«Здоровье — психофизическая гармония»
консультация по теме
Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Кроме того, серьезной задачей является и обеспечение максимально высокого уровня реального здоровья воспитанников детских садов, воспитание валеологической культуры для формирования осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни как собственных, так и других людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsul._zdorove.odt | 15.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида №13
на тему: «Здоровье — психофизическая гармония»
воспитатель Гуляева В.Б.
Человек – сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное и ответственное отношение человека к здоровью как к общественной ценности. Бесспорно, что уровень и продолжительность жизни человека, а также состояние его здоровья во многом определяется моделью поведения, формируемой в детстве. И одной из сторон данного процесса должно явиться формирование культуры здоровья, как части общей культуры человека – осознание здоровья, как жизненно важной ценности, воспитание ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и природной среды. Люди являются частью природы. Мы все отвечаем за то, чтобы природа сохранилась везде на нашей планете: в лесу – куда мы ходим отдыхать; в реке – где мы плаваем: в городе – где мы живём. Мы должны заботиться и о себе, своём здоровье, окружающих людях, чистоте воздуха и воды. Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь – это важное слагаемое человеческого фактора. По определению Всемирной организации здравоохранения (B03) «здоровье – это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Здоровье это совокупность ресурсов человека: физических, функциональных, психических и психоэмоциональных. Здоровый и духовно развитый человек счастлив – он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самоусовершенствованию, достигая неувядающей молодости духа и внутренней красоты. Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность, не позволяя «душе лениться». Такие словосочетания, как «здоровье сберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы всех педагогов образовательной структуры, начиная от дошкольных учебных учреждений. Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Эту задачу нужно решать с самых ранних лет жизни ребенка, решать системно и сообща. Проблема оздоровления детей это не проблема одного дня и одного человека, а целенаправленная и систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок. Концепции дошкольного воспитания сказано о том, что именно «в дошкольном возрасте закладываются фундамент здоровья, происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, формируются движения, осанка, преображаются физические качества; вырабатываются начальные гигиенические навыки и навыки самообслуживания; приобретаются привычки, представления, черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни». Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе, но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно. Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни. Дошкольный период характеризуется интенсивным формированием организма детей, их опорно-двигательного аппарата. В этом возрасте закладывается фундамент здоровья ребенка. Вся работа в детском саду должна быть пронизана заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии. Пути достижения физического и психологического здоровья ребенка не сводятся к узкопедагогическим средствам физического воспитания и медицинским мероприятиям. Они должны проходить через всю организацию жизни детей в детском саду, организацию предметной и социальной среды, режима и разных видов детской деятельности, учета возрастных и индивидуальных особенностей. Нельзя решать ребенка естественной активности, загоняя ее лишь в рамки специальных физкультурных занятий. Необходимо развивать двигательную активность детей на прогулке, в подвижных, спортивных играх, самостоятельной двигательной деятельности, используя возможности оборудования на участке детского сада, оборудования в групповых комнатах и спортивного зала. Возвращаясь к вопросу понимания здоровья, хотелось бы вспомнить профессора Г. Сигериста: «Здоровье – не значит просто отсутствие болезней; это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека». Замечательные слова подтверждают то, что нельзя определить здоровье ребенка только измерением его роста и веса, или количеством дней, пропущенных по болезни. Вопрос не простой, и не раз исследователи обратились за его решение. И пришли к выводу: без физкультуры никак не обойтись. Любое нарушение комфортного состояния ребенка обязательно проявиться в его двигательной деятельности. В проблеме приобщения детей к здоровому образу жизни нельзя не отметить важность взаимодействия с семьей. «Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность» В. А. Сухомлинский Детский сад и семья – вот две основные социальные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей. Наличие здорового будущего завтра – это постоянная забота о физическом, психологическом и социальном благополучии ребенка сегодня!
В детском саду у ребенка может появиться серьезный внутренний конфликт в случае конфликтных отношений со сверстниками. Внутренний конфликт вызывается противоречиями между требованиями других людей и возможностями ребенка, нарушает эмоциональный комфорт, тормозит формирование личности.
Рекомендации по поддержанию у ребенка психического здоровья:
1) Поддерживать у ребенка положительную самооценку. Не бывает плохих детей, бывают неадекватные поступки. Каждый ребенок талантлив, надо лишь во время заметить этот талант и дать ему проявиться.
2) Содействовать эмоциональному благополучию. В хорошем эмоциональном состоянии человек успешно преодолевает различные препятствия.
3) Помочь ребенку осознавать свои поступки. Ребенку необходимо помочь познать свои эмоции через проговаривание его состояния: «Я вижу, что ты поссорился с Димой и тебе сейчас плохо, потому что ты злишься на него».
4) Помочь ребенку контролировать эмоции и управлять ими. Это может быть переключение внимания ребенка, разговор с ним о его недовольстве, рисование страхов и уничтожение рисунка. В трудных случаях стоит обратиться к психологу.
5) Помочь ребенку управлять своим временем, поведением. Давать ребенку право выбора, чем ему заниматься, научить его планировать свое время.
Источник
Укрепление психофизического здоровья дошкольников средствами физического воспитания
Наталья Глотова
Укрепление психофизического здоровья дошкольников средствами физического воспитания
В условиях детских дошкольных учреждений воспитывается более 80% детей в возрасте от 3 до 7 лет. Именно в этом возрасте формируются психологические особенности ребенка и развиваются интеллектуальные и физические возможности личности. В этот период в организме ребенка при неблагоприятных условиях происходят значительные изменения, приводящие в последующие годы к развитию хронических заболеваний. Вместе с тем более 30% детей дошкольного и младшего школьного возраста относятся к категории часто болеющих. Снижение уровня двигательной активности дошкольников в первую очередь зависит от состояния здоровья, что, так или иначе, сказывается на их развитии.
При ежегодных медицинских осмотрах выявляется значительное число детей, имеющих нарушения осанки, плоскостопие, недостаточное физическое развитие. Между тем в период интенсивного роста и развития ребенка ведущей системой развивающегося организма является костно-мышечная, а все остальные развиваются в прямой зависимости от нее. Процессы жизнедеятельности детского организма, прежде всего, зависят от двигательной активности, т. е. чем активнее работают мышцы, тем более жизнеспособен человек. Движение — это путь не только к здоровью, но и к интеллекту. Правильно организованное физическое воспитание способствует развитию у детей логического мышления, памяти, инициативы, воображения и самостоятельности. Дети становятся более внимательными и наблюдательными, более дисциплинированными. У них укрепляется воля, вырабатывается характер.
В современных условиях необходим комплексный подход к проблеме здоровья детей: совместная слаженная работа педагогов, врачей, психологов. Один из путей решения этой проблемы — разработка и внедрение комплексных оздоровительных программ. В работе с детьми очень важен их интерес к занятиям физической культурой.
Дошкольники с нарушениями в психофизическом развитии испытывают затруднения при освоении некоторых или всех разделов программы детского сада.
Психофизическое развитие включает в себя показатели моторного, сенсорного развития и интеллекта. В процессе развития и обучения детей в ДОУ происходит постоянное совершенствование сенсорных и моторных функций. Сенсорные реакции становятся более дифференцированными и носят избирательный характер. Двигательная активность в этом возрасте приобретает особое значение для общего физического развития ребенка.
Психофизические качества ребенка включают в себя такие понятия, как сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость. В настоящее время среди специалистов в области физического воспитания широко обсуждаются вопросы формирования психофизических качеств ребенка. Их развитие — важная задача физического воспитания. Анализ специальной литературы свидетельствует, что проблема физического развития ребенка в значительной мере определяется развитием его двигательных качеств в разные периоды детства, которые пока еще недостаточно изучены. Психофизические качества представляют собой проявления двигательных возможностей человека, которые во многом зависят от его врожденных анатомо-физиологических, биохимических, психологических особенностей. Но при этом нельзя не учитывать тот факт, что под влиянием систематического, целенаправленного процесса воспитания и обучения можно существенно влиять на развитие этих качеств.
Упражнения, направленные на развитие психофизических качеств, применяются в строгой последовательности, включаются в разные формы двигательной деятельности, в том числе в самостоятельную двигательную деятельность ребенка на прогулке.
Игры и упражнения с мячом имеют большое влияние на психофизическое развитие дошкольников, в частности они развивают ориентировку в пространстве, регулируют силу и точность броска, развивают глазомер, ловкость, быстроту реакции; нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно как для малоподвижных, так и для гипервозбудимых детей. Игры с мячом реализуют очень ценные возможности для развития координации движений и общей моторики тела малыша. Такие важные составляющие развития как общая моторика, пространственное представление, координация, понятия «право-лево» необычайно важны в дошкольном детстве для развития мышления и речи.
О необходимости физического воспитания детей, о роли движения, о его исключительном значении для развития ребенка, и не только физического, но и интеллектуального, и эмоционального написано немало. Но находит свое воплощение в практической деятельности лишь немногих дошкольных учреждений.
Каждая игра или упражнение, физкультурный досуг или праздник – это неотъемлемая часть сложного процесса формирования здорового, всесторонне гармонично физически развитого ребенка.
Рисование двумя руками (Синхронное рисование.)
— Попробуйте рисовать одновременно двумя руками без карандаша в воздухе. Как дирижер без палочки.
Рисование двумя руками: активизирует координацию глаз и рук; развивает ориентацию в пространстве (особенно понятие «левое» — «правое»); расширяет периферийное зрение.
— Собирание пальцами босых ног с пола или ковра небольших предметов и шариков.
Теппинг-тест определяет максимальную частоту движений кисти. Для проведения теста необходимо иметь секундомер, карандаш и лист бумаги, который двумя линиями разделяют на четыре равные части. В течение 10 с в максимальном темпе ставят точки в первом квадрате, затем — 10-секундный период отдыха и вновь повторяют процедуру от второго квадрата к третьему и четвертому. Общая длительность теста — 40 с. Для оценки теста подсчитывают количество точек в каждом квадрате. У тренированных спортсменов максимальная частота движений кисти более 70 за 10 секунд. Снижение количества точек от квадрата к квадрату свидетельствует о недостаточной устойчивости двигательной сферы и нервной системы. Снижение лабильности нервных процессов ступенеобразно (с увеличением частоты движений во 2-м или 3-м квадратах) — свидетельствует о замедлении процессов врабатываемости.
Презентация «Олимпийские игры» Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы правильного.
Туризм для дошколят Недостаточная двигательная активность — гиподинамия — отмечается не только у детей старшего дошкольного возраста, но и у малышей. В первую.
Источник