой, индивидуально-психологический и психофизиологический.

Братусь: уровни здоровья.

1) Уровень личностного здоровья, высший уровень. Всегда определяется качеством смысловых отношений человека, значимыми смыслами

2) Уровень индивидуально-психологического здоровья. Предполагает хорошо развитую сп-сть человека выстроить адекватную его возможностям стратегию реализации своих смысловых устремлений

3) Уровень физиологического здоровья.

Психическое здоровье – это состояние благополучия, в котором человек реализует свои способности, может противостоять обычным жизненным стрессам, продуктивно работать и вносить вклад в свое сообщество. В этом позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия человека и эффективного функционирования сообщества.

Проблема определения понятий «болезнь–здоровье», «норма–патология», судя по истории вопроса, относится к вечным проблемам. Многовековое стремление раскрыть содержательную сущность здоровья и дать количественную оценку этой сложной социальной категории пока что не имели успеха. В мировой научной литературе насчитывается около 80 определений понятия «здоровье» как сущностного качества человека. Однако ни одно из них не стало общепринятым прежде всего потому, что не нашло конкретной реализации в практике.

Читайте также:  Пожелания здоровья радости благополучия

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) сформулировала критерии психического здоровья:

• У человека должно быть осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я».

• Чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях.

• Критичность к себе и своей собственной психической деятельности и к её результатам.

• Соответствие психических реакций силе и частоте средовых воздействий социальным обстоятельствам и ситуациям.

• Способность к самоуправлению в соответствии с социальными нормами, правилами и законами.

• Способность планировать и реализовывать собственную жизнь.

• Способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

У этих критериев нет иерархии и нет их точного количества. Их границы вычерчиваются интуитивно.

Продолжая разрабатывать проблему «психической нормы», ВОЗ описывает уровни психического здоровья:

• Эталонное здоровье (идеальное) – полная адаптация индивида, гармоническое развитие, позитивно представлены все критерии психического здоровья, не просматривается вероятность психических расстройств.

• Среднестатистический уровень – состояние показателей психики соответствует популяционным с учетом пола, возраста, социального положения, социокультурных условий и прочего. На этом уровне есть вероятность расстройств поведения и психики (кризисы индивидуального развития).

• Конституциональный уровень – связан с типологиями устройства психики и тела. На этом уровне существует группа риска по причине телосложения.

• Уровень акцентуаций – заострение личностных черт характера. В результате этого человек делается уязвимым.

• Предболезнь – наличие отдельных симптомов психического расстройства.

С вероятностью в 92% такие симптомы, как головная боль, расстройства сна, утомляемость, раздражительность, вспыльчивость, эмоциональная лабильность, тревожность, могут перейти в болезнь.

Братусь выделяет 3 уровня психического здоровья:

– Личностно-смысловой, т.е. уровень реализации деятельности; определяется качеством смысловых отношений человека. Уровень смысловой регуляции, детерминации личности ее отношением с миром как целым, развернутым во временной перспективе далеко за пределами текущего момента и конкретной ситуации

– Индивидуально-психологический; оценка которого зависит от способностей человека построить адекватные способы реализации смысловых устремлений. Уровень социоадаптивной регуляции, детерминации личности требованиями конкретной ситуации конкретного социума.

– Психофизиологический уровень (особенности нервных процессов), определяется особенностями внутренней, мозговой, нейрофизиологической организации аспектов психической деятельности. На этом уровне личность функционирует в логике непосредственного удовлетворения потребностей.

Включённость человека в «ансамбль общественных отношений в соподчинённости и иерархии его составляющих» и движение человека к самоосуществлению в этой включённости – критерий нормы (по Б.С. Братусю). В этом подходе доминирует социально-психологический спектр параметров нормы.

Таким образом, нам представляется симпатичной точка зрения, рассматривающая психическое здоровье, с одной стороны как целостный феномен, с другой — выделение в этой целостности определённых уровней (Б.С. Братусь; В.И. Слободчиков; И.В. Дубровина и др.). Вслед за указанными авторами, мы подходим к определению психического здоровья (как предмета) в контексте его объекта (человека), традиционно рассматриваемого как систему, включающую 3 уровня: индивид, личность, индивидуальность. Соответственно, психическое здоровье рассматривается не как однородное образование, а как целостное, системно-структурное образование, имеющее сложное, поуровневое строение.

Источник

6. Психическое здоровье и психическая норма, психическое и психологическое здоровье

Психическое здоровье – это состояние благополучия, в котором человек реализует свои способности, может противостоять обычным жизненным стрессам, продуктивно работать и вносить вклад в свое сообщество. В этом позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия человека и эффективного функционирования сообщества. Психическая норма— стандарт психического здоровья, выбранный в качестве правила для сравнения результатов Норма – процесс достижения личностью функционального оптимума и динамического равновесия в реализации целей самосохранения, развития и самореализации.

Читайте также:  Сценарий дня здоровья для детей средней группы

Выделяют четыре основные группы людей с разными показателями психического здоровья: 1) совершенно здоровые, жалоб нет; 2) легкие функциональные нарушения, о чем свидетельствуют эпизодические жалобы астено-невротического порядка, обусловленные конкретной психотравмирующей ситуацией; 3) люди с доклиническими состояниями и клиническими формами в стадии компенсации; 4) клинические формы заболевания в стадии субкомпенсации.

2.психологическое здоровье предполагает устойчивое, адаптивное функционирование человека на витальном, социальном и экзистенциальном уровнях жизнедеятельности.В. А. Ананьев, выделяет следующие черты психологически здоровой личности:• соматическое здоровье; • развитие самоконтроля и усвоение реакций, адекватных различным ситуациям в жизни человека; • умение разводить реальные и идеальные цели, границы между разными подструктурами «Я» – Я–желающим и Я–долженствующим; • умение регулировать свои поступки и поведение в границах социальных норм.

3. духовное здоровье. Его показатели психолог выделяет тогда, когда сталкивается в своей работе с обоснованием человеком способов воздействия на себя и на других. Критерии духовного здоровья проявляются в общении с людьми, в способности не только брать, но и отдавать. Духовное здоровье включает в себя целостность внутреннего мира, который задаётся системой правил и сужений, принятых для себя человеком осознанно.

Дубровина И. В., вводя понятие «психологическое здоровье», отметила разницу между психическим и психологическим здоровьем: психическое здоровье, по сути, имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам; психологическое здоровье характеризует личность в целом, находится в непосредственной связи с проявлением человеческого духа.

Пахальян В. Э. определяет психологическое здоровье как «…динамическое состояние внутреннего благополучия (согласованности) личности, которое составляет ее сущность и позволяет актуализировать свои индивидуальные и возрастно–психологические возможности на любом этапе развития».

7. Уровни психического здоровья по б.С.Братусю: личностный, индивидуально-психологический, психофизиологический

3 ур-ня психич. здоровья по Б. С. Братусю :

1) психофизиологический (определяется особен-тями нейрофизиологич. организации психич процессов). Базовый ур-нь. Имеется биологич и нейрофизиологич база, которая обуславливает возможность функционир-я психики.

2) ур-нь реализации или индивидуально-исполнительный(индивидуально-психологический) (способностью к использованию адекватных способов реализации смысловых устремлений;

3) личностный или личностно-смысловой (наивысший ур-нь, который определяется качеством смысловых отношений чел-а, регулирует подчинённые ур-ни). Ответственен за производство смысловых ориентаций определённого общего смысла и назначения своей жизни, отношение к другим людям. Для реализации опредмечивания этих отношений необходима организационная активности чел-а, его деятельность, несущая на себе печать всех его индивидуальных особенностей, характерологических св-тв и черт.

Источник

Уровни психического здоровья по б.С. Братусю –Аномалии личности

: «Поуровневый» подход имеет весьма давнюю историю. Деление на «душу» и «тело», которому тысячи лет, можно рассматривать как первую попытку такого рода. Не менее почтенный возраст имеет и трехчленное деление на «телесное», «душевное» и «духовное». Двух- и трехчленное деление, наполненное, разумеется, иным содержанием, остается наиболее распространенным и сейчас. Напомним лишь некоторые примеры: индивид — личность (А. Н. Леонтьсв); субъект — личность (П. Я. Гальперин); индивид — личность— индивидуальность (Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов); индивид— субъект — личность (Ш. А. Надирашвили); организм — индивид—личность (М. Г. Ярошевский) и др. В развиваемых ниже взглядах на проблему психического здоровья мы также будем придерживаться трехчленной традиции.

Если же применить «поуровневый» подход, то следует говорить о разных измерениях, уровнях психического аппарата. Один уровень мы назовем собственно личностным или личностно-смысловым, «ответственным» за производство смысловых ориентации, определение общего смысла и назначения своей жизни, отношений к другим людям и к себе. Специально подчеркнем при этом, что речь идет не об абстрактной философской рефлексии, а о вполне насущной и каждым так или иначе решаемой задаче осмысления, смыслового оправдания своего бытия.

Читайте также:  Как можно поправиться без вреда для здоровья

Однако смысловые ориентации не могут сами по себе

Напомним в данной связи слова Л. Н. Толстого о том, что «неизбежно необходимое для живых людей знание было и есть всегда одно: знание своего назначения в том положении, в котором находит себя человек в этом мире, и в той деятельности или в том воздержании от деятельности, которое вытекает из понимания этого назначения обеспечить присвоение человеческой сущности, они лишь определяют те или иные устойчивые отношения к ней. Для реализации, овеществления, опредмечивания этих отношений необходима соответственно организо­ванная активность человека, его деятельность, неизбежно несущая при этом на себе печать всех его индивидуальных особенностей, характерологических черт и свойств. Этот другой уровень мы назовем уровнем реализации, индивидуально-исполнительским или индивидуально-психологическим уровнем.

Кроме двух обозначенных уровней необходимо, особенно в контексте изучения аномального развития, ввести в рассмотрение еще один — психофизиологический уровень. В противном случае личностные процессы как бы повиснут в воздухе и будут пониматься без учета роли биологической, нейрофизиологической базы, которая обусловливает как саму возможность функционирования процессов психического отражения, так и существенные особенности строения и динамики, режимов этого функционирования.

В соответствии с таким подходом будет строиться и наше представление о психическом здоровье. Его следует рассматривать не как однородное образование, а как образование, имеющее сложное, поуровневое строение. Высший уровень психического здоровья — личностно-смысловой, или уровень личностного здоровья, который определяется качеством смысловых отношений человека.

Следующий уровень — уровень индивидуально-психологического здоровья, оценка которого зависит от способностей человека построить адекватные способы реализации смысловых устремлений. Наконец, уровень психофизиологического здоровья, который определяется особенностями внутренней, мозговой, нейрофизиологической организации актов психической деятельности.

Нетрудно предположить, что каждый из данных уровней, имея свои критерии, должен иметь и свои особые закономерности протекания. Из этого в свою очередь следует и другая гипотеза: несмотря на взаимосвязь и взаимообусловленность уровней, возможны самые различные варианты их развитости, степени и качества их здоровья. Иначе говоря, психическое здоровье, будучи многоуровневым, может страдать на одних уровнях при относительной сохранности других. Представим последнюю гипотезу в формализованном виде.

В нашем же случае речь идет скорее о составляющих, параметрах, этажах психического здоровья, существующих (живущих) одновременно, пусть глубоко взаимосвязанно и взаимозависимо, но все же не поглощая и не заменяя друг друга. Но поскольку понятие поэтажного подхода пока не привычно, да и ассоциируется больше со строительным делом, нежели с психологией, мы с учетом высказанных оговорок будем в основном использовать устоявшуюся, «уровневую» терминологию. В нашу задачу не входит подробное рассмотрение всех выделенных классификационных ячеек, поскольку это заняло бы слишком много места и увело от основной логики работы. Однако одно, поистине фундаментальное, взаимоотношение сразу требует особого и пристального рассмотрения в контексте данной книги: это взаимоотношение первого — психофизиологического — с двумя вышележащими — собственно психологическими — уровнями. Нетрудно видеть, что по сути своей способ определения этих взаимоотношений является частным, производным от того или иного решения более общей методологической проблемы — проблемы соотношения биологического и социального в человеке, поскольку первый уровень непосредственно связан с наследственными, биологическими характеристиками, тогда как два последующих зависят от социальных условий обучения и воспитания.

Источник

Adblock
detector