Меню

Психофизиологические основы здоровья человека кратко

Физиологические основы здоровья

Двигательная активность.Согласно энергетическому правилу ске­летной мускулатуры развитие и состояние систем организма опре­деляется работой скелетных мышц. Двигательная активность обеспе­чивает адаптацию организма человека к факторам внешней среды.

Положительный эффект оказывает только оптимальная физическая нагрузка, обеспечивающая гармоничное развитие и реализацию со­матических, вегетативных и психических функций. Физические на­грузки сопровождаются увеличением резервов кардиореспираторной системы, способствуют нормализации жирового обмена, увеличению в крови содержания липопротеидов высокой плотности и снижению уровня липопротеидов низкой плотности, снижению концентрации триглицеридов (глава 26).

Сбалансированное и рациональное питание.При рациональном питании необходимо соблюдать ряд требований. Во-первых, питание должно быть сбалансированным. Под этим понимают строго опреде­ленное соотношение белков, жиров и углеводов в суточном рационе. Нормальным соотношением белков, жиров, углеводов считается их соотношение 1:1:4 (то есть 80-100 г белков, 80 г жиров, 300-400 г углеводов). В рацион необходимо включать овощи, содержащие большое количество витаминов.

Во-вторых, при питании необходимо соблюдать калорийность, энергетический баланс. В организм с пищевыми продуктами должно поступать столько энергии, сколько ее расходуется. Калорийность пищи не должна превышать расход энергии более чем на 5%. Выделены пять групп трудоспособного взрослого населения по ин­тенсивности труда и энергозатратам (табл.28.5). Потребность в энер­гии женщин на 15% меньше, чем у мужчин. Если физическая ра­бота сопровождается нервно- психической нагрузкой, то потребность вэнергии повышается. Соответственно приведенным данным о потребности в энергии (табл.28.5) приняты оптимальные физиологи­ческие нормы потребления белков, жиров, углеводов, по тем же группам интенсивности труда (табл.28.6).

Таблица 28.5Суточная потребность в энергии взрослых мужчин соответственно группам интенсивности труда

Группа Возраст (годы) Суточная потребность в энергии, кДж Группа Возраст (годы) Суточная потребность в энергии, кДж
1-я 18-29 30-39 40-59 11.715 11.297 10.669 4-я 18-29 30-39 40-59 15.480 15.062 14.434
2-я 18-29 30-39 40-59 12.552 12.133 11.056 5-я 18-29 30-39 40-59 17.991 17.154 16.317
3-я 18-29 30-39 40-59 13.388 12.970 12.342

Таблица 28.6Нормы потребления основных пищевых веществ для мужчин 40- 60 лет соответственно группа интенсивности труда

Группа Белки, г Жиры, г Углеводы, г
всего в том числе животные
1-я
2-я
3-я
4-я
5-я

В-третьих, необходимо соблюдать режим питания, предусматри­вающий: количество приемов пищи, распределение калорий на каж­дый прием пищи, регулярность приема пищи (см.главу 10).

Психофизиологическая саморегуляция.С целью предупреждения расстройств психического здоровья необходимо соблюдать режим труда и отдыха. Трудовая деятельность современного человека от-личается многоплановостью и, в конечном итоге, сопровождается утомлением организма. Существенную роль в восстановлении фи­зиологических процессов после трудовой деятельности и бодрство­вания играет сон. Немаловажное значение в профилактике эмоци­ональных и психических расстройств, связанных с утомлением, от-нодят саморегуляции психоэмоционального состояния. Одним из при­емов такой саморегуляции является аутогенная тренировка.

Сущностью механизмов аутогенной тренировки являются эффекты самогипноза. Важным условием при этом являются упражнения на расслабление мышц, которое служит внешним выражением положи­тельных эмоций, состояния общего покоя, уравновешенности, удов­летворенности. Самовнушение при аутогенной тренировке обеспечи­вается словесным сигналом. Слово в виде повторяющихся формули­ровок способствует образованию условного рефлекса, направленного на изменение вегетативных процессов. Влияния на функции орга­низма, в том числе и непроизвольные, могут осуществляться не только за счет образования условных рефлексов, но и за счет це­ленаправленного воспроизведения эмоционально окрашенных ситуаций. Следовательно, аутогенная тренировка — активный метод психопрофилактики, повышающий возможности саморе­гуляции функций организма, уменьшающий эмоциональное напря­жение.

Читайте также:  Атмосферный воздух как фактор риска здоровью населения

Дата добавления: 2016-03-27 ; просмотров: 371 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Психическое и физическое здоровье человека

Содержание:

Главный человеческий ресурс – это физическое и психическое здоровье. Эти понятия тесно взаимосвязаны и рассматривать их лучше в комплексе, как симбиоз физиологии и психологии.

Психическое здоровье человека — это состояние психологического благополучия, комфорта человека в системе отношений к себе, другим и обществу в целом.

Психическое здоровье (оно же – душевное) включает следующие моменты:

  • психическое равновесие;
  • психологическую гармонию и адаптивность;
  • здоровое восприятие реальности и осознание совершаемых поступков;
  • стремление к цели и работоспособность;
  • полноценная семейная и сексуальная жизнь;
  • умение управлять своим поведением в окружении людей;
  • ответственность за себя и близких;
  • развитие личности, ее автономность и уверенность в себе;
  • адекватное поведение и выражение эмоций без «социальной маски»;
  • принятие себя и других людей;
  • познание своего «я» и адекватная самооценка.

Под физическим здоровьем понимается физиологическое состояние, контроль за собственным телом. Оно включает:

  • отсутствие болезней и их симптомов;
  • развитие тела и натренированность;
  • отсутствие внешних увечий или дефектов;
  • способность к сексу и репродукции (воспроизводству потомства);
  • нормальное физиологическое и генетическое развитие;
  • слаженное функционирование организма, органов и систем органов;
  • нормальное физическое самочувствие.

Под здоровьем подразумевается состояние полного физического, психического и социального благополучия. Обычно же, в это понятие включают только отсутствие болезней и физических дефектов.

Каждый человек должен проявлять заботу о себе, выработать комплекс полезных привычек и навыков. Довести полезные тренинги и практики до автоматизма и следовать им на протяжении жизни. Это поможет не выглядеть, а быть успешным, здоровым и счастливым.

Источник

Психофизиологические основы здоровья человека кратко

Валерий Иванович Сыренский, Родина Елена Альфредовна

Психофизиология здоровья: Книга для педагогов, психологов и родителей

© Сыренский В. И., Родина Е. А., 2007

Посвящается блокадникам Ленинграда

Психофизиология, или физиологическая психология, включает в себя различные научные направления. Наше направление корнями уходит в фундаментальные основы, сформулированные И. М. Сеченовым и И. П. Павловым.

В работе «Как и кому разрабатывать психологию» И. М. Сеченов (1873) говорил о том, что научный анализ станет более эффективным при изучении психических явлений, если будут учитываться физиологические закономерности, а сам анализ будет проводить физиологопсихолог.

В 1933 году И. П. Павлов писал: «Наступает и наступит, осуществится естественное и неизбежное сближение, наконец слитие психологического с физиологическим, субъективного с объективным – решится фактически вопрос, так долго тревоживший человеческую мысль. И всяческое дальнейшее способствование этому слитию – есть большая задача ближайшего будущего» (1952, с. 369).

Читайте также:  Укрепление здоровья детей весной

Развитию отечественной психофизиологии способствовали работы И. П. Павлова, в которых четко просматривалось объединение физиологического с психологическим. В 1916 году И. П. Павлов ввел понятие «рефлекс цели», в котором физиологическое и психологическое соединились в единое целое. В дальнейшем это фундаментальное направление разрабатывалось учениками и последователями И. П. Павлова – Э. А. Асратяном, Л. А. Орбели, П. К. Анохиным, М. М. Кольцовой, П. В. Симоновым и др.

Одним из центральных вопросов отечественной психофизиологии является вопрос об изучении нормальной жизнедеятельности и условий, вызывающих нервно-психические расстройства.

С нашей точки зрения, на данном этапе развития психофизиологии есть предпосылки выделения из нее психофизиологии здоровья.

Психофизиология здоровья – это наука о психосоматических закономерностях, методах и средствах самореализации личности при ее сохранении, укреплении и восстановлении здоровья.

Предметом изучения психофизиологии здоровья являются закономерности, связанные с формированием здоровой личности, успешно самореализующейся и адаптирующейся к меняющимся условиям окружающей среды.

Цель психофизиологии здоровья – изучение психофизиологических закономерностей и механизмов деятельности головного мозга человека как саморегулирующейся системы, обеспечивающих высокую степень самореализации при сохранении и укреплении здоровья.

Методологической основой психофизиологии здоровья являются представления И. П. Павлова (1952) о том, что человек – система саморегулирующаяся, сама себя поддерживающая, восстанавливающая и даже совершенствующая. Это положение получило развитие в концепциях П. К. Анохина (1974) о функциональной системе, В. И. Сыренского, П. В. Симонова (1987) о системе эмоций, механизмах формирования мотиваций, потребностей и собственных представлений об интегративной системе организации процесса достижения цели.

Психофизиология здоровья использует как объективные, так и субъективные методы изучения.

К первым относится метод условного рефлекса, инструментальные методы оценки психосоматической деятельности человека; ко вторым – методы словесной оценки человеком своего субъективного состояния. Психофизиология здоровья использует термины и понятия медицины, психологии, педагогики.

Психофизиологией здоровья решаются следующие фундаментальные задачи:

1. Изучение психофизиологической устойчивости человека как состояния самореализующейся системы.

2. Изучение закономерностей деятельности головного мозга, связанных с успешной самореализацией личности при сохранении ее здоровья и повышении устойчивости личности к вредоносным воздействиям.

3. Изучение механизмов саморегуляции довербального и вербального уровней мышления, связанных с сохранением и укреплением здоровья при успешной самореализации.

4. Изучение системы целедостижения как важнейшего механизма самореализации и сохранения здоровья.

5. Изучение системы безопасной деятельности для жизни и здоровья и системы созидания жизни и здоровья как основных механизмов, обеспечивающих формирование здорового образа жизни.

6. Изучение психофизиологических основ акмеологического развития личности, лежащих в основе сохранения здоровья.

Наиболее актуальной задачей психофизиологии здоровья прикладного характера является разработка моделей организации педагогического процесса, позволяющих сохранять здоровье при высоких информационных нагрузках у людей с различными типами психосоматической деятельности, помогающих им познать себя, осознать смысл жизни, самореализоваться при высокой целеустремленности и работоспособности в различные возрастные периоды, противостоять вредоносным воздействиям, алкоголю и наркотикам.

Читайте также:  Задачи деятельности школ здоровья входит

Хочется верить, что психофизиология здоровья поможет решить проблемы, сопряженные с повышением эффективности обучения при сохранении здоровья всех участников образовательного процесса.

Нам представляется, что психофизиология здоровья отражает новый этап развития научной мысли, который будет способствовать более плодотворному решению задачи по сохранению здоровья человека в XXI веке, по улучшению качества жизни.

Выражаю свою признательность Н. Н. Рузаевой и А. В. Казанниковой за помощь в оформлении рукописи. Е. А. Родина и Л. А. Ткач являются соавторами двух глав книги.

Человек как сложнейшая саморегулирующаяся система

Принципы системной организации

Достижения И. П. Павлова и его школы дают основания для выделения некоторых психофизиологических принципов, лежащих в основе формирования личности человека как сложнейшей саморегулирующейся системы. Прежде всего, это принцип сохранения целостности системы.

Живой организм как система постоянно стремится сохранить свою целостность с помощью механизмов саморегуляции на микро- и макроуровнях.

Эта система самореагирующая, стремящаяся самореализовать свою внутреннюю программу, чему способствует обратная связь о результатах самореализации. Существование и активность любой системы, и живой в том числе, предопределяется внутренними и внешними воздействиями, которые не только способствуют реализации внутренней программы, но и могут задерживать ее развитие. Иными словами, существует причинная обусловленность активации системы. Характер реагирования живой системы на внешнее воздействие в значительной степени предопределяется внутренним состоянием системы, т. е. наличием потребности.

Ощущение потребности возникает тогда, когда величина рассогласования между внутренней программой и внешними воздействиями достигает критической величины. Эту критическую величину мы определяем как «квант» (Сыренский, 1988). «Квантовую» природу имеет и процесс удовлетворения потребности. Потребность удовлетворяется, когда величина согласования между внутренней программой и внешними воздействиями достигает критической величины.

При неудовлетворении доминирующей потребности включаются поведенческие реакции саморегуляции, в основе которых лежит деятельность таких активационных систем, как система бодрствования и сна, ориентировочно-исследовательской реакции и состояния покоя, сосредоточения и созерцательной рассеянности, положительных и отрицательных эмоций. Нашими многолетними экспериментальными работами установлен четкий порядок проявления поведенческих реакций саморегуляции при возрастании нервного напряжения в процессе усиления потребности (Сыренский, 1997).

Организм как саморегулирующаяся система постоянно стремится снизить нервное напряжение посредством мобилизации неспецифических активационных систем. Прежде всего, это стремление получить положительные эмоции и избежать отрицательные. Получение положительных эмоций, приятных ощущений связано с достижением цели, т. е. с достижением любого положительного результата в ходе удовлетворения потребности. В ситуации, когда цель не достигается или достигается частично, т. е. потребность не удовлетворяется, возникает неудовольствие, разочарование и возникают отрицательные эмоции.

Источник

Adblock
detector