Меню

Психофизическое здоровье ребенка диагностика

Диагностика психофизического развития детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Диагностика психофизического развития детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

Вложение Размер
diagnostika_psikhofizicheskogo_razvitiya_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta_.docx 2.45 МБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое обследование начинается с изучения медицинской и педагогической документации, имеющейся на обследуемого ребенка, со сбора сведений о нем от медицинского персонала, воспитателей.

Актуальность выбранной нами темы обусловлена рядом противоречий в современной теории и практике развития занятия хореографией в Дошкольных образовательных учреждениях.Первое противоречие заключается в.

Картотека игр по физическому развитию.

Введение Анализ показателей здоровья, физического и двигательного развития детей старшего дошкольного возраста в последние годы свидетельствует о тревожных тенденциях. По данным Е.Н.Вавиловой, НА.

Методики для обследования речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 181»открытого акционерного общества «Российские железные дороги&raquo.

В основе данного проекта лежит песочная терапия, способствующая не только эстетическому воспитанию ребенка, но и духовно нравственному становлению личности, воспитанию культуры здоровья ребенка.

Источник

Психофизическое здоровье ребенка диагностика

Полноценный медицинский контроль состояния здоровья детей и подростков обеспечивает система компьютерного мониторинга, функционирующая по единым принципам от первичного звена до федерального уровня на основе интеграции персональных данных, в том числе о состоянии индивидуального здоровья ребенка [1].

В интересах построения такого мониторинга создавались экспертные [2] и вероятностно-статистические модели здоровья детей [3], разрабатывался алгоритм междисциплинарного факторного мониторинга индивидуальных психофизиологических характеристик и социально-экономических показателей среды [4]. Однако при использовании даже самых совершенных статистических моделей индивидуальные показатели здоровья каждого конкретного ребенка неизбежно нивелируются обобщенными статистическими показателями. В то же время, хотя в школьной медицине принято уделять особое внимание детям II и III групп здоровья, среди школьников с I группой здоровья всегда находятся лица, имеющие не выявленные, скрытые угрозы их здоровью и нуждающиеся в дополнительном углубленном обследовании, в том числе для определения индивидуальных значений диагностических показателей психологического и физического состояния, необходимых для проведения их оздоровления. Однако до сих пор отсутствует достаточно простая для широкой реализации в условиях школьной медицины и достаточно надежная для обеспечения обоснованных прогнозов методика диагностики состояния индивидуального здоровья школьников с I группой здоровья.

Обоснование методики скрининговой психофизической диагностики состояния здоровья несовершеннолетних для выявления у школьников с I группой здоровья скрытых потенциальных угроз их здоровью, разработка соответствующего диагностического инструментария и пошагового алгоритма, необходимых для реализации указанной методики, в условиях школьной медицины.

Материал и методы исследования

В качестве материала для исследования использованы данные проведенного обследования группы школьников в возрасте 16–17 лет с установленными диагнозами и отнесенными ко II и III группам здоровья (110 юношей и 109 девушек).

В качестве основного методологического подхода для данного исследования была принята идея использования эффективного для каждого конкретного случая набора диагностических показателей психологического и физического состояния школьников при разделении исследуемых детей на группы по гендерному признаку и типы личности по Г. Айзенку (интроверты, центроверты и экстраверты).

В качестве основного исследуемого параметра (ОИП) рассматривалось количество случаев установленных у исследуемых школьников диагнозов при угрожающих значениях диагностических показателей.

В качестве диагностических показателей использовались оценочные показатели психологического и физического состояния: показатель экстраверсии – интроверсии по Г. Айзенку (АЭ); показатель нейротизма по Г. Айзенку (АН); показатель ситуационной тревожности по Ч. Спилбергеру (ССТ); показатель личной тревожности по Ч. Спилбергеру (СЛТ); показатель социальной адаптированности по М. Гавлиновой (ГСА); показатель вегетативной устойчивости по М. Гавлиновой (ГВУ); показатель личных притязаний по А. М. Прихожан (ПП); показатель самооценки по А. М. Прихожан (ПС); показатель уровня физического здоровья по Г. Л. Апанасенко (УФЗ); жизненный индекс по В. Н. Шестаковой (ЖИ); показатель гармоничности развития (Гарм). Каждый из оценочных показателей состояния (ОПС) имел значение (или значения), которые рассматривались как значения, свидетельствующие о наличии потенциальной угрозы здоровью обследуемого. Такие значения ОПС обозначались как «угрожающие значения показателя» (УЗП). Например, показатель уровня физического здоровья (УФЗ) мог принимать пять фиксированных символьных кодированных значений: 1 – низкий; 2 – ниже среднего; 3 – средний; 4 – выше среднего; 5 – высокий. При этом для целей настоящего исследования значения с 1 по 3 признавались в качестве УЗП.

Для повышения эффективности процесса диагностирования и снижения нагрузки на школьного врача и психолога при одновременном сохранении общей прогностической эффективности диагностический инструментарий формировался путем выделения из общего числа ОПС и выставленных в соответствие с их УЗП диагнозов минимально необходимых компактных базовых наборов диагностических показателей (БНДП) и базовых наборов ожидаемых диагнозов (БНОД).

Выделение из общей совокупности параметров компактных наборов диагностических показателей и ожидаемых диагнозов производилось на основе выделения существенной составляющей (информационного ядра) ранжированного ряда значений ОИП.

Для обоснования инструментария психофизической диагностики состояния здоровья школьников в качестве рабочего инструмента была сформирована специальная матричная информационная модель (МИМ). Такие табличные модели для анализа исходных данных подробно описаны в соответствующей литературе, а их прикладные особенности успешно используются при обработке данных, например, в социологии и психиатрии [6, 7].

Исходной формой представления информации, полученной в результате обследования старшеклассников, служила таблица, по строкам которой были указаны порядковые номера карт обследованных школьников и соответствующие им перечни кодов диагнозов по МКБ-10, а по столбцам расположены ОПС. На пересечении строк и столбцов таблицы указывались кодированные значения ОПС, включая и УЗП.

Общий вид МИМ исследования представлен в табл. 1. Указанные в табл. 2 параметры имеют следующее содержание:

Di – коды МКБ-10 для диагнозов, установленных у обследуемых школьников, (i = 1, 2 . m; m – общее количество типов диагнозов по обследованной группе);

Pj – ОПС Pj, используемые в исследовании (j = 1, 2 . n; n – общее число ОПС, использованных в исследовании);

cij – ОИП, представляющий собой количество фактов пересечения строки i-го диагноза Di со столбцом j-го ОПС Pj, когда в точке пересечения находился УЗП;

sP и sD – суммы значений cij соответственно по i-м строкам выставленных диагнозов и по j-м столбцам использованных ОПС;

idP – строка индивидуальных процентных долей информации каждого j-го ОПС Pj в общей сумме sDP: idPj = sPj * 100 / sDP, %;

idD – столбец индивидуальных процентных долей информации каждого i-го кода МКБ-10 диагноза Di в общей сумме sDP: idDi = sDi * 100 / sDP, %;

ndP – строка накопленной процентной доли информации каждого j-го ОПС Pj:

ndPj = idPj, % для j = 1; ndPj = idPj-1 + idPj, % для j = 2. n;

ndD – столбец накопленной процентной доли информации каждого i-го кода МКБ-10 диагноза Dj в общей сумме диагнозов sDP:

ndDi = idDi, % для i = 1; ndDi = idDi-1 + idDi, % для i = 2. m.

Матричная информационная модель исследования

Источник

Диагностика психического и физического здоровья учащихся

Дорохова Л. Н., Абрамова И.Б.

В нашей школе уже второй год работает валеологическая служба. Актуальность создания валеологической службы заключается в том, что ее работа ориентирована на решение проблем, устранение которых может дать максимально возможный эффект оздоровления учащихся.

По данным многих исследований основными причинами, приводящими к ухудшению детского здоровья, являются:

  • резкое ухудшение экологической обстановки. Предельно допустимая концентрация вредных веществ в воздухе, воде, почве, продуктах питания превышает нормативные показатели в несколько раз, некоторые из них обладают онкогенной активностью, снижают иммунитет, влияют на генетический аппарат, изменяя тем самым наследственность;
  • снижение минимального уровня жизни многих жителей, что привело к уменьшению требования к составу, качеству пищевых продуктов. Несбалансированность питания, излишнее употребление углеводистой пищи, как наиболее дешевой, способствует развитию ожирения, болезням обмена веществ, сахарного диабета, кариеса и др.;
  • недостаточность этического и эстетического воспитания, что является главной причиной бескультурья, приобщение молодежи к алкоголю, курению, безразличие к жизни.
  • Резкое ухудшение качества медицинского обслуживания.

Главной «отдушиной» в жизни ребенка, жаждущего общения, нередко становится «экранный мир» — многочасовое сидение у экранов телевизора или компьютера. Это приводит к росту заболеваний глаз, нарушениям опорно-двигательного аппарата. Результатом гиподинамии являются многие заболевания, расстройства органов пищеварения и т.д.

Результаты обследования школьников показывают, что на сегодняшний день около 57,3% учащихся нашей школы имеют нарушения нервной системы (страдают головными болями, головокружением, нарушением сна, испытывают слабость, наблюдается повышенная утомляемость, слезливость);

39,8% имеют изменения сердечно-сосудистой системы (в том числе 13%-ВСД);

31,2% — заболевания дыхательной системы (из них 9,8%-больны бронхиальной астмой);

29,6% школьников страдают частыми болями в животе; 29,5%- имеют нарушения мочевыделительной системы, 22% детей состоят на учете у окулиста; 20%- имеют нарушение осанки.

В основной группе физической культурой занимаются всего 22% учеников, в подготовительной группе — 66%, 13% — в спец. группе (см. рис. 1).

Рис.1. Диаграмма состояния здоровья учащихся школы

Пояснения к гистограмме:

1 – нарушения нервной системы

2 – нарушения сердечно – сосудистой системы

3 – нарушения дыхательной системы

4 – нарушение функций желудочно–кишечного тракта

5 – нарушения мочеполовой системы

6 – нарушение зрения

7 – нарушения осанки

Для наглядности приведем диаграмму, отражающую состояние здоровья в гимназическом классе 7 «в». (см. рис. 2).

Рис.2. Диаграмма заболеваемости учащихся в гимназическом классе 7 «в».

Пояснение к диаграмме:

1-7 – факторы, характеризующие состояние нервной системы: головные боли, слезливость, слабость, утомляемость после школы, нарушение сна, повышенная потливость, головокружения, обмороки.

8-9 – факторы, характеризующие состояние сердечно-сосудистой системы: боли в сердце, повышенное давление.

10-12 – факторы, характеризующие состояние дыхательной системы: насморк, кашель, потеря голоса.

13-19 – факторы, характеризующие состояние пищеварительной системы: боли в животе, тошнота, изжога, нарушение стула, были ли желтуха, дизентерия.

20-21 – факторы, характеризующие состояние мочевыделительной системы: боли в пояснице.

Этот анализ был проведен на основе результатов анонимного анкетирования учащихся по проблемам состояния здоровья. Для проведения опроса была разработана специальная анкета. Она интересна тем, что в ней нет медицинских терминов, но в то же время она позволяет получить представление о проявлениях целого ряда заболеваний.

Индивидуально-психологическое развитие учащихся оценивалось по результатам развития памяти и внимания. Были отобраны методики для оценивания уровня развития оперативной и долговременной памяти, оценки произвольного внимания, исследования объема внимания и степени концентрации внимания. Использовались традиционные методики, которые широко известны и имеются во многих сборниках по практической психологии. Результаты обследования представлены на рис. 3.

Индивидуально-психологическое развитие учащихся оценивалось по результатам развития памяти и внимания. Были отобраны методики для оценивания уровня развития оперативной и долговременной памяти, оценки произвольного внимания, исследования объема внимания и степени концентрации внимания. Использовались традиционные методики, которые широко известны и имеются во многих сборниках по практической психологии. Результаты обследования представлены на рис. 3.

По результатам этого обследования (за два года) можно сделать вывод о положительной динамике развития памяти и внимания у школьников.

Диагностика уровня комфортности проводилась по методике Филлипса. Эта диагностика проводилась в школе впервые. По данной методике определялась общая тревожность (1), переживание стресса (2), страх самовыражения (3), страх ситуации проверки знаний (4), страх несоответствия ожиданиям окружающих (5), сопротивляемость стрессу (6), проблемы и страхи в отношениях с учителями (7) (см. рис. 4).

Рис. 4. Диаграмма уровня тревожности школьников

Данные изучения уровня тревожности учащихся показывают, что далеко не все дети чувствуют себя уютно в школе. Так, например, больше половины учащихся испытывают трудности в общении с одноклассниками и учителями, имеют проблемы в самовыражении.

Для изучения сферы мотивации школьников были выделены следующие мотивы:

— широкие социальные мотивы,

— узкие социальные мотивы

Уровень развития мотивов учебной деятельности школьников представлен на рис. 5.

Рис. 5. Диаграмма развития мотивов учебной деятельности учащихся

Анализ мотивов учебной деятельности в гимназическом классе показывает возрастание значения широких социальных мотивов («Я учусь потому, что в наше время учатся все». «Я учусь для того, чтобы подготовиться к будущей профессии») и мотивации содержания («Учусь потому, что нравится узнавать новое», «. потому, что хочу больше знать»).

Уровень воспитанности учащихся оценивался по методике Н. П. Капустина. Для выявления уровня воспитанности учащиеся оценивались классным руководителем, родителями и самим учеником.

Результаты обследования по всем методикам заносятся в карту индивидуального развития ученика (см. табл. 1). Эти данные используются в рамках реализации индивидуального подхода к каждому ребенку с целью учета его особенностей и состояния здоровья, а также для оптимизации учебного процесса. Такие карты заведены для учащихся 5-х и 9-х и гимназических классов, классов. Результаты исследования и их применение в практике работы школы обсуждаются на малых педсоветах.

Таблица 1. Карта индивидуального развития ученика

Источник

Читайте также:  Гороскоп здоровья для козерога 2021
Adblock
detector