Укрепление психофизического здоровья дошкольников средствами физического воспитания
Наталья Глотова
Укрепление психофизического здоровья дошкольников средствами физического воспитания
В условиях детских дошкольных учреждений воспитывается более 80% детей в возрасте от 3 до 7 лет. Именно в этом возрасте формируются психологические особенности ребенка и развиваются интеллектуальные и физические возможности личности. В этот период в организме ребенка при неблагоприятных условиях происходят значительные изменения, приводящие в последующие годы к развитию хронических заболеваний. Вместе с тем более 30% детей дошкольного и младшего школьного возраста относятся к категории часто болеющих. Снижение уровня двигательной активности дошкольников в первую очередь зависит от состояния здоровья, что, так или иначе, сказывается на их развитии.
При ежегодных медицинских осмотрах выявляется значительное число детей, имеющих нарушения осанки, плоскостопие, недостаточное физическое развитие. Между тем в период интенсивного роста и развития ребенка ведущей системой развивающегося организма является костно-мышечная, а все остальные развиваются в прямой зависимости от нее. Процессы жизнедеятельности детского организма, прежде всего, зависят от двигательной активности, т. е. чем активнее работают мышцы, тем более жизнеспособен человек. Движение — это путь не только к здоровью, но и к интеллекту. Правильно организованное физическое воспитание способствует развитию у детей логического мышления, памяти, инициативы, воображения и самостоятельности. Дети становятся более внимательными и наблюдательными, более дисциплинированными. У них укрепляется воля, вырабатывается характер.
В современных условиях необходим комплексный подход к проблеме здоровья детей: совместная слаженная работа педагогов, врачей, психологов. Один из путей решения этой проблемы — разработка и внедрение комплексных оздоровительных программ. В работе с детьми очень важен их интерес к занятиям физической культурой.
Дошкольники с нарушениями в психофизическом развитии испытывают затруднения при освоении некоторых или всех разделов программы детского сада.
Психофизическое развитие включает в себя показатели моторного, сенсорного развития и интеллекта. В процессе развития и обучения детей в ДОУ происходит постоянное совершенствование сенсорных и моторных функций. Сенсорные реакции становятся более дифференцированными и носят избирательный характер. Двигательная активность в этом возрасте приобретает особое значение для общего физического развития ребенка.
Психофизические качества ребенка включают в себя такие понятия, как сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость. В настоящее время среди специалистов в области физического воспитания широко обсуждаются вопросы формирования психофизических качеств ребенка. Их развитие — важная задача физического воспитания. Анализ специальной литературы свидетельствует, что проблема физического развития ребенка в значительной мере определяется развитием его двигательных качеств в разные периоды детства, которые пока еще недостаточно изучены. Психофизические качества представляют собой проявления двигательных возможностей человека, которые во многом зависят от его врожденных анатомо-физиологических, биохимических, психологических особенностей. Но при этом нельзя не учитывать тот факт, что под влиянием систематического, целенаправленного процесса воспитания и обучения можно существенно влиять на развитие этих качеств.
Упражнения, направленные на развитие психофизических качеств, применяются в строгой последовательности, включаются в разные формы двигательной деятельности, в том числе в самостоятельную двигательную деятельность ребенка на прогулке.
Игры и упражнения с мячом имеют большое влияние на психофизическое развитие дошкольников, в частности они развивают ориентировку в пространстве, регулируют силу и точность броска, развивают глазомер, ловкость, быстроту реакции; нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно как для малоподвижных, так и для гипервозбудимых детей. Игры с мячом реализуют очень ценные возможности для развития координации движений и общей моторики тела малыша. Такие важные составляющие развития как общая моторика, пространственное представление, координация, понятия «право-лево» необычайно важны в дошкольном детстве для развития мышления и речи.
О необходимости физического воспитания детей, о роли движения, о его исключительном значении для развития ребенка, и не только физического, но и интеллектуального, и эмоционального написано немало. Но находит свое воплощение в практической деятельности лишь немногих дошкольных учреждений.
Каждая игра или упражнение, физкультурный досуг или праздник – это неотъемлемая часть сложного процесса формирования здорового, всесторонне гармонично физически развитого ребенка.
Рисование двумя руками (Синхронное рисование.)
— Попробуйте рисовать одновременно двумя руками без карандаша в воздухе. Как дирижер без палочки.
Рисование двумя руками: активизирует координацию глаз и рук; развивает ориентацию в пространстве (особенно понятие «левое» — «правое»); расширяет периферийное зрение.
— Собирание пальцами босых ног с пола или ковра небольших предметов и шариков.
Теппинг-тест определяет максимальную частоту движений кисти. Для проведения теста необходимо иметь секундомер, карандаш и лист бумаги, который двумя линиями разделяют на четыре равные части. В течение 10 с в максимальном темпе ставят точки в первом квадрате, затем — 10-секундный период отдыха и вновь повторяют процедуру от второго квадрата к третьему и четвертому. Общая длительность теста — 40 с. Для оценки теста подсчитывают количество точек в каждом квадрате. У тренированных спортсменов максимальная частота движений кисти более 70 за 10 секунд. Снижение количества точек от квадрата к квадрату свидетельствует о недостаточной устойчивости двигательной сферы и нервной системы. Снижение лабильности нервных процессов ступенеобразно (с увеличением частоты движений во 2-м или 3-м квадратах) — свидетельствует о замедлении процессов врабатываемости.
Презентация «Олимпийские игры» Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы правильного.
Туризм для дошколят Недостаточная двигательная активность — гиподинамия — отмечается не только у детей старшего дошкольного возраста, но и у малышей. В первую.
Источник
Психологическое здоровье дошкольников в ДОУ
Ольга Попкова
Психологическое здоровье дошкольников в ДОУ
В современных условиях развития общества проблема психологического здоровья детей является актуальной, как никогда ранее. Социальные перемены, которые происходят в обществе, накладывают свой отпечаток на страны, народы и каждого человека в отдельности. Разные люди совершенно по-разному относятся к тем или иным переменам и преобразованиям.
Ребенок постигает мир через нас, взрослых и от нас зависит насколько легко он войдет в этот сложный мир. Психологическое здоровье является очень важным условием полноценного развития дошкольника. Целью практической психологической работы с детьми должно быть психическое здоровье ребенка. Что же включает в себя понятие «психологическое здоровье»? Этот термин в научный лексикон был введен И. В. Дубровиной, которая считает, что психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития и функционирования человека в процессе его жизнедеятельности. Использование термина «психологическое здоровье» подчеркивает неразделимость телесного и физического в человеке, необходимость того и другого для полноценного функционирования. В качестве примера можно взять исследования Джюэтта, который изучал психологические характеристики людей, благополучно доживших до 80-90 лет. Оказалось,что всем этим людям характерны такие качества: эмоциональное спокойствие, оптимизм, самодостаточность, способность радоваться, умение адаптироваться к сложным ситуациям.
Психологическое здоровье ребенка формируется при взаимодействии внутренних и внешних факторов. Основным условием нормального психосоциального развития признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или воспитателей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, осуществляют необходимое наблюдение за ребенком, играют и беседуют с ним, поддерживают дисциплину. Ребенку нужно предоставлять больше независимости и самостоятельности.
Одним из важных условий укрепления психического здоровья детей в ДОУ является система специальных психолого-педагогических коррекционных занятий, целью которых является обучение положительному самоотношению и принятию других людей, обучение рефлексивным умениям, а так же формирование потребности в саморазвитии.
С целью сохранения и укрепления психического здоровья дошкольников в нашем детском саду я провожу коррекционно-развивающие занятия. В основе данных занятий лежит программа групповых занятий с дошкольниками, разработанная О. В. Хухлаевой, О. Е. Хухлаевым и И. М. Первушиной, изложенная в книге «Тропинка к своему Я». Согласно данной программе дети младшего дошкольноговозраста на занятиях знакомятся с различными чувствами: полезными и вредными, говорят о том какие чувства живут в природе, какие чувства приводят к ссоре, учатся жалеть обиженного, учатся мириться. Дети среднего дошкольного возраста на занятиях учатся любить свою семью, учатся не драться, не обзывать других, управлять своими чувствами. Старшие дошкольники говорят на занятиях о дружбе, о том, кто же такой настоящий друг, о том, как можно изменить чувства другого человека, о том, что школа – это трудный и радостный путь к знаниям.
Занятия включают в себя коммуникативные, психогимнастические, ролевые игры, игры направленные на развитие произвольности, терапевтические сказки. На занятиях дети с удовольствием принимают участие в играх, слушают сказки. Использование сказок в работе с детьми имеет большое значение. Ведь именно сказка так близка и понятна маленькому ребенку, с ее помощью он может поставить себя на место героя, и найти выход из той или иной затруднительной ситуации. В сказках поднимаются важные проблемы для детского мировосприятия, в них дети находят отголоски своей собственной жизни. Сказки дают детям множество вариантов выхода из различных жизненных ситуаций, а так же они рождают у ребенка ощущение, что взрослые его понимают и готовы ему помочь. Ролевые игры обеспечивают необходимое ролевое развитие ребенка. С помощью психогимнастических упражнений дети изучают различные эмоции, что помогает им преодолевать барьеры в общении, лучше понимать себя и других.
Дети 3-4 лет на занятиях с помощью картинок знакомятся с такими чувствами, как злость, радость, страх. Затем мы вместе с детьми показываем эти чувства руками, пальчики прыгают по столу – радуются, толкают, кусают друг друга – злятся, сжимаются в кулачки и дрожат – боятся. Очень нравится детям упражнение «Пожалей птичку». Один из детей превращается в птичку, у которой болит крылышко. Старается показать, как он грустит. Я предлагаю ребятам пожалеть птичку. Все подходят и жалеют птичку, гладят ее и говорят «Птичка Маша – хорошая».
На занятии со старшими детьми проводилась игра «Мы потерялись». Я просила детей представить, что они потерялись в глухом лесу и очень испугались. И тут появляется страшная Баба Яга (ведущий). Куда детям деваться?Они просят ее: «Покажи, куда нам надо идти?»А Баба Яга отвечает: «Ладно, покажу, если вы скажите, в чем каждый из вас самый-самый». Далее ребенок называет вслух какое-либо свое хорошее качество. В начале этой игры некоторые дети затруднялись говорить свои хорошие качества. Но когда мы поиграли в эту игру несколько раз, это уже не вызывало у детей затруднений.
Результативность данных занятий отслеживается в системном мониторинге сопровождения детей. Анализ диагностических исследований показал, что признаки агрессивности снизились у 15% детей, внимание у гиперактивных детей улучшилось на 18%, тревожность снизилась на 9% .
Таким образом, данные занятия способствуют сохранению и укреплению психического здоровья детей, что является одной из важнейших задач в работе психолога ДОУ.
Психологическое здоровье ребенка. Психогимнастика в детском саду Инновационный педагогический опыт Фадеевой Оксаны Александровны по теме «Психологическое здоровье ребенка. Психогимнастика в детском саду».
Инновационный педагогический опыт «Психологическое здоровье ребенка. Психогимнастика в детском саду» «Дети святы и чисты. Нельзя делать их игрушкою своего настроения» Антон Павлович Чехов. Актуальность. «Здоровье – это состояние полного.
Консультация для родителей «Эмоциональное здоровье дошкольников» Жизнь без эмоций также невозможна, как и без ощущений. Что же такое эмоциональное здоровье дошкольников? Эмоциональное здоровье напрямую.
Консультация «Психологическое здоровье дошкольника» Одной из главных задач ДОУ и семьи является охрана нервно-психического здоровья детей. Укрепление нервной системы ребенка посредством создания.
«Оздоравливающее воздействие работы с солёным тестом на психологическое здоровье ребёнка». В помощь педагогам-психологам Оздоравливающее воздействие работы с солёным тестом на психологическое здоровье ребёнка. Целительное влияние пшеничных зёрен, муки, соли,.
Психологическое сопровождение дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи. Важно, чтобы каждый ребёнок перед поступлением в школу имел равные стартовые возможности – это является воплощением идеи гуманистического.
Консультация для родителей «Психологическое здоровье детей дошкольного возраста» Психологическое здоровье является необходимым условием функционирования и развития ребенка в процессе его жизнедеятельности; Оно представляет.
«Здравствуйте, дети». Психологическое здоровье дошкольников. Планирование тематической недели Понедельник «Вежливость на каждый день» Цели: — обучить детей употреблять слова-приветствия, произносить их с соответствующей интонацией;.
Семинар-практикум для педагогов «Влияние игры на психологическое здоровье ребенка» Семинар-практикум для педагогов на тему: «Влияние игры на психологическое здоровье ребенка» Цель: расширение знаний педагогов об особенностях.
Консультация «Здоровье дошкольников» ЗДОРОВЬЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ««Здоровье – это главное жизненное благо», — так гласит народная мудрость. Здоровый, крепкий и развитый ребёнок.
Источник