Психофизический потенциал состояние здоровья
Реформирование высшей школы (интеграция образовательной системы в мировое образовательное пространство с введением новой трехуровневой модели высшего образования, новшества в системе оценки знаний и т.д.) на фоне социально-экономических катаклизмов предъявляет повышенные требования к компенсаторно-приспособительным механизмам организма, как студентов, так и преподавателей [4, 10, 11].
Исследование способностей конкретных лиц к достижению состояния истинной (физиологической) адаптации к учебно-профессиональной деятельности или, наоборот, изучение компенсаторно-приспособительных реакций у лиц с неустойчивой или неудовлетворительной адаптацией необходимо и актуально в контексте проблем, связанных с сохранением здоровья и профессионального долголетия участников образовательного процесса, как наиболее активной творческой части нации.
Известно, что при взаимодействии и взаимовлиянии психологических и физиологических компонентов приспособительных реакций формируется многоуровневая функциональная система адаптации. Вклад, который вносит каждый из этих компонентов, определяется соотношением двух целей адаптации — сохранности гомеостаза и выполнения задач деятельности [2, 1, 8]. Течение и конечный эффект адаптационного процесса определяется, в основном, величиной «психофизиологического потенциала индивида» [2, 6]. В настоящий момент проводятся комплексные исследования, посвященные изучению различных аспектов формирования, нарушения и коррекции психофизиологической адаптации участников образовательного процесса в высшей медицинской школе [13, 12, 14].
Данная статья является результатом работы, выполненной в том же направлении, в ней предпринята попытка классифицировать участников образовательного процесса высшей школы на основании их психофизиологического потенциала, и предложена математическая модель диагностики их психофизиологических резервов адаптации.
Материалы и методы исследования
В исследовании приняли участие 137 преподавателей (102 женщины и 35 мужчин) и 219 студентов (135 девушек и 84 юношей) 1-6 курсов медицинской академии.
Каждый участник исследования характеризовался определенным психофизиологическим потенциалом (или психофизиологическими резервами адаптации), который оценивали по уровню функциональных возможностей центральной нервной системы, произвольному вниманию и рабочей памяти (данный выбор обусловлен их профессиональной значимостью). Функциональное состояние центральной нервной системы определяли по тестам простая зрительно-моторная реакция и сложная зрительно-моторная реакция [9]. Уровень произвольного внимания — с помощью модификации методики «Числовой квадрат» [15]. Уровень рабочей памяти — с помощью теста «Оперативная память» [15]. Все методики были реализованы в компьютерной психодиагностической системе «PDS» (Россия, г. Москва). Таким образом, каждый объект исследования характеризовался определенным набором признаков, представляющих собой характеристику психофизиологического потенциала и выраженных через количество точных реакций, быстродействие (по среднему времени реагирования) и стабильность (по среднему квадратичному отклонению) реакции по времени по каждому тесту.
С целью углубления знаний о состоянии психофизиологической адаптации участников образовательного процесса в высшей школе проводили классификацию объектов исследования (студентов и преподавателей) с учетом признаков, отражающих их психофизиологический потенциал (или психофизиологические резервы адаптации). Для этого использовали метод многомерной статистики — кластерный анализ. Кластерный анализ позволяет открыть в данных ранее неизвестные закономерности, которые практически невозможно исследовать другими способами, и представить их в удобной для пользователя форме [5]. Это математический метод анализа, применяющийся в рамках Data Mining («Добыча данных») и использующий подход к анализу информации, который основывается на поиске полезных знаний в «сырых данных». Кластеризация служит для объединения больших объемов данных в группы (кластеры), элементы внутри этих групп имеют больше «сходства» между собой, чем между элементами соседних кластеров [7]. В работе использовали итерационный методов кластеризации — метод k-средних Мак-Кина.
Проверка гипотезы о возможности классификации исследуемого множества объектов, с последующей вероятностной оценкой этой классификации осуществлялась с применением другого метода многомерной статистики — дискриминантного анализа [16]. Кроме того использовали дискриминантный анализ, чтобы провести непосредственно процедуру диагностики, то есть отнести новый объект, характеризующийся значениями выделенных признаков, к одной из сформированных групп (кластеров) [3]. При определении групповой принадлежности объекта использовали линейные классификационные функции. Суть первого процесса заключается в следующем: на основании исходных данных составляется набор из n классификационных функций, каждая из которых представляет собой оценку принадлежности объекта к определенной группе. В итоге объект относят к той группе, значение классификационной функции которой оказывается наибольшим.
Все вычисления произведены стандартными методами с помощью компьютерной системы анализ данных «Statistica»версия 6 (StatSoft, Inc., 2001, США).
Результаты и их обсуждение
В результате кластерного анализа при помощи предварительно определенных психофизиологических параметров сформировали группы наблюдений. Члены одной группы (одного кластера) обладали схожими проявлениями параметров, а члены разных групп различными. Было выявлено три группы участников образовательного процесса. Первая группа, характеризовалась наиболее оптимальным психофизиологическим состоянием по исследуемым параметрам (функциональному состоянию центральной нервной системы, уровню произвольного внимания и рабочей памяти). Участники образовательного процесса, отнесенные к этой группе, показали достоверно наилучшие результаты при выполнении предложенных тестов: наибольшее быстродействие (по среднему времени реакции), стабильность, устойчивость (по среднему квадратичному отклонению) и достаточно высокая безошибочность (по доле точных реакций).
Вторая группа характеризовалась достоверно самым низким уровнем функциональной активности центральной нервной системы (с преобладанием процессов торможения в коре) и показала наихудшие результаты по быстродействию и стабильности (устойчивости) при выполнении тестов. Выявленные особенности указывали на наличие утомления у лиц данной группы.
Обследуемые третьей группы на фоне достаточно высокого уровня функциональных возможностей центральной нервной системы при выполнении психофизиологических тестов совершали наибольшее количество ошибочных действий, что можно объяснить повышенным эмоциональным тонусом и низкой стрессоустойчивостью.
На следующем этапе работы, используя дискриминантный анализ, из всей группы психофизиологических параметров, характеризующих объекты исследования, отобрали наиболее информативные. Информативность параметров, оценивали по F — критерию Фишера. В модель включались психофизиологические параметры с уровнем значимости по F — критерию: р≤0,05. Наиболее информативными оказались следующие психофизиологические параметры (с уровнями значимости р≤0,05): среднее время простой зрительно-моторной реакции (PZM_MO), уровень безошибочности при выполнении сложной зрительно-моторной реакции (SZM_E0), среднеквадратичное отклонение времени сложной зрительно-моторной реакции (SZM_SKO), уровень безошибочности при выполнении теста на произвольное внимание (ATT_E0), среднеквадратичное отклонение времени реакции при выполнении теста на произвольное внимание (ATT_SKO), уровень безошибочности при выполнении теста на рабочую память (MEM_E0), среднее время реакции при выполнении теста на рабочую память (MEM_MO).
Следующий этап работы заключался в определении коэффициентов для линейных классификационных функций. Искомые линейные классификационные функции с учетом определенных коэффициентов, будут выглядеть следующим образом:
После построения линейных классификационных функций возможно непосредственное решение диагностической задачи. Для этого каждому новому объекту рассчитывают все три линейные классификационные функции (ЛФК1, ЛФК2, ЛФК3) по формулам, представленным выше. Объекта относят к той группе, для которой линейно классификационная функция принимает максимальное значение, например если ЛКФ1>ЛКФ2>ЛКФ3, то обследуемого по психофизиологическому состоянию относят к первой выделенной группе.
В заключении предоставим вероятностную оценку созданной модели. Полученная модель статистически значима (λ=0,253, F=32,49, p≤10 -4 ) и позволяет правильно определить групповую принадлежность для 84,8% объектов. Лучше всего диагностируются объекты второй группы. Так относительная частота правильного отнесения объектов обучающей матрицы наблюдений ко второй группе составила 91,16%. Объекты первой и третьей группы диагностируются приблизительно одинаково (соответственно 79,0% и 80,2%).
Выводы
Полученные различия и сходства объектов разных групп могут стать базой для осмысления происходящих компенсаторно-приспособительных реакций, выяснения их механизмов и для формирования необходимых корректирующих мероприятий.
- Агаджанян Н. А., Руженкова Ю. И., Старшинов В.П., Ермакова Н. В. и др. Особенности адаптации сердечно-сосудистой системы юношеского организма //Физиология человека. — 1997. — Т. 23. — № 1. — С. 93-97.
- Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. — Л., 1988. — 270 с.
- Боровиков В.П. Statistica. Искусство анализа данных на компьютере: Для профессионалов. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2003. — 688 с.
- Гуревич Л.Я. Системные реформы высшего образования в Казахстане: исторические уроки в свете мирового опыта. — Алматы: Экономика, 1999. — 104 с.
- Дюран Б., Оделл П. Кластерный анализ. М.: Статистика, 1977. — 128 с.
- Зараковский Г. М., Медведев В. И., Казакова Е. К. Психологические и физиологические проявления процесса адаптации населения России к новым социально-экономическим условиям //Физиология человека. — 2007. — Т. 33. — № 1 . — С. 5-14.
- Мандель И.Д. Кластерный анализ. — М.: Финансы и статистика, 1988. — 176 с.
- Медведев В.И. Взаимодействие физиологических и психологических механизмов в процессе адаптации. //Физиология человека. — 1998. — Т. 24. — №4. — С. 7-13.
- Методы исследования в физиологии военного труда. Руководство. — М.: Военное издательство, 1993. — 240 с.
- Нарибаев К.Н. Проблемы реформирования высшего образования в Казахстане в условиях глобализации. — Алматы: Институт Экономики МОН РК, 2007. -176 с.
- Практикум по психофизиологической диагностике: Учеб. пособие / Э.М. Казин, Н.Г. Блинова, Л.Н. Игишева и др. — М.: Владос, 2000. — 127 с.
- Сорокина М.А. Показатели вариабельности ритма сердца в оценке уровня адаптации преподавателей высшей школы //Наука и здравоохранение. — 2008. — № 2 — С. 110-115;
- Сорокина М.А. Состояние психофизиологических резервов адаптации у преподавателей //Гигиена, эпидемиология және иммунобиология. — 2008. — №2(36). — С.185-189;
- Сорокина М.А., Талалаев А.А., Миннибаев Т.Ш. Особенности психофизиологических резервов адаптации у студентов старших курсов высшей медицинской школы //I Конгресс Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья. — М.: Изд. НЦЗД РАМН. — 2008. — С. 164.
- Энциклопедия психологических тестов. Темперамент, характер, познавательные процессы. — М.: ООО «Издательство АСТ», 1997. — 256 с.
- Юнкеров В.И., Григорьев С.Г. Математико-статистическая обработка данных медицинских исследований. — Спб.: ВМедА., 2002. — 266с.
Источник
Ближайшие тренинги
Новости синтона
Новое на сайте
Подпишитесь
на нашу рассылку!
Психология здоровья личности
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Психология здоровья: новое научное понятие
Тема 1.1. Предназначение, цели и задачи психологии здоровья личности
«Здоровье даруется нам вместе с жизнью, как обычная функция или принадлежность — как дыхание, пищеварение, кровообращение, экскреция и т.д. Может быть, поэтому никто и не думает о здоровье, пока его не потеряет. Здоровье подчиняется общим законам, царящим во Вселенной, без знания и соблюдения которых жизнь невозможна. Поэтому каждый из нас обязан усвоить хотя бы то, что известно науке о человеке и его здоровье» [Майя Гогулан].
Поскольку человеческая жизнь является Высшей ценностью общества, то совокупность свойств, качеств, состояний человека есть ценность не только самого человека, но и общества. Именно это превращает здоровье индивида в общественное богатство.
Всестороннюю полноту человеческой жизни как непреходящей ценности обуславливает здоровье, и наслаждение жизнью предполагает наличие здоровья. Ценность человеческой жизни является абсолютной, так как жизнь — это единственное условие и критерий существования любой другой ценности.
В последние годы, как в нашей стране, так и за рубежом, формируется научное направление — ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ. Эта отрасль знаний представляет собой синтез психологии и валеологии и является междисциплинарной наукой, привлекая для решения своих задач психологов, врачей, педагогов, социальных работников, социологов и др.
«Психология здоровья – это наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития»[3].
Психология здоровья как новое научное направление связано с появлением профилактической медицины.
В.А. Ананьев считает, что «главным продуктом психологии здоровья должно стать совершенствование личности, через это — укрепление здоровья и через все вместе взятое — повышение уровня качества жизни» [3].
В.Н.Панкратов, в своей книге «Саморегуляция психического здоровья», указывает на то, что психологическая составляющая — основа здоровья личности: «…если человек научится осознавать и контролировать свое поведение, эмоции, мысли, то он может научиться сохранять и оптимальный вес, гармонизировать семейные и сексуальные отношения, избавляться от привычек, мешающих полноценно жить. Таким образом, путем познания и улучшения психологической составляющей здоровья, мы можем не только предупреждать возникновение болезней, укреплять здоровье, но и совершенствовать и человека, и его здоровье» [22].
Исходя из вышеизложенного, можно определить главную цель психологии здоровья, как «всестороннее совершенствование человека» (личности) [3].
Для достижения этой цели ставятся теоретические и практические задачи, направленные не только на предупреждение развития психической и соматической патологии, но и на общее совершенствование личности.
В.А. Ананьев в книге «Психология здоровья» указывает на то, что «психология здоровья призвана формулировать человеческий способ бытия, определять русло, вектор движения, пространство бесконечного процесса становления человека, формировать «реальный идеал» человека и способствовать его достижению» [3].
Он также отмечает: «Объектом психологии здоровья является, с известной долей условности, «здоровая», а не «больная» личность, из чего следует, что психология здоровья видит в качестве своей задачи то, как делать небольных людей здоровыми» [3].
Одной из основных задач является разработка способов мотивации человека к сохранению, укреплению, и развитию своего здоровья.
«Попутной задачей психологии здоровья является сохранение, укрепление и целостное развитие духовной, психической, социальной и соматической составляющих здоровья» [3].
«Главный принцип развития здоровья не в том, чтобы только иметь крепкое здоровье, а в том, чтобы реализовать с помощью этого здоровья свою миссию» [3].
Н. М. Амосов писал: «Здоровье ради здоровья не нужно, оно ценно тем, что составляет непременное условие эффективной деятельности, через которую достигается счастье» [3].
В.А. Ананьев считает, что « Психология здоровья впитывает в себя все ценное, что помогает человеку возвыситься. Из восточных традиций могут быть заимствованы технические приемы, из христианства — методы духовного взросления человека» [3].
Тема 1.2. «Цветок потенциалов» личности
Психология здоровья делает акцент на важности гармоничного развития всех составляющих человека для достижения полного благополучия.
В.А. Ананьев предлагает учебную программу развития человека «Цветок потенциалов», в которой отражены основные задачи психологии здоровья. Эта программа — система теоретико-практических представлений, связанных между собой общим смыслом, идейными целями и технологиями.
Гармоничное раскрытие потенциалов, формирующих в определенном смысле структуру личности, может диагностироваться как наличие «холистического здоровья», раскрытие же отдельных потенциалов свидетельствует о наличии «фрагментарного здоровья».
Программа символически представлена в виде цветка, каждый лепесток отражает различные аспекты душевного телесного и социального здоровья личности. Каждый потенциал важен сам по себе и влияет на все остальные. Цель практической работы — максимальное раскрытие каждого из этих потенциалов (компетенций личности).
1. Потенциал разума (интеллектуальный аспект здоровья)
Способность человека развивать интеллект и уметь им пользоваться; умение приобретать объективные знания и воплощать их в жизнь.
Данная компетенция содержит в себе основные установки, ценности, убеждения, метафоры жизни, мысли индивида. Развитие данной компетенции относится к умению пользоваться интеллектом. Основная задача состоит в том, чтобы не страдать от собственных знаний, а учится приспосабливать этот инструмент для собственного совершенствования.
2. Потенциал воли (личностный аспект здоровья)
Способность человека к самореализации; умение ставить цели и достигать их, выбирая адекватные средства.
Развитие волевой компетенции включает формирование навыков принятия решений, умения сказать «нет», постоять за себя, определять и нести ответственность за себя, свои действия, свой выбор. Также важно вырабатывать навыки постановки тактических и стратегических целей жизни, соединение целей жизни со смыслом своего существования. Важно научиться не позволять обстоятельствам управлять собой, а самому управлять собой в любых обстоятельствах. Воля — это источник человеческой активности, она помогает раскрытию любого потенциала.
3.Потенциал чувств (эмоциональный аспект здоровья)
Эмоциональная компетентность – это способность человека конгруэнтно выражать свои чувства, понимать и безоценочно соглашаться с чувствами других.
Повышение уровня «эмоционального» интеллекта – это развитие умения «культивировать» собственные чувства, что означает не сдерживание, эмоциональных проявлений, а цивилизованное их выражение.
К данному потенциалу относят способности к осознанию, пониманию, управлению эмоциями.
Обучение способам реализации чувств – важная воспитательная задача, способствующая формированию в целом постоянно эмоционального фона – настроения человека. Гнев, вина, тревога, беспокойство, печаль – все это относится к нормальным человеческим переживаниям. Данные чувства имеют отрицательное значение, когда человек их реализует вовне или внутри, разрушая других или себя.
К развитию данного потенциала относятся способности осознавать и распознавать эмоции, регулировать их, управлять ими.
4. Потенциал тела (физический аспект здоровья)
Способность развивать физическую составляющую здоровья, «осознавать» собственную телесность как свойство своей личности.
Потенциал тела характеризует личность человека на более «грубом» поведенческом уровне, и на уровне интероцептивных ощущений. Телесный интеллект – это тонкая рефлексия, дифференциация в своем теле различных модальностей (визуальных, слуховых, тактильных, обонятельных, вкусовых ощущений) и использование этой способности в повышении уровня культуры питания, занятиях спортом, уровня удовольствия в сексуальных отношениях.
Цели по повышению телесной компетентности: познание своего тела, изучение языка тела – «системы раннего оповещения», развитие умения устранять и контролировать мышечные зажимы, быть устойчивым, гибким, спонтанным; освоение методов психосоматической саморегуляции; получение удовольствия через спорт, танцы, секс.
Сексуальная компетенция – это совершенствование себя в области сексуальных знаний и умений. Повышение уровня сексуальной культуры включает в себя: культуру понимания, культуру межличностных отношений, культуру взаимодействия. Быть сексуально здоровым значит:
быть способным к наслаждению и контролю сексуального и детородного поведения в соответствии с нормами социальной и личной этики;
быть свободным от страха, чувства стыда и вины, ложных представлений, подавляющих сексуальную реакцию и нарушающих сексуальные взаимоотношения;
не иметь органических расстройств, заболеваний, мешающих осуществлению сексуальных и детородных функций.
5. Общественный потенциал (социальный аспект здоровья)
Социальная компетентность определяется, как способность человека оптимально адаптироваться к социальным условиям; стремление постоянно повышать уровень культуры общения, социального интеллекта, коммуникативной компетентности, обретения чувства принадлежности ко всему человечеству.
Неспособность к разрешению межличностных и межгрупповых конфликтов может послужить провоцирующим фактором асоциального и антисоциального поведения. У каждого человека должен быть выработан навык устанавливать контакт, возможность доверять кому-либо свои проблемы, выслушать другого. Счастье человека в основном состоит в углублении и расширении отношений с самим собой, с другими и с миром в целом. «Здоровое» общение между людьми может быть в случае, если партнеры честны, неформальны в общении, раскрывают свой внутренний мир, благосклонно взаимно обмениваются ресурсами (временем, деньгами, информацией, чувствами).
6. Креативный потенциал (творческий аспект здоровья)
Способность человека к созидающей активности, умение творчески самовыражаться в жизнедеятельности, выходя за рамки ограничивающих стандартных знаний.
Креативная компетентность — это, прежде всего, познание и созидание себя через различные средства, в том числе и через искусство, развитие в себе творческой гибкости в адаптации к миру. В «поле креативности» интегрируются все три уровня организации человека: когнитивный, эмоциональный, поведенческий. Раскрытие данного потенциала — это возможности выразить себя оригинальным разумом, чувствами, эмоциями, ощущениями, поведением.
Креативность выступает мощным фактором развития личности, детерминирующим ее готовность изменяться, преодолевать стереотипы. Для творческой жизни необходимы условия свободы и свободы от мнения других. Важно развивать доверие к творческой части личности, предоставлять ей свободу в этой деятельности, учиться генерировать оригинальные идеи, придавать завершенный вид продуктам своего мышления.
7.Духовный потенциал (духовный аспект здоровья)
Духовная компетентность — это способность воплощать высшие ценности в жизнь. Выражать — значит творить добро, отстаивать справедливость, а не только говорить об этом.
Духовность напоминает росток, который у многих завален «хламом социальной премудрости». Для того чтобы он пророс, необходимо создавать условия, в которых человек может пережить состояния добра, любви, справедливости.
Духовный потенциал можно раскрыть с помощью создания атмосферы принятия каждого, при которой открывается доступ к состояниям любви, веры, надежды. Дать опыт переживания высших состояний любви к себе, ближнему, к миру в целом.
Духовный потенциал — это стержень, на котором произрастает Цветок Потенциалов — Гармония Личности. Корни «цветка» погружены в традиции времен, состоящие из мудрости всей цивилизации.
ГЛАВА II. Раскрытие психологических потенциалов в поддержании и развитии здоровья личности
Тема 2.1. Роль психической саморегуляции в поддержании и развитии здоровья личности
Формирование психического здоровья предполагает гигиену тела и психогигиену, самовоспитание, самоуправление.
Под психологическим самоуправлением (саморегулированием) понимаются сознательные воздействия человека на присущие ему психические явления (процессы, состояния, свойства), выполняемую им деятельность, собственное поведение для поддержания или изменения характера их протекания [22]. Психическое самоуправление и саморегуляция соотносятся между собой как целое и частное: управление включает в себя регулирование. Переход от самоуправления к саморегуляции – это переход от замысла, идеи к воплощению их в жизнь. Если саморегуляция, как правило, подчинена решению задач ближайшего будущего, то самоуправление может быть нацелено на более долгосрочную перспективу – выбор жизненного пути, постановку задач самосовершенствования, конкретизацию целей, самовоспитания.
В современных психологических исследованиях понятие «саморегуляция» трактуется по-разному. Среди основных подходов выделяются несколько. Саморегуляция – это:
особый уровень программирования деятельности на основе процессов предвидения;
управление человеком своими эмоциями, чувствами, переживаниями;
целенаправленное изменение, как отдельных психофизиологических функций, так и нервно-психических состояний в целом;
целенаправленный сознательный выбор характера и способа действий;
«внутренняя» регуляция поведенческой активности человека;
взаимодействие внешнего и внутреннего в поведении и деятельности индивида, и т.д.
С практической точки зрения важно уяснить, что саморегуляция во многом зависит от желания человека управлять собственными эмоциями, чувствами, переживаниями, и как следствие – поведением [22].
В психологической науке существует множество подходов к классификации уровней психической саморегуляции. Рассмотрим уровни психической саморегуляуии с позиций психофизиолога Л.П. Гримака [22]. Выделяются следующие уровни:
Тема 2.2. Информационно – энергетический уровень саморегуляции (ЭИУС)
Данный уровень регуляции обеспечивает необходимую степень энергетической мобилизации физиологических систем для оптимального функционирования психики. Режим работы психики определяется той задачей, которая решается в данный момент, и ее соответствующим энергетическим обеспечением. Чрезмерная психическая активность, возникающая в результате избытка нервной энергии, приводит к ее разрядке через речевые, двигательные, физиологические реакции внутренних органов. Недостаток психической активности сопровождается включением механизмов мозга, вызывающих местное или общее напряжение скелетных мышц, которые вырабатывают большое количество нервных импульсов, поступающих в головной мозг, повышая уровень его бодрствования.
Выявлено три основных типа саморегуляции на ЭИУС:
Реакция «отреагирования»
Она заключается в усилении двигательной или психической активности. Человек буквально «не находит себе места», беспрестанно двигается, ходит, стремится «излить душу» в разговоре даже с посторонним человеком. Двигательное «отреагирование» носит охранительный характер.
Своеобразным способом регуляции многих тяжелых состояний является использование возможностей реагирования на эстетическую информацию.
Катарсис (очищение)
Психологический смысл катарсиса в настоящее время определяется как эмоциональное потрясение, испытываемое человеком под воздействием произведения искусства, способ освобождения от отрицательных переживаний и мыслей, состояние внутреннего облегчения. Катарсис можно считать средством преодоления и вытеснения противоречивых, тяжелых, мучительных переживаний, переживаниями положительными.
Ритуальные действия
Этот вид саморегуляции является распространенным способом воздействия на психику через соответствующую организацию внешних условий в целях стимуляции или, наоборот, снижения избыточной ее активности. В ритуале, как типе саморегуляции, исполнение действий строго канонизируется, значение их чисто символическое. Ритуал призван что-то внушить человеку, как-то его настроить, привить определенную стереотипную реакцию.
Обряды и ритуалы отражают потребность человека в определенном психологическом настрое, эмоциональном подкреплении, воздействии на подсознание, поддержании соответствующих состояний, регулирующих психическую устойчивость в трудных условиях деятельности.
Тема 2.3. Мотивационный уровень саморегуляции
Любые процессы саморегуляции начинаются с саморегуляции мотивации. В психологическом плане можно выделить три группы основных факторов, определяющих различия в мотивационной саморегуляции людей.
Индивидуально- личностные факторы.
Факторы, обеспечивающие состояние общей неудовлетворенности собой.
Индивидуально- личностные факторы
Сила мотивации, т.е. заинтересованность человека, в чем либо, проявляющаяся в психической энергии определенной интенсивности.
Осознанность мотивационных тенденций. В той или иной степени каждый человек осознает свои хорошие или дурные привычки и влечения, отдает себе отчет, насколько они устойчивы и в какой степени захватывают его внутреннюю сущность. Но человек может и не осознавать свои истинные жизненные потребности и стремления. В нашей мотивационной сфере немало неявных побуждений и стремлений, часто неосознанных, но оказывающих свое активизирующее действие. Некоторые привязанности, побуждения, мотивы настолько захватывают личность, что она не может взглянуть на них со стороны и осознать их смысл.
Смысловая насыщенность мотивации характеризует индивидуальный смысл содержательной стороны жизни личности. Человек ведет либо содержательную, насыщенную жизнь, либо не имеет долговременной цели в жизни, часто занимается бессмысленном делом, «убивает время».
Целостность мотивационных тенденций — характеристика направленности интересов личности степени ее социально – психологической устойчивости. Недостаточное развитие данного свойства проявляется в виде разобщенности жизненных планов и стремлений, их неувязанности друг с другом.
Реалистичность мотивации. Четкость представления себе, когда и каким способом следует добиваться поставленных целей. Поведение, в данном случае, мало расходится с истинными намерениями. В противном случае человек будет часто наталкиваться на непредвиденные обстоятельства, затрудняющие осуществление его планов.
Эмоциональная устойчивость мотивации. Человек с эмоциональной устойчивостью мотивации не склонен менять свои установки и намерения в зависимости от настроения. Постоянная импульсивность намерений и действий, неспособность долго заниматься каким- либо делом, периодическое увлечение второстепенными задачами – показатель неразвитости эмоциональной устойчивости.
Ситуационная независимость мотивации, то есть устойчивость мотивации во времени, когда на повседневное поведение человека оказывает решающее влияние перспективные цели. Ситуационная зависимость предполагает, что человек легко проявляет импульсивность, на его поведение оказывают сильное влияние обстоятельства и внешняя обстановка.
Факторы, обеспечивающие состояние общей неудовлетворенности собой
Депрессивность потребностей — мало осознаваемое смутное переживание неудовлетворенности своим жизненным положением.
Кризис принятия мотивов – состояние, которое характеризуется тем, что человек не может сделать окончательный выбор в данной ситуации.
Кризис реализации мотивов – обусловлен расстройством собственных планов, целей, надежд. Может сопровождаться отрицательными переживаниями, вплоть до общего снижения интереса к жизни.
Смыслообразующие факторы
Внешне опосредованная регуляция. Для саморегуляции используются не прямые способы самовоздействия (самоубеждение, самоприказ и т. п.) а какое-то необязательное, отвлекающее занятие, хобби, прогулки, путешествия, общение с искусством, людьми.
Активная смысловая регуляция. Требует прямых интеллектуальных усилий, переосмысления сложившийся ситуации, попыток с иных позиций взглянуть на свои желания и побуждения, открыть для себя новое видение жизни.
Резервная мотивация. Необходимость в резервной мотивации возникает, когда требуются дополнительные побудительные ресурсы. Примером может быть выполнение нужной, но неинтересной работы.
Методы непосредственной мотивационной саморегуляции
Аутогенная тренировка. АТ как метод саморегуляции позволяет дополнительно использовать в качестве приема своеобразный диалог с собой, по результатам которого можно судить о прочности закрепления необходимого психического образования. Использование диалога повышает эффективность субъективного контроля психологической готовности человека к предстоящей деятельности.
Самогипноз. Это целая система общения с собой, состоящая из трех стадий:
«Ревизия» своих мотивов. Человек мысленно смотрит на себя со стороны, оценивает свои желания, стремления, моральную чистоту своих жизненных целей. В результате выявляются слабые места. Человек корректирует систему мотивов, обновляет внутренние установки, приобретает смысл.
Предгипнотическая беседа с самим собой. Вслух, внятно и осмысленно резюмируются результаты пересмотра и переоценки своих мотивационных ценностей. На данном этапе себе могут быть заданы уточняющие вопросы, на которые должны быть даны четкие, откровенные ответы.
Действия. Стадия первоначальной реализации мотивов.
Тема 2.4. Эмоционально-волевой уровень саморегуляции
К данному уровню психической регуляции принято относить свойства, особенности, возможности человека которые он реализует при участии волевых процессов. Другими словами, эта сфера самообладания – умение владеть собой, своими действиями и поступками, переживаниями и чувствами, способность сознательно поддерживать и регулировать свое самочувствие и поведение в экстремальных ситуациях. Самообладание можно рассматривать как баланс эмоционального и волевого компонентов психики при господстве воли над эмоциями, независимо от факторов времени (К.К. Платонов, 1982)
Волевое действие представляет собой конечный результат сложной «обработки самого себя», то есть результат общения с собой. Автокоммуникация лишь предпосылка к волевому, логическому поступку. Для реального поступка человек должен располагать развитыми механизмами самоконтроля и саморегуляции.
В зависимости от ситуации или задачи, существенно меняются способы и виды работы над собой. Рассмотрим основные типы психической саморегуляции на данном уровне.
Самоисповедь как разновидность саморегуляции
Самоисповедь – начальный и необходимый момент процесса общения с собой. Самоисповедь является, по существу, полным внутренним отчетом перед собой о самом себе, о складывающихся жизненных обстоятельствах и о своей истинной роли в них. Осознание своих опрометчивых слов, неблаговидных действий, у морально развитого и воспитанного человека вызывает чувство досады, сожаления, самоосуждения. Затянувшееся переживание такой ситуации создает предпосылку к развитию комплекса неполноценности. Поэтому самоисповедь, процесс высказывания помогает человеку лучше разобраться в том, что его волнует.
Психологическая потребность в самоисповеди реализуется в разнообразных формах: поделиться своими переживаниями с незнакомым человеком, с близким другом, членом семьи, исповедоваться в церкви, самоисповедь.
Во все времена большую психопрофилактическую роль играли дневники, записи своих размышлений, переживаний. В наши дни людям не хватает времени для душевного общения, что является причиной психического напряжения. Современный человек часто вынужден поступать вопреки собственной личностной мотивации, вследствие некритического восприятия шаблонных поведенческих установок. Формирование привычки к самоотчету будет способствовать устранению нежелательной спонтанности и импульсивности в поведении, а также задействует механизмы интеллектуального и морального контроля.
Самоубеждение как специфический вид саморегуляции
Самоубеждение–это процесс коммуникативного критико-аналитического, сознательного воздействия на собственные личностные установки, ядро личностных мотивов. Основой данного процесса является логическое обоснование практической пользы того или иного действия.
Метод самоубеждения – один из самых действенных психологических инструментов самоуправления личности, отбора необходимой для этого информации, преодоления чужих, чуждых установок, собственных предубеждений, которые препятствуют адекватному восприятию действительности. Чтобы избежать неблаговидных поступков, разумно корректировать их, необходимо вовремя обращаться к собственному интеллекту. Мощный и развитый интеллект в состоянии противостоять самым невероятным жизненным обстоятельствам.
Наиболее действенным способом самоубеждения (самоутешения) будет тот, который опирается на трезвый интеллект, объективный подход к проблемам и противоречиям жизни. Активный поиск помогает найти реальные пути решения жизненных проблем, а также проверяет человека и придает ему уверенность.
Самоприказ как разновидность саморегуляции
Самоприказ, как элемент эмоционально – волевой саморегуляции, обеспечивает решительные действия в условиях ясной цели и ограниченного времени для раздумий. При выработке данного навыка формируется своего рода рефлекторная связь между внутренней речью и действием. Самоприказ – это «пусковой» стимул, который применяется в различных методах самоубеждения.
Самовнушение как особый вид саморегуляции
Самовнушение – это психорегулятор, который действует на привычном стереотипном уровне и не требует творческих усилий по анализу и разрешению затруднительной ситуации.
Эффект самовнушения известен с древних времен, но наибольшую известность получил как метод самовнушения Э. Куэ. Куэ первым предложил методы контроля мысли и подчеркивал, что позитивные мысли оказывают большое влияние на самочувствие и поведение человека.
Влияние самовнушений проявляется особенно эффективно, когда словесные сигналы сопровождаются яркими, образными представлениями.
Самоподкрепление и его роль в саморегуляции
Самоподкрепление относится к числу контролирующих реакций саморегуляции жизнедеятельности, т.е. базируется на механизме самоконтроля.
Реакции самоподкрепления (или самонаказания) регулируют поведение человека постоянно и непрерывно, включаясь в зависимости от ситуации.
Многие специалисты (К. Прайор и др.) считают самоподкрепление одним из наиболее полезных и действенных механизмов саморегуляции. Часто человек не получает благодарности даже от самих себя, что вызывает повышенную нервозность и депрессии. Развитая личность выбирает положительные способы подкрепления (прогулки, беседы с друзьями, чтение книг и т.п.), а не отрицательные (сигареты, пиво, пища, и т.п.).
Большое значение имеет самоодобрение. В основе методики самоодобрения лежит одобрение, каких – то своих действий, планов, итогов и результатов. Верное понимание причин собственных недостатков, страхов и неудач позволяет более спокойно и выдержанно относится к таким же недостаткам у других, что приводит к разумному отношению к себе, к окружающим, и, в конечном результате, к жизни.
Самоодобрение создает ощущение внутренней свободы и раскованности, приводит психику в уравновешенное состояние, позволяет проявится самокритичности, более ясному, честному, открытому выражению мыслей и чувств.
Тема 2.5. Индивидуально – личностный уровень саморегуляции
Данный уровень мобилизуется, когда надо «переделывать» самого себя, свои личностные ценности и психологические установки, а не обстоятельства.
К основным методам индивидуально – личностного уровня относятся:
Источник